Биографии Характеристики Анализ

Роль и значение автомобильного транспорта. §54

В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Транспорт в России занимал особое, место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать об его исторической роли в становлении и развитии Государства российского. Редко небо России было мирным и благополучным: революции, войны, голод и разруха, в годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает, что всякий раз возрождение нашей страны начиналось с развития транспорта. транспорт автомобильный двигатель бензин зажигание

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт принято подразделять на внутрипроизводственный и общего пользования (магистральный). К внутрипроизводственному транспорту относятся железнодорожные подъездные пути, межцеховые и внутрицеховые пути, внутренние автомобильные, подвесные и канатные дороги, монорельсовые пути, тракторный и гужевой транспорт в сельском хозяйстве и т.д. Это, как правило, технологический транспорт, обеспечивающий перемещение предметов труда внутри предприятий Магистральный транспорт общего пользования обеспечивает транспортно-экономические связи между предприятиями, возникающие в процессе расширенного капиталистического производства. К магистральному транспорту относятся железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт и линии электропередачи.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы России:

Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.

Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным транспортом и трубопроводным путями, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и повышения ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направленно на более плотное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе производственного комплекса страны. Благодаря своей маневренности автомобили перевозят грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют достаточно быстро доставлять и пассажиров, и грузы до конечного пункта. Преимуществами автомобильных перевозок являются большая провозная способность; быстрота доставки грузов и пассажиров; меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с воздушным, водным и железнодорожным транспортом.

Большинство грузов, которые ранее перемещались посредством железнодорожного транспорта на короткие расстояния, перевозятся теперь на автомобилях даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. За автотранспортом утвердилась ведущая роль в работах на строительстве с учетом его мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ на грузовых машинах.

Основным перевозчиком продукции сельского хозяйства к железнодорожным станциям и водным пристаням является автомобиль. Большинство товаров и продуктов розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и др. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км). В некоторых случаях даже при наличии параллельной железной дороги организация автобусного движения оказывается рациональной на маршрутах большой протяженности.

Наряду с отмеченными преимуществами автомобильный транспорт имеет некоторые более низкие технико-экономические показатели по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Один из существенных его недостатков -- низкий уровень производительности труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы подвижного состава автомобильного транспорта. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих. На автомобильном транспорте значительно выше затраты на топливо из-за больших мощностей двигателей (на единицу подвижного состава) и высокой стоимости бензина и дизельного топлива.

Стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, приходящаяся на 1 т грузоподъемности, в несколько раз выше, чем на речном или железнодорожном транспорте. Следовательно, для осуществления перевозок автомобильным транспортом на единицу перевозочной работы (при одинаковом среднем расстоянии перевозок) требуется больше капиталовложений, чем на железнодорожном или водном виде транспорта.

Автомобили, число которых неуклонно растет, оказывают вредное, а подчас губительное воздействие на окружающую среду. Ежегодно во всем мире автомобили выделяют в воздух миллионы тонн различных веществ, в той или иной мере токсичных, уносят в результате аварий сотни тысяч человеческих жизней, делают миллионы людей калеками.

Таковы факторы, без учета которых нельзя дать сколько-ни- будь достоверный прогноз развития автомобильного парка на ближайшее будущее.

Грузовой автомобильный транспорт мира выполняет 80% общего мирового объема грузовых перевозок. Ведущую роль он, по-видимому, сохранит и в обозримой перспективе, однако следует ожидать больших качественных изменений парка. Прежде всего, в нем возрастет доля автомобилей, грузоподъемность которых близка к пределу, допускаемому дорожными условиями. Найдут массовое применение специализированные автопоезда, перевозки грузов в контейнерах и пакетах.

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2013-м составил 138,5 млрд пасс-км (снижение на 8,6%), автомобильного (автобусы) - 139,2 млрд пасс-км (рост на 0,1%), воздушного - 146,9 млрд пасс-км (+30,6%).

Наибольший пассажирооборот в 2013 году на транспорте России был отмечен в июле, когда он составил 47,2 млрд пасс-км, а наименьший - в феврале (26,4 млрд пасс-км).

Пассажирооборот воздушного транспорта на международных линиях составил в прошлом году 80,8 млрд пасс-км (рост на 38%), а на внутренних - 55,4 млрд пасс-км (+22,6%).

Водный транспорт - транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

По типу используемых акваторий подразделяется на речной и морской. Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных. Перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр - таких, как Каспийское море) .

Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные) ; для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах.

Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.

Особый вид водного транспорта - буер - передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.

Водный транспорт
Водный транспорт - вид транспорта, перевозящий грузы и пассажиров по водным естественным (океаны, моря, реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища) путям сообщения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний водный транспорт.

Внутренний водный транспорт
Речной транспорт
Внутренний водный транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речное судоходство) .
По грузо- и пассажирообороту речной транспорт уступает автомобильному и железнодорожному транспорту.
Крупные реки мира, пригодные для судоходства, имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железные дороги, но использование возможностей речного транспорта зависит от общего уровня экономического развития - наибольший грузооборот речного транспорта имеют США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Китай.

>> Морские перевозки
Морские перевозки - перевозки грузов и людей, осуществляемые на судах по морским коммуникациям.

>> Морской транспорт
Морской транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство) .
Морской транспорт:
- характеризуется высокой грузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью, сравнительно небольшими затратами на перевозки;
- обслуживает 4/5 всей международной торговли;
- подразделяется на каботажный и международный дальнего плавания

Транспорт (лат. transporto - перемещаю) представляет собой от­расль производства, которая обеспечивает жизненно необходимую потребность общества в перемещении грузов и пассажиров в про­странстве и во времени.

Транспорт определяют как совокупность подвижного состава, спе­циально под него приспособленных путей сообщения и комплекса технических инженерных устройств и сооружений, обеспечивающих их нормальное функционирование.

Подвижной состав - это транспортные средства, в которых раз­мещается груз или находятся пассажиры. На автомобильном транс­порте это автомобили, прицепы, полуприцепы; на железнодорожном транспорте - локомотивный парк (паровозы, тепловозы, электро­возы), вагоны грузовые и пассажирские; на водных видах транспор­та - суда, баржи и буксиры; на воздушном траспорте - самолеты, вертолеты и дирижабли.

Специально приспособленные пути сообщения - это пути, пред­назначенные и оборудованные для движения подвижного состава конкретного вида транспорта, т.е. автомобильные дороги, железно­дорожные пути, водные и воздушные пути.

Комплекс технических инженерных устройств и сооруже­ний - это грузовые и пассажирские станции, терминалы, хабы , пун­кты погрузки и разгрузки грузов, ремонтные заводы и мастерские, заправочные станции, средства связи и сигнализации, системы управ­ления и т.п. Наиболее сложный комплекс у железнодорожного транс­порта, что связано с его конструктивными особенностями и техноло­гией производства процесса транспортировки грузов и пассажиров.

Все отрасли экономики, включая добывающую, перерабатываю­щую промышленности, сельское хозяйство, связь, энергетику, об­служиваются транспортом. В связи со сложностью организации про­цесса перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во време­ни транспорт рассматривается как самостоятельная сложная систе­ма. Транспорт при всей его самостоятельности является обслужи­вающей экономику отраслью. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает развитие и удовлетворение различных от­раслей экономики, а в современных условиях особенно остро вста­ет вопрос не просто о перемещении грузов и пассажиров в про­странстве, но и о соблюдении сроков доставки, установленных за­казчиком перевозок.

Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя продук­ции отдельных отраслей экономики, необходимой для его работы.

Транспорт обязан своевременно доставить требуемую продукцию от производителя к потребителю, не допустить порчи и потери гото­вой продукции и сырья, сократить время омертвления материальных средств, находящихся в процессе транспортировки. При перевозке пассажиров транспорт обязан обеспечить комфортные условия и своевременность доставки при минимальной стоимости перемеще­ния людей.

Поскольку транспорт отрасль обслуживающая, то его темпы раз­вития должны идти с опережением потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются наиболее целесообраз­ными видами резерва, так как при их отсутствии тормозится разви­тие отраслей экономики. Если не вывезен своевременно в сферу по­требления готовый продукт, то невозможно вернуть вложенные в продукт материальные средства.

Роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пас­сажиров, он выступает как катализатор активности экономики, свя­зывая производство и потребление и расширяя их масштаб, т.е. ак­тивно воздействует на процесс расширенного воспроизводства. Транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики, до­ставляя сырье из добывающей промышленности в перерабатываю­щую, а затем вывозя готовую продукцию к месту ее потребления. Только транспорт может обеспечить циркуляцию товаров путем их перемещения из сферы производства в сферу потребления.

Уровень развития страны определяется уровнем развития и со­стоянием транспорта. Значение транспорта многосторонне.

Экономическое значение транспорта состоит в том, что он объ­единяет все отрасли экономики, обеспечивает их развитие, связь и координацию. Транспорт, как сказано ранее, является единственным способом, обеспечивающим циркуляцию товаров.

Интересна роль транспорта в развитии туризма, как экономиче­ской отрасли, на которой отдельные страны строят свой государ­ственный бюджет (Греция, Италия, Египет, Тунис и др.). В индустрии туризма задействованы все виды транспорта. Для экскурсионного обслуживания широко применяется автомобильный транспорт. При этом под туризмои понимается длительность транспортного обслу­живания людей более суток, а под экскурсией менее суток.

Политическое значение транспорта состоит в возможности ма­неврировать ресурсами, оперативно разрешать любые нештатные ситуации, что и обеспечивает устойчивость государства. Такая роль особенно важна для организации помощи регионам, терпящим сти­хийные бедствия.

Культурное значение транспорта - это возможность распро­странения с его помощью различных ценностей для повышения куль­туры и образования населения. При этом сам транспорт также ста­новится элементом культуры: во многих странах мира получили раз­витие музеи различных видов транспорта, выставки достижений транспорта и т. п. Транспорт обеспечивает познавательный туризм.

Социологическое значение транспорта заключается в эконо­мии времени, облегчении труда и повышении его производительно­сти, так как при некачественном транспортном обслуживании тру­довых поездок (поездки на место приложения труда) человек снижа­ет работоспособность на 10... 12 %. Транспорт способствует органи­зации досуга населения для восстанавления работоспособности.

Научное значение транспорта состоит в том, что он ставит пе­ред наукой сложные задачи для возможности предоставлять услуги более качественно и с меньшей стоимостью. Отдельные задачи транс­порта до сих пор не решены наукой. Например, нет окончательного решения многих экологических проблем, которые создает транспорт, не построена математическая модель такой сложной, стохастичной и неустойчивой системы, как транспортная, так как требует учета очень большого количества факторов. На сегодняшний день есть мо­дели лишь отдельных составляющих общей системы.

Оборонное значение транспорта заключается в возможности быстрой передислокации населения, войск и производства в случае военных действий и при чрезвычайных ситуациях. Примером мо­жет служить перемещение заводов по производству военной техни­ки в начале Великой Отечественной войны из европейских регио­нов СССР в Зауралье и эвакуация населения в восточные регионы страны и среднеазиатские республики. Это дало возможность со­хранить жизнь населению и обеспечить победу нашей страны над Германией.

Значение спортивных достижений для развития транспор­та. На всех видах транспорта создается специализированный под­вижной состав, на котором отрабатываются различные конструктив­ные особенности, позволяющие, прежде всего, добиваться повыше­ния скоростей. Это гоночные автомобили, катера и др. При усовер­шенствовании отдельных узлов конструкции на скоростном подвиж­ном составе такие детали затем применяются в серийном производ­стве транспортных средств.

Специфическое значение транспорта. Отдельные виды транс­порта, например, воздушный, способны выполнять специальные ра­боты для некоторых отраслей экономики. Примером могут служить подъем вертолетами строительных тяжеловесных и крупногабарит­ных конструкций при возведении высотных зданий, внесение удо­брений для сельхозугодий; переработка рыбы на судах во время перевозки; расширение фарватера (гол. uaarivater , иагеп - двигать­ся, плавать и water- вода, т.е. безопасный проход по водному про­странству, характеризующийся достаточной глубиной) дноуглуби­тельными судами и др.

Управлением всеми видами транспорта занимается Министерство транспорта Российской Федерации (федеральное министерство). Его функции - выработка государственной политики, нормативно­правовое регулирование, стратегическое развитие, организация ра­боты, разработка технической политики и др.

В состав министерства входят департаменты железнодорожного транспорта, гражданской авиации, автомобильного и городского пас­сажирского транспорта, морского и речного транспорта, дорожного хозяйства, международного сотрудничества, имущественных отно­шений и территориального планирования, транспортной безопас­ности и специальных программ, правового обеспечения и законо­проектной деятельности, программ развития, экономики и финан­сов. Заметим, что трубопроводный транспорт подчиняется министер­ству нефтяной промышленности, в состав которого входит главное управление по транспортировке и поставке нефти.

Управление непосредственно транспортным процессом перевоз­ки грузов или пассажиров на любом виде транспорта имеет свою специфику. Последовательность построения управленческих реше­ний показана на рис. 1.1.

Информация поступает в виде заявки (разовые перевозки) или договора (более длительные перевозки) от заказчика о потребности в транспортном обслуживании. В заявке указывается месторасполо­жение отправителя и получателя груза, объем и структура груза, ча­стота и время поставки, особенности принятия груза и другие поже­лания заказчика. Кроме того, на предприятие должна поступать те­кущая информация от грузовладельцев, гидрометеоцентра, ГИБДД о состоянии дорожно-транспортных сетей.


Цель и задачи - это общая политическая линия в экономике дан­ного предприятия (завоевания определенного сегмента рынка, ис­пользование определенных типов подвижного состава, расширенное предложение услуг, наращивание объемов и т.д.).

Планирование зависит от сроков взаимодействия с заказчиком - от оперативно-суточного до годового.

Принятие решений происходит на основе планирования и теку­щей информации.

Исполнение решений и контроль является самым ответственным элементом системы управления, которая обеспечивается прямой и обратной связью со всеми участниками процесса перевозки, главным из которых является водитель. Контроль на линии осуществляется с помощью информационных систем, а после выполнения перевоз­ки - по показаниям таких приборов, как спидометр и тахограф. Нуж­но заметить, что информация на тахограмме принимается как веще­ственное доказательство при разборе сбойных ситуаций в суде.

Значение транспорта для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции го­сударства.

Экономическая роль транспорта состоит в том, что он является органическим звеном любого производства, специализации и кооперации предприятий, а также служит для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств.

Транспорт - важный фактор в экономической интеграции, а так же в международной торговле.

Социальное значение транспорта заключается в обеспечении тру­довых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении больших объемов мате­риалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохра­нению здоровья, предоставляя возможность людям пользоваться оздорови­тельными районами не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает всем людям территориальную доступность курортов с их це­лебными источниками, а также специальных медицинских центров в сто­лицах и крупных городах.

Культурное значение транспорта весьма велико и многообразно. Это общение между людьми и способ удовлетворения их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку газет, журналов, книг и т. д. в населенные пункты, а также дает возможность производить междуна­родный обмен.

Мощным стимулятором роста культуры является общение широких масс народа с учеными, писателями, художниками, музыкантами, поезд­ки на симпозиумы, конференции, фестивали, выставки и т. п.

Оборонное значение транспорта - это один из важнейших факто­ров обороноспособности государства. Это переброска войск и вооружения, снабжение, эвакуация людей и материально-технических ресурсов.

Основная задача транспорта - полное удовлетворение по­требностей промышленности, сельского хозяйства и населения в пе­ревозках, как по объему, так и по качеству.

Качество перевозок проявляется:

В обеспечении безопасности движения;

Сокращении сроков доставки грузов и пассажиров;

Соблюдении регулярности перевозок;

Повышении уровня комфорта;

Обеспечении полной сохранности перевозимых грузов;

Достижении более высокой экономичности перевозок.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеоб­щее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транс­порт осуществляет связи, порождаемые технологическим разде­лением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводствен­ный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обра­щения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производ­ства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования - желез­нодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей со­общения). Эти виды транспорта вместе с системой складов яв­ляются материальной основой процесса обращения. Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструкту­ры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая ус­луги населению, а с другой - он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих являет­ся трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15-20%, дос­тигая по некоторым грузам 45-50%.



Темпы развития транспорта должны соответствовать эконо­мическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопро­вождается пропорциональным увеличением стоимости основ­ных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития эко­номики страны транспортная отрасль должна изменяться в соот­ветствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Сущест­вует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт оказывает воздейст­вие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, "колесами" экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструк­туру не гарантируют роста экономики. Успех зависит прежде всего от экономической политики государства в целом.

1. Каково значение водного транспорта в развитии хозяйства России?

Водный транспорт – это природные пути, недорогие в эксплуатации, массовость перевозок грузов и пассажиров. Самая большая единичная грузоподъемность. Наиболее значима роль водного транспорта там, где отсутствуют другие его виды.

2. Выберите верный ответ. Речной транспорт имеет большое значение: а) в Приморском и Хабаровском краях; б) в республике Саха (Якутия) и Магаданской области; в) в Московской и Саратовской областях.

Верный ответ: а) в Приморском и Хабаровском краях.

3. Охарактеризуйте морской транспорт. Перечислите крупнейшие порты страны.

Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю. Единственный район, в котором важную роль играют внутрирайонные морские перевозки, - Дальний Восток, где северо-восточные территории снабжаются всем необходимым из портов южной части района.

Крупнейшие порты страны:

Тихоокеанский бассейн: Владивосток, Находка;

Балтийский бассейн: Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Калининград;

Черноморско-Азовский бассейн: Новороссийск, Туапсе, Севастополь;

Северный бассейн: Архангельск, Мурманск.

4. Выберете верный ответ. Крупным портом Тихоокеанского бассейна является: а) Санкт-Петербург; б) Мурманск; в) Владивосток; г) Новороссийск.

Верный ответ: в) Владивосток.

5. Назовите особенности авиационного транспорта.

Авиационный транспорт – самый дорогой, но и самый быстрый.

6. Что такое транспортный узел? Каково значение транспортных узлов?

Транспортный узел – пункт, где сходятся несколько видов транспорта или несколько транспортных путей, и осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортные узлы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта.

7. Какими видами транспорта вы будете добираться из дома в Архангельск, Пермь, Астрахань, Магадан и почему? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь? Составьте подробные маршруты.

Добираться из дома (Челябинска) до Архангельска будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 2 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Перми будем поездом, т.к. расстояние между городами не большое, а поездка – не дорогая. Наш путь будет проходить через Екатеринбург.

Добираться из дома (Челябинска) до Астрахани будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 1,5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву (1 пересадка).

Добираться из дома (Челябинска) до Магадана будем самолетом, потому что расстояние до конечного пункта назначения достаточно большое (более 5 тыс. км). Наш путь будет проходить через Москву и Новосибирск (2 пересадки).

8. В мире сегодня активно развиваются технологии интеллектуальных транспортных систем (ИТС), позволяющие оптимизировать дорожное движение и прежде всего повысить его безопасность. С помощью современных электронных систем данные о ситуации на дорогах собираются в специальные центры, где анализируются. Результаты затем направляются обратно на дороги, вдоль которых установлены табло, информируемые водителей о дорожной ситуации. Информация для водителей может передаваться так же с помощью мобильных телефонов, радиоприемников и навигационных систем. Каким вы видите развитие этого сектора в России в ближайшие 10 лет?

При применении систем ИТС будет сокращено время в пути и оптимизирован выбор маршрута или вида транспорта, повысится эффективность использования транспортной инфраструктуры. Пользователи автотранспорта смогут избежать потерь времени в заторах, поисках парковки, особенно на въездах в город, и достичь конечных целей поездки в кратчайший срок. Наиболее эффективное транспортное обслуживание будет направлено на ускорение транспортного потока и сокращение заторов на основных маршрутах движения.