Биографии Характеристики Анализ

Н и кареев биография. Кареев Н

Заслуга Николая Ивановича Кареева (1850-1931) перед отечественной социологией состоит в том, что он первым в России начал читать систематический курс социологии, издал первое в России учебное пособие по социологии "Введение в изучение социологии" и признан как основоположник истории русской социологии. Развитию социологии в России им были посвящены специальные работы: "Основы русской социологии" (1996), "Прожитое и пережитое" (1990), в которых представил методологию, периодизацию и основные направления русской социологии второй половины XIX - начала XX в.

Как социолог Н. И. Кареев сформировался под воздействием философских учений Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, социологических идей П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, М. А Бакунина и П. А. Кропоткина, Е. В. Де Роберти и М. М. Ковалевского. Несмотря на личное знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом и высокую оценку ими его магистерской диссертации "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века", русский социолог, отдавая должное марксистскому учению, критически относился к концепции "экономического материализма".

Научное наследие Н. И. Кареева насчитывает свыше 450 работ, значительное число которых еще не опубликовано. К работам, в которых изложены его социологические воззрения, относят: "Основные вопросы философии истории" (1883), "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889), "Историко-философские и социологические этюды" (1895), "Введение в изучение социологии" (1897), "Общие основы социологии" (1919), "Основы русской социологии" (1919-1929).

Н. И. Кареев предлагая все науки об обществе разделить на две группы: науки о явлениях - феноменологические и науки о законах - номонологические. Так, к первой группе он отнес те науки, которые должны описывать явления и показывать их взаимную связь (например, историю и философию истории). К группе номонологических наук он причислял социологию, задача которой "открывать законы, управляющие общественными явлениями". Как считал сам Н. И. Кареев, он предвосхитил идеи В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Зиммеля, поскольку лишь "много времени спустя в немецкой философской литературе сделано было аналогичное различие между двумя категориями наук".

Социологию Н. И. Кареев определял как науку о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их изменениях, о характере процессов, в нем совершающихся, "где бы, когда бы все это не существовало и не происходило". Так же как и О. Конт он считал, что социология изучает общество "интегрально", являя собой общую теорию социального. Интегральный характер социологии Н. И. Кареев объяснял следующим образом: социология не может быть простым механическим соединением общих теорий политики, юриспруденции и экономики, так как она изучает "не три различных предмета - государство, право и народное хозяйство, а один предмет - общество". С его точки зрения, социология как наука теоретическая лишена прикладного характера. Следуя идее, высказанной теоретиком анархизма М. А. Бакуниным о том, что социология не должна прогнозировать "формы будущей общественной жизни", Н. И. Кареев утверждал, что если социология желает быть наукой, то она не должна ставить вопросов о наилучшем устройстве общества. Чтобы оставаться положительной наукой социология должна быть "беспартийной и надклассовой".

Будучи профессиональным историком и политиком, И. И. Кареев видел различие социологии, истории и политики в том, что задача социологии интегрировать знания общественных наук, "открывать законы, управляющие общественными явлениями", задача истории - изучать конкретное прошлое, "без какого бы то ни было поползновения предсказывать будущее", а задача политики - "давать практические наставления". История, по его мнению, подготавливает для социологии "необходимый фактический материал", а дело социологии - "находить проявления эволюционной законообразности".

В целом, считая социологию позитивной наукой, Н. И. Кареев был не согласен с О. Контом по двум вопросам. Во-первых, основоположник социологии сразу перешел от биологии к социологии, минуя психологию. Русский социолог предлагал между биологией и социологией поставить психологию, причем не индивидуальную, а коллективную. Именно коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку общественные явления, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, посредством которых человек может передать человеку не только мысль, но и свое настроение, даже внушить ему известное стремление или действие. Во-вторых, Н. И. Кареев не был согласен с идей О. Конта о том, что стадии эволюции общества обусловлены сменой форм мышления.

Отмечая значимость марксизма за то, что он ввел в социологию экономический анализ социальных явлений, русский социолог считал, что теория марксизма аксиоматична, абсолютизирует значение только одного экономического фактора и фактически остается на доконтовском уровне.

Методологической основой социологии Н. И. Кареев признавал позитивистскую методологию. Вслед за О. Контом он предлагал рассматривать общество в двух измерениях - статике и динамике, определяя статику как анатомию, а динамику - как физиологию общественного организма. Первая изучает явления общественного строения и является теорией общественного равновесия, вторая - исследует совершающиеся в общественном организме процессы и является теорией общественного развития.

В качестве основных методов социологического познания И. И. Кареев выделял сравнительно-исторический, который позволяет представить статическую картину общества, и эволюционный, позволяющий рассмотреть динамику развития общества как смену фаз или культурных типов, а также причин их возникновения, оформления и смены. При этом он разделял основные положения методологии субъективной социологии П. Л. Лаврова и Н. Н. Михайловского в исследовании общественной жизни. Н. И. Кареев считал, что субъективный элемент при изучении общества необходим, так как любое общественное явление должно рассматриваться познающим субъектом сквозь призму определенного идеала.

Личность и общество, согласно воззрению Н. И. Кареева, находятся в непрерывном взаимодействии, обусловливая друг друга. Отправным пунктом социологии он считал признание "общественности человека" и отказ от "фикции естественного человека до общества и вне общества". Н. И. Кареев утверждал, что личность - "единственное реальное существо, с которым имеет дело социология". Народы или отдельные классы одного и того же народа - это суть собирательные единицы, состоящие из отдельных личностей, и лишь последние мыслят, чувствуют, желают, стремятся и действуют. В противоположность О. Конту, который признавал реальным только общество, русский социолог считал, что поскольку человеческие индивидуумы находятся в постоянном взаимодействии, именно изучение разных видов взаимодействий между отдельными людьми и составляет главную задачу коллективной психологии, которая и должна быть непосредственной основой социологии.

Личность в социологических воззрениях Н. И. Кареева предстает как микрокосмос, как субъект психических переживаний, чувств и мыслей, потребностей и интересов, желаний и стремлений. В личности социолог выделял два основных аспекта - психологический и этический. Особое внимание он уделял антропологическим, психологическим и социальным характеристикам личности как субъекта культуры. С его точки зрения, личность является не только носителем существующей культуры, но и ее творцом. Взаимодействие личности и социальной среды рассматривалось как противодействие "традиций и инноваций". Если социальная среда посредством традиций стремится подавить индивидуальность, то личность посредством инноваций борется за свою индивидуальность.

Н. И. Кареев разделял точку зрения П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского на роль выдающейся личности в истории, на ее отношения с народом. Он утверждал, что преимущественно двигают общество "личности, которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества для движения", выражая назревшие потребности. По его мнению, предназначение выдающейся личности состоит в том, чтобы организовать движение народа в определенном направлении.

Н. И. Кареев определял общество как "совокупность множества отдельных человеческих существ, известным образом между собою связанных и потому образующих определенную систему". Общество, согласно представлению русского социолога, есть сложная система психологических взаимодействий личностей. Причем он отличал процессы психического взаимодействия между членами общества от продуктов этого взаимодействия.

Характеризуя вслед за Г. Спенсером и Е. В. Де Роберти общество как "надорганическую среду", Н. И. Кареев различал в ней две составляющие: социальную организацию и культурную группу. Социальная организация определяет место личности в обществе, а культурная группа - ее оригинальность, отличие от "личностей другой культурной группы". Духовная культура, являясь совокупностью идей, существующих в обществе, оказывает влияние на поведение отдельных его членов, а от этого поведения зависят и их практические отношения, лежащие в основе общественных форм.

Взаимодействие личности и общества П. И. Кареев характеризовал следующим образом: личность стремится к самоопределению в обществе, а социальная среда - к ассимиляции личности в себе. В обществе, как соединении множества отдельных психических жизней, взятых в пространстве и времени, действуют силы внушения и подражания, причем люди вступают в известный психический обмен и накапливают результаты коллективной психической работы. Пока влияние одного человека на другого или их взаимодействие ограничиваются изменениями во внутреннем мире каждого из них, т.е. отражаются на их понятиях, чувствовании и желаниях, эти лица находятся между собой в отношениях чисто психического характера. Другое дело, подчеркивал социолог, когда один оказывает влияние на поступки другого, на его поведение, и когда между двумя лицами устанавливаются практические отношения, имеющие двусторонний характер. Эти практические отношения, основой которых выступает также психологическое взаимодействие, и являются, по его мнению, самыми первичными элементами, из которых складываются все сложные системы практических отношений: экономических, юридических и политических.

Н.И. Кареев понимал социальную эволюцию как изменения социальной организации и культуры в процессе взаимодействия людей. С его точки зрения, социальная эволюция обусловлена тремя группами факторов: географическими, антропологическими и историческими. Общей тенденцией социальной эволюции социолог считал интернационализацию и всемирно-историческую преемственность. Социальная эволюция протекает неравномерно, включая в себя множество эволюционных рядов, и сопровождается кризисами, причина которых в нарушении "статического закона взаимного соответствия элементов культуры и социальных форм". Главным показателем кризисов выступают революции, избежать которые можно с помощью проводимых реформ.

Как и многие социальные мыслители конца XIX в. Н. И. Кареев большое внимание уделил рассмотрению проблеме общественного прогресса. Свое понимание этой проблемы он излагал, анализируя уже имеющиеся зарубежные концепции социального прогресса Г. Спенсера, Ч. Дарвина и К. Маркса. Критикуя эти концепции за биологизм и экономизм, предложил этико-психологический подход к осмыслению общественного прогресса.

С точки зрения Н. И. Кареева, социальный прогресс следует рассматривать не как единый процесс, а как состоящий из пяти основных направлений: умственный прогресс, нравственный прогресс, политический прогресс, юридический прогресс, экономический прогресс. Предложенная им "формула прогресса" включала в себя три компонента, которые подчинены главной цели прогресса - развитию личности:

  • - идеал, в качестве которого выступает развитая личность, существующая в условиях индивидуальной свободы и общественной солидарности;
  • - пути достижения идеала посредством переделки критической мыслью культуры, быта и социальной организации;
  • - выражение закона общественного прогресса, которое состоит в самоосвобождении личности и подчинении ей общества.

Исходя из критерия роли насилия в социальном взаимодействии, а также уровня свободы, равенства и солидарности, И. И. Кареев выделил пять этапов социального прогресса:

  • 1) первобытные общества, где господствует грубая сила и которым присущи антагонизм и анархия;
  • 2) общества, в которых сохраняются господство грубой силы и антагонизм, но уже имеются централизация и дифференциация в форме соединения деспотизма с анархией;
  • 3) общества, в которых ослаблены господство грубой силы, антагонизм и анархизм, свойственные предыдущему этапу;
  • 4) общества, где господство грубой силы уступает ведущую роль правовому регулированию, в которых устанавливается гражданское самосознание в форме сочетания свободы и порядка;
  • 5) идеальные общества, которым свойственны полная солидарность и где царит истина и справедливость.

Общая логика социального прогресса виделась Н. И. Карееву как процесс выхода человечества из естественного состояния посредством приспособления личности к общественной среде и последующим отрицанием власти этой среды.

Особенностью подхода И. И. Кареева к рассмотрению социологических проблем являлось неизменное обращение к тому, как эти проблемы ранее решались в истории зарубежной и отечественной социологии. Знание истории развития социологической мысли он считал необходимым условием научного познания прошлой и современной жизни общества, так как оно помогает исследователю "более исторически понимать культурное значение" социологических проблем. Его работы по истории зарубежной и отечественной социологии были написаны в историко-критическом жанре.

H. И. Кареев одним из первых в России предпринял попытку осмыслить процесс развития социологии как науки и посвятил этому несколько специальных работ. Особое внимание уделил вопросу зарождения научной социологии, исторической миссии О. Конта и влиянию его идей на последующее развитие социологии. В работе "Огюст Конт как основатель социологии" (1903) Н. И. Кареев отмечал, что основоположник социологии верно угадал исторический запрос своего времени, благодаря чему создал один "из грандиозных памятников человеческого ума". Н. И. Кареевым была предложена классификация основных направлений мировой социологии. В качестве критерия выделения он использовал противоположность теоретических подходов: позитивизм - антипозитивизм, марксизм - антимарксизм, объективизм - субъективизм, натурализм - психологизм.

Н. И. Кареев считал, что русская социология развивалась параллельно с западноевропейской. Он признавал "начинателем новой науки" в России Н. Г. Чернышевского. С появлением работ П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, отмечал он, в России "началось развитие социологической литературы". Проникновение в российскую общественную мысль позитивизма сопровождалось включением его теорий в различные философские, культурологические и политические направления и формированием на этой основе оригинальных социологических концепций.

В истории российской социологии Н. И. Кареевым были выделены следующие основные периоды ее развития:

  • - конец 1860-х - середина 1890-х гг.;
  • - с середины 1890-х гг. до 1917 г.;
  • - после 1917 г.

С его точки зрения, для первого периода характерно зарождение субъективного направления, противостоящего социологическому натурализму; второго - борьба марксистской социологии с противостоящими ему социологическими учениями; третьего - установление господства марксистской социологии и возможность сближения "экономизма" и "психологизма". Предложенная Н. И. Кареевым периодизация начального периода развития социологии в России до сих пор используется в учебной и научной литературе по истории русской социологии.

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния работ основателя позитивизма О. Конта на творчество Н.И. Кареева, как одного из популяризаторов идей позитивизма в России. В статье рассматриваются ключевые идеи позитивистского учения на основе наиболее известных и популярных работ Конта, а также изучено влияние идей позитивизма на воззрения Кареева. В статье также рассмотрена научная деятельность российского ученого как обществоведа.

Социологическая теория Кареева

В 50-60-е годы XIX в. в общественном сознании и мировоззрении прогрессивных российских интеллектуалов оригинальные идеи и творчество О. Конта произвели идеологический и научный переворот. Работы Конта и его последователей повлияли на воззрения многих русских позитивистов - Е. де Роберти, М. Филиппова, Н. Михайловского, Н.И. Кареева и других прогрессивных российских обществоведов.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) преподавал в Варшавском, а затем в Петербургском университете, в 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и в 1929 г., несмотря на негативное отношение к советской власти, был избран почетным академиком Академии наук СССР.

Социологическая теория Кареева сложилась в первой половине 1880-х гг. Основным идейным источником обществоведения в 1880-х и до середины 1890-х гг. российского ученого оставался позитивизм, в том числе французский позитивизм и особенно учение Конта. Н.И. Кареев признавал авторитет французского мыслителя как одного из основателей обществоведения в качестве научной дисциплины.

Однако следует отметить, что Кареев весьма критически относился к наследию великого французского мыслителя и отмечал свое принципиальное несогласие с некоторыми постулатами контовского учения еще в 1876 году. Так, по мнению российского ученого, Конт необоснованно рассматривал биологию и психологию как интегральные составляющие социологии. Кареев был убежден в том, что невозможно объяснить социальные процессы, учитывая только материальные факторы общественной жизни. Таким образом, по мнению русского мыслителя, коллективная психология обладала потенциалом превратиться в подлинную основу обществоведения, так как большинство общественных явлений представляют собой духовное взаимодействие между людьми.

К личности Конта многие из российских социологов, в том числе, и Кареев, относились критически. Н.И. Кареева, как и многих российских обществоведов второй половины XIX в., привлек к позитивистскому учению не личный авторитет французского философа, а типологическая методология позитивизма, представлявшаяся в то время российским интеллектуалам перспективной программой для дальнейших исследований в области социальных наук.

Социолог, по мнению Кареева, руководствуясь идеалами, конструирует формы общественного бытия, что «упрощает слишком сложные реальные отношения и облегчает изучение действительности» . Однако в данном случае абстрактный подход к изучению общественных процессов превращается в отказ от объективного анализа общественных отношений, а социология акцентирует внимание на феноменах и событиях в жизни общества как результатах воли и разума человека. Поэтому Кареев дополнял обществоведение субъективистской теорией исторического прогресса. Он полагал, что идея прогресса имеет и субъективный источник, хотя в своей объективной составляющей прогресс вполне основывается на историческом наблюдении и на позитивном историческом знании (например, перманентном увеличении власти человека над природой). Таким образом, Кареева можно рассматривать как последнего крупного исследователя в истории российского обществоведения, который использовал в своих работах субъективный метод.

Роль Кареева в развитии социологии в России

Изучая роль Н.И. Кареева в процессе институционализации социологии в России, необходимо отметить, что развитие обществоведения как новой области академического и научного знания в университетах сдерживали политические факторы.

Первый курс социологии был прочитан профессором Н.И. Кареевым в Петербурге в конце 90-х годов. Затем Кареев вскоре издал свои лекции по социологии отдельной книгой. В библиографии данной работы русским авторам принадлежало 260 источников из 880, однако указанный список оказался неполным - отечественных социологических исследований на тот период было гораздо больше.

Н.И. Кареев также известен как историограф российской дореволюционной социологии. В своих монографиях «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и статье «Основные направления социологии и ее современное состояние» (1903) он предлагал систематизированные обзоры состояния российского обществоведения, его истории и методологических проблем. Он объяснял важное значение систематических обзоров по социологии необходимостью интеграции в теории и методологии различных школ и подходов для создания общепризнанной теории общества, полагая, что именно таким способом можно обеспечить эффективное международное сотрудничество социологов. В указанных работах он не только систематизировал и периодизировал историю социологии, выявляя различия между социологическими практических задач обществоведения, но и описывал концептуальное многообразие обществоведческих подходов в России, полагая, что причиной тому стали различные интерпретации противоречий социологической теории Конта.

Кареев также ввел типологию российского обществоведения, в которой выделил марксистское и немарксистское направление. Рассматривая проблемы институционализации социологии в России, Кареев придавал значение национальную специфике ее развития. Кареев выделил три основных периода в развитии отечественной дореволюционной социологии: этап до 1890-х гг. он характеризовал борьбой субъективной школы с натуралистическим редукционизмом и появлением марксистской школы; период с середины 90-х гг. до 1917 г. он рассматривал как борьбу марксистского и немарксистского направлений в социологии; и господство марксистской социологии после 1917 г.

В конце XIX в. социологию преподавали как факультативный спецкурс в Санкт-Петербургском университете и в Политехническом институте, в Харькове и Варшаве, а социологические материалы преподавались Н.И. Кареевым и А.Лаппо-Данилевским в рамках курсов по методологии истории, а также М. Ковалевским и В. Хвостовым в программе курсов по истории политико-экономических учений.

Н.И. Кареев полагал, что главная задача социологии состоит в развитии человеческой личности, нравственного и общественного прогресса. Он также предлагал ввести в школьные программы основные элементы социологического знания для воспитания гражданских качеств у юного поколения. С 1895 года он разрабатывал и издавал программы для самообразования по обществознанию. Однако данные инициативы вызвали противодействие как царского, так и советского правительства. В результате чего в начале 1920-х гг. эксперимент преподавания основ обществоведения в школе был свернут. Также в начале 1920-х гг. был расформирован Социологический институт в Петрограде, под эгидой которого Н.И. Кареев, П.А. Сорокин и другие социологи организовывали лекции.

Трагическая судьба Кареева, в последние годы жизни вынужденного, в отличие от многих его коллег, высланных в начале 1920-х за рубеж, уйти во «внутреннюю эмиграцию» , семью которого коснулись репрессии советской власти, символизирует не только трагедию российского обществоведения в эпоху сталинизма, но и служит примером, к каким печальным последствия может привести монополия доктрины в области социальных наук.

СССР Место работы Московский университет , Варшавский университет , Петербургский университет

Никола́й Ива́нович Каре́ев (24 ноября [6 декабря ] , Москва - 18 февраля , Ленинград) - русский историк и социолог. С 1910 - член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1917 г. - Российской Академии наук), с 1929 - почётный член Академии наук СССР .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2001184 Ocherk 01 Аудиокнига. Кареев Н. И. "Общий ход всемирной истории"

    ✪ Социальная психология. Социологическое учение Кареева.

    ✪ 2000115_Glava_1_Аудиокнига. Соловьев Сергей Михайлович. История России с древнейших времен. Том 1

    Субтитры

Биография

«Мой дед со стороны отца (звали его Василий Елисеевич) был генералом и занимал должность полкового командира, когда умер ещё в сороковых годах в Москве, где и поселилась его жена и где в её доме 24 ноября 1850 года я увидел свет в день именин матери».

- Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С.48

Детские годы Н. И. Кареев провел в деревне Аносово Смоленской губернии. Учился в 5-й московской гимназии (до 1869), а в 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета , причём первоначально он выбрал славяно-русское отделение и академика Ф. И. Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В. И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3-й московской гимназии . Выдержав в 1876 году магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века». M., 1879), защищенной им в 1879 году. В 1878-1879 годах по приглашению историко-филологического факультета Московского университета Н. И. Кареев читал курс истории XIX века в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 года по конец 1884 года состоял экстраординарным профессором Варшавского университета , откуда также получил заграничную командировку для приготовления докторской диссертации («Основные вопросы философии истории», М., 1883). Сочинение это вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам». Варшава, 1883.

В сентябре 1899 года уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжил преподавать в Александровском лицее . С 1902 года читал лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901 гг.); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений и работал в комитете литературного фонда (в 1909 г. - председатель комитета), равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоял фактическим председателем. С 1904 года состоял гласным Петербургской городской думы .

8 января 1905 года участвовал в депутации из десяти человек (Максим Горький , А. В. Пешехонов , Н. Ф. Анненский , И. В. Гессен , В. А. Мякотин , В. И. Семевский , К. К. Арсеньев , Е. И. Кедрин , Н. И. Кареев и рабочий-гапоновец Д. Кузин), явившейся к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены некоторых предпринимаемых военных мер. Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию. Тогда депутация явилась на приём к С. Ю. Витте , убеждая его принять меры, чтобы царь явился к рабочим и принял гапоновскую петицию. Витте отказался, ответив, что он совсем не знает этого дела и что оно до него совсем не касается. После событий 9 января 1905 года Кареев был подвергнут 11-дневному заточению в Петропавловской крепости.

В июле-августе 1914 г. пять недель находился в немецком плену.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (в имении его родственника О. П. Герасимова в Смоленской губернии), находился под домашним арестом пять дней.

18 октября 1930 года был подвергнут академиком Н. М. Лукиным несправедливой критике на заседании методологической секции «Общества историков-марксистов».

18 февраля 1931 - Н. И. Кареев на 81 году жизни скончался. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде.

Семья

Жена - Софья Андреевна Линберг (1863-1926), дочь известного педагога, автора учебников географии и составителя географических атласов Андрея Леонардовича Линберга (1837-1904 ).

Имя Кареева носят Всероссийский конкурс научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике.

Научная деятельность

В творчестве Н. И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с работами его учителя, В. И. Герье :

  1. Французская революция;
  2. русско-польские отношения;
  3. проблемы философии истории.

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филологических записках » и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ).

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодёжи сочинения:

  • «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Примечания

Литература

Список произведений

  • Кареев Н. И. Космогонический миф // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Мифологические этюды // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Книга законов Ману // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. О «новом взгляде» г. Шапиро на современную систему сравнительного языкознания. (Возражение) // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. Славяне в древнейшие времена // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Расы и национальности с психологической точки зрения // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Исторический очерк Польского Сейма. - М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1888
  • Кареев Н. И. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков. - СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1908
  • Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах). - СПб.: Типография И. А. Ефрона, 1892
  • Кареев Н. И. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира. - СПб., 1908.
  • Кареев Н. И. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны. - М.: Типография Сытина, 1919
  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - 3-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1910. - 362 с. (недоступная ссылка с 21-05-2013 )
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Великая Французская революция. Пг.: Изд. Т-ва А. Ф. Маркса. 1918. 476 с. (Прил. к журналу «Нива»). То же: М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2003. 487 с. (В помощь студенту-историку)
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. - М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. - СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. - СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох (недоступная ссылка с 21-05-2013 - история , копия ) . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. - М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.
  • Кареев Н. И. Учебная книга Новой истории. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1906.
  • Кареев Н. И. Учебная книга истории Средних веков. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1905.
  • Кареев Н. И. Учебная книга древней истории. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1903.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л.: Ленинградский Университет. 1990. 384 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. - М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. - 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. - Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7
  • Филимонов В. А. Лекционные курсы Н. И. Кареева по древней истории // Историк и его дело: судьбы ученых и научных школ. Сборник статей Международной научно-практической конференции к 90-летию со дня рождения профессора Василия Евгеньевича Майера. - Ижевск, 2008. - С. 68-75.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о национальной детерминанте в истории России. // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 25-27 апреля 2008 г.). - Ставрополь-Пятигорск-Москва: Изд-во СГУ, 2008. - С. 81-84.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев: in memoriam (к публикации малоизвестных биографических материалов об историке) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 10. - Ставрополь-Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - С. 408-416.
  • Филимонов В. А. «Основные вопросы философии истории» и «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» Н. И. Кареева в рецензиях отечественных исследователей //Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Материалы международной научной конференции. - М..: ИВИ РАН, 2008. - С. 286-288.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев в дискуссии о месте классических дисциплин в гуманитарной науке и образовании // Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспектива. Сб. ст. науч. конф., посв. пам. проф. А. В. Арсеньевой / Отв. ред. Л. П. Кураков - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - С. 347-354.
  • Н. И. Кареев и казанские социологи // Вестник экономики, права и социологии. Рецензируемый Федеральный науч.-практ. и аналит. ж-л. Казань, 2008. - № 6 - С. 115-122.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Казанские ученые в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ученые записки Казанского университета. - Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 2, ч. 1. - С. 164-173.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и Первая мировая война: взгляд очевидца и рефлексия историка // Образ войн и революций в исторической памяти. Мат. межд. на-уч. конф. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: ПГЛУ, 2009. - С. 178-186.
  • Филимонов В. А. М. С. Куторга и Н. И. Кареев: коммуникативная специфика и трудности верификации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 30. М.: КРАСАНД, 2010. - С. 223-235.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев в 1899-1906 годы: «досуговый дискурс» историка // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2010. - Т. 152. - Кн. 3. - Ч. 1. - С. 169-178.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев и «толстые журналы» его времени: в поисках «своего» издания // Мир историка: историографический сборник / Под ред. В. П. Корзун, А. В. Якуба. - Вып.6. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 347-366.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. Дополненный доклад на научно-практическом семинаре в ИАИ РГГУ «У истоков отечественного краеведения, городоведения, экскурсоведения». - «Муниципальная власть», 2011, № 5.
  • Филимонов В. А. Антиковеды Варшавского университета в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 12. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - С. 229-240.
  • Т. Н. Иванова, А. Н. Зарубин . Н. И. Кареев и П. Н. Ардашев: к публикации забытого некролога // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 34, 2011,
  • Ростовцев Е. А. Н. И. Кареев и А. С. Лаппо-Данилевский: из истории взаимоотношений в среде петербургских ученых на рубеже XIX-XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.III. № 4. С.105-121
  • Долгова Е. А ." Документальные источники к научной биографии историка Н. И. Кареева 1917-1931 гг. // Отечественные архивы. 2012. № 2. С. 75-82.
  • Долгова Е. А . « Неизученные страницы жизни Н. И. Кареева // Вопросы истории. 2012. № 8. С. 131-137.
  • Долгова Е. А ., Тихонова А. В.» «Тяжелое материальное положение должно будет отразться и на ходе научных работ…»: частная жизнь Н. И. Кареева 1917-1931 гг. // Родина. 2012. № 7. С. 158-160.
  • Долгова Е. А ." Из истории издания работы Н. И. Кареева «Общая методология гуманитарных наук» // Вестник архивиста. 2012. № 1. С. 239-24.
  • Вешнинский Ю. Иван Гревс и градоведческая традиция. Сокращённый вариант статьи. - Сайт «Знание-Сила», 2012.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. - «ТЕЛЕΣКОП», 2013, № 2 (98).
  • «Своё право писать … я обосновал на нашем товариществе по науке»: деятельность Н. И. Кареева в Комитете по оказанию помощи русским в Германии. 1914 / подгот. Е. А. Долгова // Исторический архив. 2013. № 3. С.126-136.
  • Филимонов В. А. Универсальный дискурс Н. И. Кареева как опыт репрезентации античной истории // Древности 2010. Харьковский историко-археологический ежегодник - Вып. 9 - Харьков: Изд-во ХИАО, ООО «НТМТ», 2010. - С. 325-332.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о еврейском вопросе в Западной Европе и в России // Образ «Другого» в поликультурных обществах. Мат. Междун. науч. конф. 22 - 24 апр. 2011 г. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: Изд-во ПГЛУ, 2011. - С. 430-437.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о рецепции античного культурного наследия в средние века и новое время // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 40. М.: ИВИ РАН, 2012. - С. 240-257.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев как гимназический преподаватель: постижение профессии и коммуникативые практики // Историческое произведение как феномен культуры. Сб. науч. ст. - Вып. 7 - Сыктывкар: Коми пединститут, 2012 - С. 66-80.
  • Филимонов В. А. Антиковеды - авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 41. М.: ИВИ РАН, 2012. - С. 129-164.
  • Филимонов В. А., Мягков Г. П. Проблема монархической власти и её организации в древних обществах в политико-историческом дискурсе Н. И. Кареева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4. Ч. 3. С. 161-167.
  • Филимонов В. А. Российские антиковеды в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева (Раздел 4.3 в коллективной монографии) // Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л. П. Репиной. - М.: «Аквилон», 2014. - С. 643-708.
  • Филимонов В. А. Издательский проект как площадка научной коммуникации («История Европы по эпохам и странам в Средние века и Новое время» под редакцией Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого) // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156. - Кн. 3. - С. 197-206.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и М. С. Корелин: коммуникация в рамках греко-римского дискурса // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 49. - М.: ИВИ, 2014. - С. 138-162.
  • Ученый в эпоху перемен: Н. И. Кареев в 1914-1931 гг.: исследование и материалы / автор-составитель Долгова Е. А. М.: РОССПЕН, 2015. 512 с.

КАРЕЕВ Николай Иванович , российский историк и социолог; член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1910), почётный академик Академии Наук СССР (1929). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1873), ученик В. И. Герье. Профессор Варшавского (1879-1884) и Санкт-Петербургского (с 1886) университетов, преподавал на Бестужевских курсах (с 1886). Один из организаторов и бессменный руководитель Исторического общества при Санкт-Петербургском университете. В 1899 году, после студенческих волнений, вместе с группой профессоров уволен за «политическую неблагонадёжность» из Санкт-Петербургского университета и с Бестужевских курсов, где возобновил преподавательскую деятельность лишь в 1906. Депутат 1-й Государственной думы (1906), член фракции кадетов.

Широкую известность в России и за рубежом принесли Карееву его исторические труды «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879), «Очерк истории французских крестьян с древнейших времён до 1789 года» (1881). Среди многочисленных работ Кареева - фундаментальные исследования, посвящённые истории Французской революции 18 века, истории Польши, «История Западной Европы в Новое время» (тома 1-7, 1892-1917), популярные курсы по древней, средневековой и новой истории, использовавшиеся в России в качестве гимназических учебников, труды по методологии истории и др. Кареев был редактором исторического отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Принимал активное участие в полемике различных направлений и школ общественной мысли 2-й половины 19 - начала 20 века, став крупнейшим историографом дореволюционной российской социологии.

Теоретические взгляды Кареева формировались под влиянием позитивизма О. Конта, «субъективной социологии» П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова. Согласно Карееву, социология как «общая абстрактная наука о природе и генезисе общества» является «номологической» (законоустанавливающей) наукой, тогда как история - наука «феноменологическая», исследующая конкретные комбинации событий прошлого. Социальные явления имеют психическую основу, возникают в результате духовного и эмоционально-волевого взаимодействия индивидов. В центре внимания Кареева - взаимоотношения личности как «источника» культурного творчества, инноваций, и социальной среды, ограничивающей и нормирующей человеческие действия. Общепозитивистская антиметафизическая установка методологии Кареева сочеталась с представлением о невозможности устранить из исследовательской практики социальных наук «субъективный элемент» (мировоззрение учёного, нравственные оценки и т.п.). Выступая в качестве критика марксистской теории общества и признавая её частичную правоту, Кареев отмечал ограниченность любых монистических объяснительных моделей социальной жизни, считая необоснованными их претензии на интеллектуальную исключительность. Оставшись в Советской России после 1917, Кареев вынашивал идею теоретического синтеза марксистского экономизма и психологизма «субъективной школы».

Соч.: Основные вопросы философии истории. М.; СПб., 1883-1890. Т. 1-3; Моим критикам. Варшава, 1884; Письма к учащейся молодежи о самообразовании. СПб., 1894; Историко-философские и социологические этюды. СПб., 1895; Старые и новые этюды об экономическом материализме. СПб., 1896; Введение в изучение социологии. СПб., 1897; Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох. СПб., 1903. Заокский, 1993; Polonica. Сборник статей по польским делам (1881-1905). СПб., 1905; Общий курс истории XIX в. СПб., 1910; Теория исторического знания. СПб., 1913; Историология (Теория исторического процесса). П., 1915; Великая французская революция. П., 1918. М., 2003; Общие основы социологии. П., 1919; Историки французской революции. Л., 1924-1925. Т. 1-3; Две английские революции XVII в. П., 1924. М., 2002; Прожитое и пережитое. Л., 1990; Основы русской социологии. СПб., 1996.

Лит.: Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. Л., 1988; Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1995; Социология истории Н. Кареева. СПб., 2000; Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002.

Биография

Родился в Москве

«Мой дед со стороны отца (звали его Василий Елисеевич) был генералом и занимал должность полкового командира, когда умер ещё в сороковых годах в Москве, где и поселилась его жена и где в её доме 24 ноября 1850 года я увидел свет в день именин матери».

- Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С.48

Детские годы Н. И. Кареев провел в деревне Аносово Смоленской губернии. Учился в 5-й московской гимназии (до 1869), а в 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета , причём первоначально он выбрал славяно-русское отделение и Ф. И. Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В. И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3-й московской гимназии . Выдержав в 1876 году магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века». M., 1879), защищенной им в 1879 году. В 1878-1879 годах по приглашению историко-филологического факультета Московского университета Н. И. Кареев читал курс истории XIX века в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 года по конец 1884 года состоял экстраординарным профессором Варшавского университета , откуда также получил заграничную командировку для приготовления докторской диссертации («Основные вопросы философии истории», М., 1883). Сочинение это вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам». Варшава, 1883.

В сентябре 1899 г. уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжил преподавать в Александровском лицее . С 1902 г. читал лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901 гг.); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений и работал в комитете литературного фонда (в 1909 г. - председатель комитета), равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоял фактическим председателем. С 1904 г. состоял гласным Петербургской городской думы.

8 января 1905 г. участвовал в депутации из десяти человек (Максим Горький , А. В. Пешехонов , Н. Ф. Анненский , И. В. Гессен , В. А. Мякотин , В. И. Семевский , К. К. Арсеньев , Е. И. Кедрин , Н. И. Кареев и рабочий-гапоновец Д. Кузин), явившейся к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены некоторых предпринимаемых военных мер. Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию. Тогда депутация явилась на приём к С. Ю. Витте , убеждая его принять меры, чтобы царь явился к рабочим и принял гапоновскую петицию. Витте отказался, ответив, что он совсем не знает этого дела и что оно до него совсем не касается. После событий 9 января 1905 года Кареев был подвергнут 11-дневному заточению в Петропавловской крепости.

В июле-августе 1914 г. пять недель находился в немецком плену.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (Смоленская губерния), находился под домашним арестом пять дней.

18 октября 1930 г. был подвергнут несправедливой критике на заседании методологической секции «Общества историков-марксистов».

18 февраля 1931 - Н. И. Кареев на 81 году жизни скончался. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде.

Семья

Жена - Софья Андреевна Линберг (1863-1926), дочь известного педагога, автора учебников географии и составителя географических атласов Андрея Леонардовича Линберга (1837-1905).

Имя Н. И. Кареева носят Всероссийский конкурс им. Н. И. Кареева научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике.

Научная деятельность

В творчестве Н. И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с работами его учителя, В. И. Герье :

  1. Французская революция;
  2. русско-польские отношения;
  3. проблемы философии истории.

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филологических записках » и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ).
Во время пребывания в Варшаве он занялся польской историей, результатом чего было появление нескольких книг и статей по этому предмету («Падение Польши в исторической литературе», ; «Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше», ; «Исторический очерк польского сейма», ; «Польские реформы XVIII в. », ; «Causes de la chute de la Pologne», , и др.); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах.
Третью категорию работ Кареева составляют «Основные вопросы философии истории » (2-е изд. ), третий том которых вышел под заглавием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (), а также целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей (часть их собрана в книге «Историко-философские и социологические этюды», 1895). Кареев одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимания на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России.

Автор курса «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917). В 1911-15 приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 опубликовал 3-томную работу «Историки французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Являлся редактором отдела всеобщей истории ЭСБЕ . Пригласил своего учителя В. И. Герье для написания статей в словарь.

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Введение в изучение социологии»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодёжи сочинения:

  • «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Мысли о сущности общественной деятельности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Примечания

Литература

Список произведений

  • Кареев Н. И. Космогонический миф // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Мифологические этюды // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Книга законов Ману // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. О «новом взгляде» г. Шапиро на современную систему сравнительного языкознания. (Возражение) // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. Славяне в древнейшие времена // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Расы и национальности с психологической точки зрения // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Исторический очерк Польского Сейма. - М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1888
  • Кареев Н. И. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков. - СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1908
  • Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах). - СПб.: Типография И. А. Ефрона, 1892
  • Кареев Н. И. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира. - СПб., 1908.
  • Кареев Н. И. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны. - М.: Типография Сытина, 1919
  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - 3-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1910. - 362 с.
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. - М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. - СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. - СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. - М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.

Библиография

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гнатюк О. Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, И. А. Ильин. - СПб., 1994. - 125 с.
  • Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. - М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. - 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. - Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7
  • Филимонов В. А. Лекционные курсы Н. И. Кареева по древней истории // Историк и его дело: судьбы ученых и научных школ. Сборник статей Международной научно-практической конференции к 90-летию со дня рождения профессора Василия Евгеньевича Майера. - Ижевск, 2008. - С. 68-75.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о национальной детерминанте в истории России. // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 25-27 апреля 2008 г.). - Ставрополь-Пятигорск-Москва: Изд-во СГУ, 2008. - С. 81-84.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев: in memoriam (к публикации малоизвестных биографических материалов об историке) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 10. - Ставрополь-Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - С. 408-416.
  • Филимонов В. А. «Основные вопросы философии истории» и «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» Н. И. Кареева в рецензиях отечественных исследователей //Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Материалы международной научной конференции. - М..: ИВИ РАН, 2008. - С. 286-288.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев в дискуссии о месте классических дисциплин в гуманитарной науке и образовании // Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспектива. Сб. ст. науч. конф., посв. пам. проф. А. В. Арсеньевой / Отв. ред. Л. П. Кураков - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - С. 347-354.
  • Н. И. Кареев и казанские социологи // Вестник экономики, права и социологии. Рецензируемый Федеральный науч.-практ. и аналит. ж-л. Казань, 2008. - № 6 - С. 115-122.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Казанские ученые в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ученые записки Казанского университета. - Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 2, ч. 1. - С. 164-173.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и Первая мировая война: взгляд очевидца и рефлексия историка // Образ войн и революций в исторической памяти. Мат. межд. на-уч. конф. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: ПГЛУ, 2009. - С. 178-186.
  • Филимонов В. А. М. С. Куторга и Н. И. Кареев: коммуникативная специфика и трудности верификации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 30. М.: КРАСАНД, 2010. - С. 223-235.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев в 1899-1906 годы: «досуговый дискурс» историка // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2010. - Т. 152. - Кн. 3. - Ч. 1. - С. 169-178.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев и «толстые журналы» его времени: в поисках «своего» издания // Мир историка: историографический сборник / Под ред. В. П. Корзун, А. В. Якуба. - Вып.6. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 347-366.
  • Филимонов В. А. Антиковеды Варшавского университета в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 12. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - С. 229-240.
  • Т. Н. Иванова, А. Н. Зарубин . Н. И. Кареев и П. Н. Ардашев: к публикации забытого некролога // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 34, 2011,

Ссылки

  • Профиль Николая Ивановича Кареева на официальном сайте РАН
  • Nikolaĭ Ivanovich Kareev - книги Н. И. Кареева в Архиве Интернета
  • Долгова Е.А. Социально–бытовые контуры частной жизни Н.И. Кареева в 1917-1931 гг. . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 15 ноября 2011.
  • Ростиславлев Д. А. «Н. И. Кареев о якобинской диктатуре »
  • Работы Кареева по истории Великой Французской революции
  • Список работ В. А. Филимонова, в том числе около 50 работ о Н. И. Карееве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кареев, Николай Иванович" в других словарях:

    - (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филологический факультет Санкт Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением… … Энциклопедия социологии

    Историк; род. в 1850 г.; учился в 5 й московской гимназии и окончил курс по историко филологическому факультету Московского унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял вместе с тем учителем… … Большая биографическая энциклопедия

    Кареев, Николай Иванович историк. Родился в 1850 г.; окончил курс по историко филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских Филологических Записках и в Знании; первый его печатный… … Биографический словарь

    - (1850 1931) российский историк, член корреспондент АН СССР (1925; член корреспондент Петербургской АН с 1910, член корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2 й пол. 18 в., истории Французской… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский историк. В 1879‒84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1873 окончил Московский… … Большая советская энциклопедия

    - (1850 1931), историк, член корреспондент Петербургской АН (1910), РАН (1917), АН СССР (1925), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции второй половины XVIII в., истории Французской революции конца XVIII в.; курс по новой… … Энциклопедический словарь

    Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия