Биографии Характеристики Анализ

Информационная функция науки. Наука

Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблем   современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно–технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в   общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности искусством, обыденным сознанием.

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет   большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях научно–технического развития, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Наука как   социокультурный феномен в современных условиях должна заботиться не только об открытии объективных безличностных закономерностей, но и о коэволюционном вписывании в мир всех её достижений. Имея в виду эту приобретающую особую значимость проблему, необходимо рассматривать вопрос о социальных функциях науки. Выделяют следующие основные функции науки /2/:

Культурно–мировоззренческую;

Функцию непосредственной производительной силы;

Функцию социальной силы.  

Культурно–мировоззренческая функция   проявляет себя в том, что многие открытия в естественных и точных науках всегда несут в себе определенную мировоззренческую нагрузку. Проще говоря, науки в ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым внося большую ясность в существующие представления людей о мире.

Функция науки как   непосредственной производительной силы проявляется в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования.

Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она   обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.

Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы   присущих ей традиционных функций. Среди них /3/:

Гносеологическая   функция;

Объяснительная функция;  

Логико–методологическая   функция;

Прогностическая функция.  

Гносеологическая функция   нацелена на построение системы объективных знаний о свойствах отношений и процессов объективной реальности.

Объяснительная функция науки направлена   на выявление причинно–следственных связей и зависимостей, построение так называемых «мировых линий» (выведение некой равнодействующей сил, энергий, полевых структур).

Прогностическая функция науки проявляется в создании по   критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.

Как и в философии науки следует разграничивать образы   философии техники как направления интеллектуального поиска и как учебной дисциплины. Именно от того, что понимается под философией техники, зависит содержание тех задач и функций, которые выполняет данная отрасль знания.

В   первом случае, философия техники - в связи с наметившимся общепланетарным характером развития технологий - выполняет преимущественно /4/:

Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение   которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально–теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Важной функцией философии техники является гуманизация, которая позволяет   в самой технической культуре вскрыть гуманитарную составляющую. Современные инженеры все более осознают, что “их деятельность не безлична для общества, природы или человека, что она создает не только блага и несет прогресс, но и разрушает природу, машинизирует общество, извращает дух.

Во–втором случае,    понимая философию техники как учебную дициплину, следует подчеркнуть ее мировоззренческую функцию, в рамках которой осуществляется осмысление слушателем своей будущей профессии, ее границ, осознание и критический анализ технической (и гуманитарной) культуры, уяснение проблем и задач, которые в ней решаются, осмысление специфики технического мышления /4/.Основными направлениями   гуманизации являются: создание творчески ориентированной (креативной) педагогики; преодоление сциентистской модели студента как рецепиента информации; уничтожение формализма в образовании; ориентация в образовании на весь мир культуры, а не только на науку; изменение цели образования. Все это в своем совокупном действии должно помочь преодолеть существующие пороки инженерного образования и трансформировать студента из объекта в субъект образовательной деятельности /5/.

Социальные функции науки многообразны и вызывают особый интерес у самих ученых и широкой общественности. Заслуга постановки вопроса о функциях науки принадлежит Дж. Берналу. В книге «Социальная функция науки» (1939 г.) были отмечены три цели науки – психологическая, рациональная и социальная (удовлетворение любознательности ученого. исследование внешнего мира и применение знаний для достижения человеческого благополучия). Социальными функциями науки Бернал считал удовлетворение потребностей людей, воздействие на промышленное производство и влияние на социальные изменения.

Не вдаваясь в длительные дискуссии о функциях науки, ведущиеся в отечественной науковедческой литературе много лет, предложим модель, состоящую из шести основных функций: познавательной, прогностической, мировоззренческой, производственно-практической, функции науки как социальной силы, гуманистической функции науки.

Познавательная функция науки.

С древнейших времен основная цель науки была связана с производством и систематизацией объективно истинных знаний. Это – основная, познавательная функция науки. Наука обслуживает все отрасли общественного производства и многие сферы человеческой деятельности благодаря раскрытию объективных законов природы.

Гносеологическая функция органически присуща науке как творческой деятельности по добыванию новых знаний. Задачей науки является объяснение – раскрытие сущности объясняемого объекта, которое может быть осуществлено лишь через познание её отношений и связей с другими сущностями или её внутренних отношений и связей. Познание может проявляться и в форме житейских знаний, художественного и даже религиозного освоения мира (познание трансцендентного, сверхприродного, доступное только посвященным в форме эзотерического знания и мистики). Даже первобытный миф выполнял функцию объяснения мира и приспособления к нему. Но научное понимание имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами познания.

Наука снабжает общество достоверной, проверяемой и систематизированной информацией. Важнейшим достоинством научного знания является его воспроизводимость и всеобщность. Раз полученную истину можно перепроверить, но не нужно заново открывать. Так, бином Ньютона ныне известен каждому школьнику 8-го класса, и в этом смысле научное знание от его применения не стирается и не стареет. А ведь еще в средние века ученые-схоласты жаловались на то, что самым трудным делом является для них применение четырех арифметических действий.

Познавательная деятельность зависит от многих внешних обстоятельств, в том числе от господствующего в данном обществе мировоззрения, материальных ресурсов науки, численности и профессиональной подготовки научных кадров, совершенства исследовательской аппаратуры и методов обработки полученных данных. Особое значение в познании приобретают субъективные мотивы научной деятельности, прежде всего неуемная жажда открытий, признание научных заслуг коллегами. Не последнюю роль в деятельности современных ученых играет материальное вознаграждение их труда, научная карьера, слава и почет, которыми вознаграждает общество деятельность ученых. Но главным побудителем научного поиска всегда были и остаются общественные потребности, социальная практика.

Познавательную функцию в равной мере выполняют все науки, внося свой вклад в формирование научной картины мира. Но особую роль играет философское обобщение достижений фундаментальных наук. В результате таких обобщений не только складывается единая картина мира, но и обогащается важнейший компонент мировоззрения (натуралистический элемент как знание общих закономерностей неживой и живой природы).

Отметим, что границ познания не существует. Не раз современникам выдающихся открытий в области физики и других наук казалось, что дальше познавать нечего (так полагал К.Лоренц, когда была создана электромагнитная картина мира). Прошло всего несколько лет и физики стали исследовать ядро атома (опыты Э.Резерфорда), а еще позже, в конце 20-х - начале 30-х гг., трудами Н.Бора, В.Гейзенберга, Э.Шредингера, М.Борна. Л.Д.Ландау была создана квантовая механика, и на её основе оформились основные контуры неклассической, квантово-механической картины мира. В конце XX в. на основе синергетики, релятивистской космологии возникает новая единая картина мира (постнеклассическая, по терминологии В.С.Степина).

Прогностическая функция науки.

Кроме описания, понимания и объяснения науке присущи предвидение, предсказание и прогнозирование. Предвидение имеет различные формы, начиная от случайной догадки и кончая надёжными предсказаниями.

Термин «предвидение» используется в двух значениях:

1. в первом случае - оно понимается как знание о будущем независимо от того, каким способом это знание получено;

2. во втором - предвидение рассматривается как сложное движение познания, как исследовательский процесс, целостная операция, процедура познания.

Предсказание чаще всего трактуется как рассуждение, имеющее форму дедуктивного вывода, основанием которого служат или образец утверждения (эмпирические обобщения, законы или теории), либо частные утверждения, характеризующие условия применения общих положений в частном случае.

Разновидностью научного предвидения является прогнозирование - специальное исследование перспектив какого – либо явления. Оно составляет одну из научных основ управления (целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управленческих решений).

Для современного общества в связи с обострением глобальных проблем человечества, прежде всего остроты экологического кризиса, поставившего под сомнение саму возможность выживания человечества и ведущего к крайне пессимистическим выводам. важно опираться на научный прогноз перспектив разрешения энергетических, продовольственных, экономических и социальных проблем общества. Актуальным является и прогноз перспектив развития образования и техники.

Естественной потребностью человека всегда было узнать будущее, свою судьбу. Это служило психологической основой популярности астрологии и хиромантии, деятельности прорицателей и пророков. И только успехи точных наук позволяют с математической точностью предсказывать взаимное расположение планет, затмения солнца и луны, разливы рек, климатические катаклизмы.

Наука по своей сути не только призвана снабжать общество достоверными знаниями, отражая мир в законах, научных принципах и категориях, но и предсказывать будущий ход событий. Впервые прогностическая функция науки заявила о себе в астрономии. Но если в древности способность предвидения будущего вселяла в людей страх и трепет, то ныне точный прогноз погоды, долговременные демографические прогнозы, прогнозы будущих открытий самой науки стали обыденным явлением.

Прежде всего наука прогнозирует с помощью специфических методов (метод «дельфийского оракула», основанный на выявлении метода экспертов) будущие изобретения и открытия. Известна, например, деятельность исследовательских групп, прогнозирующих тенденции развития военной техники. В условиях динамичного развития экономики у общества появляется настоятельная необходимость не только планировать, но и предвидеть отдаленные последствия своей деятельности. знать тенденции градостроительства, миграции населения, потребности в продовольствии. В ряде стран потребность предвидения событий породила футурологический бум. Появились сценарии развития различных регионов мира, геополитических конфликтов.

Сейчас много говорится об устойчивом экономическом росте, потеплении климата, разрастании озонной дыры и т.п. И если группе ученых во главе с Н.Моисеевым удалось с помощью компьютеров создать модель «ядерной зимы» (катастрофических последствий применения лишь части накопленного ядерного оружия), то получить точный и обоснованный прогноз социального развития по-прежнему остается непосильной задачей как в силу неразвитости прогнозов в гуманитарных науках, так и в силу сложности, многовариантности развития общества. Тем не менее в экономической науке теория «длинных экономических волн», разработанная В.Кондратьевым, работы В.Леонтьева и Л.Канторовича позволяют дать прогнозы отраслевого развития экономики. На основе социологических опросов удается довольно точно предсказать результаты предстоящих выборов президента США, победу той или иной партии в парламентских выборов.

Истории известны многочисленные примеры, когда футурологи жестоко ошибались. Не удалось предвидеть такого эпохального геополитического катаклизма, как распад СССР. Поэтому было бы преждевременно заявлять о всемогуществе науки в деле прогнозирования социальных явлений. В конечном итоге прогностическая функция осуществляется лишь на основе имеющегося достоверного знания и поэтому некоторые ученые считают её лишь подфункцией познавательной функции науки.

Тем не менее научные прогнозы на основе экстраполяции тенденций развития в настоящем на обозримое будущее – реальный факт. Техника прогнозирования будет совершенствоваться с прогрессом вычислительной техники. Во всяком случае социальный заказ на прогнозы со стороны ученых, политиков, руководителей физкультурно-спортивных организаций является серьезным стимулом для совершенствования самой науки как орудия предвидения будущего.

Мировоззренческая функция науки .

Мировоззренческая функция современной науки заключается в том, что мировоззрение человека и общества в эпоху НТР включает в себя наряду с идеалами, принципами, ценностями и нормами (аксиологическая составляющая) обобщенные сведения об окружающем мире и самом человеке. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение человека в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности.

Напомним, что основной вопрос мировоззрения есть вопрос об отношении человека к миру. Но само отношение к миру, окружающей природной и социальной действительности зависит от полноты знаний о нем. Мифологическое и религиозное мировоззрение традиционного общества базировалось на примитивных, зачастую умозрительных и фантастических представлениях о мире. Начиная с научной революции XVII в., стало формироваться механистическая картина мира как начальная фаза естественнонаучного мировоззрения. Его основу составляли принципы ньютоновской механики, согласно которой мир подчиняется действию лапласовского детерминизма, а сам мир подобен часовому механизму, где все части пригнаны друг к другу. При этом законы науки не противоречат догмам Священного писания, которое сам И.Ньютон на склоне лет хотел обосновать математическим путем.

В дальнейшем научное мировоззрение дополнялось эволюционным принципом саморазвития путем естественного отбора (Ч.Дарвин), знанием о закономерностях микромира и релятивистскими представлениями о пространстве и времени. Социальная картина мира обогатилась материалистическими представлениями об обществе (К.Маркс), изменились представления о роли бессознательного начала в психике человека (З.Фрейд). Методологической основой научного представления о природе, обществе и человеке выступают принципы диалектики и материализма.

Не следует обольщаться огромным прогрессом естественных наук с точки зрения их влияния на мировоззрение каждого человека. Миллионы людей сохраняют религиозное мировоззрение и не имеют ни малейших представлений об устройстве Вселенной и о социальных законах. К примеру, представительные опросы граждан США показали, что 60% из них не знают причин смены дня и ночи, а также времен года. Несмотря на все достижения естественных наук большое количество людей увлекается магией, верит в бессмертие души, влияние звезд и планет на судьбу человека.

Итак, ядром научного мировоззрения по-прежнему остаются философские принципы, законы и категории. Естественные науки вносят решающий вклад в современную естественнонаучную картину мира, то есть натуралистический элемент мировоззрения. Велика роль и гуманитарных наук в формировании социологического элемента мировоззрения. Достижения науки оплодотворяют и конкретизируют абстрактные, предельно общие положения о материальности мира, бесконечности Вселенной, прогрессивном развитии природы, общества и человеческого мышления, познаваемости мира.

В то же время важно уяснить, что только на базе естественнонаучных знаний может сформироваться мировоззрение позитивистского типа с лозунгом «всякая наука – сама себе философия». Мировоззренческая безграмотность ученого вредит теоретическому исследованию, приводит к ошибкам, когда дело доходит до интерпретации и объяснения фактов, которые не укладываются в традиционную картину мира. Тогда возникают кризисы в науке, которые можно преодолеть только на основе «философской разборки» (В.И.Ленин) накопившихся фактов.

Производственно-практическая функция науки.

Основное назначение науки, её конечная цель – служить благу общества. Современная наука не только объясняет мир, но все в большей степени способствует его преобразованию.

Ф.Энгельс писал: «буржуазии для развития её промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой» (Т. 22. С. 307).

Впервые процесс превращения науки в непосредственную производительную силу был зафиксирован и проанализирован Марксом в середине ХIХ века. Он сумел увидеть новый мощный импульс, который наука в этот период начала получать для своего развития. По словам К.Маркса «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов» (Т.46. Ч.2. С.212). В результате само производство становится экспериментальной наукой, технологическим применением современной науки (Там же. С221).

Условиями, способствовавшими превращению науки в непосредственную производительную силу, стало следующее:

Создание постоянных каналов для практического использования научных знаний;

Появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки;

Создание центров и сетей научно-технической информации.

В XX столетии все более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. В настоящее время экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, мобилизуют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства, лидируют в современной политико-экономической гонке. Страны, которые не выдерживают такого состязания (или вообще не участвуют в нем), быстро попадают в «тупик» социального развития и обречены вечно играть второстепенную роль на международной арене.

Наука оказывает благотворное воздействие на все стороны жизни общества, но прежде всего доказывает свои творческие потенции, воплощаясь в материализованную силу знания в виде производственной техники. Достижения наук оплодотворяют и преобразуют все элементы производительных сил – орудия и предметы труда, рабочую силу, способствуют повышению эффективности труда. В условиях НТР целые отрасли промышленности (атомная, химическая, радиотехническая, нефтехимическая, производство робототехники) вызваны к жизни и направляются выдающимися открытиями науки и техническими изобретениями.

Весомый вклад в общественный прогресс вносят биологические науки и медицина. Благодаря их достижениям резко сокращается смертность от прежде распространенных и даже неизлечимых болезней, увеличивается продолжительность жизни, а успехи геронтологии позволили увеличить активный возраст человека, отсрочить старение организма.

Точно также следует последовательно доказывать возрастающую роль науки в совершенствовании физической культуры и спорта. Благодаря научным исследованиям появились новые технические средства тренировок и реабилитации спортсменов, возникли современные технические виды спорта, совершенствуется техническое оборудование и экипировка спортсменов. Научные рекомендации позволяют тренерам повысить физические нагрузки, добиваться новых достижений и спортивных рекордов в гимнастике, плавании, тяжелой атлетике, лыжном спорте.

Функция науки как социальной силы .

В условиях научно-технической революции второй половины ХХ века у науки обнаружилась ещё одна важная функция: наука начала выступать в качестве социальной силы.

Гуманитарные и социально-экономические науки начали играть регулирующую роль в различных сферах социальной деятельности. В последних десятилетиях ХХ века достижения и методы науки стали широко использоваться для разработки масштабных программ в области экономического развития и в социальной сфере.

Функция науки как социальной силы наглядно проявилась при решении глобальных проблем современного общества. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, в сферах сырья и продовольствия, особенно значимой становится социальная роль науки. На основе данных и достижений современной науки идет поиск путей и средств преодоления этих угроз и обеспечения тем самым дальнейшего существования и развития человечества.

Гуманистическая функция науки.

Некоторые авторы приписывают науке гуманистическую функцию - функцию развития самого человека. Предварительно отметим, что эту функцию несет в себе культура, а наука – лишь часть культуры. Правильнее было бы говорить о гуманистическом потенциале науки, использовании достижений науки для развития общественного производства, облегчения тяжелого физического труда, укрепления здоровья, повышения благосостояния граждан, совершенствования быта, продления жизни, воспитания подрастающих поколений, роста спортивного мастерства. Но для реализации перечисленных гуманных целей, не говоря уже о ликвидации голода и болезней в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, необходимы соответствующие социальные условия, мобилизация ресурсов. А это – дело политиков, а не ученых. Иначе говоря, в решении социальных проблем человечества наука сказала свое веское слово, но она не всесильна.

Более того, в антигуманном обществе, в условиях недемократических политических режимов достижения науки и техники могут обернуться против самого человека. Наука и техника в тоталитарном обществе (например, в гитлеровской Германии) использовалась в целях установления мирового господства, уничтожения целых народов, манипулирования сознанием людей, внушения им диких предрассудков и мифов. Само по себе научные знания идеологически нейтральны, но могут быть обращены как во благо, так и во вред человеку. В гуманном, демократическом обществе в полной мере должен воплотиться принцип, высказанный Л.Н.Толстым: «Дело науки – служить людям».

Подводя итог, подчеркнем, что все социальные функции науки взаимосвязаны. Наука как социальный институт через утилитарную, познавательную, мировоззренческую, прогностическую и др. функции в полной мере реализует свою созидательную роль в обществе.

Конспект по философии

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Социологический анализ деятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать, что главной функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира

Указанная выше основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более частных, тесно между собою взаимосвязанных.

1) мировоззренческая функция;

2) технологическая;

3) функция рационализации человеческого поведения и деятельности.

Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии.

Технологическая функция науки . Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину и так называемый платоновский идеал науки существовал еще в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что «знание – сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества.

Функция рационализация человеческого поведения и деятельности – теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Благодаря успехам этих наук, и в первую очередь психологии, являющейся базовой дисциплиной, стало возможным создание и распространение многочисленных социальных технологий – рациональных схем и моделей поведения, с помощью которых деятельность человека приносит более эффективные результаты.

Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки - это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция , которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с превращается в работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и Эта функция реализуется через СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое.

Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.