Биографии Характеристики Анализ

Основные принципы новой системы образования. Основные принципы современного образования

Станислав Гроф - доктор медицины, американский психолог чешского происхождения. С его именем связано открытие нового, трансперсонального направления в психологии.

Согласно теории Станислава Грофа, характер человека формируется еще до его рождения. Страстное желание иметь ребенка, благополучная беременность, естественные роды, первое кормление – вот то, что обеспечит маленькому человеку счастливое и гармоничное будущее.

Неправда, что новорожденный – это чистый лист бумаги! Родителям, несмотря на все их старания, «достаются» совершенно сформированные личности, считает Гроф. Со своим отношением к этому миру, родителям и происходящему вокруг них. Если вы хотите что-то скорректировать, у вас в распоряжении есть беременность, сутки после родов и первые часы кормления. Успеете?

Станислав Гроф считает, что в момент, когда вы впервые прикладываете крохотное тельце к груди, и папа снимает это событие на камеру, завершается формирование детской личности. Все дальнейшее, включая воспитание и образование, будет работать с эффективностью бактерицидного лейкопластыря.

Это факт, доказанный большинством пациентов Грофа, которые в ходе исследований вспомнили не только обстоятельства своего появления на свет, но и предшествующие девять месяцев.

За это время плод проходит четыре этапа психологического развития, соответствующие периоду беременности, схваток, родов и первого кормления. Поступающая «внутрь» информация «закачивается» в матрицы (иными словами, раскладывается по полочкам подсознания), чтобы затем стать пожизненной основой поступков человека. И пусть себе родные спорят, чьи у него уши и нос. Вы-то успели самое главное – поучаствовать в формировании характера малыша!

Матрица 1. Рай или матрица любви


Она «заполняется», когда ребенок находится в материнской утробе. В это время малыш получает свое первое знание о мире, основное и глубинное. При благополучной беременности ребенок для себя формулирует: «Мир – ОК, и я – ОК!». Но для позитивной позиции этот период должен быть действительно благополучным. И не только по медицинским показателям, но и с точки зрения еще не рожденного крохи.

А для него в первую очередь важно быть желанным.


Если всю свою беременность мама порхает от мысли о предстоящем пополнении, ее чувства непременно передадутся крохе как установка «со мной все хорошо» для любой жизненной ситуации. Кстати, половое самосознание ребенка также находится в прямой зависимости от «внутренней» информации. Допустим, если мама девочки убежденно желает мальчика, в дальнейшем у малышки могут быть серьезные проблемы с женским естеством, вплоть до бесплодия.

Также очень важно, чтобы мамин организм работал как швейцарские часы. Здоровая беременность – верный залог того, что малыш будет чувствовать себя комфортно, ожидая от жизни только приятных сюрпризов.

Ваша задача: заложить в подсознание ребенка позитивное отношение к миру и к себе.

Время на решение: ваша беременность.

Правильный результат: уверенность в себе, открытость.

Отрицательный результат: заниженная самооценка, застенчивость, склонность к ипохондрии.

  • Эмоциональный дискомфорт, испытываемый мамой;
  • Ожидание ребенка строго определенного пола;
  • Попытка прервать беременность.

Матрица 2. Ад или матрица жертвы


Эта матрица формируется в схватках, во время первого знакомства ребенка с окружающей средой. Малыш при этом испытывает боль и страх. Его переживания таковы: «Мир – ок, я – не ок!». То есть, ребенок принимает все происходящее на свой счет, полагает, что он сам является причиной своего состояния. Стимуляция родов наносит непоправимый ущерб формированию второй матрицы. Если в этот период ребенок переживает слишком сильные болевые ощущения, вызванные стимуляцией, то в нем закрепляется «синдром жертвы». В будущем такой ребенок будет обидчив, мнителен и даже труслив.

Именно в схватках ребенок учится справляться с трудностями, проявлять терпение и стрессоустойчивость.

Справившись со своими страхами, мама может контролировать течение схваток. Это позволит ребенку получить колоссальный опыт самостоятельного решения проблем.

В период схваток малышу просто необходимо чувствовать поддержку мамы, ее сопереживание ему.

Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай. Эти чувства ребенок может испытать только в животе у мамы. Там, где можно ощутить ее тепло, запах, сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Если же мама требует «сделать что-нибудь, только поскорее!», то и малыш будет по возможности избегать ответственности. Также есть мнение, что применение обезболивания, которое практически всегда сочетается со стимуляцией или же производится само по себе, закладывает базу для возникновения различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой). Ребенок запоминает раз и навсегда: если возникли трудности, для их преодоления нужен допинг.

Ваша задача: сформировать правильное отношение к трудностям и терпение.

Время на решение: схватки.

Правильный результат: терпеливость, усидчивость, стойкость.

Отрицательный результат: слабость духа, мнительность, обидчивость.

Возможные ошибки при решении задачи:

  • Стимуляция родовой деятельности
  • Кесарево сечение
  • Паника, испытываемая мамой
Поправка для «кесарят»: Гроф считал, что малыши, появляющиеся на свет через кесарево сечение, пропускают в развитии вторую и третью матрицы, и остаются на уровне первой.

Результатом этого могут стать проблемы реализации себя в конкурентной среде, которые будет испытывать человек в будущем.

Считается, что если кесарево сечение было плановым, и малыш не прошел задуманное природой испытание схватками, впоследствии он будет пытаться убежать от проблем, а не решать их самостоятельно.


Матрица 3. Чистилище, или матрица борьбы


Третья матрица закладывается, когда ребенок проходит через родовые пути. По времени – недолгий срок, но не стоит его недооценивать. Ведь это первый опыт самостоятельных действий малыша. Поскольку теперь он борется за жизнь сам, а мама лишь помогает ему появиться на свет. И если вы в этот критический для ребенка момент окажете ему должную поддержку, в преодолении трудностей он будет достаточно решителен, активен, не испугается работы, не будет бояться ошибиться.

Проблема в том, что к родовому процессу нередко подключаются врачи, и их вмешательство не всегда оправдано. Например, если доктор надавит на живот роженице для продвижения плода (как это нередко происходит), у ребенка может сложиться соответствующее отношение к труду: пока не подскажут, не подтолкнут – человек в нерешительности не двинется с места и будет упускать счастливые возможности.

Третья матрица также связана с сексуальностью.

Подсказка к родам: Роженица, находящаяся в измененном состоянии сознания, склонна воспроизводить сценарий своего собственного рождения. А что видели наши мамы в советских роддомах? За редким исключением, увы, ничего хорошего.

Изменить эту картину можно:

  • Записавшись на специальные курсы по подготовке к родам
  • Заблаговременно подобрав хороший роддом. Причем нужно обращать внимание не только на громкое имя и техническую оснащенность, но и на готовность персонала поддержать ваше желание родить естественным путем и желательно без медикаментозного вмешательства
  • Соотнеся решение о кесаревом сечении или анестезии с информацией о перинатальных матрицах. Если подобные манипуляции обусловлены не медицинскими показаниями, а желанием комфорта, вы сознательно причините вред психики ребенка.
По Грофу, пассивность многих мужчин, их неспособность добиваться объекта своей любви – это как раз следствие « недоработки» по третьей матрице.

Ваша задача: формируется работоспособность и решительность.

Время на решение: роды.

Правильный результат: решительность, мобильность, сила духа, трудолюбие.

Отрицательный результат: боязливость, неумение постоять за себя, агрессивность.

  • Возможные ошибки при решении задачи:
  • Медикаментозное обезболивание
  • Эпидуральная анестезия
  • Сдерживание схваток
  • Нежелание участвовать в родах («не могу – и все!»).
Поправка для кесарят: Влияние третьей матрицы у них ослаблено настолько, что становится очевидным – малыш, родившийся через кесарево не сможет вырасти целеустремленным и деятельным человеком.




Матрица 4. Снова рай, или матрица свободы

Первые часы жизни – время пожинать лавры после испытаний. И вы обязаны со всей щедростью, любовью и радушием предоставить их малышу. Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай: «МИР – ОК, Я - ОК». Эти чувства ребенок может испытывать только на животе у мамы, там, где можно ощутить ее тепло, запах и сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Подобный ритуал стал уже давно традиционным в Европе, как, впрочем, и во многих отечественных роддомах. Однако немало остается и таких, где мама и малыш находятся отдельно друг от друга, что, с точки зрения теории Грофа, очень опасно. Ведь так ребенок усваивает, что все его труды и страдания напрасны. А раз награды ждать не приходится, то и будущее ждет его нерадостное.

Поправка для «кесарят»: Этим малышам обычно везет еще меньше: сразу после родов их могут разлучить с мамой надолго. Поэтому для правильного формирования четверти ой матрицы психологи рекомендуют женщинам выбирать эпидуральную анестезию, чтобы принять новорожденного в свои объятья сразу же после появления на свет.

Ваша задача: формирование отношения ребенка к жизненным перспективам и очное знакомство с миром.

Время на решение: первые часы жизни.

Правильный результат: высокая самооценка, жизнелюбие.

Отрицательный результат: лень, пессимизм, недоверчивость.

Возможные ошибки:

  • Перерезание пуповины на стадии пульсации
  • Родовые травмы новорожденного
  • «Отделение» новорожденного от мамы
  • Неприятие или критическое отношение к новорожденному
  • Небрежное обращение врачей с новорожденным
Коррекция матриц после родов
Если имело место кесарево сечение, нужно:
  • Стимулировать ребенка к достижению цели с младенчества;
  • Давать сосать грудь, что сложнее, чем есть из бутылочки;
  • Приучать дотягиваться до игрушек и других необходимых вещей;
  • Не ограничивать его активность постоянным пеленанием и стенками манежа;
  • В дальнейшем найти психотерапевта, который поможет ребенку «проработать» момент его рождения;
Если имела место тяжелая беременность или разлука с ребенком в роддоме, нужно:
  • Как можно чаще брать малыша на руки;
  • На прогулку брать его в рюкзачке – «кенгуру»;
  • Кормить грудью;
Если имело место наложение щипцов, нужно:
  • Прежде чем требовать от ребенка самостоятельных результатов, терпеливо помогать ему
  • Не торопить малыша, когда он пытается решить какую – то задачу.

Данный подход берет свое начало в мистицизме, неоплатонизме и восточных религиях. Маслоу предрекал появление "трансперсональной, трансчеловеческой" психологии, сосредоточенной на "космосе, а не на человеческих потребностях. Трансперсональная психология - одно из направлений современной психологии, которое начало оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этоо направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и д.р. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает своё направление исследований, методы и школу.

Термин "трансперсональная психология " имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски ".

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.

Станислав Гроф стал психиатором и исследователем психоделиков в середине 50-х годов. В 1954 году получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельныой исследовательской работе. С 1954 по 1973 г.г. он занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1974 году его жена Кристина Гроф прошла занятия по ребефингу у Л.Орра, что дополнило опыт доступа к трансперсональным периживаниям через более глубокое и быстрое дыхание.

Этот человек олицетворяет для меня поразительный мир души, который столь удивителен и фантастичен, как миры, которые открывают нам знаменитые писатели-фантасты, - Роберт Желязны, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак и т.д. Гроф открыл для современной научной психологии мир необычайных, не до конца освоенных и исследованных возможностей развития психотерапии, психотехники, психологической культуры и индивидуального поиска. Гроф нащупал что-то чрезвычайно важное - возможность пережить переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что характерно для каких-то необычайных моментов: экстаза, моментов катастроф.

Концепция личн. в трансперсональной психологии разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внеш. мира; или же субъект продолжает переживать свою собств. идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собств. идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности " и "расширение переживаний за пределы объективной реальности ". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, "путешествие во времени"); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеч. духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.

Переживания в измененных состояниях сознания и наблюдения, к ним относящиеся, не могут быть обьяснены внутри понятийных рамок академической психологии. Поэтому С.Гроф ввел более широкую картографию психики, которая, как представлялось ему, более соответствует работе в холотропных процессах.Эта карта в, добавление к биографическому уровню включает в себя также околородовую (перинатальную) область, связанную с травмой биологического рождения и надличностную (трансперсональную) область, которая отвечает за такие феномены, как происходящие отождествления себя с другими людьми, животными, растениями и т.п. Последняя область является также источником проявления наследственной, этнической, филогенетической памяти, как и видений архитепических существ и мифологических царств.

Термин «перинатальный » - это сложное слово греческо-латинского происхождения; приставка peri- буквально означает «вокруг» или «близко», a natalis переводится как «имеющее отношение к родам». Этот термин определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним.

В результате своих исследований С.Гроф открывая новое в понимании биографического и связанного с воспоминаниями уровня психики ввел понятие «системы конденсированного опыта » - СКО.

СКО состоят из эмоционально нагруженных воспоминаний из разных периодов жизни, которые схожи друг с другом по качеству чувства или физического ощущения, которое они разделяют. Каждая СКО имеет базовую тему, которая проходит сквозь все ее слои и представляет собою общий знаменатель. Тогда получается, что слои индивидуальной психики содержат в себе вариации этой базовой темы, которые имели место в разные периоды жизни индивида. Бессознательное же отдельного индивида может содержать в себе несколько СКО. Их количество и природа базовых тем значительно варьируется у разных людей.

С.Гроф считает, что существует определенное взаимодействие движущих сил между СКО и внешним миром. Внешние события нашей жизни особым образом могут приводить в действие соответствующие СКО, и наоборот, действующие СКО вынуждают нас чувствовать и вести себя таким образом, чтобы мы воспроизводили их базовые темы в нашей нынешней жизни.

С.Гроф также ввел понятие четырех функциональных комплексов глубинного бессознательного как базовых, перинатальных матриц (БПМ)

Первая БПМ связана с внутриутробным существованием до начала родов. Об опытном мире этого периода может быть сказано как об «околоплодной вселенной». Эмбрион не обладает осознаванием границ и не различает между внутренним и внешним. Все это отражается на природе переживаний, связываемых с воспроизведением памяти о дородовом состоянии. В моменты ничем не нарушаемого эмбрионального существования мы обычно переживаем ширь, волю, пространства, не имеющие границ или пределов, отождествляемся с галактикам или со всем космосом. Положительные внутриутробные переживания могут также соединяться с архетипическими видениями Матери-природы – безопасной, прекрасной и безусловно-питающей, подобно «доброй матке».

Когда же мы воспроизводим в памяти эпизоды внутриматочных нарушений, воспоминаний о «злой матке», у нас возникает чувство темной, зловещей угрозы, что нас чем-то травят. Весь мир грозит нас уничтожить и помешать нашему комфортному существованию.

Вторая БМП в памяти воскрешает начало биологического рождения. На уже полностью развернувшейся первой стадии биологического рождения маточные схватки периодически сдавливают плод, но шейка матки все еще не раскрыта. Каждая схватка вызывает сдавливание маточных артерий, и плоду угрожает нехватка кислорода. Воспроизведение в памяти этой стадии рождения, как правило, сопровождается образами людей, животных и даже мифических существ, пребывающих в состоянии страдания и безнадежности, схожим с положением плода, зажатого в клещи родового канала. Мы переживаем отождествление себя с узниками в темнице, жертвами инквизиции, обитателями концлагерей. Наши страдания попавших в капкан животных или достигают архетипических измерений. Находясь под влиянием этой матрицы, мы поражены избирательной слепотой и не способны увидеть что-либо положительное в нашей жизни и в человеческом существовании вообще.

Третья БМП это переживание прохождения процесса проталкивания плода через родовой канал уже после раскрытия шейки матки и нисхождения головы в малый таз. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка раскрыта и допускает теперь постепенное проталкивание плода через родовой канал. Это вызывает сильное механическое сдавливание, боль, а часто высокую степень недостатка кислорода и удушье. Естественным сопровождением такого столь сильно стесненного и угрожающего жизни состояния является переживание сильной тревоги. БПМ 3 – чрезвычайно сложный и яркий образец переживаний. Помимо действительно реалистичного воспроизведения в памяти разных стадий борьбы при прохождении родового канала, он включает в себя широчайшее разнообразие видов образности, черпаемых из истории, природы и архетипических сфер. Из всего этого наиболее значимым является атмосфера титанической борьбы, агрессивные и садомазохистские сцены, опыты извращенных половых отношений, демонические сюжеты, скотологические увлечения и столкновение с огнем. Большинство из этих сторон БПМ 3 могут быть содержательно отнесены к некоторым анатомическим, физиологическим или биохимическим характеристикам соответствующей стадии рождения.

Четвертая перинатальная матрица БПМ 4 переживание смерти и возрождения) соотносится с третьей клинической стадией родов – окончательным выталкиванием плода из родовых путей и обрезанием пуповины. Когда мы переживаем эту матрицу, мы завершаем предшествующий трудный процесс проталкивания через родовые пути, достигаем взрывоподобного освобождения и появляемся на свет. Часто это может сопровождаться подробными и правдивыми воспоминаниями об особых сторонах этой стадии рождения.

Воскрешение памяти о биологическом рождении переживается не только как простое механическое проигрывание исходного биологического события, но также как духовно-душевная смерть и возрождение. Чтобы это понять, нужно представить себе, что происходящее в этом процессе включает в себя некие важные дополнительные элементы. Из-за того, что ребенок в процессе рождения полностью ограничен и не имеет никакого способа выразить крайние чувства и отреагировать на вызванные сильные физические ощущения, память об этом событии остается психологически не усвоенной и не проработанной.

Согласно теории С.Грофа наше отношение к себе и наши установки по отношению к миру в послеродовый период несут в себе напоминания о той уязвимости, беспомощности и слабости, которые мы пережили при рождении. Мы прошли этот физиологический процесс, не будучи вовлеченными в него эмоционально. Мы умерли как живущий в воде и родились как воздуходышащее существо.

Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание . Если переводить на русский, то holos - целый, tropos - направление, стремление. Т.е. стремление к целостности. Это очень интересный метод, и отношение к нему в среде психологов неоднозначное. Холотропное дыхание - один из самых эффективных методов, использующий глубокие измененные состояния сознания в терапевтических или исследовательских целях. В процессе холотропного дыхания у человека могут возникать сильные телесные ощущения и эмоциональные переживания. В первые дыхательные сессии переживания часто связаны с решением наиболее актуальных проблем и состояний, воспринимаемых человеком, как травматические. Это действительно один из самых эффективных методов трансформации внутреннего мира человека, и те, кто не желает беспокоить «своих скелетов в шкафу», интуитивно избегают этого метода и распространяют нелепые домыслы, вызывающие у других людей боязнь и недоверие

Типичный результат хорошего холотропного сеанса - глубокое эмоциональное облегчение и физическое расслабление; многие люди рассказывали, что чувствовали себя при этом более расслабленно, чем когда-либо раньше, продолжающееся в течение сеанса интенсивное дыхание оказывается таким образом чрезвычайно мощным и эффективным средством уменьшения стресса и ведет к эмоциональному и психосоматическому здоровью. Спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можьо рассматривать как попытки самолечения организма. Подобное понимание можно найти в литературе по духовным проблемам. В сиддха-йоге и кундалини-йоге намеренное интенсивное дыхание (бхастрика) используется в качестве одной из медитативных техник, а эпизоды быстрого дыхания, называемые "крийа", часто возникают спонтанно как одно из проявлений Шакти, или активизированной энергии кундалини. Эти наблюдения указывают, что спонтанные эпизоды быстрого дыхания, возникающие у психиатрических пациентов, следует скорее поддерживать, чем подавлять любыми средствами.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Так же как и контролируемое дыхание, музыка и другие формы звуковой технологии в течение тысячелетий использовалась как мощное средство изменения сознания. С незапамятных времен монотонное пение и барабанный бой использовались шаманами в различных частях мира. Многие незападные культуры независимо друг от друга создали ритмические рисунки, которые в недавних лабораторных экспериментах проявили способность заметно воздействовать на физиологическую ацтивность мозга, что отражается в изменениях ЭЭГ. На этом фоне манифестируются именно те психотравматич. моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

Внутренние переживания в необычных состояниях сознания могут создать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с необычными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления таким образом, что внутренняя мудрость тела выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени.

Разница между большинством психотехник, основанных на вербальной работе и работой в необычных состояниях сознания под наблюдением состоит в том, что традиционная психология ожидает от психолога структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От психотерапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим.

В целом концепция трансперсональной психологии представила новые возможности изучения индивидуального и коллективного бессознательного, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.

Гроф Станислав - Психология будущего. Уроки современных исследований сознания - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Станислав Гроф получил широкое признание как основатель и теоретик трансперсональной психологии, а его новаторские исследования необычных состояний сознания являются важным вкладом в понимание природы сознания и исцеления.

В этой итоговой книге Гроф предложил читателям невиданный объем данных, переживаний и фактов о необычных состояний сознания, собраных им в ходе почти полувековых исследований.

Станислав Гроф
ПСИХОЛОГИЯ БУДУЩЕГО
Уроки современных исследований сознания

PSYCHOLOGY OF THE FUTURE

Lessons from ModernConsciousness Research

State University of New York Press


Перевод с английского Станислава Офертаса

Научный редактор Владимир Майков


Издательство Института трансперсональной психологии

Издательство К. Кравчука

Издательство АСТ


Моей жене Кристине

С большой любовью и глубокой признательностью

за твой вклад в идеи,

выраженные в этой книге

Предисловие редактора

Среди вершин современного знания о человеке есть очевидные, если так можно сказать, «восьмитысячники». Так на языке альпинистов называют вершины, которые приближаются по высоте к восьми тысячам метров или превосходят их. Одна из таких вершин - Станислав Гроф, которого, наряду с Фрейдом и Юнгом, можно назвать великим новатором и мастером современной психологии и психотерапии.

Мне посчастливилось встретиться с Грофом в 1989 году, когда он в третий раз приехал в Москву для проведения трехдневного семинара по холотропному дыханию и трансперсональной психологии. До этого моя первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году, когда я познакомился с «самиздатовской» книгой«Области человеческого бессознательного» , которую затем мне было суждено издать и официально. Человек, который впоследствии стал на многие годы, вплоть до своей смерти, моим близким другом, Виталий Николаевич Михейкин, один из подвижников «самиздата» и подпольной психологии, подарил мне рукопись своего перевода этой книги, после чего я, как и многие, после прочтения труда Грофа ходил, как ошеломленный. Мне казалось, что Гроф нашел концы многих ускользающих тайн человеческого существования и тайн космоса, связал воедино ниточки миров науки и миров экзистенциальных и таинственных.

Гроф действительно нащупал что-то чрезвычайно важное: каждый человек может иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, каждый представляет собой сгусток мифов, историй, преданий, он та «точка алеф» Борхеса, где все сходится в одном, где начало и конец всего, где каждый может освободиться и существует путь освобождения, обоснованный современными данными. Я тогда понял, что четыре перинатальные матрицы Грофа, описанные в его картографии психики, - это что-то вроде стражей на пути к свободе.

Станислав Гроф обрел мировую известность благодаря исследованиям эффектов ЛСД, измененных состояний человеческого сознания. Будучи одним из основателей трансперсональной психологии, также является главным ее теоретиком. Автор более 20 книг, которые переведены на 16 языков. За его плечами многочисленные терапевтические сеансы и обучающие семинары по холотропному дыханию, проведенные в разных странах.

"Мистическое" направление современной психологии

Трансперсональная психология стала формироваться в 60-х годах в Америке. В фокусе исследований данного направления - измененные состояния сознания, околосмертный опыт, а также особенности переживаний пребывания в материнской утробе и в момент рождения, воспоминания о которых хранятся в глубинах подсознания человека.

В психотерапевтическую работу включаются духовные и религиозные практики. Чтобы решить внутриличностные проблемы, снять физические блоки, зажимы человеку предлагаются техники для переживания трансперсонального опыта. Его можно достичь благодаря особому способу дыхания, гипнозу и самогипнозу, работе со сновидениями, творчеству, медитации.

Участие в эксперименте спровоцировало устойчивый интерес к изучению расширенных состояний сознания

Вызвавшись волонтером, в 1956 году во время участия в научном эксперименте с использованием психоделических средств Станислав Гроф испытал расширенное состояние сознания. Будучи к тому моменту уже практикующим психиатром-клиницистом с научной докторской степенью, он был ошеломлен пережитым состоянием.

Для ученого стало очевидно, что сознание есть нечто гораздо большее, чем описано в литературе по медицине и психологии. Это определило дальнейший ход его научной деятельности. Он активно занялся изучением расширенных состояний сознания. Начиная с 1960 года несколько лет Станислав Гроф занимался легальной работой с психоделическими препаратами. До 1967 года он изучал их воздействие в Чехословакии, затем в Америке вплоть до того момента, пока на психоделики не был наложен запрет - до 1973 года.

В течение этого времени ученый провел около 2500 сеансов с использованием ЛСД, и собрал более 1000 протоколов проведения подобных исследований под руководством своих коллег. Станислав Гроф все книги посвятил результатам этих и последующих исследований в области измененного состояния сознания.

"Эсален" - центр гуманистического альтернативного образования

Институт "Эсален" был основан в 1962 году выпускниками Стэнфорда Майклом Мерфи и Диком Прайсом. Их целью было поддержать альтернативные методы изучения человеческого сознания. Располагается данное образовательное учреждение в краях, где когда-то жили индейцы племени "Эсален", - на побережье Центральной Калифорнии. Это очень живописное место: с одной стороны Тихий океан, с другой - горы.

Институт "Эсален" сыграл ключевую роль в расцвете общественного "Движения за развитие человеческого потенциала", идеологической базой которого стали концепции персонального роста и реализации неординарных потенциальных возможностей, имеющихся у каждого, но полностью не раскрытых. Инновации, сосредоточение на соединении между разумом и телом, постоянное экспериментирование в плане личного сознания привело к появлению многих идей, которые впоследствии стали мейнстримом.

В 1973 году Гроф получил авансовый гонорар, давший возможность написать первую книгу. По приглашению Майкла Мерфи работать над ней он переезжает в Эссален. Ему предложили обустроиться в доме на берегу океана. Оттуда открывался прекрасный вид с панорамным обзором в 180 градусов. Он приехал туда на один год, а жил и работал там 14 лет, до 1987 года.

1975 год ознаменовался для Станислава тем, что он познакомился с Кристиной, своей будущей женой. С этого момента начались их личные отношения, тесно переплетающиеся с профессиональными.

Холотропное дыхание

С 1975 по 1976 год совместными усилиями Станислав и Кристина Гроф создали инновационный метод, которому дали название "холотропное дыхание". Благодаря этому стало возможным входить в расширенное состояние сознания без использования ЛСД и прочих психоделических средств.

В то же время они начали использовать новый метод на своих семинарах. За период с 1987 по 1994 год супружеская чета провела сеансы холотропного дыхания примерно для 25 000 человек. По мнению авторов, это уникальный способ самопознания и личностного роста.

В последствие данный метод послужил основой для холотропной терапии, сеансы которой ученый активно практиковал. Также он вел курсы по подготовке практикующих трансперсональных психологов.

Вместе с супругой Гроф путешествовал по миру со своими семинарами и лекциями, рассказывая о трансперсональной психологии и результатах исследований сознания. На протяжении многих лет он поддерживал людей, переживших психодуховный кризис - эпизоды расширенного сознания.

Книги о сознательном и бессознательном

Станислав Гроф в книге "За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентность в психотерапии" обобщает результаты исследований автора, проведенных за 30 лет его научной деятельности. Здесь говорится о расширенной картографии психики, динамике перинатальных матриц, психотерапии и духовном развитии.

Гроф предположил, что большая часть психических состояний, классифицирующихся в психиатрии как болезни, например, неврозы и психозы, являются кризисами духовного и личностного роста человека, с которыми столкнуться может практически каждый.

Причиной может послужить спонтанно пережитый духовный опыт, с которым справиться самостоятельно не получилось. Автор предлагает психотерапевтические подходы, основанные на использовании способности организма человека к самоисцелению.

Книга Станислава Грофа "Космическая игра: исследование границ человеческого сознания" предлагает вниманию читателей синтез современной науки и древней мудрости, психологии и религии. Теоретические взгляды автора, основаны на обширных клинических исследованиях.

В книге "Зов ягуара" результаты многолетних исследований подаются автором в форме художественного произведения - научно-фантастического романа. В основу сюжета заложены реальные переживания трансперсонального опыта как самого автора, так и наблюдаемые у других людей.

20 век: книги Станислава Грофа в хронологическом порядке

1975 год. "Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД".

1977 год. "Человек перед лицом смерти", соавторство с Джоан Хэлифакс.

1980 год. "ЛСД -Психотерапия".

1981 год. "За пределами смерти: врата сознания", соавторство с Кристиной Гроф.

1984 год. "Древняя мудрость и современная наука", под редакцией Станислава Грофа. В книгу включены статьи многих докладчиков, выступавших на конференции 1982 года Международной ассоциации трансперсональной психологии в Бомбее, Индии.

1985 год. "За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентность в психотерапии".

1988 год. "Человеческое выживание и под редакцией Станислава Грофа и Марджори Л. Валер. В общей сложности над созданием этой книги работали 18 соавторов.

1988 год. "Путешествия в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы в психотерапии".

1989 год. "Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом", соавторство с Кристиной Гроф.

1990 год. "Неистовый поиск себя: руководство к личному росту через трансформационный кризис", соавторство с Кристиной Гроф.

1992 год. "Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь", соавтор Хэл Зина Беннет.

1993 год. "Книги мертвых: Руководства для жизни и смерти".

1998 год. "Надличностное видение: Целительные возможности необычных состояний сознания".

1998 год. "Космическая Игра: Исследование рубежей человеческого сознания".

1999 год. "Революция сознания: трансатлантический диалог", соавторство с Эрвином Ласло и Питером Расселом. Предисловие к книге написал

21 век: книги Станислава Грофа в хронологическом порядке

2000 год. "Психология будущего".

2001 год. "Зов ягуара".

2004 год. "Мечты Лилибита". Книгу написал Мелоди Салливан, а роль иллюстратора досталась Станиславу Грофу.

2006 год. "Когда невозможное возможно: приключения в необычных реальностях".

2006 год. "Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти".

2010 год. "Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии", соавторство с Кристиной Гроф.

2012 год. "Исцеление наших глубочайших ран: холотропное смещение парадигмы".

Вероятнее всего, продолжение следует...

Достижения и вклад в развитие науки

Известен во всем мире, как современный реформатор психиатрии и ярчайший представитель трансперсональной психологии. Его новаторские идеи оказали влияние на взаимопроникновение западной науки и духовного измерения. Книги, автором которых он является, переведены на несколько языков. Исследования исцеляющего и преображающего потенциала расширенных состояний сознания, проводимые им, длятся с 1960 года.

В 1978 году Станиславом Грофом была основана "Международная ассоциация трансперсональной психологии". Целями, ради которых она создавалась, были поощрение образования и исследований в рамках данного направления, спонсирование глобальных конференций.

5 октября 2007 в Праге он был удостоен престижной премии "VISION-97". Она была предоставлена Фондом Дагмара и Вацлава Гавелов, созданного для оказания поддержки инновационным проектам, имеющим большое значение для будущего человечества.

Станислав Гроф продолжает свою профессиональную деятельность в Калифорнийском институте интегральных исследований в Сан-Франциско, а также в Университете Мудрости в Окленде. Читает лекции и преподает программы профессиональной подготовки в области холотропного дыхания и трансперсональной психологии. А также принимает участие в практических семинарах, путешествуя по всему миру.

Холотропный подход в психотерапии представляет собой важную и эффективную альтернативу традиционным подходам глубинной психологии, основанной на вербальном обмене между терапевтом и пациентом, как говорит Станислав Гроф.

Термин "холотропный" означает "направленный на восстановление целостности" или "движение в направлении цельности. Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Психолог Станислав Гроф успешно развивает это направление в психологии. По словам Станислава Грофа, это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом и Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональные и психосоматические расстройства психологической природы. Трансперсональная психология Станислава Грофа рассматривает такие случаи. Развитие симптомов дистресса можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента.

Продолжительность и глубина такого срыва вполне коррелирует с развитием психотических явлений, на что указывает Станислав Гроф. Возникающая в результате ситуация оказывается кризисной или даже критической, но одновременно и очень плодотворной. По словам Станислава Грофа, проявившиеся симптомы отражают усилие организма освободиться от стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию.

Основная цель эмпирических техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах. Холотропная терапия, трансперсональная терапия Станислава Грофа содействуют активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов и в ритуалах различных сект. По словам Станислава Грофа, для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны.

В такого рода работе для Станислава Грофа нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня с широким спектром фактов трансперсональной природы. Как говорит Станислав Гроф, надличностное видение может объяснить многие вещи.

Практическая работа показывает, что динамическая структура психогенных симптомов содержит исключительно могущественные эмоциональные и физические энергии. Поэтому любая попытка серьезно повлиять на них исключительно проблематична. Требуется терапевтический контекст, обеспечивающий и усиливающий непосредственный опыт, чтобы получить заметные результаты в сравнительно короткий срок. Кроме того, имея в виду многоуровневый характер психогенных симптомов, концептуальные рамки врача должны включать перинатальный и трансперсональный уровни психики, без которых терапевтическая работа не может быть полностью эффективной. Если не прорабатываются незаконченные гештальты серьезных психических травм, если процесс практической терапии фокусируется на биографическом уровне, то результаты его обычно неполны.

Непосредственные и долгосрочные эффекты драматизируются по мере углубления самоанализа, достигая пределов рождения и смерти. Клаустрофобия и другие типы состояний тревоги, депрессия, суицидальные тенденции, алкоголизм, наркомания, астма, мигрень, садомазохистские наклонности и многие другие проблемы могут быть глубоко проработаны посредством переживаний перинатального характера. Однако в тех случаях, когда проблемы уходят корнями в трансперсональную сферу, окончательный результат не может быть получен до тех пор, пока человек не согласится на специфические переживания трансперсонального опыта. Здесь могут быть интенсивные переживания прошлых инкарнаций, сюжеты расового и коллективного бессознательного, а также многие другие темы. Различные школы психотерапии сильно отличаются друг от друга пониманием природы и функционирования психики человека, интерпретацией происхождения и динамики психогенных симптомов, а также установками относительно успешной стратегии и техники психотерапии. Такая фундаментальная рассогласованность взглядов по основным вопросам является одной из причин того, что психотерапия не имеет статуса научной процедуры. Можно поддержать идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником автономных целительных сил является коллективное бессознательное. Отсюда задача врача сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблем с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации человека по заранее выработанному плану.

Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным. Техника психотерапии, разработанная на основе современных исследований сознания, опирается в первую очередь на непосредственное переживание как исходное трансформирующее средство. Вербальные варианты применяются на стадии подготовки и затем - по окончании сеанса, чтобы усилить интеграцию переживаний. Врач формирует русло работы, создает доброжелательную рабочую обстановку и предлагает технику, которая активизирует бессознательное с помощью дыхания, музыки и работы с телом. В таких условиях имеющиеся симптомы усиливаются и из латентного состояния переходят в проявленное, становясь доступными сознанию. Задача врача состоит в том, чтобы способствовать такому спонтанному проявлению, полностью доверяя этому автономному оздоровительному процессу. Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно концентрированный опыт. И здесь симптом оказывается не только проблемой, но и возможностью в равной степени. Когда энергия высвобождается, симптом трансформируется в сознаваемое переживание и, благодаря этому может быть отработан. Очень важно, чтобы врач способствовал непроизвольному раскрытию, не вмешиваясь в процесс и специфику переживаний, какой бы характер они ни приобретали - биографический, перинатальный или трансперсональный.

Главное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции, и обладающих оздоровительным воздействием, Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исчезающих в этом процессе.

Очень важно, чтобы терапевт способствовал раскрытию (развитию) этого процесса, даже если он и не понимает его в какой-то момент. Некоторые переживания, несмотря на могучую трансформирующую силу, могут и не иметь никакого специфического содержания; они могут представлять собой интенсивно проявленные эмоции или физические напряжения, сменяющиеся глубоким облегчением и релаксацией. Довольно часто инсайт и специфическое содержание возникает позднее или даже на последующих сеансах. В одних случаях разрешение (результат) проявляются на биографическом уровне, в других - в перинатальном материале или в темах трансперсональных переживаний. Иногда драматически протекающий целительный процесс и трансформация личности сопровождающиеся растянутыми во времени результатами, ассоциируются с опытом, не поддающимся рациональному пониманию.

Сама процедура холотропной терапии включает в себя: контролируемое дыхание, побудительную музыку и различные формы использования звука, а также фокусированную работу с телом. Веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались довольно широко - от активных (насильственных) вмешательств в дыхательный процесс до утонченных методов духовных практик (традиций). Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны изменением частоты дыхания - гипервентиляцией и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов.

С общепринятой физиологической точки зрения гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также к респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов. Многочисленные эксперименты С.Грофа выявили, что в пневмокатарсисе основное значение имеет не специфическая техника дыхания (их превеликое множество в различных подходах), но сам факт того, что дыхание в течение 30-90 минут совершалось в более быстром темпе и более глубоко, чем обычно. В этом случае многие участники психотерапевтической сессии испытывают глубокие трансформирующие переживания. Большинство из них в символической форме переживают процесс смерти-возрождения, либо даже буквально вспоминают свое собственное появление на свет. На многих примерах можно подтвердить правоту Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация - автономная функция, но на нее можно оказывать волевое влияние6 учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного).

Действительно, пока не засвидетельствуешь на сессии или не испытаешь этот процесс лично, трудно поверить, исходя из одних теоретических оснований, в силу и эффективность этой техники. Характер и течение опытных сессий с использованием метода гипервентиляции существенно различается у разных людей, поэтому описать этот опыт можно лишь в общих и среднестатистических выражениях. Иногда продолжительная гипервентиляция усиливает релаксацию, ощущение расширения (сознания) и комфорта, вызывает световые видения. Случаются сильные переживания, связанные с захватывающим чувством любви и единения со всеми людьми, природой, космосом и Богом. Переживания такого рода обладают исключительно целительной силой, их следует поощрять и всячески способствовать их развитию; это обсуждается заранее на предварительной беседе.

Просто удивительно, какое множество людей под влиянием западной культуры или по каким-либо другим причинам не в состоянии принять экстатические переживания без страданий и тяжелой работы, а иногда даже и при этих условиях. Возможно, это связано с чувством незаслуженности такого опыта и возникающим в связи с этим чувством вины. Если это удается разъяснить, и человек принимает такие переживания, то сеанс от начала до конца проходит без каких-либо вмешательств со стороны терапевта и оказывается исключительно благотворным и продуктивным/По мере накапливания количества сеансов вероятность такого гладкого течения возрастает. Однако в большинстве случаев гипервентиляция сначала вызывает достаточно драматические следствия в форме интенсивных эмоциональных и психосоматических проявлений.

Кратко остановимся на тех ошибочных представлениях относительно гипервентиляции, которые укоренились в медицинской модели Запада. В учебниках по физиологии дыхания так называемый "синдром гипервентиляции" описывается как стандартный и обязательный физиологический отклик на учащенное дыхание. Сюда прежде всего относится знаменитый "карпопедальный спазм" - непроизвольное подергивание и спазм рук и ног. Симптомы синдрома гипервентиляции обычно рассматриваются в патологическом контексте и объясняются на языке биохимических изменений в составе крови, таких, как увеличение щелочности и понижение ионизации кальция. Хорошо известно, что некоторые пациенты, страдающие психическими заболеваниями, склонны к развитию форм гипервентиляции с драматическими эмоциональными и психосоматическими проявлениями; это особенно характерно для больных истерией. Обычно при проявлении признаков гипервентиляции начинают давать транквилизаторы, делать внутривенные вливания кальция, накладывать на лицо бумажный пакет, чтобы предотвратить уменьшение двуокиси углерода в легких. Такое понимание гипервентиляции не совсем верно. Существует множество людей, у которых не развивается классический "синдром гипервентиляции" даже после продолжительных сеансов; наоборот, они испытывают ощущение возрастающей релаксации, интенсивные сексуальные чувства и даже мистические переживания. У некоторых из них появляются напряжения в различных частях тела, но характер этих напряжений сильно отличается от "карпопедального спазма". Более того, продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопоставим с оргазмом. В дополнение к этому в повторяющихся холотропных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций, как правило, понижается.

Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных устарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки. Это обычно происходит двумя способами. Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивание, драматические телодвижения, покашливания, перехваты дыхания, рвотные позывы, вскрикивания и другие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервной системы. Этот механизм хорошо известен в традиционной психиатрии из работ З.Фрейда и Д.Бройера, посвященных исследованию истерии. Он используется в традиционной психиатрии при лечении травматических и эмоциональных неврозов, а также в новой экспериментальной психиатрии, такой, как неорайхианская практика, гештальтпрактика и первичная терапия Артура Янова. Второй механизм - принципиально новый для психиатрии и психотерапии и, как представляется, гораздо более эффективный и интересный, чем первый. В этом случае глубокие напряжения проявляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов. Поддерживая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование.

Типичный результат холотропного сеанса - глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исключительно мощным и действительным средством снятия стресса, способствующим эмоциональному и психосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать как попытку самолечения. Аналогичное понимание находим в литературе, описывающей технику духовного развития, например, Кундалини-йогу, где проявления подобного рода носят название "крийя". Из этого следует, что спонтанную гипервентиляцию надо всячески поддерживать, а не подавлять. Характер и течение холотропного сеанса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняются в процессе сеанса. Иногда сеанс может протекать от начала до конца без каких-либо эмоциональных или психосоматических сбоев.

Однако, в большинстве случаев начинается все с достаточно драматического опыта, который по прошествии какого-то времени, индивидуально значимого, сменяется сильными эмоциями и развитием стереотипных паттернов мышечных напряжений. Эмоциональные проявления, наблюдаемые в этом контексте, имеют широкий спектр; наиболее типичные из них - гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неудачи, униженности, вины и ничтожности. Физические проявления включают кроме мышечного напряжения также головные боли и боли в различных частях тела, перехватывание дыхания, тошноту, рвоту, удушье, повышенное слюноотделение, потение, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений. Встречаются люди, которые остаются совершенно спокойными, почти неподвижными; они могут испытывать очень глубокие переживания, и при этом постороннему наблюдателю кажется, что с ними либо ничего не происходит, либо они просто спят. Другие люди оказываются очень возбужденными и демонстрируют повышенную моторную активность. Их трясет, скручивает в каких-то сложных движениях, перекатывает с боку на бок, они принимают утробные позы, ведут себя как младенцы, сражающиеся в родовых каналах, или выглядят и действуют как новорожденные младенцы. Также довольно часто можно наблюдать движения, напоминающие ползание, плавание, копание, лазание и им подобные. Нередко движения и жесты бывают удивительно рафинированными, сложными, специфическими и многообразными. Можно видеть странные анималистические движения, имитирующие змей, птиц и других представителей этого мира, сопровождаемые соответствующими звуками. В определенных частях тела во время дыхательного сеанса развиваются физические напряжения. Не являясь простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека. Иногда они представляют собой усиленный вариант привычных напряжений и болей, проявленных в виде хронических проблем или же в форме симптомов, возникающих в моменты эмоциональных или физических стрессов, утомления, при бессоннице, слабости, вызванной болезнью, употреблением алкоголя или наркотиков. В других случаях их можно рассматривать как реактивацию старых проблем, возникших в период младенчества, детства, пубертата или в результате тяжелого эмоционального стресса. Независимо от того, узнает ли человек в этих физических проявлениях специфические события своей биографии, их все равно интересно рассмотреть в плане психологического значения или содержания. Например, если развивается спазм в руках и ногах ("карпопедальный спазм" в традиционной терминологии), то это свидетельствует о наличии глубокого конфликта между сильным стремлением к совершению определенных действий и столь же сильной тенденцией сдерживания (торможения) этого действия. Возникающее таким образом динамическое равновесие представляет собой одновременную активацию сгибающих и разгибающих мышц одинаковой интенсивности. Люди, испытывающие такие спазмы, обычно сообщают о том, что в течение всей жизни или, по крайней мере, большей ее части, они чувствовали подавленную агрессивность, сдерживали желание наброситься на окружающих или же испытывали неудовлетворенные сексуальные стремления.

Иногда болезненные напряжения такого рода являются неосуществленными творческими импульсами: такими, как например, рисование, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, какое-то ремесло или деятельность, осуществляемая с помощью рук. Такой подход позволяет проникнуть в сущность конфликта, порождающего эти напряжения. Как правило, процесс, достигнув кульминационной точки напряжения, сменяется глубокой релаксацией и ощущением устранения преграды, мешавшей свободной циркуляции энергии в руках. Часто люди, пережившие это, открывали у себя различные творческие способности и достигали удивительных успехов в рисовании, сочинительстве, танцах или ремесле.

Другим важным источником мышечных напряжений являются воспоминания о перенесенных в прошлом операциях или травмах. В периоды, причиняющие боль и страдания человеку, приходится подавлять, иногда надолго. Эмоциональные и физические реакции на боль. И если травма залечена только анатомически и не интегрирована эмоционально, она остается как незавершенный гештальт. Поэтому травма физического характера чревата серьезными психологическими проблемами, и, наоборот, ее проработка на терапевтических сеансах может способствовать эмоциональному и психосоматическому выздоровлению. Напряжение ножных мышц имеет ту же динамическую структуру, только менее сложную; это отражает тот факт, что роль ног в человеческой жизни проще роли рук (кистей). Многие относящиеся сюда проблемы связаны с использованием ног и стоп в качестве инструментов агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжение и спазмы в бедрах и ягодицах часто ассоциируются с сексуальной защитой, страхами и торможениями, особенно у женщин. Архаическое анатомическое название одной из мышц бедра фактически звучит как "харанитель девственности" - musculus custos virginitalis. Многие напряжения мышц могут быть соотнесены с физическими травмами. На более глубоком уровне динамические конфликты, вызывающие напряжение мышц конечностей и многих других частей тела, связаны с "гидравлическими" обстоятельствами биологического рождения. На этом этапе родового процесса ребенок, часто в течение многих часов, оказывается в ситуации, которая сопряжена с ужасом, тревогой, болью и удушьем. Это вызывает мощное нейронное стимулирование, не получающее периферического выхода, поскольку ребенок не может дышать, кричать, двигаться или спастись из этой ситуации. Заблокированная энергия накапливается, в результате, в организме, сохраняется в равной степени в сгибающих и разгибающих мышцах. Если этот динамический конфликт выходит наружу для разрядки (запоздалой во времени), он протекает в виде интенсивных и чисто болезненных спазмов. Иногда можно проследить более глубокие причины напряжений в руках и ногах в сфере трансперсональных переживаний, в частности, с различными воспоминаниями прошлой жизни. Интересно отметить, что многие напряжения в других частях тела наблюдаются в тех местах, которые тантрическая система называет центрами психической энергии "тонкого тела" - чакрами. В этом нет ничего удивительного, так как приемы холотропной терапии аналогичны упражнениям, используемым в тантрической традиции, придающей большое значение дыханию. В процессе типичного дыхательного сеанса напряжения и блокировки усиливаются и все больше проявляются. Продолжительное дыхание способствует динамическому развитию, достижению кульминационной точки процесса с разрешением и освобождением.