Биографии Характеристики Анализ

Что такое память определение для детей. Виды памяти в психологии

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

Успех практически во всех областях жизни зависит от того, сумеем ли мы вспомнить нужную информацию в определенное время. Так что память человека и попытки её усовершенствовать находятся в центре пристального внимания всего земного шара уже на протяжении сотен лет.

Человеческая память обеспечивает непрерывность опыта и основу развития личности. Все наши впечатления оставляют след и, когда нам нужно, бывают актуализированы, припомнены. Если бы не память, все стало бы мгновением, потому что только сохранение и возможность воспроизведения организует представление человека о самом себе как о субъекте, существующем до настоящего момента.

Значение и история

Память как психический процесс связана со всеми психическими функциями, особенно сильна её связь с эмоциями, двигательными функциями и когнитивными процессами. Бартлетт подчеркивает, что воспоминания – это не безжизненные и зафиксированные раз и навсегда пласты опыта.

Воспоминание есть созидание, конструирование, основой которого является наше отношение к прошлому. То есть каждый раз, когда мы вспоминаем, мы творим – отделы мозга, в которых в прошлом произошло возбуждение на событие, при воспоминании снова становятся активны, творя его.

Возможность совершенствования неотделима от памяти, эта связь коренится в определении, как способности хранить и воспроизводить. Все вновь воспринятое укладывается в уже бывшее воспринятым, и происходит непрерывная шлифовка восприятия и действий человека. Видимо, именно так люди становятся экспертами в своей области.

У всех других существ, кроме человека, представлены память генетическая и механическая. Генетическая отвечает за передачу через гены тех свойств, что необходимы существу для выживания. Механическая – результат научения за недолгий срок жизни. Обе они не способны к такой организации опыта, которая возможна благодаря человеческой памяти.

Понятие памяти долгое время находилось в ведении философии, так как она выступает одной из основ познания человека. Платон представлял её в виде отпечатка, впрочем, не наделяя активностью. Аристотель выделил роль ассоциаций при обращении к ней в процессе мышления.

Декарт акцентировал внимание на активности запоминания – нужное остается, другое отбрасывается. На вопрос «Что такое память и какое значение она имеет?» отвечали Спиноза, Гоббс, Локк, Гегель и многие другие. Так, Бергсон считал её основой индивидуальности.

С середины XIX века открывается эра исследований памяти в психологии. В это время закладывается экспериментальный подход к разработке понятий, связанных с психической жизнью индивида. Благодаря успехам, которых достигла психология, стало понятно, что такое память – свойство нервной системы, заключающееся в сохранении, воспроизведении и изменении информации, но до сих пор по огромному числу побочных вопросов не достигнут консенсус.

Общая информация

Память – условие научения, формирования навыков, приобретения знаний. Основные функции памяти: узнавание, воспроизведение, запоминание, сохранение.

Исходя из этого выделяют свойства памяти: объем, скорость запоминания, время хранения, точность и скорость воспроизведения. Качественные характеристики памяти часто связаны с профессиональной деятельностью или особенностями конкретного человека.

Из-за обилия оснований для классификации есть множество различных групп, внутри которых её подразделяют на специфические виды. Например, по основанию отличия от других существ можно выделить следующие виды памяти у человека:

  • Произвольная. Отвечает за целенаправленное запоминание.
  • Логическая. Включение запоминаемого в логические связи.
  • Опосредованная. Использование вспомогательных средств для запоминания.

С другой стороны, важную роль играет время хранения материала в памяти. И её виды по длительности хранения различны:

1. Мгновенная память

Мгновенная, еще ее можно назвать сенсорной, является непосредственным отражением того, что восприняли органы чувств. Она сохраняет информацию около 0.1-0.5 секунды. Представляет собой образ от впечатления.

2. Кратковременная память

Кратковременная – отвечает за хранение наиболее существенных элементов образа в течение 20 секунд, если материал не повторяется. Этой памяти принадлежит область актуального сознания человека, в ней оказывается только то, что соответствует индивидуальному портрету личности, то, на что человек обратил внимание.

3. Оперативная память

Или, как её еще называют, рабочая память человека – может сохранять информацию до нескольких дней в зависимости от поставленной задачи. Сохраненная информация нужна именно для решения проблемы, стоящей перед человеком. Оперативная может быть увеличена, что при этом приведет к развитию подвижного .

4. Долговременная память

В ней находятся самые фундаментальные и значимые воспоминания, знания. Хранит информацию бессрочно. Повторение упрочивает сохраненный опыт.

5. Генетическая память

Информация в генотипе, передающаяся по наследству. Именно на неё мы не в силах оказать влияния.

По анализатору, который преобладает в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения, выделяются: эмоциональная, слуховая, зрительная память и другие виды. Слуховая память отвечает за запоминание и воспроизведение звуков, именно она позволяет музыкантам и филологам улавливать тонкие переходы между мелодиями и произношением слов. Зрительная – связана с визуальными образами, огромное влияние оказывает на способность к воображению, при этом чем легче человек вспоминает образ, тем проще ему его воспроизвести.

Качества памяти зависят от индивидуальных характеристик самого человека. Индивидуальные особенности процессов запоминания и воспроизведения у человека складываются в типы памяти. Среди них можно выделить: образный, словесно-логический. Так, образный тип отличается тем, что сохраняются целые «куски» образа. У смыслового типа элементы воспринятого выстраиваются в систему, акцент идет на смысл, а не на форму.

Структура

Уильям Джеймс впервые предложил разделение памяти на кратковременную и долговременную на основании того, что какую-то часть из той информации, которую получаем, мы безвозвратно утрачиваем, а другую запоминаем на долгие годы. Эббингауз представил примерно в то же время свою кривую забывания. Закон Эббингауза гласит, что мы забываем больше половины того, что выучили в течение часа, к концу недели остается меньше 1/5 от того, что мы выучили.

Уже в середине XX века Петерсон смог показать ограниченность срока хранения информации. Она исчезает, если её не повторять. Именно это стало доказательством существования кратковременной памяти. По результатам экспериментов Петерсона и Эббингауза можно заключить, что для успешного заучивания материала на долгое время достаточно повторять его периодически.

Благодаря экспериментам и наблюдениям за людьми с поражениями мозга мы уже знаем, что отделы мозга, отвечающие за кратковременную и долговременную память, различны. Насчет объемов кратковременной до сих пор существуют разные теории.

Одна из них, которая является, пожалуй, наиболее популярной, состоит в том, что максимальное количество единиц хранения в ней равно 7. При этом не важно, что мы считаем единицей информации – букву или слово. Если дать набор букв, то человек запомнит около 7, то же самое произойдет и со словами, хотя слова и кажутся более информативными и сложными единицами информации.

Таким образом, возможность запоминать 7 единиц информации нас, по сути, не слишком ограничивает. Достаточно правильно организовывать разрозненные элементы в группы, чтобы групп этих было не больше 7, тогда удастся запомнить огромные куски информации. Под правильной организацией подразумевается процесс сочетания групп с информацией из долговременной памяти. Эффективность этого приема доказана в экспериментах Бауэра и Спрингстона.

Суть его в том, что нам нужно не просто создать из разрозненных элементов какие-то системы, но эти системы должны иметь ассоциации с нашим прошлым. Тогда на любую систему можно набросить ярлык, мысленную «наклейку», и вспоминать только её, а не входящие в неё элементы.

Некоторые ученые (Баддели и др.) выступают за то, что объем информации, возможный для хранения в кратковременной памяти, ограничен лишь скоростью, с которой мы повторяем информацию. Таким образом, решающее значение остается за временем. Чем больше информации мы можем уместить в маленький промежуток времени, тем потенциально лучше мы можем запомнить её.

В кратковременной мы всегда находимся, она непосредственно нам дана. В долговременной находятся наши знания, воспоминания и все остальное, что придает жизни смысл, позволяет воспринимать новый опыт. Она, видимо, может сохранить безграничное количество информации на любой по длительности срок.

С одной стороны, память находится везде в мозге, с другой – некоторые зоны явно исполняют функции, необходимые для взаимодействия разных её видов. Как работает память и запоминание? Теория Хебба дает оригинальный ответ на это:

  • Благодаря кратковременной начинается виток нервной активности.
  • Достаточно большое количество повторений приводит к химическому или структурному изменению.
  • Если произошло объединение информации с прошлыми воспоминаниями, осмысленное включение, то информация переводится на постоянное хранение.

Мнемоника – искусство помнить

Существует огромное количество источников, рассказывающих о том, как развить память. Лучше всего обратиться прямиком к когнитивной психологии, которая годами проводит эксперименты и изучает психические процессы человека и непосредственно развитие памяти. Особенности памяти не просто позволяют улучшать запоминание информации, но делают возможным интенсивное развитие интеллектуального уровня человека.

И первый факт, который психология припасла для людей: для запоминания нужно организовывать информацию в схемы.

Организация может происходить с помощью знакомых человеку идей, вещей, объектов. Ассоциации незнакомого со знакомым позволяют быстрее обратиться к информации. Подключение воображения, пересечение с его помощью нового и незнакомого, или создание сценок из объектов, позволяет намного быстрее и на более длительный срок запомнить материал.

Второй факт, который понадобится для развития памяти: яркие эмоции, связанные с какой-то информацией, позволяют запоминать эту информацию без труда и надолго.

Третье: повторения через малые промежутки времени лучше сказываются на запоминании материала, чем «ударные» занятия с длительными перерывами.

И последнее: повышение уровня глюкозы в крови непосредственно после заучивания информации приводит к тому, что человеку легче воспроизвести её в будущем.

1. Подвижный интеллект

Людям, желающим развить аналитические способности, поможет тренировка памяти. Упражнения, направленные на развитие рабочей памяти, улучшают логическое мышление, а также способности к концентрации внимания, которые являются чуть ли не основой любого успешного обучения и работы. Получается, когда мы развиваем память, мы развиваемся вообще. Как тренировать память этого типа:

  • Человеку предъявляются визуальные или звуковые образы один за другим.
  • Задача человека – указать, был ли образ, который он воспринимает сейчас, уже представлен до этого на n-шаге назад.

2. Метод мест

Улучшение памяти позволяет запоминать абсолютно все, но для этого придется сначала развить концентрацию. Метод мест, известный еще с 500 года до н.э., представляет собой расстановку объектов мысли на местах в некой комнате, которая хорошо вам известна.

Например, достаточно представить свой дом и выбрать в нем определенные десять мест. Выбирать места нужно так, чтобы вы могли передвигаться между ними последовательно и без помех. После этого возьмите 10 случайных предметов и расположите их в этих местах. Теперь осталось посетить эти места в воображении в том порядке, который вы соблюдали при расстановке предметов, и назвать предметы. Метод мест позволяет запоминать до 72% новой информации, при этом без его использования остается только 28%.

Плохая память затрудняет процесс обучения, препятствует проявлению всего потенциала индивида, поэтому память человека необходимо развивать с детства и на протяжении всей жизни. Автор: Екатерина Волкова

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования . В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память . Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память . Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная (моторная) память . Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память . При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память . В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память . Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память . Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память . Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Память человека удивительный дар, который дала природа людям. Благодаря ей мы можем накапливать жизненный опыт и впоследствии пользоваться им для своего блага. Человек, лишенный памяти, беспомощен в этом мире, поскольку каждое мгновение будет для него открытием, но будет приносить пользу и удовлетворение. Бывают ситуации, при которых память человека ухудшается: мы забываем то, что происходило совсем недавно. Болезнь может развиться вследствие более ранней патологии в жизни. Но если у вас неважная память с рождения, не переживайте: ее можно развить.

Что это такое?

Память человека рассматривают как предмет изучения в рамках психологии. Это возможность человека накапливать и хранить информацию. С другой стороны, в психологии определяют память как способность воспроизводить переживания, эмоции из прошлого, вспоминать прежнее местонахождение предмета и т.д. Но самое главное, что память позволяет нам сохранять накопленную информацию об этом мире.

Мы знаем, что головной мозг состоит из двух полушарий. Таким образом, память изучается не только в психологии, но и в рамках физиологии. В нем расположено более 20 миллиардов клеток, соединенных между собой. Правое полушарие отвечает за эмоции, чувства, а левое за логическое мышление. Однако до сих пор ученым точно не известно, где располагается у человека память и как происходит запоминание хранящейся информации.

Чтобы определить, какая у человека память и для чего она нужна, следует вывести показатели по следующим характеристикам этого свойства. Общая характеристика и классификация памяти в сфере психологии будет зависеть от параметров. Вот основные их виды, характеристика и общая классификация:

  • Объем. Измерить общий объем памяти взрослого человека очень сложно, поскольку в жизни мы используем ресурсы нашего мозга лишь на 4-10%. В среднем емкость кратковременной памяти может составлять 7 единиц информации. Однако возможности человека гораздо больше, как утверждают в психологии. Исследователь Л.И.Куприянович подсчитал, что объем памяти человека 125 миллионов мегабайтов и более. Но только 1% человечества использует свою память в более полном объеме. Таких людей причисляют к гениям. Например, Моцарт мог прослушать музыкальное произведение только раз и затем записать без ошибок его партитуру. Александр Македонский мог назвать всех своих воинов по именам. Но поразительно то, что объем памяти любого человека позволяет проявлять такие же феноменальные способности.
  • Скорость запоминания. Зависит от степени тренировки памяти. У всех людей она разная.
  • Точность. Зависит от того, насколько правильно человек может воспроизвести факты, которые он запомнил.
  • Длительность. Некоторые люди запоминают быстро, но помнят в течение короткого времени, а другие на всю жизнь. Длительность памяти также индивидуальна. Также следует учитывать, что есть разные виды памяти по длительности хранения информации. Кратковременная память - это вид, позволяющий запоминать информацию на непродолжительное время. Долговременная память как вид отличается тем, что позволяет запоминать информацию надолго, порой на всю жизнь. В зависимости от того, какую память человек больше использует и тренирует, этот вид и определяет длительность запоминания.
  • Готовность воспроизвестись. Иногда бывает так, что человек учил, переживал, запоминал, но в нужный момент не может вспомнить уже известные факты. Память есть, но она не воспроизводит события. Таким образом, ее роль в жизни человека словно сводится на нет.

Основные виды

Есть основные виды памяти в зависимости от характеристики:

  • Классификация по характеру цели: произвольная и непроизвольная. Используя непроизвольную память, мы запоминаем автоматически. При участии произвольной памяти необходимо прикладывать усилия, применять волю.
  • Классификация по способу запоминания и характеру психической деятельности: двигательная (или кинетическая), эмоциональная, образная, зрительная, слуховая, осязательная, словесно-логическая и логическая. Эти виды памяти соответствуют определенному способу запоминания: с помощью движений, слов, логических вычислений, зрительного восприятия, образов и т.д.

Особо следует упомянуть такие основные виды памяти, как кратковременная и долговременная. Кратковременная память характеризуется информацией, хранящейся в течение 20 секунд. Запоминание происходит после краткого восприятия предмета или информации. Запоминается самое главное, но с целью воспроизведения в дальнейшем, в чем и состоит роль этого вида.

Объем кратковременной памяти весьма индивидуален. По оценкам ученых, это 7-9 единиц. Однако сегодняшние ученые говорят о том, что этот параметр слишком преувеличен. И следует говорить о 3-4 единицах. При этом происходит процесс замещения. Если объем кратковременной памяти заполняется, новая информация замещает полученную прежде, в результате чего некоторые полученные ранее сведения исчезают. Например, фамилия и имена множества людей, с которыми мы были знакомы прежде, уходят и замещаются новыми. Если вы хотите сохранить их в своей памяти, нужно приложить волевые усилия.

Каковы функции и назначение кратковременной памяти, нетрудно догадаться. Она необходима, чтобы обрабатывать ежедневно поступающий огромный объем информации. Сразу убирается ненужное, в результате человек может избежать перегрузки мозга.

Функции и назначение долговременной памяти прямо противоположные. Долговременная память хранит информацию неограниченное время. Но чтобы надолго сохранить определенный объем информации, нужные сведения необходимо постоянно воспроизводить. Между сохранением информации и ее воспроизведением существует прямая взаимосвязь. Поскольку многие сведения отдалены от настоящего момента, необходимо сделать так, чтобы они постоянно находились «под рукой». Только так долговременная память сможет их сохранить.

Есть еще один вид памяти - оперативная. Ее функции и назначение состоят в хранении информации в течение определенного срока, ограниченного поставленной задачей. Если задача выполнена, и информация больше не нужна, она удаляется. Например, студент, который учит материал к экзамену, после сдачи мало что вспомнит из выученного. Это объясняется действием оперативной памяти: задача была выполнена, информация удалена.

Законы

Общая характеристика и классификация памяти будет неполной, если не упомянуть ее основные законы. Они помогают людям улучшить запоминания, используя некоторые закономерности. В этом и состоит их роль и назначение:

  • Интерес. Все, что запоминается, человеку должно быть интересно.
  • Осмысление. Для взрослого и ребенка важно, насколько глубоко обдумана проблема.
  • Установка. Если человек поставил себе цель усвоить объем информации. Он обязательно это сделает.
  • Действие. Если знания используются практически, запоминание ускоряется. Практика играет большую роль в процессах памяти.
  • Контекст. Новое усваивается в контексте со старыми сведениями.
  • Торможение. Новая информация перекрывает старую.
  • Оптимальная длина ряда. Это ряд предметов или явлений, которые нужно запомнить. Ряд не должен превышать объем кратковременной памяти.
  • Край. Особенности памяти таковы, что запоминается лучше то, что стоит в начале и в конце.
  • Повторение. Если информацию повторять несколько раз, она запомнится лучше. Незавершенность. Если действие не завершено, фраза недосказана, она лучше запомнится.

Чтобы повысить объем памяти и запоминаемость, достаточно знать эти законы и применять их себе на благо.

Процессы

Общая характеристика памяти в области психологии упоминает о процессах памяти. Вот основные из них, их классификация и характеристика:

  • Запоминание. Состоит в осмыслении, запечатлении, восприятии и переживании новых элементов. Главное для запоминания - установить взаимосвязь между элементами и связать их в одно целое.
  • Хранение. Эти особенности памяти позволяют сохранять полученный материал, перерабатывать его и осваивать. Благодаря хранящейся информации человеку удается ориентироваться в окружающей среде и не утрачивать полученный опыт. За это отвечает долговременная память, в чем и состоит ее роль и назначение.
  • Воспроизведение и узнавание. Эти особенности позволяют в нужный момент вспомнить информацию и применить ее на практике. В реальности ранее увиденный предмет или явление распознаются и относятся мозгом к событиям из прошлого опыта.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизведения. Функции и назначение забывания состоят в том, чтобы не перегружать мозг и периодически очищать его от ненужной информации.

Эти основные функции определяют способность памяти удерживать сведения на протяжении некоторого времени.

Общая характеристика памяти выделяет еще несколько ее разновидностей. Эта классификация связана с различной направленностью памяти:

  • Зрительная - ее роль в нашей жизни заключается в том, чтобы хранить зрительные образы.
  • Моторная - ее роль состоит в запоминании предыдущих физических действий.
  • Эпизодическая - может быть долговременная, но связана в основном с эпизодами из нашей жизни.
  • Семантическая - также может быть долговременная, но связана со знаниями о фактах или словесных значениях. Именно благодаря ей таблица умножения держится в нашей памяти всю жизнь.
  • Процедурная - это знания о том, как производить какие-то действия, или, проще говоря, алгоритмы.
  • Топографическая - позволяет ориентироваться в пространстве и запоминать места, в которых мы уже были.

Общая характеристика и классификация памяти позволила ученым разработать некоторые упражнения, позволяющие развить и увеличить ее объем.

Основные мнемотехнические приемы и упражнения

Разработанные учеными приемы и упражнения позволяют развить память и увеличить ее объем. Вот несколько видов таких упражнений:

  • Постарайтесь запомнить начальные буквы в фразе, а затем по ним воспроизвести ее.
  • Сочиняйте стихотворения.
  • Термины и длинные слова запоминайте с помощью созвучных знакомых слов.
  • Подключайте образные ассоциации.
  • Тренируйте зрительную память, запоминая образами.
  • Числа запоминайте с помощью закономерностей или знакомых дат и сочетаний.

Эта простая общая схема упражнений позволит быстро развить память различных видов.

Почему память может ухудшаться?

Есть много людей, которые страдают расстройством памяти различных видов. Мы знаем, что ухудшение памяти может произойти после тяжелого заболевания, в результате травм или с возрастом. Склероз (закупорка сосудов головного мозга), неврологические заболевания, травмы черепа, врожденные пороки нервной системы и головного мозга влияют на качестве запоминания.

Если расстройство памяти обусловлено заболеванием, необходимо пройти медикаментозное лечение. Только после этого ее можно частично восстановить, хотя медики никогда не дают точной гарантии.

Возрастные изменения в организме тоже не добавляют здоровья. Чтобы сохранить все виды памяти «живыми», нужно постоянно их тренировать. Для этой цели отлично подойдут кроссворды, настольные игры, загадки, японские головоломки. Упражнения весьма полезны детям.

Как можно улучшить память?

Кроме упомянутых приемов мнемотехники, есть много способов улучшить память и увеличить ее объем. Вот общая схема того, что нужно делать для улучшения памяти:

  • Не ленитесь. Память нужно постоянно тренировать, иначе результата не будет.
  • Если что-то забыли, не пытайтесь сразу заглядывать в книжку или справочник. Попытайтесь вспомнить самостоятельно.
  • Читая книги, старайтесь затем пересказывать содержание кому-то из близких, называя имена всех, даже самых незначительных героев. Не упускайте из виду и мелкие события из книги.
  • Учите наизусть стихи, порядок чисел (например, телефоны). Если у вас есть ребенок, который учится в школе, можете играть с ним наперегонки: кто быстрее выучит стихотворение.
  • Чаще работайте с числами, решайте задачи. Математика отлично влияет не только на логическое мышление, но и на память.
  • Старайтесь всегда узнавать что-то новое и воспроизводить информацию через некоторое время. Увидите, как скоро у вас улучшится память.
  • Вспоминайте события предыдущего дня, что произошло неделю назад. Такая тренировка быстро увеличит объем памяти и заставит кратковременную память переводить информацию в долговременную.
  • Изучайте языки. Кроме пользы для собственного умственного развития, вы еще принесете пользу своей памяти. Учите в день не менее 6-7 новых слов из любого языка мира.
  • Настройтесь положительно. Не думайте о том, что вы постоянно что-то забываете. Думайте, что вы все помните, и это действительно так.
  • Информацию воспринимайте всеми органами чувств. Если вам нужно что-то запомнить, придумайте ассоциации. Это может быть запах, вкус, картинка, действие, которое связано с событием или предметом. Впоследствии, вспоминая ассоциацию, вы сможете восстановить в памяти и нужные сведения.
  • Решайте логические задачи. Несмотря на то что головоломки улучшают процессы мышления, они и благотворно действуют на процессы памяти.
  • Таблица. Это проверенный способ тренировки внимания, памяти и наблюдательности. В Ней собраны и разбросаны в разном порядке и написаны разным шрифтом числа от 1 до 20. Задача - запомнить их или отыскать за определенное количество времени.

На качество видов памяти сильно влияет и режим дня, которого вы придерживаетесь. Есть несколько правил организации режима, которые позволят всегда сохранять прекрасную память:

  • Хорошо высыпайтесь. Недосып способствует расстройству памяти и мышления. Полноценный сон должен быть не менее 7-8 часов.
  • Занимайтесь спортом, чаще гуляйте. Свежий воздух, физические упражнения способствуют притоку крови к мозгу, улучшают кровообращение, увеличивают объем памяти.
  • Завтракайте. Нельзя заучивать информацию на голодный желудок. Мозгу необходимо питание, ведь он потребляет до 20% всей энергии организма.
  • Влюбляйтесь. Любовные отношения, даже просто состояние влюбленности обостряют чувства, в том числе память.
  • Избавляйтесь от рутины. Ежедневные повторения одних и тех же действий притупляют память. Старайтесь что-то менять в своей жизни. В психологии утверждается, что даже самые незначительные перемены улучшают состояние человека. Так, если вы начинаете свой день традиционно с чашки кофе, попробуйте теперь заменить ее на сок или другой напиток. Акие перемены способны обострить чувства.
  • Правильно питайтесь. Есть продукты, которые способствуют улучшению памяти. Например, листик мяты, положенный в чай, соя, цитрусовые - прекрасные продукты, чтобы стимулировать вашу память.
  • Иногда играйте в компьютерные игры. Здесь стоит сделать акцент на слове «иногда», поскольку увлечение ими не негативно влияет на психику. Однако 1-2 игры с головоломками в неделю не помешают.
  • Слушайте музыку. Все, что пробуждает наши чувства, действует и на память. Музыка сильнее всего может пробудить в нас эмоции. Именно благодаря ей мы можем совершенствовать и мышление.
  • Воспринимайте жизнь с интересом. Мы запоминаем то, что нас интересует. Если человеку все безразлично, то и память перестает работать. Живите с интересом, тогда в ней будет, что запоминать.

Память - большой дар природы и его надо беречь. Сохраняйте свою память, и у вас будет насыщенная и яркая жизнь до конца дней.

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память - дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

С исследованием иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга . В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку - процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируется ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде.

Стирание информации, находящейся в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет зрительному ощущению быть более восприимчивым. Такое свойство иконической памяти - стирание - обеспечивает запоминание информации в иконической памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти - более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки . Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля - кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце .

Эхоическая память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему .

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти : кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

В теории памяти Д. О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ .

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей , исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM ). Также Герберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своём исследовании () Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны .

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого -физиологические , так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 9 х 8 = 72, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память , или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой . Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания .

Законы памяти
Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз .
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

Мифология , религия , философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета . Лета обозначает «забвение » и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай , - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина , персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз . Она обладает Всеведением : согласно Гесиоду (Теогония , 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Платона Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания .

См. также

Примечания

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
  2. Norman, D. A. (1968). Toward a theory of memory and attention. Psychological Review, 75,
  3. Atkinson, R. C, & Shiffrin, R. M. (1971). The control of short-term memory. Scientific American, 225, 82-90.
  4. Craik, FIM; Lockhart RS (1972). «Levels of processing: A framework for memory research». Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior 11 (6): 671-84.
  5. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  6. К. Юнг Тавистокские лекции
  7. Coltheart, Max (1980). «Iconic memory and visible persistence». Perception & Psychophysics 27 (3): 183-228.
  8. Sperling, George (1960). «The information available in brief visual presentations». Psychological Monographs 74: 1-29.
  9. Unwin. Baxt, N. (1871). Ueber die Zeit, welche notig ist, damit ein Gesichtseindruck zum Bewusstsein
  10. Джон Килстром профессор Калифорнийский Университет Беркли Лекция 10. Память. Часть 1.
  11. Б. Мещеряков, В. П. Зинченко, Большой психологический словарь, СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 672 с. Статья «Памяти физиологические механизмы». С. 370.
  12. Miller, G. A. (1956) The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63, 81-97.
  13. ФСБ - Федеральная Служба Безопасности, КМС - кандидат в мастера спорта, МЧС - Министерство Чрезвычайных Ситуаций, ЕГЭ - единый государственный экзамен.
  14. FBI - Federal Bureau of Investigation, PHD - Philosophy Doctor, TWA - Trans World Airlines, IBM - International Business Machines.
  15. Conrad, R. (1964). «Acoustic Confusions in Immediate Memory ». British Journal of Psychology 55 : 75–84.
  16. Резникова Ж. И., Рябко Б. Я. , Теоретико-информационный анализ «языка» муравьев // Журн. общ. биологии, 1990, Т. 51, № 5, 601-609.
  17. Резникова Ж. И. Язык муравьев до открытия доведет , Наука из первых рук, 2008, N 4 (22), 68-75.
  18. Станислав Гроф Области человеческого бессознательного . - М .: Институт трансперсональной психологии, 1994. - 280 с. - ISBN 5-88389-001-6
  19. Атанассиос Кафкалидес. Знания из лона. Аутопсиходиагностика с психоделическими лекарствами. - СПб: ИПТП, 2007. - ISBN 5-902247-11-X
  20. Кузина С.А. Как улучшить свою память. - М.: Издательство агентства "Яхтсмен". - 1994.

Литература

  • Арден Джон Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. - М .: «Диалектика», 2007. - С. 352. - ISBN 0-7645-5435-2
  • С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир », .
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика », .
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., .
  • Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., .- 182 с.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. , С.Пб.2005.
  • Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
  • Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
  • Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
  • Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;
  • Аристотель «О памяти и припоминании»; Плотин «Об ощущении и памяти»; Поль Рикёр. Память в культуре Древней Греции
  • Поль Рикёр. Традиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
  • П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
  • Ф. Йейтс. Искусство памяти // Йейтс Ф. Искусство памяти. «Университетская книга», СПб, 1997, с. 6-167.
  • П. Нора. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.
  • Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М.,2004. № 7. С.158-160.
  • Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской кульуры, 2004
  • Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007
  • Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова
  • Маклаков А. Г.