Биографии Характеристики Анализ

Количество безграмотных в мире. Почему неграмотных женщин больше? Грамотность в Российской империи в начале XX века

Важными показателями в этом отношении являются образовательный индекс, соотношение грамотности мужчин и женщин, количество учеников в средних школах, студентов в колледжах и университетах. Важно также количество университетов, школ, библиотек и посещающих их читателей. На основании этих параметров и был составлен список самых образованных стран мира.

Нидерланды

Экспресс-инфо по стране

Земля находится на третьем месте по удаленности от Солнца и на пятом среди всех планет Солнечной системы по размеру.

Возраст – 4,54 млрд лет

Средний радиус – 6 378,2 км

Средняя окружность – 40 030,2 км

Площадь – 510 072 млн км² (29,1% суши и 70,9% воды)

Количество материков – 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида

Количество океанов – 4: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый

Население – 7,3 млрд чел. (50,4% мужчин и 49,6% женщин)

Самые густо населенные государства : Монако (18 678 чел./км 2), Сингапур (7607 чел./км 2) и Ватикан (1914 чел./км 2)

Количество стран : всего 252, независимых 195

Количество языков в мире – около 6 000

Количество официальных языков – 95; самые распространенные: английский (56 стран), французский (29 стран) и арабский (24 страны)

Количество национальностей – около 2 000

Климатические пояса : экваториальный, тропический, умеренный и арктический (основные) + субэкваториальный, субтропический и субарктический (переходные)

Нидерланды — замечательная страна со множеством выдающихся достопримечательностей, высоким уровнем жизни, соблюдением прав человека и медициной. Неудивительно, что она входит в список 10-и самых образованных стран мира с уровнем грамотности 72%. Высшее образование доступно для каждого гражданина страны, а с пятилетнего возраста образование для детей обязательно. В Нидерландах насчитывается 579 общественных библиотек и приблизительно 1700 колледжей.

Новая Зеландия

Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана. Страна является не только одной из самых богатых экономик мира, но и одной из самых грамотных стран. Система образования Новой Зеландии классифицирована в трех разных уровнях, включая базовую школу, старшую школу и высшее образование. На каждом из этих уровней образования школьная система Новой Зеландии базируется прежде всего на функциональных исследованиях, а не на простом заучивании материалов. Новозеландское правительство уделяет максимум внимания образовательным институтам. Именно поэтому уровень грамотности в Новой Зеландии составляет 93%.

Австрия

Центральноевропейская немецкоязычная страна Австрия — одна из самых сильных экономических систем мира. 98% австрийцев могут читать и писать, что является очень высоким показателем. Неудивительно, что Австрия входит в список самых развитых стран в мире с высоким уровнем жизни, первоклассными учебными заведениями и медицинскими услугами. Первые девять лет бесплатного и обязательного образования оплачиваются правительством, а дальнейшее образование нужно оплачивать самостоятельно. В Австрии есть 23-и известных государственных университета и 11 частных университетов, 8 из которых входят в список лучших в мире.

Франция

Франция — одна из самых красивых стран в Европе и 43-я по величине страна в мире. Образовательный индекс составляет 99%, что указывает на один из самых высоких уровней образования среди 200 стран во всем мире. Несколько десятилетий назад система образования Франции и вовсе считалась лучшей в мире, упустив лидирующую позицию лишь в последние несколько лет. Образовательная система Франции разделена на три этапа, включающие основной, средний и высший. Среди множества университетов страны, 83 финансируются государственными и общественными фондами.

Канада

Североамериканская страна Канада не только вторая по величине страна в мире, но еще и одна из самых богатых по ВВП на душу населения. Это также одна из самых образованных стран в мире. Проживая в одной из самых безопасных стран, канадцы наслаждаются здоровым образом жизни с высококачественными учебными заведениями и продвинутой медициной. Уровень грамотности в Канаде составляет приблизительно 99%, а трехуровневая канадская система образования во многом схожа с голландской школьной системой. 310 тыс. учителей преподают на базовых и старших уровнях, а приблизительно 40 тыс. преподавателей задействованы в университетах и колледжах. В стране насчитывается 98 университетов и 637 библиотек.

Швеция

Эта скандинавская страна входит в пятерку самых образованных стран в мире. Бесплатное образование для детей в возрасте от 7 до 16 лет является обязательным. Образовательный индекс Швеции составляет 99%. Правительство очень старается предоставить равное бесплатное образование каждому шведскому ребенку. В стране насчитывается 53-и общественных университета и 290 библиотек.

Дания

Дания может похвастаться не только самой сильной экономической системой в мире. Это также одна из самых счастливых стран на планете с уровнем грамотности 99%, что делает ее одной из самых грамотных в мире. Датское правительство тратит огромную сумму от их ВВП на образование, которое является бесплатным для каждого ребенка. Школьная система в Дании предлагает высококачественное образование всем детям без исключения.

Исландия

Республика Исландия — красивая островная страна, расположенная в Североатлантическом Океане. С уровнем грамотности 99.9%, Исландия входит в тройку самых грамотных стран мира. Система образования Исландии разделена на четыре уровня, включая дошкольный этап, начальную, старшую школу и высшее образование. Образование с 6 до 16 лет обязательно для всех без исключения. Большинство школ финансируется правительством, предоставляющим детям бесплатное образование. Высшее образование имеют 82.23% граждан страны. Исландское правительство тратит значительную часть своего бюджета на образование, обеспечивая высокий индекс грамотности.

Норвегия

Норвежцев можно назвать самыми здоровыми, богатыми, а также образованными людьми в мире. С уровнем грамотности 100%, Норвегия славится самыми высококвалифицированными специалистами в мире. Значительная часть налоговых поступлений в бюджет расходуется на систему образования страны. Здесь очень любят читать книги, что подтверждается количеством общественных библиотек — в Норвегии их 841. Школьная система в Норвегии разделена на три уровня: базовый, средний и высший. Образование с шести до шестнадцати лет для детей является обязательным.

Финляндия

Финляндия — красивая европейская страна. Она по праву занимает лидирующие места в списках самых богатых, а также самых грамотных стран мира. Финляндия много лет совершенствует свою собственную, уникальную систему образования. Девятилетнее обучение обязательно для детей в возрасте от 7 до 16 лет и является абсолютно бесплатным, включая субсидируемое правительством полноценное питание. Финнов можно назвать лучшими читателями в мире, если судить по количеству библиотек в стране. Уровень грамотности в Финляндии составляет 100%.

Одним из лживых мифов о царской России начала ХХ века остаётся миф о «тёмной крестьянской массе» и «почти поголовной неграмотности». Это не так. Уровень грамотности очень быстро рос во всё время правления Николая II, и особенно быстро в 1906-1917гг. Об уровне грамотности иолодых крестьян можно судить по данным призывников в армию, более 80% которых составляли крестьяне – уже к 1913 году более 70% призывников были грамотны. Но обо всём по порядку.

Грамотность по переписи населения 1897 года

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год , признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) - 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин.

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. . К началу XX века Россия сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.

По экстраполяционым оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX и начала XX века грамотность сельского населения росла на 1,8% в год.

Грамотность в Российской империи в начале XX века

Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена, однако, из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена. Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года)(с.146).

Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями.

БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев):

Процент неграмотных призывников в России:

Процент неграмотных призывников в России

Годы 1896 1900 1905 1913

% неграмотных 60 % 51 % 42 % 27 %

Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).

Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать) При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).

По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко, написанной по результатам социологических исследований (конца XIX - начала XX вв) нескольких групп учёных Императорских научных обществ царской России, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин (c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года. Средства на формирование фондов сельских библиотек, включая покупку книг и подписку на периодику, собирались со всех крестьян, включая неграмотных..

Меры по развитию начального образования в России а начале XX века

Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.

Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году , и окончательно к 1910-1912. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе числе школ неуклонно уменьшалась).

Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». В 1896-1904 гг издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ(с.128).

Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX- XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся начиная с царствования Николая Первого представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны)(с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии, и затем в вузы (с.119-120).

К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С.Волкова, доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.

ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ 1907 ГОДА

Проект всеобщего начального образования

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил, и, вопреки некоторым не опирающимся на факты предположениям, закон о всеобщем, обязательном и бесплатном начальном образовании в царской России принят не был. - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут:

«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».

Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным.

Новый энциклопедический словарь 1916 года(с.127) отмечает также:

«С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения» .

«В течение 1908-1915гг кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 - на 6 900 000 р., в 1909 - на 6 000 000 р., в 1910 - на 10 000 000 р., в 1911 - на 7 000 000р., в 1912 - на 9 000 000 р., в 1913 - на 10 000 000 р., в 1914 - на 3 000 000 р., в 1915 - на 3 000 000 р.»

Как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ . Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года

Необходимо отметить, что не только в России, но и в других странах Европы законы об обязательном начальном образовании вводились не «одномоментно» (с даты принятия Закона правительством, или парламентом), а на протяжении десятков лет, с бурными дебатами в парламентах: «Законы о всеобщем начальном образовании в разных странах были приняты в разное время и их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой.

Например, в Англии пакет соответствующих законодательных актов введен в действие между 1870 и 1907 годами после того как была преодолена серьезная оппозиция (настаивавшая на невмешательстве государства в этот вопрос). Следует отметить, что формальное законодательное введение всеобщего обучения вовсе не всегда означало реальное его введение»(c.55) – и далее Д. Сапрыкин приводит в пример Италию, где, хотя Закон был официально введен в 1877 году, на практике он не соблюдался вплоть до окончания Первой мировой войны.

В РИ наоборот, хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917г еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек) (с.708-709).

Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению - к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход.

На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года, был следующий:

губернии Московская и Петроградская 81-90% , 7 губерний 71-80% , 20 губерний 61-70% ...."

Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914\1915гг, а при таких темпах к 1924\1926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России .

Конечно, уровень грамотности и развитие школ в регионах с преимущественно инородческим населением (как в Средней Азии) значительно отставали.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей. В педагогических вузах и семинариях МНП обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся . Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82.8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных)профессионально подготовленных учителей, то к 1914 - уже соответственно 96 и 98.7%

ПЕРСПЕКТИВЫ ВСЕОБЩЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОСЛЕ 1917 ГОДЕ

Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России? – По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство»(с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем, по сострянию на 1914 год «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году) .

Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет

«Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую:

1) 3-4 летний цикл начального образования,

2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,

3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),

4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. …

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности» .

Грамотность молодёжи

«Свобода обещала грамотность; свобода обещала избавление от невежества, угнетения, нищеты; свобода даёт возможность делать что-то новое, выбирать» Коитиро Мацуура, 2001

Минимальное определение грамотности — «умение читать, писать и давать короткие простые заявления о своей повседневной жизни». В возрасте 15-24 лет, из всех живущих в мире, 88% являются грамотными. Более половины из этой возрастной группы проживают в Азии.
Большинство молодых людей, живущих в большинстве стран мира может читать и писать. Только пять государств имеют менее 50% грамотной молодёжи. Четыре из этих пяти стран находятся в Северной Африке. В Японии записан самый высокий уровень грамотности среди молодёжи на одной территории.

Наибольшее количество грамотной молодежи живёт в Восточной Азии, где уровень грамотности молодежи составляет 98,9%. Из 12 регионов, 8 имеют грамотность молодёжи более 95%.

Грамотность взрослых

«Меня как-то меньше интересуют вес и извилины головного мозга Эйнштейна, чем почти полная уверенность в том, что люди равные ему талантом жили и умерли на хлопковых полях потогонной системы». Стивен Джей Гулд, 1980

Во всём мире 3600000000 грамотных взрослых, 82% взрослого населения умеют читать и писать простые сообщения. Здесь к взрослым относятся люди в возрасте старше 15 лет. Процент грамотных среди взрослых всегда ниже, чем у молодёжи — во всех регионах мира. Наибольшие различия наблюдаются в Северной Африке — 17% , в Центральной Африке — 13% , в Юго-Восточной Африке — 11% . Наименьшая разница между ставками грамотности молодёжи и взрослых, составляет 1%, в Японии. Крупнейшее население грамотных взрослых живёт в Китае, Индии и Соединенных Штатах. В Индии уровень грамотности 61%, а на двух других территориях — 91%.

Неграмотные девушки

Самый большой разрыв между мужской и женской грамотностью в Южной Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Африке. В Пакистане, число неграмотных мальчиков вычитается из числа неграмотных девушек, в результате получается 2600000 «лишних» девушек, которые не могут читать и писать, то есть на 24% девушек в возрасте 15-24 лет там больше, чем неграмотных парней того же возраста.

Наибольшая неграмотность среди девушек Ближнего Востока — в Йемене. В странах Восточной Европы наибольшая женская неграмотность — в Турции, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — в Индонезии, в Южной Америке это Гватемала, а в Северной Америке — в Соединенных Штатах.

Неграмотные женщины

«Неграмотность, по существу, есть проявление социального неравенства, неравенство в распределении власти и ресурсов в обществе». Бхарати Silawal-Гири, 2003

В Южной Америке и Западной Европе мужчины и женщины имеют очень схожий уровень грамотности. В других местах, особенно в Индии, Китае, Пакистане и Исламской Республике Иран, есть очень большое число женщин, которые не могут читать и писать, по сравнению с мужчинами, живущих там. Мужчины и женщины, уровень грамотности в Йемене: 69% и 28%, в Непале соответственно 62% и 26%, в Мозамбике — 62% и 31%, а в Центрально-Африканской Республике разрыв составляет составляют 64% и 34%.

Начальное образование

«Каждый человек имеет право на образование», в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Вторая цель развития тысячелетия является достижение всеобщего начального образования. В 2002 году 5 из 6 детей школьного возраста были охвачены начальным образованием во всём мире. Тем не менее, регистрация не гарантирует посещаемость, или завершение образования.

Если начальное образование продолжается за пределами ожидаемых лет охвата, то статистика может превышать 100%. есть впечатляющие результаты — 108% учащихся. На другой стороне Атлантического океана, только 30% детей в Анголе, обучаются в начальной школе.

Среднее образование

В мире примерно 73 млн. детей, обучающихся и получающих среднее образование, из возможных 122 000 000 детей. То есть только 60% детей получают среднее образование.

В Китае в среднем 89% получают среднее образование, а в Индии показатель составляет только 49%. Цифры в Африке еще ниже: 45% в Северной Африке, 25% в Юго-Восточной Африке и 13% в Центральной Африке. Самый низкий он — 5% в Нигере.

Что является обязательным в некоторых государствах, становится редкостью для других странах. Самая большая популяция учащихся — в Китае: там живёт четверть всех учащихся средних школ в мире.

Девочек нет в начальной школе

Территорией, где отмечается самый большой абсолютный разрыв между зачислением девочек и мальчиков в систему начального образования, является Индия. В Индии, в первые 5 лет начальной школы, обучается на 8 миллионов девочек меньше, чем мальчиков. Это в 10 раз больше, чем в любой другой стране.

Другие страны, где отмечается наибольшая разница в процентах между девочками и мальчиками, среди учащихся начальных школ, это: Йемен, Чад, Бенин и Нигер. На 2,5 миллиона девочек меньше, чем мальчиков, обучается в Северной Африке, это лишь часть, всего 9 миллионов девочек, которые могли бы быть зарегистрированы на первые 5 лет обучения там, но этого не происходит.

Девушек нет в средней школе

Территории с большой разницей в соотношении парней и девушек на уровне средней школы, часто имеют ту же разницу, как в начальной школе. На тех же территориях, значительно меньше девушек в системе среднего образования: разрыв между общим числом девушек и юношей в каждой группе составляет около 3 миллионов по всему миру.

В 104 странах, мальчики и девочки в равной степени поступают в учебные заведения; а есть ряд стран, где набор девочек несколько выше, чем мальчиков. Эти территории находятся главным образом в Южной Америке, Северной Америке, Восточной Европе и Западной Европе. Аномалии в этих регионах, когда мальчиков идёт в среднюю школу больше, чем девочек, включают в себя страны: Перу, Гватемалу, Болгарию, Италию и Швейцарию.

Высшее образование

Высшее образование есть высшее образование. Оно наступает после среднего или профессионального образования. В мире около 105 миллионов студентов зачисляются в высшие учебные заведения ежегодно. Самый высокий процент пожилого населения студентов поступает в Финляндии. В Финляндии в 3,6 раза этот показатель выше, чем среднем в мире — в 140 раз шанс получить высшее образование больше, чем в Мозамбике.

Территории, которые имеют низкое число людей, идущих в систему высшего образования, находятся в основном в Центральной Африке. Индия направляет половину своих людей со средним образованием в вузы, Китай приближается к 2/3, и только 4 из 24 стран Ближнего Востока имеют самые низкие показатели.

Женщины не в системе высшего образования

Там, где большинство девочек получают среднее образование, там женщин впоследствии поступает в высшие учебные заведения больше, чем мужчин. Исключение составляют Япония, где 46% студентов высших учебных заведений составляют женщины, и Республики Корея — 34%. Где меньше девочек, чем мальчиков получают среднее образование, там соотношение женщин и мужчин, как правило, хуже, на уровне высшего образования. Там, где многие даже не получают начального образования, в высших учебных заведениях ещё меньше женщин. В Центральной Африке, в Северной Африке, Южной Азии и Юго-Восточной Африке, гендерные различия начинаются уже в начальной школе. В 122 странах число женщин в высших учебных заведениях такое же или больше, чем у мужчин, в результате чего общее число студентов и студенток равны.
«Грамотность населения. Мировая статистика»

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Универсальных определений и стандартов грамотности не существует. Поэтому точную статистику уровня грамотности в России назвать сложно. Но все же она существует.

По данным ОООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2016 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.

Так, если в начале 90-х гг. XX века в стране было чуть более 2 000 0000 неграмотных взрослых, то к 2013 году их число сократилось до примерно 400 000.

Результаты опросов и исследований уровня грамотности

Таким образом, по последним данным статистиков, в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %.

Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно.

При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является орфографический словарь (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности. Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас. Предпочтение отдается электронному варианту словаря (60%), что вполне логично в наши дни.

И самое важное - последние опросы показали, что более 30% опрошенных прибегают к словарю именно для саморазвития, а не для учебы и работы.

Что показал ЕГЭ-2016?

Здесь наблюдается прогрессивная шкала. По результатам ЕГЭ-2016, показавшим увеличение количества учеников, получивших высокие баллы за тест по русскому языку, можно сделать вывод о росте грамотности российских школьников.

В пользу этого также свидетельствует сокращение числа учащихся, не преодолевших нижний порог баллов, требуемый для получения аттестата, на 0.5% по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году не сдавшие ЕГЭ по русскому языку составили 1% от всех тестируемых, количество же учащихся, набравших свыше 80 баллов, увеличилось на 5.5% по сравнению с 2015 годом, когда высокие баллы получили 20% экзаменующихся (в 2016 - 25,5%). Также выросло число учеников, показавших результаты свыше 90 баллов.

Результаты "Тотального диктанта" 2016 года

Напомним, что первый массовый диктант, нацеленный на проверку знаний по русскому языку, состоялся 12 лет назад, и с тех пор проводится ежегодно. В мероприятии может поучаствовать любой желающий.
"Тотальный диктант - 2016" собрал около 150 тысяч участников, что превысило прошлогоднее количество в 1,5 раза. Более 18 тысяч человек писали диктант, находясь за пределами России. При этом отличную оценку, означающую профессиональное владение языком, получили около 1% участников, что является хорошим результатом, учитывая общее количество русскоязычного населения в мире.

Словарный запас современного россиянина

По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000.
Словарный запас школьника составляет 2000 - 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 - 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон, или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие "более качественные" слова.

Способы поднятия уровня грамотности

Сегодня, во времена Интернета, эта задача стала более решаемой, чем раньше. Можно выделить несколько основных и наиболее актуальных способов повышения уровня грамотности русского языка.
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник (если вы не имеете их в бумажном виде) были у вас в закладках браузера.

Второй важный момент - это чтение. Больше читайте. Тем более это также можно сделать посредствам интернета. Но помните, что важно выбирать хорошие книги, лучше русских классиков, так как уровень грамотности русского языка у многих современных "писателей" иногда оставляет желать лучшего.

И третий способ - пользуйтесь различными порталами и сайтами, посвященными русскому языку. К сожалению, таких проектов сегодня в Интернет немного. Но все же они есть. Например, много полезной информации представлено на образовательном портале Textologia.ru. Здесь можно найти и правила орфографии и пунктуации, и теоретические сведения по разным филологическим дисциплинам, и интересные статьи по теории и истории литературы. Также на сайте есть сервис "Задать вопрос" и форум, где можно получить ответы на вопросы, что очень помогает при обучении.

Кстати, в написании этой статьи нам также помог журнал Текстология.ру, который предоставил статистические данные и другие сведения, приведенные выше. Хотелось бы видеть в сети больше подобных проектов, тогда, возможно, уровень грамотности в России был бы выше, и наша страна смогла бы делить первые места мирового рейтинга.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что в последние годы в России наблюдается общий рост уровня грамотности, а данные, полученные в текущем году, демонстрируют прогресс в области владения родным языком среди русскоговорящего населения. Поэтому вполне можно ожидать, что к 2020 году наша страна займет более высокие позиции в общем рейтинге, показав всему миру, что россияне - образованные и грамотные люди. Главное - это стремление повысить свой уровень грамотности и желание не останавливаться на достигнутом, продолжая развитие вне зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.