Биографии Характеристики Анализ

Итак, что именно должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях? Что должен знать и уметь будущий первоклашка.

Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах и примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что именно должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

Свое имя, фамилию и отчество; свой возраст и дату рождения; фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы; имена других членов семьи и кем они ему приходятся; свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть); страну, в которой живет, и ее столицу; основные достопримечательности своего города/поселка/деревни; основные цвета и их оттенки; части тела человека; предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними); профессии, виды спорта; виды наземного, водного, воздушного транспорта; известные русские народные сказки; великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

Четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию; выделять определенный звук в слове интонацией; определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова); определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»); произносить слова по слогам с хлопками или притопами; называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения); различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род; знать разницу между гласными и согласными звуками; называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда); отвечать на вопросы и уметь их задавать; составлять рассказ по картинке; последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ; понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова; сказать несколько предложений о заданном предмете; составлять предложение из 3-5 предложенных слов; различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка; заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Знать цифры от 0 до 9; уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.); уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним; понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3); уметь обозначить количество предметов с помощью цифр; уметь сравнить количество предметов в двух группах; решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10; знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб); уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку; ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

Правильно держать карандаш, ручку, кисточку; складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу; рисовать геометрические фигуры, животных, людей; закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры; проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию; писать по образцу печатные буквы; аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру); лепить из пластилина и глины; клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

Различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере; называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.); знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.); знать названия 2-3 комнатных растений; знать названия овощей, фруктов, ягод; иметь представление о различных природных явлениях; называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд. Действовать по образцу. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам). Видеть причинно-следственные связи между явлениями. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук). Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи). Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком. Ориентироваться во времени. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма.

Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Немного времени остаётся до начала учебного года, а ещё сколько нужно всего успеть. Подготовить учебники, тетрадки, ручки, форму. А для родителей первоклассников, это ещё более ответственный момент. И тут сами собой появляются различные вопросы и в частности о том, какими знаниями и умениями должен обладать ребёнок, который пойдёт в 1 класс.

Что нужно знать малышу-первокласснику

Родители могут помочь детям быстрее адаптироваться в школе

На малышей ложиться ответственность не меньше чем на родителей. Сколько нужно нового впитать, запомнить и адаптироваться.

Общая информация

  • Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон.
  • В каком городе/стране он живёт, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира.

Растения и животные

  • Знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
  • Объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
  • Назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т. д.).
  • Назвать детёнышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
  • Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
  • Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лёжа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зелёного, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
  • Назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
  • Какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

Понятия, предметы и направления

Ребёнок должен уметь отличать цвета, где правая сторона, а где - левая, а также рассказать о своём любимом увлечении

  • Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
  • Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена
  • Какие профессии знает
  • Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг
  • Какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
  • Ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели.
  • Иметь представления о природных и погодных явлениях.
  • Знать основные цвета.
  • Знать понятия: право - лево, вверху - внизу, перед (ним) – за (ним); вверху слева.
  • знать названия популярных видов спорта, самых распространённых профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки.
  • Уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов.
  • Знать праздники.
  • Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
  • Самое главное: ответить на вопрос «зачем он идёт в школу?».

Интеллектуальное развитие

  • Решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки.
  • Находить лишний предмет в группе.
  • Добавлять в группу недостающие предметы.
  • Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.
  • Группировать предметы по признаку и называть его.
  • Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

  • Находить 10-15 отличий на двух похожих картинках.
  • Точно копировать простой узор.
  • Описывать по памяти картинку.
  • Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его.
  • Писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»).
  • Прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку.
  • Пересказать услышанный рассказ.
  • Составлять рассказ по картинке.

Основы математики

На первых порах дети должны знать и некоторые математические правила

  • Уметь считать от 1 до 10 и обратно.
  • Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
  • Выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два».
  • Знать понятия «больше-меньше-поровну».
  • Знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур.
  • Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
  • Решать простые арифметические задачки.
  • Уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

  • Отличать буквы от звуков, гласные от согласных.
  • Знать, чем отличаются гласные звуки от согласных.
  • Умение находить нужную букву в начале, середине и конце слова.
  • Подбирать слова на заданную букву.
  • Делить слово на слоги.
  • Читать предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Малыша нужно научить быть аккуратным и терпеливым

  • Правильно держать ручку и карандаш в руке.
  • Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
  • Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
  • Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
  • Копировать с образца геометрические фигуры.
  • Уметь продолжить штриховку рисунка.
  • Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Мы постарались привести полный перечень того, что должен знать ребёнок перед первым классом. Не забывайте, что очень многое зависит от родителей. Старайтесь уделять своему чаду больше времени.

Уважаемые родители! Перед вами перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1 класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе.

Проверьте своего малыша на готовность к школе заранее.

Побеседуйте с ребенком по вопросам приведенным ниже. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ. Первый раз проведите такую беседу за полгода до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребенка к школе.

Похожие вопросы будут задавать будущему первокласснику школьные психологи и учителя для того, чтобы распределить детей по классам.

Подготовка к школе так же важна для ребенка, как и повышение квалификации кадровиков , учителей, школьных психологов.

Так что в ваших силах помочь ребенку попасть в класс самым высоким стартовым багажом знаний у детей.

Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ответы на следующие вопросы:

  1. Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работает мама? Кем работает папа?
  6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  7. У тебя есть друзья? Как их зовут?
  8. Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
  9. Какой сейчас день недели?
  10. Какое сейчас время года?
  11. Сколько времен года? Назови их.
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
  14. Какой сейчас месяц?

Хорошо если ребенок МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ на вопросы типа:

  1. Когда птицы улетают на юг?
  2. Когда бывает холодно и идет снег?
  3. В какое время года на деревьях появляются листья?
  4. В какой день люди не ходят на работу?
  5. Каких домашних животных ты знаешь?
  6. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  7. Ты хочешь учиться в школе?
  8. Зачем надо учиться?
  9. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  10. Какие профессии ты знаешь?
  11. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Перечень ЗУН (знаний, умений и навыков) ребенка НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, НО ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ , при поступлении в школу в 1 класс:

  1. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  2. Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  3. Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.
  4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  5. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.

Перечень ЗУН (знаний, умений и навыков) ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ при поступлении в школу в 1 класс:

  1. Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.
  2. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
  3. Находить сходства и различия между предметами.
  4. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
  5. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
  6. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  7. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  8. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы - теленок, а у лошади - ?»
  9. Знать 10-12 основных цветов.
  10. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
  11. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
  12. Уметь общаться со сверстниками.
  13. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.).
  14. Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель).
  15. Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Родители будущих первоклашек часто шутят, что подготовить ребенка к поступлению в школу так же трудно, как космонавта к первому полету. И отчасти это правда. Постоянные изменения стандартов образования приводят мам и пап, а бабушек с дедушками особенно, в замешательство. И перед родителями, собирающими ребенка в школу, возникает вопрос, что именно ребенок должен знать к первому классу.

Хорошо начать подготовку к школе за год до поступления. Это даст малышу возможность познакомиться с учителями и выбрать свою «вторую маму», адаптироваться к новым школьным условиям и сформировать навыки, необходимые будущему первокласснику.

Но если такой возможности нет или время уже упущено, не беда. Рассмотрим подробно все, что ребенок должен знать к 1 классу по ФГОС.

Психологические аспекты готовности к школе

Самым главным навыком, которым должен обладать ребенок, отправляющийся в первый класс, будут не знания по тем или иным дисциплинам, а его психологическая готовность к школе. Она включает в себя способность воспринимать новые знания, влиться в новый детский коллектив, усидчивость. Психологическая незрелость малыша может превратить начальную школу в непосильный груз и отбить желание учиться.

Чтобы в малыш не столкнулся с такими проблемами, как неусваивание материала по математике или письму вследствие его неусидчивости или рассеянного внимания, первоочередной задачей родителей становится помощь малышу в преодолении психологических проблем. Конечно, задача психологической подготовки к школе есть у воспитателей и психолога детского сада, однако не стоит целиком и полностью полагаться на других людей. Какими бы профессионалами они ни были, никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.

Проверка на готовность

Итак, рассмотрим психологические навыки, которые помогут малышу с легкостью встретить новый этап его жизни - поступление в школу.

Психологическая подготовка детей к школе
Усидчивость и тяга к знаниям Концентрация внимания у дошкольников занимает небольшой промежуток времени. И усваивать новый материал на протяжении 30-45 минут (стандартное время урока) ему бывает не под силу. Поэтому первоочередной задачей мамы будущего первоклассника будет развить у него усидчивость и интерес к новым знаниям.
Новые знания - залог успеха

Мама и папа должны мотивировать ребенка правильно: ты идешь в школу, чтобы стать образованным человеком; полученные тобой знания помогут тебе не только добиться успеха, но и сделать мир лучше. (А не так: иди в школу, все дети в твоем возрасте ходят в школу).

Хорошо учиться - основная задача Объясните малышу, что учеба в школе - задача важная и ответственная. Можно сравнить его уроки в школе с работой родителей. За работу дают вознаграждение (зарплату). А наградой за хорошую учебу станут высокие оценки. Не стоит вознаграждать ребенка деньгами за хорошие оценки. Он должен понять, что смысл учебы - в обретении новых знаний.

Учитывая обязательное поступление в школу по достижении ребенком шестилетнего возраста, у родителей и детей нет выбора: идти в школу или подождать еще.

Психологическая - целиком и полностью в руках его родителей. Их забота, внимание и поддержка понадобятся малышу, когда он будет делать первые шаги на своем новом школьном пути. Родные и близкие помогут справиться с трудностями этого жизненного этапа и разделят первые радости и успехи.

Готов ли к школе ваш малыш?

Основным показателем готовности без проблем обучаться в первом классе, после психологических аспектов, является развитие речи у малыша. Именно развитие речевого аппарата определяет уровень подготовки ребенка и служит основным критерием его развития в целом.

Чтобы обучение в школе было в радость, поступающий должен:

  • Четко и верно проговаривать все звуки.
  • Чувствовать ритмику речи (выговаривать все слоги в словах со сложным произношением).
  • Уметь участвовать в общей дискуссии, не стесняться говорить при всем классе.
  • Выделять заданные звуки в общем потоке речи.
  • Уметь ставить вопросы по заданию.
  • Научиться давать развернутый ответ на поставленный вопрос.

Кроме наличия грамотной и правильной речи, к будущему ученику предъявляется целый ряд требований. Рассмотрим подробно, что ребенок должен знать к 1 классу и какими обладать навыками по каждому предмету.

Математика

Для успешного усвоения материала 1 класса по математике дошкольник должен:

  1. Знать название цифр от 0 до 9 и считать до 10.
  2. Продолжать ряд чисел с любой цифры, не только от 1.
  3. Знать «соседей» каждой цифры, считая до 10.
  4. Называть большее и меньшее из двух чисел в пределах 10.
  5. Различать простые геометрические фигуры: квадрат, ромб, круг и треугольник.
  6. Справляться с простейшими математическими задачками, требующими прибавить числа или отнять одно от другого.
  7. Формировать предметы по группам, учитывая их цвет, форму, размер.

Как помочь

Помочь ребенку освоить необходимые математические навыки очень просто. Поиграйте с ним в игру - считайте птичек за окном, дома, которые проходите, машины, пока едете в транспорте.

Гуляя в парке, рисуйте цифры палочкой на земле, выложите их из мелких камешков или напишите на асфальте цветными мелками.

Поиграйте с малышом в школу. Устно задайте простенькую задачу: у кошечки 2 розовых бантика и 3 синих. А сколько их всего? Ответ ребенок может написать на листочке. Это поможет ему на слух воспринимать задания и потренироваться в написании цифр.

Чтение

На вопрос, должен ли уметь ребенок читать по слогам в 5-6 лет, однозначного ответа не существует. Дискуссия по этому поводу продолжается и среди мам, и среди учителей. Приверженцы умения читать приводят в свою пользу аргумент загруженной школьной программы. Их оппоненты доказывают, что обучение чтению лучше предоставить профессионалам.

  • Знать буквы и понимать, каким звукам они соответствуют.
  • Выделять заданный звук из слова.
  • Придумывать слова на нужную букву.
  • Знать, что такое предложение, находить его начало и конец.
  • Понимать услышанный текст, уметь его анализировать.
  • Давать ответы на вопросы к тексту.

Прививайте к литературе. Почитайте вместе те книги, которые ему интересны. Это могут быть рассказы о животных, сказки или детские журналы. Чаще играйте в слова. Можно совместить эти игры с игрой в мяч. Подбирайте слова на определенную букву, ищите букву в разных словах, составляйте из слова новые, переставляя буквы, делите слова на слоги (их можно пропеть).

Письмо

Если вопрос о том, учить ли ребенка читать, спорный, то учить его писать прописные буквы точно не стоит. Ведь правила написания букв незначительно, но все же меняются. И переучивать ребенка писать по ним намного сложнее, чем научить писать того, кто ни разу не пробовал.

Но для успешного обучения письму существуют критерии того, что ребенок должен знать к 1 классу:

  1. Понимать разницу между согласными и гласными звуками.
  2. Знать отличие звука и буквы.
  3. Находить букву в начале, середине или конце слова.
  4. Уметь разбивать слово на слоги.

Развиваем моторику рук

Если учить самому малыша писать не стоит, то развивать его мелкую моторику необходимо. Для этого стоит разобрать с ребенком, как:

  • Держать в руке ручку (карандаш, кисть для рисования).
  • Сложить заданную геометрическую фигуру из спичек или палочек для счета.
  • Изобразить животное, человека.
  • Закрашивать, не заходя за край.
  • Чертить линии без помощи линейки.
  • Вылепить из пластилина нужную фигурку.
  • Вырезать из бумаги нарисованные элементы.
  • Срисовывать с образца печатные буквы.

Уделите время развитию моторики. Для этого подойдут занятия лепкой, рисованием, складыванием пазлов и созданием аппликаций. Хорошая моторика пальчиков поможет будущему ученику не только с творческими заданиями в школе, но и вырабатывает красивый почерк и плавную речь.

При поступлении в школу будьте готовы к проверке того, что ребенок должен знать к 1 классу. Тесты или устная форма собеседования - процедура выбирается на усмотрение администрации учебного заведения, в которое вы стремитесь попасть.

Бытовые навыки, необходимые ребенку, который идет в первый класс

Кроме того, что ребенок должен знать к 1 классу, есть еще ряд навыков, необходимых ему дома для успешной «школьной карьеры». Быстрей и легче привыкает к школьному распорядку дня тот ребенок, который и дома отвечает за свой круг обязанностей. Большинство детей-дошкольников уже умеют самостоятельно умываться, убирать постель и складывать вещи.

При подготовке к школьному этапу жизни ребенка стоит научить его следующему:

  • Самостоятельно складывать рюкзак. Для начала он будет делать это под диктовку взрослого. Затем достаточно перепроверить все ли на месте. И третий этап - собственная ответственность ребенка за собранные вещи.
  • Подготовить с вечера ту одежду, в которой пойдет на занятия.
  • Соблюдать режим дня и недели. Чтобы не пропустить дополнительные занятия или тренировки, можно сделать пометки в календаре ярким маркером.
  • Поддерживать чистоту на своем «рабочем месте». А в обязанность мам и пап вменяется контроль над правильностью освещения и высотой стула.

Впервые ознакомившись с перечнем необходимых для первоклассника навыков, вы можете быть шокированы. Но не стоит впадать в панику. Ведь ежегодно школы пополняются новыми первоклашками, чей уровень подготовки сильно отличается от установленных стандартов. Самое главное - помочь ребенку поверить в себя, свои силы. Отправляясь в первый класс, малыш должен быть уверен, что вы придете ему на помощь в любой момент.

Готовьтесь к школе всей семьей, занимайтесь с ребенком в игровой форме и мотивируйте его на успех. Тогда вы без труда сможете дать положительный ответ на вопрос о том, готов ли ребенок к школе.