Биографии Характеристики Анализ

Примеры дружбы в литературных произведениях русских писателей. Товарищи по книгам, друзья в литературе

Что же такое дружба? Каждый понимает это слово по-своему, но достаточно легко дать ему общее определение. Дружба – это особый тип взаимоотношений, который основан на привязанности, уважении доверии и заботе. Друзья радуются за успехи каждого из них и сопереживают потерям. Они стараются быть честными между собой, всегда готовы прийти на помощь. Чаще всего их связывают общие интересы, но иногда друзья могут увлекаться совсем разными вещами.

При этом люди должны уважать увлечения друг друга. Существует пословица: «Друг познается в беде". Мне кажется, что эта мудрость передает весь смысл дружбы. В чем же разница между другом и приятелем? В жизни очень часто бывает, что друзья становятся приятелями, отдаляются друг от друга. Приятели – это окружение, не вызывающее особого доверия. Подобные отношения ни к чему не обязывают и существуют лишь некоторый отрезок времени. Они достаточно зыбкие, легко возникают и также испаряются.

Вспомним роман Э.М.Ремарка «Три товарища». Главные герои этого произведения вместе прошли Первую мировую войну. Именно тогда, пройдя множество трудностей и испытаний, они стали друзьями.

А затем спустя годы открыли совместное дело. Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц держатся друг за друга и не оставляют в беде. Нужна срочная медицинская помощь Патриции, возлюбленной Робби, и Отто, откладывая все свои дела и проблемы, срывается с места и привозит врача из другого города. Ленц попадает на фашистский митинг, друзья уводят его оттуда, и когда он погибает, то Кестер делает всё, чтобы разыскать убийц. Таким образом, Ремарк в своём произведении показывает пример истинной дружбы.

Теперь обратимся к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Понимание дружбы главным героем – Григорием Печориным – несколько искажено. Он считает, что из друзей один всегда раб другого. Ему не ведома ценность настоящей дружбы. Максим Максимыч познакомился с Григорием на Кавказе. Между двумя героями завязались приятельские отношения. Они жили вместе, охотились на дичь, им было интересно проводить время друг с другом. Пришло время, и им пришлось расстаться. И вот спустя несколько лет судьба свела этих людей снова. Максим Максимыч был очень рад, что вот-вот он увидится со своим давним другом Печориным. Но встреча оказалось совсем иной. Максим Максимыч, переполняемый радостью встречи, с раскинутыми руками приближался к Печорину, но тот поздоровался с ним холодно, только пожав руку, что очень огорчило Максима Максимыча. Их дружба, хотя её мы уже не смеем назвать дружбой, потерпела поражение в схватке со временем. После уезда Печорина Максим Максимыч плакал горькими слезами обиды, в его мыслях они были очень хорошими друзьями, друзьями на всю жизнь, но оказалось все иначе. Этой историей Лермонтов показал различие понятий дружбы и приятельства для каждого человека.

Таким образом, хочу сделать вывод. Надо уметь различать дружеские и приятельские отношения. Ведь только с настоящим другом не пропадёшь.

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.
«Снежная королева» Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя — Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе — прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина — В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах — Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них — Люся — всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма «Три мушкетёра » - классический пример настоящей дружбы. Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.

Товарищи по книгам,
друзья в литературе


Дружба, как и любовь, имеет разные оттенки - и все они нашли свое отражение в художественной литературе

Текст: Фёдор Косичкин
Фото: planeta.moy.su


«Что дружба?..»

Специализированные ресурсы уверяют нас, что 30 июля отмечается День Дружбы. Что это такое - никто не знает; как, впрочем, никто не знает и что такое сама дружба - потому что этим прекрасным словом обозначает десяток разнообразных типов отношений.

Но все они нашли свое отражение в художественной литературе: от пушкинского «Что дружба?

Легкий пыл похмелья…» до петрарковского “ S’amor non è, che dunque è quel ch’io sento?” («Коль это не любовь, скажите что же?») - впрочем, тоже упоминаемого в пушкинской «Метели», и цветаевского «А тот, с ней рядом, сух и жгуч, как адский уголь, кто он? - Что за вопрос! Конечно, друг, Не муж, конечно…!».

Мы, ни в коем случае не претендуя на окончательность, выделили и проиллюстрировали восемь типов дружбы.

Хотя, конечно, на самом деле их гораздо больше, чем оттенков серого в модной некогда книге.

Дружба по оружию:

Вероятно, древнейший «тип» дружбы, возникшей из необходимости вместе загонять мамонтов и отбиваться от враждебных неандертальцев. Так далеко в историю мы забираться не будем, достаточно вспомнить трёх французских мушкетеров XVII века с их легендарным «Один за всех и все за одного!».

Примерный современник мушкетеров, казачий полковник Бульба выразил ту же мысль еще ярче: «Нет уз святее товарищества!». Роман Эриха Марии Ремрака называется почти так же, как роман Дюма - но написан в совсем иную эпоху и иную эпоху описывает.

Фронтовые товарищи повзрослели, и оказалось, что они - разные. На войне как на войне. А в миру как в миру.







Дружба по взрослению:

Взросление - почти такое же суровее испытание, как и война. Или, может быть, еще более суровое. Немногим удается пережить его, не растеряв многолетних друзей, с которыми когда-то был не разлей вода. И две очень разные книги о группе совместно взрослеющих детей - тому подтверждение.





Дружба по досугу:

Совместные походы, (спортивные) игры и трапезы - казалось бы, куда менее травматичный «тип» дружбы, чем товарищество по оружию.

Что с блеском описано в классической юмористической книге викторианской Англии. Джером К. Джером всё время подчеркивает, что трое молодых лондонских клерков каждый по-своему невыносим - но в одной лодочке им вполне удается ужиться.

Но мы-то помним, чем закончилось приятельство Онегина и Ленского, которые поначалу тоже были просто «от делать нечего друзья».





Дружба противоположностей:

Впрочем, Пушкин сразу указывает, что его герои были совершенно различны - как «коса и камень, стихи и проза, лёд и пламень». И порою это само по себе, без дополнительных внешних причин, способствует установлению дружеских отношений. Противоположности притягиваются и дополняют друг друга.

Поэтому благополучный домашний мальчик в чистенькой курточке (и с бесконечными запретами и ограничениями) Том Сойер прекрасно ладит с фактическим беспризорником Геком Финном, который пользуется полной свободой, а самоуглубленный отшельник Нарцисс находится в постоянном напряженном диалоге с вечным странником, кипучим и деятельным Гольдмундом (Златоустом) - такие глубокомысленные имена дал героям своего философского романа писатель-мистик Герман Гессе.





Дружба-«приручение»:

Когда герои различаются не только характерами, но и возрастом, опытом и социальным статусом, уместнее говорить о дружбе-«приручении». Да, все верно: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили».

Будь то Роза, Лис или Барашек. Шестьдесят спустя после выхода «Маленького принца» необычный писатель-битник Сэм Сэвидж иронично вывернул наизнанку знаменитую формулу Сент-Экзепюри.

Когда его героя, писателя-аутсайдера, спрашивают, как это ему удалось так замечательно приручить крысу (т.е. этого самого Фирмина, главного героя книги), тот на полном серьезе отвечает: «не приручил, а цивилизовал!»
Что ж, воистину, мы в ответе за тех, кого мы цивилизовали.



Дружба-ассистирование:

Но бывает и так: «приручать» друга вроде не нужно, но он заведомо не ровня своему другу. И обоих это прекрасно устраивает. Классический пример - Шерлок Холмс и доктор Уотсон.

Изощренному интеллектуалу, кокаинисту и скрипачу Холмсу необходимо опереться на простоватого, но безусловно порядочного доктора, воплощение здравого смысла. Да и заодно покрасоваться перед ним. Да и читателю, увы, гораздо проще себя ассоциировать с заурядным человеком, чем с гением.

Этим же соотношением характеров воспользовался Томас Манн, когда писал свой сложнейший интеллектуальный роман «Доктор Фаустус». Полное его название - «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом».

И действительно: без этого самого друга с говорящим именем Серенус Цейтблом (serenus - «скромный») автору не удалось бы рассказать о гениальном композиторе и его якобы заключённой сделке с дьяволом.





Дружба-соперничество:

Как-то так получилось, что первыми здесь в голову приходят примеры дружб женских. Графиня Наташа Ростова и воспитанница Ростовых Соня растут вместе, сызмальства делятся самым сокровенным, да и родители Ростовы не делают между двумя девушками никакой разницы.

На первом балу «две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но, - продолжает Толстой, - невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе». И дальше это неравенство только нарастает…

Женская дружба-соперничество - страшная штука. Роман современной писательницы Анны Матвеевой - именно об этом. Не толстовский, конечно, размах, но глубина погружения в выбранною тему впечатляет.





Дружба-любовь:

Но зависть и соперничество - не единственный возможный «вариант» женской дружбы. О чем в свойственной ей экзальтированной манере поведала Марина Цветаева в «Повести о Сонечке».

Это поэтический рассказ о самом трагическом и в то же время романтическом периоде в жизни молодой - ей ещё нет тридцати - поэтессы, голодных и безбытных 1919 - 1920 гг., проведённых в московском Борисоглебском переулке.

В это время Цветаева знакомится с такой же, как она, нищей и романтической молодёжью - актёрами расположенной по соседству студии Вахтангова, пытающимися разглядеть в революционной Москве якобинский Париж и примеривающих, в прямом и переносном смысле, камзолы и парики XVIII века.

В их числе - юные актеры Юра Завадский и, главное, Сонечка Голидей - дерзкая, прекрасная, самовлюбленная. А для Цветаевой в этом имени, видимо, проступила еще и другая Соня - Парнок, героиня цикла «Подруга», написанного в 1914-15 годах. И этот цикл уже без сомнения - любовный.

Но бывает и наоборот. Наверно, даже бывает чаще. Не дружба, перешедшая в любовь, а любовь, перешедшая в дружбу. Как это происходит - описано, например, в подзабытом нынче романа Э. Л. Войнич «Овод».

Нет-нет, речь не о главном герое Феличе Риваресе, пронёсшем любовь к героине Джемме через всю свою бурную жизнь, а о «друге семьи», итальянце Мартини:




«Он говорил по-английски - конечно, как иностранец, но все-таки вполне прилично, - не имел привычки засиживаться до часу ночи и, не обращая внимания на усталость хозяйки, разглагольствовать громогласно о политике, как это часто делали другие.

А главное - Мартини приезжал в Девоншир поддержать миссис Боллу в самое тяжелое для нее время, когда у нее умер ребенок и умирал муж.

С той поры этот неловкий, молчаливый человек стал для Кэтти (горничной - ред.) таким же членом семьи, как и ленивый черный кот Пашт, который сейчас примостился у него на коленях. А кот, в свою очередь, смотрел на Мартини, как на весьма полезную вещь в доме».


А что сам Мартини?

Именно про такое чувство за полтысячелетия до Войнич писал Петрарка: «Коль это не любовь, скажите - что же?». Но, видимо, революционер Мартини не читал нежную «Книгу песен» своего великого земляка.