Биографии Характеристики Анализ

Фиолетовый цвет в психологии женщины означает. Психология цвета: синий

Психологическое значение цветов.

Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!

Такие цвета, как красный и коричневый кажутся нам абсолютно разными. Несмотря на это, мы воспринимаем и тот, и другой как теплые. Понятия «теплый» и «холодный» с точки зрения осязания, совершенно не отражают истинного смысла.

Тот факт, что разные люди воспринимают тончайшие цветовые оттенки с большой точностью, подтверждает, что смысл каждого цвета в человеческом восприятии объективен. Цветоразличение у разных людей вызывает одинаковые, определенные переживания при взгляде на каждый цвет. Поэтому цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык.

Цвета имеют не только определенный внешний вид (например, красный или синий), но характеризуются и другими видами восприятия (например, теплый – холодный; круглый – имеющий углы).

Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение. Например, красный для всех людей является активирующим, возбуждающим. Это истинно для всех культур мира. Чистый красный цвет несет в себе смысл стимуляции и энергии.

Общепринятый смысл цвета оценивается каждым человеком по-своему. Он либо соглашается с таким значением, либо отвергает его, основываясь на собственных ощущениях (например, нервозность, неприятие). На восприятие цвета оказывает мощное влияние личное субъективное ощущение: симпатичный, индифферентный (безразличный), вызывающий антипатию.

В зависимости от душевного состояния человека определенное значение цвета, а соответственно, и смысл, заложенный в нем, подтверждается, игнорируется или отвергается. Если мы считаем цвет красивым, это значит, что мы согласны с его смысловым значением. Этот цвет отражает наше душевное состояние. По выбранному или отклоненному цвету в тесте Люшера, мы можем четко определить наше эмоциональное или физическое состояние. Выбор цвета происходит неосознанно, поэтому он позволяет увидеть реальность, а не субъективное представление человека о себе (как обычно бывает при вербальных методиках – опросах, анкетировании, психоаналитической сессии и т.д.).

Большое количество цветов отражает целую гамму эмоций. Таким образом, цвет является высокодифференцированным языком чувств, как и музыка. Значит, цвета можно назвать «визуализированными чувствами». Более подробно значения цветов и система регуляционной психологии описаны в главном труде М. Люшера «Закон гармонии в нас».

Синий (1).

Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Экспериментально доказано, что при длительном рассматривании темно-синего цвета, дыхание замедляется, пульс и кровяное давление снижаются. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета – покой.

В. Кандинский считает синий «концентрированным движением».

Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее.

Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи.

В состоянии внутреннего покоя человек бессознательно открывается к окружающему миру, улавливая более тонкие сигналы извне. Душевное состояние «синего цвета» создает условия для чуткого эстетического восприятия. И. Кант называет это «спокойной удовлетворенностью».

Шеллинг (1775 – 1854 г.г.) описывает в своей «Философии искусства» символ синего как покой – вызываемое красотой своеобразное состояние – штиль на море.

Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности. («Синий – верность»).

Взаимосвязи и чувство принадлежности выражаются в выборе оттенков синего.

Новалис в своем романе «Генрих фон Офтердинген» описал романтический настрой через образ синего цветка. «Небо было черно-синее и абсолютно чистое. Его (Генриха) заворожил высокий, ярко-синий цветок, росший у источника и касавшийся его своими широкими, блестящими листьями. Он не замечал вокруг ничего, кроме синего цветка и долго, с огромной нежностью его рассматривал». Нечто похожее есть и у Хельдерлина в романе «Гиперион»: «В синеве эфира юный герой видит единство с мирозданием как вечный покой: «Потерянный в далекой синеве, я часто смотрю наверх в эфир. Единство со всем живым, возвращение к благословенному самоотречению, в мир природы – место вечного покоя»».

Одно из известнейших стихотворений И.В. Гете полностью отражает суть синего цвета:

«Тихие вершины спят во тьме ночной,

Сонные долины полны свежей мглой.

Не пылит дорога, не дрожат листы,

Подожди немного – отдохнешь и ты…»

Зеленый (2).

Люшеровский зеленый (2), темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Снаружи она кажется статичной.

У зеленого, как у любого другого основного цвета в зависимости от тона, меняется значение. Чем больше в нем темно-синего, тем более твердым, холодным, напряженным, жестким он воспринимается психологически. Так же, как молекулы образуют определенной жесткости структуру твердого тела, не видимую снаружи, так и в человеческой душе возникает чувство внутреннего напряжения. Это «проникновение в самого себя». Это самоосознание, управление собой, самооценка.

Создавая стабильность и постоянство, зеленый (2) представляет собой систему ценностей.

Отдающий предпочтение такому зеленому (2), может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.

Слова “noblesse o blige” (положение обязывает) или «поступай правильно и никого не бойся» — как раз о таких людях.

Зеленый (2) – то стабильность убеждений, самоуважение, нерушимость нравственных ценностей.

Психологическим значением зеленого (2) является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет, собственность, доминанта в определенном пространстве.

Если внутренней стабильности зеленого (2) нет, а соответственно и целостности, неприкосновенности, безупречности, то эти качества подменяются демонстрацией, для внешнего эффекта – манерностью, кичливостью, чрезмерной «гордостью», иногда хвастливостью и т.д. Престиж становится позой.

Тот, кто нуждается во внешнем одобрении, использует символы статуса для создания видимости собственной значимости. Он оказывается в свете рампы, направляет на себя прожектора, разыгрывает стабильность, величие, достоинство и престиж.

Красный (3).

Из всех цветов желто-красный (3) оказывает самое сильное активирующее действие. Если долго смотреть на такой цвет, дыхание участится, повысится давление, частота пульса возрастет.

Психологическое значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Если идет радостная активация — то красный (3) считается мощной силой. Человек, выбирающий красный (3), воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Активность красного (3) – целенаправленная энергия: физическая активность (спорт, секс); эмоциональная (пылкое, страстное воодушевление); это также нимб над головой святого; любовь как покорение. Это и проявление власти. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.

Важно помнить, что восприятие любого цвета, будь то красный (активация), или синий (спокойствие) может быть как положительным (предпочтение), так и отрицательным (отвержение).

Если красный (3) внушает антипатию или отвращение, он воспринимается как неприятный или мучительный, несущий в себе угрозу. Возникает раздражение, гнев, отвращение (до физического ощущения тошноты).

Немецкий детский стишок очень хорошо это отражает:

«Красный – это любовь,

Красный – это кровь,

Красный – это черт в ярости…»

Название «красный» как общее название любого другого цвета не отражает истинной сущности цвета, т.к. не учитывается огромное число оттенков, в каждом из которых заложен свой, неповторимый смысл. Так, термин «классическая музыка» объединяет весь спектр, от «Ларго» Генделя до «Болеро» Равеля.

Чистый красный, желтоватый, синеватый или коричневатый – все они имеют абсолютно разные оттенки значений.

Коричневато-красный имеет оттенок умиротворения; синеватый – стабильности, устойчивости так же, как это отражает чистый зеленый; если к красному добавить желтый, то происходит активация.

Желтый (4).

Чистый желтый (4) – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтому не хватает глубины и таинственности темных цветов.

Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый (4) предпочитают люди, ищущие для саморазвития меняющиеся, свободный отношения (может быть, расставания, далекие путешествия, полеты). Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового.

Таким образом, желтый (4) является противоположностью зеленому (2): расширение – сжатие; изменение — стабильность; свобода – ограничение.

Желтый (4) также считается цветом «освещения» и избавления (нимб над головой Иисуса Христа — Спасителя).

Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».

Фиолетовый (5).

Фиолетовый получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающую барьеры метаморфозу. Путь красного автономный, авторитетный. Путь синего – рецептивный, гетерономный, безусловного приятия. «Мужской» красный и «женский» синий превращаются в не имеющий пола фиолетовый. 75% детей во всем мире, не достигших половой зрелости, предпочитают фиолетовый. Фиолетовый является цветом трансцендентности, перехода в мир, где доминируют эмоциональные ценности. Фиолетовый – это единство противоположностей. Поэтому его так часто используют приверженцы мистических традиций.

Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей.

Белый (6) и Черный (7).

Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный.

Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый – излучение, черный – поглощение.

Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.

Нам каждый день приходится видеть самые различные цвета. Они присутствуют в одежде, окружающем нас мире. Каждый цвет имеет свое значение. Поговорим о том, что символизируют цвета.

Белый цвет

Белый цвет - символ чистоты и совершенства. Он оказывает благотворное влияние на энергетику человека. Люди, которым он нравится, обычно честны и аккуратны, но они имеют немало врагов. Как правило, им присущ спокойный темперамент.

Красный цвет

Красный цвет символ жизненной энергии. Он активирует, притягивает взгляд и согревает. Такой цвет нравится сильным и смелым людям, которые нередко оказываются очень мстительными. Одежду красного цвета носят те, кто желает выделиться из толпы. Он заряжает людей особой энергией, придавая им активность и бодрость.

Оранжевый цвет

Оранжевый представляет собой цвет созидания. Он оптимистичен, побуждает к свободе и действию. Оранжевый цвет может активизировать скрытые возможности человека. С его помощью можно достичь любых целей. Те люди, которые предпочитают оранжевый цвет, сильны духом, они способы оказывать влияние на других и быстро завоевывать популярность. Они часто становятся лидерами.

Желтый цвет

Желтый цвет символизирует любовь к жизни. Он способен принести радость и смех, а также стимулирует умственные способности. Считается, что желтый цвет нравится творческим людям, которые отличаются честностью и усердием. Также его выбирают те, кто хочет стать богатым и преуспеть в жизни.

Бирюзовый цвет

Бирюзовый цвет символизирует гармонию между сердцем и разумом, опытом и мудростью. Он активирует у человека скрытые таланты и позволяет их максимально развить. Такой цвет предпочитают люди, которые жаждут достичь не только успеха в жизни, но и просветления.

Зеленый цвет

Зеленый цвет символизирует гармонию. Он ослабляет возбуждение и помогает избавиться от негативных эмоций. Такой цвет благотворно влияет на нервную систему. Люди, которым он нравится, обычно ведут спокойную жизнь, являются сострадательными и сентиментальными. Они доверчивы и постоянны, но их довольно часто предают окружающие люди.

Голубой цвет

Голубой цвет олицетворяет не только мудрость, но и спокойный нрав. Он способствует расслаблению и воодушевляет на совершения добрых дел. Такой цвет выбирают люди, которые стремятся к духовным достижениям. Они не отличаются эгоистичностью, могут быть бесхарактерными и пассивными.

Синий цвет

Синий цвет символизирует вдохновение, справедливость и преданность. Он способствует осуществлению желаний даже тех, которые на первый взгляд кажутся несбыточными. Люди, которым нравится синий цвет, как правило, очень организованны и обладают хорошей выдержкой. Они восприимчивы и могут подчиняться другим. У них отлично развито логическое мышление.

Фиолетовый цвет

Фиолетовый - это цвет, символизирующий доброту и мудрость. Он является очень мощным, поэтому его предпочитают лидеры. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать духовную и физическую энергию. Люди, отдающие ему предпочтение, склонны важничать, у них прекрасно выражено чувство собственного достоинства и имеются ораторские способности. Но при этом они часто не замечают своих недостатков и могут быть довольно жесткими с окружающими.

Розовый цвет

Розовый - цвет Венеры, символизирующий любовь. Он позволяет налаживать взаимоотношения с окружающими людьми. С помощью розового цвета можно привлечь в свою жизнь вторую половинку или наполнить нежностью уже имеющиеся отношения. Также он помогает исцелиться от душевных ран, повысить самооценку и предотвратить возникновение неприятностей в жизни.

Коричневый цвет

Коричневый цвет символизирует защиту. Он позволяет обезопасить себя и привлекает в жизнь только хорошие события. Коричневый цвет притягивает богатство, успех и изобилие. Он нравится людям, которые готовы пойти на все ради достижения своей цели.

Цвет индиго

Индиго - цвет, символизирующий духовное исцеление и просвещение. Он помогает узнать о прошлых жизнях и других мирах. Его предпочитают люди, которым нравится мистика и неопознанное.

Серый цвет

Серый цвет олицетворяет защиту от психических и физических нападений. Он эффективно нейтрализует негативную энергию и позволяет быстро избавиться от проблем. Люди, которые выбирают этот цвет, отличаются чувствительностью и добрым сердцем.

Черный цвет

Черный цвет символизирует таинственность и загадочность. Его выбирают люди со спокойным характером. Нередко они обладают способностями к предвиденью, но при этом далеко не все ими пользуются.

Соответствуют нашему реальному или идеальному Я. Тому характеру, который у нас есть, или тому, который мы хотели бы иметь. Если мы хотим произвести определенное впечатление, мы также бессознательно выберем нужный для этого оттенок.

Белый - символ чистоты и совершенства. В христианской традиции цвет святости, добродетели, божественности. Люди, которые выбирают белый своим цветом, обычно аккуратные, порядочные и искренние. Или хотят таковыми казаться (не забываем, да?).

Серый выбирают люди, которые боятся слишком громко заявить о себе. Либо хотят быть неприметными, чтобы что-то получить («серый кардинал»). Серый - цвет нейтральности. Это идеальный фон для любого другого цвета, для любой манипуляции или игры. Он дает силу тому, кто слаб и уязвим.

Розовый - цвет мягкости, нежности, доброты и сентиментальности, цвет грез и мечтаний. Если вы любите розовый - значит, не терпите жестокости и насилия в любом его проявлении. Человек, выбирающий для себя этот цвет, предпочитает жить в легком, комфортном мире, придуманном им самим. Розовый притупляет агрессию и нервозность, поэтому хорош для людей, которые сильно раздражаются и которым тяжело взять себя в руки.

Вместе с тем слишком много розового вокруг способно привести к полной отрешенности от мира. Будьте осторожны с людьми, которые любят розовый, - они очень ранимы.

Голубой - охлаждающий и успокаивающий цвет. Голубой (несмотря на стереотипы) - цвет женственности, материнства. Символизирует мир, спокойствие, беззаботность. Располагает к отдыху и расслаблению.

Желтый - самый светлый цвет. Символ легкости, живости, яркости и радостного восприятия жизни. Его выбирают люди контактные, любопытные, оптимистичные, привыкшие привлекать к себе внимание других. Если человек полностью отвергает желтый, значит, он находится в состоянии пустоты, изоляции или крайнего раздражения.

Оранжевый - цвет теплоты, блаженства, радости, цвет энергии, свободы и силы. Символизирует развитие, направленность на успех. Еще оранжевый - цвет просветления, не зря его носят буддистские монахи. Он проявляет скрытые возможности человека, помогает освободиться от страхов и депрессии, снимает напряжение во всех конфликтах.

Фиолетовый олицетворяет все нестандартное. Это цвет нашей фантазии, волшебства, магии. Тот, кто любит его, не только желает быть околдованным, но и сам жаждет обладать колдовской силой. Неприятие фиолетового говорит о желании устанавливать как можно более ясные отношения с людьми.

Все сказанное, конечно же, нужно воспринимать с определенной долей условности. И не забывать, что мы живем в мире оттенков, полутонов и причудливо смешанных красок.


Цвета являются одним из ключевых элементов жизни практически всех людей, потому что присутствуют в каждом объекте материального мира.

Информация о значении цветов в психологии может позволить людям лучше узнать друг друга и понять механизм формирования цветовых предпочтений.

История символики цвета

Издавна люди интересовались цветами, связывали их с богами, наделяли каждый оттенок специфическими свойствами .

Даже в каменном веке цвета уже имели значение для людей .

Красный связывался с кровью, мясом, огнем, — со смертью, — с чистотой и благом.

По мере развития человеческого общества менялось и отношение к цветам . Некоторые цвета стали ассоциироваться с высшими слоями общества — жречеством, знатью и королевскими семьями, поскольку именно они могли позволить себе окрашивать одежду в редкие и дорогие красители

Интересные сведения из истории символики цвета:

  • цвет в Китае издавна был цветом Императора, а основное население было лишено возможности носить одежду, окрашенную в этот цвет. В европейской части мира королевскими цветами считались , пурпурный и ;
  • в астрологии — паранауке, возникшей задолго до нашей эры, — цвета связали с астрономическими объектами, которые, согласно этому направлению, способны оказывать влияние на поведение, характер и будущее людей. Красный цвет — Марс, — Сатурн, — Солнце, — Венера, желтый — Меркурий, — Луна.

Психология цвета:

Влияние на самочувствие

Способность цветов оказывать влияние на психическое самочувствие человека доказано различными исследованиями.

К примеру, одно из них показало, что синее освещение на улицах способно в разы снизить уровень преступности, а другое — что предложения, написанные зеленым цветом, лучше запоминаются.

Человечество на протяжении собственного развития наделяло каждый цвет способностью не только менять психическое, но и физическое состояние .

Направление в нетрадиционной медицине, движущей силой которого является идея о том, что цвета способны лечить болезни, называется цветотерапией.

Но, к сожалению, исследования не показали, что цвета могут что-либо вылечить, поэтому людям, интересующимся цветотерапевтическими методиками, следует комбинировать их с методами доказательной медицины .

Особенности влияния цветов на самочувствие:

Воздействие цвета на подсознание:

Психотипы личности

В психологии существует масса личностных психотипов, и цветовой — один из них.

Согласно ему, людей можно разделить на четыре цветовых психотипа: синий, желтый, красный, зеленый.

Характеристики психотипов:

  1. Синий. «Синие» люди отличаются прагматизмом и обычно выбирают технические профессии. Их эмоциональная сдержанность иногда мешает находить им общий язык с незнакомцами, но с близкими людьми они раскрываются. Эти люди нацелены на лидерство, поскольку предпочитают иметь максимальную власть над ситуацией.
  2. Желтый. Коммуникативные способности «желтых» людей развиты практически до максимума. Они легко привлекают к себе внимание окружающих и имеют большое количество друзей. Их профессиональный выбор — социальная сфера: воспитатели, учителя, доктора, психотерапевты.
  3. Красный. Они заполнены энергией доверху и стремятся тратить ее с максимальной пользой. Это сильные, волевые люди, стремящиеся к лидерству. Иногда им присуща горячность, агрессивность.
  4. Зеленый. Такие люди делают все возможное, чтобы окружающие их считали знатоками в сферах, которые им важны. Это интеллектуалы, любящие рассуждать, исследовать и развиваться. Каждый их шаг просчитывается заранее, поэтому безрассудные поступки — это не о них. Также им присуще упрямство.

Безусловно, каждый человек представляет собой смесь нескольких типов, но в большинстве случаев всегда есть какой-то преобладающий цветотип.

Цветовые предпочтения в одежде

Одежда — это социальный маркер , который позволяет окружающим давать оценку личности носящего, его настроению, вкусу, увлечениям, способности продуктивно работать и многому другому.

Поэтому умение сочетать цвета очень важно для тех, кто хочет произвести определенное впечатление — хорошее, нейтральное либо негативное.

Выбор цвета в одежде обычно напрямую связан с цветовыми предпочтениями человека и его настроением в момент выбора предметов гардероба. Если человек регулярно надевает вещи определенных оттенков, они могут помочь узнать лучше его личность.

Человек, выбравший одежду красного цвета , отличается целеустремленностью, энергичностью и стремится делать все возможное для того, чтобы достичь поставленной цели, даже если для этого будет нужно идти по головам. Он общителен, ему присуща агрессивность, вспыльчивость, несдержанность.

Синий цвет выбирают сдержанные люди, практичные, стремящиеся к гармонии и комфорту.

Заслужить их расположение сложно, но, если это произошло, такой человек будет готов пойти на многое, чтобы не потерять того, кто стал ему важен.

Рациональные, думающие люди, любящие творчество, часто выбирают фиолетовый цвет . Светлым и ярким его оттенкам чаще отдают предпочтение молодые люди, которые стремятся отличаться от основной массы.

Розовый — цвет инфантильности, чрезмерной мечтательности, легкомысленности, романтичности. Такие люди плохо приспособлены к сложностям и стремятся найти человека, который их защитит.

Люди, предпочитающие одежду зеленого цвета , обаятельны, решительны и умеют сохранять самообладание даже в самых сложных ситуациях.

Желтому отдают предпочтение общительные, добродушные, светлые люди, умеющие производить позитивное впечатление на окружающих.

Человек, выбравший коричневую одежду , практичен, стремится последовательно решать задачи, аккуратен и ставит в приоритет качество, а не скорость.

Серый цвет — выбор сдержанных людей, с трудом доверяющих окружающим. Любители светло-серого общительны и уравновешены.

Белый цвет выбирают идеалисты и романтики, которые не прощают ложь и предательство.

Человек, в гардеробе которого преобладает черный цвет , часто имеет заниженную самооценку, скрытен и загадочен. С ним не всегда легко найти общий язык.

Влияние цвета на человека и значение цвета в одежде:

Особенности восприятия женщиной и мужчиной

Тестостерон — главный мужской гормон — снижает цветочувствительность, поэтому мужчины хуже, чем женщины, различают цвета.

Тетрахроматов — людей, чья цветовая чувствительность крайне сильно выражена, — среди женщин также больше, чем среди мужчин.

Улучшенное цветовосприятие у женщин связано с тем, что в их ДНК две X-хромосомы, а не одна. В особенности это касается умения распознавать оттенки красного цвета .

Был проведен эксперимент, во время которого мужчин и женщин на время ослепляли ярким цветом, и женщины после этого лучше, чем мужчины, различали цвета.

Зеленые оттенки мужчины чаще видят в более желтой гамме, а женщины — в зеленой.

Цвет апельсина мужчины идентифицируют скорее как красно-оранжевый, нежели как просто оранжевый.

Значение в психологии у детей

Психологические тесты, разработанные для детей , способны отобразить их психическое состояние, настроение, отношение к себе и к окружающим, взаимоотношения с семьей.

Ребенку предлагают нарисовать рисунок по какой-то определенной теме, например изобразить дом или дерево, а психолог оценивает рисунки и благодаря ним лучше понимает, кому из детей нужна помощь.

Цвета в подобных тестах имеют ключевое значение. Но и цвета в обычных детских рисунках могут многое сказать о ребенке.


Также важно и количество цветов , которые использует ребенок.

Здоровые, довольные жизнью дети 4-6 лет обычно используют не менее четырех-пяти цветов в рисунке, а если их количество меньше трех, то это может говорить о наличии проблем в психическом состоянии.

Тест Люшера

Тест Люшера — это тест, в процессе которого человек выбирает из группы цветовых карточек те, которые ему наиболее приятны или неприятны, до тех пор, пока те не закончатся.

Он позволяет определить личностные особенности человека, проходящего тест, его настроение, проблемы, психическое самочувствие.

Каждый цвет в тесте имеет свое обозначение. В тесте четыре дополнительных и четыре основных цвета .

Основные цвета кратко:

  1. Синий. Обозначает удовлетворенность, гармонию, умиротворение. Также означает потребность в удовлетворенности и надежной привязанности.
  2. Сине-зеленый. Обозначает уверенность, целеустремленность, упрямство. Также обозначает желание поднять собственную самооценку, возвыситься в глазах окружающих, добиться поставленных целей.
  3. Оранжево-красный. Обозначает волю, агрессию, также показывает потребность в активной деятельности, приводящей к необходимым результатам.
  4. Светло-желтый. Обозначает общение, радость, активность. Также означает желание иметь мечты и надежды на светлое будущее.

Дополнительными цветами являются коричневый, фиолетовый, черный, нулевой. Обозначают отрицательные тенденции: страх, стресс, огорчение, беспокойство.

Результаты трактуются в зависимости от того, в какой последовательности человек выбирает цветовые карточки.

Если человек выбрал основные цвета одними из первых, это значит, что его потребности удовлетворены либо он считает, что это так. В противном случае можно сказать, что его потребности не удовлетворяются.

О цветовом тесте Люшера в этом видео:

Таблица

В этой таблице представлены основные цвета и дана информация о том, что они символизируют.

Красный Красный цвет в психологии символизирует энергию, внутреннюю силу, активность, властность. Это цвет лидера. При этом он также ассоциируется с агрессивностью, раздражительностью, гневом, непримиримостью. Также красный цвет способен вызывать положительные чувства, такие как радость, удовольствие, особенно если удачно сочетается с другими цветами.
Оранжевый Символизирует активность, энергичность, целеустремленность. Многое зависит от того, в каких пропорциях в нем сочетаются красный и желтый. Если в оранжевом больше красного, он может ассоциироваться с агрессивностью. Оранжевый, наравне с желтым, — цвет радости, счастья, достатка.
Желтый Символизирует радость, активность, тепло, достаток, интеллект. При этом не все люди ассоциируют с ним исключительно положительные явления. К примеру, в основной массе людей бытует мнение, что желтый — цвет разлуки, измены, хотя это не совсем так. Также желтый известен как цвет, в который окрашивают стены в психбольницах (психушках). Родственный с ним золотой цвет символизирует богатство, красоту, славу и мудрость.
Зеленый Символизирует гармонию, спокойствие, счастье, развитие. Этот цвет, как и синий, считается одним из наиболее приятных для восприятия цветов, поскольку тесно ассоциируется с природой. Также зеленый цвет считается цветом надежности. Он хорошо успокаивает глаза.
Голубой Символизирует спокойствие, уравновешенность, познание, развитие. Его часто, наравне с синим, используют при разработке оформления сайтов и программного обеспечения, поскольку он считается цветом доверия (но синий в этом плане предпочтительнее). Также он способен, как и зеленый, хорошо успокаивать глаза.
Синий Символизирует спокойствие, гармонию, удачу, верность, познание, развитие. Это цвет доверия клиентов, поэтому его часто выбирают в качестве основного цвета при разработке рекламы и в оформлении сайтов. Цвет индиго — глубокий темно-синий цвет с вкраплением фиолетового — олицетворяет загадочность, вечность, лидерство.
Фиолетовый Символизирует мудрость, мистику, фантазию, креативность, познание. Это цвет творчества, поэтому его часто используют в рекламе товаров для творческих людей. Также этот цвет считается цветом одиночества.
Серый Символизирует практичность, тревогу, грусть, рутину. При этом он один из тех классических цветов, которые можно удачно сочетать практически с любыми оттенками. В Европе серый считается цветом джентльменов.
Коричневый Символизирует устойчивость, надежность, стабильность, комфорт, безопасность. Его редко выбирают молодые люди.
Белый Символизирует спокойствие, гармонию, традиционность, духовность. В некоторых странах белый считается цветом скорби и смерти.
Черный Символизирует загадочность, скрытность, замкнутость, депрессию, меланхолию. Этот цвет чаще всего связывают с негативными, а не с положительными ассоциациями. Но однозначно отрицательным считать его все равно не стоит.

Каждый цвет в психологии важен , каждый несет определенные характеристики, и, если знать их особенности, можно лучше понимать окружающих людей.

Основы цветовой теории:

Вконтакте

Одноклассники

О влиянии цвета на сознание человека известно уже достаточно давно. Значение каждого из них заложено в разной символике (гербы, флаги, знамёна, униформа в разных профессиях, логотипы известных производителей и т.д.). Известно также, что очень часто люди принимают судьбоносные решения под влиянием какого-то определённого цвета. С цветом связано достаточно много поговорок, народных высказываний и афоризмов. Случайность это или закономерность?

Если задуматься, то каждый человек, предмет, явление или событие может ассоциироваться с конкретным цветом, у каждого из нас есть собственная ассоциативная система, по которой мы можем запомнить или вспомнить событие из своей жизни. Восприятие человеком и значение цветов в психологии объясняется в разных аспектах. К примеру, если взять дни недели – подумайте, с каким цветом каждый из них у вас ассоциируется? Это же можно сказать в отношении цифр, торжественных дат и праздников (вспомните, праздник 8 марта всегда ассоциируется с такими цветами, как красный, оранжевый, зелёный и жёлтый). С психологической точки зрения, каждый цвет на разных людей оказывает разное влияние.

При взгляде на любой из них у разных людей могут возникать разные ассоциации, настроение и эмоции. Кто из нас и как часто задумывается, почему в политической сфере чаще фигурирует синий цвет, в сфере рекламы – красный? Почему в светофоре используется только зелёный, красный и жёлтый цвет? Почему идти можно на зелёный цвет (цвет доверия, одобрения), а на красный (цвет тревоги и опасности, запрещающий) – нельзя? Что означает выражение «мне фиолетово» или поговорка «хоть трава не расти»? Источник ответов на все эти вопросы лежит в плоскости психологического восприятия цвета человеком.

Как человек воспринимает цвета (физиология восприятия)?

Восприятие цвета формирует отношение человека и общества ко многим явлениям и событиям, однако и само это отношение часто формируется под влиянием того или иного цвета. Правильнее будет сказать, что первопричиной, всё-таки, будет физиологическая составляющая человека, которая затем становится основой для восприятия им цветов и формирования определённого отношения к каждому из них.

К главной физиологической составляющей можно отнести орган зрения человека – глаза, особенности их строения и функциональные возможности точно передавать информацию в виде картинки или изображения. Функция глаза – восприятие цвета и мгновенная передача информации о нём в мозг, где начинается сложный процесс обработки полученной информации, результатом которого являются определённые сигналы, которые получает периферийная нервная система человеческого организма.

Любой предмет, который видит человеческий глаз, обладает определённой степенью и длиной волн рефракции, отражения и поглощения – это известно нам из курса школьной физики. Самая длинная волна характерна для «горячих» (красный, жёлтый, оранжевый и их оттенки) цветов, восприятие их требует много энергии, поскольку цвета эти характеризуются, как «активно-наступательные».

Экспериментально доказано, что воздействие ими на человека способствует у него повышению частоты пульса, дыхания и сердцебиения. Это цвета, возбуждающие его психическое и эмоциональное состояние. Цвета, относящиеся к спектру «холодных цветов» (голубой, зелёный и их оттенки) характеризуются короткими волнами, энергии на их восприятие требуется намного меньше, при этом, процессы метаболизма снижаются. Они способны успокаивать психику человека, действовать на него расслабляющее, комфортно и успокаивающе.

Важную роль в жизни каждого из нас играет цветовая коммуникация – способность воспринимать цвет согласно физиологии, с учётом примеров из собственного жизненного опыта. К примеру, отправляясь по важному делу, в качестве консультанта (советника, адвоката, помощника) вы подсознательно выберете человека, одетого не в розовый костюм, а в костюм чёрного (серого или коричневого) цвета.

Цветовая коммуникация лежит в основе обустройства наших домов, участков, оформления интерьера комнат, выбора одежды и подарков своим близким. Её используют в своей практике все сферы производства, когда предприятия тщательно продумывают дизайн новой продукции и разрабатывают рекламные материалы с целью привлечь к ней потенциальных покупателей.

На вопрос, какие цвета и как воспринимает человек, могут ответить психологи. По их мнению, значение цветов в психологии и отношение к ним человека позволяет приоткрыть тайну становления и развития его личности.

Фиолетовый цвет в психологии

Этот цвет считается сложным, поскольку образован сочетанием двух других – синего и красного. Во времена Средневековья фиолетовый цвет ассоциировался с раскаянием, позже – с беременностью (вспомните картины известных художников, которые они писали с беременных женщин). В наше время фиолетовый относят к опасным цветам, оказывающим негативное воздействие на человека, его психологическое и эмоциональное состояние.

Предпочтение этому цвету обычно отдают люди, которые достаточно критичны к себе и склонны к рациональному контролю ситуации. Таким людям, как правило, не удаётся реализовать себя в жизни, они недовольны условиями жизни, социумом, законами, часто раздражаются, очень скрытны по натуре. Вместе с тем, этот цвет влияет на них позитивно, повышая их самооценку.

Красный цвет в психологии

Это активный и горячий, даже агрессивный цвет, способный вызывать чувство тревоги и беспокойства. Ассоциируется он обычно с опасностью, запретом и агрессией. Красный цвет легко привлекает к себе внимание, поэтому часто используется в рекламной сфере и в оформлении различных знаков, предупреждающих об опасности. Поскольку он вызывает учащение сердечного ритма, частоты дыхания и пульса, повышает АД, на него не рекомендуется долго смотреть. По этой же причине дизайнеры рекомендуют с осторожностью использовать его в интерьере.

Черты характера, формирующиеся под влиянием красного цвета – это смелость, активность, настойчивость, жестокость, эгоизм, нетерпимость, властность, решительность, демонстративность, похоть, алчность упорство, сексуальность. Также его носители стремятся быть первопроходцами и доминировать во всём.

Как видно, в перечне выше присутствуют, как позитивные, так и негативные черты характера. Сила их влияния на человека зависит от цели, которую он преследует и особенностей его личности (положительный персонаж или отрицательный).

Люди, предпочитающие этот цвет, относятся к категории волевых, смелых, активных и общительных личностей. Также ему отдают предпочтение те, кто хочет выглядеть сексуальным или привлечь к себе внимание окружающих. Чаще всего красный цвет выбирает себе хозяина – «красного» человека по натуре и характеру. Только такие люди выглядят гармонично в красном цвете и способны питаться его энергией, а не наоборот.

В сексуальных отношениях «красные» люди предпочитают доминировать, они любят ролевые игры, допускающие агрессию, свойственную любителям красного цвета.

Сиреневый цвет в психологии

С точки зрения психологии, сиреневые оттенки говорят о привязанности вообще, неважно, что или кто становится объектом этого чувства – другой человек, животное, предмет одежды или какая-нибудь вещь.

Носители и сторонники сиреневой гаммы являются утончёнными натурами, они чувствительны, не терпят разлуки и расставаний с дорогими сердцу людьми и любимыми вещами. Этих людей относят к категории творческих, они отличаются завидным терпением и постоянной готовностью оказать помощь нуждающимся. Наряду с такими позитивными качествами, им свойственна склонность к стрессам и депрессиям, однако, справляются с ними самостоятельно – без посторонней помощи.

У многих народов сиреневый цвет и его оттенки связаны с медитированием, это цвет отчуждения и неземного восприятия жизни. Традиционно его считают также цветом уравновешенности, гармонии, философского отношения к жизни, рассуждения и определённой стильности.

Носители этого цвета не похожи на других, характеризуются наличием смекалки и отменными умственными способностями. Среди них часто встречаются личности, стремящиеся к совершенству, допускающие даже некоторую изощрённость. Они умеют бурно фантазировать, их фантазии красочны и нереальны, в них нет места «тёмным» силам, их сказки нравятся детям.

В общении с другими людьми большое внимание уделяют их внешнему виду. Сами являясь натурами аристократичными и утончёнными, они ищут эти качества у других. Они достаточно сентиментальны и романтичны, склонны к ностальгии. В связи с тем, что сиреневый и фиолетовый цвета похожи и близки, «сиреневые» люди также являются обладателями творческих способностей и в спорах всегда занимают позицию людей талантливых и незаурядных.

Зелёный цвет в психологии

Практически у всех народов нашей планеты зелёные тона считаются успокаивающими и расслабляющими. Зелёный – это цвет природы и жизни, перспективы развития. Он позитивно влияет на организм человека, обеспечивает релакс и исцеляет.

Зелёная гамма оттенков зелёного может означать безопасность, ревность, плодородие, жизнь, чистоту, экологию.

«Зелёные» люди рациональны и гармоничны, к жизни относятся очень серьёзно и ценят каждое её мгновение, они любят всё живое, очень отзывчивы и добродушны. Из них не получится хороших воинов, потому что по природе своей они не способны причинить зло другому живому существу. Обладая богатым внутренним миром и добродушием, они не спешат открывать его окружающим, они осторожничают и имеют склонность прислушиваться. Однако, называть их скрытными и подозрительными будет не очень правильно.

В отношениях с сексуальным партнёром, в глазах его выглядят чистыми и наивными, они несколько неуклюжи и неловки, но обладают страстью, темпераментны, нежны и терпеливы. Это верные спутники в брачном союзе.

Жёлтый цвет в психологии

Жёлтые оттенки действуют стимулирующе на мозговую деятельность и нервную систему человека. Однако слишком долгое воздействие жёлтого может дать негативный результат – перегрузку и перевозбуждение, что крайне негативно скажется на здоровье человека. Это цвет радости, веры, надежды и всего самого хорошего, что может пожелать себе человек. Это цвет солнца и этим всё сказано.

Этот цвет, особенно в сочетании с тёмными (чёрный, и тёмные оттенки синего, зелёного, бордового) часто используется в сфере рекламы, поскольку стимулирует мозг человека к тому, что написано тёмными буквами на жёлтом фоне.

Жёлтый цвет ассоциируется с интеллектом, озарением и воображением. Он является олицетворением честности, символом веселья праздника и радости, но в то же время также и печали, измены, грусти и разлуки. Психология рассматривает этот цвет, как символ безумия, недаром давно уже существует такое понятие, как «жёлтый дом», в народе более известный под названием «психушка».

«Жёлтые» люди стремятся раскрыть все свои таланты и полноценно реализоваться во всех сферах деятельности и жизни. Они умеют ставить цель перед собой и идут к ней «светлым» путём. Им свойственна креативность мышления и экстравагантность действий. Такие люди умеют концентрировать своё внимание на главной цели, хотя им свойственна и некоторая рассеянность. Люди, любящие жёлтые тона, могут быть критичными к себе и окружающим, учитывая, что у них нет склонности к низкой самооценке, мнение их относительно других людей может быть слишком жестоким.

В отношениях «жёлтые» люди безоговорочно подстраиваются под своего партнёра, создавая ему все условия для их позитивного общения.

Черный цвет в психологии

Черные тона в большинстве стран мира ассоциируются с авторитетностью, официозом, авторитарностью, скорбью. Это цвет весомости, который ассоциируется с власть имущими и богатыми людьми, респектабельностью. Его также считают цветом загадочным, таинственным, ведьмовским и мистическим.

Характеристика чёрных тонов абсолютно противоположна белому цвету, чёрный цвет способен поглощать все цвета безвозвратно. Он обозначает мистику, пустоту, предвидение и созидание, покой и тишину. Способен внушать страх, придавать силу и держать интригу.

«Чёрных» людей считают загадкой, не осознавая этого они, в свою очередь, привлекают к себе внимание окружающих некоей тайной (зачастую мнимой), которую обеспечивает чёрный наряд. Человека всегда влекло всё необычное, странное, сокрытое и пугающее. Люди, одевающиеся исключительно в чёрную одежду, не удовлетворены своей жизнью (если только они не пребывают в трауре). Это попытка спрятаться от всего и всех, оградить себя от какого-либо влияния. «Черных» людей по умолчанию считают мрачными, закрытыми и склонными к депрессии.

Мировая мода любит этот цвет за его универсальность, практичность комфортность и удобство в носке. Люди, носящие чёрную одежду, пребывают в постоянном сомнении, они находятся в состоянии борьбы с миром и с самим собой, это всегда творческие, яркие и незаурядные личности.

В отношениях с сексуальными партнёрами люди «в чёрном» склонны экспериментировать.

Оранжевый цвет в психологии

Оранжевый цвет, как и жёлтый, вызывает ассоциацию с солнцем и теплом. Это цвет повышения настроения, цвет бодрости, активности, свершения целей и решения важных задач. Поэтому оранжевые тона также часто используются в рекламной сфере, как и жёлтые.

Значение оранжевого цвета связывают с радостью, теплом, всепрощением, свободолюбием, терпимостью, энергией. А также – со спонтанностью, внезапностью, нарочитостью и удовольствием.

«Оранжевые» люди любят творчество, они очень сильные и свободолюбивые, умеют прощать. Они сами источают «солнечную» энергию и способны зарядить ею всех окружающих, в их арсенале она, практически, неиссякаема. Такие люди всегда имеют о себе слишком высокое мнение, могут быть надменными и наделять своей энергии других помимо их воли, поскольку часто испытывают потребность сбрасывать её излишки.

Люди с натурой оранжевого цвета – это всегда отличные спортсмены. Им свойственно легко увлекаться новизной и новыми веяниями, правда, также быстро они «перегорают» и теряют к ним интерес.

Интимная сфера – это область, где могут раскрыться на все 100%. Им не свойственно пуританство, они любят фантазировать, бурлят эмоционально и считают себя великолепными половыми партнёрами.

Голубой цвет в психологии

При желании произвести на кого-либо позитивное впечатление, одевайтесь в одежду голубых тонов и оттенков, поскольку этот цвет лучше других внушает доверие и вызывает уважение к вам со стороны окружающих. С его помощью можно подчеркнуть собственный статус в социуме, дать понять, что вы являетесь приверженцем чистоты, прямолинейности и стабильности.

Голубой цвет успокаивает, он ассоциируется с охлаждением, умиротворением, спокойствием. Его часто используют с целью мотивировать работников к работе и ориентировать их на добросовестный труд. В офисах, стены которых окрашены в голубые тона, практически отсутствуют ссоры и распри, коллектив более дружный и целенаправленный.

Голубой цвет способен придавать силы тяжелобольным людям в борьбе с недугом, поэтому в больницах стены часто окрашены именно в голубой цвет. Спортсмены, которые тренируются в спортивном зале, оформленном в голубом цвете, также показывают более высокие результаты на соревнованиях и чемпионатах.

Синий цвет в психологии

С синими оттенками часто связывают такие понятия, как прозрачность, смирение, безграничность, чистоту и беспечность. Он ассоциируется с согласием, простотой, комфортом, мечтательностью, миром и равновесием.

«Синие» люди, являющиеся носителем этого цвета по природе своей внутренней натуры, не знают, что такое «границы» или «рамки». Словно океан, они привыкли свободно действовать и безгранично властвовать в своих владениях или в своей сфере деятельности.

В отношениях с другими людьми они могут быть безгранично великодушными или глубоко безразличными. Это люди водной и воздушной стихии – двух полярных плоскостей, двух крайностей.

Носители и сторонники голубого цвета смотрят на всё под различными ракурсами, они судят об чем-либо с точки зрения «моя колокольня». В этой связи они способны найти нестандартное решение к любой, даже самой усложнённой, задаче. Они гармоничны и сильны, притягивают к себе других людей, которые по жизни часто сомневаются и колеблются.

«Голубые» люди не склонны к мечтаниям, они умеют преподнести любую реальность в нескольких ипостасях – это их дар. Они могут быть великолепными политиками и дипломатами. Дружелюбие, открытость, лёгкость в общении, терпение и выдержка, врождённая тактичность и невозмутимость – это их конёк.

Иногда они сами себя могут вогнать в хандру, долго скучать и томиться бездельем, но также самостоятельно находят выход из этого состояния, обретая новую идею и смысл к жизни.

Розовый цвет в психологии

Цветом притупления эмоций, агрессии и гнева считается розовый цвет, который также ассоциируется с детством, чем-то мягким, тёплым и комфортным. Его часто можно увидеть в интерьере детской комнаты, в детской одежде. Выражение «розовая мечта» связано с этими же понятиями, она означает что-то исключительно позитивное и желанное, не способное причинить зла.

Розовый – это символ нежности, мягкости, романтизма, легкомыслия, инфантильности, чего-то безмятежного и праздного.

Розовый цвет ассоциируется с добром, романтикой, любовью и страстью. Его предпочитают те, кто стремиться познать всю полноту жизни, получать новые впечатления и ощущения. «Розовые» люди способны трудиться без устали, они серьёзно относятся к делу, ожидая желаемого и ожидаемого результата.

Некоторые из них более проявляются в обратной ипостаси, когда о них можно сказать, как о легкомысленных, инфантильных и неинтересных личностях. Но они всегда забавны, добродушны и безобидны. Люди розового цвета склонны жить иллюзиями прошлого или фантазиями будущего. Они любят публичность, признание, популярность, их легко обидеть и довести до слёз, они чувственны, обидчивы и плаксивы, легко управляемы. Хорошие подражатели других людей, хотя всегда делают это с толикой индивидуальности.

Относительно сексуальных отношений можно сказать, что «розовые» люди могут дать меньше, чем обещают. Заманивая партнёра быстро, они также бы быстро его теряют, поскольку он также быстро теряет к ним интерес.

Коричневый цвет в психологии

Коричневый цвет – это неотъемлемая составляющая людей, которые уверены в собственных силах. Он ассоциируется с трудностями и препятствиями, которые следует устранять, поэтому это цвет людей-трудоголиков, а также людей, способных «резать правду-матку». Одежда в коричневых тонах – это благоприятный фактор при попытке трудоустроиться.

Коричневый цвет ассоциируется со здравым смыслом, надёжностью, устойчивостью. Его также связывают с разочарованием, депрессиями, сомнениями – это негативная сторона коричневого цвета.

Коричневый цвет – сложный, потому что образуется двумя другими весомыми цветами (классический красный и затемнённый жёлтый). Он сочетает в себе активность, агрессию и напористость красного цвета, свойства которого словно гасит вторая его составляющая – жёлтый цвет.

«Коричневые люди» обожают жизнь, принимают её во всех проявлениях, но более рассудительны и степенны. В критических ситуациях они способны проявить хладнокровие, рационализм и прагматизм, но хладнокровными или равнодушными их нельзя называть. Они всегда готовы поддержать, сгладить конфликт, погасить негативные эмоции и привести окружающий мир к прочной гармонии. Это оптимисты и большие трудяги.

В сексуальной жизни они более традиционны и консервативны, для них намного важнее эмоциональная составляющая отношений между людьми, нежели секс.

Серый цвет в психологии

Серые тона и оттенки всегда ассоциируются с нейтральностью. Этот цвет нравится немногим людям, некоторых он раздражает, остальные его просто не замечают. У этого цвета есть уникальное свойство не отвлекать, не «перетягивать одела» на себя, оттесняя другие цвета.

Это цвет дружелюбия и спокойствия, довольства и порядка, скрытых желаний, уязвимости, здравомыслия, равновесия, реализма. Он олицетворяет норму чего-либо, какой-либо стандарт. Он не отвлекает от важных дел, дружелюбен, тактичен и надёжен.

Люди, одетые в серую одежду, самодостаточны, они не нуждаются в чьём-либо признании, их всё устраивает, своей «стихии» чувствуют себя более уверенно. Они очень лояльны, терпимы, не агрессивны.

Серый цвет незаметен, обладает способностью принимать полутона и сглаживать границы, поэтому часто ассоциируется с бесконечностью и свободой. Существование на пределе «за гранью» вынуждает «серых» людей быть осторожными и постоянно контролировать ситуацию. Отсюда, наверное, и пошло выражение «серый кардинал».

Медики и психологи убеждены, что в серые одежды часто одеваются люди, пребывающие на грани нервного или эмоционального истощения. Сексопатологи утверждают, что «серые» люди относятся к сексу, как к физиологической составляющей, обуславливающей существование человека вообще. Секс не является для них большим наслаждением, но и умалять его значение для человека они не склонны.

Белый цвет в психологии

Стремление к белому – это подсознательная потребность человека. Это цвет чистоты, невинности, новых начинаний в любой сфере и отношений между людьми. Это цвет непорочности, открытости, готовности открыть все тайны мироздания, цвет ангелов и спасителей, светлых сил. Белый цвет олицетворяет красоту, гармонию, радость и праздник, ликование, почёт, возвышение.

Медики одеты в белые одежды, как носители добра и бескорыстной помощи всем её страждущим. Униформу такого же цвета предпочитают носить кулинары и повара, специфика работы которых – накормить ближнего «хлебом насущным».

Белый цвет является символом бескорыстности, честности, завершённости и совершенства. Он ассоциируется со свободой возможностей, не допускающей каких-либо барьеров. Это цвет, который символизирует равенство, поскольку в структуру его в равной доле входят все остальные цвета.

Связывать белый цвет с определённым типом характера нельзя, поскольку это «интернациональный» цвет, или «божественный». Его предпочитают носить многие люди, часть из них – по роду деятельности, часть – по предпочтению. Белый цвет у всех народов является основным в нескольких национальных обрядах.

Люди, любящие носить белоснежную одежду, чаще могут представлять собой педантов и неординарных зануд, расчётливых мерзавцев и невозмутимых аферистов. Поскольку сам белый цвет изначально располагает к себе, им часто пользуются не только во благо, но и с тёмными намерениями.