Биографии Характеристики Анализ

Грамматическое значение кратко. Лексическое и грамматическое значение слова

Слова - это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его

Таким образом, слово - это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова "бочка", "кочка", "точка" - разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова - это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова "бочка", "точка" рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: "сын", "сынок", "сынуля", "сыночек").

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, "лес", "лесник", "лесничий" будет довольно близким: их смысл определяется корнем "лес". С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова "пришел", "приехала", "прибежали", "набежало", "отлетела", "сбили" будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса "л".

Из примеров следует вывод: грамматическое значение слова - это его принадлежность к части речи, общее значение целого ряда похожих единиц, не привязанное к их конкретному вещевому (смысловому) содержанию. "Мама", "папа", "Родина" - существ. 1 склонения, стоящие в форме И.п., единств. числа. "Сова", "мыши", "молодежи" - существительные женск. рода, 3 склонения, стоящие в Р.п. Грамматическое значение слов "красненький", "огромный", "деревянный" указывает на то, что это прилагательные, стоящие в форме муж. рода, единствен. числа, И.п. Понятно, что лексическое значение этих слов различно.

Грамматическое значение слова выражается в определенной форме, соответствующей позиции слов в предложении (или словосочетании), выражается с помощью грамматических средств. Чаще всего таковыми являются аффиксы, однако нередко грамматическая форма образуется при помощи служебных слов, ударения, порядка слов или интонации.

От того, каким образом образована форма, непосредственно зависит ее вид (название).

Простые (их еще называют синтетическими) грамматические формы образуются внутри единицы (с помощью окончаний или формообразующих суффиксов). Падежные формы (нет) мамы, дочки, сына, Родины образованы при помощи окончаний. глаголов "написал", "спрыгнул" - при помощи суффикса и а глагола "спрыгнула" - при помощи суффикса "л" и окончания "а".

Некоторые формы образуются вне лексемы, а не внутри нее. В этом случае возникает нужда в служебных словах. Например, глаголы "буду петь" и "давайте петь" образованы при помощи служебных слов (глаголов). Слова "буду" и "давайте" в данном случае не имеют лексического значения. Они нужны для создания В первом случае - будущего времени, а во втором - побудительного наклонения. Такие формы называются сложными или аналитическими.

Грамматические значения определяются в системы или кластеры рода, числа, и т.п.

Грамматическое значение.

Способы выражения грамматических значений.

Грамматические разряды слов

      Грамматика как наука.

Средствами словоизменительных морфем конструируются словоформы. Таким образом, морфему можно считать отдельной единицей грамматического строя языка. Грамматика - это наука, изучающая регулярные и общие черты устройства лингвистических знаков и их поведения. Объект грамматики - 1) закономерности изменения слов и 2) принципы их объединения при построении высказывания. Соответственно двойственности объекта выделяются традиционные разделы грамматики - морфология и синтаксис. Все, что связано с абстрактными грамматическими значениями слова и его формоизменением, относится к морфологии. Все явления, связанные с синтагматикой слова, а также с построением и синтагматикой предложения, относится к синтаксической сфере языка. Эти подсистемы (морфология и синтаксис) находятся в самом тесном взаимодействии и переплетении, так что отнесение тех или иных грамматических явлений к морфологии или синтаксису часто оказывается условным (например, категории падежа, залога).

Обобщающий характер грамматики позволяет ей выявить самые существенные черты структуры языка, поэтому грамматика справедливо считается центральной частью лингвистики. В процессе развития грамматики как науки понимание ее объекта менялось. От изучения форм слова ученые переходили к связи грамматики и словарного фонда языка, а также к изучению речевого функционирования.

Владимир Александрович Плунгян: Познание всегда асимметрично: одни фрагменты

действительности человек склонен воспринимать как бы через увеличительное

стекло, тогда как другие – как бы через перевернутый бинокль. “Когнитивная

деформация” реальности – одно из основных свойств человеческого познания.

Грамматические значения – это именно те значения, которые попадают в поле

зрения увеличительного стекла; это наиболее важные для использующего

данную языковую систему значения.

2.Грамматическое значение.

В центре внимания грамматики - грамматические значения и способы их выражения. Грамматическое значение - это 1) обобщенное значение, присущее 2)ряду слов или синтаксических конструкций, которое находит в языке свое регулярное и типизированное 3) выражение. Например, в предложении Петров - студент можно выделить следующие грамматические значения:

    значение утверждения некоторого факта (значение, присущее ряду синтаксических конструкций, регулярно выражается нисходящей интонацией)

    значение отнесенности факта к настоящему времени (выражено отсутствием глагола; ср.: Петров был студентом, Петров будет студентом )

    значение единственного числа (значение, присущее ряду слов, выражено отсутствием окончания (Петровы, студенты ),

а также ряд других (значение отождествления, значение безусловной реальности факта, мужского рода).

Грамматическое значение слова включает следующие типы информации:

    информацию о части речи, к которой принадлежит слово

    информацию о синтагматических связях слова

    информацию о парадигматических связях слова.

Вспомним знаменитую экспериментальную фразу Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. В нее включены слова с искусственными корнями и реальными аффиксами, выражающими весь комплекс грамматических значений. Слушающему, например, ясно, к каким частям речи относятся все слова этой фразы, что между будланула ибокра существуют отношения объекта и действия, что одно действие уже совершилось в прошлом, а другое реально продолжается в настоящем.

Грамматическое значение характеризуется следующими основными признаками:

    обобщенностью

    обязательностью: если существительным, например, присуще значение числа, то оно последовательно выражается у каждого слова тем или иныи способом независимо от целей и намерений говорящего.

    Распространенностью на целый класс слов: например, все глаголы в русском языке выражают значения вида, наклонения, лица и числа.

    Закрытостью списка: если лексическая система каждого языка носит открытый характер и постоянно пополняется новыми единицами и новыми значениями, то грамматика характеризуется строго определенным, сравнительно небольшим числом грамматических значений: например, у русских существительных это значения рода, числа и падежа.

    Типизированностью выражения: грамматические значения передаются в языках строго определенными способами - при помощи специально закрепленных за ними средств: аффиксов, служебных слов и др.

Языки отличаются друг от друга тем, какие значения они выбирают в качестве грамматических. Так, значение числа является, например, грамматическим в русском и английском языках, но неграмматическим в китайском и японском, так как в этих языках имя может служить наименованием как одного, так и нескольких предметов. Значение определенности/неопределенности является грамматическим в английском, немецком, французском и многих других языках и неграмматическим в русском языке, где отсутствуют артикли.

3. Способы выражения грамматического значения

Способы выражения грамматических значений разнообразны. Выделяются два ведущих способа: синтетический и аналитический, причем каждый способ включает ряд частных разновидностей.

Синтетический способ выражения грамматических значений предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных и словоизменительных). Грамматическое значение в этом случае всегда выражается в рамках слова. К синтетическому способу выражения грамматических значений относятся:

    аффиксация (использование различных типов аффиксов: иду - идешь);

    редупликация (полный или частичный повтор основы: fari- белый,farfaru- белые в языке ‘хауса в Африке);

    внутренняя флексия (грамматически значимое изменение фонемного состава корня: foot-feetв английском языке);

    супплетивизм (объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения грамматических значений (иду - шел)

Аналитический способ выражения грамматических значений предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова. Грамматические формы являются сочетанием полнознаменательных морфологически неизменяемых лексических единиц и служебных элементов (служебных слов, интонации и порядка слов): буду читать, более важный, пусть уходит). Лексическое значение выражается неизменяемым полнозначным словом, а грамматическое - служебным элементом.

В зависимости от того, синтетические или аналитические способы выражения грамматических значений преобладают в языке, различают два основных морфологических типа языков: синтетический тип языка (в котором доминирует синтетический способ выражения грамматических значений) и аналитический тип (в котором преобладает тенденция к аналитизму). От преобладания в языке тенденции к аналитизму или синтетизму зависит характер слова в нем. В синтетических языках слово сохраняет свои грамматические характеристики и вне предложения. В аналитических языках слово приобретает грамматическую характеристику только в предложении.

Грамматическое значение выявляется в результате противопоставления одной языковой единицы другой. Так, значение настоящего времени выявляется при противопоставлении нескольких форм глагола: знал - знает - будет знать. Грамматические противопоставления или оппозиции образуют системы, называющиеся грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, выражаемых формальными показателями (аффиксами, служебными словами, интонацией и пр.) В приведенном определении очень важно слово «однородные». Для того чтобы значения были противопоставлены по какому-то признаку, они должны обладать и каким- то общим признаком. Так, настоящее время может быть противопоставлено прошедшему и будущему, так как все они имеют отношение к последовательности описываемых событий. В связи с этим можно дать другое определение грамматической категории: это реально существующее в языке единство некоторого грамматического значения и формальных средств его выражения. Эти определения не противоречат друг другу. Если их сопоставить, то становится ясно, что в грамматическую категорию входит обобщенное грамматическое значение (например, значение времени), частные грамматические значения (например, настоящее время, прошедшее время, будущее время), они называются граммемами, и средства выражения этих значений (например, суффикс, служебное слово и пр.)

Классификация грамматических категорий

      по количеству противопоставленных членов. Есть категории двучленные (число в современном русском языке: единственное-множественное), трехчленные (лицо: первое-второе-третье), многочленные (падеж). Чем больше граммем в данной грамматической категории, тем сложнее отношения между ними, тем больше признаков в содержании каждой граммемы.

      Формообразовательные и классифицирующие. В формообразовательных категориях грамматические значения принадлежат различным формам одного и того же слова. Например, категория падежа. Каждое существительное имеет форму именительного, родительного и т.д. падежа: стол, стола, стол, столу, столом, о столе . В классифицирующих категориях грамматические значения принадлежат разным словам. Слово не может изменяться по классифицирующему признаку. Например, категория рода у существительных. Существительное не может изменяться по родам, все его формы принадлежат к одному и тому же роду: стол,стола, столу - мужской род; но кровать, кровати, кровать - женский род. Тем не менее, род существительного важен с точки зрения грамматики, так как от него зависят формы согласующихся прилагательных, местоимений, глаголов и пр.: большой стол, этот стол, стол стоял; но: кровать стояла, большая кровать.

      По характеру передаваемых значений

    Объективные (отражают реальные связи и отношения, существующие в действительности, например, число существительного)

    Субъективно-объективные (отражают угол зрения, под которым рассматривается действительность, например, залог глагола: рабочие строят дом - дом строится рабочими )

    Формальные (не отражают объективной действительности, указывают на связь между словами, например, род прилагательных или неодушевленных существительных)

5. Грамматические разряды слов

От грамматических категорий нужно отличать грамматические разряды слов. У грамматической категории обязательно имеется система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородным значением. У лексико-грамматического разряда такая система форм не прослеживается. Лексико-грамматические разряды делятся на семантико-грамматические и формальные.

    У семантико-грамматического разряда есть семантические особенности, отличающие его от других разрядов и влияющие на грамматические особенности слов этого разряда. Самые крупные из этих разрядов - части речи. Так, существительное имеет значение предметности и сочетается с прилагательным. Глагол имеет значение действия и сочетается с наречием. Внутри частей речи выделяются более мелкие группировки, например, среди существительных - одушевленные и неодушевленные, исчисляемые и неисчисляемые, конкретные и абстрактные.

    Формальные разряды различаются по способу образования грамматических форм входящих в них слов. Это группировки слов по типу спряжения (коньюгационные классы), по типу склонения (деклинационные классы). Между формальными разрядами в принципе отсутствуют отношения смыслового противопоставления: это параллельные способы выражения одних и тех же грамматических значений. Отнесение того или иного слова к одному из разрядов определяется традицией.

1 Что такое грамматическое значение? Поясните на примерах. Лексич-е знач. относится к самой реальности, а грам-е знач дополняет лексич-е знач. и выраж-т отношение к др. слову (согласование, примыкание). Напр. лекс. знач. «страна» - обознач. «государство», определенная территория, а грам-е знач-е слова «страна» - сущ, ж.р. ,ед.ч., и т.д. Грам-я форма - это яз-е средства, кот-е служат для выр-я грам-х значений. Эти средства - приставки, суффиксы и т.д. Напр. есть гл. делать - сделать, переделать. Грам-я категория - класс грам-х значений, объединенных однородностью грам-х значений: напр. сист. спряжений, категория времен в рус. яз. - настоящее, прошедшее, будущее, старое, предпрошедшее и др. Словоформы представитель какой-то конкретной грам-ой категории. Совокупность всех грам-х форм составляет парадигму. Грам-я форма имеет и внешний смысл (окончание в падеже, в гл. форме) и внутреннее - отношение к к-л. лицу, др. предмету. Одна форма может иметь несколько значений: Напр. дать кому-нибудь что-нибудь и кому-нибудь (объектное значение) стало холодно (субъектное). Иногда грам-е знач. накладывалось на смысловое и историч. слова теряли смысл: дуб - муж. рода, береза - ж.р.

2 Что такое части речи? Каковы принципы их классификации? Части речи - самые крупные грам-е классы слов, кот-е хар-ся 3 признаками: 1) единство обобщенного грам-го знач., оно абстраг-ся от лексич-го и обознач-т катерогии более общего порядка: предметность, процессуальность (глагол), качественность (прилагательное) 2) общность грам-х категорий и словоизменения. Общность определяется составом морфолог-х категорий, общность их организации, когда они выстраиваются в парадигму (спряжений, склонений)3) тождественность синтаксич-х функций. Т.е. они выступают в предложениях, словосочетаниях в общем виде (т.е. сущ. как правило -подлежащие, гл. - сказуемые и т.д.). 10 частей речи в современной грамматике, кот-е дел-ся на 2 группы - знаменательные (имена сущ-х, прил-х и числит-х, а также местоимение (только местоим.-сущ-е), глагол и наречие) и служебные (предлог, союз и частицы, а также междометие (служит для выр-я экспрессии, чувств)).

3 Назовите самостоятельные и служебные части речи . В современной грамматике 10 частей речи: одна группа - знаменательные / самостоятельные (сущ-е, прил-е, числ-е, местоим-е, глагол и наречие), другая - служебная (предл., союз, частицы и отдельно - междометие - их роль синтаксическая не определена.

4 Что такое модальные слова? Приведите примеры . Есть междометия вводные слова , подражания (дзин-дзин), побуждения, выражения чувств (ах, ну, ай, да)). Модальные слова они бывают побудительные, согласительные, благодарительные (очевидно, вероятно, разумеется, конечно). Функции вводных слов, а семантика — определение отношения к действительности, или дополнительная оценка.

5 Грамматические особенности существительных нарицательных и собственных . Сущ-е - часть речи, к-я обозначает предмет, называет св-ва, отвлченные от носителя и действия, отвлеченные от субъекта. Есть собственные и нарицательные сущ-е. Нариц-е - обобщенные явления. Собственные - индивидуальные. Обычно вторые употреб-ся в ед-ом числе (Киев, Афины). Собств-е имена могут переходить в нариц-е, и наоборот (Рыба - знак зодиака, и рыба).

6 Конкретные и облеченные сущ-е. Первые — конкретные сущ., когда предметы выступают в виде отдельных экземпляров или к-л. особей, они сочет-ся с конечными числительными и измен-ся по числам, согл-ся в роде, числе и падеже (дом, дома, три дома).

7 Грамматические особенности собирательных существительных. Собирательные - обозначает неопределенное множество предметов как одно неделимое целое: военщина, старье, зверье, родня, молодежь. Есть сложные переходные случаи. Напр., слова народ, группа, куча, коллектив не относятся к собир-ым, потому что они обозначают раздельные множества и грамматически имеют множественное число (народы, группы).

8 Вещественные сущ. — они обозначают однородную массу, к-ю можно взвесить, но не посчитать: мука, сера, соль, крупа и т.д. Они не измен-ся по числам (хотя по видам разл-ся: минеральные воды, масла благоуханные).

9 Есть единичные среди них — сингулятивы: роса - росинка,солома -соломинка. Есть абстрактные — они обозначают качества, свойства,действия (отвлеченные качества): чтение, гнев, горе, радость. Слова с отвлеченным значением не имеют мн.ч., хотя могут иметь и индивидуализацию, т.е. происходит обогащение смысла (инициатива (общая детельность) и инициативы (конкретные предложения)). Эти сущ. внешне не исчисляемы,но когда конкретные проявления этого качества, то можно употребить его во мн.ч. — красоты природы, выбрать из двух зол меньшее.

10 Одуш-е и неодуш-е сущ . К одуш-ым относятся назван. живых существ, мифологических животных (динозавр). К неодуш. относ. назван. растений (дуб, клен), собирательные одуш-е названия (люди, толпа-грамматически они ведут себя как неодуш-е), а также такие слова как «мертвец (я вижу мертвеца ), покойник», но я вижу труп_ (он раньше обозначал «мертвое, поваленное дерево»). Есть сложные моменты: играть в казаки -разбойники (слово ведет себя как неодуш-е, ибо «игра, которая называется казаки-разбойники»). Купить крокодила , но купить «Крокодил». Неодуш. чаще относятся к ср.р.

11 Категории грамматического рода . У неодуш. сущ. он определ-ся формально, по окончанию (дерево - ср.р. ,кедр. -(м.р.) сосна, пальма (ж.р.)). Бытовые названия — живот -(м.р.) , брюхо -ср.р., хотя одно и то же. К грамматич. роду относится обычно аббревиатура в соответствии с тем грам. родом, к-й лежит в основе стержневого рода. Но это не верно в общем: ВУЗ (высш. учеб. заведение) ,но ВУЗ не среднего рода, а м.р. МИД — ср.р., но для обывателей — м.р. Есть сущ. общего рода — относ-ся и к м.р. и к ж.р.: плакса, староста, лектор. Немаркированные сущ. — читатель, студент, т.е. вообще эти классы людей. «студент сейчас невоспитан».

12 Категория числа . Есть единственное число, множественное и двойственное: глаз, глазы (мн.ч.), глаза (двойственное), четыре стола (двойственное), но пять столов (мн.ч.). Слова с отвлеченным значением не имеют мн.ч., хотя могут иметь и индивидуализацию, т.е. происходит обогащение смысла (инициатива (общая детельность) и инициативы (конкретные предложения)). Радость, глупость, пошлость и т.д. Эти сущ. внешне не исчисляемы,но когда конкретные проявления этого качества, то можно употребить его во мн.ч. — красоты природы, выбрать из двух зол меньшее, говорить гадости. При этом меняется смысл — клоки (клок снега, ваты), клочья — мелкие кусочки. Формы с ударным окончанием мн.ч. на «а», стали распространяться еще до времен Пушкина (раньше, напр. - домы, но сохранились формы годы, года с разн. смыслом).

13 Категории падежа . Падеж - («падение») - «не прямое значение». Исторически до 10 падежей. В Р.П. есть еще родительный «части» - выпить стакан чаю. В Предлож. П. есть изъяснительное значение - говорить о чае, о деле. Сейчас их 6. В.П. переходит в Р.П. при отрицании («не давай ему руки»). В.П. употреб-ся тогда когда говорится об определенном предмете (не забудь чемодан).

15 Стакан чая — мера вещества (т.е. не жидкость, сухая заварка, насыпанная в стакан). Стакан чаю — жидкость, к-ю мы пьем.

16. На краю / на крае . «На краю» (более разг. форма) носит оттенок конкретности (стоять на краю бездны(предметность)). «На крае» — более лит. форма, носит более обобщенный характер (в значение «на окраине») (записать на крае (крешке) доски - т.е. в самом уголке).

17 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных . Прил-е - часть речи, к-я выр-т не процессуальный признак предмета. Выдел-т 3 разряда прил-х: 1) качественные - непосредственно обозначает кач-во, св-во предметов (белый, красный). Они могут употребляться как в краткой, так и в полной форме. 2) относительные - через отношение к др. предметам (стеклянный - сделанный из стекла). 3) притяжательные — отношение собственности, принадлежности (отцовский портфель).

18 Степени сравнения прилагательных . Прил. могут измен-ся по степеням сравнения (тупой - еще тупее), но не все (слепой - нет «слепее»). Кроме сравнительной степени (более низкий), есть еще и превосходная (самый тупой). Элятив — превосх-я степень с оттенком подобострастия, глубок. уважения: в самые кратчайшие сроки.

19 Разряды имен числительных . Числительное обозначает число и выражает определ. количество однородных предметов. Есть 1)количественные - это количественный определитель почти всех сущ-х, к-е можно подвергнуть счету.(один, два, три). Они дел-ся на простые (два, три, тысяча), производные (пятнадцать, четыреста - образ-ся с пом. суф. или состоят из 2-х основ) и составные - в два и более слова (четыреста тридцать пять) 2) собирательные (двое (пара), трое, четверо). У них также нет рода и числа. 3) дробные числительные - обозначают, числит. в дробных единицах. (три и две десятых). По структуре они составные. Могут быть ж.р. (одна шестая).

20 Склонение дробных числительных . При склонении измен-ся все составляющие их слова (двадцать две сотых - двадцати двух сотых). Особняком стоит слово «полтора, полторы». Полтора часа, но полторы дыни, искл. полторы (с уд. на первый слог) суток. Варианты: с тысячей рублей (счетные сущ-е), с тысячью рублей (вытесняет др. формы), с тысячью рублями (это чистое числит.)

21 Склонение числительных на =десять . Ну, это потипу пятьдесят, шестьдесят — сами просклоняйте.

22 Склонение числительных 40, 90, 100 . Они имеют только две падежных формы. Девяносто - стоит обособленно. В И.П. девяносто , а во всех косвенных — девяноста, сорока , ста. Сто книг—с двумяста ми книгами, нет трехсот_ книг, т.е. может склоняться либо одна часть слова, либо обе.

24 Собирательные числительные, их грамматические особенности . С морфол. т.з числительные не имеют ни рода, ни числа. Употреб. с сущ. м.р. (пятеро мужчин), со словами «дети ребята, люди, лица», с названием детенышей животных (четверо медвежат), с сущ., к-е имеют форму только мн.ч. (двое саней), с парными сущ. (четверо чулок, но лучше две пары чулок) Собир. числ. не употреб. с сущ. ж.р. (нельзя сказать трое портних, четверо дворничих, четверо преподавательниц), с сущ. к-е обозначают назван. животных (нельзя двое тигров), с сущ., наз-ми лиц высок. обществ. положения (министр).

26 Разряды местоимений. Есть 3 разряда: 1) местоимение-сущ-е. 2) мест-е-прилагательные 3) мест-я-числительные. В первый разряд входят слова «я, ты, вы, кто, что, это, кто-нибудь, кто-то…». В предл. они либо дополнение, либо подлежащее. Второй разряд -«мой, твой, ваш, этот, какой-нибудь». В предл. либо именная часть сказуем., либо определен. В третьем разряде: «сколько, столько, несколько, нисколько, несколько». Гл. функция мест. — замена в речи семантически самостоятельных слов.

27 Морфологические категории глагола . Время, лицо, число, залог, наклонение, вид, род — грам. категории глагола. Многие формы глагола не способны выразить все эти 7 форм (достроить). Надо не забывать о инфинитиве — в нем глагол отражает вид и залог.

31 Времена глагола. Синонимия времен . СВ — употребление одного времени в другом: историч. С.: «Прихожу я вчера и вижу» (время-то настоящее). Так все могут меняться: настоящее вместо будущего, прошедшее вместо будущ. («Так я тебе и поверил!») и т.д.

37 Наречие, его грамматические особенности . Н. - часть речи, к-я передает качество или обстоятельство других качеств или действий. Есть качественные Н. (от качественных прилагательных) (говорить красно), причастные Н. (вопрошающе взглянул), Н. как функц. прил-х (человек так себе). Н. на «о» и «е» стали образовываться активно в кон. XIX века, они не измен-ся (заочно, досрочно). У Н. есть субъективные оценки (давненько, хорошенько). Есть сравнительные степень (вольнее, ярче) Н. и превосходная (покорнейше просить, нижайше кланяться). Есть эмоциональное выражение степени (малиночка, ранешенько, преглупо, чрезвычайно). Есть переходные Н. (по-хорошему, зачастую, вслепо) это качественно-обстоятельственные оттенки. Н. могут относ-ся к прил., прич., к самому Н.

38 Слова категории состояния . Это состояние чего-то, что не подпадает ни под какую часть речи. Ex . Выражение его лица страшно(кр. прил.). Ему это было страшно (Наречие, к-е относится к наречию же) интересно. Ему стало страшно (описание состояния — это и есть слова категории состояния).: скучно , надо, нельзя, должно, можно, жаль — они употреб. в функц. только сказуемого (я скучаю ). К словам категории состояния могут относится сущ., местоимения, наречия времени, места, количества, может быть инфинитив.

39 Словосочетания, их разряды . Виды словосочетаний — субстантивные (сущ. - стержневое слово), глагольные (предиктивные). Главное — какое слово стержневое. Словосочет. дел-ся по структуре на: 1) простые (новый дом, отдать книгу) 2) сложные (неудержимое желание странствовать) 3) комбинированные — т.е. те, к-е состоят из нескольких стержневых слов, словосочетаний, а те находятся в состоянии примыкания, подчинения друг другу (увлеченно читать интересную книгу).

40 Предложения, их разряды . Разряды предл. — простое, сложн., сложносочиненные, починенные, сложноподчиненные, сложнобессоюзные, вводные предл., прям. речь и др.

41 Что такое предикативность . Это соотнесенность высказывания с действительностью.

42 Сочинение как синтаксическая связь . Соч-е как синтакс-я связь — сочинительная связь меж равноправными элементами. Это предложение, в котором ни один элемент не может быть компонентом другого.

43 Подчинение как синтаксическая связь . Это связь меж взаимоподчиненными по смыслу элементами предложений.

44 Согласование, его грамматические особенности . Соглас-е — вид подчинительной связи, к-я выр-ся уподоблением зависимого слова форме господствующего.

45 Управление, его грамматические особенности . У. — один из видов подчинительной связи. Он может быть прямым или через предлоги. Есть варианты — поражаться чем-либо (восхищаться) и поражаться чему-либо (удивиться). Явление «управление» по своему происхождению семантико-грамматическое, а значит важен смысл. Есть разг. формы: отзыв о чем-либо (лит.), отзыв на что-л. (устар.).

46 Примыкание, его грамматические особенности . П. — это подчинительная связь, при к-й в роль зависимого слова выступают слова неизменяемые (нареч., прилагательные, инфинитив, деепричастие).

49 Сложное синтаксическое целое . Это такая разновидность текста, в к-ом высказывание строиться на матерьяле последовательно выстроенных сложных предложений и сложных синтаксических конструкций. ССЦ — это такое единство сложных предложений, к-е построены по принципу последовательности.

50 Текст, особенности и свойства . Текст — это оформленное письменно или устно высказывание, к-е хар-ся внутренней связанностью и завершенностью. Его обязательные признаки — 1) завершенность 2) связанность.

51 Что такое дискурс ? Дискурс — «движение туда и сюда» — связанный текст в совокупности с экстралингвистическими (внеязыковыми) факторами, т.е. к-е выходят за рамки контекста. Др. словами — это речь, погруженная в жизнь (репортаж, живая беседа). Дискурс дел-ся на 1) фреймы - к.-л. типичные ситуации, сценки; это структура данных, составляющих знания человека о мире 2) сценарии - показывают как фреймы развиваются в к.-л. ситуации. Основные функции — убеждение и эмоциональное воздействие. Дискурс не текст, он не может применяться к древности. Рема - высказывание, глагол, говорение.

  1. Грамматические значения

В любом знаменательном слове совмещаются лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение выступает как добавочное к лексическому и выражает различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и.т.д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, страна имеет значение женского рода, именительного падежа, единственного числа; глагол читал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, несовершенного вида.

Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются формой слова.

Грамматическое значение в слове может выражаться также с помощью других слов, с которыми данное слово связано в предложении.

Под термином «грамматические категории» понимается совокупность однородных грамматических значений. Значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени - в категорию времени. Грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному. Окно : категория рода от значения среднего рода. Читай : категория наклонения от глагольной формы, выражающей грамматическое значение повелительного наклонения.

При выявлении грамматической формы имеются в виду языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Беру : окончание -у указывает на 1-ое лицо, единственное число, настоящее время, изъявительное наклонение.

Грамматическая форма представляет собой соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве.

2. Части речи. Принципы их классификации. Самостоятельные и служебные ч.р. Модальные слова

Частями речи называются основные лексико-грамматические разряды (классы), по которым распределяются слова языка исходя из признаков: 1) семантического (обобщенное значение предмета, действия ли состояния, качества и.т.д.); 2) морфологического (морфологические категории слова); 3) синтаксического (синтаксические функции слова).

Части речи - самостоятельные (знаменательные) и служебные.

В особые группы входят модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Самостоятельные (знаменательные) части речи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов. Самостоятельные части речи - 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния.

Служебные части речи лишены номинативной (назывной) функции. Они проявляются в отношениях и связях между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также при передаче смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с.т.з. их отношения к объективной действительности.

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (Ох! Чу! Фу! Увы!) и волеизъявлений (Вон! Стоп! Тс!).

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и.т.д.: кря-кря, му-у, дин-дин и.т.д.

3. Грамматические особенности существительных нарицательных и собственных

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся на нарицательные и собственные.

Нарицательные существительные служат наименованиями однородных предметов, действий или состояний: человек, мать, остров, река, книга, праздник, радость, горе, сон, езда.

Семантически они противостоят именам существительным собственным , которые являются названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, названия исторических эпох и событий, народных движений, знаменательных дат и др.: Иван, Елена, Петров, Владимиров, Европа, Двина, Рязань, «Война и Мир», Марс, Земля, эпоха Возрождения, Великая Отечественная война, День Победы.

Формально-грамматическая особенность собственных существительных - наличие у них только формы единственного числа. Появление множественного числа связано с употреблением слова в другом значении, поэтому форма множественного числа в этом случае не является соотносительной по значению с формой единственного числа.

Собственные имена существительные употребляются в форме множественного числа: 1)при обозначении разных лиц и предметов, одинаково называющихся (двое Ивановых, обе Америки); 2)при обозначении лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Карамазовы, господа Головлевы). При обозначении типа людей, свойств их характера имена собственные могут перейти в разряд имен нарицательных: маниловы, чичиковы, хлестаковы.

4. Грамматические особенности существительных конкретных и абстрактных

Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся на конкретные и абстрактные (отвлеченные).

Конкретные существительные употребляются для названия определенных предметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потому подвергающихся счету: книга, школа, дом, девочка.

Отвлеченные (абстрактные) существительные называют действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя праздника. Такие имена не образуют соотносительных форм числа и не сочетаются с количественными числительными: изучение, возникновение, отправление, белизна, ненависть, эгоизм, лиризм, выборы, каникулы. Однако некоторые отвлеченные существительные, приобретая конкретное значение, употребляются во множественном числе: зимние холода, разные судьбы, семь бед - один ответ, южные широты, различные температуры.

5 . Грамматические особенности собирательных существительных

Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся в том числе и на собирательные.

Собирательные существительные формой единственного числа обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов как одно неделимое целое. Они не определяются количественными числительными, но обладают особыми словообразовательными суффиксами: -в(а), -ств(о), -еств(о), -ур(а), -ат: листва, детвора, студенчество, учительство, профессура, пролетариат.

6 . Грамматические особенности вещественных существительных

Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся в том числе и на вещественные.

Вещественные существительные обозначают однородную по своему составу массу, вещество (жидкости, металлы, химические элементы и соединения, пищевые продукты, сельскохозяйственные культуры и.т.д.): вода, свинец, амидопирин, кислород, сахар, сыр, мясо, рожь, хлопок. Они имеют форму только одного числа (или ед.ч. или мн.ч.): молоко, азот; сливки, дрожжи. Они не сочетаются с количественными числительными, но, как слова, обозначающие измеряемое вещество, могут сочетаться со словами меры: килограмм муки, гектар пшеницы, литр молока, много воды. При этом вещественные существительные употребляются в форме родительного падежа единственного числа в отличие от существительных невещественных, которые в таких случаях имеют форму множественного числа. У ряда существительных мужского рода имеются две формы родительного падежа: сахара - сахару, чая - чаю, снега - снегу.

7 . Грамматические особенности единичных существительных

Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся в том числе и на единичные.

Единичные существительные (сингулятивы) называют единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов: горошина (горох), жемчужина (жемчуг), тесина (тес), снежинка (снег), крестьянин (крестьянство), профессор (профессура). В отдельных случаях сингулятивы образуются аналитически: головка лука, кочан капусты.

8. Грамматические особенности одушевленных и неодушевленных существительных

Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении и.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.

В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических признаков имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

Одушевленность-неодушевленность имен существительных лексически проявляется в том, что существительные одушевленные обозначают преимущественно живых существ (людей и животных), а неодушевленные - предметы и явления реальной действительности, не причисляемые к живой природе. Грамматически категория одушевленности - неодушевленности проявляется при склонении существительных: форма винительного падежа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, форма же винительного падежа неодушевленных существительных - с формой именительного падежа: студент - одушевленное имя (в.п. = р.п. студента), стол (в.п. = р.п. стол).

Категория одушевленности охватывает главным образом существительные мужского и женского рода. У существительных мужского рода, кроме сущ. на -а, -я, она проявляется в обоих числах (в.п. = р.п. студента, студентов). У существительных женского и мужского родов на -а, -я - только во множественном числе (в.п. = р.п. студенток, юношей, судей).

К одушевленным существительным среднего рода относятся: 1)существительные с суффиксами -ищ-(е), -овищ-(е), -лищ-(е): чудище, чудовище, страшилище; 2)некоторые субстантивировнные прилагательные и причастия: животное, насекомое, млекопитающее; 3)существительные дитя, лицо (в значении человек), существо (в значении живой организм).

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевленности - неодушевленности (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер): рассматривать инфузорий и инфузории; убивать бактерий и бактерии; создать яркие образы, особые характеры.

Лексико-грамматическая категория рода присуща всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во мн.ч.). она является синтаксически-независимой: род имени существительного определяет родовую форму согласуемых слов (большой дом). Существительные разных родов различаются парадигмой склонения (дом - дома, дому), словообразовательной структурой (брат - братья, учитель - учительница), некоторыми лексико-семантическими особенностями (Тбилиси, леди). У неодушевленных существительных род является чисто формальным, у одушевленных - не только формальный, но и знаменательный, т.к. связан с различением названий лиц и животных мужского и женского пола. Категория рода отчетливо отображается только в формах ед.ч.

Мужской род - это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней существ мужского пола: стол, край, домище, юноша.

Женский род - это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней названий существ женского пола: страна, Москва, неделя, вишня, радость, горошина, дочь, сестра. К женскому роду относятся существительные, имеющие в и.п. ед.ч. окончания -а, (-я): книга, земля.

Значение общего рода может быть соотнесено как с лицом мужского, так и с лицом женского пола: сирота, неряха, умница, Саша, визави, протеже, инкогнито.

Средний род - это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения и значением неодушевленности (за единичными исключениями): село, ружье, дитя, насекомое, чудовище.

Категория числа имен существительных - лексико-грамматическая словоизменительная категория, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа: студент - студенты, учитель - учителя.

Форма числа, обозначающая один предмет в ряду однородных предметов, является формой единственного числа: стол, тетрадь, учебник. Форма числа, обозначающая неопределенное множество однородных предметов, является формой множественного числа: столы, тетради, учебники.

Единственное и множественное число различаются средствами выражения:

1) наличием различных окончаний: книга - книги, дом - дома.

2) изменением окончания в сочетании с переменой места ударения: стена - стены, окно - окна.

3) усечением, наращением или чередованием суффиксов в основе: крестьянин - крестьяне, лист - листья, жеребенок - жеребята.

4) использованием супплетивных форм: человек - люди, ребенок - дети.

Ряд существительных не имеет соотносительных форм единственного и множественного числа.

К существительным, имеющим только формы единственного числа, относятся:

1) отвлеченные существительные (смелость, храбрость, грусть, языкознание)

2) собирательные существительные (листва, студенчество)

3) ряд вещественных сущ-ных (серебро, водород, малина, молоко)

4) имена собственные (Москва, Дон, Урал)

Существительными, имеющими только формы множественного числа, являются:

1) некоторые отвлеченные существительные (каникулы, проводы, сумерки)

2) ряд вещественных существительных (сливки, щи, духи, сласти)

3) отдельные имена собственные (Чебоксары, Курилы, Пиренеи)

4) названия некоторых игр (шахматы, шашки, жмурки, прятки)

5) конкретные существительные, обозначающие предметы, состоящие из нескольких частей или парных предметов (ножницы, ворота, часы, грабли, перила).

Имена существительные вещественные в форме множественного числа употребляются для наименования различных сортов и видов вещества (высококачественные стали, благородные вина, территориальные воды), изделий из данного материала, они могут указывать на большое количество вещества, обширное пространство (пески пустыни, бесконечные снега). Имена собственные употребляются в форме множественного числа и при обозначении типа людей (кабанихи, чичиковы), а также членов одной семьи (семья Артамоновых).

Падеж - словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, которая системой противопоставленных друг другу падежных форм выражает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям и признакам. Отношения, создаваемые с помощью падежей, проявляются на уровне словосочетания и предложения. В современном русском языке 6 падежей, однако количество передаваемых ими значений гораздо больше количества падежных форм.

Значения, выражаемые падежами, делятся на 4 основные группы: субъективные, объективные, определительные и обстоятельные.

Именительный падеж - независимая падежная форма. Она не употрепбляется с предлогами. Значения: 1)Субъектное (мальчик читает); 2)Объектное (Лекция записывается студентами); 3)Определительное (он был крестьянин).

Косвенные падежи по своему употреблению делятся на приглагольные и приименные: читать книгу (приглагольный в.п.); чтение книги (приименный родительный падеж). В.П. бывает только приглагольным.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение (смотри Грамматическая форма). В области морфологии это общие значения слов как частей речи (например, значение предметности у существительных, процессуальное у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий (смотри Грамматическая категория) (например, значения того или иного времени, лица, числа, рода). В области синтаксиса это значение предикативности (свойственная предложению отнесённость сообщаемого в тот или иной временной и объективно-модальный план), а также разнообразные отношения компонентов словосочетаний и предложений как абстрактных грамматических образцов (в отвлечении от их лексического наполнения): значения семантичного субъекта, того или иного обстоятельственного квалификатора (локальное, темпоральное, причинное, целевое и тому подобное); формализованные в определённых языковых средствах компоненты тематико-рематической структуры предложения (смотри Актуальное членение предложения); выраженные союзной связью отношения частей сложного предложения. К грамматическим значениям могут быть отнесены и словообразовательные значения как обобщённые значения, выраженные внутрисловными средствами у части мотивированных слов той или иной части речи. Это значения мутационные (например, носителя признака, производителя действия), транспозиционные (например, опредмеченного действия или признака), модификационные (например, градационные - указывающие на ту или иную степень проявления признака). Грамматические значения противопоставлены лексическим значениям, лишённым регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеющим абстрагированный характер, но тесно связаны с ними, иногда ограничены в своём проявлении определёнными лексическими группами слов.

В системе грамматических значений объективируются (через ступень понятий) знания о предметах и явлениях действительности, их связях и отношениях: так, понятие действия (в широком смысле - как процессуального признака) абстрагированно выявляется в общем значении глагола и в системе более частных категориальных значений, присущих глаголу (время, вид, залог и др.); понятие количества - в грамматическом значении числа (категория числа, имя числительное как особая часть речи и др.); различного отношения предметов к другим предметам, действиям, свойствам - в системе грамматических значений, выражаемых падежными формами и предлогами.

Лит.: Исследования по общей теории грамматики. М., 1968; Инвариантные синтаксические значения и структура предложения. М., 1969; Принципы и методы семантических исследований. М., 1976; Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978; он же. Теория значения в системе функциональной грамматики. М., 2002; Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981; Маслов Ю. С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987; Wierzbicka А. The semantics of grammar. Amst., 1988; Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира: (На материале русской грамматики). М., 1997; Мельчук И. А. Курс общей морфологии. М., 1998. Т. 2. Ч. 2.

Лексическим значением, то есть внутренним смыслом, обладают не все слова, а только те, которые могут выражать понятия. Такие слова называются полнозначными или самостоятельными. С грамматической точки зрения к ним относятся: существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения.

Служебные же слова, модальные слова и междометия понятий не обозначают, и они не связаны с предметами реальной действительности. У этих слов особые значения: они выражают найти отношения и чувства к чему-либо: безусловно, к счастью и т. д. В основе лексического значения, которым обладают только пол-нозначные слова, лежит понятие, но равенства между лексическим значением и понятием нет. Понятие - это копия предмета реальной действительности в нашем мышлении. Понятие в слове всегда одно, а значений может быть несколько. Например, у понятия зеленый могут быть следующие значения:

Зеленый карандаш (цветовая характеристика);
Зеленый плод (степень вызревания, сравнить: спелый плод);
Зеленое лицо (характеристика нездоровья, степени усталости);
Зеленый возраст (степень социальной зрелости).

Только в том случае, если слово является термином, понятие совпадает со значением. Например: суффикс, корень, фонема и т.д. Главная разница между понятием и значением в том, что понятие- это копия, точное обозначение, а в значение всегда входит эмоционально-экспрессивная окраска (модальность). Например: слово солнышко - здесь есть уменьшительно-ласкательный оттенок; слово бабка - носит пренебрежительный оттенок. В понятии этих оттенков быть не может (сравнить: употребление слов морфемочка, фонемочка неграмотно).

В любом слове существует еще и грамматическое значение. Грамматические значения дополняют лексические значения и отражают принадлежность слова к определенной грамматической категории. Грамматическими категориями являются значения рода, числа, падежа, склонения, залога, вида и т.д. Грамматические значения помогают классифицировать лексику русского языка. Например, между словами самолет, школа, ходьба нет ничего общего с точки зрения лексического значения, то есть содержания, но грамматические значения у них одинаковы и позволяют отнести их к существительным в форме единственного числа, именительного падежа.

Ни одно слово в русском языке не остается без грамматического значения. Лексические значения во всех языках образуются совершенно одинаково (предмет -> понятие -> звуковая оболочка -> название). Грамматические же значения образуются по-разному в разных языках. Вот почему в русском языке 6 падежей, в немецком языке - 4 падежа, а во французском и английском языках их вообще не существует. Носителем лексического значения является основа слова. Например: высокий, высота. Грамматическое же значение выражается с помощью окончаний, суффиксов, приставок, ударений, вспомогательных слов. Например, в слове сторона окончание -а показывает, что это существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, 1 склонения. При изменении лексического значения изменяется и грамматическое значение слова. Это особенно заметно при переходе одних частей речи в другие (верхом, кругом, столовая - эти слова имеют сейчас другие грамматические значения, чем прежде).

Таким образом, слово, представляющее из себя единство формы и содержания, то есть единство звуковой оболочки и смысла, тем самым представляет собой единство лексического и грамматического значений. Каждое слово, называя тот или иной предмет или явление, всегда сообщает. Например: Сорви мне этот цветок. Слово цветок выполняет в этом предложении две функции: оно обозначает конкретный предмет, который нужен мне в данную минуту, и оно обозначает предмет вообще, то есть предмет с какими-то определенными признаками, благодаря которым человек узнает его среди Других предметов. Таким образом, каждое слово выполняет в языке две функции.