Биографии Характеристики Анализ

Какое образование после техникума беларусь. Великое Княжество литовское

В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.

Среднее специальное образование

К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.

Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.

В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (www.minedu.unibel.by).

В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Руководство системой образования в Беларуси осуществляют республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Ответственность за состояние и развитие системы образования в государстве несет Министерство образования.

В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты . Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.

Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.

5)Основные принципы системы образования РБ

Статья.14 Основные принципы государственной политики в сфере образования Республики Беларусь сформулированы в Законе Республики Беларусь ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.
Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:

· развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся

· доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования

· бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального (среднего специального), высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования

· непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней

· частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения

В соответствии со ст. 14 Закона ”Об образовании в Республике Беларусь“ все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:

1. Дошкольное образование

2. Общее среднее образование

3. Внешкольные формы образования

4. Профессионально-техническое образование

5. Среднее специальное образование

6. Высшее образование

7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров

8. Повышение квалификации и переподготовку кадров

9. Самостоятельное образование граждан

Вопросы для самопроверки

1)Что включает в себя система образования РБ?

2)Поясните компоненты системы образования?

3)Дайте краткую характеристику структуры системы образования РБ?

4)Назовите формы образования?

5) Перечислить принципы государственной политики в сфере образования?

Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.

Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира.


Каждый третий житель республики учится.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

государственно-общественный характер управления;

обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся.

На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

В 1991–2011 гг. национальная система образования развивалась и развивается в соответствии с Программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., 2006–2010гг. и 2011-2015 гг., а также принятой в 2004 г. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). НСУР-2020 – программный документ, определяющий перспективные направления и прогнозные показатели развития страны с учетом достигнутых результатов и глобальных тенденций мирового развития. В НСУР-2020 главное внимание уделено реализации «Повестки дня на XXI век», определенной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (сентябрь, 2000 г.), Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь, 2002 г.), других международных соглашений.

Республика Беларусь располагает эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).

Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.

Существенно обновлена материальная база: осуществлено строительство почти 300 новых объектов образования, капитально отремонтировано 1/3 учреждений образования от общей их численности. Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе стали не просто доступными, но и привычными.

Создана национальная система учебного книгоиздания. С 2006 по 2010 гг. на издание учебников и учебных пособий только для общеобразовательных учреждений из государственного бюджета было выделено 96,2 млрд. рублей ($35 млн.), издано 843 наименования учебников и учебных пособий, 192 наименования учебно-методических пособий.

Функционирование и развитие системы образования Республики Беларусь

Дошкольное образование

Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Достигнутый уровень охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких среди стран СНГ (71,4%), при этом охват детей от 3 до 6 лет еще более высокий – 93,3 %, в том числе в сельской местности – 68,7 %. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

Доступность дошкольного образования сохраняется за счет развития многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрения новых форм организации дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.

В настоящее время в республике функционируют 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), 87 санаторных учреждений дошкольного образования (в 2006 г. – 59), 981 детский сад – школа (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111). Созданы условия для предоставления качественных образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития: работают 376 групп интегрированного воспитания и обучения (в 2006 г. – 173).

Процесс воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обеспечивают 51,4 тыс. педагогов (в 2006 г. – 50,4 тыс.). Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного уровня: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности

С целью дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.

Общее среднее образование

Общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень - начальное образование (I – IV классы);

II ступень - базовое образование (V – IX классы);

III ступень - среднее образование (X – XI классы, в вечерних
школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

В 2011 году в республике функционируют 3 516 общеобразовательных учреждений. В сельских населенных пунктах – 2 265 (64,4%); городских – 1 251 (35,6%). В общеобразовательных учреждениях обучаются 940 360 учащихся. В сельских населенных пунктах – 220 158 учащихся (23,4%), городских – 720 202 учащихся (76,6%).

В соответствии с демографической ситуацией и потребностью регионов осуществляется оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические факторы региона.

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский.

Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%). Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).

Уровень образования, его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокий. В копилке международных наград белорусских школьников, завоеванных за последних пять лет, 123 медали, из них 15 золотых и 48 серебряных.

Специальное образование

Специальное образование - обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.

Определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и принятым в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» государство не только признает, но и гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и состоянием здоровья. Обновлено содержание специального образования. Принят образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)», и предметные стандарты, создан банк данных детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, в котором содержатся сведения о 127 тысяч детей.

В 143 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7 тыс. детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Более 1 тыс. детей с особенностями психофизического развития охвачены ранней комплексной медико-педагогической помощью.

В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах по месту жительства детей открыты группы и классы интегрированного обучения, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи. В систему общего среднего образования интегрировано 62%% от общего количества детей с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование. С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями психофизического развития с 2005 г. учреждения образования осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение на протяжении двух лет после окончания учебного заведения.

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

В настоящее время в стране функционируют 211 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 75 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий.

В системе профессионально-технического образования реализуется уже третья по счету утвержденная Правительством государственная программа, обеспечивающая комплексное решение вопросов подготовки кадров, укрепление материальной базы учреждений образования.

В целях обеспечения потребности наукоемких, высокотехнологичных производств в квалифицированных кадрах рабочих в 2012 году подготовлено 21,3 тыс. человек (43,0% от общего выпуска) с повышенным (4 и выше разряд) уровнем квалификации. 97,8% выпускников направлены на работу в организации.

Система профтехобразования своевременно реагирует на структурные изменения в протребности кадров. Это происходит за счет тесных связей с организациями-заказчиками, прижде всего, за счет договорной системы подготовки, а также за счет формирования заказа государственными органами управления на подготовку рабочих на пятилетний период. Этот заказ, а также другие важные показатели отражены в Государственной программе развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы. В настоящее время более 90,0% молодых рабочих в системе профтехобразования подготавливается по договорам.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием.

В отраслях экономики и социальной сферы занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным образованием (23% от общего количества работающего населения).

В настоящее время в республике действуют 121 учреждение среднего специального образования государственной формы собственности и 11 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 167,6 тыс. человек.

За 2006-2010 гг. для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 216 тыс. специалистов со средним специальным образованием.

В рамках Государственной программы развития среднего специального образования создана система прогнозирования потребности отраслей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах, определен порядок формирования заказа на подготовку кадров с ответственностью отраслей и регионов, разработаны образовательные стандарты по всем специальностям, оптимизирована структура подготовки кадров, повысилась адресность подготовки, улучшились показатели трудоустройства выпускников.

Высшее образование

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование включает две ступени:

Первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре;

Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.

В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования. Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 438 специальностей высшего образования первой ступени, 192 специальности второй ступени высшего образования. За 2006-2010 гг. для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 302,2 тыс. специалистов с высшим образованием. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения.

За последние пять лет контингент студентов увеличился с 396,4 тыс. человек (2006 г.) до 442,9 тыс. человек (2010 г.), или 467 студентов на 10 тыс. граждан. Соотношение преподавательского состава и студентов при организации образовательного процесса – 1:10.

Важное направление сотрудничества вузов с заказчиками - создание на предприятиях с высокотехнологичным производством учебно-научно-производственных комплексов и филиалов кафедр вузов. Лидерами в создании таких структур на производстве являются ведущие вузы. Так, Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники на профильных предприятиях открыто 17 филиалов кафедр университета, в том числе на НПО «Интеграл», Белорусский национальный технический университет в проектных организациях и на производстве создал 56 филиалов кафедр.

В целях обеспечения повышения качества образования, усиления контроля на всех этапах подготовки рабочих (служащих), специалистов ведется работа по созданию систем управления качеством образования на основе международного стандарта ИСО 9001.

За успехи в подготовке кадров высшей квалификации учреждениям образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» и «Белорусский государственный технологический университет» в 2010 году присужден Почетный государственный флаг Республики Беларусь.

Послевузовское образование

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований.

Послевузовское образование подразделяется на две ступени:

аспирантура (адъюнктура) – первая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук;

докторантура – вторая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук.

На 1 января 2011 г. в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру), обучались 4 725 человек, в т.ч. 2730 (57,8%) – на дневной форме, 1995 (42,2%) – на заочной форме. В 37 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, обучались 98 докторантов.

Отраслевая структура аспирантуры: общественные и гуманитарные науки – 46,5%, технические – 18,7%, естественные – 14,1%, медицинские – 10%, сельскохозяйственные науки – 4,6%.

Отраслевая структура докторантуры: общественные и гуманитарные науки – 42,8%, технические – 17,3%, естественные – 17,3%, медицинские – 13,2%, сельскохозяйственные науки – 4,1%..

К 2015 г. планируется увеличение приема докторантов на 86,1%, причем более 60% приема будет осуществляться в сфере высокотехнологичных дисциплин.

Научно-исследовательская деятельность

Ядро научно-технического потенциала Беларуси составляют коллективы государственных научных организаций различной отраслевой и ведомственной принадлежности, а также учреждений системы высшего образования.

За последние 5 лет вклад вузовской науки в развитие экономики страны стал более значительным. В 2010 г. вузами Министерства образования Республики Беларусь выполнялись 735 (42%) из 1766 заданий 39 государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований. В более чем в половине из них (54%) вузы были головными организациями-исполнителями.

Университеты сотрудничают с более чем 300 предприятиями республики. Сформирован и ежегодно обновляется перечень проблем и задач технологического и экономического характера промышленных предприятий (т.н. «Задачник от промышленности»).

Эффективным направлением развития инновационной деятельности в университетах страны является создание бизнес-структур (технопарков, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов). В настоящее время в системе Министерства образования функционируют 7 технопарков, 2 инновационных центра, 9 центров трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок и региональные маркетинговые центры.

Вклад вузовской науки в развитие инновационной экономики страны подтверждается фактом роста объемов средств, полученных от реализации научно-технической продукции на внешних рынках. В 2010 г. объемы превысили $5 млн, рост к 2009 г. – 16%, а к уровню 2005 г. – более чем в 2 раза. Экспорт научно-технической продукции осуществлялся более чем в 30 стран зарубежья.

Белорусские университеты поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 58-ми стран мира в рамках более 700 договоров.

В рамках создания и развития инновационной инфраструктуры в 2010 году созданы научно-технологические парки при Витебском технологическом и Полоцком государственном университетах, центр трансфера технологий при Международном государственном экологическом университете им. А.Д.Сахарова, совместные белорусско-китайский инновационный центр в г. Харбине и белорусско-китайский технопарк в г. Чаньчуне.

В перспективе, наряду с опережающей подготовкой кадров, готовых к инновационной деятельности, университеты должны стать центрами научно-инновационной деятельности, обеспечить интеграцию высшего образования, науки и производства, создание и развитие инновационной инфраструктуры для внедрения и экспорта собственных научно-технических разработок.

Дополнительное образование детей и учащейся молодежи, воспитательная и социальная работа

Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

В учреждениях внешкольного воспитания и обучения функционирует разветвленная сеть объединений по интересам (кружки, секции, студии), основными направлениями деятельности которых являются: развитие природных способностей обучающихся, углубление знаний и развитие познавательных интересов, культивирование здорового образа жизни, физическая культура и спорт.

В учреждениях образования созданы условия для сочетания учебы и занятий различными видами спорта. В системе образования насчитывается 134 специализированных учебно-спортивных учреждения, в которых занимается почти 70 тыс. человек (5,6% от общего числа обучающихся), созданы специализированные по спорту классы.

Проводится системная работа по оздоровлению и санаторно-курортному лечению детей и учащейся молодежи. Особая забота государства – дети, пострадавшие от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ежегодно дети этой категории обеспечиваются санаторно-курортным лечением и оздоровлением за счет средств республиканского бюджета.

В стране создан механизм, позволяющий в должной мере обеспечивать охрану детства, защиту детей от ненадлежащих условий жизни и воспитания.

Проводится активная работа по расширению семейных форм устройства детей на воспитание, в результате которой количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, сократилось на 60%. На 30% (с 74 в 2005 г. до 52 в 2010 г.) сократилось количество интернатных учреждений

Социальную помощь детям и семьям, реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и признанных нуждающимися в государственной защите, оказывают 142 социально-педагогических учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты).

Системно реализуется государственная молодежная политика. В декабре 2009 года принят Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики». Достигнуты позитивные результаты в решении таких социально значимых проблем молодежи, как трудоустройство и временная занятость, поддержка молодой семьи и социально незащищенных слоев молодежи. Предоставлена реальная возможность участия молодежи в принятии социально значимых государственных и управленческих решений.

Дополнительное образование взрослых

Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.

Повышение квалификации, стажировку и переподготовку кадров в республике обеспечивают свыше 390 учреждений образования.

Ежегодно профессиональным обучением, повышением квалификации, стажировкой и переподготовкой охвачено более 550 тыс. работников (около 14% от общего количества всех работников республики).

Непрерывное профессиональное обучение осуществляется по 5,5 тыс. профессий рабочих (служащих).

Повышение квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется по всем профилям (направлениям) образования. Переподготовка кадров с высшим и средним специальным образованием осуществляется по 360 специальностям.

Важным направлением работы является организация обучения высвобождающегося, безработного и незанятого населения, в том числе и обучение незанятой молодежи. На базе учреждений образования и специализированных учебных центров с учетом потребностей рынка труда, ежегодно проходит обучение свыше 26 тыс. безработных с последующим трудоустройством.

Целью развития системы дополнительного образования взрослых является реализация принципа ”Образование через всю жизнь“. В предстоящие пять лет будет создана гибкая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны. Система дополнительного образования взрослых будет развиваться на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, интеграции профессионального образования, науки и производства.

Международное сотрудничество

Республика Беларусь является стороной многих международных договоров и соглашений, активным участником и инициатором обсуждения проблем, затрагивающих глобальные вопросы развития человеческого общества в постиндустриальную эпоху, в том числе Лиссабонской конвенции 1997 г. о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, ведет работу по присоединению страны к Европейскому пространству высшего образования (Болонский процесс).

Беларусь предпринимает конкретные шаги для осуществления дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, сохраняя свою национальную и культурную идентичность.

Стабильно расширяется признанная практика ”академической мобильности“. Установлено тесное сотрудничество с такими международными организациями как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования. Реализуются международные программы Темпус, Тасис, Эразмус Мундус, Молодежь в действии. Взаимообмен студентами и преподавателями достигает около 16 тысяч человек в год. Действует гибкая система приема на обучение иностранных граждан, которая полностью учитывает их интересы и запросы в специальностях. Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, существует возможность обучения на подготовительном отделении.

Количество иностранных граждан, обучающихся в вузах страны, за последние 5 лет выросло более чем в два раза и в настоящее время превысило 10 тыс. человек. При этом развивается взаимовыгодное сотрудничество не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья (заключено свыше 60 международных соглашений).

Наиболее крупными научными партнерами вузов являются Россия, Венесуэла, Индия, Китай, Казахстан, Швейцария, Германия.География поставок научно-технической продукции охватывает Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и др.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное я физи-ческое становление личности, подготовку молодого поколения к полно-ценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Бе-ларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В Республике Беларусь функционирует развитая система общего сред-него образования, основы которой были заложены в советский период. Такие достижения советской школы как доступность и бесплатность на-чального, базового и среднего образования, высокие требования к содер-жанию образования и квалификации педагогических работников стали базовыми принципами развития национальной системы общего сред-него образования.

В первые годы после обретения Республикой Беларусь независимости система общего среднего образования оказалась в трудном положении. Школа остро нуждалась в отечественной учебной и методической лите-ратуре. До 1992 г. практически вся учебная литература поставлялась из России, своими были только учебники по белорусскому языку и литера-туре, истории и географии Беларуси. В связи с этим правительством страны было принято решение о создании системы национального учеб-ного книгоиздания для общеобразовательной школы. Начался поэтапный переход школы на отечественные программы, учебники и учебные пособия.

За эти годы общеобразовательные учреждения страны полностью обеспечены учебными программами нового поколения, отечественной учебной литературой, действуют системы стандартизации, экспертизы и подготовки к изданию учебников и учебных пособий. Всего с 1993 г. выпу-щено более 3,5 тыс. учебных изданий, в том числе более 1,5 тыс. наиме-нований отечественных школьных учебников, свыше 400 учебно-методи-ческих пособий для учителей, более 80 наименований отечественных контурных (настенных) карт по истории и географии, свыше 350 наиме-нований программных художественных произведений из серии «Школь-ная библиотека». Новые учебники и учебные пособия стали более до-ступными по содержанию, практико-ориентированными (при сохране-нии фундаментальности и системности построения учебного материала), значительно улучшилось их полиграфическое исполнение.

Со 2-й половины 1990-х годов в стране началась реформа общеоб-разовательной школы. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554 утверждена Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь, а также принята Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Рес-публике Беларусь. В дополнение к указанным документам по решению Первого съезда учителей Республики Беларусь, прошедшего в Минске в октябре 1997 г., и указаниям Президента Республики Беларусь в 1998 г. были разработаны и одобрены постановлениями Совета Министров го-сударственные республиканские программы: «Учитель», «Сельская школа», «Иностранные языки», «Информатизация системы образования», «Комп-лексный капитальный ремонт зданий школ и других учреждений образо-вания на 1998-2005 гг.» и др.

В результате проводимых преобразований будут обеспечены выход государственной системы общего среднего образования на уровень, отве-чающий передовым мировым образцам, соответствующим запросам лич-ности, общества и государства, повышение престижа образования, создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравствен-ного воспитания. Одновременно происходит переход на 10-летнее обя-зательное общее базовое образование при начале обучения детей с шести-летнего возраста, увеличение до 12 лет срока получения общего среднего образования, осуществление профильной дифференциации на завер-шающем этапе общеобразовательной школы и др.

В период с 1998 по 2002 г. был осуществлен переход начальной шко-лы на обучение с шести лет. За 1998-2004 гг. прошли апробирование новые учебные программы для базовой школы, определен порядок и условия перехода старшей ступени общеобразовательной школы с 12-лет-ним сроком обучения на новую структуру и содержание образования. С 2002 г. начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который будет завершен к 2008 г. С 2004 г. ведется апробация новых учебных программ 11-12 классов 12-летней школы. Первый выпуск 12-лет-ней школы состоится в 2010 г.

С 2002 г. в школах введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, позволяющая объективно оценить знания и способности учеников. В учебные планы внесены принципиальные из-менения, направленные на расширение свободы выбора содержания обра-зования и обеспечение разноуровневого обучения с учетом индивидуаль-ных особенностей и возможностей учащихся. В общеобразовательных школах проводится активное внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для физического раз-вития и охраны здоровья учащихся.

Одним из направлений повышения качества образования является создание дифференцированной образовательной среды. В 2004 г. утверж-дена Концепция профильного обучения, на которое перейдет старшая ступень 12-летней школы, и на базе 18 экспериментальных школ рес-публики уже началась ее апробация.

В последние годы сделаны значительные шаги в нормативном обес-печении общеобразовательной школы. Наиболее важными документами являются Положение об учреждении, обеспечивающем получение обще-го среднего образования, утвержденное Министерством образования Рес-публики Беларусь 7 июля 2004 г., № 44 и Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», принятый Палатой представителей На-ционального собрания Современная модель общеобразовательной школы включает:

общее начальное образование (период обучения - 4 года, I-IV классы);

общее базовое образование (период обучения с учетом начального образования - 10 лет, I-IV, V-X классы);

общее среднее образование (срок обучения с учетом базового обра-зования - 12 и более лет, I-I V, V-X, XI—XII (ХШ) классы).

Начальная школа призвана развивать у ребенка устойчивый интерес к обучению, знанию, освоению базовых навыков учебной деятельности; формировать основы первоначальной грамотности, позволяющей продолжать даль-нейшее обучение. Обучение детей по программе первого класса может проводить как в учреждении, обеспечивающем получение общего сред-него образования, так и в дошкольном учреждении.

Базовая школа несет основную нагрузку по реализации задач обще-образовательной школы, подготовке детей к жизни и труду в обществе. Программа базовой школы характеризуется логичной завершенностью и полнотой знаний, которые предоставляются в рамках государственного учреждения.

Успешное завершение базовой школы предоставляет возможность продолжить образование в лицейских или гимназических классах обще-образовательной школы с целью получения общего среднего образования либо получения общеобразовательного и профессионального образова-ния в профессионально-технических учреждениях и средних специальных учебных заведениях.

В Беларуси создана широкая сеть общеобразовательных учреждений. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образова-ния, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа (общеобразовательная), гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат (общеобразовательные учебные заведения), а также учебно-педагогический комплекс, в том числе детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, лингвисти-ческая гимназия-колледж и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

В системе общего среднего образования на начало 2005/2006 учеб-ного года функционировало 4,2 тыс. учебных заведений различного типа, в которых обучалось 1,2 млн. учащихся. Отмечается постоянное сокраще-ние школ традиционного типа, особенно это касается начальных и базо-вых школ, количество которых к началу 2005/2006 учебного года соста-вило 348 и 841 соответственно. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, особенно на селе, где вследствие сниже-ния рождаемости сокращается численность детей школьного возраста. В результате активно идет процесс реорганизации начальных и базовых школ в более крупные школы, включающие все ступени среднего образо-вания. Одновременно значительно выросла сеть учреждений нового типа. В 2005/2006 учебном году в республике функционировало 160 гимназий (12 гимназий в 1990/1991 учебном году), 35 лицеев (5 в 1990/1991 учебном году), 7 учебно-педагогических комплексов. На начало 2005/2006 учебно-го года в Беларуси было 12 частых общеобразовательных учреждений (650 учащихся).

За последние годы заметно вырос образовательный уровень учитель-ского персонала государственных дневных общеобразовательных школ. В 2000 г. численность учителей системы Министерства образования с высшим образованием составляла 82,9%, на начало 2005/2006 учебного года - 88,1%. За 1990-2005 гг. улучшилось соотношение между числен-ностью учителей и учащихся (в начале 1990-х годов на одного учителя приходилось 12 учащихся, а в 2005/2006 учебном году - 8,5). Такая си-туация в системе общеобразовательной школы позволяет индивидуали-зировать образовательный процесс и улучшить качество образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является повышение качества и доступности обра-зования в сельской местности. Для сельской молодежи к началу 2005/2006 учебного года создано 4 гимназии, 3 лицея, более 1000 школ с классами углубленного изучения предметов. При активной поддержке государства продолжается разработка и внедрение различных моделей организации

учебно-воспитательного процесса в сельской школе, расширяется сеть гимназических, лицейских классов, совершенствуется материально-тех-ническая база общеобразовательных учреждений, внедряются современные технологии обучения и воспитания. Реализуются меры, направленные на закрепление педагогических кадров на селе, повышение уровня квалифи-кации учителей сельских школ. Совершенствование учебно-воспитатель-ного процесса в сельских школах происходит и за счет развития про-фильного обучения, которым уже охвачена четверть всех учеников. В со-ответствии с утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 Государственной программой возрождения и раз-вития села на 2005-2010 гг. к 2010 году планируется увеличить охват уча-щихся сельских школ профильным обучением до 80%.

Система образования в республике Беларусь - предмет небезосновательной национальной гордости. Правительство страны выбрало эффективную стратегию развития системы обучения. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • почти 100-процентный уровень грамотности взрослого населения.
  • 98% работающего населения имеет базовое, среднее или профессиональное образование.

По числу студентов с высшим образованием Беларусь на равных с самыми развитыми странами мира.

Система образования в РБ финансируется из госбюджета. За последние десять лет в Республике Беларусь построено свыше 300 зданий для университетов, школ, детских садов. Огромный вклад внесен в выпуск современных учебников и методических пособий, а технологические новинки в образовательных заведениях стали привычным явлением, а не диковинкой.

При этом система образования в Беларуси до сих пор находится в процессе реформирования. Цели реорганизации:

  • обеспечение всем гражданам равного доступа к образованию;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • интеграция национальной системы образования в мировую;
  • увеличение финансирования отрасли образования.

Дошкольное

Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительного обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.

В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.

Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.

Школьное

Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:

  • начальный: 1-4 классы;
  • базовый: 5-9 классы;
  • средний: 9-11 классы.

Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.

Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.

Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии.

В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.

В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.

Высшее

Система высшего образования в Беларуси представлена следующими типами учреждений:

  • Классический университет - готовит научных работников высшей квалификации. В программу включены фундаментальные теоретические исследования различных направлений.
  • Профильный университет - выпускает специалистов по одному или двум направлениям. В таких учреждениях можно получить диплом архитектора, дизайнера, агронома, маркетолога или финансиста.
  • Институт - проводит узкопрофильное обучение и готовит переводчиков, политологов, психологов, программистов.
  • Высший колледж - здесь можно получить лишь степень бакалавра.

В некоторых университетах, например Брестском, можно освоить две специальности одновременно.

Форма обучения в вузах очная и заочная, развивается также практика удаленного образования. Срок учебы составляет пять лет. Лекции читаются на русском и белорусском языках. Помимо государственных высших учебных заведений существуют и частные, качество образования в которых строго контролируется правительством.

На данный момент учреждения высшего образования выдают дипломы со степенью бакалавра и магистра. Дипломы докторов наук не предусмотрены.

В сентябре около 1 миллиона учеников пойдут в учебные заведения Беларуси, причем многие из них не являются гражданами этой страны. Официальными для изучения в этих учреждениях Беларуси приняты два языка – это белорусский и русский. Связи России и Беларуси всегда были крепки.

Дошкольная система образования призвана подготовить детей к обучению в школе, дать им старт в мир знаний. Примерно за год до школы в группах детских садов проводятся подготовительные занятия для малышей, с целью безболезненного перехода их на следующий год в школу. К 6-ти годам дети начинают получать школьный курс, который, в зависимости от уровня (базовый и средний) продлиться 9 либо 11 лет.

После 9-ти лет обучения можно выбрать несколько путей развития своего будущего: среднее образование в школе, ПТУ или колледж, где можно получить достаточно престижное образование. В ПТУ дается не только профессия, но и среднее образование по типовой школьной программе. Главным документом, подтверждающим обучение, является аттестат о среднем, средне специальном или средне профессиональном образовании. Любой из этих документов является основным для поступления в ВУЗ. Высшее образование является крайней ступенькой в образовательной системе страны. Именно из ВУЗов выходят самые лучшие специалисты. Качество подготовки и обучения в Беларуси очень высокое, так как государство уделяет ему немало внимания.

Высшее образование в Беларуси находится на очень высоком уровне и охватывает в процентном отношении к выпускникам школ очень значительную часть. Данные показатели стали возможными благодаря доступности учебных заведений в стране. Получать научные знания студенты приходят как в государственные высшие заведения, так и частные. Всего в Беларуси насчитывается 50 ВУЗов. Частные учебные заведения подразделяются на классическую систему, академии, институты и колледжи, выпускающие специалистов уровня высшего образования. Также частный ВУЗ может быть узко профильной направленности. В Беларуси частных высших учреждений не боятся, так как обучение в них контролируется и на всех этапах поддерживается государственными структурами.

Форма обучения может быть выбрана студентом при поступлении. Существует полная дневная форма обучения, вечерняя, удобная для студентов, которые имеют работу и заочная для студентов, например, из другого города. Дневная форма обучения, как правило, длиться в течение 5-ти лет. Студенты, выбравшие эту систему обучения, при успешной учебе могут рассчитывать на государственную поддержку в виде стипендии. Во всех ВУЗах, не зависимо от принадлежности государству или частным лицам, выдается государственный образец диплома. Подчинение всех ВУЗов страны идет Министерству образования Беларуси.

В высших учебных заведениях обучаются также и иностранные граждане, но в основном, на платной основе. Плата в различных заведениях не одинакова и зависит от специальности и формы обучения. Поступить в ВУЗ Беларуси иностранному гражданину не сложно. Главное надо обратиться в понравившийся и предоставить определенный пакет документов, а именно:

  • анкета по образцу ВУЗа;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о рождении, заверенная нотариусом;
  • аттестат, с вкладышем оценок по изученным предметам или их заверенные копии;
  • медицинские документы, направленные на удостоверение возможности, проживания студента на территории Беларуси (подходит ли климат). Документы должны быть выданы медицинским учреждением страны постоянного проживания абитуриента.

При приеме в ВУЗ студент все копии предоставленных документов должен заменить подледниками и предоставить стандартные фото для документов. Конечно же, обучение на территории страны невозможно без получения визы Беларуси. Еще одним требованием ВУЗов при поступлении, является предоставление медицинской справки о том, что студент не болеет ВИЧ инфекцией.

Документы на прием в институт студент отдает лично. Белорусские законы в системе образования достаточно лояльны и позволяют подавать документы в ВУЗ даже на иностранных языках, например: немецкий, испанский или английский, правда в таких случаях может потребоваться перевод, заверенный нотариусом.

Если студент, приехавший учится в страну, не владеет русским и белорусским языками, ему, скорее всего, придется дополнительно пройти курс обучения, примерно в течение года. Обычно такой работой занимаются сами ВУЗы в рамках общей подготовки к поступлению абитуриентов. Конечно, проходить обучение языкам не обязательно в Беларуси. Русским студентам проще всего поступить в ВУЗы в этой стране.

Программы обучения предусматривают многие нюансы. К примеру, обеспечение иногородних студентов жильем происходит в каждом учебном заведении с помощью специального отдела. Иностранным студентам этот же отдел помогает найти жилье и получить разрешение на проживание на территории страны. Чаще всего за высшими учебными заведениями закреплены студенческие общежития. Такой вид жилплощади достаточно дешево обходиться студентам, хотя проживание там достаточно уютно и комфортно.