Биографии Характеристики Анализ

Что является процессом развития ребенка по роджерсу. Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности

Разворачивает определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей , идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет делать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и , считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к и отклонениям в развитии личности.

Теория личности Роджерса в структуре Я, приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в , которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду - интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведение выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты его деятельности дают ему удовлетворение, повышают его статус в глазах других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как родители должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их .

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и . Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Естественно, что такой путь развития не может быть позитивным и необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого, Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного Я человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, человек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от . При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность хотя и не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъектом разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое Я и перестроить свое общение с окружающими. Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с уровнем его самосознания. И эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к их привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи и ее окружение.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка - это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс, доказывает связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого Я повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй половине XX в. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека для нового опыта. В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего () или влиянии прошлого ( , ), Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс, о полном функционировании личности.

Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к . Он исходил из того, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, но должен подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил Роджерс вслед за Вертгеймером и Келером. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или, в групповой терапии, как встреча нескольких клиентов и терапевта. Этот подход позволил Роджерсу создать так называемые энкаунтер-группы, или группы встречи, которые являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психотерапии и обучения.

Карл Роджерс (1902 – 1987) Родился в семье протестанта, занимался самоанализом, американский психолог, один из основателей гуманистического подход. Личность – организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая сердцевину наших переживаний.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС): ОРГАНИЗМ:

Реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии (человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности); реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое; движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии.

Я-КОНЦЕПЦИЯ:

Со временем осознаваемая и оформляемая в отдельную структуру часть личного мира человека; символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование; разработанная часть Я при взаимодействии с другими людьми, которые имеют значение и обращаются с ними как с отдельными Я.

Феномены и закономерности личностной динамики – функционирование по К. РОДЖЕРСУ: «В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека».

Поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

Человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

Люди по природе добры и стремятся к совершенству.

Характеристики Я-концепции по К. Роджерсу:

Областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

Структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

Конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия /несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

Защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

Напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

Уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

Реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Цель личностно-центрированной психотерапии Роджерса: Достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Основные принципы личностно-центрированной психотерапии Роджерса:

Используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

Необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется "лицом к лицу";

Отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

Кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

Независимость, автономность клиента от терапевта;

Результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

Подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Функция, назначение личности по К. Роджерсу (мотивация; психическое здоровье и зрелость): Цель человека - самореализовать субъективно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний, которая заложена в каждом человеке от рождения, вопреки воспитанию и нормам, установленным обществом, которые принуждают человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потреб-х и принять ценности, навяз-е другими.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯСПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА

«Психология»


Контрольная работа

По дисциплине: «Теории личности»

На тему: Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса



Введение

Точка зрения Роджерса на природу человека

Краткая биография К. Роджерса

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации

Феноменологическая позиция К. Роджерса

Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности

Заключение

Список литературы


Введение


Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.

Но Я-концепция?? понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека?? с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

В данной контрольной работе мы подробно остановимся на феномене Я-концепции, рассмотрим ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Теоретической базой нам послужат труды К. Роджерса.

Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я-концепцию заключается в следующем: личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия.

Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого".

Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого себя.


1. Точка зрения Роджерса на природу человека


Точка зрения К. Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности».

В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека, ориентированная на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, который может проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой.

Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти тридцатилетнем опыте психотерапевта. Он заявлял: «Я не придерживаюсь точки зрения Полианны на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас».


2. Краткая биография К. Роджерса


Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно давило на него тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что-то выльется, пришлось довольно долго. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей.

Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разных сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, ?? писал он, ?? меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, к счастью, я не встречался тогда с психиатрами».

И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Карл Роджерс известен, прежде всего, благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете.

Личностно-ориентированная терапия?? подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом, отличается от других теорий прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки наиболее желательные. По его мнению, «мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего».


3. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации


Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и нравоучения. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке?? Роджерс называл это позитивным вниманием, ?? то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход, скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви, лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего «Я», поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации. Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности.

Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества.

Роджерс описывает человека, достигшего наиболее полного раскрытия, в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализировавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью».


4. Феноменологическая теория К. Роджерса


Теория Роджерса демонстрирует феноменологический подход к личности. Данный подход считается реальным для индивида, в том, что существует в его внутренней системе координат, в субъективном мире человека, поэтому субъективное восприятие и переживание является основой для действий человека. Психическая реальность феноменов, согласно феноменологического подхода?? является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не являются прямым отражением реальности, действительно реальность это та, за которой наблюдает и которую интерпретирует реагирующий организм, то есть каждый человек интерпретирует реальность в соответствии с ее субъективного восприятия и ее внутренний мир сполна доступен только для нее самой. Говоря по прогнозированию поведения человека, Роджерс подчеркивал, что человек действует согласно своих восприятий происходящих в данный момент.

Отрицая Скиннера о поведении как реакцию организма на стимул, он считал, что это скорее интерпретация ситуации, которая влияет на поведение человека. Исходя из этого, Роджерс отмечает, что никто не имеет права считать, что его чувство реальности является более правильным, чем у кого-то другого, он не вправе противопоставлять свою реальность реальности других. На вопрос, что заставляет человека поступать враждебно, Роджерс отвечает?? он рассматривает среду как опасное место, считает, что его не любят и не могут полюбить, в отличие от Фрейда, который бы сказал, что это результат негативного опыта, сохранившийся еще с детства.Считал, что личность следует изучать не в контексте прошлое-настоящее, а наоборот?? настоящее-будущее, утверждал, что человека можно понять только когда обращаться к человеку целостной, т.е. как интегрированный организм.


5. Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности


Из предыдущего можем сделать вывод, что Я-концепция??является определяющей в подходе Роджерса, поэтому некоторые ученые называют теорию Роджерса как «теория-я».

Он строит свою теорию в терминах самости, потому что именно его клиенты помогли ему прийти к такому пониманию. С их помощью он осознал, что самость является значимым элементом в опыте человека, и целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или «Я-концепция» ?? понятия взаимозаменяющие у Роджерса. Он дает такое определение самости?? организованный, последовательный концептуальный гештальт, формирующийся с восприятий «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми или аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен для осознания, хотя не обязательно осознаваемый.

Таким образом «Я»?? это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека. Это концепция о том, каким человек себя представляет в соотношении с различными ролями, которые он играет в жизни. Поэтому Я-концепция может включать некоторый набор образов «Я» ?? отца, мужа, студента, спортсмена и т.д.Другими словами это набор восприятий, отражающий многочисленные специфические роли, которые играет человек в разных жизненных контекстах. «Я»?? это то, какими мы хотели бы быть, поэтому одним из компонентов «Я» является «Я-идеальное», то есть «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

В отличие от Фрейда, Адлера, Эриксона, Роджерс не разрабатывал стадий развития «Я». Он лишь акцентировал, что оценка индивида другими людьми, особенно в младенческом и раннем детстве, способствует развитию негативного или позитивного образа себя. Младенец не осознает себя, как отдельное существо, существуеттолько целостное, всеобъемлющее недифференцированное феноменальное поле. Однако в результате общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает выделять себя от других. Именно этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое начинает признаваться и ощущаться как отдельный объект и объясняет возникновение Я-концепции в теории Роджерса. В дальнейшем структура «Я» формируется через взаимодействие с окружающими, особенно с значимыми лицами (родители и др.).Чем больше ребенок становится социально восприимчивым и чем больше развиваются его когнитивные и персептивные способности, тем его Я-концепция все больше развивается и дифференцируется, то есть она является продуктом процесса социализации.

Условия для развития «Я-концепции».

Потребность в позитивном внимании?? это универсальная потребность, которая развивается,как осознание человеком своего «Я». Впервые она проявляется, как потребность младенца в любви и заботе, позже она выражается в возникновении чувства удовольствия у человека, когда его одобряют, поддерживают другие. Когда человек чувствует, что им недовольны, возникает фрустрация?? одна из форм психологического стресса, психическое состояние человека, возникающее в результате отсутствия удовлетворения потребности или переживание неудачи.

Роджерс считает, что ребенок пожертвует всем, даже организмическим оценочным процессом (поиск положительных переживаний, которые положительно влияют на его развитие) ради удовлетворения потребности в позитивном внимании (например, когда ребенку родители говорят что надо вести себя хорошо, иначе они не будут любить его, он послушает родителей, даже если не разделяет их взглядов, и лишит себя возможности узнать, что он почувствовал бы, если бы сказал плохое слово, или положил лягушку в постель сестренке, или украл игрушку у товарища).Роджерс считает такое положение как состояние несоответствия между «Я» и опытом, что является серьезной преградой на пути достижения психологической зрелости.

Потребность в позитивном внимании к себе?? необходимость положительно расценивать себя, появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие и он сам положительно отзывались о его поступке.

Роджерс выделил два вида позитивного внимания:

безусловное позитивное внимание?? это когда человека принимают и уважают таким, какой он есть, без попытки исправить его, изменить. В случае негативного поведения ребенка следует говорить, если ты будешь вести себя плохо, мы не перестанем тебя любить, но нас огорчит твое поведение. Данное отношение к ребенку обеспечивает основу для его становления как полноценно функционирующего взрослого;

обусловленное позитивное внимание, или условные ценности, которые формируются в результате позитивного внимания и вредят развитию ребенка, поскольку они ориентируют ребенка в его развитии на других, а не на себя. Ребенок хорошо помнит слова взрослого?? его любят только тогда, когда он будет таким, каким его хотят видеть другие. Поэтому в своем поведении он ориентируется на мнение других, поскольку только при этих условиях происходит удовлетворение потребности в позитивном внимании. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других приводит к тому, что человек в одной ситуации чувствует свою ценность, а в другой?? нет. Условные ценности по отношению к ребенку вредят процессу становления ребенка как полноценной личности, поскольку он стремится соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он хочет быть. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом, не является основой для развития здоровой личности.

Переживание угрозы и процесс защиты.

Роджерс утверждал, что поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Угроза существует тогда, когда человек осознает несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и любым аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угроза. Они не допускаются к осознанию, потому что тогда личность индивида составит единое целое (пример: если человек считает себя честным, однако осуществит нечестный поступок, он будет опасаться). Реакцией на несоответствие Я-концепции обычно является напряжение, чувство вины, неуверенность и т.д.

Несоответствие между «Я» и переживаниями не всегда воспринимается сознательно. Довольно часто человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В данном случае реакцией на угрозу будет тревога?? эмоциональная реакция на угрозу сигнализирует, что организованная Я-структура переживает опасность дезорганизации.

Тревожный человек это человек, который нечетко, смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальным изменениям в ее нынешнем виде «Я», то есть для его «Я» возникла угроза, за которой наступает защитная реакция, главная цель которой?? защитить целостность Я-структуры.

Механизмы защиты:

искажения восприятия, или рационализация?? переживание воспринимается сознанием, однако его истинный смысл остается неясным;

возражения?? встречается значительно реже, чем искажение, человек сохраняет целостность своей структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, отрицание поэтому может привести к паранойе, бреду и другим психическим заболеваниям.

В случаях, когда между «Я» и переживаниями является значительное несоответствие, то защита «Я» может быть неэффективной. В таком беззащитном состоянии Я-концепция разрушается, появляются личностные расстройства и психопатология. Поведение людей представляется для окружающих странным, нелогичным, неразумным.

Расстройства в поведении Роджерс считал результатом несоответствия между «Я» и переживаниями, иррациональное или саморазрушительное поведение, связанное с психозом. Чем больше несоответствие между «Я» и переживаниями, тем сильнее психологическая дезадаптация.

Роджерс установил пять личностных характеристик полноценно функционирующих людей:

открытость переживаниям: способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний, не пытаясь подавить их;

экзистенциальный образ жизни?? жить полностью и насыщенно в каждую минуту существования;

организмическое доверие?? способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Роджерс по этому поводу писал «Внутреннее ощущение вроде "я поступаю правильно" является значимым и таким, что заслуживает доверия руководством для действительно хорошего поведения»;

эмпирическая свобода?? человек может свободно жить и поступать так, как хочет, без ограничений и запретов. Субъективная свобода?? чувство личной власти, способность сделать выбор и управлять собой. Одновременно Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно-обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые и определяют сделан выбор. Эмпирическая свобода?? это то, что относится к внутренним ощущениям. Человек руководствуется чувством ответственности за свои действия и последствия;

креативность?? свойство человека жить конструктивно и адаптивно в своей культуре и одновременно удовлетворяя собственные глубокие потребности. Продукты творчества и творческий образ жизни появляются тогда, когда человек живет хорошей жизнью. Однако это не означает, что такие люди должны быть конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.


Заключение

роджерс биография концепция

Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов?? как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов?? как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых.

Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т.д.

В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит обследование с отдельными клиентами, с все более и более глубокой продолжительностью, все глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности.

Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «Если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу?? 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)».

Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.


Список литературы


1.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

2.Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.

.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.

.Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 367 с.

.Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.

.Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245-268.

.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.

Карл Рэнсом Роджерс - американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

Биографический очерк
Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей.

«Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало».

Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей», родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой. Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность.

«После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я».

В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями.

«Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы... Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет».

Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.

«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии».

В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество. Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно.

Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников».

В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию, что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает.

В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент - ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).

Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.

До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе. В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством - сферой психологических сил и психических возможностей человека. Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост - человека, группы, общества».

Теория личности Роджерса
Для теории личности Роджерса характерны все основные положения Гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция ", или "Самость ", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к индивиду значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность " и "неприспособленная личность ". Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия " и "терапия, центрированная на человеке ", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

1931 - Measuring Personality Adjustment in Children Nine to Thirteen Years of Age
1939 - The Clinical Treatment of the Problem Child / Клинический уход за проблемным ребенком
1942 - Counseling and Psychotherapy: New Concepts in Practice /
1945 - Counseling with Returned Servicemen
1951 - Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory /
1954 - Psychotherapy and Personality Change / Психотерапия и личностное изменение
1959 - A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-Centered Framework
1961 - On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy /
1967 - Therapeutic Relationship with Schizophrenics / Терапевтические отношения с больными шизофренией
1967 - Autobiography / Автобиография
1968 - Man and the Science of Man
1968 - Person to Person: The Problem of Being Human / Лицом к лицу: проблемы человеческого существования
1969 - Freedom to Learn: A View of What Education Might Become / Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование
1970 - On Encounter Groups / O группах встреч
1972 - Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives /
1977 - Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact

Создавая свою теорию личности, К. Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и, искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться-истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Концепция самоактуализации личности а. Маслоу

Основная потребность человека, согласно теории это самоактуализация,. Стремление к самосовершенствованию и самовыражению. К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности, согласно А. Маслоу, относятся:

    активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

    принятие себя и других людей такими, какие они есть;

    непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

    сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

    обладание чувством юмора;

    развитые творческие способности;

    неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

    озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

    способность к глубокому пониманию жизни;

    установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

    способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

    непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;

    предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;

    умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

    открытое и честное поведение во всех ситуациях;

    готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

    способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

    приложение максимума усилий для достижения поставленных

  • умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших данных ценностей, которые,как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них-добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. .Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть, В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это - процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».