Биографии Характеристики Анализ

Потенциалы личности здорового и успешного человека. Принципы психологической устойчивости

Что является гарантированной опорой счастья, спокойствия и благополучия человека в любых жизненных ситуациях?

Это его психологическая устойчивость и внутренние потенциалы. Вот о них сегодня и пойдет речь.

Кроме того, в этой статье мы рассмотрим типичные особенности незрелого мышления, снижающего психологическую устойчивость. А также способы профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов , как необходимого условия для психологической устойчивости, а значит здоровья, успеха и счастья.

В психологии здоровья, всестороннего благополучия и, в целом, счастья человека выделены основные потенциалы человека, представляющеи из себя систему взаимосвязанных потенциалов, обеспечивающих целостное здоровье и успешность человека.

К этим потенциалам относятся: потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный, креативный и духовный потенциалы. Далее о каждом из них подробнее.

Потенциал разума:

Способность человека совершенствовать свое мышление. Продуктивное решение жизненных проблем предполагает зрелое, т.е. реалистичное, системное, творческое, дивергентное мышление. Именно неадаптивное, незрелое мышление запускает механизмы усталости от жизни, депрессии, психосоматических заболеваний . С трудностями личностного роста, прежде всего, совершенствования мышления, связана и одна из основных причин депрессии. По мнению представителей когнитивной психологии, основой депрессии является когнитивная триада. Это - негативное представление о себе (неверие в свой потенциал и в свою успешность); негативное представление о мире, как о враждебном, безрадостном; негативное представление о будущем, не позволяющем воплотить жизненные планы человека, реализовать его потребности и желания;

Потенциал воли:

Отражает личностный аспект здоровья, определяет его способность к самореализации, умение ставить смыслообразующие жизненные цели и выбирать адекватные способы их достижения. По мнению психологов, недостаточная реализация этого потенциала является основной причинной многих личностных проблем и ослабления здоровья современного человека. В. Франкл считал, что у каждой эпохи свои неврозы, а для нашей характерен «ноогенный невроз», т.е. утрата смысла жизни, слабое развитие умений определять свое место в жизни, создавать систему ценностей, базовых целей и соответствующих им жизненных стратегий. Этот тезис подтверждается медико-демографическими исследованиями доктора медицинских наук И.А. Гундарева, пришедшего к выводу о том, что только незначительная доля жизненной прочности человека зависит от того, есть ли на что жить, а львиная - от того, есть ли зачем жить;

Потенциал чувств:

Характеризует богатство эмоциональной сферы человека; его способность адекватно выражать свои чувства; понимать и принимать свои чувства и чувства других. Значимость реализации этого потенциала определена в психологии счастья, психологии здоровья, психосоматической медицине. Позитивный эмоциональный настрой, яркость, интенсивность эмоциональной сферы являются важнейшими психологическими условиями профилактики от хронической усталости души и тела, от истощения нервной системы, развития синдрома эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний;

Потенциал тела:

Способность человека совершенствовать свое тело, осознавать его как часть своей личности;

Общественный потенциал:

Позволяет человеку успешно адаптироваться к социальным условиям, развивая коммуникативную культуру;

Креативный потенциал:

Определяет способность человека к созидающей активности, к деятельности, направленной на преобразование себя и мира. Реализация этого потенциала создает психологическую базу личностной зрелости, развитие способности человека к самореализации, достижению качества жизни, соответствующего его индивидуальности;

Духовный потенциал:

Способность человека развивать духовную природу человека, т.е. его родовое качество, определяющее стиль жизнедеятельности.

Характеристики незрелого мышления, как фактора снижающего психологическую устойчивость:

В процессе актуализации потенциала разума важно осознавать те особенности незрелого мышления, которые способствуют неадекватному восприятию себя, мира, жизни. При восприятии любой жизненной ситуации участвуют два вида информации:

1) объективная информация, поступающая в мозг в данной ситуации;

2) информация, определяющая индивидуальность человека: потребности, мотивы, интересы, стремления, желания, жизненный опыт, установки, чувства, эмоции, психические состояния.

Вся новая информация сначала воспринимается и обрабатывается той частью мозга, которая отвечает за эмоции, а потом поступает в высшие отделы мозга для логического анализа и синтеза. Именно второй вид информации определяет субъективное восприятие любой ситуации и тем самым - действия и поступки людей.


Итак, что такое неадаптивное, незрелое мышление? Выявлено десять наиболее и преодоление конфликтов:

1) максимализм. Человек воспринимает все в черно-белых тонах. Мыслит категориями: «все или ничего». Пытается вместить жизнь в абсолютные категории; тем самым искажается восприятие;

2) общий вывод из единичных фактов;

3) скачущие умозаключения. Есть два вида таких умозаключений: а) возникающие из-за незнания предшествующего; б) возникающие из-за ошибок в вероятностном прогнозировании будущего;

4) выводы, основанные на эмоциях. Человеку мешает адекватно воспринимать ситуацию и конструктивно действовать вера в то, что его эмоции адекватно отражают действительность;

5) ярлыки. Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки чрезмерно упрощены и сильно искажают восприятие реальности. Вешая ярлыки другим, человек не воспринимает противоречивость, многоаспектность, многоуровневость личности и мира, что приводит к конфликтам, а затем блокирует их продуктивное решение. Ярлыки мешают осознать динамичность, как самой конфликтной ситуации, так и поведения, состояния участников конфликта;

6) принятие ответственности за независящие от человека события. Эта ошибка порождает чувство вины, ощущение беспомощности, усиливает комплекс неполноценности, что мешает человеку адекватно воспринимать конфликтную ситуацию и выбирать стиль поведения, соответствующий как объективным условиям, так и своим интересам, чувствам, состояниям;

7) дисквалификация положительного - переосмысление положительных или нейтральных фактов в отрицательные. Эта ошибка - одна из самых разрушительных форм познавательных нарушений, делает восприятие мира и жизни безысходным, угнетающим, подавляющим активность человека, способствующим развитию депрессии;

8) преувеличение и преуменьшение либо позитивного, либо негативного, ослабление реалистичности мышления;

9) психологическая фильтрация событий. Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего. В данном случае нарушается синергичность мышления, восприятие людей и жизни как сложного, противоречивого целого. Подобная ошибка порождает множество проблем и затрудняет процесс их решения, способствует возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов;

10) "можно было бы". Данное нарушение познания вызывает ряд негативных чувств: своей вины, гнева или обиды на других, также способствуя возникновению трудно разрешаемых, подчас злокачественных конфликтов, когда проблема так долго не решается, что конфликт приводит к ощущению жизненного тупика или катастрофы.

На гармоничность внутреннего мира личности, ее психологическую устойчивость крайне негативно воздействует внутренняя конфликтность, обусловленная низким уровнем развития способности конструктивно и своевременно разрешать свои внутренние конфликты.

Затянувшийся или неразрешенный внутриличностный конфликт становится одним из важнейших факторов любых видов внешних конфликтов человека и источником нарушения его социального, психического и физического благополучия.

Компетентность в осознании и решении конфликтов становится в нашу эпоху существенной составной частью профессиональной компетентности человека и показателем его личностной зрелости .

Психологи определили целый спектр психологических условий профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

Условия профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

Креативность, т.е. творческое отношение к жизни, способность к самореализации в основных сферах жизнедеятельности;

Чувство юмора;

Умение преодолеть негативный эмоциональный "шлейф" очередного конфликта, снять напряжение.

Реалистическое восприятие жизни. Принятие трудных ситуаций как закономерных явлений действительности;

Синергичность, т.е. способность понимать и принимать человека и мир как единство противоположностей, как сложные, противоречивые, многоуровневые системы;

Обретение смысла жизни, соответствующего своей индивидуальности и обеспечивающего чувство удовлетворенности;

Выработка системы ценностей, принципов, взглядов, помогающих строить адекватные жизненные стратегии;

Выработка динамичности, гибкости мышления и поведения;

Развитие способностей к самопознанию, самоанализу и самоуправлению на всех этапах жизнедеятельности;

Адекватная, устойчивая самооценка;

Умение видеть и своевременно решать проблемы;

Оптимистическое отношение к жизни;

Постоянный личностный рост, развитие личностной зрелости;

Незаменимым условием сохранения и развития психологической устойчивости является создание индивидуальной системы психологической самозащиты внутреннего мира личности от всего спектра негативного воздействия. И об этом в следующей статье.

Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследований. Она действительно представляет собой определённый интерес, так что стоит углубиться в её изучение.

Исследования Эриха Фромма

Принято считать, что потенциал - это человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.

Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода - это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.

О видах деятельности

Потенциал - это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.

Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.

Потенциал - это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.

Личностный потенциал

Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.

Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.

Характеристика ЛП

Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.

Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, - ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Творческий аспект

Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества - творческий (ТП).

В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.

Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают. Все эти качества характеризуют человека с ТП только с лучшей стороны. Неудивительно, что именно такие люди лучше всего проявляют себя в трудовой деятельности.

Креативность

Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.

Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам. Их выдаёт нестандартное мышление, умение формулировать оригинальные идеи, а также игнорирование привычных рамок и границ. Они имеют разносторонние интересы, всегда с удовольствием осваивают новые навыки и знания. Такие люди вызывают у остальных желание с ними познакомиться и пообщаться поближе.

Рабочая сфера

Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.

Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей. Его отличает хорошее здоровье, наличие нравственных принципов, активность, образованность, компетентность, умение практично организовать своё время, аккуратность, дисциплинированность. Люди, умеющие реализовать свой трудовой потенциал, являются ценными работниками.

Самосовершенствование

Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.

Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.

Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.

А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное - это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.

В литературе можно встретить различные термины: «человече­ские ресурсы», «человеческий капитал», «уровень жизни», «каче­ство жизни», которые рассматривают человека лишь как эконо­мический ресурс или как потребителя различных благ.

Понятие «человеческий потенциал» выражает представления о человеке как о субъекте деятельности, активном, самоценностном и самораз­вивающемся. Сам термин «роїепсіа», означающий одновременно и возможность и внутреннюю силу, ориентирует нас на гуманис­тическое восприятие людей. По мнению В.М.Шепеля, в XXI в. качество работников как субъектов труда будет признано в циви­лизованных странах главным ценностным приоритетом во всех системах управления .

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал специалистов представляет собой не только набор личност­ных, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, т.е. пассивную составляющую, обеспечивающую возможность ус­пешно реализовывать профессиональную деятельность в экстре­мальных условиях, но, что более важно, является генератором самопополнения, т.е. имеет активную составляющую, являющую­ся основой профессионально-личностного роста специалистов в экстремальных условиях. Именно эта составляющая потенциала обладает способностью к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, направлена на творческое самовыражение, иден­тификацию специалистов.

Понятие «потенциал» в настоящее время изучается в следую­щих аспектах: экономическом (трудовой потенциал), социально-организационном (человеческие ресурсы), социально-экологиче­ском (общая жизнеспособность, жизненный потенциал), психо­логическом (личностный потенциал), личностно-социальном (организаторский потенциал).

В концепции психологического потенциала в управлении ОВД, разработанной группой ученых пол руководством профессора В.И.Черненилова, в структуре профессий н ал ьн о-п сихоло-гического потенциала сотрудника выделяются следующие две основные подструктуры: 1) психотехнологическая и 2) лич­ностная.

Первая призвана обеспечить рациональное выполнение долж­ностных обязанностей, служит показателем того, какого уровня специалистом может стать данный сотрудник, если определенные психологические переменные будут актуализированы при выпол­нении профессиональных задач (функций).

Вторая задает систему смысловых координат труда и жизни в целом: определяет, какой личностью может развиться данный человек и как это может сказаться на его профессиональной дея­тельности и жизни в целом.

В соответствии с указанной концепцией, В.М.Поздняков и И.Е.Реуцкая под профессионально-психологическим потенциа­лом сотрудника ОВД понимают интегративное состояние имею­щихся, но иногда остающихся невостребованными психологиче­ских составляющих личности, которые могут быть ею актуализи­рованы и реально использованы в профессиональной деятельно­сти. При этом психотехнологическая подструктура потенциала по­нимается как проекция целостной психики сотрудника ОВД на плоскость требований к нему как специалисту, предъявляемых в современных условиях. В ней полностью проявляется личность в ее влиянии на все аспекты профессиональной деятельности. Лично­стная подструктура потенциала понимается как все то, что делает человека личностью, а не узким функционером: масштаб пони­мания происходящего, масштаб мышления, кругозор, открытость новому, гражданское мужество, понимание ответственности за судьбы людей, включая ответственность перед потомками и Оте­чеством в целом.

В указанных подходах не полностью учитывается главная осо­бенность профессионально-психологического потенциала, кото­рая делает его основным компонентом психики специалиста. Эта особенность наиболее рельефно просматривается в экстремаль­ных условиях.

К понятию профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов следует подходить с учетом не только личностных характеристик, но и с учетом всей совокупности внеш­них факторов, влияющих на эту личность, индивидуальных, со­циальных, деятельностных, обстановочных. В экстремальных ус­ловиях происходит не просто актуализация профессионального экстремально-психологического потенциала специалиста (кото­рый может быть представлен только своей пассивной составляю­щей различного уровня, при этом активная составляющая может отсутствовать или быть незначительной), а его становление и раз­витие, как специфического психического феномена. Причем, ха­рактеризуя потенциал, целесообразно говорить не о результатах становления специалиста и развития личности, а об особенностях самого процесса, возможностях, качестве, скорости, сроках ста­новления и развития мастерства специалистов. Именно эти пара­метры, а не абстрактный, пусть даже позитивный результат име­ют решающее значение при характеристике профессионального экстремально-психологического потенциала и при профессиональ­но-личностном росте специалиста.

Итак, можно заключить, что под профессиональным экстре­мально-психологическим потенциалом специалиста следует пони­мать интегративную совокупность психических компонентов, имеющих как пассивное, так и активное содержание различных уровней и пропорций, которая формируется и развивается под влиянием и внутренних личностных условий, и внешних - де-ятельностных, социальных, обстановочных. Причем возможно­сти, качество, сроки и скорость протекания этих процессов (фор­мирования и развития) зависят от состояния и функционирова­ния системы: «специалист -жизнедеятельность + экстремальные условия (обстановочный компонент) -функциональная группа» (см. рис. 1).

В пассивную группу компонентов профессионального экстре­мально-психологического потенциала специалистов целесообраз­но включить не обладающие побудительной силой операциональ­ную (знания, умения, навыки, привычки, общие и специальные способности, свойства) и психодинамическую (выносливость, энергичность, ритм труда, работоспособность и пр.) составляю­щие структуры личности, разработанной профессором Академии управления МВД России А. М.Столяренко, в активную - обла­дающую побудительной силой нравственно-мотивационную со­ставляющую (ценности, идеалы, потребности, мотивы, направ­ленность, установки, цели).

Экстремальные ситуации не только способствуют, но и явля­ются обязательным условием формирования и развития профес­сионального экстремально-психологического потенциала должным образом подготовленных специалистов. Вместе с тем они могут приводить к полной профессиональной и личностной деградации неподготовленных специалистов. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов более восприимчива к изменениям условий деятель­ности и может служить своеобразным индикатором уровня сфор­мированное™ и развития всего потенциала специалистов в экст­ремальных условиях. Эта диагностическая особенность потенциа­ла использовалась в процессе психологического сопровождения и подготовки сотрудников спецподразделений в экстремальных ус­ловиях. Активная группа компонентов профессионального экст­ремально-психологического потенциала специалистов способствует формированию и развитию всего потенциала, в том числе за счет накопления потенций пассивной группы компонентов.

Экстремальные условия профессиональной деятельности вы­нуждают специалистов осуществлять глубокие личностные транс­формации психики. Эти изменения проявляются в процессе про­фессионального становления, адаптации, развития и совершен­ствования специалистов в экстремальных условиях.

В экстремальных условиях процесс профессионального станов­ления в аспекте его динамики протекает по другой схеме, чем в обычных условиях. Он более стремителен, потому что выжить в экстремальных условиях можно, только обладая достаточным уров­нем профессионализма, как правило, конфликтен, так как ха­рактер личности наталкивается на жесткие условия жизнедеятель­ности и взаимодействия между специалистами, имеет высокую степень психологического привыкания к риску («сдвиг к риску»).

А. М.Столяренко в психологическом потенциале руководителя ОВД предлагает учитывать следующие особенности: 1) индиви­дуальную управленческую концепцию; 2) развитость морально-психологических качеств; 3) управленческую подготовленность; 4) интеллектуальные способности; 5) эмоционально-волевые свойства; 6) коммуникативные качества.

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал руководителя подразделения в экстремальных условиях, по­мимо указанных компонентов, должен включать в себя:

Развитые организаторские способности и навыки (координа­ция взаимосогласованных и взаимодополняющих действий;

Высокий уровень доверия себе и функциональной группе (сле­довательно, высокий уровень ответственности);

Способности к помогающим (обучающим) действиям, улуч­шающим (совершенствующим) действия подчиненных сотрудни­ков (содействие).

Развитую подсознательную сферу психики и высокие навыки управления этой сферой.

Основным условием повышения профессионального экстре­мально-психологического потенциала руководителя в экстремаль­ных условиях является развитие у него аутопсихологической ком­петентности, которая приобретается в процессе профессиональ­ной экстремально-психологической подготовки, самоподготовки, психоконсультирования и профессиональной деятельности (взаи­модействия).

Аутопсихологическая компетентность руководителя является составной частью его профессиональной компетентности. В соче­тании со способностями профессиональная компетентность об­разует так называемый «практический интеллект» (школа Стерн­берга), который может рассматриваться как форма приобретае­мого опыта в процессе проведения специальных операций.

Латинское слово intellectus - «разумение, постижение» - в словарях обычно переводится как «ум, умственные способно­сти». Считается, что именно они во многом предопределяют ус­пех в обучении и решении сотрудником возникающих жизнен­ных проблем. Однако это оценивание в области лишь так называ­емого «академического» интеллекта, характеризующего успеш­ность обучения и решения задач абстрактно-теоретического пла­на. Вместе с тем с 80-х гг. XX в. психологами разрабатываются понятия «социального», «эмоционального», а также «практиче­ского» интеллекта, которые позволяют более надежно делать про­гноз в отношении решения человеком проблем, возникающих в повседневной жизни, в труде и при взаимодействии с другими людьми.

Интеллект, и прежде всего практический интеллект, крайне важен для руководителей, работающих в экстремальных услови­ях, так как они обязаны для успешности своих действий распоз­навать и решать внезапно возникающие проблемы, намечать и формулировать стратегии решения задач, оптимизировать потоки поступающей из разных источников информации и распределять имеющиеся ресурсы, лично участвовать в решении или контро­лировать решение проблемы и давать ей оценку. Развитие практи­ческого интеллекта связано с развитием у руководителей навыков работы в профессиональных ситуациях, наполненных избыточ­ной оперативной информацией, при ее недостатке или полном отсутствии. Для развития практического интеллекта руководите­лей к деятельности в экстремальных условиях необходимо разви­вать у них навыки концентрации, распределения и удержания внимания на одном и нескольких объектах, профессионального восприятия ситуации, распознавания, структурирования, сорти­ровки, ментального достраивания (конструирования), извлечения из памяти, использования различных информационных потоков. Кроме того, важным являются навыки вербального и невербаль­ного общения на уровне полного взаимопонимания с подчинен­ными.

При решении новых задач в экстремальных условиях руково­дителю недостаточно одного интеллекта. Он является лишь осно­вой, на которой базируются и приобретают ведущее значение личностные особенности (креативность, мотивация, воля, интуи­ция).

Латинское слово create переводится как «сотворение, созида­ние нового». Креативность проявляется не только в особенностях мышления (превалирование дивергентного (разнонаправленного, целостно-образного) над конвергентным (однонаправленным, парциальным) мышлением, по классификации Дж. Гилфорда), но и в специфике интеллектуальной активности, связанной с осо­бенностями мотивации (прежде всего со склонностью к любозна­тельности и риску), а также со способностью интуитивного по­стижения нюансов ситуации и преодоления барьеров в совмест­ной деятельности и общении }