Потенциалы личности здорового и успешного человека. Принципы психологической устойчивости
Что является гарантированной опорой счастья, спокойствия и благополучия человека в любых жизненных ситуациях?
Это его психологическая устойчивость и внутренние потенциалы. Вот о них сегодня и пойдет речь.
Кроме того, в этой статье мы рассмотрим типичные особенности незрелого мышления, снижающего психологическую устойчивость. А также способы профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов , как необходимого условия для психологической устойчивости, а значит здоровья, успеха и счастья.
В психологии здоровья, всестороннего благополучия и, в целом, счастья человека выделены основные потенциалы человека, представляющеи из себя систему взаимосвязанных потенциалов, обеспечивающих целостное здоровье и успешность человека.
К этим потенциалам относятся: потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный, креативный и духовный потенциалы. Далее о каждом из них подробнее.
Потенциал разума:
Способность человека совершенствовать свое мышление. Продуктивное решение жизненных проблем предполагает зрелое, т.е. реалистичное, системное, творческое, дивергентное мышление. Именно неадаптивное, незрелое мышление запускает механизмы усталости от жизни, депрессии, психосоматических заболеваний . С трудностями личностного роста, прежде всего, совершенствования мышления, связана и одна из основных причин депрессии. По мнению представителей когнитивной психологии, основой депрессии является когнитивная триада. Это - негативное представление о себе (неверие в свой потенциал и в свою успешность); негативное представление о мире, как о враждебном, безрадостном; негативное представление о будущем, не позволяющем воплотить жизненные планы человека, реализовать его потребности и желания;
Потенциал воли:
Отражает личностный аспект здоровья, определяет его способность к самореализации, умение ставить смыслообразующие жизненные цели и выбирать адекватные способы их достижения. По мнению психологов, недостаточная реализация этого потенциала является основной причинной многих личностных проблем и ослабления здоровья современного человека. В. Франкл считал, что у каждой эпохи свои неврозы, а для нашей характерен «ноогенный невроз», т.е. утрата смысла жизни, слабое развитие умений определять свое место в жизни, создавать систему ценностей, базовых целей и соответствующих им жизненных стратегий. Этот тезис подтверждается медико-демографическими исследованиями доктора медицинских наук И.А. Гундарева, пришедшего к выводу о том, что только незначительная доля жизненной прочности человека зависит от того, есть ли на что жить, а львиная - от того, есть ли зачем жить;
Потенциал чувств:
Характеризует богатство эмоциональной сферы человека; его способность адекватно выражать свои чувства; понимать и принимать свои чувства и чувства других. Значимость реализации этого потенциала определена в психологии счастья, психологии здоровья, психосоматической медицине. Позитивный эмоциональный настрой, яркость, интенсивность эмоциональной сферы являются важнейшими психологическими условиями профилактики от хронической усталости души и тела, от истощения нервной системы, развития синдрома эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний;
Потенциал тела:
Способность человека совершенствовать свое тело, осознавать его как часть своей личности;
Общественный потенциал:
Позволяет человеку успешно адаптироваться к социальным условиям, развивая коммуникативную культуру;
Креативный потенциал:
Определяет способность человека к созидающей активности, к деятельности, направленной на преобразование себя и мира. Реализация этого потенциала создает психологическую базу личностной зрелости, развитие способности человека к самореализации, достижению качества жизни, соответствующего его индивидуальности;
Духовный потенциал:
Способность человека развивать духовную природу человека, т.е. его родовое качество, определяющее стиль жизнедеятельности.
Характеристики незрелого мышления, как фактора снижающего психологическую устойчивость:
В процессе актуализации потенциала разума важно осознавать те особенности незрелого мышления, которые способствуют неадекватному восприятию себя, мира, жизни. При восприятии любой жизненной ситуации участвуют два вида информации:
1) объективная информация, поступающая в мозг в данной ситуации;
2) информация, определяющая индивидуальность человека: потребности, мотивы, интересы, стремления, желания, жизненный опыт, установки, чувства, эмоции, психические состояния.
Вся новая информация сначала воспринимается и обрабатывается той частью мозга, которая отвечает за эмоции, а потом поступает в высшие отделы мозга для логического анализа и синтеза. Именно второй вид информации определяет субъективное восприятие любой ситуации и тем самым - действия и поступки людей.
Итак, что такое неадаптивное, незрелое мышление? Выявлено десять наиболее и преодоление конфликтов:
1) максимализм. Человек воспринимает все в черно-белых тонах. Мыслит категориями: «все или ничего». Пытается вместить жизнь в абсолютные категории; тем самым искажается восприятие;
2) общий вывод из единичных фактов;
3) скачущие умозаключения. Есть два вида таких умозаключений: а) возникающие из-за незнания предшествующего; б) возникающие из-за ошибок в вероятностном прогнозировании будущего;
4) выводы, основанные на эмоциях. Человеку мешает адекватно воспринимать ситуацию и конструктивно действовать вера в то, что его эмоции адекватно отражают действительность;
5) ярлыки. Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки чрезмерно упрощены и сильно искажают восприятие реальности. Вешая ярлыки другим, человек не воспринимает противоречивость, многоаспектность, многоуровневость личности и мира, что приводит к конфликтам, а затем блокирует их продуктивное решение. Ярлыки мешают осознать динамичность, как самой конфликтной ситуации, так и поведения, состояния участников конфликта;
6) принятие ответственности за независящие от человека события. Эта ошибка порождает чувство вины, ощущение беспомощности, усиливает комплекс неполноценности, что мешает человеку адекватно воспринимать конфликтную ситуацию и выбирать стиль поведения, соответствующий как объективным условиям, так и своим интересам, чувствам, состояниям;
7) дисквалификация положительного - переосмысление положительных или нейтральных фактов в отрицательные. Эта ошибка - одна из самых разрушительных форм познавательных нарушений, делает восприятие мира и жизни безысходным, угнетающим, подавляющим активность человека, способствующим развитию депрессии;
8) преувеличение и преуменьшение либо позитивного, либо негативного, ослабление реалистичности мышления;
9) психологическая фильтрация событий. Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего. В данном случае нарушается синергичность мышления, восприятие людей и жизни как сложного, противоречивого целого. Подобная ошибка порождает множество проблем и затрудняет процесс их решения, способствует возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов;
10) "можно было бы". Данное нарушение познания вызывает ряд негативных чувств: своей вины, гнева или обиды на других, также способствуя возникновению трудно разрешаемых, подчас злокачественных конфликтов, когда проблема так долго не решается, что конфликт приводит к ощущению жизненного тупика или катастрофы.
На гармоничность внутреннего мира личности, ее психологическую устойчивость крайне негативно воздействует внутренняя конфликтность, обусловленная низким уровнем развития способности конструктивно и своевременно разрешать свои внутренние конфликты.
Затянувшийся или неразрешенный внутриличностный конфликт становится одним из важнейших факторов любых видов внешних конфликтов человека и источником нарушения его социального, психического и физического благополучия.
Компетентность в осознании и решении конфликтов становится в нашу эпоху существенной составной частью профессиональной компетентности человека и показателем его личностной зрелости .
Психологи определили целый спектр психологических условий профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:
Условия профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:
Креативность, т.е. творческое отношение к жизни, способность к самореализации в основных сферах жизнедеятельности;
Чувство юмора;
Умение преодолеть негативный эмоциональный "шлейф" очередного конфликта, снять напряжение.
Реалистическое восприятие жизни. Принятие трудных ситуаций как закономерных явлений действительности;
Синергичность, т.е. способность понимать и принимать человека и мир как единство противоположностей, как сложные, противоречивые, многоуровневые системы;
Обретение смысла жизни, соответствующего своей индивидуальности и обеспечивающего чувство удовлетворенности;
Выработка системы ценностей, принципов, взглядов, помогающих строить адекватные жизненные стратегии;
Выработка динамичности, гибкости мышления и поведения;
Развитие способностей к самопознанию, самоанализу и самоуправлению на всех этапах жизнедеятельности;
Адекватная, устойчивая самооценка;
Умение видеть и своевременно решать проблемы;
Оптимистическое отношение к жизни;
Постоянный личностный рост, развитие личностной зрелости;
Незаменимым условием сохранения и развития психологической устойчивости является создание индивидуальной системы психологической самозащиты внутреннего мира личности от всего спектра негативного воздействия. И об этом в следующей статье.
Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследований. Она действительно представляет собой определённый интерес, так что стоит углубиться в её изучение.
Исследования Эриха Фромма
Принято считать, что потенциал - это человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.
Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода - это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.
О видах деятельности
Потенциал - это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.
Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.
Потенциал - это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.
Личностный потенциал
Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.
Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.
Характеристика ЛП
Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.
Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, - ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Творческий аспект
Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества - творческий (ТП).
В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.
Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают. Все эти качества характеризуют человека с ТП только с лучшей стороны. Неудивительно, что именно такие люди лучше всего проявляют себя в трудовой деятельности.
Креативность
Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.
Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам. Их выдаёт нестандартное мышление, умение формулировать оригинальные идеи, а также игнорирование привычных рамок и границ. Они имеют разносторонние интересы, всегда с удовольствием осваивают новые навыки и знания. Такие люди вызывают у остальных желание с ними познакомиться и пообщаться поближе.
Рабочая сфера
Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.
Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей. Его отличает хорошее здоровье, наличие нравственных принципов, активность, образованность, компетентность, умение практично организовать своё время, аккуратность, дисциплинированность. Люди, умеющие реализовать свой трудовой потенциал, являются ценными работниками.
Самосовершенствование
Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.
Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.
Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.
А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное - это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.
В литературе можно встретить различные термины: «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «уровень жизни», «качество жизни», которые рассматривают человека лишь как экономический ресурс или как потребителя различных благ.
Понятие «человеческий потенциал» выражает представления о человеке как о субъекте деятельности, активном, самоценностном и саморазвивающемся. Сам термин «роїепсіа», означающий одновременно и возможность и внутреннюю силу, ориентирует нас на гуманистическое восприятие людей. По мнению В.М.Шепеля, в XXI в. качество работников как субъектов труда будет признано в цивилизованных странах главным ценностным приоритетом во всех системах управления .
Профессиональный экстремально-психологический потенциал специалистов представляет собой не только набор личностных, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, т.е. пассивную составляющую, обеспечивающую возможность успешно реализовывать профессиональную деятельность в экстремальных условиях, но, что более важно, является генератором самопополнения, т.е. имеет активную составляющую, являющуюся основой профессионально-личностного роста специалистов в экстремальных условиях. Именно эта составляющая потенциала обладает способностью к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, направлена на творческое самовыражение, идентификацию специалистов.
Понятие «потенциал» в настоящее время изучается в следующих аспектах: экономическом (трудовой потенциал), социально-организационном (человеческие ресурсы), социально-экологическом (общая жизнеспособность, жизненный потенциал), психологическом (личностный потенциал), личностно-социальном (организаторский потенциал).
В концепции психологического потенциала в управлении ОВД, разработанной группой ученых пол руководством профессора В.И.Черненилова, в структуре профессий н ал ьн о-п сихоло-гического потенциала сотрудника выделяются следующие две основные подструктуры: 1) психотехнологическая и 2) личностная.
Первая призвана обеспечить рациональное выполнение должностных обязанностей, служит показателем того, какого уровня специалистом может стать данный сотрудник, если определенные психологические переменные будут актуализированы при выполнении профессиональных задач (функций).
Вторая задает систему смысловых координат труда и жизни в целом: определяет, какой личностью может развиться данный человек и как это может сказаться на его профессиональной деятельности и жизни в целом.
В соответствии с указанной концепцией, В.М.Поздняков и И.Е.Реуцкая под профессионально-психологическим потенциалом сотрудника ОВД понимают интегративное состояние имеющихся, но иногда остающихся невостребованными психологических составляющих личности, которые могут быть ею актуализированы и реально использованы в профессиональной деятельности. При этом психотехнологическая подструктура потенциала понимается как проекция целостной психики сотрудника ОВД на плоскость требований к нему как специалисту, предъявляемых в современных условиях. В ней полностью проявляется личность в ее влиянии на все аспекты профессиональной деятельности. Личностная подструктура потенциала понимается как все то, что делает человека личностью, а не узким функционером: масштаб понимания происходящего, масштаб мышления, кругозор, открытость новому, гражданское мужество, понимание ответственности за судьбы людей, включая ответственность перед потомками и Отечеством в целом.
В указанных подходах не полностью учитывается главная особенность профессионально-психологического потенциала, которая делает его основным компонентом психики специалиста. Эта особенность наиболее рельефно просматривается в экстремальных условиях.
К понятию профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов следует подходить с учетом не только личностных характеристик, но и с учетом всей совокупности внешних факторов, влияющих на эту личность, индивидуальных, социальных, деятельностных, обстановочных. В экстремальных условиях происходит не просто актуализация профессионального экстремально-психологического потенциала специалиста (который может быть представлен только своей пассивной составляющей различного уровня, при этом активная составляющая может отсутствовать или быть незначительной), а его становление и развитие, как специфического психического феномена. Причем, характеризуя потенциал, целесообразно говорить не о результатах становления специалиста и развития личности, а об особенностях самого процесса, возможностях, качестве, скорости, сроках становления и развития мастерства специалистов. Именно эти параметры, а не абстрактный, пусть даже позитивный результат имеют решающее значение при характеристике профессионального экстремально-психологического потенциала и при профессионально-личностном росте специалиста.
Итак, можно заключить, что под профессиональным экстремально-психологическим потенциалом специалиста следует понимать интегративную совокупность психических компонентов, имеющих как пассивное, так и активное содержание различных уровней и пропорций, которая формируется и развивается под влиянием и внутренних личностных условий, и внешних - де-ятельностных, социальных, обстановочных. Причем возможности, качество, сроки и скорость протекания этих процессов (формирования и развития) зависят от состояния и функционирования системы: «специалист -жизнедеятельность + экстремальные условия (обстановочный компонент) -функциональная группа» (см. рис. 1).
В пассивную группу компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов целесообразно включить не обладающие побудительной силой операциональную (знания, умения, навыки, привычки, общие и специальные способности, свойства) и психодинамическую (выносливость, энергичность, ритм труда, работоспособность и пр.) составляющие структуры личности, разработанной профессором Академии управления МВД России А. М.Столяренко, в активную - обладающую побудительной силой нравственно-мотивационную составляющую (ценности, идеалы, потребности, мотивы, направленность, установки, цели).
Экстремальные ситуации не только способствуют, но и являются обязательным условием формирования и развития профессионального экстремально-психологического потенциала должным образом подготовленных специалистов. Вместе с тем они могут приводить к полной профессиональной и личностной деградации неподготовленных специалистов. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов более восприимчива к изменениям условий деятельности и может служить своеобразным индикатором уровня сформированное™ и развития всего потенциала специалистов в экстремальных условиях. Эта диагностическая особенность потенциала использовалась в процессе психологического сопровождения и подготовки сотрудников спецподразделений в экстремальных условиях. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов способствует формированию и развитию всего потенциала, в том числе за счет накопления потенций пассивной группы компонентов.
Экстремальные условия профессиональной деятельности вынуждают специалистов осуществлять глубокие личностные трансформации психики. Эти изменения проявляются в процессе профессионального становления, адаптации, развития и совершенствования специалистов в экстремальных условиях.
В экстремальных условиях процесс профессионального становления в аспекте его динамики протекает по другой схеме, чем в обычных условиях. Он более стремителен, потому что выжить в экстремальных условиях можно, только обладая достаточным уровнем профессионализма, как правило, конфликтен, так как характер личности наталкивается на жесткие условия жизнедеятельности и взаимодействия между специалистами, имеет высокую степень психологического привыкания к риску («сдвиг к риску»).
А. М.Столяренко в психологическом потенциале руководителя ОВД предлагает учитывать следующие особенности: 1) индивидуальную управленческую концепцию; 2) развитость морально-психологических качеств; 3) управленческую подготовленность; 4) интеллектуальные способности; 5) эмоционально-волевые свойства; 6) коммуникативные качества.
Профессиональный экстремально-психологический потенциал руководителя подразделения в экстремальных условиях, помимо указанных компонентов, должен включать в себя:
Развитые организаторские способности и навыки (координация взаимосогласованных и взаимодополняющих действий;
Высокий уровень доверия себе и функциональной группе (следовательно, высокий уровень ответственности);
Способности к помогающим (обучающим) действиям, улучшающим (совершенствующим) действия подчиненных сотрудников (содействие).
Развитую подсознательную сферу психики и высокие навыки управления этой сферой.
Основным условием повышения профессионального экстремально-психологического потенциала руководителя в экстремальных условиях является развитие у него аутопсихологической компетентности, которая приобретается в процессе профессиональной экстремально-психологической подготовки, самоподготовки, психоконсультирования и профессиональной деятельности (взаимодействия).
Аутопсихологическая компетентность руководителя является составной частью его профессиональной компетентности. В сочетании со способностями профессиональная компетентность образует так называемый «практический интеллект» (школа Стернберга), который может рассматриваться как форма приобретаемого опыта в процессе проведения специальных операций.
Латинское слово intellectus - «разумение, постижение» - в словарях обычно переводится как «ум, умственные способности». Считается, что именно они во многом предопределяют успех в обучении и решении сотрудником возникающих жизненных проблем. Однако это оценивание в области лишь так называемого «академического» интеллекта, характеризующего успешность обучения и решения задач абстрактно-теоретического плана. Вместе с тем с 80-х гг. XX в. психологами разрабатываются понятия «социального», «эмоционального», а также «практического» интеллекта, которые позволяют более надежно делать прогноз в отношении решения человеком проблем, возникающих в повседневной жизни, в труде и при взаимодействии с другими людьми.
Интеллект, и прежде всего практический интеллект, крайне важен для руководителей, работающих в экстремальных условиях, так как они обязаны для успешности своих действий распознавать и решать внезапно возникающие проблемы, намечать и формулировать стратегии решения задач, оптимизировать потоки поступающей из разных источников информации и распределять имеющиеся ресурсы, лично участвовать в решении или контролировать решение проблемы и давать ей оценку. Развитие практического интеллекта связано с развитием у руководителей навыков работы в профессиональных ситуациях, наполненных избыточной оперативной информацией, при ее недостатке или полном отсутствии. Для развития практического интеллекта руководителей к деятельности в экстремальных условиях необходимо развивать у них навыки концентрации, распределения и удержания внимания на одном и нескольких объектах, профессионального восприятия ситуации, распознавания, структурирования, сортировки, ментального достраивания (конструирования), извлечения из памяти, использования различных информационных потоков. Кроме того, важным являются навыки вербального и невербального общения на уровне полного взаимопонимания с подчиненными.
При решении новых задач в экстремальных условиях руководителю недостаточно одного интеллекта. Он является лишь основой, на которой базируются и приобретают ведущее значение личностные особенности (креативность, мотивация, воля, интуиция).
Латинское слово create переводится как «сотворение, созидание нового». Креативность проявляется не только в особенностях мышления (превалирование дивергентного (разнонаправленного, целостно-образного) над конвергентным (однонаправленным, парциальным) мышлением, по классификации Дж. Гилфорда), но и в специфике интеллектуальной активности, связанной с особенностями мотивации (прежде всего со склонностью к любознательности и риску), а также со способностью интуитивного постижения нюансов ситуации и преодоления барьеров в совместной деятельности и общении }