Биографии Характеристики Анализ

Курс лекций по педагогической психологии. Введение

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в вузах Российской Федерации.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.

Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Задачи курса:

– сформировать у студентов понятийный аппарат психолого-педагогической науки;

– обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;

– научить студентов оценивать влияние субъективных и объективных факторов, действующих на отношения человека с другими людьми;

– дать основы психологических знаний о личности – ее деятельности, основных свойствах и способах воспитания;

– раскрыть природу свойств и явлений человеческой психики, механизмов и закономерностей памяти, мышления, особенностей поведения человека;

– научить студентов управлять своими эмоциональными состояниями, а также развивать свою память, внимание, волю;

– удовлетворить интерес студентов к образованию, закономерностям и особенностям педагогического процесса.

Одной из важнейших задач учебной дисциплины «Психология и педагогика» является выработка у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, методов, средств, психолого-педагогических технологий самосовершенствования и влияния на потенциальных подчиненных в целях повышения своей и их профессиональной компетентности. Вместе с тем данный курс лекций, каким бы глубоким и разносторонним ни было его содержание, не в состоянии дать исчерпывающие рекомендации на каждый конкретный случай, с которым может встретиться выпускник высшего образовательного учреждения в своей практической деятельности. В этой связи основной упор в изучении дисциплины делается на формирование у студентов умения методически верно строить служебные и межличностные отношения, правильно организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, творчески применять передовой опыт обучения, воспитания, самосовершенствования, оказания психологической помощи.

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен уметь:

– применять теоретические знания в своей профессиональной практической деятельности;

– подбирать научно-методическую литературу по определенной тематике;

– дискутировать по актуальным проблемам психологии и педагогики;

– аргументировать свою точку зрения;

– проводить анализ образовательной ситуации;

– ставить задачи по решению проблем образовательного процесса.

Цели, стоящие перед российским обществом, требуют от выпускников высших образовательных учреждений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями в выполнении практических задач. Многоплановые вопросы профессиональной деятельности руководитель не может решать без учета индивидуальных особенностей сотрудников, психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик всех сторон профессиональной деятельности. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит не только успех в решении практических задач, но и авторитет руководителя.

Современным руководителям всех уровней необходимо владеть методами формирования коллектива, уметь анализировать межличностные отношения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, знать психологические особенности персонала, эффективно влиять на совершенствование работника как личности, а также понимать сущность педагогического процесса, использовать наиболее перспективные методы и технологии обучения и воспитания.

Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и гармоничного развития личности, эффективного выполнения ее функций в обществе, коллективе, семье.

Учебная дисциплина занимает важное место в общей системе подготовки студентов. Обучение базируется на глубоком усвоении различных наук, изучающих человека, прежде всего общественных дисциплин, которые преподаются в российских вузах в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А.К.

М.: КДУ, 2008. - 192 с.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Формат: doc+pdf / zip

Размер: 3 ,7 Мб

Скачать

Содержание
Введение 3
Лекция 1. Психология как наука и практика 8
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 9
2. Место психологии в системе наук 16
3. Основные отрасли психологии 19
4. Основные этапы развития психологической науки 21
5. Основные направления психологии 26
Лекция 2. Психология личности 29
1. Теории личности 29
2. Индивидуальность 31
Лекция 3. Психика 43
1. Эволюция психики 44
2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики 48
3. Психика, поведение, деятельность 50
Лекция 4. Сознание 55
1. Сознание и его свойства. Виды сознания 55
2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция» 57
3. Соотношение сознания и бессознательного 58
Лекция 5. Психические явления 61
1. Познавательные психические процессы 63
2. Эмоции и чувства 79
Лекция 6. Межличностные отношения 81
1. Общение 81
2. Перцепция 84
3. Аттракция 85
4. Общение и речь 86
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 89
1. Группа и ее характеристики. Малая группа 89
2. Коллектив 94
3. Межличностные отношения в группах и коллективах 96
Лекция 8. Педагогика как наука 98
1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики 98
2. Место педагогики в системе наук 104
3. Система педагогических наук 106
Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 107
1. Образование как социальное явление 107
2. Образование как социокультурный феномен 108
3. Образование как система 109
4. Современное мировое образовательное пространство 110
5. Свойства современного образования 112
6. Образовательная система России 115
Лекция 10. Педагогический процесс 117
1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса 117
2. Основные системы организации педагогического процесса 121
3. Управленческий цикл 124
Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса. 127
1. Сущность и структура обучения 127
2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения 129
3. Методы обучения 130
4. Формы обучения 133
Лекция 12. Организация учебной деятельности в вузе 134
1. Формы организации учебной деятельности в вузе 136
2. Самостоятельная работа студентов 140
3. Педагогический контроль в высшей школе 142
Лекция 13. Теоретические основы воспитания 144
1. Сущность, цели, содержание, организация, воспитания 144
2. Закономерности и принципы воспитания 147
3. Методы воспитания 150
Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 152
1. Семья как малая группа 153
2. Семейное воспитание 155
3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей 157
4. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты 162
5. Психологический контакт между родителями и детьми 166
Вопросы для самопроверки 168
Приложения 171
1. Методические рекомендации по написанию рефератов 171
2. Словарь основных психологических терминов 181
3. Словарь основных педагогических терминов 183
Литература 187

Название: Психология и педагогика. Курс лекций.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.
Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в ВУЗах Российской Федерации.
В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.
Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.
Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Содержание
Введение 3
Лекция 1. Психология как наука и практика 8
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 9
2. Место психологии в системе наук 16
3. Основные отрасли психологии 19
4. Основные этапы развития психологической науки 21
5. Основные направления психологии 26
Лекция 2. Психология личности 29
1. Теории личности 29
2. Индивидуальность 31
Лекция 3. Психика 43
1. Эволюция психики 44
2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики 48
3. Психика, поведение, деятельность 50
Лекция 4. Сознание 55
1. Сознание и его свойства. Виды сознания 55
2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция» 57
3. Соотношение сознания и бессознательного 58
Лекция 5. Психические явления 61
1. Познавательные психические процессы 63
2. Эмоции и чувства 79
Лекция 6. Межличностные отношения 81
1. Общение 81
2. Перцепция 84
3. Аттракция 85
4. Общение и речь 86
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 89
1. Группа и ее характеристики. Малая группа 89
2. Коллектив 94
3. Межличностные отношения в группах и коллективах 96
Лекция 8. Педагогика как наука 98
1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики 98
2. Место педагогики в системе наук 104
3. Система педагогических наук 106
Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 107
1. Образование как социальное явление 107
2. Образование как социокультурный феномен 108
3. Образование как система 109
4. Современное мировое образовательное пространство 110
5. Свойства современного образования 112
6. Образовательная система России 115
Лекция 10. Педагогический процесс 117
1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса 117
2. Основные системы организации педагогического процесса 121
3. Управленческий цикл 124
Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса. 127
1. Сущность и структура обучения 127
2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения 129
3. Методы обучения 130
4. Формы обучения 133
Лекция 12. Организация учебной деятельности в ВУЗе 134
1. Формы организации учебной деятельности в ВУЗе 136
2. Самостоятельная работа студентов 140
3. Педагогический контроль в высшей школе 142
Лекция 13. Теоретические основы воспитания 144
1. Сущность, цели, содержание, организация, воспитания 144
2. Закономерности и принципы воспитания 147
3. Методы воспитания 150
Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 152
1. Семья как малая группа 153
2. Семейное воспитание 155
3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей 157
4. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты 162
5. Психологический контакт между родителями и детьми 166
Вопросы для самопроверки 168
Приложения 171
1. Методические рекомендации по написанию рефератов 171
2. Словарь основных психологических терминов 181
3. Словарь основных педагогических терминов 183
Литература 187

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А.К. 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru

«Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008

ISBN 978-5-98227-369-7

Аннотация

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Анна Константиновна Луковцева Психология и педагогика. Курс лекций Введение

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в вузах Российской Федерации.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.

Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Задачи курса:

– сформировать у студентов понятийный аппарат психолого-педагогической науки;

– обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;

– научить студентов оценивать влияние субъективных и объективных факторов, действующих на отношения человека с другими людьми;

– дать основы психологических знаний о личности – ее деятельности, основных свойствах и способах воспитания;

– раскрыть природу свойств и явлений человеческой психики, механизмов и закономерностей памяти, мышления, особенностей поведения человека;

– научить студентов управлять своими эмоциональными состояниями, а также развивать свою память, внимание, волю;

– удовлетворить интерес студентов к образованию, закономерностям и особенностям педагогического процесса.

Одной из важнейших задач учебной дисциплины «Психология и педагогика» является выработка у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, методов, средств, психолого-педагогических технологий самосовершенствования и влияния на потенциальных подчиненных в целях повышения своей и их профессиональной компетентности. Вместе с тем данный курс лекций, каким бы глубоким и разносторонним ни было его содержание, не в состоянии дать исчерпывающие рекомендации на каждый конкретный случай, с которым может встретиться выпускник высшего образовательного учреждения в своей практической деятельности. В этой связи основной упор в изучении дисциплины делается на формирование у студентов умения методически верно строить служебные и межличностные отношения, правильно организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, творчески применять передовой опыт обучения, воспитания, самосовершенствования, оказания психологической помощи.

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен уметь:

– применять теоретические знания в своей профессиональной практической деятельности;

– подбирать научно-методическую литературу по определенной тематике;

– дискутировать по актуальным проблемам психологии и педагогики;

– аргументировать свою точку зрения;

– проводить анализ образовательной ситуации;

– ставить задачи по решению проблем образовательного процесса.

Цели, стоящие перед российским обществом, требуют от выпускников высших образовательных учреждений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями в выполнении практических задач. Многоплановые вопросы профессиональной деятельности руководитель не может решать без учета индивидуальных особенностей сотрудников, психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик всех сторон профессиональной деятельности. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит не только успех в решении практических задач, но и авторитет руководителя.

Современным руководителям всех уровней необходимо владеть методами формирования коллектива, уметь анализировать межличностные отношения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, знать психологические особенности персонала, эффективно влиять на совершенствование работника как личности, а также понимать сущность педагогического процесса, использовать наиболее перспективные методы и технологии обучения и воспитания.

Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и гармоничного развития личности, эффективного выполнения ее функций в обществе, коллективе, семье.

Учебная дисциплина занимает важное место в общей системе подготовки студентов. Обучение базируется на глубоком усвоении различных наук, изучающих человека, прежде всего общественных дисциплин, которые преподаются в российских вузах в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Под стандартом 1 образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающая общественный идеал и учитывающая возможности реальной личности и системы образования при достижении этого идеала.

Государственный образовательный стандарт 2 высшего профессионального образования Российской Федерации по дисциплине «Психология и педагогика»

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Введение

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в вузах Российской Федерации.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Целью курса

является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.

Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Задачи курса:

Лекция 1. Психология как наука и практика

Психология

изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

♦ психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

♦ психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования мировой организационной структуры психологической науки;

♦ психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

1. Предмет, объект, задачи и методы психологии

Предметом

психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

♦ в XVIII в. место души заняли

явления сознания,

т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало

поведение;

2. Место психологии в системе наук

Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека. Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и

философии.

Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.

Долгое время существовало принципиальное разделение философии на материалистическую и идеалистическую. Чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций. Для психологии оба эти основные течения философии имеют одинаковую значимость: материалистическая философия явилась базой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций, идеалистическое направление дало возможность изучения таких понятий, как, например, ответственность, смысл жизни, совесть, духовность. Следовательно, использование в психологии обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Другой наукой, которая так же, как и психология, изучает проблемы, связанные с личностью и обществом, является

социология,

которая заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование. Есть проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.

Еще одной наукой, тесно связанной с психологией, является

3. Основные отрасли психологии

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые! и прикладные (специальные!.

Фундаментальные

отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология

– отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:

Психические процессы;

Психические свойства;

4. Основные этапы развития психологической науки

Исторически первым появилось учение о душе. Своим названием психология обязана греческой мифологии – рассказанному Апулеем мифу об Амуре и Психее, в котором говорится о царе и трех его дочерях. Младшая была красивее всех, ее звали Психея. Слава о ее красоте пролетела по всей земле, но Психея страдала от того, что ею только любуются: она хотела любви. Отец Психеи обратился к оракулу за советом, и оракул ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена в уединенное место для брака с чудовищем. Несчастный отец выполнил волю оракула. Порыв ветра перенес Психею в чудесный дворец, где она стала женой невидимого супруга. Загадочный супруг Психеи взял с нее обещание, что она не будет стремиться увидеть его лицо. Но злые сестры из зависти подговорили доверчивую Психею разглядеть супруга, когда он заснет. Ночью Психея зажгла светильник и, увидев своего супруга, узнала в нем бога любви Амура. Пораженная красотой его лица, Психея любовалась Амуром, но капля горячего масла светильника упала на его плечо, и Амур проснулся. Оскорбленный, он улетел, а Психея пошла по земле искать своего возлюбленного. После долгих скитаний она оказалась под одной крышей с Амуром, но не могла с ним видеться. Мать Амура – Венера – заставила ее выполнять немыслимые работы; только благодаря чудесной помощи богов Психея справлялась с испытаниями. Когда Амур выздоровел после ожога, он стал умолять Зевса разрешить ему брак с Психеей. Видя их любовь и подвиги Психеи во имя любви, Зевс согласился на их брак, и Психея получила бессмертие. Таким образом, благодаря своей любви влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф – образец истинной любви, высшей реализации человеческой души, которая, только наполнившись любовью, стала бессмертной. Поэтому именно Психея стала символом бессмертия, символом души, ищущей свой идеал.

Дошедшие до нас из глубины веков письменные источники знаний свидетельствуют о том, что интерес к психологическим явлениям зародился у людей очень давно. Первые представления о психике были связаны с

Демокрит (460–370 гг. до н. э.) разработал атомистическую модель мира. Душа – это материальное вещество, которое состоит из шарообразных, легких, подвижных атомов огня. Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами. Например, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно исходящими от предметов.

Согласно учению древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.) душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, объятое различными желаниями и страстями, берет верх над душой. Душевные явления подразделяются на разум, мужество (в современной трактовке – воля) и вожделение (мотивация). Согласно Платону разум у человека размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Их гармоническое единство придает целостность душевной жизни человека.

Вершиной античной психологии явилось учение Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) о душе. Его трактат «О душе» – первое специальное психологическое сочинение. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время Аристотель считал невозможным рассматривать душу в отрыве от материи (живого тела1. Душа, по Аристотелю, хотя и бестелесна, но она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление, или внутренняя активность организма. Чувственные восприятия составляют начало познания. Память сохраняет и воспроизводит ощущения.