Биографии Характеристики Анализ

Педагогическое взаимодействие и его виды. Сущность и структура взаимодействия

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/1991

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Еще раз о сущности и содержании взаимодействия войск (сил)

Полковник В. В. ВАРВИНЕНКО ,

кандидат военных наук

КОНТР-АДМИРАЛ В. Г. Лебедько поднял актуальный вопрос о сущности взаимодействия и классификации войск. Высказанные им предложения, по моему мнению, интересны и перспективны, так как дают возможность более упорядочению организовывать взаимодействие войск, а также сделать очередной шаг в уточнении этих проблем. Ведь именно в неразработанности общетеоретических положений кроется одна из причин недостаточно качественного решения практических вопросов взаимодействия. Вместе с тем автор, рассматривая взаимодействие как отношения и связи объектов между собой, не обратил внимания (или не имел возможности в рамках данной статьи) на одно не очень видимое противоречие. Для его «проявления» обратимся к практике.

При анализе боевых действий причины побед и поражений во многих случаях объясняются наличием или отсутствием взаимодействия. Так, например, генерал-полковник М. С. Хозин причины неуспеха первой операции по прорыву блокады Ленинграда зимой 1941/42 года объясняет тем, что не было «налажено» взаимодействие как между, так и внутри подразделений, частей и соединений; между пехотой, артиллерией и танками. Однако достаточно очевидно, что отношения и взаимные связи в действиях различных группировок войск присутствуют в той или иной мере во всех случаях. В рассмотренном примере артиллерия уничтожала противника и создавала более благоприятные условия для действий пехоты, которая в свою очередь защищала артиллеристов и т. д. Но эти отношения между ними не были достаточно отработаны и не имели конкретной направленности на выполнение поставленных задач.

Следовательно, взаимные связи в действиях войск имеют место всегда, но организованного и управляемого взаимодействия между ними может и не быть. Таким образом, данное противоречие можно снять, если ввести целевую направленность в определение взаимодействия войск. При этом его сущность будет заключаться не просто в отношениях и связях, но и в их целенаправленности. Именно в этом, по моему мнению, заключается основное отличие категорий «взаимодействие войск» и «взаимодействие». Посредством целенаправленных отношений и связей происходит объединение действий войск в определенную целостность - виды, способы и формы их применения. Учитывая, что целевая направленность взаимных связей в действиях войск может проявляться только в динамике, можно сказать: взаимодействие войск - это согласованные действия подразделений, частей, соединений и объединений для достижения цели удара, боя, боевых действий, сражения, операции.

Данное определение отличается от других отсутствием в нем описания конкретного характера взаимных связей: «По задачам (объектам), направлениям (рубежам, районам), времени и способам действий».

Указывать этот характер непосредственно в определении категории, на мой взгляд, нецелесообразно. Во-первых, диапазон отношений в действиях группировок войск значительно богаче (кроме названных, взаимные связи могут быть по целям, месту, зонам, секторам, высотам, ТВД и т. д.) и дать их в одном определении практически невозможно. Во-вторых, в каждом конкретном случае в действиях войск из всего возможного множества отношений будет иметь место только их часть, которая и определит содержание взаимодействия.

В утилитарных целях содержание взаимодействия войск описывается четырьмя основными способами (типами) или их сочетанием, исходя из характера взаимных связей.

Взаимодействие по задачам заключается в сосредоточении (распределении) усилий группировок войск на выполнение (с определенной вероятностью, уровнем или объемом) одной или нескольких задач.

Взаимодействие в пространстве (для отдельных группировок войск - разделением пространства действий) предполагает применение каждого из взаимодействующих объединений (соединений, частей, подразделений) в определенной сфере (районе, зоне, на рубеже, в секторе, полосе, на высоте, глубине, направлении).

Взаимодействие по времени обусловливается предписанными временными режимами применения войск и функционирования их средств.

Взаимодействие по способам предусматривает использование взаимосовместимых и (или) взаимодополняющих приемов применения войск и их средств.

Согласованные действия войск в пространстве и по времени - более простые способы (типы) взаимодействия при их реализации. На оперативном уровне разделение пространства - один из основных способов (типов) взаимодействия между объединениями, так как многие из них выполняют боевые задачи в своих границах (полосе) ответственности. На тактическом уровне данный способ (тип) применяется главным образом в целях обеспечения взаимной безопасности. Например, разделением действий ИА и ЗРВ по времени или в пространстве обеспечивается безопасность истребителей.

Взаимодействия по задачам и по способам их выполнения более сложные в реализации. Однако именно их организация обеспечивает наиболее эффективное применение разнородных войск за счет взаимной компенсации слабых сторон. Например, зенитные ракетные дивизионы дальнего действия, уничтожая постановщики помех, а дивизионы малой дальности - крылатые ракеты и другие СВН на малых высотах, компенсируют слабые свойства друг друга: низкую эффективность стрельбы по маловысотным целям одних и недостаточную помехозащищенность других.

Выбор способов (типов) взаимодействия войск обусловливается конкретным видом, способом и формой их применения. Но существует и обратная связь: при нарушении взаимодействия между группировками войск или их средствами конкретные способы и формы действий войск распадаются. Например, взаимодействие частей ЗРВ и ИА по зонам и по времени определяет общий способ последовательного уничтожения СВН противника: первоначально истребителями в своей зоне, а затем зенитными ракетными дивизионами в своей. Если же их действия не согласуются, способ (тип) взаимодействия разделением пространства и по времени, а также и способ последовательного уничтожения СВН противника может нарушиться.

Таким образом, каждому виду, способу и форме применения войск может соответствовать свой конкретный способ (тип) взаимодействия войск или их набор. Задача командования и штабов будет состоять в поиске рациональных из них (вместе с наиболее эффективными способами действий).

Поэтому для практики организации операций и других форм военных действий классификация взаимодействия войск по способам может существенно дополнить видовую. Так, в приведенном в статье контр-адмирала В. Г. Лебедько примере по уничтожению конвоя силами флота и истребительно-бомбардировочной авиацией фронта могут иметь место следующие способы (типы) взаимодействия. При отсутствии целенаправленной увязки в действиях сил флота и войск фронта взаимодействия между ними не будет, соответственно нет смысла говорить и о его способах, однако комменсальная связь здесь сохранится. В случае если задача уничтожения конвоя поставлена флоту старшим начальником как одна из задач операции более высокого уровня, то здесь имеют место мутуалистические связи, выраженные сочетанием способов (типов) взаимодействия по задачам и в пространстве, а также и по времени, если согласовано время уничтожения конвоя. При совместном и одновременном уничтожении конвоя силами флота и истребительно-бомбардировочной авиацией фронта кооперативные связи, очевидно, потребуют согласования их действий по способам выполнения задач. Показанные способы (типы) позволяют четко определить практические мероприятия по их реализации и содержание документов по взаимодействию.

Таким образом, приведенные определения категорий «взаимодействие войск», «способы (типы) взаимодействий», а также классификация этих способов (типов) позволяют, по моему мнению, в каждом конкретном случае более целенаправленно находить рациональные из них и повышать общую эффективность действий войск.

Военная мысль. - 1990. - № 11. - С. 46-48.

Военно-исторический журнал. - 1966. - № 2, - С. 45-^-46.

Военная мысль. - 1990. - № 11. - С. 48.

Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения [Степаненков Н.К., 2005]. От удачного выбора формы воздействия порой зависит эффективность самого воздействия. В рамках нашей работы мы будем опираться на эту классификацию для разработки итогового занятия с родителями.

Важно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом. Если форма работы - элемент организации, то метод - это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [Капралова Р.М., 2001].

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании [Воликова Т.В., 2009].

Принципы педагогического взаимодействия педагогов и родителей:

· доверительность отношений между педагогом и родителями;

· личностная заинтересованность, т.е. «никого ничему нельзя заставить

· научиться, человек должен сам захотеть и научиться»;

· подход к родителям не как объектам воспитания, а как активным субъектам процесса взаимодействия;

· утверждение их самоценности, т.е. проявление уважения к каждому родителю;

· эмансипация родителей, т.е. пробуждение их желания познать самих себя.

Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание - основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [Лизинский В.М., 2007]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [Щуркова Н.Е., 2008]. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся [Черноусова Ф.П., 2004].

Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских собраний:

Собрания-беседы на воспитательные темы

Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье

Собрания-консультации

Собрания в форме круглого стола [Стефановская Т.А., 2006].

Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха[Степаненков Н.К., 1998].

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной,интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы. Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения [Рожкова М.И., 2009]. Основным содержанием работы классного руководителя является работа с родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к совместной работе по проведению праздников, дежурству по школе вместе с учащимися, по организации соревнований и т.д.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д. [Сластенина В.А., 2004].

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя [Рожков М.И., 2009].

Именно в процессе взаимодействия с родителями педагоги осознают свою роль в воспитании детей. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни.

Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей [Сластенина В.А., 2004].

Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней.

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношение к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.

Типы педагогического взаимодействия.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак.

1. По субъекту и объект- субъекту: личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллективпедагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

Кроме этого выделяют случайное или преднамеренное , частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное или невербальное взаимодействие, продуктивное и непродуктивное. Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон. Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости. Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.Особенностью внушения являются его направленность не на логику и разум личности, не на его готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитарным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их. С внушением тесно связано подражание.

Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражал, осознавал, что это действие и мысли производны от действий и мыслей педагога. Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества паритетности и сотрудничества.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны , они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга. В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

В школьной практике воспитание не всегда строится на основе взаимодействия, учитель достаточно часто выбирает не демократическое (взаимодействующее), а авторитарно подавляющее поведение. Источниками такого поведения являются: иерархическая организация большинства государственных и общественных структур; собственный опыт воспитания; попытка компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога и др.

Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяются отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает у них соответствующее эмоциональное отношение. Принято выделять следующие основные стили педагогического отношения.

1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.

2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны.

3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.

4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания.

5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников.

Следует отметить, что закономерности межличностного взаимодействия с 60-х годов ХХ века находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных психологов. Результаты их исследований легли в основу ряда соответствующих научных теорий.

Проблема закономерностей и содержания межличностного взаимодействия в отечественной психологии (Андреева Г.М., Донцов А.И., Петровский Л.А. и др.) исследуется преимущественно в рамках социального взаимодействия, в котором поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов. При этом, взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия в группе может быть как симметричной (равной), так и несимметричной. В последнем случае одна из сторон сильнее влияет на другую. В этом случае выделяются одно- и двухстороннюю интеракции (личностное взаимодействие в социальной группе), каждая из которых может охватывать как все сферы человеческой деятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности (локальная интеракция). В независимых секторах интеракции военнослужащие могут и не оказывать никакого влияния друг на друга.

В рассматриваемом подходе отечественной психологии также выделяются организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей. Неорганизованная интеракция возникает в том случае, когда от- ношения и ценности военнослужащих находятся в аморфном состоянии – их права, обязанности, функции и социальные позиции не определены.

Наиболее популярными зарубежными подходами к рассматриваемой проблеме являются три теории - обмена, символического интеракционизма и психоаналитическая теория.

Теория обмена (Дж.Хоманс, П.Блау) рассматривает социальное поведение как взаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом. Они могут быть объяснены положениями, основанными на психологическом бихевиоризме. Согласно его основам, поведение человека подчинено основному правилу: чем чаще социальное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремиться производить это действие. Если человек ожидает положительный, нужный для него результат от взаимодействия с другими людьми, то контакт продолжается. В то же время авторы теории считают, что социальная связь (межличностное взаимодействие) устанавливается и поддерживается, только если она соответствует личностной целесообразности и плата за нее не превышает вознаграждения; если достигнута взаимная согласованность и единство критериев платы и вознаграждения всех участников социального взаимодействия. При этом если одна из сторон ущемлена, то она будет стремиться пересмотреть эти связи и отрегулировать их заново. В противном случае создаются условия для конфликта.

Теория символического интеракционизма (Дж.Мид, Г.Блумер) исходит из того, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Она рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают и осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интеракционисты подчеркивают, что речь выступает главным фактором человеческого взаимодействия. Она имеет символическую природу и любой языковой символ (слово) выступает частным значением, возникшим в результате единичного взаимодействия и имеющим договорную природу. Сходное понимание слов, жестов и других символов облегчает взаимодействие, позволяет правильно интерпретировать поведение друг друга. В этом случае люди корректируют свои действия, приспосабливают собственное поведение к действиям других и стремятся видеть себя глазами группы.

Психоаналитическая теория (З.Фрейд) предполагает, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт и люди невольно применяют те понятия, которые усвоили в раннем детстве. Автор теории считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли их родители. В таких ситуациях люди как бы возвращаются к более ранней стадии своего развития. И если их взаимодействие первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

Рассмотренные психологические основы формирования коллектива в результате установления между его членами межличностных контактов и последующего межличностного взаимодействия, создают необходимые условия для его изучения уже как непосредственно социально-психологического явления. Однако, учитывая интересующую нас сферу, главное внимание нами по-прежнему будет сосредоточено на его психологическом аспекте.

Взаимодействие - универсальная форма развития, обо­юдного изменения явлений, как в природе, так и в обще­стве, приводящего каждое звено в новое качественное со­стояние. Взаимодействие отображает широкий круг процес­сов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит об­мен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осу­ществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаи­модействию людей: конкретное поведение, с одной сторо­ны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодей­ствие служит в этом процессе способом освоения культур­ного наследия предшествующих поколений.

В образовательном учреждении, в семье идет освоение со­циального наследия, созданного предыдущими поколени­ями, а также тех ценностей, которые отличают данную об­щность людей. В коллективе, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу, всегда отличается взаи­модействие педагогов и учащихся, по-особому идет процесс передачи опыта. Так, в школе, где сложились и естественно сохраняются сотруднические отношения старших и млад­ших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге ста­новятся нормой. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.

В условиях образовательного учреждения передача опы­та, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух формах: в процессе взаимодействия педагогов и де­тей, т. е. в специально организованном учебно-воспитатель­ном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших подростков. Чем теснее и многообразнее кон­такты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного на­следия, традиций в коллективе, но станет ли это достояни­ем младших поколений - зависит от характера взаимодей­ствия педагогов и учащихся.



В любом взаимодействии, как правило, одна сторона ак­тивнее другой с точки зрения обмена информацией, энерги­ей, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьни­ки, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия со-. циального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой фор­ме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Ча­сто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мас­терства учителей. Информация, полученная от школьни­ков, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существен­ные коррективы в их замыслы.

Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Социальное взаимодействие - более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных за­дач, то социальное взаимодействие характеризуется как сти­хийными контактами, так и специально организованными. В условиях образовательного учреждения воспитатели пла­нируют и осуществляют целенаправленное педагогическое взаимодействие с детьми и между детьми. Но при этом не­обходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения социаль­ного взаимодействия учащихся, включения их в систему социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в не­организованной среде.

Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном кол­лективе одновременно происходит в разных системах: меж­ду школьниками (сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все си­стемы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относи­тельную самостоятельность. Среди названных систем на­правляющую роль по отношению к другим выполняет вза­имодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношения педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученичес­ком коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимо­действия в школьном коллективе.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаи­модействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, вза­имные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловле­ны. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования поло­жительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Ак­тивные совместные дела педагогов и учащихся, в свою оче­редь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют уси­лению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость - феномен, характери­зующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характе­ризуется прежде всего максимально возможной удовлетво­ренностью партнеров друг другом, значительными эмоци­онально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодей­ствия. При оптимальной срабатываемости главным источ­ником удовлетворения взаимодействием является совмес­тная работа, при оптимальной совместимости этим источ­ником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вмес­те с тем необходимо помнить, что взаимодействие участни­ков воспитательного процесса - это не самоцель, а важней­шее средство, необходимый способ успешного решения по­ставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личности педагогов и школьников, степе­нью достижения результатов в соответствии с теми задача­ми, которые ставились. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогическо­го процесса:

по взаимопознанию - объективность знания личност­ных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

по взаимопониманию - понимание общей цели взаи­модействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие труд­ностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооце­нок; совпадение установок на совместную деятельность;

по взаимоотношениям - проявление такта, внима­ние к мнению и предложению друг друга; эмоциональ­ная готовность к совместной деятельности, удовлетворен­ность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отно­шений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, ско­рость проделанной работы), координация действий на осно­ве взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию - способность приходить к согла­сию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и кор­ректных по форме обоюдных замечаний, изменение спо­собов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подра­жания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению со­держания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внут­ренних связей, осуществлению преемственности.

Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в кол­лективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педаго­гического процесса.

Типы взаимодействия

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются, в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса. Это позволяет говорить о множестве ти­пов взаимодействия. Могут быть предложены различные основания для классификации.

Выделяю взаимодействия прежде всего по субъекту и объ­ект-субъекту

■ личность-личность (ученик-ученик, педагог-ученик, пе­дагог-педагог, педагог-родитель и т.д.);

■ коллектив-коллектив (коллектив младших - коллек­тив старших, класс-класс, ученический коллектив - педагогический коллектив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависи­мости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаи­модействие, взаимодействие в коллективе младших и стар­ших школьников и т.д.

Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии.

Прямое взаимодействие характеризуется непосредствен­ным воздействием друг на друга, косвенное направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микро­среду. Например, педагог, организуя коллективную твор­ческую деятельность, взаимодействует непосредственно с руководителями микрогруппы, от деятельности которых зависит участие в работе других школьников. Консульти­руя своих помощников, учитель направляет их внимание и действия на каждого ученика, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через организаторов дела педа­гог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно.

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

■ наличие цели или ее отсутствие: во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно назы­вается целенаправленным; если цель отсутствует, го­ворят о стихийном взаимодействии;

■ степень управляемости: управляемое, полууправляе­мое, неуправляемое; управляемое - целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодей­ствие; полууправляемое - это также целенаправленное взаимодействие, но обратная информация используется от случая к случаю; неуправляемое - это стихийное взаимодействие;

■ тип взаимосвязи: «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект-субъ­ектные отношения, активность с обеих взаимодейству­ющих сторон; при «руководстве» - активность с одной стороны.

В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодей­ствия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Мы взя­ли за основу классификации характер взаимодействия, вы­деляя при этом следующие три признака: отношение взаи­модействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодей­ствии. Различные сочетания этих признаков дают опреде­ленные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конф­ронтация (см. табл. 2).

Таблица 2

Типы взаимодействия

Данная типология применима к характеристике взаимо­действия участников воспитательного процесса на всех уровнях: учитель-, ченик, ученик-ученик, педагог-педагог и т. д.

Наиболее эффективным для развития коллектива и лич­ности является сотруднический тип взаимодействия, кото­рый характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверитель­ными и демократичными взаимоотношениями; активнос­тью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, - иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса - это совместное определение целей деятельности, совмест­ное планирование предстоящей работы, совместное распре­деление сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, со­вместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достиже­нию цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, педагогам и уча­щимся на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как твор­цам общего дела.

Большим воспитательным потенциалом обладает диало­говое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения вза­имодействующих. Такое взаимодействие помогает чувство­вать партнера, лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера та­ким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сход­ные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуа­цию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно, грамотно построенный диалог создает благопри­ятные условия для сотруднического взаимодействия участ­ников педагогического процесса.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодейству­ющих сторон о их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия зна­ют возможности и потребности друг друга, понимают необ­ходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде слу­чаев этот тип взаимодействия является наиболее эффектив­ным, например, если между взаимодействующими сторона­ми существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном резуль­тате работы, понимание необходимости вклада каждой сто­роны в общий итог побуждают партнеров договариваться.

Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и таким образом, взаимодей­ствие носит односторонний, опекающе-потребительский ха­рактер. Сущность данного типа взаимодействия определя­ет И. П. Иванов: у ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, посто­янно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к вос­питателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, как к передатчикам готового опыта - более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе более или менее заинтересованным, способным, самостоя­тельным. Односторонне-потребительская позиция воспи­танников является основной причиной живучести потре­бительской психологии. Школьники привыкают прежде всего получать, избирательно относиться к готовому опы­ту, а потому и к окружающему миру как к источнику боль­шей или меньшей пользы прежде всего для себя Ч

Подавление - достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предпи­саний, что и как делать.

Подавление может быть неявным, скрытым, под влияни­ем личностной силы, авторитета одного из участников вза­имодействия. Этот тип взаимодействия характерен для раз­ных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе ученик, подавляет кол­лектив. Проявление данного типа взаимодействия в детс­ких коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаи­модействие-подавление приводит к напряженности во вза­имоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педа­гогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выпол­нять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом вза­имодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуве­ренность и беспомощность; у других - деспотичность, аг­рессия по отношению к людям, окружающему миру. Дан­ный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать че­ловеку с авторитарным стилем поведения.

Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в со­вместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные от­ношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воз­действие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются усло­вия для совместных переживаний, ощутимого вклада каж­дого в общий результат, возникновения отношений зависи­мости. Индифферентный тип взаимодействия может перей­ти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопос­тавлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или од­ной стороны по отношению к другой, противоборство, про­тивопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфлик­та, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога - найти спо­собы перехода к другим типам взаимодействия (диалогу, соглашению).

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия 1.

Конфликт - это столкновение противоположно направ­ленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые по­зиции сторон по какому-либо поводу, либо противопо­ложные цели или средства их достижения в данных об­стоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с проти­воречием: а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых интересов, когда люди от­стаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личны­ми, эгоистическими побуждениями, когда корысть подав­ляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действо­вать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отве­чает тем же, то конфликт может развиваться как неконст­руктивный, так и конструктивный. Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным ме­тодам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровож­дается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможны. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накла­дывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и пси­хологическое состояние отдельного человека. Конфликт тре­бует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в со­перничество, конфронтацию, сопровождающуюся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сто­рон; компромисс-соглашение, который заключается в уре­гулировании разногласий через взаимные уступки и дого­воренности; приспособление, подавление, связанные с тем, что одна сторона поступается своими интересами. При оп­ределенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать членов коллектива, побуж­дать их к поиску продуктивных решений проблем.

Все рассмотренные типы взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диа­лог, имеющие большие воспитательные возможности, це­лесообразно рассматривать как универсальные. В конкрет­ной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились дело­вые отношения на основе соглашения, и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент жесткие требования. Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптималь­ный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обусловливают динамику характера взаимодействия участников процесса, гибкого и в то же вре­мя мобильного перехода от одного типа взаимодействия к другому.