Биографии Характеристики Анализ

Инновации в образовательные программы в образовании. «Новые школы» XX века

«Все общества сталкиваются с проблемой выживания перед лицом неопределенности, бесконечного ряда новых вызовов, дилемм и кризисов. Источники этих вызовов бывают различными: изменения относительных цен, макроэкономические кризисы, этнические конфликты, гражданские войны, технологические изменения и защита от конфликтов с другими странами» .

Перед сферой образования встают новые задачи, связанные с необходимостью осознания нового технологического витка, использования его преимуществ и особенностей в педагогической практике и подготовке рабочей силы новой квалификации, востребованной в условиях резкого изменения характера труда. Одной из самых значимых для сферы образования технологических новаций, безусловно, является «машина Неймана» – схема универсального компьютера, предложенная выдающимся американским математиком Дж. Нейманом в 1946 г. По схеме, предложенной Дж. Нейманом, действует любой компьютер, равно как и каждый универсальный преобразователь информации, не обязательно электронный. В XXI веке для большинства слово «компьютер» означает персональный компьютер. Двуединая программно-аппаратная сущность компьютеров и делает их многообразно полезными, многоликими. Одинаковые компьютеры с разными программными обеспечениями – разные компьютеры.

Новый технологический уклад в XXI веке это индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энергию и потребление материалов, автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий. Коррелируют ли между собой образовательные и технологические инновации? Сегодня на пороге индустрия быстрого прототипирования на 3D принтеры, архитекторы уже создают образ новой жизни города, в котором напечатать можно будет все: от женских украшений до целых кварталов. Представьте себе возможность печатать изделия прямо дома или в соседнем офисе, это изменяет саму культуру владения и избавит от необходимости в накоплении вещей.

В конечном счете, может сформироваться экономическая и окружающая среда, которая будет действовать подобно природной биосфере - когда устаревший объект будет тут же переработан с учетом новых требований.

Через несколько лет будут совершенно другие профессии. В современном мире образование должно научиться решать принципиально новую задачу – воспитывать молодых людей, способных мыслить «вне рамок» и готовых стоять у истоков перемен. Сегодня мы практически не знаем профессий, к которым готовим обучаемых. При этом ожидания студента гибкое обучение в интерактивной среде. Индивидуальная программа для каждого слушателя. Многопрофильные (междисциплинарные) программы обучения. Возможность учиться в любое время и в любом месте на базе свободного доступа к контенту по всему Миру. Возможность работать. Обучение становится мультиформатным и персонифицированным, тесно переплетаются старые и новые формы подачи учебного материала, образование в аудитории чередуется с работой в режиме онлайн. Образование становится трансграничным. Новые образовательные профессии: куратор содержания, фасилитатор, модератор образовательного блога, тьютор, архитектор образовательной траектории и т.д.

Современное российское образование - это результат перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а еѐ авангард: вряд ли какая-то другая еѐ подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. При этом под инновацией мы понимаем внедрение изобретения или что – существующее изменение привычного образа жизни людей. Безусловно, инновационный подход необходим в образовании.

Инновация в образовании – это введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса для развития образования и оптимизации образовательной системы.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» экспериментальной и инновационной деятельности всфер е образования посвящена отдельная статья (ст. 20). В качестве цели экспериментальной и инновационной деятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Инновационная деятельность, согласно данному ФЗ, должна быть «ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». В законе также указывается, что в ходе инновационной деятельности «должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом». Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский). Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова). Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании. Применительно к педагогической деятельности инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Сама педагогическая инновация – явление сложное и многомерное. Правильно следовало бы ставить вопрос о многомерной классификации педагогических инноваций. Можно говорить о пионерских педагогических инновациях, рождаемых педагогической наукой и имеющих парадигмальный, долгосрочный характер: например, проблемное или развивающее обучение, те или иные педагогические системы – «школа радости» В. А. Сухомлинского, «школа-коммуна» А. С. Макаренко, «социальная педагогика жизни» Н. И. Пирогова и т.п. Имеются педагогические инновация среднесрочного и краткосрочного действия. Часть педагогических инноваций может рассматриваться как элементы становящейся «авторской школы» педагога, учителя, и т. п. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию уроков, организацию педагогической среды школы и т. п. Спектр педагогических инноваций огромен. Но в любом случае педагогическая инновация должна соответствовать тому «заказу», «потребности» эволюции педагогической системы, которыми она вызвана к жизни. К важному источнику появления педагогических инноваций относится педагогическая наука. Она, меняя представления о педагогическом процессе, о школе, о нормах качества об обучающейся личности служит генератором педагогических инноваций. Педагогика и, как ее часть, педагогическая инноватика начинаются с человековедения. Ведь любая педагогическая система в первую очередь имеет статус антропогенной системы типа «человек – человек» или «человек-общество», в которой проявляются знания о законах развития человека.

От того, насколько новатор-учитель, педагог-ученый, директор образовательного учреждения, любой управленец в сфере образования вооружен знаниями человековедения и образованиеведения, зависит:

1. Эффективность педагогической инновации;

2. Риск (от ее внедрения) негативных последствий для человека и социума, педопатии;

3. Прогресс или регресс в педагогической эволюции образовательных систем;

4. Качество будущих поколений.

Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческая деятельность. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть, направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Учитель может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.

Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В современном образовании инновации приобретают всѐ более широкое распространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.

Образование как социально обусловленный процесс основывается на объективно существующих противоречиях, которые при определѐнных условиях становятся его движущими силами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации, происходящие в нѐм. Наиболее общее противоречие – это противоречие между постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении, воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благ человеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы в удовлетворении этих потребностей – с другой. К частным относятся противоречия между:

Массовым характером образования и необходимостью индивидуального развития личности в образовательном процессе;

Социальным заказом и содержанием школьного образования;

Целостностью личности как продукта образования и множественностью компонентов и факторов образовательного процесса;

Повышением профессионально обусловленных требований к педагогу и имеющимся у него уровнем профессионально-педагогической компетентности;

Гуманистической направленностью современного образования и нормативно-командным характером управления учебно-воспитательным процессом и др.

Любое из перечисленных противоречий становится движущей силой инновационного процесса, если:

Разрешение противоречия осознаѐтся участниками инновационного процесса как необходимое, личностно и социально значимое;

Разрешение противоречия представляется осуществимым;

Противоречия преодолеваются последовательно, с опорой на возможности имеющейся образовательной системы и предыдущий опыт участников инновационного процесса.

Логика инновационного процесса подчинена идее модернизации и оптимизации образовательной системы и отражает путь обновления образовательной системы, включающий выдвижение идеи, разработку проекта, экспертизу новшества, его внедрение и корректировку, распространение и рутинизацию нового опыта.

В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Его очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику, науку, культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому, что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Современное информационное общество в огромной степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. В любой сфере деятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга, обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. А. Дистервег выразил мысль, которая является очень актуальной и сегодня: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Именно к этому и стремится современное образование - воспитать личность, способную к самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию, самостоятельному повышению своего культурного уровня, интеллекта, умеющую работать с информацией.

Сегодня каждому педагогу необходимо, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. На первый план в современной школе выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые нетрадиционные педагогические технологии.

Список литературы

1. Адамский А.И., [email protected]

2. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.Н. Алексеева// Учитель. - 2004. -№ 3. - с. 78.

3. Еровенко В.Н., Федотова О.Д. Особенности развития педагогики при смене технологических укладов. (Монография.) Издатель: LAP LAMBERT Academic P ublishing GmbH & Co. KG Germany.2012

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005, с.233

6. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 20

11. (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст) «Насилие и социальные порядки»,

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использова­нии современных достижений науки и информационных техно­логий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способно­стей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assess­ment) - современная образовательная технология, в основе кото­рой используется метод аутентичного оценивания результа­тов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о про­цессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфо­лио - систематический и специально организованный сбор до­казательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в од­ной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе раз­личают портфолио образовательное и портфолио профессио­нальное.

Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познава­тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает спо­соб решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и вы­полнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и прак­тические методы обучения, интерпретированные в ключе по­становки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответст­вии с учебными планами и программами учебных дисцип­лин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится само­стоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руко­водством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, анали­тических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); резуль­таты всех видов научно-исследовательской деятельности сту­дентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение - 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и препо­давателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими ре­альных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование про­блемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоре­тический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, час­тично-поисковый и исследовательский уровни.

Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чётко­го, значимого для студента, имеющего практическое значе­ние результата, выраженного в материальной форме: подго­товка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компью­терной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработ­ка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны коорди­натора и автора проекта.

Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (ко­ординатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируе­мого результата, значимого для студентов. Специфика тако­го проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Твор­ческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффек­тивной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации со­блюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подго­товке к лекции содержание должно быть перекодировано в ви­зуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: нату­ральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуаль­ную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль обще­ния.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.

Виды нововведений

Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов. К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ. Инновации в педагогическом образовании - это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.

Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:

  • полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
  • новшества, в которых применяют и известные элементы.

Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.

В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:

  • обновлению образовательной организации;
  • социализации школьников;
  • воспитательному и образовательному процессу;
  • сохранению психического и физического здоровья детей.

Масштабы нововведений в образовании

Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).


Дошкольное образование

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

  • развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
  • методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.


Специфика начальной школы

Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.

Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.

Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.


Проблемные уроки и занятия

Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.

Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.

Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.

Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.


Забота о здоровье

Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.

Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.

В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.

Информационные технологии

Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука - инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя. Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков. При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.


Проектная и исследовательская деятельность

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.

Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных. Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления. Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Дополнительное образование

Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:

  • создают электронные каталоги;
  • готовят тематические вечера;
  • составляют презентации;
  • организуют выставки.

Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей. Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края. Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.

Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.

Предназначение инноваций в образовании

Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения. В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника. Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.

В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе - ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.

Реформирование образования в РФ

Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.

Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.

Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.

Последнее десятилетие отмечено невероятным количеством инициатив в сфере образования: от федеральных государственных образовательных стандартов образования до ЕГЭ, системы бакалавриат – магистратура в вузах и других программ. «Такая активность официально объясняется потребностью изменить существующую систему образования в связи с интеграцией России в ВТО и присоединением с 2003 года к Болонскому процессу» .

В настоящее время система образования проживает период реформ, основой которых являются новые образовательные стандарты. Главное их отличие от стандартов предыдущего поколения состоит в том, что результаты образования описаны в виде компетенций. Кроме того, в них указаны конкретные виды деятельности, к которым выпускники должны быть подготовлены.

Федеральный государственный образовательный стандарт является юридически обязывающим документом, который предусматривает содержание образования, гарантированное государством, и выражает его в терминах именно современных наук об образовании. Требования стандартов впервые закреплены законом. Впервые нормируются требования к условиям образовательного процесса. Новое и в том, что стандарт содержит систему требований к результатам, а не перечень тем, которые нужно изучить. Считают, что прежний подход себя исчерпал, поскольку качество образования в России год от года ухудшается. Проблема современного учителя не в том, чтобы определить, чем является ФГОС: новым или хорошо забытым старым, - а в том, чтобы учитель, пользуясь стандартами, стремился к индивидуальному развитию каждого ученика, чтобы ученик испытывал радость от познания.

Одним из оснований ФГОС является системно-деятельностный подход. Системный подход характеризуют как высокоразвитый способ мышления, призма видения, когда человек рассматривает любой объект или субъект, с которым он взаимодействует, как систему, то есть не как сумму, а как целостный комплекс взаимосвязанных компонентов. Смысл же деятельностного подхода в том, чтобы помочь ребенку добыть нужное знание, учить его учиться самостоятельно, вместо прежней трансляции готовых знаний для механического запоминания.

Итак, тот учитель, который постиг смысл системно-деятельностного подхода: строит (проектирует, проводит и анализирует) урок во всей полноте его основных деятельностных признаков: мотивации, целеполагания, осознания главной проблемы, идеи и т.д.; включает в процесс образовательной деятельности, в зоне ближайшего развития каждого ученика как полноправного субъекта-соавтора урока: помогает ему ощутить потребность и мотив в учении, выработать цель, сформулировать проблему, спланировать пути ее решения, принять ценностные основания и т.д.; постоянно совершенствует себя как субъекта-соавтора образовательной деятельности, то есть расширяет свой общекультурный уровень, эрудицию, постоянно повышает психолого-педагогическую и предметную квалификацию и т.д.

Новизну стандарта можно рассмотреть на примере того, что требует ФГОС от учителя и учащихся начальных классов, а именно: обучение ребенка письму, счету, чтению (как и прежде), но еще и умению думать (мыслить), что предусматривает овладение несколькими базовыми метапредметными компетенциями (ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, планировать, рассуждать по аналогии, делать умозаключения) и т.п. и обязательно умению действовать самостоятельно; уход от только вербальных способов передачи знаний, переориентация на деятельностный подход в образовании личности; усиление практической направленности обучения (обучение различным измерениям, экспериментам и т.д.); существенное увеличение количества источников получения информации (кроме учителя и учебников, еще и интернет, энциклопедии, библиотеки и др.); приобретение умений работы с компьютером, цифровой фото- и видеокамерой; умение создавать презентации, фото- и видеоотчеты; обработка информации, полученной из интернет-ресурсов; умение работать в личном информационном пространстве, на сайте класса и школы, общение с одноклассниками и учителем в образовательных интернет-сетях; приобретение умения работать в парах, группах, командах; специальная организация внеурочной воспитательной деятельности, являющейся не только и не столько досугом (как прежде), а продолжением воспитания, начатого на уроке, участие в социально ценных мероприятиях, акциях; оценка качества образования не только по предметным, но и по сформированности метапредметных и личностных результатов.

Внедрение ФГОС можно отнести к новшеству «сверху», однако оно требует и творческой самореализации со стороны руководителей и педагогов ОУ, так как новые стандарты содержат обязательные рекомендации и вариативную часть. Эффективность внедрения новых ФГОС в практику образования зависит от готовности руководителя к инновационному управлению, к проектированию новых педагогических систем.

Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается: спортивно-оздоровительная деятельность; духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина; обще интеллектуальное развитие посредством решения специальных задач; социальное направление; общекультурное развитие.

При этом содержание занятий составляется исходя из опыта ведущих специалистов, пожеланий родителей обучающихся и самих детей. В занятия внеурочной деятельностью входят индивидуальные занятия с логопедом (для постановки устной, письменной речи, почерка), педагогом-психологом и пр. Встреча с такого рода специалистами никогда не проходит даром, дети получают особые знания, необходимую психологическую поддержку, которую может обеспечить только настоящий профессионал. Групповые и индивидуальные консультации для школьников различного возраста проводятся экскурсии, круглые столы , секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования. Все это позволяет оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать ребенка.

ФГОС содержит подробные разъяснение по возможным подходам к составлению внеурочной деятельности, что исключает риски появления конфликтов между школой и семьями учеников, которые могли наблюдаться ранее.

Наиболее очевидным минусом ФГОС является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

Таким образом, новый стандарт, в отличие от прежнего обучения предполагает познание учеником не только основ наук, но и самостоятельное добывание знаний в течении всей жизни. Выпускник современной школы, обученный, воспитанный и развитый современным учителем (владеющим ФГОС), должен уметь ставить перед собой учебную задачу, решать ее самостоятельно, при необходимости прибегая к помощи наставника. Требования, которым должны соответствовать ученики, здесь сформулированы в виде предметных, метапредметных и личностных результатов.

Особое место в новой системе оценивания в связи с внедрением ФГОС уделено портфолио. Портфолио педагога – своеобразное досье, собрание его профессионально-личностных достижений, являющееся своего рода визитной карточкой педагога, позволяющее судить о его профессиональных возможностях как специалиста, предоставлять объективную информацию о качестве работы воспитателя и фиксировать динамику его изменения.

Таким образом, работа педагогического коллектива и руководителей образовательного учреждения по формированию Портфолио педагогов является важной составляющей всей системы внутридошкольной методической работы. Такая работа в значительной степени активизирует «внутренние силы саморазвития» членов педагогического коллектива, вызывает состояние эмоционального подъёма и удовлетворённости, стремление к дальнейшему профессионально-личностному саморазвитию педагогов, позволяет перейти от формально-административной системы учёта результатов педагогической (образовательной и методической) деятельности к объективной системе индивидуально-дифференцированной оценки успешности каждого члена педагогического коллектива школы.

Однако, как совместить (построить в одном логическом ряду) стандарт результатов, названный ФГОС, с требованиями ЕГЭ. Здесь нет точек соприкосновения метапредметных и личностных результатов с предметными. «Из этого следует, что ЕГЭ должен меняться, иначе перечень результатов образования, названных в ФГОС теряет смысл» .

В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности. Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.

Во – первых , происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Во - вторых , введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенций учеников.

В - третьих , созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования.

Из основных заказчиков образования (государство, общество, ребенок, родители, учитель) самым сильным игроком оказалось именно государство. В настоящее время существует административный, политический, экономический заказ на введение ЕГЭ, но отсутствует его обоснование с точки зрения педагогических наук. По словам, А.В. Хуторского, ЕГЭ - это довольно обезличенная форма контроля, хотя и имеющая свое место в образовании. Но в ситуации политического заказа и финансового обеспечения роль ЕГЭ оказалась чрезмерно гиперболизирована. Вольно или невольно, выступая в качестве ориентира, ЕГЭ заставляет учителей и детей вместо достойного и полноценного образования заниматься натаскиванием к этому экзамену. В некоторых школах выпускники с января вообще перестают учиться, а только готовятся к ЕГЭ. С этой точки зрения ЕГЭ, конечно, вредное новшество в современной школе, уводящее её от прямой задачи - качественного образования каждого ученика сообразно его способностям и возможностям.

Сложившаяся ситуация с ЕГЭ противоречит и научным основам дидактики. В теории обучения кроме экзамена существует много других форм контроля – зачеты, коллоквиумы, контрольные работы, защиты творческих работ, взаимо - и самоконтроль, групповые формы проверки и оценки, феноменологические подходы к диагностике и оценке результатов обучения, при котором используются человеческие ресурсы учителя и ученика, их понимающее, «вчувственное» взаимодействие. Гипертрофированное же внимание к одной из форм контроля - экзамену - не позволяет учителю использовать оптимальный для каждого случая спектр форм контроля, диагностики и оценки. Перекос в сторону экзамена заставляет учителей менять поставленные цели обучения изучаемому предмету на сдачу ЕГЭ по этому предмету. Другой момент - методологический связанный с границами применимости и целостностью контроля. Для любого понятия, явления или закономерности существуют границы применимости. Для экзамена, в том числе и ЕГЭ, также есть свои границы и область применения, в которых он играет важную и нужную роль.

Некоторые разработчики ЕГЭ считают, что экзамен охватывает проверкой около 70 % образовательных стандартов. С этим трудно согласиться. ЕГЭ не проверяет достижения значительного числа общеобразовательных целей и задач. Многие умения, навыки, компетенции вообще невозможно проверить с помощью тестов. Сформированность ряда понятий, владение такими способами деятельности, как коммуникативные, ценностно-смысловые, невозможно проверить на бумаге.

Кроме того, у каждого ученика, учителя, школы есть свои ожидания и законодательно закрепленное право на свой компонент в общем среднем образовании. Согласно той же «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ученики могут учиться по индивидуальным образовательным программам, выбирать дополнительные курсы, накапливать личный портфель достижений по изучаемым предметам. Все это также нуждается в системе контроля, но ЕГЭ этого не проверяет.

Поэтому актуальна проблема определения роли и места ЕГЭ в системе других форм контроля. И нельзя придавать результатам ЕГЭ внимания больше, чем они заслуживают.

Таким образом, мы приходим к исходной проблеме - целеполаганию. Основы любой деятельности, в том числе образовательной, лежат не в ее содержании, а в смыслах и целях. Лишь после тщательной постановки и согласования целей устанавливаются задачи, отбирается содержание, формы, методы, система контроля и оценки результатов.

Отсутствие научно – педагогической обоснованности такого нововведения, как ЕГЭ, приводит не только к образовательным, но и экономическим проблемам, Финансовых средств выделяемых на организацию ЕГЭ, вероятно, хватило бы для того, чтобы сделать высшее образование в России общедоступным для всех желающих. Известно, что скоро число выпускников школ станет меньше числа мест в вузах.

С точки зрения педагогической инноватики правильнее было бы, во-первых, поставить задачу разработки общей системы контроля результатов средней школы. Во-вторых, определить, какое место в рамках этой системы занимает ЕГЭ. И лишь затем осуществлять нововведение. Однако эта работа не ведется. В результате разработка контрольно-измерительных материалов (КИМов), технологии проведения и проверки результатов единого экзамена, его финансирования, не основывается на прочных научных основаниях и заранее разработанной концепции.

ЕГЭ оказался символом государственной ставки не на многообразие проявления личностных качеств и способностей, а на единую для всей страны «модель идеального выпускника». Задача науки, в том числе и педагогической инноватики, - изменить сложившуюся ситуацию, обосновать и предложить пути человекосообразных, научно обоснованных изменений в образовании.

Решение рассматриваемой проблемы видится в создании национальной системы образовательного целеполагания и соответствующей системы контроля образовательных результатов. Разработка обеих систем в качестве педагогических новшеств предполагает также конструирование инновационного механизма их внедрения и освоения.

Очередной инновацией в российском образовании является переход в Болонской системе образования.Болонский процесс предусматривает переход к двухуровневой системе высшего образования. Продолжительность обучения на первом уровне должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. Обучение на втором уровне займет 1–2 года, после получения степени бакалавр.

Выпускники магистратуры, активно занимающиеся научной деятельностью, могут продолжить обучение в аспирантуре, а затем в докторантуре. Тем самым, получить докторскую степень, можно в общей сложности за 9–10 лет с начала обучения. Желающие погрузиться в науку, после получения степени магистра будут учиться в аспирантуре и далее. К сожалению, самое главное то, что основная масса студентов останавливается лишь на степени бакалавриата, так и не получив системного образования.

Одной из новаций Болонской системы является так называемая концепция непрерывного образования, которая предусматривает возможность непрерывного, пожизненного обучения, она позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а вузу– дополнительный доход, за счет предоставления базы для обучения желающих.

Так же, одна из новаций, на которой базируется мобильность студента, при которой, начав учиться в одной стране, он может продолжить учебу в другой, а завершить вообще в третьей. Болонская система образования основывается на компетентностном подходе, когда оценивание студентов происходит по опреде-ленным кредитам, иначе– баллам. Эта система заимствована у Учреждения кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS).

Кредит является условной единицей, в которой сконцентрирован весь объем полученного образования. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить180–240 часов кредитов, а степени магистра– дополнительно60–120 часов. Именно ЕСТS стала инструментом мобильности студента, основанной на взаимной верификации дипломов и учебных программ, а также средством обмена кредитов (а значит и студентов) между вузами стран-участниц процесса.

Конечно, у Болонского процесса образования есть свои минусы, на которые уже обращают внимание, как преподаватели, так и студенты России, ниже будут представлены некоторые из них.

Одна из проблем заключается в том, что Болонская система обучения достаточно резко делит все на уровни. Считается, что в идеале Болонская система в целом – это всего лишь несколько десятков самых мощных в мире университетов. Но на практике все это выливается в несколько десятков и тысяч ВУЗов, которые лишь называются университетами, хотя на самом деле они не имеют необходимый уровень знаний, его можно сравнить разве что с уровнем Профессионально-технического училища, по сути это очень слабое образование.

Кроме того, если обратиться к теории, то Болонская система обучения должна позволять студентам свободно перемещаться по всему миру. Однако социологи подсчитали, что всего лишь ничтожная доля учеников и студентов на практике ездит обучаться в другие страны и университеты. При этом у тех, кто все-таки пользуется данной возможностью, такие поездки практически полностью совпадают с известны-ми туристическими маршрутами. Но, как правило, или нехватка денег, или проблемы адаптации в чужой среде, может, конечно, все факторы одновременно, в конце концов, приводят к тому, что студенты так и не проводят в этом месте весь свой учебный семестр и возвращаются на родину.

Очередной минус Болонской системы – это оценивание студентов, у студентов в вузах существует основная база, то есть то, за что они непременно получают свои оценки, так называемые обязательные баллы, о которых уже было упомянуто выше, но вот остальные оценки студенты уже должны набрать самостоятельно, основываясь на своих желаниях и пред-почтениях. А поскольку нужно собрать всего лишь «энное» количество баллов, то практически любой учащийся пойдет, разумеется, по более простому пути, он выберет те предметы, которые, по его мнению, покажутся самыми простыми и доступными.

Делая вывод, можно сказать, что переход российской системы образования на Болонские стандарты – это решение с высокой степенью неопределенности результата.

Очередной инновацией в сфере образования является его информатизация. Данная инновация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.

Также, с помощью ИКТ решаются такие дидактические задачи как: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; индивидуализация работы самого учителя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.

Однако, существуют и проблемы, с которыми сталкивается образовательная организация при использовании ИКТ, такие как: недостаточная компетентность учителей в области ИКТ; отсутствие в штатном расписании квалифицированного специалиста, осуществляющего техническое обслуживание школьного компьютерного оборудования и ставки заместителя директора по информатизации значительно затрудняет процесс выявления и устранения неполадок с информационными средствами, а так же замедляет процесс разработки проектов; в связи с необходимостью ежедневного заполнения электронных дневников и журналов в школе недостаточно условий для реализации поставленных задач; нехватка компьютеров, имеющих выход в глобальную сеть Internet; отсутствие осознания родителями необходимости приобщения каждого к информационному полю школы; трудности возрастных педагогов с использованием современных информационных ресурсов.

Таким образом, информатизация образовательного процесса является одним из основных приоритетов в развитии образования, качественно новым этапом для всей системы образования, перспективным направлением повышения эффективности процесса обучения. Однако в российском образовании информатизация выражена не в полной мере.

Также, следует отметить, инновации в начальном образовании, поскольку именно в последние годы в этой сфере наблюдается так называемый инновационный бум. Выделяют следующие основные направления: индивидуализация и дифференциация обучения через создание новых институтов образования (гимназии, лицеи, частные школы, экспериментальные классы, классы выравнивания и т.д.); усиление внимания к предметам эстетического цикла, ориентация на культурное разнообразие; повышение экологической культуры, включение ребенка в природу и в природоохранную деятельность; разработка и апробация нового содержания образования, введение новых учебных предметов (историческое образование, иностранные языки, естествознание, этика, религия и т.д.); совершенствование действующих и создание альтернативных программ, учебников, методических пособий и разработок и т.д.; разработка и апробация новых методик, технологий, систем обучения и воспитания; со-здание новых организационных структур для введения инновационных образовательных техно-логий (частные школы, экспериментальные площадки и классы); разработка различных интегрированных курсов; компьютеризация процесса обучения; попытка радикализации образования в начальной школе (например, школа диалога культур) и т.д.

При всем многообразии инноваций этот процесс выявил довольно слабую подготовленность учителей к новым видам деятельности. Поэтому возникает необходимость подготовки будущего учителя начальных классов, владеющего современной педагогической техникой и технологиями, методами исследовательской, инновационной деятельности – и в конечном итоге, учителя, обладающего качественно новым педагогическим мышлением. Очевидно, что такая подготовка станет невозможной без повышения заинтересованности и подготовленности самих преподавателей вузов к инновационной деятельности.

Таким образом, перечисленные инновационные процессы должны обеспечивать решение актуальных задач развития профессионально-педагогического образования, однако некоторые из инноваций нуждаются в доработке и анализе эффективности применительно к российским условиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Учитель, вовлеченный в инновационные образовательные процессы, должен владеть как высокоразвитой индивидуальной культурой переработки информации (в том числе с помощью современных компьютерных технологий), так и уметь ее адаптировать в соответствии с возможностями детей, обладать дидактическими способностями.

Учитель способен творчески реализовать себя, продуктивно работать, если ему предоставлена возможность компетентного выбора различных траекторий педагогической деятельности через формирование индивидуального стиля поиска и нахождения адекватных путей и способов реализации своей индивидуальности. Эта возможность создается в различных взаимодействиях с факторами инновационной обучающей среды, призванных обеспечить как личностный рост, так и формирование психолого-педагогических новообразований.

Продуктивное взаимодействие внешних условий и субъективных особенностей учителя обеспечивает его творческое самоопределение, при котором устанавливается соответствие личностных предпосылок к профессиональной деятельности и глубины понимания, осмысления содержания педагогических инноваций. На основе этого происходят построение самим учителем субъективно приемлемых моделей обучения и выбор индивидуальных образовательных технологий. Движение педагога в личностных, предметных и профессиональных смыслах также связано с реализацией инновационных способов и приемов.

Таким образом, инновационные процессы в образовании задают новый тип профессионального сознания и поведения учителя, становления его субъектом педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 1. – С. 123-127.

2. Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Мавриди К.Н. Инновационная деятельность педагога// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 10. – С. 161-162.

3. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Мотивация инновационной деятельности будущего учителя// Концепт. – 2013. - № 1. – С. 1-5.

4. Захарова Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 115-117.

5. Собкин В. С., Адамчук Д. В., Жуков И. Д., Янбекова Д. В. Отношение учителей к проблеме внедрения инноваций в практику образования. – 2014. - № 3. – С. 26-33.

6. Садыкова П.С., Окунева Т.Г. Болонская система образования в России: плюсы и минусы// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. - № 9. – С. 228-229.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Федеральный стандарт: между традиционным и новым// Управление современной школой. Завуч. – 2015. - № 2. – С. 6-15.


Похожая информация.


2. Критерии педагогических инноваций.

3. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт.

1.Инновации в образовании: сущность, причины, виды.

Инновации (от лат. in - в, nov и s - новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука педагогическая инноватика.

А. И. Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведе­ние как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов.

Инновацию педагогическую рассматривают в следующих смыслах.

1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет;

2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д.

3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная.

Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки.

Факторы распространения педагогических новшеств: социальные условия (отношение в обществе к педагогическим идеям), частные социальные условия (СМИ, учебные учреждения, органы образования), личностные факторы (личностные особенности создателей новшества и его пропагандистов).

Различают реформы и педагогические новации. Реформой в образовании называют нововведения (преобразования) в области образования, которые организуются и проводятся государственной властью.

В ходе реформ в сфере образования могут быть следующие изменения:

    в общественном положении образования и уровне финансирования системы образования;

    в структуре системы образования; в содержании образования;

    в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса;

    в отношениях «учитель – ученик»;

    в формах, методах обучения;

    во внутренней организации деятельности школы.

К чисто педагогическим инновациям можно отнести нововведения:

    во внутренней организации деятельности школы;

    в отношениях «учитель-ученик»;

    в методах обучения;

    в педагогическом мышлении и стиле деятельности.

Необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена :

    потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики;

    поиском новых организационных форм, технологий обучения;

    изменением характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств и др.

В качестве источников идей обновления школы могут выступить:

    потребности страны, региона, города, района как социальный заказ,

    воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных до­кументах федерального, регионального или муниципального значения,

    достижения комплекса наук о человеке;

    передовой педагогический опыт;

    интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

    опытно-экспериментальная работа;

    зарубежный опыт.

Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе. Опираясь на пони­мание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

    в целях и содержании образования;

    в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

    в формах и способах организации обучения и воспитания;

    в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на при­менении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобра­зования:

    локальные и единичные, не связанные между собой, и комплексные, взаимосвязанные между собой;

    системные, охватывающие всю школу (или образовательное учреждение).

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенци­ала. В данном случае выделяют:

    модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

    комбинаторные нововведения;

    радикальные преобразования.

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику:

а) нововведения: замещающие, отменяющие, открывающие;

б) ретровведения.

Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, можно выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования.

Первый блок - создание нового в педагогике . Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности к освоению и использованию нового, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «нов­шество», «инновации» и др.). Эти понятия изучает педагогическая инноватика.

Второй блок - восприятие, освоение и оценка нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, иннова­ционная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология .

Третий блок - использование и применение нового . В данном блоке изучаются законо­мерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок поня­тий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией .

М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс в образовании имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур:

    деятельностная структура - совокупность компонентов: содержание - формы - методы - результаты;

    субъективная структура - деятельность всех субъектов развития: директора, его замес­ тителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавате­лей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.;

    уровневая структура - инновационная деятельность субъектов на международном, фе­деральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;

    структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) - зре­лость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация - кризис - иррадиация (модернизация новшества);

    управленческая структура - взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или программы развития школы, затем организуется деятельность коллектива школы по реализации этой про­ граммы и контроль за ее ходом;

    организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщаю­щий, внедренческий.

По своей сущности инновационные процессы системны: они включают многие компо­ненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, харак­теризующий инновационный процесс в целом.

В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы педагогики:

1. проблема изучения, обобщения, и распространения педагогического опыта 2. проблема внедрения достижений психолого-педагогическогой науки в практику.