Биографии Характеристики Анализ

«Адмирал Горшков» в строю. А как же «Полимент-Редут»? «Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков Инновации для ВМФ

Проект 22350 (сторожевой корабль дальней морской зоны/фрегат) разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР был объявлен ВМФ 28 февраля 2005 года, в котором приняло участие три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод «Янтарь» и ФГУП «Севмашпредприятие». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 года группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов».

Контракт на строительство головного корабля проекта 22350 был подписан с ССЗ «Северная верфь» 21 октября 2005 года.

В рамках Государственной программы закупки вооружений до 2020 года, 17 марта 2011 года «Северная верфь» и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ «Северная верфь» признан единственным поставщиком СКР проекта 22350 для ВМФ России.

Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции со сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн).

Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов (технология «стелс») снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что понижает его радиолокационную и оптическую заметность.

Основные характеристики фрегата проекта 22350: Водоизмещение полное 4500 тонн. Длина 130 метров, ширина 16 метров, осадка 4,5 метра. Скорость хода 29 узлов.

Двигатели: Дизель-газотурбинная энергетическая установка М55Р общей мощностью 65000 лошадиных сил.

Установка М55Р состоит из:

форсажной газовой турбины М90ФР производства ЗАО «Турборус»,

маршевого дизельного двигателя 10Д49 производства ОАО «Коломенский завод»,

редуктора РО55Р производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект»,

системы автоматического управления, разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора».

Мощность: 2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с., 2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с.

Дальность плавания 4000 морских миль. Мореходность без ограничений. Экипаж составляет от 180 до 210 человек.

Вооружение:

Артиллерия: 1x1 130-мм АУ А-192М.

Ракетное вооружение: до 16 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НКЭ»); ЗРК «Полимент-Редут» (32 ЗУР 9М96Е или до 128 ЗУР 9М100 в любых комбинациях); 2 ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение: до 16 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НКЭ»), 2x4 ПУ комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК».

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ.

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заводской номер 921) для Северного флота ВМФ России был заложен на ССЗ «Северная верфь» 01 февраля 2006 года. Спуск на воду состоялся 29 октября 2010 года. 31 июля 2013 года «Северная верфь» приступила к швартовным испытаниям фрегата, которые проводятся у достроечной стенки верфи. В ходе испытания будет проверено качество монтажа, работа всех механизмов и оборудования, условия их обслуживания перед выходом на заводские ходовые испытания. 18 ноября 2014 года новейший фрегат , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота будет проходить заводские ходовые испытания. По сообщению от 12 декабря , которые должны завершиться до конца месяца. Войдет в состав Северного флота ВМФ России. По сообщению от 05 января 2015 года по завершении новогодних и рождественских праздников (ЗХИ) в морских полигонах Балтийского флота. По сообщению от 20 мая . 07 сентября после перехода из Балтийска прибыл в Кронштадт. По сообщению от 11 сентября в Балтийском море заводских ходовых испытаний. 22 сентября главную военно-морскую базу Балтийского флота г. Балтийск и взял курс в Белое море для прохождения государственных испытаний. По сообщению от 24 сентября проливов М. Бельт, Б. Бельт, Эресунн, Каттегат и Скагеррак, соединяющих Балтийское море с Северным и вышел в северо-восточную часть Атлантического океана. 30 сентября и прибыл в Беломорскую военно-морскую базу Северного флота в город Северодвинск. 19 октября в Белое море для проведения завершающих этапов государственных испытаний технических средств и вооружения. 30 сентября корабль прибыл в Северодвинск из Балтийска и временно вошел в состав сил Беломорской военно-морской базы Северного флота. По сообщению от 02 ноября в рамках испытаний в Белом море комплекс стрельб из универсальной корабельной 130-мм артиллерийской установки по морским мишеням. По сообщению от 25 ноября ракетные стрельбы из универсального корабельного ракетного комплекса в Белом море. По сообщению от 25 декабря первый этап испытаний бортовых систем вооружения, которые проходили на морских полигонах боевой подготовки Северного флота в Белом море и в Архангельской области. По сообщению от 24 февраля 2016 года из универсальной артиллерийской установки А-192 в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море. По сообщению от 05 марта в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море очередную серию испытаний авиационно-технических средств корабля. По сообщению от 20 марта 2017 года на заключительный этап государственных испытаний. По сообщению от 04 июня для выполнения очередной фазы Государственных испытаний. 29 сентября экипаж корабля тестирование систем авиационно-технического комплекса в рамках завершающей фазы испытаний. 08 октября в Североморске была посадка вертолета Ка-31 на вертолётную площадку корабля. По сообщению от 26 декабря во время прохождения вблизи территориальных вод Великобритании и Северном море его фрегат типа 23 класса «Duke» Королевского флота Великобритании. 26 июня 2018 года на Северной верфи государственная комиссия под председательством капитана I ранга Виктора Иванова приемный акт государственных испытаний фрегата. 28 июля 2018 года в Санкт-Петербурге торжественная церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ России. По сообщению от 08 сентября в главную базу Северного флота – город Североморск. 18 сентября из главной базы Северного флота – Североморска – в Баренцево море для отработки плановых задач курса боевой подготовки. По сообщению от 02 октября плановые задачи боевой подготовки в Баренцевом море. По сообщению от 04 декабря в полигоны боевой подготовки Северного флота для выполнения задач боевой подготовки. По сообщению от 23 января 2019 года экипаж успешно базовую подготовку и сдал первую задачу курса боевой подготовки надводных кораблей – «Подготовка корабля к бою и походу».

Бортовой номер 417. В настоящее время имеет бортовой номер 454

Первый серийный фрегат проекта 22350 (заводской номер 922) для Черноморского флота ВМФ России был заложен на ССЗ «Северная верфь» 26 ноября 2009 года. 30 октября 2014 года на «Северной верфи» . 12 декабря .

Приказом главнокомандующего ВМФ первому серийному кораблю присвоено имя «Адмирал Флота Касатонов». Первый заместитель главнокомандующего ВМФ СССР адмирал флота Владимир Афанасьевич Касатонов являлся родоначальником офицерской династии трех поколений, посвятивших свою жизнь службе в Военно-Морском Флоте России.

Второй серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко» (заводской номер 923) для Северного флота ВМФ России был заложен на ССЗ «Северная верфь» 01 февраля 2012 года.

Третий серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков» был заложен на ССЗ «Северная верфь» 14 ноября 2013 года. Фрегат назван в честь адмирала флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова (22.08.1894 - 11.10.1967), занимавшего высшие командные должности в Главкомате ВМФ СССР и внесшего выдающийся вклад в строительство и развитие военно-морского флота страны.

По сообщению от 26 января 2019 года из главной базы Северного флота – Североморска в Баренцево море для отработки комплекса учебно-боевых задач. 26 февраля в составе отряда кораблей Северного флота в Баренцево море и взял курс в Атлантику. 20 марта в составе кораблей переход из Средиземного в Красное море через Суэцкий канал. По сообщению от 01 апреля тренировка по комплексной обороне корабля от атак средств воздушного нападения противника. 03 апреля в Беломорскую военно-морскую базу Северного флота в Северодвинск.

Спроектированный и построенный в Санкт-Петербурге «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного оружия. За четыре года морских испытаний экипаж выполнил несколько переходов с Балтики на Север, а спустя считаные недели снова прибудет в Североморск, который впредь будет использоваться как постоянное место базирования корабля.

Согласно замыслам создателей, фрегат способен решать широкий круг задач: борьба с вражескими надводными кораблями; поиск и уничтожение субмарин; поражение наземных целей в глубине территории противника, на побережье и островах; противовоздушная, противолодочная и противокатерная оборона соединения или конвоя; огневая поддержка высадки морских десантов.

Инновации для ВМФ

Согласно юбилейной книге разработчика, «Северного проектно-конструкторского бюро» (СПКБ), на головном корабле проекта 22350 опробованы инновационные и технологические решения. На самом деле «Адмирал Горшков» действительно является одним из самых технически совершенных фрегатов мира. Он относится к четвертому поколению отечественных мореходных боевых кораблей - носителей управляемого ракетного оружия. По совокупности качеств новый фрегат значительно превосходит сторожевые корабли проекта 1135 третьего поколения и созданные на их основе фрегаты проекта 11356 поколения 3+. Завершение проекта 22350 потребовало проведения 22 НИОКР по сравнению с семью для предыдущего проекта 11356.

По принятии в состав действующего флота «Горшков» станет первым крупным ракетным кораблем морской зоны, созданным в России по «безбумажной технологии». Разработка документации на него была выполнена с использованием системы компьютерного проектирования FORAN. Передовые решения по корпусу позволили улучшить мореходные качества, обеспечить боевую работу систем вооружения при волнении моря до четырех-пяти баллов.

Внешне «Горшков» выделяется длинным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Здесь проект 22350 по техническому уровню значительно превосходит . Надстройка и борт нового фрегата выполнены из композиционных материалов для снижения веса конструкции и заметности в инфракрасном диапазоне. Широкое применение композитов в конструкции корпуса и другие решения на внедрение технологий Stealth позволили минимизировать физические поля корабля в заданном диапазоне. Помимо того, СПКБ провело мероприятия, чтобы снизить вторичное радиолокационное поле новых фрегатов по сравнению с зарубежными кораблями аналогичного класса.

Интересен снимок, сделанный на переходе в Северном море британскими военными. На нем «Адмирал Горшков» снят рядом с кораблем HMS St Albans. Также видно, насколько у российского фрегата меньше излучение в инфракрасном спектре.

Следующим отходом от традиционной практики стал отказ от полностью газотурбинной силовой установки в пользу системы CODAG, где форсажные турбины М-90ФР общей мощностью 40 тысяч киловатт используются для «броска», а дизели 10Д49 на 7 378 киловатт - для экономического хода.

События на Украине внесли дополнительные поправки: пришедший к власти в Киеве режим Порошенко дал николаевскому предприятию «Зоря - Машпроект» указание не поставлять в Россию по ранее заключенным контрактам морские газотурбинные установки. Их пришлось заменить аналогичными, полностью изготовленными на заводе НПО «Сатурн» в Рыбинске.

«Длинные руки» Адмирала Горшкова

Прошедший проверку в Сирии ударный ракетный комплекс «Калибр-НК» используется в качестве «главного калибра» корабля. Однако размещенные на проекте 22350 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для размещения сверхзвуковых ракет «Оникс» и перспективных гиперзвуковых «Циркон».

Между тем петербургские судостроители приступили к формированию еще пары корпусов - «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» - с планируемым завершением к 2020 году. После многомесячной задержки, вызванной событиями на Украине, третий и четвертый корпусы снова в работе. Для их комплектации на завод-изготовитель поступают судовые турбины российского производства.

Перспектива

Согласно источникам ТРК «Звезда» в судостроительной отрасли,

Весной прошлого года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Иванович Королев сказал, что в обозримой перспективе фрегаты проекта 22350 составят основу надводной компоненты отечественного Военно-Морского Флота. А министр обороны Сергей Шойгу поведал о планах МО РФ получить к 2025 году шесть подобных кораблей, а всего построить 15. Тогда же были анонсированы планы по улучшению базовой конструкции и разработке на ее основе модификации увеличенного водоизмещения с более мощной системой вооружения.

Помимо того, нашим партнерам по военно-техническому сотрудничеству предлагается проект 22356 - многоцелевой фрегат на базе 22350. Если на него найдутся заказчики, то будет повышена серийность выпуска, снижена стоимость единицы продукции, а отечественная промышленность получит загрузку на много лет вперед.

Сильный военно-морской флот может позволить себе страна с хорошо развитой промышленностью. В 2006 году в России в рамках проекта 22350 было начато строительство фрегата «Адмирал Горшков». На создание нового военного судна ушло четыре года. В октябре 2010-го корабль «Адмирал Горшков» был спущен на воду. Информацию об истории создания, устройстве и боевых возможностях фрегата вы найдете в данной статье.

Знакомство

Назван корабль в честь адмирала Горшкова. Фрегат уникальный уже тем, что является первым кораблем, построенным и спущенным на воду после развала Советского Союза. Кроме того, как утверждают специалисты, проектирование выполнялось практически «с нуля», российские конструкторы не использовали советские наработки. Ввиду того что в годы Великой Отечественной командование бригадой крейсеров осуществлялось Адмиралом Флота СССР Сергеем Горшковым, который в течение 30 лет был Главнокомандующим ВМФ, вполне логично что, его именем называют военные судна. До постройки фрегата получил название «Адмирал Горшков» авианесущий крейсер. Теперь же в честь флотоводца именуют представителя нового семейства боевых кораблей - многоцелевой фрегат проекта 22350. В отличие от крейсера «Адмирал Горшков», новое судно, как утверждают эксперты, не менее эффективно.

О фрегатах

К этому классу относились военные корабли, скоростные и маневренные, но недостаточно мощные для того, чтобы ими комплектовать боевую линию. Фрегатами в Королевских воздушно-морских силах во вторую мировую называли легкие противолодочные судна. В Соединенных Штатах до 1975 года в ВМФ понятие «фрегат» применялось к ракетным крейсерам противовоздушной обороны. В СССР в зависимости от габаритов военного плавсредства использовались термины «сторожевик» и «большой сторожевой противолодочный». Эту же классификацию некоторое время использовали и в российском флоте. Сегодня небольшие военные корабли называют фрегатами. «Адмирал Горшков» проекта 22350 стал одним из них.

Об истории создания

Закладка фрегата была произведена в феврале 2006 г. Местом для этого выбрали судостроительное предприятие «Северная верфь». Как утверждают специалисты, к моменту спуска на воду корабль был готов только на 40%. Дорабатывался он у достроечной стенки. На данный корабль Россией было потрачено более 400 млн американских долларов.

Планировалось, что фрегат сделают к 2012 году, и он будет нести службу на Северном Флоте. Однако, планам ГК ВМФ РФ не суждено было состояться - сотрудники военного ведомства заявили, что фрегат еще не готов пройти даже ходовые испытания, после которых обычно проводят государственные. Срок тестирования пришлось отодвинуть на полгода. Собирались тестировать новый корабль летом 2013 г. Однако артиллерийская установка «Армат» А-192М к этому времени была не готова, в связи с чем ходовые испытания фрегата опять оказались сорванными. Следующее тестирование назначили на 2014 г. В сентябре фрегат оснастили универсальной 130-миллиметровой артиллерийской установкой (АУ) «Армат» А-192, разработанной в конструкторском бюро «Арсенал» им. М.В. Фрунзе. В октябре корабль был направлен в «Северную верфь» к стенду размагничивания. В следующем месяце фрегат отбуксировали в Кронштадт, где были начаты заводские ходовые испытания. После того как по итогам проведенного референдума Крым возвратился в 2014 году в Россию, решили, что два фрегата проекта 22350 пополнят 30-ю дивизию надводных кораблей Черноморского Флота Российской Федерации.

О тестировании

В начале ходовых испытаний «Адмирала Горшкова» произошел системный сбой в управлении. Причиной этому стал вышедший из строя двигатель. Вскоре российские конструкторы поломку устранили и фрегат продолжил совершать межфлотский переход. В сентябре он прибыл на Беломорскую военно-морскую базу. В ноябре экипажем корабля посредством ракет из УКСК были успешно поражены морские и наземные цели. Местом для стрельб стало Белое море. Летом 2016 года, как сообщали СМИ, концерном «Алмаз-Антей» был сорван государственный заказ, по производству ЗРК «Полимент-Редут». Данным зенитно-ракетным комплексом собирались оснастить корветы проекта 20380 и фрегаты 22350. Таким образом, срок сдачи «Адмирала Горшкова» оказался под угрозой срыва. В августе успешно протестировали средство радиоэлектронной борьбы 5П-28. В марте 2017 г. начались заключительные государственные испытания. В 2018 году Госкомиссия, председателем которой был назначен капитан I ранга В. Иванов, утвердила приемный акт, свидетельствующий об успешном завершении судном «Адмирал Горшков» испытаний государственного уровня.

Спустя два дня на фрегате реял Андреевский флаг. В начале осени взял курс в город Североморск, в котором он будет постоянно дислоцироваться. Мурманск 35 стал портом приписки «Адмирала Горшкова» - авианесущего крейсера.

В чем особенность фрегата?

Как утверждают военные специалисты, «Адмирал Горшков» приспособлен для выполнения боевых задач в океанических условиях, в дальней и ближней морских зонах. 130-метровое судно с водоизмещением 4500 т. Фрегат укомплектован артиллерийским и ракетным вооружением. Кроме того, его оснастили специальной платформой, на которую корабль может принять боевой вертолет Ка-28. Как утверждают специалисты, уникальность судна заключается в том, что при создании его конструкции российские инженеры использовали совершенно новые технологии и материалы. Соперничая с американскими коллегами, российские в ходе проектирования кормовой надстройки и рубки применили современную технологию «стелс», благодаря чему фрегату обеспечена высокая скрытность. Сам процесс создания судна был очень засекречен. О том, какой фрегат будет иметь внешний вид могли знать лишь те, кто непосредственно занимался проектированием и строительством.

Об артиллерийском вооружении

Фрегат укомплектован впечатляющим боевым комплексом, который представлен универсальной 130-миллиметровой автоматической пушкой А-192. Разработчики решили отказаться от предыдущей артустановки АК-130, которая также имела калибр 130 мм, но была тяжелее на 80 т. В связи с этим ее эксплуатация была очень ограничена - поражались только крупные корабли крейсеры и эсминцы. Новое главное орудие весит не более 25 т. Это дает возможность при необходимости использовать А-192 на небольших кораблях, а именно на фрегатах. Орудие эффективно на дистанции до 23 тыс. м. Воздушные цели поражаются на дистанции 18 тыс. м. В течение одной минуты из пушки можно выпустить до 30 снарядов.

О малокалиберной артиллерии

Вооружение данного класса представляют две зенитные установки «Палаш», оснащенные двумя шестиствольными автоматическими пушками ГШ 6-30КД. Из одной установки за минуту можно произвести не более 10 тыс. выстрелов. Для воздушных объектов пушки представляют серьезную опасность на расстоянии до 3 тыс. м.

О ракетном вооружении

Фрегат комплектуется 16 противокорабельными ракетами ЗМ55 «Оникс». Место их размещения - носовая часть корабля. Ракетами заряжаются универсальные установки с вертикальным пуском (УВП). Одна установка обустроена 8 ячейками, в которые загружаются ракеты любого назначения. Посредством ПКР «Оникс» можно поразить корабль на дистанции не более 300 тыс. м. Боевая часть весит 300 кг. Как утверждают специалисты, противокорабельные ракеты малозаметны для вражеских радаров и работают по принципу «пустил и забыл». Также для фрегата предусмотрен второй вариант, который представлен крылатыми ракетами «Калибр». Судя по отзывам специалистов, они универсальны и одинаково эффективны как противокорабельные, противолодочные и тактические, посредством которых успешно уничтожаются наземные цели. Как и «Оникс», «Калибр» с дальностью полета 300 км., но их боевые части могут быть проникающими и осколочно-фугасными. Наведение осуществляется инерциальным и радиолокационным способами. Теоретически стрельбу боевой экипаж фрегата может производить и ракетами «Циркон», которые на вооружение еще не поступили. Данным ПКР присуща крайне высокая (гиперзвуковая) скорость. По мнению экспертов, если российские корабли полностью переоснастить на ПКР «Циркон», то значение авианосцев заметно снизится, в результате чего потенциальный противник вынужден будет заняться созданием новых более эффективных средств ПРО.

О силовой установке

Фрегат оборудовали комбинированной энергетической установкой. Каждый вал в гребневом винте может работать под воздействием дизельного двигателя и газовой турбины. Дизели с мощностью 5200 лошадиных сил, а турбины - 27500. Таким образом, корабль обладает суммарной мощностью 65 тыс. л. с. Для гребневых винтов предусмотрен фиксированный шаг. Кроме того, во фрегате используется успокоитель качки. Как утверждают эксперты, «Адмирал Горшков» обладает прекрасными мореходными качествами. Помехой для выполнения боевых задач не станет даже пятибалльный шторм.

О предназначении

Фрегаты проекта 22350 будут использоваться как патрульные плавсредства. Ввиду того что эти корабли достаточно эффективны при нанесении ракетных ударов, не исключено, что «Адмирал Горшков» будет привлекаться для поддержки сухопутных войск. С ракетами «Циркон» российские фрегаты станут убийцами даже самых крупных вражеских кораблей.

Чтобы уничтожить тот или иной авианосец, военно-морскому флоту России можно будет для этой цели не привлекать тяжелый крейсер. В том случае, если в скором будущем будет налажен серийный выпуск подобных фрегатов, то «Адмирал Горшков», вероятнее всего, станет одним из самых широко эксплуатируемых боевых судов.

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2 x 8 - ВПУ УКСК (ПКР, КР, ПЛУР);
  • 4 x 8 - ВПУ ЗРК "Полимент-Редут";
  • 2 ПЗРК "Игла-М".

Артиллерийское вооружение

  • 1 x 1 - 130-мм орудие А-192М "Армат";
  • 2 БМ ЗРАК "Палаш";
  • 2 х 1 - 14,5-мм пулеметные установки МТПУ.

Торпедное вооружение

  • 2 х 4 - 330-мм ПУ СМ-588 комплекса "Пакет-НК".

Авиационное вооружение

  • 1 вертолет Ка-27ПЛ, ангар и ВПП.

Построенные корабли

История создания

Проектирование

Сторожевой корабль дальней морской зоны разработан Северным проектно-конструкторским бюро (ОАО «Северное ПКБ»), эскизный проект под номером 22350 утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года.

Проектирование

Изначально озвучивалась потребность строительства серии из 20 кораблей проекта 22350 в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 года эта цифра снизилась до 10-12 кораблей. Тендер на строительство корабля был объявлен 28 февраля 2005 года. В нем приняли участие Судостроительный завод «Северная верфь», Балтийский судостроительный завод, объединение «Адмиралтейские верфи» и Калининградский судостроительный завод «Янтарь».

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 был заключен Министерством обороны с победителем тендера, Судостроительным заводом «Северная верфь» 21 октября 2005 года. Впоследствии с этим же предприятием были подписаны еще два контракта: 25 марта 2010 года на три корабля и 17 марта 2011 года на четыре корабля. Согласно контрактам, поставки кораблей флоту завершатся к 2018 году. Одновременно ССЗ «Северная верфь» был признан единственным поставщиком кораблей проекта 22350 для ВМФ России.

Постройка и испытания

«Адмирал Горшков» после спуска на воду проходил стендовые заводские испытания. В мае 2013 года на корабле были проведены швартовные испытания. 3 октября 2014 года «Адмирал Горшков» был поставлен на стенд размагничивания в бассейне Судостроительного завода «Северная верфь». 8 ноября 2014 года фрегат был отбуксирован в Кронштадт для начала заводских ходовых испытаний. 18 ноября 2014 года корабль впервые самостоятельно вышел в море для проведения первого этапа заводских ходовых испытаний. На вооружение ВМФ РФ «Адмирал Горшков» принят 28 июля 2018 года.

Описание конструкции

Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Корпус

Фрегаты проекта 22350 – корабли с протяженным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн – технология stealth). Физические поля фрегата минимизированы.

Кормовая оконечность – транцевая. Форма обводов корпуса и острый клиперский форштевень должны обеспечить кораблям проекта 22350 хорошие мореходные качества. Двойное дно располагается на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора).

На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые этими механизмами. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле применена дизель-газотурбинная установка типа CODAG состоящая из двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р, включающих в себя:

  • два газотурбинных двигателя 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с. полного хода, которые размещены в носовом машинном отделении, совместной разработки НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Россия) и НПП "Зоря-Машпроект" (г. Николаев, Украина).
  • два дизельных двигателя 10Д49 экономического хода мощностью по 5200 л.с. производства ОАО “Коломенский завод” (г. Коломна, Россия) с двухскоростными редукторными передачами, которые размещены в кормовом машинном отделении;
  • редуктора РО55Р, который обеспечивает раздельную работу дизелей и турбин, производства ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев, Украина);
  • системы автоматического управления "Метель-55", разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург, Россия).

Запасы топлива на корабле обеспечивают ему дальность плавания 4 000 миль при скорости экономичного хода 14 узлов.

Вспомогательное оборудование

На корабле установлено четыре дизель-генератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

Экипаж и обитаемость

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным ударным вооружением корабля проекта 22350 является ракетный комплекс "Калибр" с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Дальняя зона ПВО корабля обеспечивается ЗРК "Полимент-Редут", ближняя – зенитным ракетно-артиллерийским комплексом "Палаш". ЗРК "Полимент-Редут" имеет одну 32-зарядную вертикальную пусковую установку (32 ЗУР 48Н6Е2, или 128 9М96Е, или 512 РВВ-АЕ-ЗРК в любых сочетаниях). ЗРАК "Палаш" представлен двумя боевыми модулями (2х4 ПУ ЗУР с боекомплектом из 32 ракет и 2х6 30-мм автоматических пушки).

Артиллерийское вооружение

Артиллерия корабля представлена одной автоматической артиллерийской установкой А-192М "Армат".

Торпедное вооружение

Авиационное вооружение

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования палубного вертолета типа Ка-27.

Средства связи, обнаружения и управления

Радиоэлектронное вооружение корабля представлено средствами обнаружения воздушных, подводных и надводных целей, выдачи целеуказания корабельному оружию, а также радиоэлектронного подавления и борьбы, работа которых скомплексирована при помощи БИУС "Сигма-22350".

Для обнаружения воздушных и надводных целей, а также управления огнем ЗРК применяется РЛС с ФАР 5П20К "Полимент". РЛС работает в Х-диапазоне, способна обнаруживать и сопровождать более 200 целей на дальности до 200 км и одновременно обеспечивать обстрел 16 из них. Антенный пост станции "Полимент" представлен 4-х сторонней АФАР.

В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод").

Для целеуказания ПКР используется РЛС 34К1 "Монолит".

Для выдачи целеуказания и управления огнем АУ А-192 применяется система 5П-10 "Пума" (разработки и производства НИИ "Полюс") с лазерным дальномером и ТВ-каналом.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М с малогабаритной гиростабилизированной камерной установкой секторного обзора МТК-201М-С7 (разработки и производства Уральского оптико-механического завода УОМЗ).

Для освещения подводной обстановки и выдачи целеуказания противолодочному оружию используется ГАК "Заря-3" (по неподтвержденным данным на головной СКР зав. №921 установлен ГАК "Звезда") и буксируемая ГАС "Виньетка-М".

Задачи радиоэлектронной борьбы и противодействия электронным средствам противника решаются при помощи комплекса РЭБ "Просвет-М" (2 ПУ КТ-308 и 8 ПУ КТ-216).

Средства связи корабля дополнены комплексом спутниковой связи "Центавр-НМ", антенные посты которого размещены на кормовой надстройке.

Построенные корабли

Головной фрегат проекта 22350 заложен 1 февраля 2006 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Это первый крупный надводный корабль, заложенный на верфях России с 1991 года. Фрегат спущен на воду 29 октября 2010 года, в ноябре 2014 года вышел на заводские испытания, предположительно вступит в строй в 2015 году.

В ноябре 2009 года был заложен первый серийный фрегат проекта 22350 – «Адмирал флота Касатонов» , второй серийный корабль – «Адмирал Головко» – заложили 1 февраля 2012 года. Закладка третьего серийного фрегата – «Адмирал флота Советского Союза Исаков» – произведена 14 ноября 2013 года в день 101-й годовщины основания «Северной верфи».

Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
Адмирал флота Советского Союза Горшков 921 “Северная верфь” 1 февраля 2006 года 29 октября 2010 года Головной корабль серии
Адмирал флота Касатонов 922 “Северная верфь” 26 ноября 2009 года 12 декабря 2014 года Первый серийный корабль
Адмирал Головко 923 “Северная верфь” 1 февраля 2012 года Второй серийный
Адмирал флота Советского Союза Исаков 924 “Северная верфь” 14 ноября 2013 года Третий серийный

Судьба кораблей

Первый командир корабля - ?.

  • 18 ноября 2014 года фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 впервые вышел из Кронштадта в Финский залив. для проведения заводских ходовых испытаний в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ.

В ходе проведения первого этапа ЗХИ будут проверяться ходовые показатели корабля, работа главной энергетической установки, корабельных систем и устройств. В частности, работа силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи, обнаружения и навигации, якорного устройства. Также будут проводиться скоростные, маневренные и вибрационные испытания корабля. Помимо экипажа, на борту фрегата находятся более 200 специалистов различных подразделений завода-изготовителя, специалистов от промышленности, а также контрагентов.

.

Добавить фото в галерею, Наполнить статью внутренними ссылками, Добавить информацию


Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Позже планы еще несколько раз менялись. Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания". В итоге летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата. Приемка корабля Флотом ожидалась в 2014 г., позже - в декабре 2015 г., позже - в декабре 2016 г. И в итоге по состоянию на начало 2017 г. ожидается до конца 2017 г. Основные причины задержек - неготовность комплексов вооружения (в частности ЗРК "Редут").

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 в ходе испытаний на Северном флоте, осень 2015 г. ().



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, выход на заводские ходовые испытания, 22.11.2014 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25.07.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


http://forums.airbase.ru).


Рисунок СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://paralay.com).


Конструкция : корабль длиннополубачной архитектуры, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Физические поля корабля минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов (stealth) снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность.

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой

Двигательная установка : дизель-газотурбинная установка типа CODAG, 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р, включающих в себя:

2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., размещены в носовом машинном отделении; установки совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина, ).

2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;
Частота вращения коленвала - 1000 об/мин

Редуктор РО55Р - обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины. Система управления "Метель-55".

Разработка дизель-газотербинной установки начата в 1993 г. Межведомственные испытания ГТД М90ФР проведены в 2006 г. и межведомственные испытания установки М55Р проведены в 2008 г. Совместным предприятием ЗАЛ "Турборус" по состоянию на начало 2013 г. решалась задача локализации производства агрегатов в России ().


Энергетика - 4 х дизельгенератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля :

Вооружение :

пр.22350
пр.22356
ПКР 2 х 8 х Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" - установка вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР
аналогично
ЗРК 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса , боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР).
Темп стрельбы - 1 ЗУР/сек
ЗРК "Риф-М" (боекомплект 32 ЗУР) или ЗРК "Штиль-1" (боекомплект 36 ЗУР)
ПЗРК 2 х "Игла-М"
Артиллерия 1 х 130 мм артиллерийская установка с СУ 5П-10 "Пума" с новой моделью антенного поста.

Летом 2012 г. разработка установки А-192М прекращена, начата разработка артиллерийской установки ОКР "Картаун".

В октябре 2012 г. появилась информация о прекращении летом 2012 г. разработки артиллерийской установки . Позже, в середине ноября 2012 г., стало известно, что начата разработка артиллерийской установки калибра 130 мм по ОКР "Картаун". По состоянию на конец марта 2013 г. второй корабль проекта (заводской №922) готовится к установке валолиний и винтов, и, возможно, летом будет спущен на воду.

аналогично
Вспомогательное вооружение 2 х 14.5 мм пулеметы на установках МТПУ
аналогично
ЗРАК / АК 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340
аналогично
Торпедные аппараты 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса
аналогично
РБУ -
Постановка помех 2 х ПУ КТ-308-05
8 х ПУ КТ-216 / комплекс
аналогично
Вертолет посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27 аналогично
Прочее


Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).


Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).


Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://сайт


130-мм артиллерийская установка А-192М на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Оборудование :
пр.22350
пр.22356
БИУС Сигма-22350
Сигма-Э22356
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и управления ЗРК
5П20К () "Полимент", 2 ФАР / 4 антенные решетки - РЛС установлена на головном фрегате осенью 2012 г., но закрыта деревянными крышками
нет
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод")
"Фрегат-М2ЭМ"
РЛС целеуказания ПКР 34К1 "Монолит" / BAND STAND ??
"Минерал-МЭ"
Навигационные РЛС 3-4 шт
аналогично
РЛС системы управления огнем артиллерийской установки Серийный вариант системы 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером (справа на рис. - см.ниже) разработки и производства НИИ "Полюс". Слева на рис. (см.ниже) - ТВ-система. На головном корабле (зав.№921) установлен опытный образец для артиллерийской системы А-192М. ().
аналогично
РЛС кормовых артиллерийских установок
Прочие средства наблюдения Оптико-электронная система
Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201М
МТК-201МЭ
Навигационная инерциальная система
ГАК "Заря-3", по неподтвержденным данным на головной СКР зав.№921 установлен ГАК "Звезда"
"Заря-МЭ-03"
Буксируемая ГАС "Виньетка-М" "Виньетка-ЭМ"
Электронное противодействие комплекс РЭБ "Просвет-М" (2 х ПУ КТ-308
8 х ПУ КТ-216)
комплекс РЭП ТК-25Э и выстреливаемых помех КТ-308-05
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Комплекс спутниковой связи "Центавр-НМ" (на кормовой надстройке)
Обще-эксплуатационная система управления
Прочее


РЛС обнаружения и целеуказания 5П27 "Фурке" (http://www.npo-prz.ru).


Анленный пост РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума" и РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума", РЛС 5П27 "Фурке" и антенны РЛС с ФАР 5П20К под деревянными крышками на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные почты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Радиотехническое вооружение на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенный пост СУО артиллерии 5П-10 "Пума" для фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (из архива Vova-r, http://forums.airbase.ru).


Боевые посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадры видео с испытаний, ).


Модификации :
пр.22350 - базовая модель СКР / фрегата для ВМФ России.

пр.22356 - фрегат, экспортный вариант, по состоянию на конец 2011 г. не реализован. 04.07.2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о готовности производственных мощностей для строительство экспортной версии фрегата пр.22356 ().


пр.22350М - значительно модернизированный вариант фрегата - изменения радиоэлектронного оборудования, новые системы вооружения (морской вариант ЗРК С-500 и т.п.).


Предположительно эскиз фрегата прп.22350М - ранее считалось, что это изображение одного из вариантов компоновки перспективного эсминца для ВМФ России - НИР "Лидер". Кадр видеоролика с сайта концерна "Моринформсистема-Агат", http://www.concern-agat.ru/).


Стоимость одного корабля проекта по данным СМИ составляет около 18 млрд. руб. (ист - ЦАСТ ).

Статус : Россия


СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 после спуска на воду, октябрь 2010 г. (автор фото - М.Либерман, http://forums.airbase.ru).


У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. 26 мая - на стапеле №4 ССЗ "Северная верфь" прошла неофициальная внутризаводская закладка корабля пр.22350 зав.№1005 - началась заготовка металла для корпуса корабля и сборка закладной центральной секции корабля.

2011 г. осень - первая установка А-192 изготовлена ПО "Арсенал" и проходит испытания на полигоне перед установкой на головной СКР пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков".


Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 17.10.2011 г. (фото из архива пытливый808, http://forums.airbase.ru).



Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 25.01.2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" . Справа - стапель №3 - СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №3 - заводской №922 СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №4 - заводской №923 СКР "Адмирал Головко" пр.22350, закладка. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Министерстве обороны России сообщает, что измененной программе развития вооружения до 2020 г. количество СКР пр.22350 - 8 единиц.

2012 г. 2 апреля - устами пресс-службы "Северной верфи" озвучены планы по достройке первых СКР пр.22350 - на головном корабле проекта в мае 2012 г. начнутся швартовые испытания, сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. (ранее ожидалась сдача в ноябре 2012 г.). Первый серийный корабль пр.22350 будет передан ВМФ в ноябре 2014 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, май 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в достройке на "Северной верфи", г.Санкт-Петербург, 30 мая 2012 г. (фото - А.Акентьев, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, сентябрь 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 14 ноября - согласно опубликованной фотографии фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" находящегося в достройке у стенки "Северной верфи" в Санкт-Петербурге на корабле установлены антенные посты РЛС типа "Фрегат" и СУ артиллерийского огня "Пума". РЛС с ФАР пока не установлена, РЛС типа "Монолит" не установлена, а так же отсутствует артиллерийская установка главного калибра и, вероятно, еще ряд систем БРЭО и вооружения.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Касатонов" в строительстве на "Северной верфи", 14 ноября 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину ноября 2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 25 апреля - в СМИ сообщается со ссылкой на старшего строителя головного заказа №921 Кирилла Мадзюту, что выход корабля на заводские ходовые испытания ожидается в 2013 г. В акватории Финского залива испытают главную энергетическую установку, навигационное оборудование, комплекс связи. Затем для продолжения ЗХИ фрегат перейдет в Балтийск, а завершатся испытания на Северном флоте.

2013 г. 31 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что начаты швартовные испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". В ходе швартовных испытаний, которые проводятся у достроечной стенки верфи, будет проверено качество монтажа, работа всех механизмов и оборудования, условия их обслуживания перед выходом на заводские ходовые испытания. В первую очередь на фрегате будут проверять работу механического оборудования - дизель-генераторов, компрессоров, холодильных машин, кондиционеров, насосов, главной энергетической установки корабля. Особое внимание будет уделено навигационному оборудованию и комплексу связи, необходимым для выхода корабля в море. Начало первого этапа заводских ходовых испытаний фрегата намечено на середину осени 2013 года ().

2013 г. 24 декабря - ходовые испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" начнутся в первой половине 2014 г. после установки на корабль главной артиллерийской системы - А-192. Представитель завода "Арсенал" сообщил СМИ, что установка будет поставлена на ССЗ в первых числах 2014 г. ().


Вывод из эллинга первого серийного фрегата "Адмирал флота Касатонов" пр.22350, ОАО "Северная верфь", 30.10.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


- 2014 г. - в конце года завершен первый этап ходовых испытаний головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350. По неофициальной информации корабль поставлен для ремонта ГЭУ на "Северную верфь".

Реестр СКР / фрегатов пр.22350 :

№пп проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 921 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель Д.Ю.Силантьев (на апрель 2013 г. - Кирилл Мадзюта)
01.02.2006
план декабрь 2009 г. (2009 г.)

29.10.2010

план - февраль 2009 г. (2006 г.)

план - 2011 г. (2009-2010 г.г.)

план - ноябрь 2012 г. (2011 г.)

план - ноябрь 2013 г. (02.04.2012 г.)

план - декабрь 2014 г. (лето 2014 г.)

план - до конца 2016 г. (2016 г.)

план - первая половина 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - конец июля 2017 г. (25.01.2017 г.)

24.03.2017 г. объявлено, что сроки сдачи корабля под угрозой срыва из-за проблем с доведением ЗРК "Редут" ()

план - 2017 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Балтийский флот. 01.02.2012 г. появилась информация о том, что корабль после завершения испытаний будет базироваться на Северном флоте
02 "Адмирал флота Касатонов" пр.22350 922 26.11.2009
план - 2011 г. (2009 г.)

план 2012 г. (2010 г.)

прогноз - июнь-июль 2013 г. (24.03.2013 г.)

30.10.2014 г. выведен в спусковой док
спуск на воду - декабрь 2014 г.

план - 2012 г. (2009 г.)

план - ноябрь 2014 г. (2010 г., 02.04.2012 г.)

план - 2018 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Черноморский флот. В декабре 2014 г. появилась информация о том, что корабль планируется базировать на Северном флоте

2011 г. - сформирован корпус.
- 2011 г. поставлены дизель-генераторы АДГ-1000НК (4 шт).
- 2013 г. начало - после завершения испытаний планировалось поставить ДГТА М55Р ().

03 "Адмирал Головко" пр.22350 923 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель - А.В.Никотин ()
план 2011 г. (2010 г.)

26.05.2011 г. (начало резки металла)

план 26.11.2011 г. (19.06.2011 г.)

01.02.2012 г.

план 2013 г. (19.06.2011 г.)

план - конец 2015 г. (2014 г.)

план - 2016 г. (20.02.2015 г.)

план - 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - 2014 г. (19.06.2011 г.)

план - 2019 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Северный флот (информация от Главкома ВМФ 01.02.2012 г.)

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.

Закладка корабля планируется на 01.02.2012 г., но работы на корабле начнутся позже (инф. от января 2012 г.).

04

"Адмирал флота Советского Союза Исаков"

(по состоянию на 2011 г. была информация о возможном названии - "Адмирал Юмашев")

пр.22350 924 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) план - лето 2012 г. (01.02.2012 г.)

план - 14.11.2013 г. (30.07.2013 г.)

14.11.2013 г.

- план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

05 нет данных пр.22350 925 ?
ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
06 нет данных пр.22350 926 ? ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
07 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - -
08 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2020 г. (07.02.2012 г.) озвучено газетой "Коммерсантъ" 07.02.2012 г., сомнительно
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Источники :
Готовимся строить атомные надводные корабли - Андрей Фомичев. Сайт http://flotprom.ru , 2012г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru , 2012 г.
Машиностроительный завод "Арсенал" ликвидирует отставание по производству орудий морской артиллерии. Сайт http://flotprom.ru , 2011 г.
На выставке "Евронаваль-2010" представлен экспортный вариант новейшего российского фрегата. Сайт http://www.flot.com , 2011 г.
Фрегат 22350. Сайт http://paralay.com , 2010 г.
Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков". Сайт