Биографии Характеристики Анализ

Результаты создания единого европейского образовательного пространства. Формирование единого образовательного и культурного пространства в европе и отдельных регионах мира

2.3.2 Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира . Участие России в этом процессе.

По имеющимся оценкам, в развитых странах 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. В частности, установлено, что рост образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6 и сокращает сроки освоения рабочими новых операций на 50%. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование.

Проблемы профессиональной ориентации, качества подготовки, снижения роли профессиональной квалификации, проблема отставания в структуре, объемах подготовки квалифицированных рабочих от требований предприятий – наиболее важные проблемы образования молодых рабочих промышленных предприятий. Наряду с этими проблемами , глубокого изучения требует общая и профессиональная культура молодых работников.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

На конференции министров, которая состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене , в честь десятилетия Болонского процесса, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нём. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits).

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы. Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. По мнению большинства российских экспертов в области высшего образования, а также ведущих российских учёных переход России на двухуровневую систему приведёт к окончательному развалу всей отечественной системы высшего образования.

С 2005 г. в России запущены национальные проекты, призванные оздоровить российское общество и решить важные социальные задачи. В число приоритетных проектов, предложенных для рассмотрения Президентом РФ, входит национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 г.

Помимо создания новых учебных заведений в стране, в том числе открытия новых университетов, в Российской Федерации появляется традиция образовательных грантов, поощрения лучших учителей России и т.д. Формирование качественно нового педагогического состава российского учительства позволило правительству приступить к осуществлению плановой модернизации российского образования, одной из составляющих которого является введение по всей стране Единого государственного экзамена как наиболее эффективного метода контроля за качеством знаний и выявления на этапах экзамена талантливых учащихся, готовых в дальнейшем заниматься научными исследованиями

С 2008 г российская система высшего образования перешла на двухуровневую систему – бакалавр и магистр.

С 2007 года в приоритетный нацпроект "Образование" включено новое направление – ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО. В соответствии с данным направлением национального проекта «Образование» в России на базе инновационных учреждений НПО и СПО создаются ресурсные центры, призванные сыграть значительную роль в развитии непрерывного образования в регионе.

В 2007 г. Салаватский индустриальный колледж стал победителем конкурса в рамках приоритетного нацпроекта "Образование". Учебному заведению выделили 70 миллионов рублей из федерального бюджета и ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", на реализацию программы "Углубление практического обучения с целью подготовки высококвалифицированных рабочих для высокотехнологичных нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств в рамках программ среднего профессионального образования".

1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира;

2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации;

3.Присоединение к процессу;

4.Формирование единого образовательного и культурного пространства.

5.Достоинства и недостатки.

6.Российская Федерация в Болонском процессе.

1. Составление конспекта по плану:

1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации.

Начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс) можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками.

3.Присоединение к процессу.

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998).. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

4.Достоинства и недостатки.

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутри вузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, меж институционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

5.Российская Федерация в Болонском процессе.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центрально - азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

Ø с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам[источник не указан 726 дней] бакалавра и магистра;

Ø до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

2.Беседа по вопросам:

1.К какому периоду можно отнести начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс)?

2.Назовите цель Болонской декларации;

3.Почему «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства?

4.Что дает России присоединение к Болонскому процессу?

5.Основные положения Болонской декларации;

6.Назовите участников Болонского процесса;

7.Определитедостоинства и недостатки Болонской декларации;

8.Роль Российской Федерации в Болонском процессе.

9.Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.

10. Ваше представление об образовательных проектах с 1992 г. - с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.

Знать термины и понятия: Болонская декларация; Болонский процесс (единое образовательное и культурное пространство); Модернизация высшего профессионального образования.


Перспективы создания единого образовательного пространства: сотрудничество России и стран Северной Европы в образовании взрослых

, С. Петербург - Псков

Система непрерывного образования развивается, следуя, с одной стороны, вызовам постоянно меняющегося мира, а с другой - пытаясь ответить на запрос каждого конкретного человека.

Современный этап развития образования взрослых характеризуется формированием системных взглядов на проблемы образования в меняющемся мире. Стремительные социально-экономические и политические преобразования во многих странах, общность глобальной проблематики, вступление в эпоху информационной цивилизации вызвали к жизни принципиально новые проблемы в сфере непрерывного образования.

Резко увеличились удельный вес и значимость для человека и общества продолжение образования в течение всей жизни. С формированием тенденций к открытости общества, демократизации, развитию информационно-коммуникационных технологий наметилась глобализация процессов развития системы непрерывного образования и форм образования взрослых.

Экологические, экономические, социальные и другие кризисы, обрушивающиеся на население практически всех стран на рубеже веков, привели к переоценке многих, в том числе и образовательных ценностей и смыслов.

Начиная с середины ХХ века, образование взрослых становится во всем мире одним из важнейших средств, как стабильного развития общества, так и средством развития и саморазвития человека. По мере развития общества, доступ к образованию получает все большее число социальных групп и индивидов, для которых образование становится одним из способов выживания: инвалиды, беженцы, безработные , престарелые, функционально неграмотные работники и др.

Не останавливаясь подробно на раскрытии их сущности, перечислим основные тенденции мирового развития, которые влияют на развитие «пожизненного образования», образования взрослых:

1. Мгновенная связь. Мы можем связаться практически с любой частью света, чтобы получить информацию, воспользоваться библиотечными фондами или другими источниками. К нам информация поступает через СМИ ежесекундно по множеству каналов. Любая же работа с информацией носит образовательный характер.

2. Стирание экономических границ. Глобализация мировой экономики ведет к интеграции по всем направлениям: производства, сервиса, рабочей силы. Получив образование в одной стране, человек может работать в другой, доучиваться в третьей и быть востребованным в своей области по всему миру.

3. Увеличение доли сервиса в мировом производстве. Общая тенденция сокращения работающих в производстве и сельском хозяйстве и увеличение тех, кто занят в сервисе и информационном секторе. Работа в сервисе, а тем более в информационном секторе требует постоянного повышения квалификации.

Объединяет деятельность национальных организаций по образованию взрослых в Европе Европейская Ассоциация Образования Взрослых (EAAE www. eaae. org). Годы интенсивной учебы приходятся на детство и юность - самые сензитивные периоды, но учиться человеку приходится всю жизнь.

Идея «завершенного» образования на любом возрастном этапе не соответствует современному миру, единственной постоянной характеристикой которого, по словам известного американского андрагога М. Ноулза, является изменчивость.

Life long learning - идея, которая «овладела массами» во всем мире, становясь реальностью. Для взрослого человека, имеющего стартовый уровень образования, «пожизненное учение» - это проблема самоопределения в образовательном пространстве, проблема выбора и реализации своих возможностей.

То, какое направление примет процесс самоопределения, зависит как от самого человека, так и от общества (государства), так как самоопределение имеет два плана: внешний (институциональный) и внутренний (психологический, мотивационный). Оба эти аспекта существуют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Наполненное внутренне пространство человека дает ему более масштабный «выход» во внешнее пространство самоопределения, где происходит взаимодействие объективного и субъективного. Как, каким образом человек может научиться «упорядочивать хаос», находить свой вектор самоопределения?

Продуктивной представляется мысль о том, что не правильно понимать самоопределение как определение самого себя, так как понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Иными словами, человек сам «опредèливает» себя, находя границы самоидентичности в образовательном пространстве.

Насколько эффективен этот поиск идентичности в профессиональном и личностном планах? От чего он зависит? Что может сделать общество (государство) для самоопределяющегося человека. Одно из направлений - предоставление того самого «внешнего» образовательного пространства, в котором взрослый человек может самоопределяться, реализуя свои образовательные потребности.

Скандинавская модель образования взрослых имеет свои особенности, обусловленные её историей и условиями современного этапа развития общества в северных странах. Нам представляется интересным и важным изучение скандинавского, в частности шведского опыта, не только как образца для подражания, но как основы для взаимопонимания , сотрудничества, интеграции. Это актуально тем более, что шведские организации различного уровня после «освоения» стран Балтии все активнее распространяют свое влияние на Северо-западный регион России, вовлекая в сотрудничество как государственные организации, академические институты, так и некоммерческие общественные организации (НКО).

Скандинавская система образования взрослых имеет глубокие корни и постоянно развивается, успевая и, как и положено современной образовательной системе, на определенных этапах опережать общественное развитие.

Образование взрослых в Скандинавии ведет свой отсчет с середины девятнадцатого века и связано с именем датского просветителя Николая Грюндтвига () и таким уникальным институтом образования, каковым являются народные высшие школы (folk high school).

Другим важным феноменом, который можно отнести по своему наполнению к философско-антропологическим является «folkbildning», которое, весьма приблизительно, можно перевести как «народное свободное просвещение - самостроительство личности». Это понятие исключительно значимо в философии образования. Суть его заключается в процессе реализации человеком своего внутреннего потенциала. С помощью этого понятия становится объяснимой связь между личными и общественными интересами.

Каждый человек обладает своим национальным характером, который не наследуется, но развивается благодаря процессу обучения, в рамках которого человек постепенно социализируется, то есть ощущает свою действительную принадлежность к сообществу людей. Для этой цели исключительно важны национальная история и национальный язык.

Деятельность и идеи Н. Грюндтвига во торой половине девятнадцатого века охватили в той или иной мере все скандинавские страны, дойдя в веке двадцатом и до получившей независимость Финляндии. В каждой стране существуют свои особенности существования системы «folkbildning» и высших народных школ.

Большим сходством обладают системы образования взрослых в Швеции и Финляндии. Национальные особенности систем имеются в Дании, Норвегии и Исландии. Рассмотрим подробнее цели и ценности в становлении шведской системы образования взрослых, подчеркивая антропоцентристские основы такой системы.

Следует подробнее остановиться на истории, целях и ценностях, современном состоянии и перспективах развития образования взрослых в Швеции, чтобы глубже осмыслить возможности сотрудничества в этой области.

Образование взрослых в Швеции можно разделить на три основных периода. Первый, от конца позапрошлого века до начала 1960-х гг., отражает большой вклад всеобщего образования взрослых в обновление шведской нации. Учебные кружки (study circles) и народные средние школы (folk high schools) предоставляли недоучившимся в юности взрослым новые образовательные возможности.

Символом этого периода стало самообразование. Это движение - «самообразование» - представляло собой общественную ценность, играя главную роль в образовании своих членов. Такой социальный феномен был слишком важен для общества, чтобы оставить его образовательному сектору.

Второй период начался в конце 1960-х и продолжался почти двадцать лет. Его можно вкратце охарактеризовать как «построение шведской модели образования взрослых». В течение 1970-х были приняты некоторые политические решения, которые имели целью создание развитой системы народного образования взрослых. Обеспечение свободного доступа и притока новых учащихся в различные образовательные учреждения были важнейшими компонентами этой модели.

Новая система муниципального образования взрослых стала доступной по всей стране. Новые образовательные возможности были также созданы для борьбы с неграмотностью среди взрослых и для поддержки индивидуальных образовательных планов для недостаточно хорошо читающих и пишущих людей.

Специальные меры были приняты, чтобы закрепить новое положение в образовании взрослых через обновленное законодательство в сочетании с новой системой финансирования образования взрослых. Особое внимание было обращено на дальнейшее расширение образовательных возможностей для недоучившихся взрослых, которые хотели совмещать работу и учёбу. Специальные квоты на переквалификацию были определены членам профсоюзов.

Символом этого периода стало значительное увеличение образовательных мероприятий для взрослых. Концепция «повторяющегося образования» (recurrent education) породила новый взгляд на образование взрослых. Основная мысль заключается в пожизненном чередовании периодов работы, образования и отдыха. Такая модель максимально способствовала самоопределению взрослого человека в профессиональной сфере и удовлетворению его «частных» образовательных потребностей.

Третий период начался в середине 1980-х. В то время в шведском парламенте были приняты решения изыскать новые и более гибкой организации образования взрослых. Система повышения квалификации была отделена от министерства образования и возглавлялась теперь специально созданным Советом (National Employment Training Board), развитием которого занимались и органы образования (Swedish National Board of Education) и органы, регулирующие трудовые отношения (National Labour Market Board).

Другое решение касалось открытия новых возможностей для платного образования взрослых. Парламент постановил создать так называемые «возобновляемые фонды», отняв 10% прибыли крупных компаний. Общая вырученная сумма составляла от пяти до шести миллиардов крон, т. е. около 600 млн. фунтов, и была использована на создание корпоративных образовательных стратегий в течение пяти лет, начиная с 1986 года.

Эта политика сильно повлияла на образование взрослых, связанное с работой, повышением квалификации и переквалификацией. Хотя работодатели были настроены скептически относительно такого использования их прибылей, очевидно, что интерес к спонсированному работодателями образованию взрослых сильно возрос в конце 1980-х.

Народные движения, государственные интересы и рыночные стимулы играют свою роль в развитии современного образования взрослых в Швеции. Народные движения одухотворяют образование взрослых идеями всеобщего просвещения. Государственная поддержка питает возможности развития. Сегодня, когда государство практически задействовало все возможные ресурсы, все обращают взоры к рыночной экономике. Однако, государство стремится сбалансировать эти процессы, распределяя финансы между министерством образования и министерством труда. Образование взрослых во всех его формах поддерживается государством, следуя законодательству, принятому в1980-х.

Образование взрослых в Швеции имеет следующие цели:

§ С помощью образования преодолеть пропасть между различными слоями населения на пути к равенству и социальной справедливости.

§ Способствовать росту у взрослых людей возможностей с помощь повышения уровня своего образования понимать, критически воспринимать реальность и принимать участие в культурной, социальной и политической жизни, а также вносить свой вклад в развитие демократического общества.

§ Обучать взрослых для выполнения разнообразных обязанностей, возникающих на протяжении их трудовой жизни и способствовать полной занятости, продвигаясь по пути развития и прогресса общества.

§ Предоставлять каждому взрослому человеку широкий выбор возможностей дополнить, повысить свой образовательный уровень, достигнутый в юные годы.

В Швеции образование взрослых открыто для каждого, кто хотел бы поменять свой род занятий, научиться чему-то новому, усовершенствовать свои профессиональные знания, кто занят поиском себя и своего места в жизни.

Главные характеристики шведской модели образования взрослых могут быть выражены следующими словами: свобода и добровольность. Это означает толерантность, умение принимать «инаковость» другого и уважать чужое мнение.

Ведущими, исторически сложившимися формами образования взрослых в Швеции являются учебные кружки и народные школы, в которых сама суть обучения - взаимодействие «участников». Шведы даже лексически подчеркивают такое взаимодействие, называя тех, кто учится в народных школах, «участниками» (participants), а не «учениками».

Участники вместе планируют свою работу в кружке, отбирают содержание, методы изучения. Здесь может даже не быть учителя как такового. Его роль иногда берет на себя один из участников, наиболее компетентный из всех, способный организовать совместное изучение чего-либо. В кружке может быть от 5 до 12 человек.

Такой способ учения - народные школы, в которых участники собираются в учебных кружках, является основой участия граждан в развитии демократии, так как они учатся не только предмету, но, пожалуй, в основном, взаимодействию на демократической основе.

Степень вовлеченности населения в эти формы учения исключительно высока. Около 75% шведов в возрасте от 18 до 75 лет принимали или принимают участие в учебных кружках. Приблизительно 40% участвовали в одном или нескольких учебных кружках за последние три года. Ежегодно организуется почти 350.000 учебных кружков, в которых занимается около трех миллионов участников. Так как многие люди участвуют в нескольких кружках, то «чистое» число участников колеблется от полутора до двух миллионов. Стоит напомнить, что все население Швеции составляет чуть более 8 миллионов.

Другой способ организации взрослых для учебы - Учебные Ассоциации, которые также как и народные школы поддерживаются правительством. Учебных ассоциаций в Швеции одиннадцать. Всего по стране число местных отделений всех ассоциаций превышает 900. Каждая Ассоциация имеет своё лицо, а все 11 объединяют 270 различных организаций. Одно из направлений деятельности Учебных Ассоциаций - организация различных культурных событий - фестивалей, концертов, публичных лекций. Около 160.000 таких событий (программ) организуется каждый год, которые посещает почти 15 миллионов человек.

Назовем некоторые Учебные Ассоциации: Ассоциация обучения взрослых союза шведских фермеров, Центристской, Либеральной партий; Народный Университет; Гражданская Учебная Ассоциация; Учебная Ассоциация спортивной конфедерации ; Христианская Учебная Ассоциация и др. Такая радужная картина обучающегося общества - реальность в Швеции сегодня.

Модель и современное состояние образования взрослых в Швеции имеет, на наш взгляд, интерес для отечественных организаторов образования взрослых, исследователей, занимающихся этой проблематикой как уникальная система, имеющая исторические корни, бурный расцвет сегодня и определенные проблемы роста в будущем. Изучение этой системы может дать пищу для размышлений об отечественной реальности в образовании взрослых, о способах создания образовательного пространства как условия самоопределения каждого члена общества.

Европейские организации стремятся к активному сотрудничеству с российскими партнерами. Особенно активно последние годы разворачивается взаимодействие Северных Стран Европы и Северо-западного региона России в образовании взрослых. Участником такого сотрудничества является автор этой публикации. Главным институтом такого сотрудничества является Совет Министров Северных Стран (www. norden. se), представительство которого находится в Санкт-Петербурге. Особенно активно участвуют в совместных проектах Швеция, Финляндия и Дания.

Северная Народная Академия (Nordic Folk Academy www. nfa. se) - объединенный институт для всех скандинавских стран: Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Фарерских и Аландских островов, сотрудничающий также со странами Балтии и Европейскими институтами в сфере образования взрослых. Последние годы NFA активно развивает сотрудничество с Северо-западным регионом России. Находится NFA на юго-востоке Швеции, в Гетеборге, на живописном берегу реки Гёте. Автору довелось принимать участие в нескольких программах NFA.

Деятельность Академии охватывает такие сферы образования взрослых, как педагогика, базирующаяся на социально-культурном образовании; диалог между формальным и неформальным образованием , между образованием и рынком труда; непрерывное образование в связи с развитием компетентности, информационных технологий, активного гражданского участия; международный обмен передовым опытом.

Все эти сферы базируются на фундаменте общей для скандинавских стран истории, культуры, одинаковом понимании демократических ценностей и диалога между неправительственными организациями. Задача Академии - поддерживать и развивать сотрудничество, распространять исследования в образовании взрослых как между странами Скандинавии, так и с из ближайшими соседями в Европе.

Скандинавская модель образования взрослых наглядно демонстрирует тот факт, что «пожизненное» образование может существенно влиять на демократизацию общества, усиление его открытости, развитие гражданских инициатив. Недаром Олаф Пальме в свое время назвал шведскую демократию «демократией учебных кружков».

Но возникает и ряд вопросов. Насколько применим скандинавский опыт на российской почве? Что способствует/мешает его распространению? Оптимальны ли формы взаимодействия российских и скандинавских исследователей и организаторов образования взрослых?

Не имея такой мощной поддержки государства, не имея даже должной законодательной базы, отечественные андрагоги развивают все возможные формы некоммерческого партнерства, неформальные и информальные формы образования взрослых. Это совместные образовательные проекты (ALLA), учеба андрагогов-модераторов (ПРАОВ), семинары (С. Петербург) и народные школы (Новгород) и многое другое.

Лидеры НКО Северо-запада познакомились не только со Скандинавской моделью образования взрослых, но и с опытом Эстонии в этой сфере. В Эстонии ЭАОВ (Эстонская Ассоциация Образования Взрослых) научились сочетать некоммерческие формы вовлечения широких масс в образовательные проекты с платными образовательными услугами для взрослых. Опыт показывает - такое возможно, и опыт этот широко внедряется.

Таким образом, по нашему мнению, использование скандинавского опыта организации образования взрослых может быть существенным шагом на пути развития образования взрослых в России.

Европейское образовательно-правовое пространство и «болонский процесс»

Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.

В 1994г. на Венском заседании Генеральной Ассамблее ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004гг. и разработан План действий на Десятилетие . В рамках указанного Плана был сделан акцент на гражданское воспитание в общеевропейском духе. Цель Десятилетия – возведение к его окончанию в ранг закона требованияуважения прав человека на образование ификсация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. В целях реализации Плана правительства государств должны играть активную роль во внедрении его программ, тем самым, развивая национальные планы действий по защите прав человека на образование.

Среди документов, принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажное значение имеет программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующая на то, что личность европейца тесно связана с гражданственностью, на то, что образование для демократических граждан является условием усиления европейского национального единства. Именно в этом документе получила закрепление идея сплочения национальных общин европейского пространства. Государства, согласно данному документу, должны придерживаться курса демократизации образования как обязательного компонента образовательной политики, понимания свобод в образовании, баланса прав и ответственности на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 90-х гг. была сориентирована на предоставление социальных, экономических, по­литических гарантии, обеспечение равного дос­тупа к получению любого образования на протяжении всей жизни; максимально широкий охват населения образованием, повышение уровня и качества образова­ния населения; предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования, улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса; стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений; выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обес­печения систем образования; расширение автономии образовательных уч­реждений; создание межгосударственного образова­тельного пространства в рамках Европейского Союза.

При этом в нормативных документах оговаривалось, что каждая страна вырабатывает свои пути достижения качественного изменения обра­зования и создания благоприятных условий для получения любого образования людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями.

Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаим­ном признании документов об образо­вании и ученых степеней, что предполагает диверсификацию 38 высшего образования.

Лиссабонская Декларация. Предложение относительно разработки единой, совместной конвенции, которая бы пришла на смену европейским конвенциям о высшем образовании, а также Конвенции ЮНЕСКО о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, было представлено на 16-й сессии Постоянной конференции по университетским проблемам. Предложение отно­сительно осуществления совместного изучения возможности разработки новой конвенции было также одобрено двадцать седьмой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Принятая в 1997г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе , является постановочным документом правовой базы международного образовательного сотрудничества более чем 50-ти стран мира. Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания российских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об образова­нии, которые названы в ней "квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании, все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохож­дении периодов обучения. Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квали­фикациями в принимающей стране.

В рамках действия Конвенции органы управления устанав­ливают перечень иностранных дипло­мов, университетских степеней и зва­ний зарубежных стран, которые при­знаются эквивалентными нацио­нальным документам об образовании, либо такое при­знание осуществляется непосред­ственно вузами, которые устанавлива­ют собственные критерии, причем, данная процедура происходит в условиях заключенного двухстороннего либо многостороннего соглашения на уровне правительств или отдельных вузов;

Двумя наиболее важными инстру­ментами в процедуре взаимного при­знания документов об образовании, упомянутыми в Конвенции, являются Европейская система перевода креди­тов (European Credit Transfer System-ECTS), позволяющая установить еди­ную международную систему кредитов, и Приложение к диплому, в котором дается детальное описание квалифика­ции, перечень учебных дисциплин, по­лученные оценки и кредиты.

Приложение к дипломам ЮНЕСКО/Совета Европы рассматривается, как правило, в качестве полезного средства, содействующего открытости квалификаций высшего образования; поэтому прини­маются меры к тому, чтобы содействовать исполь­зованию Приложения к дипломам в более широких масштабах.

Сорбоннская декларация. Первым шагом на пути по­строения единой Европы стала Совместная Декларации о гармонизации структуры системы ев­ропейского высшего образования (Сорбоннская декларация), подписанная мини­страми образования четы­рех стран (Франции, Германии, Италии и Великоб­ритании) в мае 1998 г.

Декла­рация отражала стремле­ние создать в Европе единый массив знаний, опираю­щийся на надежную интел­лектуальную, культурную, социальную и техническую основу. Учреждениям выс­шего образования отводи­лась роль лидеров в этом процессе. Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и бе­речь культурное разнооб­разие отдельных стран, а с другой - способствовать созданию единого про­странства преподавания и обучения, в котором сту­денты и преподаватели располагали бы возможно­стью неограниченного пе­редвижения и сложились бы все условия для более тесного сотрудничества. Декларация предполагала постепенное создание во всех странах сдвоенной системы высшего образо­вания, которая среди прочего обеспечивала бы всем желающим возможность доступа к высшему обра­зованию в течение всей жизни. Способствовать претворению этой идеи в жизнь должна была единая система зачетных единиц, облегчающая передвиже­ние студентов, и Конвенция о признании дипломов и учебы, подготовленная Советом Европы совместно с ЮНЕСКО, к которой присоединилось большинство европейских стран.

Декларация - это план действий, в котором определена цель (создание европейс­кого пространства высшего образования), установлены сроки (до 2010г.) и намечена программа действий. В итоге реализации программы сложатся чет­кие и сопоставимые степени двух уровней (undergraduate и postgraduate). Сроки обучения для получения первой не будут короче 3 лет. Содержательно же образование этого уровня должно отвечать требованиям рынка труда. Бу­дет разработана совместимая система кредитов, общая методика оценки качества, созданы усло­вия для более свободного перемещения студен­тов и преподавателей. Все эти обязательства и приняли на себя 29 европейских стран, поставив­ших свои подписи под Декларацией.

Болонская Декларация и «болонский процесс». Становление и развитие европейского образовательно-правового пространства не ограничилось рассмотренными событиями и процессами. В современный период образовательное пространство Европы, прежде всего, высшее образование, переживает период, который получил название «болонский процесс», начало которого связывается с принятием Болонской декларацией.

1999г. в г. Болонье (Италия) органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, под­писали Декларацию об архитектуре высшего европейского образования , получившую название«Болонская декларация». Декларация определяла основные цели стран-участниц: меж­дународную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда. Участвовавшие в болонской встрече министры образования подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбоннской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик в сфере высшего образования.

Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встре­чи приняли на себя обязательства обеспечить достиже­ние целей, связанных с формированием общеев­ропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на сле­дующий комплекс мероприятий в области высшего обра­зования:

Принять систему легко «читаемых» и узнаваемых сте­пеней;

Принять систему с двумя основными циклами (неза­конченное высшее/законченное высшее);

Внедрить систему образовательных кредитов (европей­ской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS);

Повысить мобильность студентов и преподавателей;

Повысить европейское сотрудничество в области каче­ства образования;

Повысить престиж высшего европейского образования в мире.

В тексте Болонской Декларации не содержится указания о конкретной форме Приложения к дип­лому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоя­тельно. Однако интеграционная логи­ка Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию евро­пейскими странами в обозримом буду­щем описанного выше единого Приложения к диплому.

Из всех стран Евросоюза перешедших на систему кредитов ECTS только Австрия, Фландрия (Бельгия), Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Румыния, Словакия, Швеция в законодательном порядке уже ввели накопительную систему кредитов образования.

Что касается положений данного документа, то можно сказать, что не все стран Европы адекватно восприняли ее положения в национальных нормативных актах. Так, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония включили или дословно воспроизвели ее положения в национальных правительственных документах, отражающих образовательную политику по реформированию высшего образования. Пять других стран – Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Бельгия восприняли ее положения в контексте планируемых мероприятий по совершенствованию образования. Другие страны, включая Великобританию, Германию и Италию определили, что уже спланированные действия в рамках образовательных программ будут по мере их реализации синхронизироваться с требованиями, заявленными Декларацией.

Среди основных документов и мероприятий, направленных на развитие процесса взаимного признания квалификаций и компетенций в области профессионального образования и обучения в Европейском Союзе, укажем на следующие:

1. Лиссабонская резолюция, принята на заседании Европейского Совета в марте 2000г. В резолюции содержится официальное признание центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях.

2. План мероприятий по развитию мобильности и уме­ний, принят на заседании ЕС в Ницце в декабре 2000 г. и предусматривает ряд мер по обеспечению: сравнимости систем образования и обучения; официального признания знаний, умений и квали­фикаций. Этот документ также содержит план действий европей­ских социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.

3. Доклад«Конкретные задачи для систем профессиональ­ного образования и обучения будущего», принят на заседании Европейского Совета в марте 2001г. в Стокгольме. Доклад содержит план дальнейшего развития основных направле­ний совместной деятельности на европейском уровне в це­лях решения задач, поставленных в Лиссабоне.

4. Рекомендация Европейского парламента и Совета, при­нята 10 июня 2001г. Содержит положения относительно повышения мобильности в странах сообщества для студен­тов, учащихся, учителей и наставников в продолжение плана мероприятий по развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000 г.

5.Конференция в Брюгге (октябрь 2001г.) На этой конференции руководители стран ЕС инициировали про­цесс сотрудничества в области профессионального образования, в том числе и в об­ласти признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций.

Несомненно, наиболее актуальным в настоящее время является повышение уровня ознакомления российской научно-педагогической общественности, прежде всего, конечно, работающей в сфере высшего профессионального образования, с названными основными документами и, особенно, с теми требованиями, которые придется выполнять России как участнику «болонского процесса». В этой связи нельзя не назвать работы одного из наиболее активных исследователей и популяризаторов болонских реформ – В.И. Байденко, чьи работы завоевали заслуженный авторитет 39 . В данном пособии мы лишь кратко коснемся этой темы, рекомендуя читателю обратиться к названным источникам самостоятельно.

Основные компоненты-требования «болонского процесса», вытекающие из Болонской декларации, сводятся к следующему.

Обязательства участников. Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, ряд из которых ограничены сроками:

С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников «болонского процесса» европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями «болонского процесса».

Обязательные параметры «болонского процесса»:

Внедрение трёхуровневой система высшего образования.

Переход на разработку, учет и использование так называемых «академических крéдитов» (ECTS) 40 .

Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

Наличие европейского приложение к диплому.

Обеспечение контроля качества высшего образования.

Создание единого европейского исследовательского пространства.

Единых европейских оценок успеваемости обучающихся (качества обучения);

Активной вовлечённости студентов в европейский образовательный процесс, в том числе путем повышения их мобильности;

Социальной поддержки малообеспеченных студентов;

Образования в течение всей жизни.

К факультативным параметрам «болонского процесса» относятся:

Обеспечение гармонизации содержания образования по направлениям подготовки;

Разработка нелинейных траекторий обучения студентов, курсов по выбору;

Внедрение модульной системы обучения;

Расширение дистанционных форм обучения и электронных курсов;

Расширение использования возможностей академических рейтингов студентов и преподавателей.

Особое значение имеет для понимания смысла и идеологии «болонского процесса» его образовательно-правовая культура, которая заключается в признании и принятии следующих уровней высшего образования и соответствующих академических квалификаций и научных степеней:

1. Вводятся три уровня высшего образования:

Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").

Второй уровень – магистратура (степень "магистр").

Третий уровень – докторантура (степень "доктор").

2. Корректными в «болонском процессе» признаются две модели: 3 + 2 + 3 либо4 + 1 + 3 , где цифры означают: сроки (годы) обучения на уровне бакалавриата, затем уровне магистратуры и, наконец, на уровне докторантуры соответственно.

Заметим, что нынешняя российская модель (4 + 2 + 3) весьма специфична хотя бы уже потому, что степень "специалист" не вписывается в представленные модели «болонского процесса» (а), российский бакалавриат есть вполне самодостаточное высшее образование первого уровня (б), техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы, в отличие от многих западных стран, не имеют права выдавать диплом бакалавра (в).

3. Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки. Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук". Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.

Академические крéдиты - одна из наиболее специфических характеристики «болонского процесса». Основные параметры такого «кредитования» состоят в следующем:

Академическим крéдитом называется единица трудоёмкости учебного труда студента. За один семестр начисляется ровно 30 академических крéдитов, за учебный год – 60 академических крéдитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 крéдитов (три года обучения) или не менее 240 крéдитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 крéдитов (пять лет обучения). Количество крéдитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 крéдита), так как сложение крéдитов за семестр должно давать число 30.

Крéдиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Количество начисляемых крéдитов по дисциплине от оценки не зависит. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление крéдитов.

При начислении крéдитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" - по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

Академическая мобильность – еще одна характерная составляющая идеологии и практики «болонского процесса». Она заключается в комплексе ряда условий для самого студента, и для вуза, где он получает первоначальное обучение (базовый вуз):

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;

Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;

Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно; - принимающий вуз денег за обучение не берёт;

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные крéдиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические крéдиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;

Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

Автономность вуза имеет особую значимость для обеспечения задач, стоящих перед участниками «болонского процесса». Она проявляется в том, что вузы:

В существующих условиях в рамках ГОС ВПО самостоятельно определяют содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;

Самостоятельно определяют методику обучения;

Самостоятельно определяют количество крéдитов за учебные курсы (дисциплины);

Сами принимают решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).

Наконец, особую значимость европейское образовательное сообщество придает качеству высшего образования, которое, в известном смысле, можно и нужно рассматривать как ключевой компонент образовательных болонских реформ. Позиция Европейского союза в области обеспечения и гарантии качества образования, которая начала формироваться еще в доболонский период, сводится к следующим основным тезисам (В.И. Байденко):

Ответственность за содержание обучения и организацию систем обучения и подготовки, их культурного и лингвистического разнообразия, возлагается на государство;

Улучшение качества высшего образования является предметом обеспокоенности соответствующих стран;

Разнообразие методов, используемых на национальном уровне и накопленный национальный опыт, следует дополнить европейским опытом;

Вузы призваны ответить на новые образовательные и социальные требования;

Соблюдается принцип уважения к национальным образовательным стандартам, целям обучения и стандартам качества;

Гарантии качества определяются государствами-участниками и должны быть достаточно гибкими и приспосабливаемыми к изменяющимся обстоятельствам и/или структурам;

Системы гарантии качества создаются в контуре экономического, социального и культурного контекста стран с учетом быстро меняющихся ситуаций в мире;

Предполагается взаимный обмен информацией о качестве и системах его гарантий, равно как и выравнивание различий в этой области между высшими учебными заведениями;

Страны остаются суверенными в выборе процедур и методов гарантии качества;

Достигается адаптация процедур и методов гарантии качества к профилю и целям (миссии) вуза;

Практикуется целеустремленное использование внутренних и/или внешних аспектов гарантии качества;

Формируются полисубъектные концепции гарантии качества с привлечением различных сторон (высшее образование как открытая система), с обязательной публикацией результатов;

Развиваются контакты с международными экспертами и сотрудничество в части обеспечения гарантий качества на межнациональной основе.

Таковы основные идеи и положения «болонского процесса», нашедшие отражение в названных и иных образовательно-правовых актах и документах европейского образовательного сообщества. Следует заметить, что единый государственный экзамен (ЕГЭ), который стал в последние годы предметом острейших дискуссий, не имеет прямого отношения к «болонскому процессу». Срок завершения основных "болонских" преобразований в странах-участниках запланирован на период не позднее 2010 года.

В декабре 2004 года на заседании коллегии Минобрнауки России были обсуждены проблемы практического участия России в «болонском процессе». В частности, были обозначены основные направления по созданию конкретных условий для полноценного участия в «болонском процессе». Эти условия предусматривают функционирование в 2005-2010 гг. прежде всего:

а) двухуровневой системы высшего профессионального образования;

б) системы зачетных единиц (академических крéдитов) для признания результатов обучения;

в) сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;

г) внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.

1.2 Высшее образование в России и европейское образовательное пространство

Вопрос престижности вузовского образования в России на протяжении всей российской истории претерпевал метаморфозы. До 1917 года сфера подготовки высокообразованных людей была социально дифференцирована. Обучение в университетах было фактически недоступно широким слоям населения, поэтому важной особенностью образованного слоя в России являлась его немногочисленность, подразумевавшая под собой элитарность, принадлежность к дворянскому сословию, носившее черты привилегированности. В силу названных обстоятельств общественный статус и престиж университетского образования были исключительно высоки. Пожалуй, ни в одной европейской стране принадлежность к числу лиц умственного труда не доставляла индивиду столь отличного от основной массы населения общественного положения. По культурным ориентациям и социальным функциям образованное сословие тех лет было ближе к высшим слоям русского общества.

После 1917 года в России утвердилась идея обязательного образования. После революции многие из преподавательского состава университетов, не лояльные к власти, подверглись гонениям. В связи с этим снизился уровень подготовленности преподавательского состава. В высших учебных заведениях насаждалась официальная идеология.

Как отмечает О. Чередник, процессы 80-х годов обнажили противоречия системы высшего образования, несоответствие воспроизводства и уровня подготовленности образованных людей потребностям общества. Подтверждением этому является большой процент людей с высшим образованием среди безработных и, как следствие этого, дальнейшее снижение престижности вузовского образования, его формализация, на первый план выходит наличие диплома вуза. А не качество полученных знаний. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в июне 1994 года, 46% россиян видят залог жизненного успеха в обладании властью, 30% - в богатстве, и лишь 8% - в образовании. Это свидетельствует об общем кризисе вузовской системы и ставит наше общество перед необходимостью её коренной реорганизации.

В июне 1999 года в Болонье ряд европейских министров образования подписали совместное заявление «Зона европейского высшего образования», которое послужило началом так называемого Болонского процесса, в котором участвуют более 300 европейских высших учебных заведений и их представительских организаций. Согласно общеевропейскому документу, к 2010 году Европа должна иметь единую систему работы высшей школы: образуется общеевропейское образовательное пространство или «Европа знаний». В сентябре 2003 года Россия присоединилась к этой декларации и стала участницей Болонского процесса.

В связи с этим в последние годы одной из наиболее острых социальных проблем развития российского высшего образования является включение его в единое европейское образовательное пространство. Вхождение России в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране. Поскольку оно рассматривается как неотъемлемая часть формирующейся в Европе единой образовательной системы, основанной на общности целого ряда фундаментальных принципов её функционирования, постольку развитие высшего образования в России должно их учитывать в той мере, в какой это необходимо для его официального признания в Европе.

Во всех основополагающих принципах Болонского процесса содержатся спорные проблемы. Так, один из принципов означает введение в систему высшего образования двухуровневой структуры – бакалавриата и магистратуры. В ряде вузов России эта структура внедряется более 10 лет. Но рынок труда для бакалавров в России так и не сложился. В своём большинстве они вынуждены продолжать учёбу в вузе, преследуя получить диплом либо специалиста, либо – в значительном меньшинстве – магистра.

Однако здесь мы сразу сталкиваемся с реальной угрозой потери самых сильных и выигрышных сторон отечественного высшего образования – его глубины и фундаментальности.

Решение задач, намеченных Болонской декларацией, предполагает реформирование в европейских странах структур высшего образования с тем, чтобы сблизить их, но при этом сохранить фундаментальные ценности и традиции в образовании, сложившиеся в каждом из них. Участники Болонского процесса обязаны выполнить ряд условий: ввести многоуровневую систему высшего образования; поощрять мобильность студентов и преподавателей; осуществлять совместные образовательные программы и практиковать выдачу двойных или совместных дипломов по завершению обучения, а также Европейского приложение к диплому как средство уравнивания прав выпускников вузов разных стран, в том числе и на рынке труда; использовать академические кредиты европейского образца ECTS (European Credit Transfer System) и другие.

Единство европейского образовательного пространства (имеется в виду высшая школа) обеспечивается, прежде всего, введением трёх уровней обучения – «бакалавриат» и «магистратура». Первый охватывает не менее 3-х лет учёбы; второй 1 или 2 года (предполагается, что если бакалавры в данном вузе учатся 3 года, то магистратура должна быть двухлетней, а если – 4, то магистр будет учиться год). Третий уровень – докторантура (3 года). Российский небольшой опыт многоуровневого обучения последних лет базировался на такой модели: 4 года бакалавриат, 2 года – магистратура, 3 года очная аспирантура. Эта модель отличается от европейских канонов, но допускается Болонским процессов.

Особенно сложная задача интеграционного процесса – введение упомянутой ECTS. В нашей стране существовал вкладыш в диплом о прослушанных курсах. В 1990-е годы в нём стали указывать и информацию об общей трудоёмкости освоения каждого дисциплины. От затратных единиц изменения «количества образования», основанных на временных интервалах, она перешла к условным единицам, «кредитам», в которых определяется объём образования на первых двух ступенях. Каждый год «весит» 60 кредитных единиц. Поэтому первому диплому соответствует 180 «кредитов», а второму – ещё 120. За каждой такой единицей стоит определённое количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки. Предполагается, что их освоение соответствует 25 астрономическим часам общей трудоёмкости – включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых испытаний, все другие виды учебной работы. Каждая дисциплина должна «весить» 4-6 кредитных единиц. Две трети зачетных кредитов составляют обязательные дисциплины, остальное студент формирует самостоятельно. При этом на втором уровне не менее 15 кредитных единиц должно быть выбрано на предметах коммуникативного профиля. Различий между нынешней европейской «кредитной единицей» и отечественной системой «академических часов» несколько. Во-первых, практически во всех российских вузах академический час включает не общую работу, а только аудиторную, если брать не стандарт, а реальные учебные планы. Во-первых, за каждой кредитной единицей стоят на самом деле не физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее, компетенции. В-третьих, ни один вуз не обязан принимать к «зачёту» дисциплины, освоенные студентом «на стороне».

Значимость же системы зачётных единиц в том, что она призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности. Зачётные единицы можно накапливать сколь угодно долго («обучение в течение всей жизни»). Они перезачитываются при переводе студента в другой (в том числе и зарубежный) университет и принимаются во внимание при продолжении обучения на другом уровне (в том числе и в другом европейском государстве – участнике Болонского процесса). Это будет способствовать росту академической мобильности и свободному передвижению жителей Европы на общеевропейском пространстве. Можно менять вузы хоть каждый семестр – система накопления кредитов везде одна и та же. С «болонским» дипломом выпускника могут принять на работу в любой европейской стране.

Университетские программы должны быть совместимы и ориентированы на европейский рынок труда, предоставляя возможность трудоустройства с учётом перспективы обучения в течение всей жизни. Европейские университеты обязаны поощрять мобильность как по горизонтали, так и по вертикали, опираясь на существующие инструменты признания и мобильности (ECTS, конвертируемость дипломов, соответствие программ обучения и т.д.). Все университеты стран-участниц должные перейти на многоуровневую систему высшего образования (бакалавр плюс магистр или доктор), использовать накопительно-перезачётную кредитную систему, основанную на ECTS и праве принимать решения о приемлемости кредитов, полученных в другом месту. Преподавание будет вестись на основных мировых языках, в результате участники Болонского процесса надеются создать удобную образовательную среду для профессоров и студентов-европейцев, которая позволит им свободно перемещаться из одного университета в другой.

Формирование единого европейского образовательного пространства – проблема исключительно сложная, многоплановая. Не случайно некоторые европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Острые дискуссии развернулись в Германии, в которых высказывались мнения, что унификация образования снижает значимость национальной образовательной традиции, а немцам есть чем гордится. В 2003-2004 годах во Франции прошла активная критика реформы образования и даже проводились забастовка. Новая система предполагает обязательную конкуренцию между университетами, а студенты этого не хотят. Словом, Болонский процесс является предметом оживлённого дискурса западноевропейской интеллигенции. Причём, западноевропейская интеллигенция так же, как и российская, поделена на сторонников либеральной и социальной концепций. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревают, что политики, возбуждённые интеграционными процессами в Европе, сгоряча замысливают такую реформу, системные последствия которой они, в общем-то, не в состоянии предсказать. Различие в подходах и воззрениях на то, каким должно быть образовательное пространство в будущем, - характерная черта современного образовательного дискурса в европейских странах.

По мнению Е.В. Добреньковой, России присоединение к Болонской декларации принесёт как плюсы, так и минусы. Плюсы – конвертируемости дипломов. Сегодня дипломы наших вузов котируются только в странах Африки и некоторых азиатских государств. Западный работодатель российских дипломов не понимает и не принимает. Дело в том, что в большинстве стран мира «инженер», или «преподаватель истории», или «журналист» – это должности, а не квалификационные специальности. Примерно то же и с учёными степенными: кандидатов наук в других странах не существует.

По мнению российского обществоведа С.Кара-Мурзы, смысл разделения учёбы в вузе на два этапа – бакалавриат и магистратуру – в уничтожении того типа высшего образования, который сложился в русской культуре за 300 лет. Министерство предполагает изменить уклад вуза, организацию учебного процесса и программы. Эти вещи взаимосвязаны и складывались исторически, а не доктринально. Уклад – это, прежде всего, отношения между студентами, а также между студентами и преподавателями. При двухступенчатой системе образования студент обучается по упрощённой программе и получает диплом бакалавра. Затем желающие могут пройти дополнительный курс обучения (1-2 года) и получить диплом магистра. У нас, как известно, была принята система пятилетнего обучения, в котором последний год был посвящён научному исследованию или инженерно-технической разработке, после чего следовала защита диплома. Таков бы профиль вузовской подготовки. Система переучивания бакалавра в магистра исключительно дорога, и встает вопрос: «Сможем ли мы применит в России эту систему в массовом масштабе?» Вероятнее всего, что нет. А это приведёт к снижению уровня подготовленных специалистов. Становится непонятным, зачем вообще нужна эта система? Неужели только для того, чтобы дипломы российских специалистов были понятны западным работодателям?

Также в России нет никаких экономических условий для предполагаемой свободной миграции студентов и преподавателей. Существующий низкий уровень лингвистической подготовки подавляющего большинства наших студентов и преподавателей также показывает, что ни о какой свободной миграции в Европу говорить не приходится.

Болонский процесс – это не только и не столько унификация сроков обучения и дипломов, но, в первую очередь, внедрение в общеевропейскую систему образования двух новых базовых понятий: система кредитов и модульный подход к образованию. А это, применительно к России, коренная ломка всей системы образования. Переход на модульный принцип организации учебного процесса оказывается в современных условиях невозможен, так как он противоречит стандартам, утверждённым в России. Российские стандарты составлены попредметно. Выходит, что нужно коренным образом перестраивать всю систему довузовского образования, т.е. произвести ещё одну революцию образовании, заключающуюся в том, что меняется традиционная предметная система образования. Вслед за тем придется значительно сокращать состав преподавателей, а это уже социальная проблема.

Вместе с тем вхождение страны в Болонский процесс сегодня официально признано российскими властями необходимым звеном интеграции с Европой, взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Министерство образования и науки РФ признаёт, что у российской высшей школы нет иного пути, как интеграция в общеевропейскую зону высшего образования. По мнению экспертов, эта интеграция и, как её следствие, - широкое признание российских специалистов в Европе станет возможным не ранее чем через 10-15 лет.


ГЛАВА II. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВО


В человеке. Катастрофичным оказалось разрушение первичных структур общественной жизни, прежде всего семейных отношений, семьи Социологические исследования семейной сферы показывают, что здесь происходили процессы, результаты которых заметны буквально в каждой клеточке социального организма. Феномены человека-винтика и затенение социально-статусных различий, связанных с образованием, профессией, ...

Обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса а) Проблема социальной дифференциации и качества образования Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно...

Ресурсами, и теми, кто не обладает таковыми.3, p. 13. Основными понятиями, используемыми в рамках концепции критического силового конфликта, являются: конфликт, социальная структура, интерес, власть, контроль, господствующая группа, идеология. Представители данного направления социологии социальных проблем признают, что социальные конфликты неизбежны, их причины находятся внутри общества, а не...

Независимо от политической ориентации этой особой социальной группы общества. Таким образом, поставленная нами цель исследования - изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе достигнута. Поставленные нами задачи решены: - изучена литература по проблеме исследования; - раскрыты социальные проблемы и потребности молодежи; - рассмотрен опыт Республики Башкортостан в...