Биографии Характеристики Анализ

Характеристика рассказчика из повести тургенева ася. Образ и характеристика Господина Н

«У счастья нет завтрашнего дня…» (ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ». I. Вступление. И.С.Тургенев вошёл в русскую литературу главным образом как автор психологических повестей и социально- психологических романов, в которых глубоко отразилась общественная жизнь 40-70-х годов XIX века. В повести «Ася» (1858 г.) Тургенев поднял проблему скоротечности и эфемерности счастья. II. Основная часть. 1. В повести противопоставлены друг другу милая, непосредственная девушка Ася, способная на глубокие и сильные чувства, и господин НН. Почему не состоялась любовь этих двух молодых людей? II. Основная часть. 1.Господин НН. Тургенев отказывает ему в имени. НН является рассказчиком в повести, повествуя о событиях, произошедших с ним двадцать лет назад. II. Основная часть. Итак, ему было 25 лет. Он отправился за границу, чтобы посмотреть мир. Герой так рассказывает о себе: «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись- я жил без оглядки, делал всё что хотел, процветал, одним словом». II. Основная часть. 2.Встреча НН. С Асей. В небольшом городке на берегу Рейна он знакомится с двумя русскими путешественниками: Гагиным и его сестрой Асей. Ася сразу запомнилась НН.: « Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то особенное в складе её смугловатого, круглого лица…». II. Основная часть. 3. Чем поразила Ася НН.? НН. был поражён её непредсказуемостью (глава четвёртая). Ася то взобралась на высокую башню, то со стаканом воды поливала на развалинах цветы, то положила длинную ветку себе на плечо, то громко запела, то неожиданно превратилась в приличную и благовоспитанную барышню. II. Основная часть. А на следующий день «Ася показалась» НН. «совершенно русской девушкой (глава пятая). Она скромно сидела в уголке и шила в пяльцах. НН. назвал Асю «хамелеоном». II. Основная часть. 3. Как разговор с Гагиным изменил отношение НН. к Асе? (Глава восьмая). Из разговора с Гагиным НН. узнал, что Ася- сестра Гагина по отцу, что её матерью была горничная Татьяна. Ася потеряла сначала мать, затем отца, Гагин поместил её в закрытый пансион. II.Основная часть. Она была толковой, хорошо училась, но плохо сходилась с людьми. Ася ещё никого не любила. По словам Гагина, ей был «нужен герой, необыкновенный человек». II. Основная часть. 4. Что сблизило героев? НН «заглянул в душу» этой странной девушки и понял, что она привлекала его «не только одной полудикой прелестью»: её душа ему нравилась. II. Основная часть. Они любили мечтать. Однажды разговаривая о книгах, герои почувствовали себя птицами, у которых выросли крылья. И их своеобразным полётом стал ланнеровский вальс (глава девятая). II. Основная часть. 5. Почему НН не выдержал испытание любовью? Полюбив Асю, молодой человек стал сомневаться в своих чувствах, рассуждать: «Жениться на семнадцатилетней девочке с её нравом, как это можно!» (Глава четырнадцатая). Он обрушился с обвинениями на бедную девушку, а затем отправился бродить в поле. II. Основная часть. НН. думал, что завтра он будет счастлив. Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение». II. Основная часть. Герой теряет навсегда любимую девушку. «Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля», он доживает свой век. Оказалось, что воспоминания об Асе, цветок герани, который она когда-то ему подарила,- это единственные светлые моменты его жизни. III. Вывод. НН не выдерживает испытание любовью, потому что, как считает Н.Г.Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» (1858), НН – «вялый российский интелллигент, типичный рефлектёр, бесхарактерная личность». III. Вывод. Счастье, красота, любовь мимолётны. Их легко пропустить в жизни, рассуждая и размышляя.

Главный герой повести, от лица которого ведется повествование, - 25-летний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «без всякой цели, без плана». Юноше не знакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, - это его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом», - признается рассказчик. «Без оглядки» - значит «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего».«Без оглядки» подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны.И все же Н.Н. не утратил способности отличать добро от зла. Поначалу это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и высокомерия.Герой влюблен в молодую вдову, которая предпочла ему другого, - и страдает от уязвленного самолюбия.По чужедальним городам его ведет желание видеть новые лица. Им руководит любопытство, неподдельный интерес к миру, людям.В одном маленьком немецком городе он знакомится с Асей и её братом. Расставаясь с ними вечером, Н.Н. чувствует в душе приятный трепет, «сладостное томление беспредметных и бесконечных ожиданий».Общение с Асей, этой «переполненной жизни девочкой», заставляет героя по-новому взглянуть на себя самого. Своим воздействием Ася отрывает его от того ложного, с чем была связана его жизнь. Мир в буквальном смысле слова расцвечивается для него новыми красками.Эта «совершенно русская девушка», сама того не подозревая, помогла герою повести отчетливо осознать собственную неприкаянность. Впервые за годы молодости он испытывает сожаление оттого, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне, между чужими?» - восклицает Н.Н. Почувствовав любовь к Асе, герой встает перед необходимостью сделать быстрый, решительный выбор. После мучительных колебаний решение принимается: «Я не могу на ней жениться…». «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно?»Н.Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которые сулит ему женитьба на ней. Связав судьбу с Асей, он вынужден будет взвалить на себя колоссальный груз моральной ответственности за чужую жизнь. При этом он не может не отдавать себе отчета в том, что бремя ответственности за судьбу такой неординарной личности, как Ася, ему не по силам.В этом смысле повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции. Герой предпочел спокойствие «бескрылого» существования беспокойному и переменчивому потоку полноценной жизни.Когда герой перекладывает ответственность за неизбежный разрыв на хрупкие плечики влюбленной в него девочки, он совершает предательство. Судьба жестоко наказывает его за это. Расплатившись за сделанный выбор годами одиночества, герой в итоге понимает, что упустил главное – упустил саму жизнь.Предав Асю, Н.Н., в конечном счете, предал самого себя, свои «крылатые надежды и стремления». Любовь стала проверкой, и герой ее не выдержал. Он лишил себя счастья и перечеркнул собственными руками свою жизнь. Теперь ему остается «доживать скучные годы» «бессемейным бобылем», перебирать в особо грустные минуты Асины записочки и хранить, как святыню, высохший цветок гераниума.

Характеристика героя повести Господина Н по плану

1. Общая характеристика . Господин Н. - главный герой и одновременно рассказчик в повести а "Ася". Это достаточно молодой человек (25 лет), обладающий определенным состоянием. Господин Н. чувствует себя в самом расцвете жизненных сил.

Он бесцельно путешествует за границей, ища новых впечатлений. Больше всего молодого человека интересуют люди, которых он изучает "с каким-то радостным и ненасытным любопытством".

Судя по всему, господину Н. еще не приходилось испытывать настоящих бед и разочарований. Он считает, что весь мир лежит у его ног, нужно только вовремя брать то, что принадлежит ему по праву молодости.

2. Встреча с Гагиными . Случайно познакомившись с Гагиным и его сестрой Асей, господин Н. сразу же почувствовал невольное влечение к этой странной паре. Сам того не осознавая, он прекратил свой бесконечный поиск новых лиц и сосредоточил свое внимание на новых знакомых. Поначалу господина Н. больше всего привлекала простая и честная русская душа Гагина. Загадочное поведение Аси вызывало в нем одно недоумение.

3. Любовь . Глубокое чувство к молодой девушке незаметно проникло в душу господина Н. Как это часто бывает, он до конца не хотел признаваться самому себе в этой "слабости". Случайно подслушав разговор Гагина с Асей, господин Н. чувствует себя обманутым, хотя какое ему, в сущности, дело, даже если это не брат и сестра? Просто рассказчик влюблен и потому на три дня уходит гулять в горы. Узнав печальную историю Аси, господин Н. дает простор своему чувству. Возможность взаимной любви окрыляет его. Молодой человек впервые в жизни чувствует непреодолимую "жажду счастья". Все странности в поведении Аси в его глазах приобретают особою прелесть и очарование.

4. Трагедия . Господин Н. собственными руками уничтожил свое возможное счастье. Скорее всего, он просто не понимал, насколько оно может быть хрупким. Во время разговора с Гагиным, в сцене свидания с Асей господину Н. было достаточно проявить решимость. При брате он так и не смог решиться на женитьбу, а в разговоре с Асей вообще повел себя недостойно. Молодая, обладающая импульсивным характером девушка сама назначила и пришла на свидание с господином Н

В ответ рассказчик осыпал ее незаслуженными упреками и сам заявил: "Теперь нам должно расстаться". Несмотря на эту мучительную сцену и бегство Аси господин Н. был уверен: "Завтра я буду счастлив!". К сожалению, самый подходящий момент уже был упущен. Счастье погубило всего лишь одно несказанное слово. Господин Н. признается, что молодость позволила ему довольно-таки быстро позабыть о своем мимолетной любви, но образ молодой доверчивой девушки и светлое чувство, которая она в нем пробудила, навсегда врезался в память рассказчика.

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

Какой драматический отсвет лежит изначально на истории, рассказанной в "Асе"! Чтобы сполна ощутить это, необходимо разобраться, в чем обнаруживается несхожесть Аси и Н. Н. и чем она обусловлена. Главным образом, тем, что каждый из них пребывает в собственном пространстве и живет своим временем.

Накануне встречи с Асей мы видим Н. Н. в толпе зрителей, наблюдавшим за пиром студенческого братства. Атмосфера праздника: "лица студентов", "их объятия, восклицания", "горящие взгляды, смех" — словом, "все это радостное кипение жизни не могло не тронуть и не подтолкнуть героя к мысли: "Уж не пойти ли к ним?". В естественном движении души Н. Н, быть вместе с такими же, как он, молодыми людьми нет ничего такого, что могло бы насторожить читателя, если бы не извечная тяга героя Тургенева быть в толпе.

Инстинкт толпы, устойчивое стремление быть в ней, а не наедине с самим собой, характерные для Н. Н., особенно рельефно проступают на фоне глубокой внутренней сосредоточенности героини и ее склонности к самосозерцанию. Например, ему кажется "престранным" свойство Аси смеяться не тому, что она слышала, а "мыслям, приходившим ей в голову".

Желанием принадлежать самой себе продиктован, по всей видимости, Асин выбор домика за чертой города. В тексте повести выбор героиней местожительства читается как символический момент вывода "пространства Аси" за пределы бюргерского мира, а если далее углублять символику "вывода", то и как своеобразный Асин уход от земли к небу: домик находится "на самом верху горы". Позже в повести возникает мотив полета, мотив девочки-птицы. Тургенев вообще будет последовательно развивать противопоставленность Аси и Н. Н. друг другу по принципу "верх — низ". Так, мы увидим ее сидящую "на уступе" стены старого замка, подобравшую "под себя ноги", словно наизготове взмыть в небо, в то время как Н. Н. с Гагиным, "уместившись" внизу на лавочке, потягивают холодное пиво. Таким же образом — сверху вниз— она будет смотреть на них из "освещенного окошка в третьем этаже" дома фрау Луизы, не подозревающих, что в этот момент она разговаривает с ними как будто из другого мира и времени. В девочке, шутливо предлагающей Гагину вообразить ее дамой своего сердца, как будто оживает одна из теней лунного города, о которых напоминают лишь башня на голой скале, мшистые стены, седые бойницы да рухнувшие своды старого замка. Не оттого ли тоненькая фигурка Аси так ловко, легко и уверенно скользит "по груде обломков" прямо над пропастью, что все здесь ей давно знакомо?

Размышляя над несходством героев, важно подчеркнуть и то, что на фоне душевной сонливости Н. Н. ярко проступает Асин непокой души. Но обнаруживается это доминантное состояние героини, главным образом, через ее внешнее поведение. Прежде всего Н. Н. обращает внимание на ее удивительную подвижность: "Ни одно мгновенье она не сидела смирно". Ася особенно активна в сцене на развалинах замка ("быстро перебежала но груде обломков..."; "пустилась карабкаться по развалинам...").

Ася может быть непосредственной, шаловливой и немного сумасбродной. Об этом свидетельствуют ее поступки в первую встречу с Н. Н. Так, решив отправиться спать, она неожиданно догнала молодых людей по дороге к реке и, ничего не ответив на вопрос Гагина ("Разве ты не спишь?"), пробежала мимо.

Как вы думаете, чем можно объяснить многочисленные неровности в поведении Аси? Ее внутренней неуравновешенностью, причина которой кроется в страстности натуры Аси, неуверенности в себе ("...И с вашим умом..." — говорит ей Н. Н. "А я умна?" — спросила она..."), в странном воспитании, но главное, в положении героини меж двух миров: дочери мужички и помещика, детство проведшей к крестьянской избе, а юность в пансионе для благородных девиц.

Чем можно объяснить странности в поведении Аси, когда она предстает перед Н. Н. то "приличной, благовоспитанной барышней", то "просто девушкой, чуть не горничной"? Возможно, тем, что ей свойственно жить в постоянной смене настроений, дурачиться, грустить, резвиться. Вместе с тем можно предложить и другой вариант ответа. Что если Ася таким образом примеряет маски, навязанные ей жизнью, демонстрирует роли, отражающие ее двусмысленное положение полукрестьянки и полубарыни? Но только уж очень щемит сердце, когда она в стареньком платьице сидит у окна, 2шьет в пяльцах" и тихонько напевает "Матушку, голубушку", потому что в это время за спиной девушки будто стоит ее горькая судьба.

Тургенев с первого знакомства читателей с Асей подчеркивает, что в ней живет угловатый подросток с "прямым" и "смелым" взглядом, какой бывает только у детей, и одновременно пробуждающаяся женственность, преображающая ее взор в "глубокий" и "нежный". Она может играть в светскую девицу и совсем по-детски бегать и резвиться. Но главное: что бы она ни делала, каждое ее движение, каждый момент бытия одушевлен глубоким чувством пробуждающейся любви. И именно в способности любить заключено Асино превосходство над героем.

Можно обратить внимание на родственность тургеневской героини с пушкинской Татьяной в отношении глубины их чувства. К тому же Ася прямо говорит Н. Н.: "А я хотела бы быть Татьяной...". Тургенев выстраивал эту параллель сознательно. Причем в черновой рукописи сопоставление истории любви героев "Аси" и "Евгения Онегина" выглядело более рельефным, чем в окончательном варианте. В черновике, например, читаем об Асе, что "она в состоянии занемочь, уехать, написать письмо". В конечном же результате героиня Тургенева только назначила свидание Н. Н. Но эта девочка, как и Татьяна, потрясает силой, самоотверженностью своего чувства.

Ася ни разу не произносит слово "любовь". И в прощальной записке к Н. П., написав о том, что ждала от него "одно только слово", она вновь не признается, что это слово — "любовь". Хотя о самой любви героиня, оставаясь наедине с Н. Н., не может не говорить.

Как же говорят герои о любви? Они ведут разговор о горах, что выше облаков, о синеве небес, о крыльях, птицах, полете ввысь. Мечта о крыльях, стремление ощутить восторг полета является метафорой любви в повести Тургенева.

Чувство полета неотступно ведет героиню за собой. Мы уже тогда невольно ощущаем в ней птицу, когда видим Асю сидящей "неподвижно, подобрав под себя ноги", на стене замка. Казалось, оттолкнись она от стены, и тотчас бы взмыла в вышину... Однако Н. Н. смотрит на девушку "с неприязненным чувством". Его раздражают Асины чудачества, поэтому в настоящий момент он видит в ней лишь что-то "не совсем естественное". Но настанет момент, когда Н. Н. разглядит в Асе девочку-птицу.

Что стало причиной "другого" зрения героя? Ощущение разлитого в мире счастья, которое в той же степени, что и герой, переживает Ася. Равновеликое чувство счастья, полноты жизни заставляет героев почувствовать себя оторвавшимися от земли. Причем именно Н. Н. увлекает девушку в полет ("Но мы не птицы". — "А крылья могут у нас вырасти, — возразил я..."), который для него самого окажется не по силам. Не под силу его сонной душе.