Биографии Характеристики Анализ

Хазары кто они по национальности. Экономика и основные занятия населения

Сегодня был мне экстрафильм. Вижу газету с цветными фотографиями, современную газету, обычную, ну как «Российская газета», например. Начинаю читать, и не могу никак понять, на каком языке она написана. На первой полосе фото Эрдогана, а подпись к ней, и текст статьи, написаны неизвестным мне письмом. Это и не грузинский, и не армянский. Не иврит и не иероглифы. Больше походит на руническую письменность, но я такой никогда не видел раньше. Спрашиваю: - «На каком языке газета то»? Ответ звучит в голове: - «Хазарский».

Бред какой. Я столько материала «перевернул» в поисках материальных свидетельств существования Хазарии, и убедился, что достоверных сведений о хазарской письменности просто не существует.


Утром за чашкой кофе попадается, неразгаданный сканворд, который «мучила» вчера вечером моя жена, и на самом видном месте попадается вопрос «Вещий мститель хазарам», из четырёх букв. «Олег» - вписано в клеточки рукой жены. Школьную программу ещё не забыла. И тут вспоминаю своё видение, и как кипятком ошпарило. Знак, однако. Нужно соображать. И вот к чему мои соображения привели.

Что мы вообще знаем о Хазарии? Даже если бегло пробежаться мысленно по известным фактам, и то уже возникают очень серьёзные сомнения в существовании Хазарского каганата в том виде, как об этом говорилось в учебниках. Всё, абсолютно всё, что известно средне-статистическому гражданину по этому вопросу, основано на одном параграфе из учебника, и отпечатавшейся в памяти карте «древней Хазарии», которую кто-то совершенно произвольно закрасил на современной карте одним цветом.

Сегодня эта версия о нахождении каганата на территории современной России активно муссируется теми, кто уверен в том, что евреи хотят «оттяпать» у России её исконные земли под видом реституции. В общем, опасения справедливы. «Оттяпали» же они Палестину только на том основании, что какой то там их Иегова обещал им эту землю в собственность, причём об этом обещании кроме самих евреев никому никогда не было известно.

К тому же, то, что сейчас на самом деле происходит, полностью согласуется с этими планами. Даже если планов и не существует, но еврейская экспансия у здравомыслящего человека сомнений не вызывает. О ней запрещено говорить в «независимых» русских СМИ, но от фактов то никуда не денешься. Планы строительства «Новой Хазарии» реализуются на наших глазах.

Но сегодня у нас другая задача. Необходимо понять, как вообще в мировой истории появились сведения о Хазарском каганате. Пушкина не станем трогать, он совсем недавно умер, и вряд ли знал правду о том, как всё на самом деле было. Какие источники у нас ещё имеются? Опять всё упирается в «Повесть временных лет», а точнее в её Радзивиловский список, которому верит сегодня один только Президент Академии наук РФ, наверное, да и то сомневаюсь.

Кембриджский документ, или иначе письмо́ Ше́хтера (по имени первооткрывателя. Кто бы сомневался! Документ такой важности киргиз найти не смог бы.) — рукопись на древнееврейском языке. Содержит фрагмент письма неназванного еврея, подданного хазарского царя Иосифа к неназванному господину из средиземноморской страны. Один из двух (наряду с письмом царя Иосифа) письменных памятников хазарского происхождения.

Автор на момент написания находился в Константинополе (Запомним этот важный момент!). Адресатом письма с высокой степенью вероятности является кордовский сановник Хасдай ибн Шапрут, собиравший сведения о Хазарии. Время написания может быть датировано примерно 949 годом.

В письме содержатся уникальные сведения по истории и религии хазар, переселении евреев в Хазарию, деятельности трёх последних хазарских царей: Вениамина, Аарона и Иосифа. Особый интерес представляет рассказ о современной автору русско-хазарско-византийской войне в Причерноморье, где русским предводителем назван H-l-g-w, что передаёт точную скандинавскую форму имени Олег.

Случайно ли упоминание Вещего Олега в письме Шехтера? Разумеется, нет. Тот, кто фальсифицировал этот «документ» точно был знаком с творчеством А.С. Пушкина, и для того, чтоб ни у кого не возникло сомнения в том, что письмо подлинное, не удержался от соблазна, чтоб упомянуть в нём Олега. Вероятно, накануне Первой мировой, это выглядело вполне убедительно, но только не сегодня.

Есть и ещё один «убедительный» документ… Состоящий аж... Из одной фразы на «древне-хазарском»:

Якобы это хазарский чиновник - цензор подписал киевскую грамоту. Надпись перевели как «Я ЭТО ПРОЧИТАЛ». И к этому можно относиться серьёзно?

Так… Что ещё у нас имеется, кроме трудов историков XIX и XXв.в.? Ага! Наверное, как в случаях с античной цивилизацией, шумерской или египетской, на территории древней Хазарии остались монеты, броши, кувшины и перстни с надписями на хазарском языке? Дудки! Все находки археологов в этом регионе имеют ярко выраженные признаки принадлежности к скифской и сарматской культуре. Это говорит о том, что не только евреев тут никогда не было, но и половцы с печенегами были не тюрками, а такими же славянами, как и окружающие их, оседлые жители.

Смотрите какое мошенничество я обнаружил в «Википедии». В статье о Хазарии имеется ссылка на некий клад, с хазарскими сокровищами:

Открыватель этого шедевра, как и следовало было ожидать, опять не Иванов. Жмём на ссылку, чтоб узнать, что же такого там нашёл товарищ Финкельштейн. И попадаем, почему то на англоязычную статью в «Википедии». Ладно, не поленимся, нажмём на перевод страницы, и получаем….

Вот это и называется хуцпой у самих евреев. Доказывая существование хазарской материальной культуры на Кубани, они ссылаются на болгарского Царя! Невиданная наглость!

Ладно… Что там ещё у нас есть хазарского? Вне всякого сомнения, на волне украинских событий, всем стала широко известна маленькая фенечка, о которой ранее было известно только специалистам, в основном в области таможенного права. Это тамга.

Люди не понимают, что такое вообще тамга, и думают, что это древнееврейские такие хазарские деньги. В чём то они правы, поскольку само слово «деньга» является производным от «тамга». Что такое тамга?

Тамга это печать, которую мытарь ставил на мешки с товаром, с которых провозная пошлина была уплачена, что бы на следующей заставе, с купца не взяли бы повторную таможенную пошлину - тамгу. Таким образом, тамга, это не монеты, и не эти кулончики с трезубцами, а фактически уплаченная таможенная пошлина, не важно, в какой валюте, зачастую натурально платили процентом от перевозимого товара. Везёшь десять кувшинов масла, один на таможне отдал, на остальные девять получил печать «тамга».

От слова «тамга» возникло слово «таможня» (место, где тамжат - взимают тамгу). А в украинском, белорусском, польском и некоторых других языках, закрепилось другое название - "мытня" (митня, митница), по названию сборщиков провозной дани - мытарей.

Но логично, что печать мытаря периодически менялась, во избежание подделок. Купцы то во все времена были ушлые, и налепить левых печатей на таможенный товар, могли сколько угодно. А раз так, то и видов тамги - печати было видимо - невидимо. Но современные профессора объясняют этот вопрос по своему, так чтоб притянуть факты за уши, чтоб все верили в существование хазарии, и объясняют такое многообразие тем, что у каждого «хазарина» была своя родовая тамга… Ой, даже не смешно.

Кто первый запустил «утку» о том, что на рисунке выше хазарская тамга-деньга, я не знаю. Знаю только, что такие таблички с трезубцем назывались раньше «дщицами», и выполняли функцию мандата, визы, и охранной грамоты. Об этом пишет Марко Поло в своей книге «О разнообразии мира».

Тут снова необходимо пояснить. Братья, это отец и дядя Марко Поло, сам Марко во время путешествия по Великой Тартарии был ещё мальчиком.

Так вот. Таблица вовсе не таблица, а дщица. Путешественники пришли к великому хану Тартарии (сегодня его бы назвали Президентом России), а тот дал им личную дщицу, табличку с его личной печатью - пикирующим соколом. Это НЕ тамга. Это оберег, подтверждающий, что иноземцы путешествуют с его личного позволения, и податели сего пользуются иммунитетом. Предъявив дщицу ханам и князьям (по нашему губернаторов и глав областей) провинций, через которые лежал путь венетов (апеннинских славян), они же венецианцы, путешественники могли рассчитывать на всемерную помощь. Охрану, содействие, и даже обеспечение провизией и ямскими лошадьми.

Дщицы различались и металлом, из которого они чеканились. Золотые давали максимальные полномочия, серебряные наделяли владельца меньшими правам, а железные, имели многие служивые люди. Совсем недавно, археологи в Ярославле обнаружили дщицу, которая принадлежала предположительно, самому Александру Невскому. Вот вам и споры о «монголо-татарском иге». То, что Президент наделяет губернатора полномочиями на местах удостоверением, сейчас игом не считается. А тот факт, что Невский ездил к Великому Хану за дщицей (ярлыком) историки называют чуть ли не предательством князя!

А вот тот факт, что киевский Князь Владимир чеканил монеты с печатью Великого хана, говорит, скорее всего, о том, что разрешение чеканить собственные киевские монеты он получил от самого Великого хана Тартарии. Кто у нас там был до Чингиза то? А сам Иаван! Сын Иапета, родной внук Ноя.

Хотя по крови то он был, скорее всего, евреем. Сын еврейки ключницы Малушки (Малки, Маланьи) не мог быть русским, у евреев родство передаётся по матери же. Портрет его более чем красноречив.

Фамилии Малахов, Малков, Малкин, и их производные, в России носили только евреи.

И «христианскую» веру он взял опять из… Константинополя. Помните, в начале заметки я заострял внимание на тот факт, что «кембриджский» документ был написан в Константинополе? Теперь я снова обращаю внимание на то, что Князь Олег, который вошёл в историю как первый борец с хазарскими упырями, и даже смерть от них принял, свой щит прибил к вратам Цареграда. Теперь вопрос: - а чего это он хазар мочил, а щит византийцам повесил?

Ну и дальше. Языка хазар нет, предметов быта, инструментов, оружия нет, документов никаких, может на картах где-нибудь есть? И с этим большие проблемы. Картография в период, к которому относят существование Хазарии (650-969г.г.), была в зачаточном состоянии. Есть у меня карта, предположительно восьмого века, и на ней есть масса любопытных деталей, вот только намёка на Хазарию нет.

Это фрагмент карты Клавдия, чтобы посмотреть её целиком, нажмите на картинку.

Острова в Азове давно уже нет. Рипейские горы превратились в Северные увалы, а на территории Украины их вообще не наблюдается. Волга вполне узнаваема. И реки Кубань и Дон указаны довольно точно. Две других реки рядом, тоже вполне идентифицируются, только ныне они очень сильно обмелели, и называются Миус и Кагальник. Та-Дам!! КАГАЛьник. Значит был Каганат!

А кто говорит, что не было? Князь Владимир среди прочих титулом ведь был ещё и Каганом! Но это совершенно не означает, что в конце десятого века каганы были еврейскими царями. В Библии же у евреев просто цари, или я не прав?

Ага! Говорите как же быть с еврейскими фамилиями Коган, Коганович, Коэн и Хоган? А ответ прямо у вас перед глазами. Коган пишется через «О», а Каган - через «А». и Это не результат лингвистической трансформации. Потому, что с персидского, «хазар» (هَزَارْ‎, hâzâr) означает «тысяча», и «Каган», скорее всего, тоже имеет персидскую (фарси) этимологию. Слова "цезарь" и "царь", по версии А. Рона-Таша, появились как раз - таки от слова hâzâr. Почему нет? А Коган, это фамилия ашкеназов - германских и польских евреев, и означает она… Любимов. В украинском ведь и сейчас «любовь» это «кохання».

Театральный режиссёр Юрий Любимов ведь тоже из ашкеназов, и наверняка любимовыми стали его родители, когда получали советские паспорта. В то время все коганы (kohan) становились любимовыми, а цукерманы сахаровыми.

Спросите почему я искал этимологию «хазарии» в фарси? Так очень просто. Племена хазар по сей день живут на севере Ирана, т.е. в Персии, и вот как они выглядят:

И вы хотите сказать, что это евреи? Нет, ребята - демократы… Хазары конечно были, и никуда не исчезли. Как были малой народностью, так ей и остались. И никакой еврейской империи под названием «Хазарский каганат» на территории, которую занимает современная Россия, никогда не существовало. Это уверенно подтверждают и исследования ДНК-генеалогии. Если бы триста с лишним лет еврее правили сарматией, то как получилось, что в крови современных исконных жителей Кубани и северного кавказа не осталось следов еврейских хромосом? Никак такого быть не может. У нас нет ни монгольских следов, ни еврейских. Следовательно, "еврейский Каганат" такая же выдумка, как и "монгольское иго".

Хазары могли жить на Кубани, и их князья могли называться каганами, но это были не евреи, а такие же славяне, только язык у них был персидский, али арабский, как и у печенегов с половцами. И они могли периодически грабить поселения северных славян, но дань им никто не платил точно. А Владимир присоединил к своим титулам должность Кагана скорее всего потому, что стал правителем хазар. Это обычная практика монархов, с каждым новым субъектом федерации добавлялся и новый титул.

Вот Иван Грозный, съездил в командировку в Плескавию и Новгород, и сразу стал вдобавок к прежним специальностям, ещё и Князем Псковским, и Князем Новгородским. Так и Владимир. Разве это не нормально?

В общем у нас получается отступление по всем фронтам. Ни языка. Ни письменности, ни артефактов, ни карт, ничего нет. Ни одной зацепки, дающей обоснованный повод предполагать существование еврейской империи на Кубани и северном Кавказе. Может сохранились предания о знаменитых хазарских Каганах, или военачальниках? Есть. Каган Булан, якобы основатель хазарской империи, но ведь и о нём нам известно из фальшивого Радзивиловского списка.

А о каких ещё Президентах Хазарии мы слышали? Ханукка и Песах, якобы тоже были хазарскими руководителями. Ну не знаю, что и сказать. Пурима только не хватает. А кроме них поминают Иосифа, и Аарона. Но Они то правили где? В Константинополе. Т.е. в Цареграде. В Византии. Опять все дороги ведут в Стамбул. Случайно? Да нет, я думаю. Истинное еврейское государство было именно Византией. И истинная еврейская культура, это и есть христианство со всеми атрибутами, приписываемыми ныне Византии. Ну надо же было чем то заполнить отсутствующие в истории 1000 лет?

Евреи уже 150 лет безуспешно ищут следы своей культуры в Палестине и на Кубани, и ничего найти не могут. Почему? Да потому, что их самих развели как лохов. Понарассказывали баек про «древнюю Иудею», внушили им, что их культура особая, ни на что не похожая, а на самом деле, Иерусалим это и есть Византия. А Иисус это пророк Иса, он же Юша, который пришёл с востока, и начал учить уму разуму, погрязших в разврате евреев.

И бежали они не из Египта, а с Боспора в Европу. Бежали от османов. Потому в Малой Азии так переплелись арабские и еврейские гены. Тут как раз всё сходится.

И полностью подтверждается версия Фоменко о том, что Иерусалим это Константинополь, а Иисуса распяли на берегу Боспорского пролива.

Да и могила Иисуса по сей день существует в пригороде Стамбула, на холме Бейкос, который в Библии носит имя Голгофы.

Картина XVII в. "Отдых жителей Константинополя у могилы святого Иисуса". На перспективе развалины крепости Ёрос. Это и есть подлинный Иерусалим.

А так Бейкос и Иерусалим выглядят сегодня. Вид от могилы Исы Хазарина (Юши Хазарея).

Латинская версия Библии XV века хранит упоминания о том, что Иисуса казнили на Босфоре в местности, где находился библейский Иерусалим:

«Obadiah 1:20 et transmigratio exercitus huius filiorum Israhel omnia Chananeorum usque ad Saraptham et transmigratio Hierusalem quae in Bosforo est possidebit civitates austri…»

В Острожской же Библии сохранилось описание погоды той местности, в которой якобы находился Иерусалим, и ничего общего с пустынным климатом сегодняшнего Иерусалима оно не имеет. Там говорится о холодной, дождливо-снежной погоде! При императрице Екатерине это убрали и написали, что просто было очень холодно. А потом вообще убрали и этот абзац.

Вот как могила Иисуса выглядит сегодня:

На вывеске у входа надпись: Нz. YUSA (хазрети - святой Юша), и рядом таблички с цитатами из Корана. Для непосвященных стоит пояснить, что в мусульманстве Юша - Иса (Иисус) очень почитаем как претерпевший страдания за веру. Его имя упоминается в Священной книге мусульман свыше 100 раз!

В известном старо-русском тексте "Хождение игумена Даниила" содержится описание евангельского Иерусалима.

В современном русском переводе фрагмент этого текста звучит так:

"Распятие Господне аходится с восточной стороны НА КАМНЕ. Оно было высоко, ВЫШЕ КОПИЯ. КАМЕНЬ ЖЕ ТОТ БЫЛ КРУГЛЫЙ, ВРОДЕ МАЛЕНЬКОЙ ГОРКИ.

А ПОСРЕДИ ТОГО КАМНЯ, НА САМОМ ВЕРХУ, ВЫСЕЧЕНА СКВАЖИНА ОКОЛО ЛОКТЯ ГЛУБИНОЙ, А ШИРИНОЙ МЕНЕЕ ПЯДИ В ОКРУЖНОСТИ (в периметре). ТУТ БЫЛ ВОДРУЖЕН КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ.

В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама... И разошелся тот камень над головой Адама... И ЕСТЬ РАССЕЛИНА ЭТА НА КАМНЕ ТОМ И ДО НЫНЕШНЕГО ДНЯ... РАСПЯТИЕ ГОСПОДНЕ И ТОТ СВЯТОЙ КАМЕНЬ КРУГОМ ОБНЕСЕНЫ СТЕНОЙ... ДВЕРЕЙ ЖЕ (В СТЕНЕ) ДВЕ".

Это описание Даниила места распятия Христа прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, - круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне.

А теперь внимание! По-турецки "Святой Юша" звучит как "Хазрети Юша" (Hazreti Yusa). ХАЗРЕТИ это же… НАЗОРЕЙ? Славянская буква Н и латинская H пишутся одинаково, но читаются по-разному: одна как Н, а другая как Х. Так что "Н" и "Х" могли переходить друг в друга, и из слова НАЗОРЕЙ могло получиться ХАЗОРЕЙ или ХАЗРЕТИ.

Т.е. Юша (Иисус) небыл никаким «Назарянином», не из Назарета он был, а из Хазарии. Тогда всё сходится. В Библии ведь так забавно написано, что мол, волхвы увидели звезду на ВОСТОКЕ, и пошли за ней, нашли младенца, поднесли ему дары, и т.д. Но там же в Библии сказано, что волхвы с дарами пришли с ВОСТОКА. Тпррррууу! Стоять Зорька! Увидели звезду на ВОСТОКЕ и пошли на ВОСТОК, но пришли опять с ВОСТОКА. Это как?

Ау! Христиане, кто подскажет, откуда и куда шли волхвы? Всё встаёт на свои места, если в Цареграде видели звезду, которая зажглась на востоке, и так оно и было, это вспышка сверхновой, Крабовидной туманности, которая случилась в первой половине XII века. А потом, через 33 года, с востока пришёл Юша. Который от византийцев отличался тем, что рубил правду матку.

Заходил в христианские церкви, и гонял оттуда попов, торгующих свечами и кагором. А от дверей храмов гнал ростовщиков, сидящих на банках (складных стульчиках), которые давали деньги под проценты. Банкиры, сидящие на банках, это же исконный еврейский бизнес, не так ли?

"В лето 5500 РОДИСЯ плотию предвечный царь Господь Бог наш Исус Христос декабря в 25 день. Круг Солнцу тогда бе 13, Луна же 10, индикта 15-го, в день недельный в 7-ой час дни" (Палея, лист 275, оборот).

«Царство третие Тиверия кесаря. В лета 5515 по Августе кесари восприя царство Тивирий сын Каулиев, и царствова в Риме 23 лета. При сем велий трус бысть и разорении, 13 градов даже и до земля сокрушишася. В 15 лето Христос ОТ ИВАННА ВО ИОРДАНСТЕЙ РЕЦЕ, 30-ти лет возраста своего месяца генваря в 6-ой день в 7-ой час дни индикта 15 круг Солнцу 3 безименнаго перста. И от того времени избра себе ученик 12, и чудеса нача творити, и по крещении бысть на земли 3 лета до святыя своея страсти. При сем Тивирии бысть и СПАСЕНАЯ СТРАСТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ Господа нашего Исуса Христа. Лет во 18-е лето царств[а] Тивириева пострада Господь наш Исус Христос спасения ради человеча в лета 5530 марта в 30 день, в пяток в 6-й час дни, индикта 3, круг Солнцу 7, Луна 14, а пасха жидом" (Палея, лист 256, оборот, лист 257).

А потом, когда мусульмане узнали о том, что сотворили иудеи с их любимым пророком Исой, пошли на Иерусалим - Константинополь войной, и всех, кто участвовал, отнянчили не шутя, как они это умеют. Но большинство банкиров успели собрать 40 тонн золота, и слиняли в Испанию - Иберию, и на Рейн. Первые стали сефардами, вторые ашкеназами. Теперь понятны корни взаимной ненависти евреев и арабов, которая тлеет на генетическом уровне?

Наверное, это не всё, что я хотел сказать о хазарах. Да точно не всё. Но это же не научный труд, не диссертация, только мысли. Чтобы поставить точку, в деле, которое можно только прекратить, но не завершить, выскажу ещё пару соображений.

Сдаётся мне, что современные казаки это тоже хазары. Недаром же их в народе называли «казарва»! И северный гусь - казарка тоже от хазар получил своё название. И гусары, это тоже казаки - хазары. Подвижные, резкие, жёсткие, прирождённые воины, первыми приручившие лошадей.

И никакие не ростовщики.

П.С. Невероятно, но факт. Только выложил заметку, как тут же, "случайно" попалась картинка с шрифтом, который я мгновенно узнал! Руно-иероглифы из газеты с фото Эрдогана в моём экстрафильме!

Знаете что это за "каракули"?

Это монгольское письмо! Вот что это такое!

Славянские племена, как мы уже говорили, расселялись в зоне лесов и лесостепи. А в степи с древних времен господствовали кочевники-скотоводы. В VI веке гуннов сменили авары, подчинившие часть славянских племен на Дунае. В VII-VIII вв. власть над степями перешла к хазарам. Они, как и родственные им гунны и авары, говорили на тюркских языках и добились господства над многими тюрко- и ирано-язычными народами Причерноморья и Северного Кавказа. Среди тюркских народов были и болгары, которые не покорились хазарам. Они откочевали за Дунай и вместе с жившими за Дунаем славянами создали свое государство — Болгарию. Другая кочевая орда болгар отступила на Среднюю Волгу, где появилось государство Волжская Болгария.


Воин-кочевник из Причерноморья.

Хазары покорили и племена славян, жившие близко к степям, в Среднем Поднепровье, — полян, северян, радимичей и вятичей на Оке. Кочевники-скотоводы не могли обойтись без земледельцев — ведь им и их скоту, в первую очередь боевым коням, нужен был хлеб. Поэтому они требовали от земледельцев дани. Славяне-земледельцы воспринимали ее как иго — ярмо, которое надели на них, словно на пахотных животных.

Летопись рассказывает, что поляне оказались под властью хазар после смерти легендарных основателей Киева. Правитель хазар — каган (хан ханов) потребовал дани, и поляне прислали ему в качестве дани мечи. Мудрые хазарские старцы предрекли правителю: от этой дани добра не будет, мы добились её саблями — оружием, заточенным с одной стороны, а мечи полян обоюдоострые. С этим более грозным оружием данники одолеют хазар и «будут брать дань с нас и других стран». Так и сбылось, пишет Нестор: в 965 году князь Святослав разбил войско кагана.

Хазарский воин IX век. У него прямой меч, заточенный с одной стороны, боевая секира и лук с колчаном, полным стрел. Конская уздечка и пояс украшены серебряными бляшками.

Утвердившись на Северном Кавказе, хазары стали совершать походы в Закавказье и Крым — причерноморские владения Византии. Но из Передней Азии навстречу им двинулась другая волна завоевателей. Это были арабы, силой меча распространявшие новую религию — ислам. В начале VIII века они разбили хазар, но не смогли завладеть степями Причерноморья.

Чтобы управлять разными народами Восточной Европы и договариваться с исламским Арабским халифатом и христианской Византией, хазарам нужна была собственная религия, признаваемый другими народами писанный закон. Хазарский правитель не мог стать мусульманином или христианином: он оказался бы в зависимости от халифа или византийского императора. Но в городах, попавших под власть хазар в Северном Причерноморье, — Фанагории, Таматархе (Тмутаракани), Боспоре (Керчи) жили еврейские общины, которые исповедовали иудаизм — религию Ветхого завета. А его почитали и мусульмане, и христиане. Поэтому хазарский каган выбрал иудаизм.

В устье Волги — хазары называли ее Итиль — была построена столица Хазарского каганата, тоже Итиль (археологи до сих пор не могут найти этот город). В кирпичном дворце и окружавшем его квартале жили каган, его воевода (бек) и другие хазары, принявшие иудаизм. В другом квартале обосновались мусульмане, в том числе гвардейцы кагана, выходцы из среднеазиатского государства Хорезм. В Итиле была и община христиан и даже жили язычники — славяне и русь. В низовьях Дона с помощью византийских архитекторов каган возвел белокаменную крепость Саркел (белая башня), защищавшую центр его владений.

Византия хотела подчинить своему влиянию Хазарский каганат. В 861 году туда была направлена миссия во главе с выходцем из греческого города Солуни (Фессалоники) в Македонии Кириллом, или Константином, за свою ученость прозванным Философом (Кирилл — монашеское имя, которое Константин принял перед смертью). В Херсонесе, главном византийском городе Крыма, Константин выучил еврейский и другие языки. При дворе кагана он вел богословские диспуты с учеными иудеями и даже добился того, что несколько хазарских семей приняли христианство. Сам же каган остался верен иудейской религии.
Однако миссионерский опыт вскоре пригодился Константину.

Народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела - белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый - белый город, второй - желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир - грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки - армянами и т. д. Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в. С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере - с финнами, на западе - с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией. Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров - аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли. Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала. Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый. Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства - каган - принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" - боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники. Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12-15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли. Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое - по магометанскому, двое - по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников. Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран - одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.

Литература. Френ, "Veteres memoriae Chazarorum" ("Mem. de l"Acad. Sciences", VIII, 1822); Thunmann, "Unters. über die Geschichte der östl. Europ. Vö lker" (перев. Погодина, "Вестн. Европы", 1823); Эверс, "Krit. Vorarbeiten" (перев. Погодина, "Сев. арх.", 1838); Хвольсон, "Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах - Ибн-Даста" (СПб., 1869); Сум, "Ист. раз. о хазарах" ("Чтен. в "Общ. ист.", год 2, кн. 3); В. В. Григорьев, " Обзор полит. Истории Хазарии" ("Сын Отеч." и "Сев. архив", 1835, 17); "Об образе правления у Х." ("Ж. М. Н. Пр.", 3 кн.); Д. Языков, "Опыт в истории Xазарии" ("Труды Рос. акад.", I); Б. А. Дорн, "Известия о Xазарии вост. ист. Табори" ("Ж. М. Н. Пр.", 1844, кн. 7); "Исторический сборник" Валуева и "Чтения в Общ. ист.", год 2, 6 (письмо Хисдаи и ответ кагана в переводах К. Коссовича и Гартенштейна). Более подробные указания см. у Д. Языкова.

Фото: Переход князя Арпада через Карпаты. Циклорама написана к 1000-й годовщине завоевания мадьярами Венгрии.

Может быть, ими бы не интересовались с такой страстью, если бы не предположение, что именно хазары являлись предками современных евреев. Многие ученые сходятся в том, что именно они являются прародителями этого народа. Это мнение значительно подкрепляется последними археологическими данными, которые позволяют достоверно говорить о том, что знаменитого исхода евреев с территории Египта не было. Народ есть, но его происхождение не выяснено до конца.

Именно поэтому в последние два десятка лет к изучению хазар приступили с удвоенным рвением. Принято считать, что первое достоверное сообщение о хазарах датируется примерно 550 годом нашей эры, когда они начали активно проявлять себя на международной арене тех лет. Попробуем проследить их путь.


фото: Карта Хазарского каганата около 820 г. н.э.

Откуда же пошло само название "хазары"? Значение слова (если судить по словарю Даля) «хазить» можно понять как «грубить, ругаться». В некоторых источниках утверждается, что «хаз» - надменный, грубый человек. Впрочем, под «хазом» мог также пониматься пышный, качественный и дорогой товар. Вспомните слово «неказистый», которое как раз-таки содержит видоизмененный суффикс «хаз», но обозначает некую куцую, неприглядную вещь. Напротив, слово «показуха» применяется в случае, когда явление или предмет предстают преувеличенно пышными, роскошными.

Кроме того, все тот же Даль утверждает, что слово «отхазовать» равноценно словам «ходить, слоняться». Так как же тогда интерпретировать термин «хазары»? Значение слова невозможно узнать, если не попытаться разобрать этимологию. Если разбить это слово на три составные части, то есть на «ха», «з» и «ар», то мы наверняка будем весьма близки к тому смыслу, который в этот термин вкладывали наши предки. В случае если перевести его как «идущие за Аром (Ярилой)», то получается, что слово «хазары» вполне можно трактовать как «идущие с Востока».


Так кем по происхождению являлись хазары? Достоверно известно, что они представляли собой классическую кочевую народность тюркского происхождения. Первоначально они жили на территории, расположенной между Черным и Каспийским морями. Исторические документы говорят о том, что после вторжения гуннов хазары появились в Восточной Европе. Вот только сочетание «появились после гуннов» очень расплывчатое, а авторы солидных научных трактатов хранят на этот счет поистине партизанское молчание.

Вполне возможно, что осевшие в тех местах гунны и тюркоязычные народы внезапно стали именоваться хазарами, но и прочие варианты также не исключены. Так что этот период в их истории является едва ли не самым таинственным.


фото: П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами».

Кстати, а кто такие сами гунны? Это также кочевой народ, который сформировался во II-IV вв. в Приуралье. Предками их были все те же тюркоязычные народы (народность хунну), которые прибыли туда ко второму веку из Центральной Азии. Кроме того, свою лепту в возникновение нового народа внесли местные угры и сарматы. Сами же хунну имеют довольно любопытное происхождение, так как они являются предками европеоидных выходцев из Северного Китая, которые ушли оттуда примерно за тысячу лет до начала нашей эры.

Но исследования китайских археологов говорят о том, что до Приуралья хунну если и добрались, то в виде разрозненных полиэтнических групп, по пути превратившихся в классический кочевой народ. Дело в том, что в Северном Китае эта народность катастрофически быстро исчезала, не выдерживая конкуренции с сильными племенами. Таким образом, гунны явно были сформированы преимущественно уграми. Это обобщенное название тех манси и хантов, которые в то время проживали на этой территории. Скорее всего, эти народности обособились еще в третьем тысячелетии до нашей эры.

Изначально угры жили в лесостепях Западной Сибири, в некоторых местах доходя до Иртыша. Сарматы также внесли не слишком большой вклад в формирование хазарского народа.


Примерно в шестом веке нашей эры хазары были покорены могучим Тюркским каганатом. Как ни странно, но исследователи не нашли никаких упоминаний о межэтническом сплаве, хотя такое явление вполне могло быть.

Исторический парадокс: несмотря на всю свою мощь, сам каганат просуществовал просто смехотворно малое время по историческим меркам - с 552 по 745 годы н. э. Сами же тюрки появились в результате того, что 460 году одно из гуннских племён (и снова мы возвращаемся к ним), которое называлось ашина, было завоевано народом жужан. Об ашинах не сохранилось вообще никаких достоверных сведений. По странному стечению обстоятельств, именно в то же время большая часть хунну была уничтожена жужанями. После этого народ ашинов был насильственно переселен на Алтай.

Именно в этой местности и появился сильный кочевой народ, который известен нам как «тюрки». Обобщенное название этих племен происходит от русского слова «тюря», которым наши предки именовали самую простую еду: крошеный хлеб или сухари с квасом и луком (или вариации). Проще говоря, к тому времени тюрки состояли разве что из угров и сарматских племен, разбавленных полумифическими ашинами.


В 545 году этот народ разгромил войска уйгуров, а в 551 году отомстил за выселение жужаням. В истории тех лет особенно отметился вождь Бумын, который еще при жизни провозгласил себя каганом. Это звание было принято только среди иудеев. Уже в 555 году все местные народы оказались под тюркской властью. «Верховная ставка» каганата была перенесена в верховья реки Орхон, где и обосновались практически и все хазары. Народ этот активно развивался и накапливал военную мощь.

Уже в середине шестого века нашей эры в зависимость от кагана попали почти все народы Северного Китая. Вскоре тюрки заключают военный союз с Византией, после чего они совместными силами начали войну с Ираном за контроль над Великим Шелковым путем. Уже в 571 году граница каганата проходила по Амударье. Всего через пять лет тюрки сумели взять Боспор (Керчь), а в 581 году оказался полностью блокированным Херсонес.


Возвратимся к хазарам. Они-то здесь при чем? Дело в том, что у историков есть немало доказательств того, что к тому времени в составе тюркского каганата уже имелся хазарский «филиал». Вот только кто и по какой причине дал завоеванному народу такие вольности? Тюрки уже точно не приветствовали такую демократию, да и логических обоснований для создания Хазарского каганата нет. Впрочем, есть одно мало-мальски внятное объяснение…

Дело в том, что до распада тюркского государства оставалось всего 100 лет. Нарастали внутренние проблемы, были трудности с удержанием границ. Быть может, подчиненный этнос настолько лояльно относился к тюркам, что те позволили им создать свое государство хазар в обмен на гарантии их преданности в дальнейшем.

Но и здесь полно противоречий. Дело в том, что современники отзывались о хазарах только как о кочевниках, которые могли быть грозной силой в момент набегов, но толкового взаимодействия между ними не было. На страницах практически всех трудов их современников мы видим, что образ жизни и занятия хазар были типичны для кочевников: скотоводство, постоянные набеги на врагов, внутренние распри.

Да, у них имелась столица, наличествовал каган. Но он был всего лишь «первым среди равных», да и сил приказывать представителям крупных родов у него попросту не было. Сомнительно, что тюрки могли заключить с ними столь важное соглашение. Все же хазары – народ довольно специфичный, как и все кочевники.


фото: Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век

Как бы там ни было, но в VII-VIII веке нашей эры они уже смогли завоевать Киев и Крым. Многие историки утверждают, что в те времена славянские племена начали выплачивать им дань. Вот только сами хазары не имели ничего, что хоть как-то бы походило на сильное центральное государство хазар. Как они могли собирать эту самую дань, если у них в принципе не было более-менее развитой административной системы?

В конце концов, до уровня Золотой Орды им было очень и очень далеко. Скорее всего, под «данью» понимались те эпизоды, когда жители осажденных городов предпочитали откупиться от очередного набега кочевников. Да и сам образ жизни и занятия хазар не способствовали установлению серьезной власти над другими народами: каганат был чрезвычайно неоднороден, а потому правитель тратил больше времени на удержание этой рыхлой структуры в рамках хотя бы относительного порядка.

Во главе хазарского народа тогда стоял хакан и его «заместитель» бег. Столицей каганата был город хазар Валангиар (Астрахань), а потом Саркел (был полностью разрушен в 1300 году). Известно, что в те времена они вели активную торговлю с Индией. В 965 году войска хазар терпят поражение от войск князя Святослава. В 1016 году они были разбиты объединенными войсками русских и греков, которыми командовал Мстислав Тмутараканский.


Многие исторические источники сообщают, что в восьмом веке хазары приняли иудаизм. Но возвратимся к началу статьи. Видные израильские ученые сообщают, что процесс слияния евреев и хазар произошел только в 1005 году. Но как тогда Бумын принял иудаизм за 500 лет до этого? В связи с этим у историков возникает масса вопросов. Вот наиболее распространенные из них:


  • Кто же среди тюрок и хазар мог в те годы исповедовать иудаизм, если евреев там еще и близко не было?

  • Как вообще можно исповедовать иудаизм, но при этом не быть евреем? Все священные книги израильтян говорят о том, что такого быть не может!

  • Наконец, кто был миссионером иудаизма за 500 лет до прихода евреев?

К сожалению, на все эти вопросы пока нет внятных ответов. Скорее всего, здесь имеется какая-то путаница. Если это так, что ничего удивительного в этом нет: с тех времен осталось так мало внушающих полное доверие документов, что историкам приходится довольствоваться в основном летописями. А уж они-то точно не отражают всей сути происходившего, так как неоднократно переписывались в угоду правящим лицам.

Так что даже сейчас мы не можем с абсолютной уверенностью говорить, кем по происхождению являлись хазары, так как с их вероисповеданием все не так просто. Если они не исповедовали иудаизм, то евреев среди их предков не было.


фото: работорговля, хазария

В советских исторических монографиях можно встретить теорию, что хазарский каганат пал из-за банальной нехватки жизненного пространства, которое скрылось под водами разлившегося Каспия. Автор этого предположения - Л. Н. Гумилев. Он предположил, что в VII-VIII веке крупные поселения хазар из-за трансгрессии почв были попросту смыты. Впрочем, Гумилев всегда выдвигал весьма смелые гипотезы

Историки не израильского происхождения высказывают весьма любопытное предположение. Они считают, что распад каганата был вызван принятием иудаизма, которое произошло во времена правителя Обадии. Предположительно, что этот каган начал свою миссионерскую деятельность где-то на рубеже IX-X века. Упоминания о его деятельности можно встретить в «Житии Иоанна Готского».

Арабский ученый Масуди писал о том, что после принятия иудаизма каганом в его царство начали стекаться иудеи со всего мира. Евреи быстро заселили большие кварталы практически всех хазарских городов, причем особенно много их стало в Крыму, да и столица хазар (Валангиар) переживал настоящий «бум» миграции. Очень многие осели в Итиле. По утверждениям современников, «евреи взяли в осаду трон Обадии». Они свидетельствуют о том, что каган дал евреям много привилегий, позволил селиться в любых городах. Каган способствовал строительству синагог и духовных школ, тепло встречал иудейских мудрецов, щедро одаривая их деньгами.

Евреи были образованными, отлично разбирались в торговле… но их вера оказалась губительной для каганата. Мы уже говорили о том, что хазарское государство и без того не отличалось особенно развитым административным устройством. Принятие же верховной знатью иудаизма отвратило от них большую часть подданных, которые и без того относились к верховной власти без всякого пиетета. Для большинства хазар ключевым было мнение старейшин, а они не питали особенной любви к иудеям.

Началась борьба за власть в каганате. Возникла междоусобица, часть хазар объединилась с турками и венграми, которые жили на печенежской земле. Они заключали взаимовыгодные военные и политические союзы. Современники прозвали их «кабарами». Об этом, в частности, нередко писал Константин Порфирородный.


Неудивительно, что в пламени гражданской войны сгорел как сам Обадия, так и оба его наследника: Езекия и Манассия. Власть над обескровленным государством взял в свои руки Ханукка, приходившийся родным братом Обадии. К тому времени Крым, в котором проживало много «провинциалов», осуждавших сближение с Иудеей, перешел под протекторат Византии. В это время на земли хазар уже наступали орды печенегов, которым политические и религиозные распри были абсолютно неинтересны.

Вы должны понимать, что без знания всех этих перипетий вы не сможете понять, кем по происхождению являлись хазары. В последние годы существования каганата его этнический состав стал удивительно пестрым. Если вы внимательно читали статью, то и сами наверняка поняли, что хазары никогда не были особенно цельным этносом. Превалирующие народы и религии сменялись в каганате с невероятной скоростью.


Чтобы вы окончательно в этом убедились, приведем примеры из жизни позднего каганата. Итак, в 730 году каган Булан принимает иудаизм. В 737 году, всего через семь лет, хазары уже исповедовали ислам. С 740 по 775 год они становятся истовыми христианами под патронажем византийского императора Константина Копронима. С 786 по 809 год – снова ислам. На этот раз с благословения багдадского халифа Харун-ар-Рашида. С 799 по 809 годы известный нам каган Обадия вновь активно продвигает «иудаизм в массы».

Этнографы считают, что менее чем за 100 лет хазары настолько ассимилировались с народностями, исповедовавшими христианство и ислам, что от их первоначального этноса практически ничего не осталось. Окончательный же разгром хазарского каганата (точнее, его самоуничтожение) еще раз убедительно доказал, что для формирования действительно мощного государства нужна крепкая центральная власть, которая, ко всему прочему, умеет учитывать желания всех своих подданных.

фото: Святослав, разрушитель Хазар (Лебедев, Клавдий Васильевич).

Всего лишь через год после последнего принятия иудаизма началась медленная агония государства: с 810 по 820 годы его терзали восстания уже известных нам кабаров; с 822 по 836 годы происходили постоянные вторжение венгров. С 829 по 842 год правил византийский император Феофил, который внес в уклад хазарского каганата окончательный разлад. В 965 году Святослав громит хазарские войска, после чего каган Булан III уже в третий раз провозглашает государственной религией иудаизм. Как же произошел полный разгром хазарского каганата?

К концу десятого века вся эта этническая и религиозная чехарда закончилась тем, что хазары окончательно были ассимилированы с мусульманами. Таким образом, бывшие тюркские племена, которые смогли создать довольно значимое государственное образование, полностью утратили свою самостоятельность и собственные земли.


Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Хазария вполне могла существовать в реальности. Кроме того, каганат и в самом деле мог быть исторической родиной евреев. Теологи же считают, что истоками иудаизма (равно как и христианства с исламом) в этом случае был шаманизм, широко распространенный у кочевых племен. Это, к слову говоря, очень сильно отражено и в христианстве: мы не знаем имени Бога, но предполагаем, что он есть Все, и Благодать его повсюду. Таким образом, тюркские племена сыграли чрезвычайно важную роль в развитии современной цивилизации, ибо они дали человечеству монотеизм.

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось.
Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты».
Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.