Биографии Характеристики Анализ

История создания рассказа

«Толстой Лев Николаевич» - Затем Лев Николаевич переехал в Казань вместе с братьями и сестрой. Писать Толстой начал с 7 лет. С годами интерес к наследию Толстого растет. Цель: Детские годы писателя прошли в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. (1828-1910). После разрыва с «Современником» творческая активность Толстого ослабевает.

«Толстой об учителе» - Цель. Научно-исследовательская работа. Задачи: То есть современный учитель должен быть еще и тонким психологом. Рекомендации. Методы обучения Толстого: Учитель, в первую очередь, должен служить примером для подрастающего поколения. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого в повести «Детство». Модель идеального учителя.

«После бала» - Портрет императора Николая I. нехорошая музыка». Л.Н.Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. «После бала». Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Л.Н.Толстой. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым.

«Биография Алексея Толстого» - Рос в богатой дворянской семье. Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова. Граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1873). Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).

«Андрей Болконский» - Княжна Марья. Отец княжны Марьи и князя Андрея. Семья Болконских в романе Толстого «Война и мир». Содержание: Князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле 1 и сосланный в деревню. Руководитель: Судякова Светлана Юрьевна. Н. растет умным, впечатлительным и нервным мальчиком. Список использованной литературы.

«Семья Толстого» - Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой). Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Задание: Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого. Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Всего в теме 34 презентации

15 июня 1965 года в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и Мориса Слободского. Вдохновленные успехом кинокомедии «Операция «Ы»», они попросту придумывали новые похождения Шурика - Александра Демьяненко.

«Песенка о медведях»- Поёт Аида Ведищева

Во второй новелле - «Снежный человек и другие» - сюжет был такой: научная экспедиция под руководством видного ученого ищет в горах снежного человека. Но группа даже не догадывается, что за снежного человека себя выдает троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают прохиндеев.

26 октября сценарно-редакционная коллегия вновь собралась на заседание, чтобы обсудить сценарий под названием «Шурик в горах». На этот раз он представлял собой сценарий полнометражного фильма (новелл в нем уже не было), сюжет которого строился вокруг похищения девушки.
Основные съёмки знаменитого фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница» проходили в Крыму в районе Алушты. Многие уверены, что только Крым был местом натурных съёмок этого замечательного фильма. По праву в Крыму организована экскурсионная тропа по местам съёмок «Кавказской пленницы». Но, однако, не только Крым стал местом съёмок этого кино.

Одна из сцен этого фильма была снята на Кавказе, а именно недалеко от Красной Поляны. Сцена купания в горной реке Шурика и Нины была снята на реке Мзымта, которая впадает в Чёрное море в Адлере. В дальнейшем Л.Гайдай, которого очаровали эти места, снимал на дороге в Красную Поляну эпизоды следующей своей комедии «Бриллиантовая рука».

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы - Юрий Никулин и Евгений Моргунов - отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это - спекуляция на тройке».
Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.

заставка

Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. Так что нередко вместо него в кадре появляется похожий по телосложению дублер.

Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого…

По первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Трус (Вицин), робко пишет большую букву «Х» и, озираясь по сторонам, убегает. Затем появляется Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «У». Заметивший это безобразие милиционер берется за свисток. Однако Балбес (Никулин) не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство.

И в начале фильма появился Шурик на осле.
Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница». Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику - Демьяненко.
Люся умерла три года назад. А ведь вроде совсем недавно я частенько с сыном бывал в детском парке, и он катался на этой ослице.

Кстати Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов - от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Вот и получается что Люся прожила свою жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в 9 роте, помните где играл Влад Галкин (Якут)

Интересная история рассказанная Владимиром ЭТУШЕМ (в «Кавказской пленнице» - товарищ Саахов):
На съемках Люся сбила «Москвич»
«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти - стоит, стоять - идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей.

Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он - скотина умная - знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны - чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать.

Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели - Вицина, Моргунова и Никулина, - то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

Долго не могли найти актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше пятисот фотопроб.

Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (будущий автор «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушку-канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.

С первых же кинопроб Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти - это у нее надо спросить», - удивлялся Александр Демьяненко.

Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, - вспоминал Гайдай, - но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».

Натурные съемки проходили большей частью в Крыму. Вся съемочная группа помогала юной актрисе почувствовать роль. Так, в одном эпизоде героиня Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать. Никулин, Вицин и Моргунов, понимая трудность момента, во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, делая при этом смешные гримасы. Дубль сняли весело и легко.

Варлей вспоминала: «За легкостью и веселостью приключений моей героини скрыты тяжелый труд и бесконечные репетиции… Все трюки я выполняла самостоятельно: ныряла в воду, мчалась на машине. Когда работали над эпизодом, где я наезжаю на живую цепочку из моих преследователей, перекрывающих дорогу, я должна была резко затормозить у определенной линии перед кинокамерой. Репетируем - все получается. Начинаем снимать - в последний момент тормоза отказывают… Машина остановилась в каких-то сантиметрах от оператора. Может, потому-то фильм получился таким захватывающим. Мне было тогда 19, и я не задумывалась о риске…»

«Я с собой на съемки все время возила 290 килограммов цирковой аппаратуры в надежде на то, что где-нибудь в перерыве от работы буду репетировать. Мне очень не хотелось расставаться с цирком даже на короткое время. Но не удалось. Хотя в картине хватало трюков. В кадре, где я выпрыгиваю из окна дачи Саахова, я прыгаю со съемочного крана, с большой высоты - висела на тонкой веревке.

Раскачивалась. Меня легко могло шарахнуть и о кран, и о стену…
Или эпизод с купанием. У Гайдая была задумка, что Нина, прежде чем прыгнуть за Шуриком в воду, сначала скачет на коне, потом на ослике. Но после того, как я на глазах у съемочной группы свалилась с коня… И Гайдай решил: хватит рисковать. Вода тем более ледяная, легко простудиться. Сначала хотели снять каскадера - ну, это уже ни в какие ворота не шло, на такую подмену я не могла согласиться.

Тогда нашли девушку, похожую на меня по фигуре, она сказала, что она мастер спорта по плаванию. Она прыгнула и… стала тонуть - не умела плавать, оказывается, но очень хотелось сняться. И в конце концов мне разрешили самой прыгать со скалы. Между прочим, мне больше запомнилось не само купание, а как мы с Сашей Демьяненко сидим после купания и дрожим.
Дрожим по-настоящему. Дело в том, что мы должны выглядеть на экране мокрыми. Но день был жаркий, и влага с нас мигом испарялась. Поэтому нас водой из речки поливали, а в ней градусов семь. После этой экзекуции мне налили спирта и заставили выпить, чтобы не заболела. Как добралась до турбазы, где мы жили, не помню…

Что касается моих отношений с троицей… Они мне очень помогали, но и сильно хулиганили. Я была молоденькая, застенчивая. Когда они меня в кадре несли в мешке, то так щипали и щекотали, что я от смеха просто плакала… в мешке. Мы долго с режиссером репетировали сцену, где я хохочу над Шуриком, который залез в спальный мешок не с той стороны.

На репетиции я хохочу, начинают снимать - меня «перемыкает». И тогда Гайдай договорился с Моргуновым. Они встали за камерой и одновременно с командой «Мотор!» подняли майки и почесали животы. При виде огромного живота Моргунова и впалого Гайдая у меня началась истерика… »
Стоит отметить, что, несмотря на такой огромный успех фильма «Кавказская пленница», сама Варлей получила за него премию сначала в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился.

А вот Демьяненко едва не пострадал в эпизоде, когда его герой Шурик в спальном мешке плывет по реке. В одном из дублей страховщики, которые должны были в определенном месте перехватить спальный мешок с Демьяненко, не сумели этого сделать, и поток понес актера дальше. Пришлось организовать погоню. К счастью, через несколько десятков метров спальный мешок с Демьяненко удалось поймать.

В «Кавказской пленнице» немало актерских удач. Прекрасно сыграл роль Саахова Владимир Этуш. В противовес веселой тройке для создания большего комического эффекта он был на экране все время серьезен.
«Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым, пародийным, - рассказывал Этуш. - Я понимал его. Но не мог с этим согласиться. Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда Саахова, незадачливого жениха, героиня фильма Нина обливает вином. Гайдай предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который, однако, лишь подчеркивал мою серьезность, и это - я был счастлив убедиться - дало нужный комический эффект…»

Летучая фраза «Шляп сними!», как и многие другие, родилась по ходу съемок.

Рабочий момент съёмок фильма»Кавказская пленница»

Внешне - по жестам, мимике, голосу - я играл конкретного человека. Своего хорошего знакомого, живущего в одной из кавказских республик. «Рисунок» роли я списал с него. И очень беспокоился, как бы он не узнал себя и не обиделся. Этот мой знакомый, кстати, был на просмотре фильма и неузнал себя. Очень хвалил фильм и сказал: «Слюшай, замэчатэльно! Как похожэ, как похожэ! Я сам знал таких, такие у нас на Кавказе в Нагорном Карабахе живут!..»

Другой мой приятель - к тому времени я уже сыграл кавказцев в нескольких фильмах - советовал: «Ты на Кавказ не езжай - тебя там убьют». А когда я сыграл Саахова, этот же товарищ сказал: «Ну вот, теперь тебе и на Кавказ не надо ехать - они тебя в Москве убьют». Разрешилось все мирно, на рынке. Меня очень дружелюбно приняли. Угощали наперебой…»

Между тем, мало кто знает, но роль Саахова в фильме собирались переозвучивать. Что же произошло? Оказывается, когда фильм был уже готов, руководство «Мосфильма» схватилось за голову - фамилия руководителя партийной организации студии была Сааков. Чтобы избежать скандала, Гайдаю предложили поменять фамилию главному герою, то есть переозвучить те эпизоды фильма, где он появляется на экране.

А это стоило немалых денег, да и актеров собрать заново было уже трудно. Короче, Гайдай запаниковал. И тут на помощь пришел Никулин. В один из дней он был на приеме у министра культуры Фурцевой и - как бы между делом - рассказал ей эту историю. Та возмутилась: «Государственные деньги на ветер бросать?! Не позволю!» В тот же день она позвонила на «Мосфильм» и запретила переозвучивать картину. Так Саахов остался Сааховым».

Запомнился в небольшой роли Джабраила Фрунзик Мкртчян. Однажды ему на помощь пришел Никулин. В одном из эпизодов герой Мкртчяна замечает, что в соседнем районе украли члена партии. Начальство засопротивлялось. «Так нельзя. Такие слова.
Да еще с такой подозрительной интонацией…» Тогда Юрий Никулин предложил: «Давайте я скажу, у меня нет акцента, стало быть, и интонация будет другая…» Удивительно, но фраза, сказанная Никулиным, прошла.
За каждый придуманный актерами трюк Гайдай
расплачивался с ними шампанским. Говорят, что в итоге Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов - 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше своих партнеров.

Вот что говорил сам Георгий Вицин: «Помните эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я добавил один штрих - Трус летит и кричит «Поберегись!» Или еще одна импровизация - когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с нее платка.

Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шел от образа - раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка - это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают…»

В фильме есть эпизод, где знаменитая троица попивает пивко.

Жить, как говорится, хорошо! - восклицает Трус.
- А хорошо жить - еще лучше! - замечает Балбес.
- Точно! - авторитетно подтверждает Бывалый.

В этой сцене Вицину, как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убежденный трезвенник. Пришлось пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая за съемками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены-то нет!»

Тут Никулин робко предложил: «А может, в шиповник положить белой ваты? Будет как пена…» Вицин от этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как говорится, искусство требует жертв.

Потрясающей фантазией обладал Юрий Никулин. В одном из эпизодов Балбес лежит вытянувшись на кровати и чешет себе пятку. Многие думают, что этот трюк получился с помощью монтажа. На самом деле под одеялом был спрятан лилипут. «Эту идею принес на съемочную площадку сам Юрий Никулин, - рассказывает директор музея Трех актеров Владимир Цукерман. - А ему об этом трюке рассказала одна цирковая актриса. Было это еще в 60-х. Никулин трюк запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию».

Еще один эпизод фильма. Шофер Эдик делает Бывалому укол огромным шприцем. И снова автором идеи был Никулин, который принес из цирка шприц «Жане». Снимали эпизод следующим образом. Камера брала крупный план Моргунова. Сзади между ног артиста поставили табуретку, убрали сиденье и положили вместо него подушку. Именно в подушку и втыкал шприц Руслан Ахметов. Рядом с табуреткой лежал Никулин. Как только игла пронзала подушку, он хватался за иглу и раскачивал шприц то вправо, то влево.
«Кавказская пленница» стала фаворитом сезона, заняв в прокате 1967 года 1-е место. Однако, несмотря на этот успех, она стала последним фильмом Л. Гайдая, где снималась придуманная им троица. Позднее сам режиссер так объяснял мотивы, по которым он «умертвил» троицу: «Мне Дыховичный (сценарист - Ф.Р.) говорил: «Вы, Леонид Иович, таких типов нашли - на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос». Да, можно было бы еще поснимать. Но на такой вопрос я обычно отвечаю: «Все, материал отработан. Эксплуатировать без повторов уже нельзя».

Но я могу рассказать истинную причину: начался разлад в группе. Ну, с Моргуновым у меня все время были натянутые отношения. Он еще на «Самогонщиках» заявил: «Я в этой роли сниматься не буду». Чего-то ему там не понравилось. Но ведь без Могунова разрушался ансамбль. А у меня - масса писем от зрителей. Все хотят видеть новые фильмы с тройкой… Что делать?

Я был вынужден пойти к Пырьеву и объяснить ситуацию. Иван Александрович меня поддержал: «Да, тройку разрушать нельзя! Ты, - говорит, - не беспокойся. Моргунова я беру на себя»… Пырьев его вызвал, видимо, пропесочил как следует, и Моргунов пришел на съемочную площадку. Но опять с гонором. «Ты, - говорит он мне, - не думай, что это Пырьев меня заставил сниматься. Плевать мне на Пырьева. В необходимости съемок меня, - говорит, - убедил Сергей Бондарчук». Ведь они вместе, на одном курсе, учились во ВГИКе. Дальше работа вроде бы пошла нормально. Никаких капризов не было…

Но когда начали снимать «Кавказскую пленницу», Юра Никулин прочитал сценарий и говорит: «Мне это не нравится. Это, - говорит, - спекуляция на тройке», и все в том же духе. «Хорошо, - говорю, - Юра, это будет последний фильм с вашей тройкой. Но этот фильм будет, хочешь ты или нет». С Никулиным мы не повздорили, но я решил про себя: все, пора закругляться.
А потом на съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы. Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: «Убрать всех посторонних с площадки!» Моргунов на меня чуть не с кулаками. Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним. А было не снято еще довольно много. «Все, - говорю директору. - Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет». Так моя тройка распалась… А в принципе поснимать ее еще можно было. У меня возникали различные задумки…»

А вот что по этому поводу говорит сам Е. Моргунов:
«Я разрушил эту троицу сам, и произошло это случайно. Дело в том, что у нас с Вициным появилось какое-то предвзятое мнение, что Гайдай уделяет очень много времени в кадре Юрию Никулину. Никулина снимает и Никулина обхаживает. А мы с Вициным находимся в стороне. Я сказал: «Леня, или мы работаем втроем, или я буду считать себя выбывшим». Он ответил: «Ну коли ты хочешь уйти - уходи. Я найду другого». Другого он не нашел…

Но наши дружеские отношения от этого не пострадали. Мы с ним очень хорошо дружили. Он был очень смирный человек, в полном смысле слова. Покладистый и очень симпатичный. Но так уж получилось - я человек принципиальный, и для меня не существует никаких авторитетов. Когда мы делали «Пес Барбос» или «Кавказскую пленницу», мы ведь все придумывали сами.

Никулин очень много говорит о том, что он придумал один. А там придумывали все. Оператор Константин Бровин придумал историю с почесыванием ноги. Гайдай нам за каждый трюк платил по бутылке шампанского. И все стремились заработать эту бутылку, потому что это была особая благодарность с его стороны».
В «Кавказской пленнице» героиня Варлей поет песню о белых медведях. Слова написал Леонид Дербенев, и был очень хороший первый куплет: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось».

Художественный совет возмутился. Что это такое - медведи чешут? Тогда Дербенев предложил другой вариант: «трутся спиной медведи». Конечно, первый вариант был лучше. Это ж медведи! Они чешутся, а земля вертится. В этом свой юмор.

Забавный случай приключился и с песней «Если б я был султан». Александр Зацепин написал музыку, Костюковский и Слободской сочинили сатирические куплеты. Никулин ее спел. Как все радовались! И вдруг руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев приказывает: «Эту песню выбросить. Она останавливает действие и сбивает ритм повествования».

Казалось, песня погибла навсегда. Но кто-то из окружения Пырьева посоветовал: «Пусть он остынет и позабудет». Так и сделали. А через некоторое время опять показали Пырьеву ту же песню, но сокращенную всего на один куплет об алкоголе. Авторы опасались, что Иван Александрович возмутится и выгонит нас из кабинета. Но он одобрил: «Это же совсем другое дело». Так песня осталась в фильме. А вот слова выброшенного куплета:

Разрешит мне жена каждая по сто,
Итого, триста грамм - Это кое-что!
Но потом, на бровях Приходя домой,
Предстоит мне скандал с каждою женой.
Костюковский вспоминал, как долго его мучили за фразу финала «Кавказской пленницы»: «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» - сочтя ее издевательством над советским судом. Чтобы сохранить эту фразу, сценарист предложил заменить слово «советский» на «наш». И чиновники с облегчением вздохнули. «Вот на какую ерунду уходили последние драгоценные ресурсы мозга, - замечает Костюковский. - Но при всех потраченных нервах, ссорах и скандалах это время я вспоминаю как счастливейшее в своей жизни».

Создатели фильма часто проверяли реплики на друзьях, иногда в нарушение правил устраивали подпольные просмотры «для своих» на «Мосфильме». Однажды вывезли еще не принятую Госкино «Кавказскую пленницу» и показали ее в доме культуры «Трехгорки». Успех был оглушительным, однако Госкино не решалось выпускать картину в прокат. Но картину посмотрел Л.И. Брежнев, ему картина понравилась и он позвонил руководителю Госкино СССР А. Романову и поблагодарил за прекрасную кинокомедию. Это решило судьбу ленты.
Ещё одно воспоминание это,самое узнаваемое место – дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи. Это дерево имеет возраст около 600 лет (подробности писать не буду) так вот туристы любят фотографироваться возле него. Недалеко от дерева находится пост лесников Алуштинского лесхоза и есть табличка «Никулинский орех». Иногда лесники пытаются взять денег (несколько гривень) за фото рядом с деревом. Я как то сам лазил несколько раз на него …по молодости..

Ещё один знакомый «раритет» находится в ста метрах от Никулинского ореха,это тот самый знаменитый камень, на котором танцевала Варлей. Правда сейчас там всё заросло кустарниками еживики и шиповника, хотя многим туристам показывают «фальшивый «камень, который находится рядом с деревом.Просто экскурсоводам так «удобнее».
"Кавказская пленница"
«Кавказская пленница»
По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц, фильм удался. Удался настолько, что «Операцию «Ы» обгонит по всем показателям. Однако после первого просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Цензуре не нравилось ничего. Было проще положить фильм «на полку» и признать полное фиаско, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.

Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа», - вспоминает сценарист картины Яков Костюковский.
Мало кто знает, что в тех же шестидесятых был готов сюжет для продолжения «Кавказской пленницы». Товарищ Саахов попадает в тюрьму, где становится руководителем лагерной самодеятельности. Для кавказца - занятие смерти подобное. После множества злоключений он выходит на свободу и надеется возобновить карьеру…. Однако его должность уже заняла… Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но вездесущее Госкино осуществить планы не позволило.

Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века. И мне давно не дает покоя вопрос, как советская цензура дала очаровательной Наталье Варлей полфильма бегать в одних колготках.

В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.

Спасибо за внимание!

Открытый урок по литературе в 6 классе

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Исторические события, получившие отражение в рассказе.Урок внеклассного чтения.

Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3)воспитание духовно-нравственной личности, уважающим человеческое достоинство,с толератным отношением к национальному вопросу,отчетливо понимающим понятие « честь».

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя, презентация урока.

Ход урока:

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы прололжаем изучение творчества Л.Н.Толстого. Сегодня мы рассмотрим рассказ «Кавказский пленник».(слайд№1)

Итак, ребята, за несколько уроков вы получили кейсы с заданиями, вы должны были распределиться на группы,подготовиться.Прежде чем выступит 1 группа,я хочу обратиться к 2 группе:вам надо внимательно слушать ваших товарищей,понять задание,оценить работу первой группы: манера общения,умение вести себя перед аудиторией,полнота раскрытия фактов.

Первое кейс-задание у вашей группы. Изучить историю создания рассказа.

(Выступают дети из 1 группы)

- В середине 19 столетия

на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. (второя группа оценивает ответы)

Кейс- задание для 2 группы

Изучить историю создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».

Авот еще одна версия. В 1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник. Быль».Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ,но интересен тот факт,что пленнику помогает не девочка,а мальчик,ранее попавший в плени изучивший их язык.(первая группа оценивает ответы)

Какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного?(Рассказ основан на реальных событиях,отражавшие конкретную историческую эпоху)

Вывод учителя: Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет,самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа(чеченцы,дагестанцы,осетины)

К теме Кавказа обращались многие писатели Вернувшись в Россию,Толстой записал в дневнике,что полюбил этот «край дикий,в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи-война и свобода».(слайд №2)

Еще одним кейс –заданием для 1 группы было изучение того,что кто из писателей теме Кавказа обращался,и есть ли в литературе произведения с похожим названием.

В 1821 году А.С. Пушкин создал поэму, в которой изобразил «отступника света», «друга природы», убежденного в том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Спустя семь лет появилась поэма М.Ю. Лермонтова, написанная под воздействием Пушкина и под тем же названием. А в 1872 году читатели познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - о русском офицере, попавшем в плен к чеченцам и бежавшего вновь к своим. Рассказ был основан на действительном событии и имел сюжетное сходство с опубликованным в журнале «Библиотека для чтения» в 1838 году одноименным рассказом за подписью М.Н.тема Кавказа актульна и в наши дни,например В.Маканин Рассказ»Кавказский пленный »

Кейс –задание для 2 группы:изучить связь рассказа с современностью Слайд№

Связь рассказа с современностью. Рассказ Л.Н.Толстого и фильм С.Бодрова

Действие происходит в 1990-е годы во время Чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне начала 90-х. В фильме показан Дагестан. Тому подтверждение - ярко выраженная агрессивная гористая местность и аварское наречие на котором говорят местные жители. По ландшафту и растительности территория Чечни сильно отличается от Дагестана) . Двое российских военнослужащих Саня и Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику…

В ролях снимались известные актёры. Может быть кому-то из вас они знакомы.

Олег Меньшиков – Саня

Сергей Бодров – Иван Жилин

Сусанна Мехралиева - Дина

Джемал Сихарулидзе - Абдул-Мурат

Александр Буреев - Хасан

Валентина Федотова – мать Жилина

Алексей Жарков – Маслов

Евдокия Вишнякова – медсестра

Ребята, когда вы читали рассказ,вам встретились незнакомые слова

(работают по словарям,ищут значение новых слов,записанных на доске. Можно провести паралель с татарским языком,что похожие слова встречаются и в тат языке-бишмет,продемонстрировать изделия Арской национальной фабрики по пошиву обуви-татарские ичиги(читек),обращая внимание на орнамент,что тоже шьются из кожи.)

Комментарии из толкового словаря Ожегова

БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.

ГАЛУН . Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

IV. Применение полученных знаний

Мы знаем сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. События происходили осенью

2. Жилин был невелик ростом, да удал

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком

8. Во второй раз Жилин бежал один

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

(дети получают задание индивидуально,после выполнения меняются друг с другом-взаимопроверка)

Ребята,сколько русских офицеров попали в плен?Обратите внимание на название рассказа.Почему рассказывая о двух русских офицерах,Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном только человеке?

Вы сказали, что главные герои – Жилин и Костылин, но рассказ назван «Кавказский пленник». Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.Чтобы верно ответить на этот вопрос,запишем сравнительную характеристику героев.

Группа № 1. 1) Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.

2) Познакомьтесь со словарными статьями к словам удалой и колода и охарактеризуйте героев.

Удалой – храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача.

Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый отрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.

3) Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев? На чём заостряет внимание читателей автор?

Группа № 2. Как чёрный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе (2 глава)? Объясните, что значат эти слова через подбор синонимов. Как они характеризуют героев?

(Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный»). Первоначально слово «джигит» обозначает «наездник», человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.

Выберите из текста глагольные описания действий, относящиеся к поведению героев в плену (3 глава), во время побега(5 глава). Как ключевые слова характеризуют Жилина и Костылина?Слайд №6-7

Костылин

В ауле

Ходит, высматривает, рукодельничает, роет..

Пишет, ждёт, скучает, спит.

Во время первого побега

Раскопал дыру, выбрался, по звёздам примечает, осматривает, полез на гору, подполз к дороге, свистнул, смеётся, несёт Костылина на себе.

Зацепил камень ногой, покряхтывает, отстаёт и охает, упал со страху, рассолодел…

Вывод учителя: Жизнь зависит от характера,от того выбора,который человек делает сам.Мы должны понимать,что наша судьба зависит во многом от нашего поведения. Война испытывает людей.Для многих война-испытание на прочность,выносливость,человечность.здесь люди в пограничной ситуации,их дальнейшая судьба зависит от них:действовать или безразлично умереть?Люди,сильные духом,ответственные за всех,имеющие человеческое достоинство,в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.

Обратим внимание на говорящие фамилии героев(ответы учеников)Так почему же в заглавии автор говорит об одном пленнике?

Группа № 1. 1) Познакомьтесь со словарной статьёй к слову плен.

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

2) Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру: морской берег – берег моря. Запишите получившиеся варианты и объясните смысл получившихся выражений.

1) Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

2) Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? (обратитесь к финалу рассказа).

Группа№2 3)Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?

1 точка зрения:

Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

2 точка зрения:

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.

3 точка зрения:

«Всяк в плену у страстей своих» . Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».

На ваш взгляд,какими качествами должен обладать офицер?(ответы детей)

У вас осталось еще одно кейс-задание –Что такое честь,найти определения по разным словарям(Ожегова и Даля).Подобрать несколько пословиц о честе.(ответы детей) Слайд №;4,5

Послушайте замечательный стих Владимира Слепака «Офицерская честь»

Офицерская честь – это совесть и Бог,

Марш атаки под шквальным обстрелом,

Боль разлуки и мудрость житейских дорог,

Гимн отважным, достойным и смелым. Офицерская честь никогда не предаст,

Не уронит Гвардейского стяга,

Ветеранам седым благодарность воздаст

Не изменит Священной Присяге…

Офицерская честь – не интрига, не месть,

Не скандал, не дуэль, не коварство,

Просто, если жива офицерская честь,–

Значит, есть постамент государства!

Вл.Слепак

Дети читают наизусть стихотворение Ларисы Рындовой «Офицерская честь».

Вывод учителя: Война-это кровопролитие,это трагедия,искалеченные судьбы,независимо когда она и где прошла.Война оставляет горький осадок в сердцах,ломает жизни,разрушает до основания все живое…

Вот так и бывает:тот,кто ставит перед собой цель,верит в нее и делаетвсе,чтобы ее достигнуть,тот побеждает. Атот,у кого воли нет,кто духом слаб,того и силы оставляют.

Жилин-пример настоящего российского офицера и настоящего мужчины.

Подводится итог урока,рефлексия.