Биографии Характеристики Анализ

Как называют людей которые издеваются над другими. Как называют таких людей, которые чувствуют свою превосходство над слабыми, и направляют людей, против друг друга

Во всех нас замечается склонность насмехаться друг над другом. У иных склонность эта доходит до страсти, так что они не пропускают ни одного случая, при котором была бы хотя малейшая возможность осмеять своего ближнего. Мы с удовольствием осмеиваем всех и всё, и при этом не щадим не только пороки наших ближних, но и их добродетели.

Привычка осмеивать людей не так маловажна, как она нам кажется. Пускай сами насмешники думают, что смеяться над людьми невинная потеха; но в действительности это есть потеха злорадная и жестокая. Если мы находим удовольствие в насмешках над людьми, то это верный признак, что мы враждебны к людям и не имеем в себе сердечного мира. Ведь цель наших насмешек уязвить, унизить человека: стало быть, насмехаясь над человеком, мы имеем прямое намерение повредить ему, сделать ему зло. Что же может быть греховнее такой потехи?

Положим, что все людские пороки заслуживают преследования, и, издеваясь над пороками, мы, по-видимому, воздаем им должное. И если бы предметом наших осмеяний действительно были одни пороки, нас никто не упрекнул бы в несправедливости - ни Бог , ни люди добрые. Осмеивая пороки, мы выказывали бы к ним враждебные наши чувства и порицали бы их в других людях столько же, сколько и в самих себе. Но ведь мы любим насмехаться не над пороками, а над людьми порочными, и здесь-то мы становимся вполне несправедливыми и порочными. Порочные люди заслуживают в действительности не осмеяние, а сожаление; потому что каждый порок делает человека истинно несчастным.

Несчастен вор, которого карает суд человеческий, и уж непременно суд Божий. Несчастен развратник, который пресмыкается по земле наряду с животными бессловесными. Несчастен скряга, который не имеет никаких радостей жизни. Несчастен мот, который начинает довольством, а оканчивает бедностью. Несчастен взяточник, которого проклинают люди. Человек порочный непременно и действительно несчастен, и смеяться над ним, тешиться над его положением свойственно только злому человеку.

Если бы насмешки наши исправляли людей, то они были бы еще извинительны. Но дело в том, что личная насмешка никогда не исправляет человека, а, напротив, ожесточает его еще больше.

Нам ли осмеивать людей, когда мы сами не лучше их? В окружающее нас общество людей мы вносим беспорядок, вражду, несчастья и всякое зло; и те из наших ближних, которые кажутся нам смешными и которых мы беспощадно осмеиваем, сделались такими по нашей же милости.

Что побудило, например, этого человека взяться за воровство? Немало помогли ему в этом мы, подавая ему пример неуважения к чужой собственности.

Отчего этот человек стал горьким пьяницей? Мы задабривали его и платили ему за услуги нам не хлебом и не деньгами, а винными угощениями, которые и приучили его к пьянству.

По какому поводу этот человек вдался в распутство? Мы растлевали его, ведя при нем речи бесстыдные, рассказывая примеры соблазнительные, представляя гнусный порок в привлекательном виде.

Кто поселил вражду в этом семействе? Мы наговорили мужу на жену и жене на мужа, родителям на детей и детям на родителей, и так далее. И после всех наших злодейств мы же еще и смеемся, и тешимся над теми человеческими несчастиями, которые произведены нами непосредственно или косвенно...

Нужно заметить, что только самые порочные люди имеют привычку насмехаться над своими ближними.

Осмеивая людей за их действительные ли или мнимые пороки, насмешники хотят показать этим, что они сами беспорочны, между тем в действительности заставляет их прибегать к такому лукавому способу доказательства своей беспорочности не что иное, как их нечистая совесть. Ведь если кто действительно не знает за собой чего-либо дурного, тот не имеет никакой надобности и уверять других, особенно окольными путями, в том, что ничего дурного он не делал.

Таким образом, если кто из нас любит публично осмеивать других за пороки, вы не думайте о том человеке, будто он чище других; нет, он-то и есть самый невоздержный человек, он-то и есть первый распутник, первый хищник, первый обманщик, сплетник, лицемер, способный на всякое грязное дело, - словом, самый порочный, бесчестный и дурной человек.

Верьте, что это действительно так, и не поддерживайте своим участием к насмешкам того установившегося у нас несправедливого порядка вещей, чтобы худшие люди предавали позору людей лучших.

К величайшему стыду нашему, есть у нас обычай насмехаться и над добрыми делами, издеваться и над людьми добродетельными. Едва успеет остепениться пьяница, как не только прежние его друзья по кутежам, но и другие зложелательные люди принимаются трунить над его обращением на хороший путь и без зазрения совести указывают на него пальцем с кощунственной кличкой «святой». Тот, кто решился прервать беззаконную связь, никак не обойдется у нас без того, чтобы на него не сыпались острые и колкие речи. Кажется, ни одна истинная добродетель не минует осмеяния.

Насмешки над людьми до того у нас обыкновенны, что едва ли и признаются нравственным пороком; тем не менее сколько в них злости, сколько несправедливости!

Поступил худо - над тобой смеются; и поступил хорошо - смеются: нигде и никогда не укроешься от насмешек злых людей. Но христианская мудрость указывает нам верные средства к тому, чтобы насмешки над нами были для нас безвредными. Средство это очень простое - не обращать внимания на насмешки.

Не будем огорчаться насмешками - насмехаться над нами перестанут. Ведь только задорных людей дразнят. Да и стоят ли насмешки злых людей той чести, чтобы возмущаться ими и огорчаться?

Положим, что насмешки злых людей распространяют в обществе дурное о нас мнение; но оно составится о нас в обществе в том случае, если мы огорчаемся насмешками, горячимся по их поводу и тем самым даем насмешкам полную достоверность.

Относитесь к насмешкам спокойно, хладнокровно - им никто не поверит, и они, не достигая цели, сами собой прекратятся. Ничто столько не поощряет насмешек над нами, как наше огорчение ими; и ничто столько не обезоруживает их, как наше спокойное к ним отношение (из поуч. свящ. Красовского, в. 2, стр. 155-161),

Текст: Тата Олейник
Иллюстрации: Александр Котляров


Изучать людей куда сложнее, чем канареек. Канарейки хотя бы не врут от скуки, отвечая на вопросы тестов. Но хорошая новость состоит в том, что, исследуя поведение животных, мы получаем возможность понять и человека. Именно наблюдение за некоторыми из наших соседей по планете позволило, например, разобраться в одном весьма интересном свойстве нашей психики, которое долго считалось непостижимой особенностью некоторых человеческих душ, - в готовности от всего сердца целовать бьющую их руку…


Cначала познакомимся с Мики и другими

Примерно в одно и то же время на этой планете случились два события, которые только на первый взгляд кажутся непохожими.

Первая история происходит в Стокгольме. 23 августа 1973 года. В Шведском кредитном банке немногочисленные посетители заполняют бланки и получают деньги в кассе.

Вторая история происходит в Камеруне. Опять-таки 1973 год. Группа канадских наблюдателей следит за мандрилом Мики - молодым самцом из группы, за которой исследователи таскаются по лесам уже несколько недель.

В Стокгольме в банк заходит мужчина в длинном плаще, темных очках и с подозрительно пышной шевелюрой, которая неслучайно похожа на парик, потому что это он и есть. Мужчина оглядывает присутствующих, после чего выхватывает из-под плаща автомат и с криком «Вечеринка начинается!» дает очередь в потолок. Посетители и служащие падают на пол, закрывая головы руками. Они пока еще не знают, что судьба свела их с Яном Эриком Улссоном, за полгода до этого события сбежавшим из тюрьмы вором, который сражался с несправедливостями капиталистического общества, экспроприируя у окружающих различную собственность в свою пользу.


В Камеруне у Мики проблемы. Мики уже почти большой. У него выросла грива. Недавно он обзавелся взрослым задом великолепного бирюзового оттенка. Мики хочется размножаться, но ему этого нельзя. В несправедливом обществе мандрилов право на размножение имеет только один самец - патриарх стаи. Самый крупный и агрессивный мандрил в группе собирает вокруг себя всех половозрелых самок, а остальные самцы имеют право только покорно бродить по периметру стаи, выполняя свой гражданский долг. Гражданский долг молодого мандрила заключается в том, чтобы при встрече мандрилов с леопардом быстро скормить ему себя, дабы хищник, занятый разгрызанием его костей, не причинил вреда самкам, детенышам и папе. Сам же папа занимается тем, что бдительно следит, чтобы ни один из подчиненных не подходил к самкам ближе чем на пару метров.


В Стокгольме Ян Эрик Улссон приказал всем заложникам - трем женщинам, молодому мужчине и старику, пришедшему в банк за пенсией, - сесть на пол и сидеть тихо. Полицейским, оцепившим здание, Улссон объявил свои требования: бронежилет, шлем, два пистолета, гоночный «Мустанг» и три миллиона шведских крон некрупными купюрами. Иначе все эти, которые на полу, оперативно превратятся в кровавый фарш. Ах, да, пусть еще сюда немедленно привезут Кларка Улофссона - это паренек, с которым Улссон сидел как-то в одной камере. Ничего такой перец, толковый. Тащите его сюда. Непуганая шведская полиция вместо того, чтобы беспрекословно выполнить требования террориста или хотя бы имитировать их выполнение до приезда спецов, устроила самодеятельность: двое охранников правопорядка попытались ворваться в банк и освободить заложников. Одного остановила автоматная очередь, и он остался лежать перед входом*.


« Выжил он, выжил! Врачи вытащили »


Второму, успевшему попасть внутрь, Улссон велел сесть на стул и петь, а то скучно как-то… Полицейский, глядя на выразительное дуло, грустно затянул «Одинокого ковбоя».

В Камеруне Мики решился на отчаянную авантюру. Выждав момент на привале, когда вождь стаи, сыто отдуваясь, чесал себе пузо, глядя в пространство, Мики тихо подкрался к одной из самочек, шебуршившейся в кустах в поисках чего-нибудь вкусненького, и принялся оказывать ей знаки внимания: толкать ее лбом, хватать поперек спины, издавать воркующие звуки, показывать ей свой великолепный зад. Самочка была молода и наивна, да и зад ей, похоже, приглянулся. И вот в самый, можно сказать, ответственный момент, когда все уже почти получилось, тет-а-тет был прерван. Какой-то мандрил, сунувший морду в кусты, увидел происходящее и возмущенно завопил. Уже через пару прыжков тут был папа. И половина стаи.


В Стокгольме . Полицейский пел, заложники сидели на полу. И тут начал вопить старикашка. Ему, видите ли, не понравилось, что Улссон позволяет себе так неуважительно обращаться с полицейским. Дед настолько распоясался, что сделал попытку пнуть террориста и выхватить у него оружие. Хорошо, хоть у кого-то еще оставались здравый смысл и выдержка: Улссон, вместо того чтобы изрешетить скандалиста, просто открыл дверь и пинком вышвырнул дедулю на волю. А заодно и полицейского - все равно пел тот паршиво. Поворотившись к остальным, Улссон сурово сообщил, что больше цирка тут не потерпит и первый же, кто откроет рот и что-нибудь вякнет, получит в голову пулю. Он приказал заложникам перейти в депозитное отделение, за бронированную дверь, и заперся там с ними. Тем временем снаружи кипела деятельность. К банку подогнали синий «Мустанг». Подтянули спецназ. В депозитарий доставили средства связи и воду. Мероприятием руководил лично премьер-министр Улоф Пальме, он же вел и переговоры с террористом. Из тюрьмы, как того и требовал Улссон, привезли Кларка Улофссона*, который ужасно не хотел в депозитарий к сокамернику, а настойчиво просился обратно в тюрьму. Полицейские просверлили в потолке депозитария дырочку, чтобы запустить туда газ. Террорист заметил это безобразие и надел на шею всем четырем заложникам удавки, закрепленные высоко на стенах. Так что запускать газ стало нельзя: потерявшие сознание заложники неминуемо удушились бы, упав на пол. И вот примерно тогда стала заметна одна странная штука. Во время переговоров в беседу то и дело стали вмешиваться заложники. Они хором кричали, что их похититель - чудный, святой человек, а все эти козлы в шлемах вокруг хотят им зла! Сделайте все, что хочет этот прекрасный человек, и прекратите над нами издеваться! Это все из-за вас, козлы капиталистические! Когда Улссон, рассердившись на то, что его требования игнорируют, стал душить одну из девушек, Кристин, потрясенные переговорщики услышали, как та, хрипя и плача, умоляет ее не мучить. Но обращалась она при этом не к Улссону, а к ним.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Да-да, эти шведы ужасно неоригинальны в именах. Все они Улофы и Уллсоны. Ну, кроме Бьернов и Свенов »


В Камеруне при виде папы Мики почти пал духом. Мучитель всего племени, тиран и деспот возвышался над ним как гора, его алый нос гневно раздувался, а желтая борода угрожающе задралась. Но вокруг плечом к плечу стояли Микины братья и кузены, такие же униженные и оскорбленные, такие же обделенные женским вниманием. И Мики, ощущая их поддержку, нашел в себе силы оскалить зубы и кинуть в вождя горстку сухой травы… Сам папа его даже пальцем не тронул. Он просто повернулся и ушел, важно покачивая задом. Лупила Мики вся стая. Ему вырывали шерсть, кусали руки, ноги и нос, ему царапали спину. Обиднее всего, что к нападающим охотно присоединилась и хорошенькая самочка. Когда экзекуция закончилась, обмочившийся и обгадившийся Мики какое-то время лежал неподвижно. Потом, собравшись с силами, поднялся и захромал на край полянки, подальше от сородичей. Одна из его конечностей была изувечена. Следующий леопард будет его.


В Стокгольме заложники и бандиты находились в депозитарии уже 132 часа. Улссон смачно расписывал в переговорное устройство, какой чудовищно мучительной будет смерть заложников. И только на шес­тые сутки противостояния полиция пошла на решительные меры: в депозитарий пустили слезоточивый газ. Какое-то время было тихо. Потом Улссон сообщил, что они тут подумали и решили выйти. Да, типа сдаться. По договору первыми должны были выйти заложники. Но те категорически отказались это делать. Они были уверены, что, как только выйдут, эти псы убьют Улссона и Улофссона. Наконец депозитарий удалось-таки освободить от постояльцев. Улссон и Улофссон отправились в тюрьму, а заложники - на пресс-конференции. Они рассказывали журналистам, какие замечательные эти ребята, террористы, какие они добрые, заботливые и совершенно ни в чем не виноватые. Заложники навещали своих захватчиков в тюрьме. Писали им письма. Оплатили лучших адвокатов*. С тех пор появился на свет термин «стокгольмский синдром» - готовность любить того, кто делает тебе больно.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Адвокаты оказались на высоте: Улофссон был признан невиновным, а Улссон получил всего лишь десять лет, из которых отсидел восемь. Сейчас он, кстати, живет в Таиланде на немаленькую пенсию, которую ему платит Швеция, и охотно дает интервью, весело вспоминая былые деньки. Милейший старикан »


Механизм синдрома

Такова логика эволюции для большинства социальных видов.

Мужские особи конкурируют за самок, вступая в различные состязания. Это выгодная эволюционная стратегия, потому что, когда правом на размножение пользуются только самые-самые, у вида особенно быстро и надежно закрепляются полезные для него мутации.

Для видов, которым для выживания нужны сила, агрессия и готовность защищать себя и свое потомство, таким состязанием были бои. Часто эти бои приводили к гибели одного из противников. Для животных, которые живут разрозненно и встречаются с представителями своего вида лишь в брачный сезон, это вполне допустимые потери. Было в лесу десять тигров и восемь тигриц, пара «лишних» слабаков погибла в боях с соперниками, остальные размножились и опять ушли в одиночное плавание.


Но для социального вида, особи которого существуют и действуют сообща, большими группами, это совершенно недопустимо: лишние самцы тут никуда не уходят, в одиночестве не живут, а потому вынуждены безостановочно биться до смерти со всеми конкурентами.

Поэтому у таких видов возникали иерархические системы доминирования с разными вариациями. Вот лидер, вот приспешники, вот изгои, в стае равновесная гармония, все живы и счастливы. Даже изгои тоже почти счастливы, потому что эволюционно из них выживали лишь те, кто умел не только своевременно признать свое поражение, но и фактически насладиться им - испытать удовлетворение от своей униженности и подавленности, громадное желание признать полное право сильного делать с собой все, что он захочет, лишь бы избежать его когтей и зубов.

Сексисты любят намекать, что такой социальный мазохизм свойствен в основном самкам, которые всегда были наградой сильного, но это не соответствует действительности. В гены самцов не менее убедительно вшита способность к подчинению и преклонению перед сильным. Потому что идеальный изгой-эпсилон обладает не меньшими, а порой и большими способностями к выживанию, чем лидер-альфа, которому уж слишком часто приходится доказывать, что он тут первый парень на деревне. И кстати, передать свои лузерские гены следующему поколению, пока вокруг много кустов, в которые девочки ходят собирать орехи, для изгоя дело тоже не невозможное (Мики просто не повезло).


Это обожание сильного, спасительное для выживания слабого, подробно описано, например, в работах этолога Фрэнка Солтера. «Наиболее успешные подходы к индоктринации бросают вызов самоидентичности и вызывают ряд общих психологических состояний, которые подталкивают индивидуумов к идентификации с лидером, группой или доктриной. Этот процесс вызывает интенсивные чувства страха, депрессии, вины и одиночества, соединенные с состоянием зависимости от наставника. Все вместе это подталкивает испытуемого к аффилиативной связи с одним (или более) представителем индоктринирующей группы. Именно данная связь вместе с авторитетом наставника и измененным физиологическим или психологическим состоянием испытуемого и повышает вероятность новой идентичности и прививаемых чувств лояльности».


Механизм безотказен

Чем больше страдает человек, чем сильнее он напуган, истощен, измучен, тем проще ему начать идентифицировать себя с насильником. Он с готовностью не только продемонстрирует полное подчинение, умиротворяющее агрессора, но и найдет в этом подчинении утешение.

Ты - хозяин, защитник, благодетель. Твои враги - это мои враги. Ты топчешь их могучей пятой и львиным рыком сотрясаешь грудь земли. Даже если ты падешь, я буду умирать у твоих ног, как верный раб...


Все эти стелы с гигантскими царями, побивающими врагов палицами, ставились не только для величия властителя. Они делали счастливее его подданных.

Именно этот инстинкт заставлял перепуганных и измученных шведских заложников восхищенно взирать на своего мучителя. И этот же инстинкт подтолкнул забитых мандрилов из стаи истязать Мики, посмевшего покуситься на сакральное право вождя.

Неудивительно, что в современной эволюционной психологии стокгольмский синдром именуется синдромом здравого смысла. С ним проще выжить. С ним выживали в тюрьмах, концлагерях и пыточных камерах. Да что там, целые страны могут быть охвачены этим синд­ромом - порой в течение многих поколений.


Непокорные


Джек и Линда Палмер, авторы монументального труда «Эволюционная психология», изучая обсуждаемый феномен у животных, создали по многим случаям сборный портрет «протестанта», который может свергнуть власть вождя или, по крайней мере, успешно противодействовать синдрому здравого смысла. Это ни в коем случае не забитый и угнетенный, нет. Забитые и угнетенные присоединятся потом, когда новый вождь продемонстрирует, что он тут всех победил. Это всегда особь достаточно сильная, высоко стоящая в иерархии. Очень часто это зрелая многодетная самка, либо старик с безнадежно испорченным, дурным характером, которого все стараются лишний раз не задевать, чтобы не остаться без куска хвоста, либо очень сильный и крупный молодой самец, тестостерон которого перебивает все другие гормоны.

Переводя на человеческий образ, вождя или захватчика сумеет не испугаться тот, кто не чувствует себя жалким, бедным, маленьким человечком. Увидеть в солнцеликом и богоподобном плешивого замухрышку, а в герои­ческом Робин Гуде - сволочь, которая стыб­зила его кошелек, сможет, скорее, человек с действительно высокой самооценкой. Образовательный уровень тут, кстати, не играет почти никакой роли, образование у протестанта может быть совершенно любое, хоть три класса церковно-приходской, хоть пара Оксфордов. Но это всегда будет человек, которому в жизни - в школе, в армии или в семье - не приходилось проходить жернова иерархии доминирования с печальным результатом в виде признания собственного ничтожества.

На самом деле этот синдром не так уж и плох, иначе бы он не пребывал в нас миллионы лет. Благодаря ему можно спокойно жить, пить чай, воспитывать детей и чистить по утрам зубы даже в тех ситуациях, в которых человек без этого синдрома существовать бы просто не смог. Ведь видеть в крокодиле, регулярно пожирающем твоих детей, доброе божество куда утешительнее, чем осознавать истинное положение дел.

Дразнение, обзывание, угрозы, слухи, побои и плевки могут быть частью повторяющегося, нежелательного поведения, которое называется издевательство. В то время, как издевательство обычно относится к поведению школьников, многие чаще проявляют агрессивное поведение чтобы устно, общественно или физически навредить тому, кто слабее их (или кажется таким).

Шаги

Самозащита от задир

    Определите, издевательство ли это. Есть несколько видов издевательства: словесное, общественное и физическое. Но у них есть одна общая черта, они нежелательные и повторяющиеся (больше одного раза) действия.

    Оставайтесь спокойным и скажите человеку перестать. Посмотрите на этого человека и спокойным четким голосом скажите ему или ей прекратить, что его или ее действия недопустимы и что он или она ведет себя непочтительно.

    Уходите. Если вы боитесь говорить, просто уйдите. Уйдите оттуда в место, где вы почувствуете себя в безопасности в окружении людей, которым вы доверяете.

    • Если вы имеете дело с киберхулиганом, не отвечайте на его сообщения и отключите сайт. Чтобы не попасть в эту ситуацию снова, заблокируйте хулигана, чтобы он или она не смог контактировать непосредственно с вами.
  1. Поговорите с кем-то, кому вы доверяете. Пойдите к взрослому, члену семьи, учителю, коллеге, кому-то, кому вы доверяете и объясните им, что произошло.

    • Разговор с кем-то еще поможет вам почувствовать себя менее напуганным и одиноким и поможет вам определить, что вы должны сделать дальше, чтобы предотвратить дальнейшие издевательства.
    • Если вы боитесь или не чувствуете себя в безопасности, лучше поговорить с кем-то, кто имеет власть над хулиганом и может встать на вашу сторону, например, учитель, начальник или офицер полиции.
  2. Подумайте, как защитить себя, эмоционально и физически. Вы не должны отбиваться сами, вы всегда должны делиться с кем-то, кому вы доверяете всем тем, что вам происходит. Все же есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы взять все в свои руки и защитить сами себя:

    • Если возможно, избегайте человека, который издевается над вами, или мест, где происходили издевательства.
    • Окружите себя другими людьми, особенно, если издевательства происходят, когда вы одни.
    • Если издевательства происходят онлайн, пытаются изменить ваше имя профиля и другие ваши данные, обновите ваши личные настройки, чтобы только друзья и семья могли контактировать с вами или откройте новый профиль. Уберите такую информацию, как ваш адрес и номер телефона из вашего онлайн профиля и ограничьте персональную информацию, которой вы будете делится в будущем. Не давайте хулиганам дополнительных возможностей связаться с вами.
    • Документируйте где и когда происходили издевательства и что происходило с вами. Это поможет, и, если издевательства будут продолжаться в дальнейшем, должны быть предприняты меры со стороны властей. Если издевательства происходят онлайн, сохраните все сообщения и электронные письма и сделайте фотографии любых социальных сообщений.
  3. Отделите тех, кто вовлечен в это. Получите сведения и выясните, что случилось, только когда вы отделили всех, кто был вовлечен, вы сможете поговорить с ними лично. Обсуждение произошедшего с обеими сторонами в одной комнате может привести к перевозбуждению и смущению жертвы издевательств.

    Вовлеките в дело школьную администрацию. Все школы имеют свои методы решения проблем с хулиганами и многие также осуществляют стратегию против кибериздевательств. Решать эти проблемы - это дело школьной администрации, но сначала они должны узнать, что происходит.

    Заручитесь поддержкой профессионального советника или терапевта. Жертвы издевательств могут страдать от долговременных эмоциональных и психологических воздействий. Раннее обращение за профессиональной помощью может смягчить эти последствия.

    Никогда не советуйте жертве издевательств просто давать сдачи. Издевательства включают осознанный или реальный дисбаланс власти – кто-то больше другого, группа людей объединяется против одного человека, у кого-то более высокое положение и власть, и так далее. Борьба может поставить жертву под риск получить больше вреда или заставит ее винить себя в случившемся.

Предотвращение проблемы издевательств

  1. Присмотритесь к предупреждающим признаками издевательств. Есть много индикаторов, которые позволят вам узнать, если над кем-то издеваются. Поиск этих признаков поможет вам определить издевательства и пресечь их.

    1. Травмы или синяки, которые этот человек не может или не хочет объяснить.
    2. Потерянная, украденная, поврежденная личная собственность, например, разорванная одежда, сломанные очки, украденный телефон и тд.
    3. Резкая смена интересов или резкое желание избегать конкретных людей и мест.
    4. Резкая смена рациона, самоуважения, сна или другие драматические эмоциональные или физические сдвиги.
    5. Депрессия, саморазрушительные действия или разговор о нанесении вреда себе или другим. Если вы или кто-то, кого вы знаете в опасности или на грани самоубийства, не ждите. Обратитесь за помощью.
    • Признаки того, что кто-то издевается над другими:
    1. Этот человек стал невероятно агрессивным, как физически, так и вербально.
    2. Часто попадает в драки и ссоры.
    3. Общается с людьми, кто издевается над другими.
    4. Часто попадает в неприятности с значительными людьми.
    5. Не может взять на себя ответственность за свои действия, винит других в своих проблемах.
    • Если вы заметите один из этих предупредительных признаков, поговорите с этим человеком. Если вы дадите другим знать, что издевательства недопустимы и что вы здесь, чтобы помочь, это может придать жертвам издевательств смелость, чтобы говорить.
  2. Узнайте, кто под большим риском стать жертвой издевательств. Некоторые группы людей могут быть под большим риском, чем другие. Особенно важно обращать внимание на эти группы и высматривать признаки издевательств.

    • Лесбиянки, геи, бисексуалы, транссексуалы (ЛГБТ).
    • Инвалиды.
    • Молодежь со специальными требованиями, как учебными, так и физическими.
    • Хулиганы могут также нацелиться на своих жертв, основываясь на расизме, этническом происхождении и религии.
    • Имея дело с издевательствами, нацеленными на молодежь ЛГБТ, инвалидов или издевательствами на основе расизма, этнического происхождения или веры, требуется особое внимание, соответственно, жертве. Информация о том, что делать в этих специфических ситуациях может быть найдена здесь.

Тяжело признавать, что ты был неправ. Ещё тяжелее признавать это после того,

как долго издевался или, в лучшем случае, подтрунивал над правдой со слепым рвением,

так жизнерадостно уверенный в собственной непогрешимости.

Дженнифер Робинсон. Певец меча

Когда увидишь настоящую травлю, ее уже не спутаешь ни с чем. Слишком это жутко.

Мариам Петросян. Дом, в котором…

Издевательство как качество личности – склонность зло и оскорбительно высмеивать, поступать в отношении кого-либо или чего-либо, обидно шутить над кем-либо; пытаться унизить кого-либо.

В коммунальной квартире жил тихий китаец. Соседи делали ему всяческие гадости: подметали мусор под дверь, обрывали пуговицы с пальто на вешалке в коридоре, бросали дохлых мышей в кастрюлю. Словом, издевались, как могли. Наконец, им надоело издеваться, они признались ему во всем и обещали впредь этого не делать. — Оцень холосо! — сказал китаец. — Я тозе болсе не буду пысать вам в цай!

Издевательство – это когда кто-то пытается украсть твою свободу. Когда муж или жена не исполняют своих обязанностей, это издевательство? Да. Забирается свобода у другой стороны. Он или она хочет что-то получить, но слышат отказ. Это форма покушения на свободу личности. Есть такой анекдот: — У меня в доме мыши над кошкой издеваются! — Как? — Сыр в мышеловке валерьянкой смазывают! Зная зависимость кота от валерьянки, можно лишить его свободы действий: он на радость издевателей — мышей, как зомби, будет совать свою морду в мышеловку.

У издевательства много обличий. Начальник издевается над подчиненными, используя их зависимое положение перед ним. Издевательство над самим собой, над своим сердцем – искать кратковременное счастье. Мудрец – это человек, который ищет вечное счастье. Глупец ищет временное счастье, а затем, когда оно отворачивается, страдает и мучается. Пассивное, невнимательное слушание по своей сути тоже издевательство. На Востоке это называется оскорблением учителя. Если ученик слушает без желания, сразу же пытается перейти к практике — это считается оскорблением учителя. Утонченное издевательство над женщиной – дать много денег и запереть в квартире. Накинутый ремень – издевательство над сотрудником ГИБДД. В Рублевской средней школе ученики бросаются в учителей омарами, осетриной и прочими деликатесами. Педсовет в недоумении: что это — издевательство или спонсорство? Десантник бьет своего противника один раз, второй — это издевательство над трупом. На таможне. — Откройте чемодан… Так… Ничего… Ничего нет?! С Вас пошлина за издевательства над таможней.

Судья: — А теперь, подсудимый, расскажите нам, почему, проникнув в дом, Вы взяли старые вещи, а деньги и коллекцию бриллиантов не тронули? Подсудимый: — Ну, хватит издеваться, господин судья! Меня жена дома уже задолбала этим вопросом!

Отравленные пули издевательств порой с детства сидят в сердце и подсознании человека. Издевательство как законсервированное зло спустя многие годы обнаруживается в форме мышечных и психических зажимов. Человек порой не может понять природу сегодняшней душевной травмы, ведь ее корни нужно искать в детской. Кто-то произнес обидные слова, а его сознание сделало мгновенный перенос ситуации из детства, когда его дразнили обидными прозвищами, пытались оскорбить и унизить. Вроде в сегодняшних обидных словах многим не показалось ничего оскорбительного, но его память реагирует на них почти как на физическую боль. Тело человека сжимается и со временем трансформируется в мышечный зажим, препятствующий свободной циркуляции энергии в организме.

Издевательство – это форма самоутверждения, а испорченное настроение жертвы – доказательство результативности своих действий. Уверенного, самодостаточного, снисходительного человека нелегко взять на абордаж издевательства. Для него ядовитые насмешки никчемной личности, как для каравана лай собак. Он ведет себя с проявлением издевательства как герой народного афоризма: «Мужик на барина злился-злился, а барин и не знал». Как-то один известный кинорежиссер в ответ на вопрос телеведущего: «А как вы относитесь к господину Пинкину, который написал про вас разгромную статью?» нимало не смущаясь, ответил на вопрос вопросом: «А Пинкин — это, собственно, кто?» И хотя он едва ли не знал или не слышал это звучное и отнюдь не самое худшее имя в журналистике, сама интонация ответа была совершенно убийственной. И тема была автоматически закрыта.

Психолог С.Ю. Ключников считает, что возможно применение нескольких удачных стратегий психологической защиты от издевательств, начиная от ответной убийственной иронии, работы над углублением расслабления своего тела до жесткого игнорирования. Так, он пишет: « Большую роль в отражении агрессивного юмора играет умение человека расслабить свое тело. Посмотрите на телеведущих и телезвезд, научившихся раскованно вести себя под лучами юпитеров и свободно парировать любые агрессивные выпады, направленные против них. Все они умеют хорошо расслаблять собственное тело, принимать свободные естественные позы, совершать легкие движения. Ни у кого из них вы не обнаружите привычки скрючиваться, принимать неестественные положения, ведущие к мышечным зажимам. А теперь присмотритесь к тем, кто склонен смущаться и комплексовать при насмешках с издевкой. Они почти всегда принимают неестественно зажатые или покорные позы, скованы в движениях.

Потому работайте над углублением расслабления своего тела — это поможет вам чувствовать себя легче, естественнее и свободнее в ситуациях, несущих в себе возможность насмешек. Полезно также поменять образ и стереотип поведения. Если вы всегда болезненно и серьезно воспринимаете шутки, и это известно вашим недоброжелателям, можете быть уверены, что они не преминут воспользоваться такой замечательной возможностью доставить себе удовольствие и поиграть на ваших нервах. Но если вы слывете человеком непредсказуемых реакций, и никто не знает, как вы воспримете чужую иронию: не заметите ее, как слон не замечает моську, ответите еще более изысканной, витиеватой иронией или перевернете стол, за которым сидит обидчик, то вряд ли шутник решится на риск. Какой бы ответ вы ни избрали, старайтесь, чтобы все издевательства и насмешки не прилипали к вашей ауре, подобно обидному прозвищу, а возвращались к своему источнику».

Когда Марк Твен редактировал одну сельскохозяйственную газету, к нему обратился какой-то выскочка-корреспондент: — А вы сумели бы отличить свинью от журналиста? — с ехидной улыбочкой задал вопрос он у писателя. Твен смерил его взглядом и ответил: — Знаете, едва ли.

Марк Твен, будучи редактором газеты, напечатал как-то раз разгромное обличение некоего N. В нем была фраза: «Г-н N не заслуживает даже плевка в лицо». Оный г-н подал в суд, который обязал газету опубликовать опровержение, и Марк Твен продемонстрировал себя «законопослушным» гражданином. В очередном номере его газеты было напечатано: «Г-н N заслуживает плевка в лицо».

Миллионер пригласил на обед «сливки сообщества». Не обошли вниманием и М. Твена. Ожидалось, что М. Твен станет забавлять гостей, однако именно этого М. Твену и не хотелось. Миллионер был разочарован. — Мне кажется, м-р Твен, что даже самому большому в мире глупцу не получилось бы вас рассмешить. — А вы попробуйте, — предложил М. Твен.

Петр Ковалев