Биографии Характеристики Анализ

Пояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии. Способы психологического воздействия в процессе общения (убеждение, внушение, подражание, эмоциональное заражение)


Метод убеждения. Данным методом пользуются в сообщениях, имеющих целью изменить взгляды лица, его отношения, сформировать новые. Убеждение - это главный метод воздействия, исключительно широко применяется в практической деятельности.

^ Под убеждением понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность с целью формирования у нее одних качеств и избавления от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Для того чтобы побудить человека к деятельности, важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то делать, должен быть убеждён, что это стоит делать. Чтобы побудить интересующее лицо к нужной практической деятельности, коммуникатору следует прежде всего информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, то есть убедить его в целесообразности действия. Информирование может быть осуществлено разными путями и средствами. Одним из них является рассказ.

Рассказ представляет собой живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи в форме свободным, от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет коммуникатору убеждать и переубеждать собеседника.

Анализируя разъяснение как один из компонентов убеждения можно выделить наиболее типичные его виды: схематическое, повествующее, рассуждающее и проблемное.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда собеседник должен усвоить, вернее, запомнить сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Рассуждающее разъяснение состоит в том, что мы ставим перед собеседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что коммуникатор ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на вывод, который нам нужен.

Следует учитывать здесь и элементы доказательства, которые строятся по законам логики и которые свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эффективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются собеседником как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис - это положение, истинность или логичность которого должна быть выявлена; аргумент - это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся: достоверные факты; определение основных понятий конкретной области знания; положения, истинность которых была доказана ранее. Наиболее важным для практической коммуникативной деятельности являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

С точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая собеседнику одну идею, коммуникатор тем самым опровергает другую. Опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Большую роль при проведении беседы играют вопросы со стороны коммуникатора. По выполняемым функциям вопросы бывают: ведущие, зондирующие, прямые, ситуационные, уясняющие и утверждающие.

Беседа, как правило, начинается с ведущего вопроса. Этот вопрос формируется так, чтобы он вдохновлял собеседника на изложение своих идей. В вопросе должно чувствоваться, что коммуникатор готов разделить точку зрения своего собеседника. Вопрос может обострить, или наоборот, ослабить бдительность собеседника. Поэтому к постановке ведущего вопроса следует отнестись особенно внимательно.

Если нужно получить какую-то информацию применяются зондирующие вопросы, которые бывают трех видов:

а) конкретные («Что скажете о?..»);

б) завуалированные («Так как?», «Ну и что же?»);

в) наводящие («Может быть подумаете?», «Как бы вы это расценили?» и т. д.)

Когда нужно поставить собеседника в тупик, употребляются прямые вопросы , требующие ответа «да» или «нет» («Вы были там?»). В этой функции употребляются также альтернативные вопросы: «Если это не так, то как, по-вашему?»

Стратегия постановки вопроса проста: поставив вопрос, надо ждать ответа. Молчание - важнейший стимулятор речевой активности собеседника. С одной стороны, молчание дает собеседнику собраться с мыслями, а с другой - вынуждает скорее высказаться. Собеседник здесь стимулируется подсознательно.

Важны также и ситуационные вопросы . Главная цель их - побудить собеседника к активности. Эти вопросы моделируют сходную ситуацию: «А вот, предположим, будь вы на его месте?» После этого всегда уместно начинать фразу с вопросов: «Что?», «Как?», «В какой степени"?» и т. д.

^ Уясняющие вопросы должны относиться ко всей беседе («Так что вы хотите?»). Однако если задать его в такой форме, то собеседник начинает думать, что его партнер все решил заранее или невнимательно его слушал. Поэтому лучше произнести фразу, на которую обязательно должен быть ответ «да»: «Значит вы считаете, что «А» не прав?» - «Да». За этим могут пойти утверждающие вопросы : «Мы с вами согласны в главном, не правда ли?»

В конце беседы должны быть поставлены вопросы для подведения итогов. Последовательность постановки вопросов должна быть следующая:


  1. «Ну,как, обсудили ли мы главное?»

  2. «Что же мы выяснили?»

  3. «К каким же выводам мы пришли?»
Очень важна во многих случаях манера поведения коммуникатора. Психологические наблюдения приводят к необходимости рекомендовать следующее:

1) не сидите на краешке стула, создается впечатление, что вы хотите форсировать беседу;


  1. не вертитесь на стуле, это свидетельствует о неуверенности и нерешительности;

  2. не тяните время, продумайте план тщательнее;

  3. не спешите, спешка ведет к просчетам;

  4. умело ставьте вопросы, хорошо поставленный вопрос - это уже полдела;

  5. как можно реже употребляйте местоимение «я»;

  6. не смотрите на собеседника свысока;

  7. не задавайте лишних вопросов, они настораживают собеседника;

  8. не горячитесь, лучше всего если в вашей речи будет чувствоваться теплота;

  1. не выдавайте себя за прорицателя;

  2. не делайте выводов за собеседника;

  3. как можно меньше давайте обещаний.
Применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать объекту нашего интереса разобраться в запутанных, противоречивых обстоятельствах, принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Необходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями.

^ Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий в себя следующие основные элементы:


  1. изложение определенных доводов;

  1. передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов;

  1. выслушивание сомнений, возражений;

  2. изложение новых доводов с учетом возражений;

  1. повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.
При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжить внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение доводов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с доводами, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином плане, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям:


  1. отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности;

  2. быть последовательным, логическим, доказательным;

  3. возбуждать психическую активность убеждаемого;

  4. содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты;

  5. содержать анализ обоюдно известных фактов;

  6. убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;
7) учитывать возможности и особенности самого убеждаемого. Как правило, эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий: во-первых , от силы самого воздействия; во-вторых , от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют и их учета при построении убеждения; в-третьих , от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений. В каждом случае по-разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать методы убеждения при воздействии на конкретного человека.

^ Метод принуждения . Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что голое принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в практической деятельности.

По своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны коммуникатора выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И лишь только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться.

Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях практической деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, которое в его примитивной форме связано с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна в достаточной степени и еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость. Коммуникатор должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивый страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Здесь следует отметить, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих мате-

риалов чувства страха. Если интересующее лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачен страхом. Применение принуждения здесь оправдано и, можно сказать, даже подготовлено. Если же интересующее лицо в этой обстановке не усмотрит опасности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материа­лам. Безусловно, сверхэмоциональные, застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением на них можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методическая «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

В практической деятельности основными приемами психологического принуждения являются: запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах:

а) запрещение импульсивных действий;

б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения коммуникатора с собеседником.

^ Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только тогда, когда коммуникатор имеет очень большой авторитет у объекта. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, заменяет начало нового этапа во взаимоотношениях с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они обретают окраску доминирования со стороны коммуникатора. Смысл предупреждения состоит в том, что коммуникатор вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для себя (собеседника) последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это доказывает явное давление на объект и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает собеседника сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям коммуникатора.

Угроза венчает иерархию принуждения, подводя собеседника к состоянию сильнейшего переживания, порождающее чувство страха. Для того, чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у собеседника чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

^ Метод внушения. Отметим, что внушение - одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Практическая деятельность насыщенная самыми различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно для любого коммуникатора.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притуплённое сознание и снижение критичности у интересуемого лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность - это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания. Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики - внушаемости, то есть способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Коммуникатор, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что коммуникатор, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего собеседника. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого лица к внушаемому воздействию.

В последние время исследованиями доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики интересующего лица в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. В пользу этого предложения свидетельствует и тот факт, что в бодрствуюшем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки. Следует, однако, отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов внушения он является наиболее эффективным.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является мышечная релаксация (расслабление). Суть ее заключается в том, что при релаксации кора головного мозга внушаемого в определенной степени освобождается от побочных воздействий и приготавливается для восприятия слов внушающего Если встреча с интересующим лицом происходит в интимной обстановке, то имеются все возможности для обеспечения мышечной релаксации последнего. Этому способствует мягкий и неяркий свет, спокойные тона обстановки, монотонные звуки (приглушенная музыка, отдаленный шум транспорта, морских волн и т. д.). В таких условиях при сосредоточении внимания на словах коммуникатора объект воздействия подводится к состоянию повышенной внушаемости. У, многих она может быть усилена оптимальной дозой алкоголя. Уединение не всегда полезно, так как в ряде случаев оно порождает у объекта тревогу.

О высокой степени релаксации объекта воздействия можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла или стула туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги распрямленные или слегка согнутые в локтях руки. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем и «расслабленность», и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливает внушаемость. Внедряемая идея подается в обоих случаях, как правило, прямым внушением: в условиях релаксации чаще используется прием наставления, а в условиях напряженности команды или приказ. Если объект нашего интереса пребывает в состоянии сильного напряженного ожидания, то указанные приемы оказываются мало эффективными; Для того чтобы внушаемая идея достигла цели, то есть внедрилась в психику внушаемого, необходимо снять эту напряженность. Если объект воздействия не проявляет признаков ни расслабления, ни напряженности, то необходимое для внушения фоновое состояние у него может быть вызвано идентификацией, то есть отождествлением себя с объектом по значимым для него аспектам. Идентификация с объектом воздействия облегчается в том случае, если внушающий:


  1. смотрит на вещи, факты, события глазами объекта;

  2. относится сочувственно к его мыслям и желаниям;

  3. вызывает у него положительные эмоции.
А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Это можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

^ Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается:


  1. приемами постановки задачи (вопроса);

  2. направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса);

  3. оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи. Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.
Сознание конфликтности в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той или иной информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому непосредственно этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются:


  1. различные вопросительные частицы;

  2. виды речевой интонации;

  3. сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.
Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией коммуникатора. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

В практической деятельности при помощи этого метода реализуется и процесс воспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивающихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменение отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое непосредственно воздействуют. Эту роль выполняет метод постановки мыслительных задач.

Вышеперечисленные методы воздействия относятся к намеренному, направленному влиянию, при котором человек умышленно для достижения определенной цели подбирает нужные слова, затрагивает соответствующие стороны души, подыскивает подходящие формы аргументации.

К ненамеренному влиянию относятся заражение и подражание. Оно не имеет определенных целей, а возникает по какой-то причине. Это может быть природное обаяние, которое сразу располагает к человеку, или, напротив, что-то крайне неприятное во внешности и манерах, что отталкивает, вызывает опасения.

^ Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и более конкретно, от уровня развития их самосознания.

Подражание – это сознательное или бессознательное повторение, воспроизведение человеком психологических особенностей и поведения других людей, т.е. копирование манер поведения и речи другого человека. Выделяются два типа подражания:

1. простое – при котором отсутствует конфликт, связанный с исполнением акта подражания.

2. подражание, при котором человек изначально переживает конфликт или чувство дискомфорта по поводу того, стоит или не стоит ему подражать другим людям.

Однако если человек видит, что и другие люди ведут себя подобным образом, то сила его внутреннего сопротивления подражанию уменьшается. Подражание – один из основных механизмов социализации человека, приобретения им полезного опыта и тех психологических свойств, которые характеризуют его как развитую личность.

Проявляется подражание с детства, как копирование моделей поведения родителей, потом значимых взрослых, социальных авторитетов, кумиров.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Дайте характеристику психологическому воздействию как категории общения.

  2. Какие условия необходимо учитывать для успешности психологического воздействия?

  3. Перечислите основные методы психологического воздействия.

  4. Какие факторы следует учитывать при воздействии методом передачи информации?

  5. Чем метод убеждения отличается от метода принуждения?

  6. Как умело использовать в педагогической практике метод внушения?

  7. В чем особенность и полезность метода постановки и варьирования мыслительных задач?

Тема 5.. Разработка стратегии лекции с ориентацией на аудиторию.


  1. Схема поэтапной подготовки лекции.

  2. Выбор темы и определение целевой установки.

  3. Подбор и первичная обработка материала.

Схема поэтапной подготовки лекции :


  1. Аналитический этап – проблемный анализ темы; формулировка основных вопросов; поиск ответов на основные вопросы в теории. ^ Итог: теоретическая концепция лекции .

  2. Стратегический этап – определение «образа» аудитории; формулировка целевой установки; определение задачи сверхзадачи; формулировка тезиса и рекламного заголовка. Итог: рабочий тезис и рекламный заголовок лекции .

  3. ^ Тактический этап – отбор фактов, аргументов, иллюстраций; выбор способов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность слушателей; выбор средств, привлекающих внимание и интерес на разных этапах; разработка композиции лекции. Итог: общий план и композиция лекции.

  4. Редакционный этап – вычитка (исправление неверно и неточно использованных слов, выражений); замена выражений, свойственных письменной речи, формами устной речи; разъяснение сложных терминов и понятий, избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний; поиск наиболее ярких, действенных слов и выражений; очистка текста от речевых штампов. Итог: отредактированный, произнесенный вслух текст лекции.

  5. ^ Рабочий (аудиторный) этап – ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики лекции в соответствии с реальной ситуацией; произнесение лекции, установление контакта со слушателями; изменение тактики в процессе самоконтроля и в результате «обратной связи» со слушателями. Итог : прочитанная лекция .

  6. ^ Контрольно-итоговый этап – самоанализ (уяснение причин достоинств и недочетов, удач и неудач); изучение и анализ мнений слушателей; совершенствование текста лекции с учетом результатов итогового контроля. Итог: отредактированный текст и рабочий план лекции.

Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели.


  1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

  2. Избегайте списывания из журнальных статей или книг – думайте самостоятельно.

  3. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают ваши слушатели.

  4. Подбирайте уместную тему, соответствующую текущим интересам и умонастроению собравшихся, т.е. должна соответствовать аудитории.

  5. Тема должна быть достаточно важна, интересна и понятна. Будет ли тема важна и увлекательна, зависит от:

  • основных интересов аудитории;

  • групповых интересов;

  • злободневных интересов;

  • конкретных интересов;

  • новизны темы;

  • заложенных в теме начал конфликта (спорные вопросы).
6. Тема должна быть красиво оформлена, как рекламный заголовок, привлекающий внимание содержанием.

Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них – это заражение, внушение, подражание

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Социальная перцепции

Общение несет в себе функцию межличностного познания, его сущность находится в зависимости от полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося.

Социальная перцепция- установка взаимопонимания и эффективного взаимодействия на основе психологически грамотного восприятия.(умение людей слушать друг друга).

Механизмы межличностного восприятия:

Идентификация - процесс неосознанного отождествления «я» с «другим», восприятие другого человека как продолжение себя.

Эмпатия - способность человека с помощью чувств проникнуть в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания.

Рефлексия - внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний.

Проецирование - неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества.

Децентрация - способность человека отойти от собственной эгоцентричной позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека.



Стереотипизация - это использование конкретных эталонов, с помощью которых человек даёт оценку другим людям. Выделяют типы стереотипизации: антропологические – особый физический облик, определенные черты; социальные – личностные качества; эмоционально-экспрессивные – внешняя привлекательность.

Рефлексивно - перцептивные умения человека образуют органичный комплекс: познать собственные индивидуально - психологические особенности, оценить своё психическое состояние; осуществить разностороннее восприятие и адекватное познание личности другого человека.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга имеет явление казуальной атрибуции - это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека), либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям. На восприятие людей влияют: 1) Стереотипы - привычные упрощённые представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы мы приобретаем от той группы, к которой принадлежим (от родителей, учителей в детстве, от СМИ). Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать. 2) Предубеждения - эмоциональная оценка каких - либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков. 3) Установки - неосознанная готовность человека определённым привычным образом воспринимать и оценивать каких - либо людей и реагировать определённым, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

При межличностном общении важна обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку о том, как его воспринимает взаимодействующий субъект, что он чувствует в связи с отношениями.

Существует два взаимосвязанных вида социальной перцепции (Л.И.Митина):

Собственно-перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека);

Эмпатичный (сочувствие ребенку, сопереживание и т.д.)

Эмпатичное слушание обеспечивает лучшее понимание собеседника, помогает нейтрализовать имеющие у людей склонности к оценке, избежать категорических противопоставлений («Я - ОН (они)»). Часто такой вид слушания дает возможность более глубокого понимания поведения собеседника.

Функция социальной перцепции в общении состоит в том, что собеседник проявляет внимание к поведению оппонента, его словам, жестам, интонациям, переменам внешнем облике и поведении.

Факторы социально- перцептивных искажений в процессе общения:

1) эффект ореола – влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений его личности;

2) эффект инерционности – тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке;

3) эффект последовательности – влияние на восприятие последовательности поступления сведений о человеке;

4) влияние имплицитной теории личности – рассмотрение конкретного человека сквозь призму имплицитных представлений о том, какова должна быть личность, по мнению воспринимающего;

5) суждение о другом человеке по аналогии с собой – в большинстве случаев бессознательный перенос на других особенностей свойств, переживаний и т.д.

6) эффект стереотипизации – наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории людей;

7) стремление к внутренней непротиворечивости – склонность восприятия «вытеснить» все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившейся о нем «концепции»;

8) влияние характеристик личности воспринимающего – воздействие на социальную перцепцию уровня когнитивной сложности воспринимающего, уровня его притязаний, самооценки, общительности и т.п.

Так как психическое состояние не статично, и может изменятся во времени, в течении дня или даже пары минут, нас прежде всего интересует как и следуя каким способом можно добиться изменения состояния у зрителя во время спектакля.

Говоря о динамике изменений психических состояний, мы в первую очередь должны понимать, что в зависимости от состояния индивида на данный момент, уровень подверженности влиянию будет различный. Физическая усталость, расслабленность, ограниченность во времени и даже голод могут сказаться на подверженности индивида. Но в виду направленности работы на взаимодействие со зрительным залом, будем брать усредненный вариант зрителя.

Обычно, зритель, пришедший на спектакль или концерт, находится в радостном, бодром состоянии. Он весел, немного возбужден предстоящим действием и чаще всего не имеет за собой тех отрицательных факторов, которые сказываются на подверженности внушению. Единственное что отличает зрителя так это то, что, он сам хочет подвергнуться внушению со стороны актеров действующих на сцене. Также оказывает влияние окружающая среда. Атмосфера театра, большого количества людей ожидающих начала действия на сцене, большое количество света и сам зрительный зал уже оказывают влияние на индивида еще до начала действия. Все это создает благоприятную обстановку для восприятия происходящего на сцене и подверженности эмоциональному состоянию окружающих и актеров.

Один из видов воздействия - это заражение. Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку, возникает прежде всего, в ситуациях значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. В социальной психологии заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи, такие как Г.П. Андреева, Г Лебон, утверждают, что заражение являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастие. Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора. Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента до эмоционального реагирования на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения является взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Заражение передается от одного индивида к другому через передачу эмоционального состояния, а не через осознанное принятие какой либо информации и образцов поведения. Поэтому заражение является бессознательной, невольной подверженностью индивида психическим состояниям окружающих. Заражение имеет свойство возникать в массе людей. Находясь в гуще толпы индивид не испытывает преднамеренного давления но бессознательно усваивает образы чужого поведения и начинает вести себя соответствующе. Также среди массы народа действует механизм многократного усиления эмоций.

Говоря о театре и зрителях, мы рассматриваем их как "собранную публику". Собранная публика - скопление людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного предмета или события - основа ее обособления. .

"При определенных условиях - и притом только при этих условиях - собрание людей представляет совершенно новые черты, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает. Толпа становится тем, что, я сказал бы, не имея лучшего выражения, организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы" .

Большинство исследователей пришли к выводу, что при взаимодействии людей находящихся внутри толпы их эмоциональное состояние одинаково или имеет одно направления действия, будь то паника, глобальное воодушевление и прочее.

В целом же, "собранная публика - это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события - основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию - основа объединения публики"

Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении (публика редко действует на улице), под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула .

Говоря о динамике передачи психического состояния от одного индивида к другому, следует отметить, что чем больше количество людей на которых это влияние направленно, тем быстрее эмоции распространяются внутри группы. Это происходит из-за того, что при большом скоплении людей ответный резонанс на реплику актера или действие на сцене имеет большее усиление пропорционально количеству человек, на которых был направлен. (Вильсон?) Все без исключения опрошенные актеры подтвердили тот факт, что при пустом зале намного сложнее вызвать нужную реакцию у зрителей, по сравнению с тем, если в зале аншлаг.

Также следует отметить, что использование узнаваемых образов вызывает более бурную и скорую реакцию толпы по сравнению с новым материалом. Этот прием очень часто используют в юмористических передачах и шоу, где следует первая "ключевая шутка", состоящая из факта и неожиданного сопоставления, затем через некоторое время идет "заключительная шутка" состоящая из другого факта, но с тем же неожиданным сопоставлением, что и в первой. При приемлемом качестве обоих шуток реакция на "заключительную шутку" проявляется более бурно, так как у зрителей создается узнаваемый образ .

В произведениях трагического типа, происходящее на сцене воспринимается зрителем иначе, чем в развлекательных жанрах. Происходит явление называемое "катарсис", - освобождение от наших страхов и потрясений, снятие напряжения которое следует за мощным взрывом подавленных эмоций, вызываемых театральной постановкой .

Очень часто такой эффект производят оперы ввиду трагичности содержания большинства из них. Но говоря о спектаклях музыкального жанра важно помнить, что в отличие от драматических произведений, где реплики героев могут видоизменяться, использоваться синонимы и ремарки, в большинстве музыкальных произведений такое недопустимо. Этот, казалось бы, минус при детальном рассмотрении оказывается одним из главных преимуществ и действеннейших методов влияния на зрительный зал. Музыкальное сопровождение спектаклей играет важнейшую роль в восприятии сценического действия, оно может подчеркивать важные моменты пьесы, усиливать напряжение или наоборот внушать спокойствие публике. При постановке драматических спектаклей режиссеры часто сталкиваются с трудностью выбора соответствующей музыки, музыкальный же театр избавлен от такой проблемы композиторами, большинство которых сознательно включали в свою музыку элементы, влияющие на публику и вызывающие у нее определенное состояние. В противоположность музыкальному наполнению спектакля особое свойство есть и у пауз используемых актерами. Питер Брук в своей книге "Пустое пространство" описывает такой случай: На сцену во время встречи со студентами из зала был вызван актер любитель, которого попросили прочитать монолог из "Генриха V"", в котором называются имена убитых французов и англичан н говорится, сколько погибло тех и других. Одного вида томика Шекспира оказалось достаточно, чтобы разбудить множество условных рефлексов, связанных с чтением стихов. Его голос звучал неестественно, потому что он изо всех сил старался сделать свою речь благородной и значительной; он старательно преподносил каждое слово, ставил бессмысленные ударения, язык с трудом повиновался ему, он держался напряженно и неуверенно, и его слушали невнимательно и беспокойно. Тогда Питер Брук попросил актера делать паузы после каждого имени После первого имени относительная тишина стала напряженной. Это напряжение передалось актеру, он почувствовал, что между ним и слушателями установилась эмоциональная связь, он перестал думать о себе, все его внимание сконцентрировалось на том, о чем он говорил. Теперь уже сосредоточенность слушателей активно помогала ему: его интонации упростились, он нашел верный ритм, это в свою очередь усилило интерес слушателей, и наконец возник двусторонний поток мыслей и чувств" .

Исходя из выше сказанного, мы можем предположить, что у пауз есть свойство привлекать внимание зрителя и давать время на осознание происходящего на сцене. Но, также можно сказать, что злоупотреблять паузами не стоит чтобы речь актера не превратилась в рваный текст из отдельных слов.

При взаимодействии с публикой не с целью развлечения, а например, при политической агитации, выступающие, в данном случае политические ораторы, также используют определенные приемы для получения определенного психологического состояния, а значит и нужной реакции. В своей книге Г. Вильсон приводит два основных принципа, выведенных Аткинсоном, на которых строятся подобные трюки:

Во - первых, нужно подать публике подготовительные сигналы, указывающие на то, что оратор в скором времени ожидает услышать аплодисменты,

Во - вторых, следует как можно более ясно и недвусмысленно обозначить точный момент, когда публика должна разразится рукоплесканиями. Для этих целей используют методы "трехчастного перечня" и "двухчастного контраста".

"Трехчастный перечень", состоит из трех связанных между собой идей, первые две произносятся с восходящей интонацией, третья - с нисходящей. Эта последовательность служит намеком на аплодисменты.

"Двухчастный контраст" состоит в противопоставлении двух схожих по форме, но противоположных по содержанию утверждений, одно из которых может нести неопределенный или даже негативный смысл, а второе служит положительным объяснением. Благодаря такому построению фразы публика точно чувствует, когда ей надлежит "вступить в игру". Использование контрастов в политической речи очень похоже на использование комическими актерами ударных фраз, вызывающих запрограммированный смех публики. Если структура и хронометраж реплик точны, изначально симпатизирующая исполнителю публика будет смеяться даже в том случае, если не услышит ожидаемой шутки .

Такие приемы не новы и используются в искусстве достаточно давно, например многие итальянские композиторы добавляли громкий пассаж staccato в конце арий, подобная оркестровая имитация также служит сигналом к аплодисментам. Все эти приемы можно отнести к группе прогнозируемых реакций публики

Но самым главным фактором, влияющим на психическое состояние зрителя, безусловно, является сам исполнитель. Известность артиста играет основную роль при реакции зрителей на происходящее.

А.К. Бобров работавший в музыкальном театре Кузбасса имел огромную популярность у публики, и вызывал реакцию зрителей еще до появления на сцене давая реплику из за кулис, тем самым предупреждая публику о своем выходе и добиваясь реакции от зала. Естественно, что включение такой "игры" со зрителем может дать определенные плоды, но этот способ может подойти только для опытных и известных актеров

Соотнося вышесказанное можно с уверенностью утверждать, что используя комплексное применение описанных выше методов и собственное обаяние артиста, от публики можно будет добиться какого угодно результата, ведя ее за собой.

Выводы к первой главе

Психическое состояние - это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, которое можно изменять и контролировать особыми приемами.

При взаимодействии актера со зрительным залом важно учитывать множество факторов, таких как, тематику спектакля, количество зрителей в зале, ключевые моменты, заранее застроенные режиссером, сложность материала для восприятия, музыкальное сопровождение и конечно контакт самого исполнителя со зрительным залом.

Основными же формами воздействия индивида на группу людей являются заражение и подражание.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или "психического настроя". Примеры: религиозные экстазы; массовые психозы; паника; эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

В театре заражение проявляется как передача эмоционального настроя исполнителя зрителям, а подражание, как процесс, проходящий внутри зрительской массы, цепная реакция аплодисментов, восторга публики или ее негодования.

Для успешной деятельности актеру важно знать все эти приемы и уметь их использовать в процессе работы.

Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них - это заражение, внушение, подражание.

Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуацияпаники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.),внушение носит, напротив,вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействияпроявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Философ Э.В.Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».

2. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок - это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися».

Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?

3. Если «личность начинается, реализуется и осуществляет себя в реальных поступках», то каковы возможности школы в становлении личности?

4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими" не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие педагогические выводы можно сделать на основе этого факта?

5. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе?

6. Психолог Т.В.Драгунова так характеризует подростковый возраст: «У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга... Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка... Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появится желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка».

В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общности и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использовать применительно к начальному периоду студенческой жизни?

Литература для чтения

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Бодалев А.А. Личностьи общение. М.,1983.

Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1.

Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.,1982.

Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.217-224.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

Общение и оптимизация совместнойдеятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М., 1987.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2.

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2.

Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в вос­становительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994. №6.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1994.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Механизмы общения – социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения.

Механизмы воздействия на человека:

Заражение – самый древний механизм. Передача определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому и основано на апелляции к эмоционально- бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Продукт воздействия на других мощной энергетики психического состояния индивида или группы, человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию, сопереживанию этого состояния.

Заражение характеризует во много бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем мощнее эффект. Для возникновения чувства единства, под влиянием эмоционального транса, число людей должно быть достаточно большим.

Функции заражения:

1. Еще большее усиление групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место быть.

2. Средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы.

Внушение - основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами. Причем воздействующий должен пребывать рассудочном состоянии, а не в состоянии эмоционального транса.

Внушение апеллирует к готовности личности получать инструкции к действию, распоряжения.

Внушать можно только словом. Очень велика роль интонации: 90% зависит именно от интонации, которая выражает убедительность, значительность слова.



Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Она неодинакова: выше у лиц со слабой нервной системой и с резкими колебаниями внимания, экстраверты, доверчивые, тревожные, податливые, слабое стремление к самовыражению, репродуктивное мышление, стремление работать по образцу. Трудновнушаемые – сильный тип нервной системы, быстрый темп психологической работы, интроверт, скептик, спокойный, упрямый, сильное стремление к самовырожению, творческий деятель, самостоятельный.

Формы внушения:

1. Гипнотическое внушение

2. Внушение в состоянии релаксации – мышечной и психической расслабленности

3. Внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации снижают критичность и повышают податливость человека к получаемой информации.

1. Прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (перенос негативного отношения, тогда информация отторгается).

2. Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученного, мыслителя).

3. Апелляция ко всем (большинство люде считают, что..)

Убеждение – апеллирует к логике, разуму. Предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, мышления.

1. Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателя.

2. Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, содержать как обобщающие, так и конкретные примеры.

3. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.

4. Убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.

Малейшая неточность, логическое несоответствие снизят эффект убеждения.

1) Слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него, и в результате создается представление о том, как оратор ее преподносит, откуда он ее черпает; если человеку кажется, что оратор говорит неправду, скрывает факты, то доверие к нему резко падает.

3) Сравниваются установки оратора и слушателя. Если дистанция велика, то убеждение может быть неэффективны, но убеждающий может сначала сообщить об элементах сходства со взглядами убеждаемых. Или же наоборот сначала сообщить о существенных различиях в установках, а потом уверенно доказать и опровергнуть чуждые мнения (это сделать крайне тяжело).

ТО убеждение – это метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убежденеие основано на логических приемах доказательств. Докозательство состоит из:

1. Тезис – это мысль, истенность которой требуется доказать; он должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

2. Довод – это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она приводится для обоснования истенности или ложности тезиса.

3. Демонстрация- логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.

Эффект бумеранга – убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит:

1. Когда исходные установки между убеждающим и убеждаемыми разделены большой дистанцией, и с самого начала оратор это показывает, но не обладает вескими аргументами и авторитетом. Аудитория не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляет свои позиции.

2. В случае обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу. Создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне, человек может и согласится.

Эффективность зависит от первичности и вторичности информации: Первичная информация воспринимается легче, доверчивее, на них не влияют предыдущие предубеждения, однако информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому событию или человеку.

Подражание – воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

Условия подражания:

· Наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания.

· Меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания.

· Ясность, выразительность, привлекательность образца.

· Доступность образца, хотя бы отчасти..

· Сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким).

Подражание – важнейший фактор развития личности ребенка, но оно присуще и взрослым. Молодежь подражает прежде всего тому, что социально ново.

Тард разделял подражание на виды:

1) Логическое и внелогическое

2) По последовательности и механизму движения – на внутренне и внешнее

3) По степени устойчивости – подражание-мода и подражание-обычай

4) По социальной природе- подражание внутри класса и подражание одного класса другому.