Биографии Характеристики Анализ

Развивающее обучение л в занкова. Искажение значения "быстрого темпа"

Развивающее обучение по Л.В. Занкову

В 60-е г. научно обоснована психолого-дидактическая кон­цепция начального обучения, направленного на более высокое общее раз­витие учащихся, выявлены принципы обучения, разработаны программы, учебные пособия и методики обучения в начальной школе.

Целевое назначение: обеспечить высокий уровень общего развития учащихся начальной школы в процессе формирования знаний; выявить зако­номерности в соотношении обучения и развития младших школьников и построить на их основе систему развивающего обучения.

Предполагалось, что развивающее обучение младших школьников по сис­теме Л.В.Занкова позволит достигать высокого уровня общего развития учеников и вместе с тем успешных результатов в усвоении знаний и уме­ний. Научное обоснование системы и дидактичес­кие принципы, а также многие приемы обучения могут быть распространены на любые ступени образования и все учебные дисциплины. Собственно го­воря, они и получили уже применение в 70-ые годы, главным образом, в общеобразовательной средней школе.

При обосновании нового подхода к начальному обучению Л.В.Занковым произведена критика традиционной методики. Ее суть такова. Программы, учебники и методика обучения в начальных классах не обеспечивают мак­симально возможного общего образования учащихся и одновременно дают недостаточную дидактическую подготовку (уровень знаний и умений). Это происходит потому, что учебный материал носит облегченны, подчас при­митивный характер с низким теоретическим уровнем; во-вторых, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли; ограничение опытного, непосредственного познания ведет к вербализму, любознатель­ность детей не поддерживается; практикуется медленный темп обучения, игнорируется индивидуальность учащихся.

В разработке новой системы обучения Л.В.Занков исходил из положе­ния Л.С.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Его зас­луга в том, что он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно мог­ло вести за собой развитие.

Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных ра­бот Л.В.Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно:

Развитие наблюдательности,- умение воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и др.;

Развитие отвлеченного мышления,- способности к анализу, синте­зу, сравнению, обобщению и т.п.;

Развитие практических действий, умения создать некоторый мате­риальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на разра­ботанные учеными дидактические принципы. В отличие от традиционных ди­дактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Принципы тако­вы:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Решающая роль принадлежит принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную психическую деятельность в овладении учебным материалом. Трудность как препятствие, проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний. Он озна­чает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений проис­ходит на базе глубоко осмысления научных понятий, отношений, зависи­мостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего разви­тия. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть не в увеличении объема упражнений, а в постоянном обога­щении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания школьниками процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется нау­чить школьника осознавать не только объект деятельности - сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Наконец, пятый принцип требует от учителя, чтобы велась целенап­равленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необ­ходимо обеспечить всем, особенно слабым, сдвиги в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, не внешних, а внутренних: познавательного интереса, интеллектуального роста.

Вся системы принципов дидактической системы реализуется в содер­жании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

В 60-ые гг. лабораторией Л.В.Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Они были проверены в экспериментальной работе и показали высокую эффективность. Экспериментальная система оказала положительное влияние на обучение в начальной школе: создание новых программ и методик. Влияние дидактики Л.В.Занкова распространи­лось и на обучение в средней школе, что объясняется фундаментальностью подхода ученого, его опорой на кардинальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии личности.

См. литературу: Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю.- М.: Просвещение, 1985.- с.105-108

28.12.2016 12:00

Леонид Владимирович Занков (1901–1977) - один из известнейших ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Его методика развивающего обучения лежит в основе одной из признанных государственных систем обучения в начальной школе. По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л.В. Занкова. Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона. Так чем же методика развивающего обучения Л.В. Занкова отличается от традиционной системы обучения?

Суть и цели методики

Методика развивающего обучения Л.В. Занкова охватывает обучение детей с 6 лет до перехода их в старшую школу. Ученый сознательно не создавал методику обучения в старшей школе - он считал, что все самое лучшее можно развить только в . К примеру, плохая память шестиклассника - это следствие игнорирования ее развития в более раннем возрасте. Скорее всего, она уже не станет лучше.

Цель обучения по методике Занкова - общее развитие ребенка. Оно должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом. Под общим развитием нужно понимать развитие нескольких областей:

    Ум (логика, наблюдательность, память, воображение, абстрактное мышление и т. д.);

    Коммуникативные навыки (способы общения, умение найти решение в проблемной ситуации);

    Воля (заключается в развитии у ребенка умения не только ставить цель, но и мотивировать себя на ее достижение);

    Чувства (эстетические, этические);

    Нравственность.

Однако не нужно думать, что обучение по Занкову принижает ценность фактических знаний. Оно просто смещает акценты на развитие личности ребенка, ведь все перечисленные области жизни человека необходимы именно для достижения им успеха в современном мире.

Еще одна цель обучения - воспитание в ребенке стремления к , а не к простому получению от учителя необходимых знаний, умений и навыков.

Основа методики

В узком понимании методика развивающего обучения Л.В. Занкова зиждется на трех китах: ведущей роли обучения, согласующейся с трепетным отношением к внутреннему миру ребенка и предоставлением поля для проявления его индивидуальности.

    Обучение, воспитание, развитие - едины , словно слиты в один процесс.

    Индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Каждого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть. Не нужно «подтягивать» «слабого» ученика к «сильному», нужно работать над развитием любого ребенка и верить в его успех, в его силы.

    Между учителем и учеником должны быть установлены добрые, доверительные отношения . Только такие отношения могут стать плодотворной почвой для развития познавательной деятельности ребенка. В противном случае у него никогда не проснутся интерес и жажда к познанию. Л.В. Занков утверждал: «Ребенок - это тот же человек, только маленький». Взрослым не следует об этом забывать - по отношению к ребенку ни в коем случае не должны применяться физические наказания, грубость, унижения.

    При ответах учеников допускаются любые их ошибки . «Ошибка - находка для учителя», - считал Занков. Речь идет о том, что ученическая ошибка дает учителю возможность найти его «слабое место», понять ход мыслей ребенка и при необходимости направить в нужное русло.

    Безусловно, и добрые отношения между учителем и учеником, и допущение возможных ошибок исключают оценочное отношение к ребенку . Выдающийся педагог-новатор В.В. Сухомлинский как-то сравнил оценку с «палкой в руках учителя». Пожалуй, это сравнение актуально и для системы Занкова. Ребенок может говорить, предполагать, ошибаться - он знает, что не получит , за которую его обязательно накажут.

    Как известно, одно из направлений современного образования - реализация системно-деятельностного подхода. Можно сказать, что в прошлом веке именно его взял за основу для своей методики Леонид Владимирович. Ведь, по мнению ученого, ребенок должен уметь добывать знания и преодолевать трудности, встречающиеся на этом пути, самостоятельно . Учитель может лишь заинтересовать и направить его. Сам урок проходит в форме дискуссии - ученики могут не согласиться с учителем, затеять спор, в котором выскажут свои аргументы и попытаются отстоять собственную точку зрения.

2 правила для родителей, вытекающие из методики Л.В. Занкова:

    Родители не должны готовить с детьми или, того хуже, вместо детей домашние задания. В противном случае учитель попросту не сможет вовремя заметить, что ребенок в чем-то не разобрался.

    Родители не должны наказывать ребенка за неуспех, виной которому его индивидуальные особенности, а не, допустим, лень.

Дидактические принципы

    Уровень обучения и дидактического материала (заданий) более высокий, чем принятый в традиционной системе обучения.

    Как следствие из первого пункта, нет разделения материала «для сильных» и «для слабых» учеников. Ведется работа над развитием каждого ученика.

    Высокая скорость изучения материала.

    Приоритетная роль теоретических знаний.

    Формирование у учеников мотивации к обучению через их эмоции. Главный «толчок» к пробуждению желания познать - удивить. Именно удивление дает , творческому и нравственному началам ребенка.

    Важная роль повторения.

Особенности обучения

    Формы обучения весьма разнообразны: это могут быть занятия в классе, в библиотеке, на природе, экскурсии в музеи, в театры, на предприятия, походы на концерты.

    Как сказано выше, урок проходит в форме дискуссии, своеобразного полилога.

    Ученики ищут ответы на возникающие вопросы самостоятельно, без подсказок учителя. Однако он может задавать наводящие вопросы, предварительно давать соответствующее домашнее задание, каким-то образом направлять. Таким образом, между учениками и учителем налаживается своего рода сотрудничество.

    Основные виды заданий - наблюдение, сравнение, группировка, классификация, выяснение закономерностей, постановка умозаключений и анализ выводов.

    Задания направлены на поисковую деятельность ребенка. Они должны быть неожиданными и удивляющими, способными пробудить любопытство ученика и побудить его к познанию. Например, это может быть создание проблемной ситуации.

    Формирование у детей общей картины мира на основе областей, имеющих богатое содержание. Это наука, естествознание, география, история, философия, литература и другие виды искусства, иностранные языки. Также много внимания на уроках по методике Л.В. Занкова должно уделяться ИЗО, музыке, чтению художественной литературы, труду.

Недостаток системы

Помимо всех достоинств, у системы существует важный и очевидный недостаток, о котором говорят даже сами последователи Л.В. Занкова. Так как методика ученого охватывает исключительно младшую школу, детям, воспитывающимся несколько лет на ее принципах, очень сложно позднее адаптироваться к старшей школе, которая во главу ставит все же несколько иные цели.

Юлия Левашева

В советские времена школы пользовались той единственной образовательной программой, которая была установлена для всех и спускалась сверху. Однако в страну пришли годы перемен. Они позволили внести значительные коррективы практически во все сферы жизни общества, в том числе и в систему образования. Именно с 90-х годов было установлено разнообразие школьных программ. И сегодня школы имеют право выбора самых востребованных форм обучения. При этом родители ведут своего ребенка туда, где, как они считают, программа будет наиболее подходить для него.

На чем же остановить свой выбор папам и мамам? В списке самых популярных направлений образовательной системы начальной школы одно из важнейших мест занимает программа Занкова. Она была разрешена к внедрению федеральными государственными стандартами обучения наряду с такими аналогами, как «Гармония», «Школа 2100» и «Начальная школа 21 века». Конечно, идеальных программ, подходящих для каждого из учеников, среди них нет. Именно поэтому каждая из подобных систем имеет свое право на существование.

Об авторе

Леонид Владимирович Занков - это советский академик, профессор, доктор педагогических наук. Годы его жизни - 1901-1977 гг.

Леонид Владимирович являлся специалистом в области педагогической психологии. Его интересовали вопросы, рассматривающие развитие детей. В результате проведенных им работ были выявлены некоторые закономерности, оказывающие влияние на эффективность процесса обучения. В результате и появилась программа Занкова для школьников младших классов. Эта система была разработана в 60-70-х годах 20 в. В качестве вариативной ее ввели с 1995-1996 учебного года.

Суть метода

Программа начальной школы Занкова направлена на всестороннее развитие ребенка. Ученым, в рамках разработанной им системы, были введены такие предметы, как музыка и литературное чтение. Кроме того, Леонид Владимирович изменил программы по математике и русскому языку. Конечно, объем изучаемого материала при этом возрос, в связи с чем период обучения в начальной школе увеличился на один год.

Основная суть идеи, на которой основывается программа Занкова, заключена в ведущей роли теоретических знаний. При этом обучение проводится на высоком уровне сложности. Детям подается большой объем материала с сохранением быстрого темпа его прохождения. Программа Занкова рассчитана на самостоятельное преодоление этих трудностей учениками. Какова при этом роль педагога? Он должен работать над общим развитием всего класса и в то же время каждого из учеников.

Программа системы Занкова направлена, прежде всего, на раскрытие потенциала творческих способностей личности, которые явятся надежной основой для усвоения детьми навыков, умений и знаний. Главная же цель такого обучения заключается в получении учеником удовольствия от познавательной деятельности. При этом «слабые» школьники не подтягиваются до уровня «сильных». В процессе обучения раскрывается их индивидуальность, что дает возможность оптимального развития каждого ребенка.

Рассмотрим подробнее основные дидактические принципы этой системы.

Высокий уровень сложности

Рабочая программа Занкова предполагает обучение на основе поисковой деятельности. При этом каждый ученик должен обобщать, сопоставлять и сравнивать. Конечные его действия будут зависеть от особенностей развития мозга.

Прохождение обучения с высоким уровнем трудности предполагает выдачу заданий, которая будет «нащупывать» максимально возможный предел способностей учащихся. Степень трудности при этом присутствует в обязательном порядке. Однако она может быть несколько снижена в тех случаях, когда это становится необходимо.

Педагогу при этом стоит помнить о том, что у детей грамматически оформленные умения и знания формируются далеко не сразу. Именно поэтому программа Занкова в 1 классе предусматривает категорический запрет на выставление отметок. Как можно оценить пока еще неясные знания? На определенных этапах они и должны быть таковыми, но при этом уже находящимися в чувственном общем поле освоения мира.

Построение нового знания у человека всегда начинается с правого полушария. При этом оно на первых порах обладает формой неясного. Далее осуществляется передача знания в левое полушарие. Человек начинает рефлексировать над ним. Он пытается провести классификацию полученных данных, выявить их закономерность и дать обоснование. И только после этого знание может стать ясным и встроиться в общую систему осознания мира. Далее оно возвращается в правое полушарие и становится одним из элементов знаний конкретной личности.

Программа Занкова (1 класс), в отличие от многих других систем обучения, не пытается заставить первоклашек проводить классификацию еще не осмысленного ими материала. Эти детки пока не имеют чувственной основы. Слова педагога у них отчуждаются от образа, и они пытаются их просто механически запомнить. Стоит иметь в виду, что девочкам это дается проще, чем мальчикам. Ведь у них более развито левое полушарие. Однако при использовании механического запоминания неосмысленного материала у детей закрывается возможность развития целостного и логического мышления. Они подменяются набором правил и алгоритмов.

Изучение точной науки

Применение принципа высокого уровня сложности хорошо прослеживается в программе Занкова «Математика». Данный курс ученый построил на интеграции сразу нескольких линий, таких как алгебра, арифметика и геометрия. Предполагается также и изучение детьми истории математики.

Например, программы Занкова для 2 класса предполагают раскрытие учениками на уроках объективно существующих взаимосвязей, основой которых является понятие числа. При подсчете количества предметов и обозначении полученного результата цифрами дети начинают овладевать умением счета. При этом числа словно сами участвуют в действиях, демонстрируя длину, массу, площадь, объем, время, вместимость и т.д. При этом становится очевидной зависимость между имеющимися в задачах величинами.

Согласно системе Занкова, второклассники начинают использовать числа для построения и характеристики геометрических фигур. Применяют они их и для вычисления геометрических величин. При помощи чисел дети устанавливают свойства производимых ими арифметических действий, а также знакомятся с такими алгебраическими понятиями, как неравенство, уравнение и выражение. Создать представление об арифметике как о науке позволяет изучение истории появления чисел и различных систем нумерации.

Ведущая роль теоретических знаний

Этот принцип системы Занкова вовсе не преследует своей целью заставить ученика запоминать научные термины, формулировать законы и т.д. Большие объемы изучаемой теории стали бы значительной нагрузкой на память и увеличили бы сложность обучения. Напротив, рассматриваемый принцип предполагает то, что в процессе выполнения упражнений ученики должны вести наблюдения над материалом. Роль педагога при этом состоит в направлении их внимания. В конечном итоге это приводит к раскрытию существующих зависимостей и связей в изучаемом предмете. Задача учеников заключается в уяснении определенных закономерностей, что позволит сделать соответствующие выводы. При осуществлении данного принципа программа Занкова отзывы получает как о системе, значительно продвигающей развитие детей.

Быстрый темп обучения

Данный принцип системы Занкова является противостоянием топтанию на месте, когда выполняется целый ряд однотипных упражнений во время изучения одной темы.

По мнению автора программы, быстрый темп обучения не противоречит потребностям детей. Напротив, их более всего интересует познание нового материала, чем повторение пройденного. Однако подобный принцип не означает торопливости получения знаний и спешки проведения урока.

Осознание учебного процесса

Этот принцип является крайне важным в программе Занкова. Он предполагает обращение школьников внутрь себя. При этом возникает осознанность самим учеником протекающего у него процесса познания. Дети понимают, что они знали до урока, и что им открылось на нем в области изучаемого предмета. Подобное осознание позволяет определить наиболее правильное взаимоотношения человека с окружающим его миром. Такой подход позволяет впоследствии развить такую черту личности, как самокритичность. Принцип, предполагающий осознание учебного процесса, направлен в первую очередь на то, чтобы школьники начали задумываться о необходимости получаемых ими знаний.

Целенаправленная и систематическая работа педагога

Этим принципом утвержденная ФГОС программа Занкова подтверждает свою гуманную направленность. Согласно этой системе учитель должен проводить систематическую и целенаправленную работу в направлении общего развития учащихся, в том числе и самых «слабых». Ведь все дети, у которых нет тех или иных патологических нарушений, способны продвигаться в развитии. При этом такой процесс может идти в несколько скачкообразных или, напротив, в замедленных темпах.

По мнению Л.В. Занкова, «сильные» и «слабые» детки должны учиться вместе, внося свою лепту в общую жизнь. Любое обособление ученый считал вредным. Ведь при этом школьники будут лишены возможности собственной оценки на другом фоне, что затормозит их продвижение в развитии.

Таким образом, принципы предложенной Занковым системы полностью согласуются с имеющимися у младшего школьника возрастными особенностями и раскрывают индивидуальные возможности каждой личности.

Учебно-методический комплект

Для внедрения в жизнь программы Занкова создан специальный УМК, учитывающий современные знания об индивидуальных и возрастных особенностях младших школьников. Такой комплект способен обеспечить:

Понимание взаимозависимостей и взаимосвязей изучаемых явлений и объектов, чему способствует сочетание материалов различного уровня обобщения;
- владение понятиями, которые необходимы для получения дальнейшего образования;
- практическую значимость и актуальность учебного материала для школьника;
- условия, позволяющие решить воспитательные задачи в направлении интеллектуального, социально-личностного и эстетического развития учащихся;
- активные формы познавательного процесса, используемые в ходе выполнения творческих и проблемных заданий (дискуссии, опыты, наблюдения и т.д.);
- проведение проектных и исследовательских работ, что способствует росту информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, тесно связанную с мотивацией деятельности детей.

Рассмотрим особенности учебников, которые используются при получении знаний детьми по программе Занкова.

Тетради-раскраски

Применяющая программу Занкова школа использует эти учебники для шестилетних детей. Это тетради, выполненные наподобие детских книг, в которых ученики могут раскрасить и нарисовать, словно становясь соавторами и завершая создание книги. Подобные издания весьма привлекательны для малышей. К тому же они обладают принципами учебников. Так, на их страничках можно найти теорию, а также ряд повторяемых и последовательных заданий и методику.

Отсутствие разделов повторения

Развивающее обучение по системе Занкова предполагает постоянное обновление учебной ситуации. Именно поэтому содержание УМК при такой подаче материала должно постоянно обновляться. Авторы создали такие учебники без привычных разделов «Повторение». Однако пройденный материал здесь имеется. Просто он включен в новый.

Вариантность и процессуальность

Программа Занкова в требованиях, касающихся уровня подготовки учеников, выделяет содержание в виде фона, необходимого для усвоения материала. Оно важно для более яркого и глубокого осмысления основ изучаемого предмета. Предполагается, что в следующем учебном году этот фон явится основным содержанием и будет усваиваться с использованием нового фона, необходимость в котором возникнет в будущем. Таким образом, создается база, предполагающая многоразовое использование одного материала длительный период времени. Это позволяет рассматривать его в различных связях и функциях, что приведет к прочному усвоению содержания.

Внутрипредметная и межпредметная интерация

В большинстве учебников, применяемых в программе Занкова, ученикам показываются различные грани окружающего мира. Подобная интеграция вместе с многоуровневым содержанием учебной литературы позволяет включить в ход познавательного процесса детей, обладающих различными типами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Так, при написании материала об изучении окружающего мира в учебниках соединены знания о природе, Земле, а также о культурной и общественной жизни людей в ее историческом развитии.

Освоение чтения и письма

Учебники, созданные для прохождения обучения по программе Занкова, позволяют детям приобрести навыки грамоты с одновременным развитием психофизиологических функций. Все это позволяет быстро и качественно освоить школьникам умения письма и чтения.

Для того чтобы малыши научились хорошо читать, используется звукобуквенный метод. При этом первоклашки, которые проходят свой самый первый и очень трудный период, обучаются с использованием рисунков, схем и пиктограмм. Они разгадывают ребусы, кроссворды и загадки. Из класса в класс задания становятся более трудными. Учебник, который использует программа Занкова для 4 класса, содержит в себе самые сложные слова, изучаемые в начальной школе. Такой постепенный переход дает возможность ученикам самим открывать для себя правила чтения и грамотного написания гласных и согласных букв.

Литературное чтение

Учебники данного направления, используемые программой Занкова, применяют приемы сравнения различных текстов, а именно авторских и фольклорных, научных и художественных, прозаических и т.д. В учебнике для 1-го класса материал подан таким образом, что позволяет формировать у детей осознанное чтение. Ученик постоянно возвращается к пройденному материалу, решая поставленные перед ним задачи, чем создается интерес к исследованию. При этом у детей формируются эстетические эмоции и появляется мотивация к творчеству.

Начиная с 3 класса программа Занкова предусматривает особую структуру учебников. Они содержат в себе различные рубрики с дополнительной информацией. Это позволяет школьнику освоить методику литературного чтения, обращаясь к разным разделам книги («Историческая справка», «Комментарии», «Лента времени», «Консультанты» и т.д.).

Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

Задача обучения - представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

Дидактические принципы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

Методическая система - ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

Предметные методики по всем образовательным областям;

Формы организации обучения;

Система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.

В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения

современной педагогики

Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»). Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы -- основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности. «Процесс учения у наших учеников, -- писал Л.В. Занков, -- менее всего похож на размеренное и холодное “восприятие учебного материала”, -- он пронизан тем трепетным чувством, которое рождается тогда, когда человек восхищён неисчерпаемой сокровищницей знаний».

Для решения поставленной задачи нельзя было ограничиваться только усовершенствованием методики учебных предметов. В 60--70 годы XX века была разработана новая целостная дидактическая система обучения, единым основанием и стержнем которой стали принципы построения учебного процесса. Суть их состояла в следующем.

Исходя из того, что школьные программы того времени были слабо насыщены образовательным материалом, а методы обучения не способствовали творческой активности учеников, первым принципом новой системы стал принцип обучения на высоком уровне трудности.

Выступая против многократных повторений изученного материала, однообразных и монотонных упражнений, Л.В. Занков ввёл принцип изучения материала быстрым темпом, который подразумевал постоянную и динамичную перемену учебных задач и действий.

Не отрицая того, что начальная школа должна формировать орфографические, вычислительные и другие навыки, Л.В. Занков выступал против пассивно-репродуктивных, «натаскивающих» методов и призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки, которая легла в основу учебного предмета. Так возник принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения.

Понятие сознательности обучения, которое трактовалось как понимание содержания учебного материала, было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками процесса учения сделал объектом пристального внимания связи между отдельными частями учебного материала, закономерности грамматических, вычислительных и др. операций, механизм возникновения ошибок и их преодоление.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых условий обучения будет способствовать развитию всех учеников -- от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить в индивидуальном темпе, в зависимости от склонностей и способностей каждого ученика.

Со времени разработки этих принципов прошло более 40 лет, и сегодня возникла необходимость их осмысления с позиций современной педагогики.

Изучение современного состояния образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализации принципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практике исказилась.

Так, слова «быстрый темп» стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучение программного материала. При этом не соблюдались те авторские условия, не использовались в должной мере те занковские «педагогические средства», которые, собственно, и делали обучение более ёмким и интенсивным.

Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный процесс за счёт комплексного изучения дидактических единиц, рассматривания каждой дидактической единицы в разных её функциях и аспектах, за счёт постоянного включения в работу ранее пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного «пережёвывания» уже известного школьникам, многократных однообразных повторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно, тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одного из принципов слова «быстрый темп», которые имели в виду иную организацию изучения материала.

Похожая ситуация сложилась и с пониманием педагогами третьего принципа -- ведущей роли теоретических знаний. Его появление также было обусловлено особенностями методик середины XX века. Начальная школа рассматривалась тогда как особая ступень системы школьного образования, имевшая пропедевтический характер, лишь подготавливавшая ребёнка к систематическому обучению в среднем звене. Исходя из этого понимания, традиционная система формировала у детей -- в основном репродуктивным путём -- практические навыки работы с учебным материалом. Л.В. Занков критиковал чисто практический путь усвоения первых знаний, указывая на его познавательную пассивность. Он поставил вопрос об осознанном овладении детьми навыками на основании продуктивной работы с теоретическими сведениями об изучаемом.

Анализ современного состояния системы показал, что в практической реализации этого принципа произошёл крен в сторону слишком раннего усвоения теоретических понятий без должного их осмысления с позиций чувственного опыта детей, что привело к неоправданному увеличению интеллектуальной нагрузки. В классы занковской системы стали отбирать наиболее подготовленных к школе детей, нарушая тем самым концептуальные идеи системы.

Научная лаборатория обучения по системе Л.В. Занкова предлагает новые формулировки второго и третьего принципов, которые не противоречат их существу, но конкретизируют и обогащают их содержание с позиций современной педагогики.

Таким образом, с точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л.В. Занкова звучат так:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции -- изучение материала быстрым темпом);

3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции -- ведущая роль теоретических знаний);

4) осознание школьниками процесса учения;

5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

Эти принципы конкретизируются следующим образом.

Принцип обучения на высоком уровне трудности является ведущим принципом системы, ибо «только такой учебный процесс, который систематически даёт обильную пищу для напряжённой умственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся».

Под трудностью в системе Л. В. Занкова понимается напряжение интеллектуальных и духовных сил ученика, интенсивность мыслительной работы при решении учебных задач, преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжение достигается не за счёт привлечения более сложного материала, а путём широкого привлечения анализирующего наблюдения и использования проблемного метода преподавания.

Главная идея этого принципа заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!

Однако обучение на высоком уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности «применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам, соответственно индивидуальному своеобразию усвоения учебного материала». Мера трудности применительно к каждому ребёнку определяется учителем на основании данных педагогического изучения ребёнка, которое начинается с момента его зачисления в школу и проходит в течение всего времени обучения.

Современная педагогика понимает индивидуальный подход не только как предъявление учебного материала на разных уровнях сложности или оказание ученикам индивидуально дозированной помощи, но ещё и как право каждого ребёнка усваивать тот объём предлагаемого ему учебного материала, который соответствует его возможностям. Интенсификация учебного процесса, свойственная системе Л.В. Занкова, нуждается в привлечении дополнительного учебного материала. Но обязательному усвоению всеми учениками подлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум, определённый стандартами образования.

Такое понимание индивидуализации обучения отвечает как требованию соблюдения меры трудности, так и принципу развития всех учеников, независимо от уровня их школьной зрелости. Наиболее полно этот принцип реализуется в методике преподавания. Например, преобладание коллективных форм работы позволяет слабоуспевающим ученикам полноправно включаться в обсуждение решаемой на уроке задачи и участвовать в нём в меру своих возможностей.

Принцип включения изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим образом. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные слова путём изменения формы слова). Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Чтобы избежать «топтания на месте», система Л.В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.

Другой аспект этого принципа заключается в повышении ёмкости учебного времени, коэффициента его полезного действия. Достигается это, во-первых, за счёт комплексного изучения материала, во-вторых, за счёт отсутствия отдельных периодов для повторения ранее изученного.

Учебный материал компонуется в тематические блоки, куда входят тесно взаимодействующие и зависящие друг от друга единицы. Их одновременное изучение позволяет, с одной стороны, экономить учебное время, а с другой стороны, даёт возможность изучать каждую единицу в течение большего количества уроков. Например, если на изучение каждой из двух единиц материала традиционным планированием отводится по 4 часа, то, соединив их в тематический блок, учитель получает возможность изучать каждую на протяжении 8 часов. При этом за счёт наблюдения их связей с другими схожими единицами происходит повторение ранее изученного материала.

В прежней редакции принципа всё это и было названо «быстрым темпом». Этот подход в органичном сочетании с обучением на высоком уровне трудности и соблюдением меры трудности делает процесс обучения комфортным и для сильных, и для слабоуспевающих учеников, т. е. он выходит и на реализацию принципа развития всех учеников. Помимо этого, он способствует реализации четвёртого принципа -- принципа осознания школьниками процесса учения, потому что, наблюдая взаимосвязь и взаимодействие всех единиц материала, а каждую единицу в многообразии её функций, ученики осознают и содержание учебного материала, и сам процесс добывания знаний, содержание и последовательность мыслительных операций.

Для более полного и эффективного обеспечения подобных наблюдений в учебные программы системы Л.В. Занкова включён ряд тематических единиц из основной школы, но не для изучения, а только для ознакомления.

Выбор добавленных единиц не случаен и предпринят не для увеличения нагрузки с целью повышения трудности учения. Они призваны расширить поле деятельности учеников, оттеняя существенные признаки материала, который традиционно изучается в начальной школе, и тем самым углубляя его понимание детьми.

Возможность видеть более широкое действие изучаемого понятия формирует у детей умение анализировать материал, воспринимать его как взаимодействующую систему и способствует разнообразию учебных заданий и упражнений. Кроме того, это обеспечивает подготовку учеников к последующему усвоению знаний, предупреждая их неуспешность в учении. Сначала ученики только знакомятся с тем или иным явлением, наблюдают его во взаимодействии с главным объектом изучения. Когда наступает очередь его планомерного изучения, то, что было лишь знакомо, становится основным материалом учебной работы. В ходе этой работы ученики опять знакомятся с каким-то новым явлением, и всё снова повторяется.

Суть принципа сочетания чувственного и рационального познания заключается «в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи». Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо, чтобы работа с ним строилась на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется в правильном формировании понятий, которое осуществляется сначала на основании интуитивно-практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у них анализаторов и только потом переводится в плоскость теоретических обобщений.

С названными выше дидактическими принципами теснейшим образом связаны типические свойства методической системы, являющиеся, по сути, средством реализации принципов.

Многогранность обучения заключается в том, что изучаемый материал является не только источником интеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоционального развития.

Примером реализации многогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. После проверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки, высказать свои замечания по поводу способов решения и т.п. При этом замечания должны быть сделаны обязательно вежливо, тактично, так, чтобы не обидеть товарища. Каждое замечание нужно обосновать, доказать его правильность. Со своей стороны, тот ребёнок, чью работу проверяют, учится не обижаться на сделанные замечания, а осмысливать их, критично относиться к своей работе. В результате такого сотрудничества в детском коллективе устанавливается психологически комфортная обстановка, в которой каждый ученик чувствует себя самоценной личностью.

Таким образом, одно и то же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональное напряжение.

Процессуальность (от слова «процесс») предполагает планирование учебного материала в виде последовательной цепи этапов изучения, каждый из которых логически продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего.

Системность обеспечена тем, что учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующей системы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами.

Функциональный подход заключается в том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её функций.

Коллизии -- это столкновение. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.

Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск путей решения, обучать, контролировать и т. п. Вариантными являются и требования к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия.

В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.

Оба эти метода в какой-то мере сходны между собой, реализуются при помощи похожих приёмов. Суть проблемного метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Приёмами проблемного метода являются наблюдение, сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенных и несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведение итогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи.

Характерной особенностью частично-поискового метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги. В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах наблюдений и бесед. Частично-поисковый метод в большей степени, чем проблемный, допускает работу на эмпирическом уровне, т. е. на уровне жизненного и речевого опыта ребёнка, на уровне представлений детей об изучаемом материале. Названными выше, в проблемном методе, приёмами ученики не столько пользуются, сколько учатся им.

Частично-поисковый метод является более целесообразным на первом году обучения. Он фрагментарно используется и во втором, третьем и четвёртом классах на первых уроках изучения нового для учеников материала. Сначала они наблюдают его, узнают новые термины и учатся ими пользоваться, соотносят новый материал с уже имеющимися у них знаниями и находят для него место в системе. Затем выбирают способы решения учебных задач, работая с новым материалом и т.д. И когда у детей появляются и закрепляются в достаточной мере умения работать с новым материалом, учитель переходит на проблемный метод.

Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать вас на страницах блога, где мы все вместе пытаемся разобраться, чему и как учат наших детишек в школе. Когда на горизонте начинает маячить 1 класс, у родителей возникает очень много вопросов по поводу программ обучения ребят. А программ сейчас немало, основные из них мы рассматривали .

Как же правильно выбрать программу обучения для своего ребенка? Я думаю, для начала стоит разобраться с тем, что из себя представляет каждая из них, а потом уже делать выводы. И сегодня на повестке дня школьная программа Занкова. Слышали про такую? Если да, то жду ваших дополнений по теме в комментариях. Ну а если нет, то сейчас я вам про нее немножко расскажу.

Давайте начнем с того, чье имя носит данная программа?

План урока:

Кто такой Занков?

Занков Леонид Владимирович – это советский психолог. Он родился в самом начале XX века и скончался в 1977 году. Леонид Владимирович был специалистом по педагогической психологии и изучал вопросы, связанные с развитием детей, в результате выявил некоторые закономерности, влияющие на эффективность их обучения. Это если очень кратко.

Свою систему обучения Занков разработал еще в 60-70-х годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в школах, как экспериментальную. Применяют ее и по сей день. Программа Занкова относится к разряду нетрадиционных, развивающих программ обучения. И имеет свои особенности.

Говорят вам о чем-нибудь эти принципы? Мне, если честно, на данном этапе вообще ни о чем) Так что давайте копать глубже, рассмотрим каждый из принципов Занкова подробнее.

Уровень трудности

Уровень этот должен быть высоким. Это не значит, что детишкам во 2 классе будут предлагать решить задачи за 9 класс. Смысл здесь в другом. На уроках деткам дают «пищу» для ума, побуждают включать свой интеллект, анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции.

Занков считал, что только таким способом можно достигнуть интенсивного и быстрого развития школьников. Приветствуются даже неправильные ответы. Так как нахождение ошибок – тоже способ усвоения материала. Задача учителя «растормошить» учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять активность на уроках, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Быстрый темп

В чем суть данного принципа? Как я уже говорила, Занков много работал с детьми и убедился в том, что дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если им изо дня в день «долбить» одно и то же (например, заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в словах или решать однообразные примеры на умножение), то продуктивность их работы снижается, им становится совсем неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения материала снижается.

Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил каждую единицу информации на уроках рассматривать в связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства, искать различия. Рассматривать материал как единую логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение с еще одним принципом — «связь между частями материала».

Связь между частями материала

Причем, эта связь иногда выходит за рамки программы начальной школы. Детям предоставляется информация из средних классов. Но не для изучения, а для ознакомления. Для того, чтобы можно было шире и глубже понять суть изучаемого явления.

Теоретические знания

А куда наши дети без знания разных определений, правил, терминов? Да никуда! И их этому научат. Вопрос только как? Учитель не принесет своим «птенчикам» «червячка» в клювике, он просто расскажет, что этот «червячок» очень вкусненький и намекнет на то, где он прячется. А задача «птенчиков» этого червячка найти, внимательно рассмотреть, ну и потом уже «слопать».

Вот детишки и стараются, добывают знания путем обсуждения, анализа, умозаключений, совместной работы на уроке. Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки и в результате докапываются до истины. Знания, приобретенные таким путем, остаются в голове надолго. И это посыл к следующему принципу.

Осознанность обучения

Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это делают, как делают и зачем им это нужно. Причем, сам процесс обучения построен интересно. Например, одно из заданий, проверить работу соседа по парте. То есть, дети меняются тетрадками и проверяют друг друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть товарища, аргументируют, доказывают. Ну а тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно воспринимать критику, и если она кажется ему не обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку зрения.

Дети частенько посещают библиотеки, музеи, на уроках используется наглядный материал. Часто работа проводится в группах. Но, тем не менее, идет направленность на каждого конкретного ученика. Да, программа Занкова предполагает привлечение дополнительного материала. Но усваивать этот дополнительный материал ребенок вовсе не обязан. Его задача усвоить тот образовательный минимум, который определяется . Поэтому детки имеют возможность учиться в силу своих способностей.

Учебники

Как и у всех школьников, у маленьких «занковцев» есть свои учебники и рабочие тетради. Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке», и к учебникам русского языка прилагаются рабочие тетради.

Знакомиться с математикой детям помогают учебники и рабочие тетради, над которыми трудился целый коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Есть две линии учебников по литературному чтению. Автором одной линии является Свиридова В.Ю., автором другой – Лазарева В.А. Также в арсенале маленького школьника для изучения литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.

Еще один важный предмет, «Окружающий мир», представлен учебниками под авторством Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. Эти же авторы составили и рабочую тетрадь по предмету.

Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов называются «Волшебная радуга». Авторы: Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.

Также есть отдельные учебники по «Музыке», «Изобразительному искусству», «Физической культуре», «Технологии» и предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».