Биографии Характеристики Анализ

Выступление на заседании районной птг "причины трудностей обучения школьников в начальной школе". Формирование правильного учебного стереотипа

Трудности в школе

При выполнении домашнего задания ребенок может обратиться к вам не только за реальной помощью, но и потому, что ему необходимо сотрудничество с близким человеком. Не спешите отказывать своему ребенку в помощи: можете потерять доверие. Подумайте, как сделать так, чтобы ваша эмоциональная связь с ним не пострадала. Да и результат учебы у тех детей, чьи родители проявляют интерес к их занятиям, обычно гораздо выше, чем в тех семьях, где родители ограничиваются только контролем оценок.

А правильно помочь сыну или дочери вы можете лишь тогда, когда будете знать, в чем именно заключается трудность. А трудности бывают разные. Тут и сложности в запоминании новых данных, и в воспроизведении старого материала, и в соединении старого и нового, и в планировании своей работы, выборе рационального пути ее выполнения. А как проконтролировать себя? А если ребенок плюс к этим проблемам еще и робок в действиях по складу своего характера? Как быть?

Давайте начнем разматывать клубок этих вопросов за видимый хвостик.

Итак, что делать, если ваш ребенок не уверен в себе?

Каковы признаки неуверенности?

Ребенок и не пытается добиться того, чего хочет, лишь потому, что боится провала, насмешек, обид.
- Ищет спасения в приспособлении. Старается ничем не отличаться от других, считая, что у них все дела в норме.
- Старается завоевать интерес к своей особе различными выдуманными историями, где представляет себя с весьма выигрышной стороны.
- Старается до последней мелочи подражать кому-то, считая его подходящим эталоном.

Причиной такой неуверенности может стать любой сбой в нормальном ходе жизни: болезнь, глупая шутка, оскорбление, смерть кого-то из близких, отсутствие старшего друга-наставника и т. д.

Как же поверить в себя, что нужно делать, чтобы жизнь стала в радость? Попробуйте внушить ребенку, что за основу своего поведения он должен взять следующие правила.

Не сравнивай себя все время с другими. Наметь, свои личные стандарты и равняйся на них. Не предъявляй к себе очень жестких требований, ведь идеальных людей нет.
- Почаще подбадривай себя словами: «Это я могу», «С этим я сегодня справлюсь...» Ведь нельзя быть все время недовольным собой.
- Найди свои положительные стороны, лучшие качества. Перебери в памяти все свои личные рекорды и достижения. Правда, не все так плохо?
- Подбери занятие, которое тебе по душе. Нельзя все время заставлять себя делать только то, что надо.
- Всегда спокойно принимай комплименты и старайся в других находить положительные черты.
- Помни, что друзья и знакомые, хочешь ты того или нет, влияют на твои чувства и мысли. Поэтому постарайся выбирать себе таких друзей, чьи мысли и чувства будут благотворно влиять на твои.
- Изредка воодушевляй себя мечтами о том, как добиваешься заветной цели.
- Почаще улыбайся другим людям. Пусть они видят, что у тебя все нормально.

Итак, веру в себя ваш ученик постепенно, с вашей помощью, накапливает капля за каплей. С чего начать налаживание учебного процесса? С того, что ему нужно осознать, что, где, зачем и почему идет в школьной и учебной жизни.

С окончанием начальной школы у учеников и их родителей появляется множество новых проблем: несколько учителей вместо одного, усложнился учебный материал; требования и запросы подростков весьма опережают их возможности, жизненный опыт - все это может стать причиной конфликтов со взрослыми. А тут еще и желание и необходимость самоутвердиться. Самоутверждение идет везде: при общении со взрослыми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми, на занятиях в школе, на переменках, при посещении кружков, секций... Не всегда все проходит гладко. Кто-то осознал свои недостаточные способности и пытается самоутвердиться не с самой лучшей стороны, а кто-то, несмотря ни на что, грызет гранит наук долгими часами. А в результате - разбитость, усталость, сетования на перегрузку школьной программы. И вот тут-то, многоуважаемые родители, если вы желаете помочь своему ребенку, вам придется засучить рукава и приложить все усилия для того, чтобы процесс усвоения и добывания школьных знаний стал как можно более продуктивным.

Давайте вместе с вами посмотрим, что может отрицательно повлиять на успехи в учебе?

Недостаточное внимание родителей, редкие встречи родителей с учителями, отсутствие должного контроля за домашними занятиями.
- Усложнение учебного материала: на фоне конкретного чаще появляется отвлеченный (который по силам не всем).
- Бывает, что в начальных классах ребенок не научился учиться и теперь ему предстоит наверстывать упущенное.
- Возможно, из начальной школы он прихватил с собой нежелание учиться. Это бывает по нескольким причинам: постоянная неуспеваемость, из-за которой возникла заниженная самооценка школьника, неуверенность в себе или, наоборот, самооценка завышена, так как все давалось легко и без усилий.

Что касается последнего пункта, то при желании мать или отец всегда объяснит своему ребенку, для чего нужно учиться. Главное, чтобы все не сводилось к фразам: «У нас своя работа, а у тебя - учеба».

У вас проблемы с языком? У ребенка никакого желания запоминать правила синтаксиса, пунктуации? Мол, короче скажу - легче поймут. Покажите, что в таком случае ни одну деловую бумагу, дружеские письма не напишешь правильно и интересно (ведь на бумаге мимика и жесты не видны). Отстоять свои интересы в споре, убедить собеседника, доходчиво объяснить - везде нужно грамотно строить фразы, чтобы не потерять логическую нить, основу разговора, выглядеть убедительно.

По ходу подготовки домашнего задания будьте готовы к таким трудностям, как:

Запомнить новые данные, никак не желающие усваиваться;

Вспомнить старый материал, воспроизвести его;
- выполнить задания более эффективным новым способом;
- уметь спланировать и выбрать наиболее подходящий способ для выполнения работы;
- помочь довести до конца или взяться за работу тогда, когда одолевает усталость или утомление;
- проверить себя.

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой неуклонного роста числа детей, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной программы. По данным различных исследований, затруднения в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов.

Проблема школьных трудностей является комплексной, поэтому внутри нее выделяется ряд аспектов. Первым хотелось бы обозначить аспект социальный. Дело в том, что школьные трудности -- это огромная социальная проблема. Истоки следует искать в совокупности школьных трудностей, которые мы, как правило, создаем сами. Более того, мы не только не умеем их вовремя заметить, но и не знаем, как помочь детям. Поэтому от 40 до 60% учеников начальной школы переходят в основную школу, так и не преодолев трудностей письма и чтения. И помочь этим детям можно единственно возможным способом -- начав все обучение «с нуля». Школьные трудности имеют огромные социальные последствия, которые проявляются не только в ограничении возможностей выбора профессии (что обусловлено функциональной неграмотностью). Но это и сложности социальной адаптации, потому что человек, не нашедший себя, не освоивший свою профессию, не может стать полноценным членом общества.

Второй аспект проблемы -- психологический. Все хорошо знают, что постоянные неуспехи и неудачи не позволяют ребенку личностно развиваться. Есть и медицинский аспект проблемы школьных трудностей. Постоянные неудачи, тревоги, страхи приводят к вторичному нарушению здоровья детей. К сожалению, у наших детей адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации) во всей популяции достаточно низкий. Не секрет, что только по официальным данным 70% молодых женщин имеют патологии беременности и родов. Любой ребенок из этой категории имеет сниженный адаптивный ресурс. До тех пор, пока условия его жизни благоприятны, пока нагрузки посильны, этот сниженный адаптивный ресурс не дает о себе знать. Но как только ребенок оказывается в ситуации, с которой он не справляется (и эмоционально, и интеллектуально, и физически), наступает срыв. Потому период начала обучения часто заканчивается снижением физиологической и психологической адаптации ребенка. А это приводит к резкому ухудшению психологического и физического здоровья. В этом можно убедиться, проведя элементарный тест. Если первоклассников ежемесячно взвешивать, то мы обнаружим, что к декабрю 90% из них теряют 1,5-2 кг. Дети становятся бледными, появляются синяки под глазами. Все это свидетельствует о срыве адаптации на физиологическом уровне. Психологический срыв наступил гораздо раньше, но, как правило, остался незамеченным.

Говоря о медицинском аспекте проблемы, можно выделить один важный момент. Педагог обязательно должен представлять себе, что такое возрастное созревание мозга ребенка. Он должен понимать, что если ребенок 6-7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать, на этом нужно выстраивать работу. Но, к сожалению, педагоги плохо знают и понимают возрастные особенности организации внимания, памяти, деятельности, мышления. А незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем.

Последний аспект многокомпонентной проблемы школьных трудностей, - это педагогический аспект. Очень важно наблюдать за ребенком в процессе учебных занятий. Очень важно знать, чем отличается одна система обучения от другой. Очень важно понимать, что несформированность организма ребенка и мозга может препятствовать в освоении той или иной программы. Есть дети, которые прекрасно учатся по традиционной системе, но не осваивают систему Занкова. Почему? Ведь программа Занкова по сути ничем не отличается от обычных. Но она предполагает интенсивное обучение, а к этому готовы далеко не все.

Проблемы школьных трудностей поднимаются во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая. Под школьными трудностями понимается весь комплекс сложностей, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь --снижению успешности обучения.

К сожалению, в педагогике неуспешность и школьные трудности -- синонимы. Но неуспешным ребенок становится только тогда, когда мы вовремя не увидели, что у него есть проблемы, вовремя не обратили на них внимания и не смогли ему помочь .

1. Введение

2. Понятие «Школьные трудности»

3. Причины школьных трудностей

4. Заключение

5. Список литературы

Введение

Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематическо­го обучения привело к росту числа детей, не способных без особого на­пряжения адаптироваться к учеб­ным нагрузкам. По данным Инсти­тута возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечаются у 15-40 % школьников.

В качестве причин нарушения про­цесса адаптации и появления школь­ных проблем выделяют две группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К экзогенным факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и развивается ре­бенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы. Неблагоприятные социальные и экономические условия также являют­ся факторами, отрицательно влияю­щими на рост, развитие и здоровье ребенка.

Комплекс школьных факторов рис­ка (педагогических факторов) оказы­вает существенное влияние не только на успешность и эффективность про­цесса обучения, но и на рост, разви­тие и здоровье. К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:

Стрессовая тактика педагогичес­ких воздействий;

Чрезмерная интенсификация учебного процесса;

Несоответствие методик и тех­нологий возрастным и функциональ­ным возможностям детей;

Нерациональная организация учебного процесса.

Сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных фак­торов риска определяется тем, что они действуют комплексно, система­тически и длительно (в течение 10-11 лет) в период интенсивного роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к любым воз­действиям.

К числу эндогенных факторов, как правило, относят: генетические влияния, нарушения в раннем пе­риоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зре­лости структурно-функциональных систем мозга и сформированности высших психических функций. В ряде случаев выделяются так на­зываемые «смешанные» факторы, сочетающие влияние и внешних, и внутренних факторов.

Особое значение в развитии школь­ных трудностей имеют уровень и осо­бенности психического развития ре­бенка, психологическая готовность к школе и т. п. Однако мы будем рас­сматривать эти вопросы только в тех случаях, когда этого требует изложе­ние материала.

Понятие «школьные трудности»

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школь­ных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом система­тического обучения и приводят к выраженному функциональному на­пряжению, отклонениям в состоя­нии здоровья, нарушению социаль­но-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспева­емость». Трудности обучения многих детей не приводят к неуспеваемости, наоборот, высокая успеваемость, осо­бенно на первом году обучения, до­стигается огромным напряжением и чрезвычайно высокой функцио­нальной ценой, а нередко и ценой здо­ровья. Сложность и в том, что имен­но эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов не сразу проявляется. Роди­тели же считают, что поводом ухуд­шения здоровья могут быть самые разные причины, но не школьные нагрузки, не перенапряжение, не ежед­невные микрострессы от неудач и недовольства взрослых. Неуспевае­мость - это, как правило, уже ре­зультат фактического снижения эффективности обучения и тех труд­ностей, которые вовремя не были выявлены, скомпенсированы, кото­рые не корригировались вообще или работа по коррекции проводилась неправильно. Результатом невнимания к школьным трудностям явля­ется, как правило, нарушение состо­яния здоровья и особенно нервно-психической сферы.

В школьной практике причинно-следственные связи часто просто ме­няются местами: корригируется не причина трудностей (она чаще все­го остается невыявленной), а пред­принимаются безуспешные попытки ликвидировать неудовлетворитель­ный результат обучения.

Вот простой, но достаточно пока­зательный пример. У первоклассни­ка - выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотноше­ние элементов, отмечается зеркаль­ное выполнение некоторых букв, причем домашние работы, как пра­вило, выполнены лучше, чем клас­сные, диктанты практически не пишет, есть ошибки). Этот пример в качестве задачи для выбора коррекционных мер был предложен от­дельной группе учителей начальных классов и школьных психологов. По­давляющее большинство педагогов в качестве основной меры ликвидации трудностей предложили усиленную тренировку, упражнения, «может же, когда хочет» (домашние работы выполнены лучше). Психологи были солидарны - повысить мотивацию, «чтобы старался». Никто не обратил внимания на характеры нарушений, свидетельствующие о явномнаруше­нии зрительно-пространственного восприятия, требующего специаль­ной коррекции. Никто не поинтере­совался индивидуальным темпом де­ятельности ребенка и общим темпом деятельности на уроке. Анализ же показал, что именно это было глав­ной причиной, из-за которой ухуд­шилось качество классных работ, и практически не по силам был любой диктант: медленный темп, помно­женный на тревожность от ожидае­мой неудачи, всегда давал неудовлет­ворительный результат. Ситуация осложнялась и такой незначитель­ной на первый взгляд причиной - ребенок неправильно держал ручку. Это сковывало движения и в сочета­нии с трудностями зрительно-про­странственного восприятия приводи­ло к быстрому утомлению и резкому ухудшению качества письма.

Итак, нарушение письма - это следствие комплекса причин, лежа­щих в основе трудностей. На начальном этапе обучения эти трудности - еще не «неуспеваемость», но при от­сутствии адекватной помощи они действительно перерастают в неуспе­ваемость.

В научных исследованиях нет еди­ной концепции возникновения и раз­вития школьных трудностей, не существует и единых терминологи­ческих обозначений трудностей обу­чения и нарушений процессов пись­ма, чтения, счета и других видов учебной деятельности. Вероятно, это связано с тем, что происхождение, причины, механизмы и проявления трудностей обучения в начальной школе столь многообразны и комп­лексны, что порой не удается разде­лить их, выделить ведущие, опре­делить главные, четко разделить и дифференцировать трудности пись­ма, чтения, математики.

Причины школьных трудностей

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и ана­лизируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей: от генетической предрасполо­женности до социальной депривации. Их нельзя считать ни до конца понятными, ни до конца изученны­ми, но их нельзя не знать, невозмож­но не учитывать при работе педагога с ребенком.

На разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения меняются факторы, занимающие ведущее ме­сто в структуре причин, вызывающих школьные проблемы. Так, в крити­ческие периоды (начало обучения, период полового созревания) наибо­лее значимыми являются физиоло­гические, психофизиологические, состояние здоровья. В остальные - более значимы психологические, со­циальные причины и т.п.

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность . Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...


Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая... Необходимо понимать, что если ребенок 6-7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать... Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем» (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600304).

Итак, к школьным проблемам в первую очередь приводит психофизиологическая и валеологическая некомпетентность взрослых, воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения, то школьная неуспешность - не только школы, но и семьи. Школьная успешность включает в себя некий уровень успеваемости, но он часто оказывается не на первом месте. Окружение учащегося, без сомнения, оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и школьной неуспешности, М.М.Безруких выделяет факторы внешней среды и факторы роста и развития ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации .

Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Успешность младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного ресурса . Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его адаптивный ресурс. Как же помочь ребенку с низким ресурсом, обусловливающим школьную неуспешность? Каковы истинные причины, факторы и критерии школьной неуспешности?

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе. Например, многие дети страдают оттого, что не соответствуют требованиям родителей. Нежелание учиться часто возникает, во всяком случае - в первом классе, например, оттого, что ребенок в силу своего психофизиологического развития многого просто еще не может! Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые .

А иной раз причиной длительной неуспешности может быть и несоответствие формы подачи учебного материала учителем (учителями) индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка, что может привести не только к устойчивой академической неуспеваемости, негативному отношению к учению, учителю, школе, но и к неврозам, стрессам и затяжным депрессиям. Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка. Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения .

Итак, школьная неуспешность может являться как следствием, так и причиной нарушения психофизиологического развития, социальной адаптации школьника, и фундамент «школьного благополучия » должен закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к грамотному детскому психологу позволит по результатам диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности детей к школе, выявление причин школьных трудностей.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.

Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, заставить вникнуть в смысл обращенных к нему слов, побудить к выполнению какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и сил - своих и ребенка. Здесь надо понимать, что причиной такого поведения детей является часто не лень, а возрастная несформированность познавательных функций, медленный темп созревания моторики и т.п. Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить . Именно это физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование.

Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения. Как помочь научиться писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности. И в каких условиях развивать эти способности? На все эти вопросы можно найти ответы на страницах нащего сайта в статьях, приведенных ниже.

Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.

Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов . Это связано с проявлением многих способностей, например, таких: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.

Как было сказано ранее, неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены "школьные трудности" , под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения» (М.М.Безруких).

О том, какие упражнения помогут предупредить и преодолеть школьную неуспешность, можно почитать на страницах нашего сайта в следующих статьях.

  • Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе
  • Задачи:
  • 1.Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
  • 2.Проанализировать школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников.
  • 3.Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
  • Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.
  • От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
  • Виды помощи:
  • помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их;
  • системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры не специфической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций;
  • И, самое главное, - организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении.
  • Это системная работа и системное взаимодействие педагога и родителей.
  • Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.
  • Анализ школьных трудностей у леворуких детей
  • Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.
  • Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей.
  • Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
  • В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих проблем?
  • Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки.
  • К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, не дописывания, а это осложняет ситуацию: волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам.
  • Это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания.
  • А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).
  • Особенности учебной деятельности медлительных детей
  • Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
  • Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
  • Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке.
  • Продленка – не для медлительных детей.
  • Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
  • Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети.
  • Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения - совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками.
  • Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
  • Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
  • Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий.
  • В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми
  • 3. Нельзя укорять за неудачи и заставлять часами «тренироваться»;
  • 4. Не используйте в речи слова типа «опять грязно», «какие корявые буквы» и т.п.
  • 5. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 6. Требуйте от ребенка не спешить при выполнении письменных заданий или чтении;
  • 7. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 8. Перед выполнением домашнего задания поиграйте в пальчиковую игру;
  • 9. Домашнее задание можно выполнять под тихую классическую мелодию, что поможет ребенку снять напряжение;
  • 10. Следите за правильным держанием ручки во время письма;
  • 11. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня;
  • 12. Будьте снисходительным к почерку.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми
  • 1. Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2. Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 4. Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;
  • 5. Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
  • 6. Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
  • 7. Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
  • 8. Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;
  • 9. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10. Не наказывайте за медленный темп работы;
  • 11. Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;
  • 12. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 13. Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
  • 1.Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2.Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3.Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;
  • 4.Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
  • 5.При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
  • 6.Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;
  • 7.Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
  • 8.Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 9.Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10.Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком.
  • Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
  • Правила для родителей по организации помощи детям,
  • имеющим «школьные трудности»
  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
    • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
  • Примерно раз в неделю
  • (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.
  • Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее).
  • Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).
  • Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.
  • Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.
  • Желаю успехов!