Биографии Характеристики Анализ

Почему наше поведение является целенаправленным. Целенаправленное поведение

Потребности. Существуют потребности в пище, воде, сексуальном удовлетворении, температурном комфорте, устранении болевого воздействия. В разных условиях эти потребности порождают разнообразные эмоции. С этой точки зрения не существует эмоции любви в ее человеческом смысле. Любовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрением данного общества. В зависимости от обстоятельств, любовь порождает эмоции радости, восторга, благодарности, обиды, печали, негодования.

Если исключить человека, то многообразные потребности живых организмов сводятся к одной - к поддержанию своего индивидуального и видового существования. Наличие потребностей обусловлено самой природой живого и многие имеют врожденный характер. Кроме голода, жажды, полового влечения, к врожденным потребностям относится сон, сохранение своей целостности, забота о потомстве, получение внешней информации, тренировка мышечной системы и внутренних органов, поддержание определенного состояния внутренней среды.

Условия воспитания способны существенно изменять степень и формы проявления врожденных потребностей (у обезьянки замена родной матери куклой - формирует у нее пренебрежение к своему потомству и т.п.).

Всякая потребность имеет свою субъективную и объективную меру.

Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в обмене цикла трикарбоновых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих (Уголев). Этот сдвиг воспринимается рецепторами пищевой области головного мозга и периферии. Большое значение имеет при этом сигнализация из желудка. Искусственное наполнение желудка требует усиления прямого электрического раздражения центра голода в мозгу для получения пищевого поведения. Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клетки гипоталамуса. Это приводит к сокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные нервные окончания, что приводит к ощущению жажды (Дерябин).

Влечения - есть целенаправленная потребность, обращенная к объектам внешней среды, которые могут обеспечить ее удовлетворение, и являются мотивом для целенаправленного поведения ( мотивацией ).

Во многих случаях влечения носят врожденный характер. Но у высших животных, особенно у человека, возникает необходимость замыкания новых условных связей для того, чтобы потребность обрела цель. Голодный ребенок до определенного возраста реагирует на потребность в пище криком, а не поисками пищи.

Всякое действие есть обязательно движение, преследующее определенную цель (целенаправленное поведение). Живое существо удовлетворяет свои насущные потребности, взаимодействуя с окружающей средой. Различают два вида такого взаимодействия - контактное и дистанционное.

При контактном - влияние уже началось, и цель действия - продлить или ослабить его действие. При дистанционном взаимодействии живая система оперирует с самим источником полезных или вредных влияний. Отсюда проистекает возможность и упреждающего взаимодействия, и полного предотвращения воздействия.

Дистанционное действие делят на 3 категории:

1. Действие, направленное на овладение полезным объектом.

2. Действие, направленное на избегание опасности.

3. Действие по устранению факторов, препятствующих удовлетворению потребности (борьба).

раздражением или внешним стимулом.

Определения поведения разные у разных специалистов. Вот некоторые из них:

Поведение - одно из средств приспособления к внешним условиям и к их

изменениям;

Поведение - то, что животное или человек делает;

Поведение - координированная мышечная деятельность;

Поведение - ответ на изменения внешней или внутренней среды организма;

Поведение - адаптивная, приспособительная реакция организма и т.д.

Подходы к классификации видов поведения также разные. Психологи связывают поведение с характером личности, темпераментом, характером установок и мотивов; этологи делят по характеру самого поведения - оборонительное, защитное, половое, пищедобывательное; по характеру направленности поведения - тропизмы, таксисы; по этапам - подготовительное, завершающее и т.п. Клиницисты выделяют агнозии, апраксии - нарушения поведения, которые не могут быть объяснены с позиции рефлекторной теории.

Жизнь - это смена множества мотивированных поведенческих проявлений. С точки зрения физиологии, целенаправленное поведение - это вид поведения, направленный на реализацию конкретной мотивации.

Квантом поведения по Декарту является реакция. Теория ФС берет в качестве элемента поведения элементарный поведенческий акт - квант поведения. В связи с этим различают 3 вида поведения:

1. Целенаправленное поведение, направленное на удовлетворение мотивации (ЦП).

2. Целенаправленное действие (ЦД) - совокупность способов для достижения цели, этап и элемент ЦП.

3. Целенаправленный акт (ЦА) - минимальный квант поведения, минимальный акт, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели.

По Судакову:

Жизнь = сумма ЦП = сума ЦД = сумма ЦА .

Целенаправленная деятельность всех живых существ строится по единому принципу: потребность - мотивация - целенаправленное поведение - удовлетворение потребности - оценка результата действия.

Центральная архитектура поведенческого акта развертывается во времени, хотя и очень коротком (миллисекунды).

1 стадия - Афферентный синтез . . На основе биологической потребности возникает биологическая мотивация . Это - врожденные механизмы мозга. Они сами могут строить поведение, без афферентных сигналов (инстинкты). Чем выше эволюционно, тем меньше удельный вес чисто врожденных механизмов в осуществлении целенаправленных реакций. Все же на первых этапах постнатальной жизни есть формы поведения, обусловленные врожденными механизмами.

Биологические мотивации при формировании поведения используют генетическую память - поиск соска, лечебной травы и т.п.) Высшие животные и человек используют еще один компонент - действие обстановки (обстановочная афферентация). Показано в опытах на обезьянах, что если раздражать латеральный гипоталамус, то можно стимулировать центр голода (навязывается мотивация голода). Если же вся стая бежит от опасности, то стимуляция центра голода не дает обычного эффекта. Значит - внешние условия оказываются более императивными.

Другой опыт. Кролик обучается тянуть за кольцо - с пищевым подкреплением, причем получает пищу только после включения на фоне обстановочного раздражителя - зуммера. Потом такому кролику вживляют электрод в латеральный гипоталамус. При раздражении вне камеры он ест, а камере стимуляция тем же током

эффективна только при наличии зуммера. У человека обстановка тоже подавляет биологические мотивации (человек в президиуме).

Построение целенаправленного поведенческого акта на стадии афферентного синтеза осуществляется при взаимодействии мотивационных и обстановочных возбуждений и строится по доминантному принципу. Ведущей является более важная в биологическом и социальном отношении мотивация. Для человека более ведущими, как правило, являются социальные воздействия.

Большое значение вместе с генетической памятью имеет и индивидуальная память . Она формируется при неоднократном удовлетворении потребности. Пример - динамический стереотип, когда сама память является стимулом для целенаправленного поведения.

Реакция зависит от значимости сигнала. Оценка этой значимости происходит даже во сне, так как мозг не спит, отключено только сознание. Однако при бессознательной оценке мозг работает локально, нет генерализации ответов. Таким образом, нейрофизиологически разница между сознательным и подсознательным - в степени генерализации возбуждения. Сознание - это новое качество, требующее активации всей ЦНС.

Когда мы работаем, мы не ощущаем среду, но эти возбуждения существуют, хотя не доходят до сознания (одежда, стул, шум в комнате) - я сказал и вы почувствовали, т.к. на эти раздражители переключилось внимание и они достигли сферы сознания). Сознание обеспечивает сосредоточение внимания на главной цели, но все то, что готовит эти реакции - осуществляются на подсознательном уровне.

Если говорить о центральных механизмах целенаправленного поведения, то первая стадия формирования ФСЦП - афферентный синтез - осуществляется на уровне подсознания Сознание подключается позже, на уровне принятия решения или в случае рассогласования акцептора действия с его результатом.

Автоматические реакции осуществляются на уровне подсознания. Чем более автоматизирован поведенческий акт, тем больше память определяет деятельность (подсознательное выполнение действия, работа на конвейере, ходьба и т.п.). Любимое место в зале, любимый путь домой, обстановка для чтения и т.п. - организм стремится к стереотипии, так как это требует меньше энергии.

Четвертый компонент афферентного синтеза - пусковая афферентация последняя капля для того, чтобы предпусковая интеграция проявилась). В качестве пусковой афферентации может выступать любой раздражитель и время (конец лекции - и все бегут в столовую).

В процессе афферентного синтеза используются следующие механизмы:

1) восходящие активирующие влияния подкорки на кору;

2) механизмы множественной конвергенции возбуждений на нейронах коры;

3) механизмы доминанты.

Все эти возбуждения практически конвергируют на любых нейронах, но больше - на нейронах лобной доли.

На стадии афферентного синтеза решается несколько вопросов: " что делать? " и "когда делать ?". Стадия афферентного синтеза заканчивается принятием решения к действию, а принятие решения уже ведет в свою очередь к формированию модели действия и ее реализации. Стадия афферентного синтеза это стадия сомнений, на которой идет перебор возбуждений, формируются (по Симонову) эмоции.

2 стадия - Принятие решения .. На стадии принятия решения животное направляет поведение в одном направлении, намечается жесткая линия поведения, освобождается от лишних степеней свободы. Талантливый мозг - тот, который может быстро отбросить избыток информации и принять точное решение! Для того, чтобы это можно было осуществить, на этой стадии регуляторные аппараты ФСЦП анализируют информацию о состоянии всех потенциальных исполнительных механизмов, всех органов и мышц, которые могли бы быть вовлечены реализацию ЦП. Формируется т.н. "эффекторный интеграл " - картина состояния исполнительных органов. В зависимости от результатов такого анализа формируется ответ на вопрос "как делать ?", в какой последовательности включать отдельные кванты поведения.

Например, на ветке сидит обезьяна, которая хочет достать банан, расположенный выше. Теоретически она может это сделать, включив в действие любую из ее четырех конечностей. Но если одна из них занята детенышем, а второй она держится за ветку, значит остается только две степени свободы для выбора. Естественно, выбор будет зависеть и от высоты, на которой висит вожделенный плод. В результате решение "что делать?" будет на языке нервных импульсов означать " сорвать банан, висящий на верхней ветке", "когда делать? - " немедленно!", а "как делать? " -«приподняться на правой задней конечности и правой передней сорвать банан». Одновременно в мозгу будет сформирован нервный образ модели будущего действия.

Все это целенаправленное поведение, однако, может быть разбито на составляющие его элементы (целенаправленные действия - 1) привстать; 2) сорвать); и на отдельные еще более мелкие кванты действия - поведенческие акты, из которых состоит действие. Каждый из этих элементов имеет свой промежуточный результат, который и контролируется регуляторными аппаратами на основе оценки обратной афферентации от рабочих органов, вовлеченных в действие.

3 стадия - Формирование акцептора результата действия . . Это очень важный аппарат в целенаправленном действии. Опыт 30-х годов Анохина: если у собаки выработать условный рефлекс на звонок + мясной порошок, а затем заменить его свежим мясом ("сюрприз"), то при этом собака смотрит с удивлением, принюхивается, бежит к экспериментатору, ищет мясной порошок и т.п. - только потом начинает есть мясо. Это значит - в мозгу модель подкрепления со всеми его параметрами не совпала с результатом. Если у орла подметить яйцо камнем той же формы, то он заметит подмену только если поднимет камень (рассогласование по весу).

В основе физиологических механизмов акцептора результата действия - конвергенция на одних и тех же нейронах командных импульсов и обратной афферентации от результата.

4 стадия - поведение .. Поведение заканчивается при совпадении модели и результата. Согласно Анохину, в этом случае организм вознаграждается с помощью аппарата положительных эмоций (удовольствия). Если есть ошибки в результате - включается ориентировочно-исследовательская реакция и усиливается отрицательная эмоция. Аппарат управления вносит коррективы в поведение и оно продолжается до тех пор, пока не поступит сигнал об удовлетворении потребности. Тогда ФСЦП прекращает свое действие, а информация о ходе удовлетворения потребности поступает в аппараты памяти (научение).

В своей экономической деятельности человек, как отмечал К. Маркс, «осуществляет...свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю» . Цель при этом выступает как «идеальный, внутренне побуждающий мотив производства» . Из этого с очевидностью следует, что проблемы моделирования (и, в частности, количественного описания) целей и целенаправленного поведения являются ключевыми при построении экономико-математических моделей. Целенаправленность поведения отличает элементы экономической системы от элементов физических, химических и т. п. систем , , , , , , , , , .

Проблематика телеологии обширна и имеет довольно длинную историю (см., например, , , , , , и др.). В наши задачи входит разбор только таких методологических вопросов, как: каким образом можно отличить целенаправленное поведение от поведения, которое таковым не выступает; можно ли выявить цель экономического агента (индивида, бригады рабочих, промышленного предприятия, базы оптовой торговли, экономики страны в целом), наблюдая достаточное время за его поведением; каковы возможности измерения значений функции полезности экономического агента и^ка- кова та минимальная информация о ней, без которой нельзя обойтись при планировании; существуют ли функции полезности, обладающие некоторыми определенными свойствами, и как можно интерпретировать положительный и отрицательный ответы на эти вопросы?

Несмотря на то что телеология - одна из старейших научных дисциплин (она возникла еще в досократические временаt когда наука еще не была отделена от мифа), единого мнения о том, каковы должны быть ответы на эти вопросы, нет. Галилеевско-бэконовская традиция естествознания отказывалась включать телеологические высказывания в число «законных» научных высказываний, третируя их как пережитки мифологического сознания, которые противостоят «стандартному» причинно- следственному описанию явлений. Под стандартным научно-следственным описанием понимается такое, при котором причины настоящего находятся в прошлом, и ни в коем случае не в будущем , , , . Утверждение, что будущее может воздействовать на прошлое логически противоречиво Но как идея о финальных причинах телеологическое объяснение явлений и процессов в живой и неживой природе долгое время было господствующим.

Термины «целенаправленное поведение» имеют по крайней мере два значения: «к цели направленное поведение» и «целью направленное поведение». Утверждение, что объект движется к цели, направлен к цели и т. п., не содержит никакой телеологии; в данном случае речь идет просто об ответе на вопрос, куда движется этот объект. Иначе обстоит дело с утверждением, что объект направлен целью. Цель здесь выступает как некая внешняя по отношению к объекту причина его движения. Так, в физике Аристотеля камень, брошенный вверх, падает на Землю потому, что стремится занять свое естественное положение. Основной вопрос при таком подходе, зачем или ради чего? Этот вопрос эквивалентен вопросу, какова функция объекта, явления, процесса и т. п. По Аристотелю, все «делается... ради чего-нибудь, следовательно, и по природе существует ради этого» .

Таким образом, телеология выступает как основа функционального подхода к описанию действительности. При этом все явления, объекты, процессы оказываются пронизанными взаимной полезностью: «одно возникает ради другого» . Например, «в растениях полезные им части возникают ввиду определенной цели... листья ради защиты плода... корни растут не вверх, а вниз ради питания» и т. д.

Все эти объяснения на основе аппеляции к цели и пользе были отвергнуты наукой Нового времени как, по

1 И тем не менее в эвристических целях такое утверждение иногда обсуждается даже физиками, например электроны Р. Фейн- мана, летящие из будущего в прошлое и кажущиеся поэтому протонами . сути дела, ничего йе объясняющие, поскольку в телеологических и функциональных объяснениях не содержится ничего, кроме констатации факта и непроверяемых утверждений о цели , , , .

Бесплодность телеологии внешних целей была ясно показана в пародийном афоризме Ф. Энгельса: «кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца» .

Особую позицию по рассматриваемому (как и по многим другим) вопросу занимал Г. Лейбниц, не считавший необходимым порывать с научным наследием Аристотеля и средневековых схоластов. Одной из основных тем в творчестве Лейбница была идея о гармонии мира: существующий мир есть наилучший из возможных миров . Выражаясь в более современных терминах, это значит, что объект ведет себя оптимально, наилучшим в некотором смысле образом. Например, падающий камень падает оптимально в том смысле, что из множества возможных траекторий падения он выбирает ту, на которой достигается минимум действия , , . Эта фраза имеет ощутимый оттенок антропоморфизма: объект «просматривает» возможные варианты своего поведения и «выбирает» тот, который в наибольшей степени соответствует цели; либо кто-то или что-то вне объекта просматривает его возможные траектории и выбирает ту, которая экономит действие. Возможность выбора, свобода воли приписываются не только разумным существам, но и неживой материи, например камню или электрону Тезис Лейбница о предустановленной гармонии применительно к миру в целом и к социально-экономическим явлениям в частности в основном не встретил поддержки; известна, например, уничтожающая критика этого тезиса Вольтером.

Совершенно неприемлем антропоморфизм был и для механики, физики и других наук о неживой природе.

Кроме того, утверждение, что реально наблюдаемая траектория наилучшая из возможных, нельзя проверить, так как реальную траекторию нельзя сравнивать с возможными, но ненаблюдаемыми. Тем не менее вариационные принципы интенсивно разрабатывали (Мопертюи, Гамильтон, Якоби, Лагранж, Ферма и др. , , ). В конечном счете на основе этих принципов получались те же траектории, что и в результате решения каузальных уравнений (например, уравнений Ньютона), ггрйчем в ряде случаев вариационные прийцйпы приводили к более простой и изящной математической формулировке задачи, чем построение каузальных уравнений. Это обстоятельство узаконило их существование, но в основном только в качестве эвристической процедуры, удобного математического приема.

В более широком аспекте точка зрения на телеологию как на хороший в ряде случаев эвристический принцип была сформулирована И. Кантом . В соответствии с этой точкой зрения финальные причины изгонялись из онтологии, но в методологическом плане было допустимым проводить аналогию между поведением организмов, сообществ, организаций - систем различной природы - и сознательным целенаправленным поведением человека. В результате утверждение, что объект (например, камень) движется по наилучшей из возможных траекторий воспринималось не буквально, а как своего рода метафора.

Необходимость даже слабой методологической телеологии в духе И. Канта была затем поставлена под сомнение результатами Ч. Дарвина по теории эволюции . Используя два ключевых термина «слепые вариации» и «селективный отбор», он описал кажущуюся целенаправленной эволюцию живой материи без обращения не только к онтологической телеологии (финальные причины, функционализм), но и без обращения к методологической онтологии. Приспособленность (целенаправленность) реально существующих систем объясняется просто тем, что неприспособленные системы элиминируются, вымирают. Устремленность к некоторой цели оказывается иллюзорной.

В биологии теория Ч. Дарвина в настоящее время уточняется и дополняется ; но в общенаучном плане схема описания изменений как результата случайных, ненаправленных воздействий и селективного отбора их результатов стала общепризнанной (виртуальные частицы, системы авторегулирования, включающие случайные поисковые действия и т. д.).

В экономической науке и более широко - в социально-экономических науках эта схема нашла отражение в теориях конкуренции: неэффективные экономические агенты (социально-экономические системы) неконкурентноспособны и элиминируются более сильными соперниками. В наиболее крайних формах эти идеи нашли отражение в доктринах так называемого социал-дарвинизма1 которые вызвали критику К. Маркса и Ф. Энгельса.

Оттеснение телеологии на задний план и даже полное ее вытеснение из многих областей науки, преобладание стандартных причинно-следственных описаний, базирующихся на тезисе о тотальной закономерности в мире, вели, однако, к ряду затруднений и ко многим спекуляциям на этих затруднениях. Так, Р. Штаммлер усматривал противоречие между марксистским тезисом об исторической необходимости и закономерности социалистической революции и тезисом о необходимости сознательной деятельности в этом направлении: зачем помогать свершению события, которое неизбежно наступит? кому придет в голову организовывать партию для содействия лунному затмению? .

В рамках механистического материализма, механистической каузальности такого рода парадоксы действительно неразрешимы. Существенным моментом является осознание человеком своего места в мире, активное его изменение в своих целях на основе познания управляющих им законов; своего рода отстранение человека от существующего мира. «Животное,- по словам К. Маркса,- непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания... Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино» . В этом смысле и следует понимать слова В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» .

Деятельность общественного человека - преобразование природного материала и общественных отношений - целенаправлена. Даже «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове,- говорит в 1-м томе «Капитала» К. Маркс.- В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально» . Анализ экономической деятельности не имеет смысла без оценки целенаправленности этой деятельности, даже если речь идет об отдельном, индивидуальном хозяйстве. Тем более важны проблемы установления реальных целей, количественного их описания, измерения степени их достижения и т. п. в плановой экономике.

Относится к «О системной нейрофизиологии»

Целенаправленное поведение


Интернет переполнен сайтами с гуру-наставлениями о том, как суметь задать себе цель и непреклонно следовать ей в розовое будущее, не сильно парясь, а лишь правильно выполняя некие мантры и вгоняя свою психи ку в некое "особое" состояние. Ни один автор ни одной из этих теор ий, судя по сказанному, не имеет представления о сути того, что он легко и небрежно называет целью, но это нисколько не мешает очень уверенно убеждать, и предлагаются множество семинаров, обещающих научить как нужно ставить и достигать цели.

В статье будет раскрыто то в механизмах психи ки, что составляет суть внешне наблюдаемого проявления психи ки: "цель".

Немалую путаницу вносит то, что слово "цель" возникло и получило смыл тогда, когда не было понятно, что именно порождает те внешне наблюдаемые проявления психи ки, которые дают повод говорить, что у субъекта есть цель. И это - одна из тех поверхностно определенных, но общеразделяемых абстракций, среди всех других, которыми пытались как-то характеризовать проявления психи ки: эмоции, ощущения, чувства, воля, мотивации и т.п.

«Учение о цели» (телеология) известно не одно тысячелетие и поначалу исходило из представлений о целях Бога, которые как бы следовало различать от физической причинности событий в мире. И в самом деле: любая цель субъекта внешне (объективно, с точки зрения физического описания) никак не выделяема из цепей причинностей (процессов взаимодействий): если кто-то кинул камень, то физически все описывается только взаимодействиями, а психи ка - нематериальна . Но ведь прохождение определенных процессов, заставивших лететь камень в определенном направлении, явно управляемо чем-то, впрочем не более того, как трещина в камне "управляема" сильным нагревом солнца и провоцируется неравномерностью в структуре камня. В эволюции форм вещества возникают такие вот локальные, не термодинамические образования, в некоторых случаях имеющие преимущества перед другими формами в том, что более стабильны в некотором целостном состоянии, преодолевая разрушающие воздействия, и это выделило такие формы , некоторые из которых мы называем живыми существами и, более того, из них выделило разумные существа, обладающие теми качествами, которые мы называем волей и проявляющие целенаправленность своих действий.

Этот вопрос о целенаправленности, качестве его различий от причинности и свойства несколько тысячелетий заботит мыслителей. Попытка определить "живое" как имеющее "цель" требует определения того, что такое "цель", определить то, по отношению к чему корректно задать вопрос: "для чего?" (что само по себе неопределенно, например, вполне можно спросить для чего ездят автобусы, хотя у самих автобусов цели нет). Так, в статье Информация как основа жизни

Целенаправленное действие отличается от спонтанного тече­ния событий прежде всего тем, что оно повышает вероятность осуществления «события цели». Насколько повысится эта ве­роятность – зависит от искусства исполнителя, от степени его осведомленности о путях достижения цели и о наличии в его распоряжении необходимых ресурсов. Но, независимо от этого, любое целенаправленное действие характеризуется именно по­вышением вероятности достижения цели, и величина эта позво­ляет судить об его эффективности.

Можно представить себе ситуации, когда это - не так. Например, поставив целью пройти по узкой доске над пропастью и именно из-за боязни и осознания рискованности цели упасть, в то время как в бессознательном, сомнабулическом состоянии пройти можно легко.

Самое главное в целенаправленном действии – это механизм, который его осуществляет. Такой механизм можно назвать «оператором». В искусственных устройствах – это машина, изготовленная человеком, или какое-либо иное соору­жение, сделанное живыми существами, а в живых организмах это сам организм, его тело, его строение, его навыки и умение пользоваться имеющимися ресурсами для достижения своей це­ли . - т.е. цель определяется через "живое" :)

В учебнике Целенаправленное поведение и описание цели :

Основная задача, которая решалась в пионерной работе Н. Винера, А. Розенблюта и Д. Бигелоу 1943 г. «Поведение, целенаправленность и телеология» (см. в , с. 285-294), заключалась не столько в указании на важность понятия целенаправленности и в классификации поведения на основе этого понятия, сколько в формулировке (хотя бы и неточной) операционального определения целенаправленности и целенаправленного поведения. Это определение содержится в следующей фразе: «Можно считать, что всякое целенаправленное действие требует отрицательной обратной связи» . Из этого следует, что для ответа на вопрос, ведет ли себя данная система целенаправленно, надо установить, во-первых, наличие или отсутствие канала обратной связи в системе и, во-вторых, используется ли обратная связь для корректировки поведения.

... Менее физикалистское определение Э. Нагеля , представляется, по сути дела, эквивалентным. По Э. Нагелю, система, состоящая из нескольких независимых элементов (процессов, предметов, подсистем, индивидов и т. п.), находящаяся в некотором состоянии G (проявляющая свойство G, осуществляющая способ поведения Сит. п.), целенаправленна, если она, будучи выведена из состояния G в результате произвольн ого или вследствие действия внесистемной причины изменения одного из элементов системы, будет изменяться в направлении G в результате компенсирующего воздействия остальных элементов системы. При этом не предполагается, что система обязательно вернется в состояние G (достигнет цели G).

Очень простое, но тем не менее весьма эффективное операциональное определение целесообразного поведения, принадлежащее М. Л. Цетлину, которое в равной степени пригодно и для детерминированных и для стохастических систем. По М. Л. Цетлину, система ведет себя целесообразно, если в ситуациях выбора она обеспечивает меньший в среднем штраф за «неадекватн ое» поведение, чем средний штраф, получаемый в случае равновероятного выбора действий (, см. также , ). В определении также нет ссылки на «поведение, целью направленное»; оно операционально в том смьтсле, что установить, является ли повед6нием целенаправленным, можно на основе наблюдения за реальным поведением системы. Утверждения о целенаправленности в смысл е М. JI. Цетлина вполне проверяемо.

М. Месарович доказал теор ему, которая в общей теор ии систем является аналогом теор емы К. Геделя о неполноте. Пусть имеется система (5.1). Введем обозначения: Х0 а X - множество допустимых входов системы; Y0 с: Y - множество желательных выходов и Уг a Y - множество нежелательных выходов. Назовем систему (5.1) непротиворечивой, если выполняется

YO(\Y1=0, (5.3)

и полной, если выполняется

YoUY^Y. (5.4)

Теор ема М. Месаровича гласит: система, для которой указаны множества Уг и Х0 (множество нежелательных выходов и множество допустимых входов) либо неполна, либо противоречива .

Эта теор ема накладывает, в частности, ограничения на наблюдаемость целей и возможности описания (а также и создания) целенаправленных систем, поведение которых нельзя адекватн о описать в терминах слепых вариаций и селективного отбора. Ограничение это носит тотальный характер. В этом смысл е противопоставление ограниченного формального мышлени я некоему неформальному, человеческому мышлени ю неправомерно. Т. Шэнди так и не смог полностью описать свою жизнь - ему не хватило на это времени. Тот, кто заявляет «я лгу», создает проблему не только для логиков - он и сам не может приписать валентность своему утверждению. Полная рефлексия о целях вида: «цель выбора цели выбора цели... и т. д.» неосуществима так же, как программа для ЭВМ, составляющая свой текст.

Можно заметить, как попытка дать определение слова "цель" (так же как и слова "жизнь") без заранее определенной границы использования этого определения приводит к такой же безнадежности, как попытка определить слово "Бог". Такое определение никогда не будет корректным и применимым практически (см. Символы, определения, термины. и Методолог ия утверждений и этика обсуждений -). Поэтому в статье будет задана такая граница использования - по наличию определенных механизмов личной адаптивн ости у особи. Такими механизмами является то, что при внешнем наблюдении мы называем сознанием и то, что на уровне механизмов вполне однозначно идентифи цируется . При этом, в рамках таких механизмов с проявлениеями наличия "цели" коррелирует характерное сочетание доминирующей актуальности проблемы и выполнение осознанных действий по ее решению, что на уровне механизмов будет конкретизировано ниже.

Понятие цели (не путать с "мишень" и т.п. перекрывающими смысл словами) связано с поведением тех существ, которые имеют механизм адаптации своего поведения в зависимости от изменяющихся условий в виде способности 1) выработать новый вариант поведения и 2) проверить желательность его последствий для себя. Падающий кирпич или даже планирующий кленовый вертолетик не имеют личного отношения к случающемуся с ним, не имеют цели, они просто подчиняется причинности окружающих условий во взаимодействии с собственными качествами и никак не препятствуют ей какой-то своей новой особенностью, которой раньше не было, и она появилась только при соприкосновении с нежелательным или желательным воздействием новых условий. Вот этим причинность такого существа отличается от безразличной причинности и может условно различаться, позволяя называть существо целеустремленным. Желательность или нежелательность - тоже условность для внешнего наблюдателя, но характеризующаяся наличием в механизме адаптивн ости того распознающего эти качества элемента, которое может оказывать влияние на образование нового качества взаимодействия со средой, изменяющей взаимодействие или в сторону избегания или в сторону активного участия во взаимодействии. Наличие такого механизма личной адаптивн ости и есть ограничение на использование слова "цель". У виноградной улитки не может быть цели, а у вороны и человека во многих случаях (осознанного отношения) - может, проявляясь в актах целенаправленного изменения поведения в новых условиях, а в старых, уже привычных цель не нужна потому, что уже есть наработанные качества, вполне приемлемые для данных условий.

Такой подход делает определение слова "цель" достаточно корректным для практического использования (в отличие от субъективного размышлени я, философствования), позволяет однозначно обозначать им проявления вполне определенных механизмов психи ки. Со словом "цель" коррелирует наличие доминанты активности преобладающе высокой значим ости , поддерживающая актуальность нерешенной задачи. Эта доминанта возникает в момент прерывания фазы автоматизма для осознания того, что являясь очень важным, обладает настолько большой новизной (условий, сильно отличных тем, в которых этот автоматизм выработался) , что опыт подсказывает критически большие сомнения в желаемости результата, если продолжать вести себя привычным образом. Важность же получения результата настолько высока для данной особи, что даже если нет времени на размышлени е, то эта фаза остается активной, поддерживаясь высокой значим остью и формируя направленность творческих действий по решению проблемы (мотивацию), достижения желаемости результата.

В самом общем плане цель - абстракция для обозначения проявлений психи ки, характерных для доминирующей (самоподдерживающей своей актуальностью) мотивации актуальной задачи, когда реализуется намерение найти решение .

Данная формулировка лаконично использует такие понятия как "психи ка", "доминанта", "мотивация", "намерение", которые описываются в О системной нейрофизиологии О системной нейрофизиологии материалах О системной нейрофизиологии и здесь кратко можно раскрыть следующим образом.

Психи ка - то, что проявляется объективно как наличие способности личной адаптивн ости к новым условиям, субъективно - как субъективизированные образы текущего осознания, и что имеет механизмы, позволяющие субъекту находить новые варианты поведения в новых условиях (см. Организация механизмов психи ки).

Доминанта - поддерживаемое актуальной значим остью и преобладающие среди других актуальностей возбуждение прерванной для осознания фазы цепочки поведенческого автоматизма .

Мотивация - всегда осознаваемый, наиболее (не)желательный и увереннный в данных условиях (несколько отличных от привычных, т.е. есть новизна, вызвавшая осознание фазы выполняемого автоматизма) прогно зируемый вариант действия , который может вступать в конфликт с прежним опытом, вызывая волевое усилие для его осуществления.

Стоит обратить внимание, что мотивация - это не просто потребность, а провоцирующее направление в достижении желаемого, т.е. тот контекст всех прогно стических вариантов, который склоняет к определенной группе желательных исходов таких вариантов. К примеру, как бы ни была сильна боль, мотивация к определенным действиям возникнет только когда будет прогно зироваться достаточный шанс результативности (получения желаемого). Желаемое без определенной целенаправленности - не есть мотивация. Желание избавиться от боли должно иметь прошлый опыт такой возможности и тогда это мотивирует нахождение способов избавления, когда есть какие-то прогно зы возможности этого, иначе будет состояние пассивного смирения с существующим.

Реализующееся намерение - вполне взвешенное, т.е. осмысл енное до высокой уверенности, намеренное решение , выполняемое или ожидающее пускового стимула (отложенное до момента возможности выполнить), с достаточно высокой уверенностью желательности последствий (прогно зируемый риск в данных обстоятельствах), т.е. уверенное решение что-то совершить при подходящей возможности.
Условие, что намерение должно быть уже полностью подготовлено к реализации (или уже реализуется или ожидается подходящий момент для этого) отделяет от предположительного намерения, колебаний и декларирований (субъективных или в коммуникации с другими особями) того как хорошо бы решить проблему. Это радикально ограничивает условия применения определения.
Так, кошка, выслеживая добычу, имеет цель выслеживать, но еще не напасть на нее, и если вместо мышки вдруг появится собака, вместо намерения напасть возникнет цель - убежать. При этом у кошки реализовалась более общая цель - добыть еду, т.е. имеет место иерархия целей, связанная с иерархией эмоциональных контекст ов , образующих вложенные доминанты актуальности в зависимости от конкретики текущих условий. Более общая цель выполняется как последовательность составляющих, - в зависимости от условий и осмысл ивания ситуации. Эта сложность хорошо иллюстрирует то, что понятие "цель" - искусственно возникает из необходимости описать соответствие давно употребляющегося слова и механизмов адаптивн ости, которые не нуждаются в таких конкретизациях.

Фактически, цель образуется на основе прежнего опыта прогно зом того, что, согласно этому опыту, имеет при данных обстоятельствах (сочетаний специфических признаков условий) достаточно уверенную оценку возможности получения желаемого результата и некие представления о том, за счет каких действий такой результат может быть получен. Такой прогно з можно назвать целеобразующим.

Уверенность в успехе достижения цели может быть иллюзорной, не выполнятся в реальности, принося разочарования, но с каждой попыткой опыт и навыки достижения желаемого, достижения цели все более совершенствуются, прогно зы становятся все более адекватн ыми реальности.

Итак, нахождение цели определяется мотивацией решения актуальной проблемы, которая может становиться доминирующей на долгое время нахождения приемлемого решения. А цель - осуществляемое намерение найти рабочий вариант успешного поведения (плана системы пробного поведения) в рамках такой мотивации и/или осуществить его. Реализуемая практически цель позволяет сделать оценку того, насколько желаемо полученное и скорректировать навыки использования прогно зов для целеобразования и творческого решения проблемы.

Первоочередные, самые важные цели формируют одну или даже несколько постоянно активных доминант первоочередной актуальности (они или не гасятся во время сна или очень легко опять активизируются провоцирующими стимулами восприятия).

Для возникновения доминанты нужно, чтобы восприятие текущего субъективизированного (ранее осознаваемого и имеющего связь со значим остью - смысл образа в данных условиях) образа восприятия-действия , , , на который перешло осознаваемое внимание, в прогно стических подвозбуждениях привело к оценке: в таких обстоятельствах нужно найти новое решение. Стоит различать мотивационную доминанту - как постоянно активный субьективированный образ актуальной проблемы и контекст ное воздействие системы значим ости, склоняющее к переключению эмоционального контекст а для удовлетворения данной потребности (например, выброс нейромедиаторов и гормонов, переключающий на половое поведение).

И еще стоит различать те старые субьективированные образы, которые в новых условиях становятся неприемлемыми и требуют волевого усилия, чтобы сделать что-то вопреки старым представлениям. Это - не вполне сформированная мотивационная доминанта, а лишь несоответствие прежнего автоматизма новым реалиям, которое может и не породить решения найти выход, но при осмысл ении такого дискомфорта может стать и доминантой внутреннего псих.конфликта, что, конечно, так же требует решения, и может быть поставлена цель найти решение (есть некоторая надежда на возможность решения), а затем - цель - претворить это решение в жизнь, а не просто пассивно мириться с этим. Т.о., противопоставляется уже сформированная доминанта актуальной проблемы с намерением найти решение и доминанта пассивной констатации безнадежной, но актуальной проблемы. Первая проявляется как то, что человек имеет цель, вторая - как наличие псих.проблемы.

Самым естественным образом (непринужденно, не искусственными приемами "мотивирования") цель возникает когда требуется найти новое решение и есть надежда на успех. Себя не обманешь: момент такой ситуации должен быть достаточно значим ым именно для субъекта, а не просто декларированным, иначе лень не позволит возникнуть доминанте проблемы и сделать ее целевой. Привнести значим ость извне, лишь сознавая, что это было бы хорошо, почти невозможно, нужно иметь активную желательность этого. Конечно, есть немало способов самомотивироваться, такой навык вполне можно развить, но любые методы должны непосредственно затрагивать личную систему значим ости, а не просто декларировать то, как это нужно. Так, бесполезно пытаться выучить чужой язык, если у тебя нет к этому личного интереса или личной актуальной необходимости.

Цели нужно ставить не искусственно, а они возникают из естественного состояния "стратегической направленности" в какой-то важной, неотложной деятельности, - как актуальная необходимость решения проблемы. Эта стратегия поведения возникает как результат сформированного мировоззре ния, - системы личных интересов, которые непосредственно следуют за развитием личных навыков.

Вот почему не удалась победа коммунизма, и мы все не живем в светлом и разумном будущем, которое не построишь никакими революциями и искусственным насаждением каких-то ценностей.

У каждого человека, который развивает область приложения каких-то навыков, это сопровождается исследовательским интересом - для расширения и углубления своих возможностей. В самом общем плане это постепенно складывается в виде наиболее общей системы взаимосвязанного понимания - мировоззре ния , которая выполняет роль основы для возникновения мотивации развития отдельных исследовательских интересов и необходимости решения текущих актуальных проблем.

Если у ребенка поначалу есть просто интерес, обусловленный ориентировочной реакцией , он протягивает руку к незнакомому предмету, который привлек его внимание, то, освоившись с предметом, замечая его взаимосвязи с другими предметами, которые так же привлекли внимание, образуется область понимания этой системы взаимосвязей и возможности их использования для себя для получения желаемого результата. Образование же предметной области деятельности и исследования человека вытекает из этого и у каждого индивидуально. Общий исследовательский интерес данной предметной области на основе мировоззре ния (включая наработку методолог ии исследования) формирует стратегию, являющую контекст ом тактики конкретных исследовательских актов.

Доминирующая мотивация нерешенной проблемы - основа гениального состояния. В статье Творчество и вдохновение :

Состояние гениального творчества это, прежде всего, постоянное нахождение в состоянии осмысл ивания захватившей идеи творчества, постоянная и доминирующая активность мозга (доминанта), не гасящаяся даже во сне, настолько она значим а и постоянно подпитывается активностью почти любых других областей восприятия. Она не возникает вдруг и на пустом месте, а является следствием упорного исследования какой-то проблемы, очень важной для исследователя (такой проблемой может быть и любовь).

Но сама по себе такая доминирующая активность цель не ставит, она лишь провоцирует фокусировку внимания на то, где может сформироваться цель, и пока этого не случилось проявление этой доминанты можно обозначить подходящим словом: "мечта". Такая доминанта может очень долгое время самоподдерживаться, но никак не приводить к практическим действиям или даже обдумыванию возможности практических действий, но может порождать множество снов наяву (прогно стических цепочек образов ситуаций, последовательно разворачивающихся по механизму сновидения ), питаемых любыми новыми впечатлениями в восприятии, как-то связанными с темой мечты. Своей пассивной созерцательностью мечты отличаются от активного творческого нахождения решений. Но с каждым новым сном наяву накапливается багаж таких пассивно осмысл енных сопоставлений с предыдущим опытом, что может дать надежду и возможность переоценить мечту как доступно доступную для воплощения. И если это случается, то множество уже закрепившихся за мечтой оценок желаемости может оказаться в удручающем несоответствии с реально полученным.

Потребности. Существуют потребности в пище, воде, сексуальном удовлетворении, температурном комфорте, устранении болевого воздействия. В разных условиях эти потребности порождают разнообразные эмоции. С этой точки зрения не существует эмоции любви в ее человеческом смысле. Любовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрением данного общества. В зависимости от обстоятельств, любовь порождает эмоции радости, восторга, благодарности, обиды, печали, негодования.

Если исключить человека, то многообразные потребности живых организмов сводятся к одной - к поддержанию своего индивидуального и видового существования. Наличие потребностей обусловлено самой природой живого и многие имеют врожденный характер. Кроме голода, жажды, полового влечения, к врожденным потребностям относится сон, сохранение своей целостности, забота о потомстве, получение внешней информации, тренировка мышечной системы и внутренних органов, поддержание определенного состояния внутренней среды.

Условия воспитания способны существенно изменять степень и формы проявления врожденных потребностей (у обезьянки замена родной матери куклой - формирует у нее пренебрежение к своему потомству и т.п.).

Всякая потребность имеет свою субъективную и объективную меру.

Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в обмене цикла трикарбоновых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих (Уголев). Этот сдвиг воспринимается рецепторами пищевой области головного мозга и периферии. Большое значение имеет при этом сигнализация из желудка. Искусственное наполнение желудка требует усиления прямого электрического раздражения центра голода в мозгу для получения пищевого поведения. Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клетки гипоталамуса. Это приводит к сокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные нервные окончания, что приводит к ощущению жажды (Дерябин).

Влечения - есть целенаправленная потребность, обращенная к объектам внешней среды, которые могут обеспечить ее удовлетворение, и являются мотивом для целенаправленного поведения ( мотивацией ).

Во многих случаях влечения носят врожденный характер. Но у высших животных, особенно у человека, возникает необходимость замыкания новых условных связей для того, чтобы потребность обрела цель. Голодный ребенок до определенного возраста реагирует на потребность в пище криком, а не поисками пищи.

Всякое действие есть обязательно движение, преследующее определенную цель (целенаправленное поведение). Живое существо удовлетворяет свои насущные потребности, взаимодействуя с окружающей средой. Различают два вида такого взаимодействия - контактное и дистанционное.

При контактном - влияние уже началось, и цель действия - продлить или ослабить его действие. При дистанционном взаимодействии живая система оперирует с самим источником полезных или вредных влияний. Отсюда проистекает возможность и упреждающего взаимодействия, и полного предотвращения воздействия.

Дистанционное действие делят на 3 категории:

1. Действие, направленное на овладение полезным объектом.

2. Действие, направленное на избегание опасности.

3. Действие по устранению факторов, препятствующих удовлетворению потребности (борьба).

раздражением или внешним стимулом.

Определения поведения разные у разных специалистов. Вот некоторые из них:

Поведение - одно из средств приспособления к внешним условиям и к их

изменениям;

Поведение - то, что животное или человек делает;

Поведение - координированная мышечная деятельность;

Поведение - ответ на изменения внешней или внутренней среды организма;

Поведение - адаптивная, приспособительная реакция организма и т.д.

Подходы к классификации видов поведения также разные. Психологи связывают поведение с характером личности, темпераментом, характером установок и мотивов; этологи делят по характеру самого поведения - оборонительное, защитное, половое, пищедобывательное; по характеру направленности поведения - тропизмы, таксисы; по этапам - подготовительное, завершающее и т.п. Клиницисты выделяют агнозии, апраксии - нарушения поведения, которые не могут быть объяснены с позиции рефлекторной теории.

Жизнь - это смена множества мотивированных поведенческих проявлений. С точки зрения физиологии, целенаправленное поведение - это вид поведения, направленный на реализацию конкретной мотивации.

Квантом поведения по Декарту является реакция. Теория ФС берет в качестве элемента поведения элементарный поведенческий акт - квант поведения. В связи с этим различают 3 вида поведения:

1. Целенаправленное поведение, направленное на удовлетворение мотивации (ЦП).

2. Целенаправленное действие (ЦД) - совокупность способов для достижения цели, этап и элемент ЦП.

3. Целенаправленный акт (ЦА) - минимальный квант поведения, минимальный акт, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели.

По Судакову:

Жизнь = сумма ЦП = сума ЦД = сумма ЦА .

Целенаправленная деятельность всех живых существ строится по единому принципу: потребность - мотивация - целенаправленное поведение - удовлетворение потребности - оценка результата действия.

Центральная архитектура поведенческого акта развертывается во времени, хотя и очень коротком (миллисекунды).

1 стадия - Афферентный синтез . . На основе биологической потребности возникает биологическая мотивация . Это - врожденные механизмы мозга. Они сами могут строить поведение, без афферентных сигналов (инстинкты). Чем выше эволюционно, тем меньше удельный вес чисто врожденных механизмов в осуществлении целенаправленных реакций. Все же на первых этапах постнатальной жизни есть формы поведения, обусловленные врожденными механизмами.

Биологические мотивации при формировании поведения используют генетическую память - поиск соска, лечебной травы и т.п.) Высшие животные и человек используют еще один компонент - действие обстановки (обстановочная афферентация). Показано в опытах на обезьянах, что если раздражать латеральный гипоталамус, то можно стимулировать центр голода (навязывается мотивация голода). Если же вся стая бежит от опасности, то стимуляция центра голода не дает обычного эффекта. Значит - внешние условия оказываются более императивными.

Другой опыт. Кролик обучается тянуть за кольцо - с пищевым подкреплением, причем получает пищу только после включения на фоне обстановочного раздражителя - зуммера. Потом такому кролику вживляют электрод в латеральный гипоталамус. При раздражении вне камеры он ест, а камере стимуляция тем же током

эффективна только при наличии зуммера. У человека обстановка тоже подавляет биологические мотивации (человек в президиуме).

Построение целенаправленного поведенческого акта на стадии афферентного синтеза осуществляется при взаимодействии мотивационных и обстановочных возбуждений и строится по доминантному принципу. Ведущей является более важная в биологическом и социальном отношении мотивация. Для человека более ведущими, как правило, являются социальные воздействия.

Большое значение вместе с генетической памятью имеет и индивидуальная память . Она формируется при неоднократном удовлетворении потребности. Пример - динамический стереотип, когда сама память является стимулом для целенаправленного поведения.

Реакция зависит от значимости сигнала. Оценка этой значимости происходит даже во сне, так как мозг не спит, отключено только сознание. Однако при бессознательной оценке мозг работает локально, нет генерализации ответов. Таким образом, нейрофизиологически разница между сознательным и подсознательным - в степени генерализации возбуждения. Сознание - это новое качество, требующее активации всей ЦНС.

Когда мы работаем, мы не ощущаем среду, но эти возбуждения существуют, хотя не доходят до сознания (одежда, стул, шум в комнате) - я сказал и вы почувствовали, т.к. на эти раздражители переключилось внимание и они достигли сферы сознания). Сознание обеспечивает сосредоточение внимания на главной цели, но все то, что готовит эти реакции - осуществляются на подсознательном уровне.

Если говорить о центральных механизмах целенаправленного поведения, то первая стадия формирования ФСЦП - афферентный синтез - осуществляется на уровне подсознания Сознание подключается позже, на уровне принятия решения или в случае рассогласования акцептора действия с его результатом.

Автоматические реакции осуществляются на уровне подсознания. Чем более автоматизирован поведенческий акт, тем больше память определяет деятельность (подсознательное выполнение действия, работа на конвейере, ходьба и т.п.). Любимое место в зале, любимый путь домой, обстановка для чтения и т.п. - организм стремится к стереотипии, так как это требует меньше энергии.

Четвертый компонент афферентного синтеза - пусковая афферентация последняя капля для того, чтобы предпусковая интеграция проявилась). В качестве пусковой афферентации может выступать любой раздражитель и время (конец лекции - и все бегут в столовую).

В процессе афферентного синтеза используются следующие механизмы:

1) восходящие активирующие влияния подкорки на кору;

2) механизмы множественной конвергенции возбуждений на нейронах коры;

3) механизмы доминанты.

Все эти возбуждения практически конвергируют на любых нейронах, но больше - на нейронах лобной доли.

На стадии афферентного синтеза решается несколько вопросов: " что делать? " и "когда делать ?". Стадия афферентного синтеза заканчивается принятием решения к действию, а принятие решения уже ведет в свою очередь к формированию модели действия и ее реализации. Стадия афферентного синтеза это стадия сомнений, на которой идет перебор возбуждений, формируются (по Симонову) эмоции.

2 стадия - Принятие решения .. На стадии принятия решения животное направляет поведение в одном направлении, намечается жесткая линия поведения, освобождается от лишних степеней свободы. Талантливый мозг - тот, который может быстро отбросить избыток информации и принять точное решение! Для того, чтобы это можно было осуществить, на этой стадии регуляторные аппараты ФСЦП анализируют информацию о состоянии всех потенциальных исполнительных механизмов, всех органов и мышц, которые могли бы быть вовлечены реализацию ЦП. Формируется т.н. "эффекторный интеграл " - картина состояния исполнительных органов. В зависимости от результатов такого анализа формируется ответ на вопрос "как делать ?", в какой последовательности включать отдельные кванты поведения.

Например, на ветке сидит обезьяна, которая хочет достать банан, расположенный выше. Теоретически она может это сделать, включив в действие любую из ее четырех конечностей. Но если одна из них занята детенышем, а второй она держится за ветку, значит остается только две степени свободы для выбора. Естественно, выбор будет зависеть и от высоты, на которой висит вожделенный плод. В результате решение "что делать?" будет на языке нервных импульсов означать " сорвать банан, висящий на верхней ветке", "когда делать? - " немедленно!", а "как делать? " -«приподняться на правой задней конечности и правой передней сорвать банан». Одновременно в мозгу будет сформирован нервный образ модели будущего действия.

Все это целенаправленное поведение, однако, может быть разбито на составляющие его элементы (целенаправленные действия - 1) привстать; 2) сорвать); и на отдельные еще более мелкие кванты действия - поведенческие акты, из которых состоит действие. Каждый из этих элементов имеет свой промежуточный результат, который и контролируется регуляторными аппаратами на основе оценки обратной афферентации от рабочих органов, вовлеченных в действие.

3 стадия - Формирование акцептора результата действия . . Это очень важный аппарат в целенаправленном действии. Опыт 30-х годов Анохина: если у собаки выработать условный рефлекс на звонок + мясной порошок, а затем заменить его свежим мясом ("сюрприз"), то при этом собака смотрит с удивлением, принюхивается, бежит к экспериментатору, ищет мясной порошок и т.п. - только потом начинает есть мясо. Это значит - в мозгу модель подкрепления со всеми его параметрами не совпала с результатом. Если у орла подметить яйцо камнем той же формы, то он заметит подмену только если поднимет камень (рассогласование по весу).

В основе физиологических механизмов акцептора результата действия - конвергенция на одних и тех же нейронах командных импульсов и обратной афферентации от результата.

4 стадия - поведение .. Поведение заканчивается при совпадении модели и результата. Согласно Анохину, в этом случае организм вознаграждается с помощью аппарата положительных эмоций (удовольствия). Если есть ошибки в результате - включается ориентировочно-исследовательская реакция и усиливается отрицательная эмоция. Аппарат управления вносит коррективы в поведение и оно продолжается до тех пор, пока не поступит сигнал об удовлетворении потребности. Тогда ФСЦП прекращает свое действие, а информация о ходе удовлетворения потребности поступает в аппараты памяти (научение).

Необихевиористский термин, предназначенный для выполнения тех же семантических функций, что и более менталистский термин – намерение. А именно, целенаправленное поведение – реакция, или набор реакций, которые могут интерпретироваться только в терминах достижения известной цели. Э.К. Толмен однажды заметил: "От поведения разит намерением". Он был, конечно, прав, но для ортодоксальных бихевиористов было бы намного удобнее, если бы он сказал: "От поведения разит целенаправленностью". Так поэтично.


Смотреть значение Целенаправленное Поведение в других словарях

Поведение — При положительной оценке.
Безукоризненное, безупречное, беспорочное (устар.), благонравное (устар.), благопристойное, благоразумное, благочинное (устар.), деликатное,........
Словарь эпитетов

Поведение Ср. — 1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим. 2. Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка. 3. Реакция организма на то или........
Толковый словарь Ефремовой

Поведение — поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, Образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. Мое поведение, я знаю, непростительно........
Толковый словарь Ушакова

Неконвенциональное Поведение — - незаконное либо противоречащее общепринятым политическим нормам поведение.
Политический словарь

Поведение — - взаимодействие субъекта с окружающей средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; в практическом плане - наблюдаемые, поддающиеся........
Политический словарь

Поведение Девиантное — (‹ лат. deviatio отклонение) - 1) поступок, действие человека, несоответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данной обществе нормам (стандартам,........
Политический словарь

Поведение Политическое — - форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического........
Политический словарь

Поведение Электоральное — - разновидность политического участия. На его направленность оказывает влияние, прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой........
Политический словарь

Политическое Поведение — (POLITICAL BEHAVIOUR) - человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления. включает и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение) , и........
Политический словарь

Политическое Сознание, Политическое Поведение — Политическое сознание - это система знаний, идей, ценностей индивида, группы, общества. Политическое сознание можно также определить как отражение в сознании людей........
Политический словарь

Ролевое Поведение — - фактическое поведение субъекта в ходе исполнения им определенной социальной роли. По отношению к нормам исполнения этой роли может быть конформистским (следует нормам),........
Политический словарь

Стихийное Политическое Поведение Масс — - это неорганизованное и сравнительно необычное поведение большого количества людейСубъекты такого поведения: 1) толпа, 2) "собранная публика" и 3) "несобранная"........
Политический словарь

Дисфункциональное Поведение — (Suboptimization)

Решение, выполнение которого приводит к росту текущей прибыли центра ответственности, но вызывает при этом снижение прибыли предприятия в целом.
Экономический словарь

Информационно Несущее Поведение — - язык (гипертекст), представляющий собой
комплекс отображений пространства-времени, обозначенных в образах-понятиях
Экономический словарь

Поведение — -я; ср.
1. Совокупность поступков и действий кого-л., создающих целостное представление об образе жизни кого-л. Нервное п. диверсанта. Вызывающее п. экскурсантов. Женщина........
Толковый словарь Кузнецова

Неосторожное Поведение — См. Поведение неосторожное
Экономический словарь

Оппортунистическое Поведение — - это поведение человека, заключающееся в стремлении
реализовать собственные
интересы, которое сопровождается проявлениями коварства (О. Уильямсон). Известно........
Экономический словарь

Ответственность Государства За Поведение Отдельных Лиц — - в международном публичном праве - не получившая пока окончательного разрешения проблема, в основе которой лежит тот
факт, что
действия государства представляют........
Экономический словарь

Поведение Затрат (cost Behavior) — Изменение или отсутствие изменения в сумме по статье затрат, связанное с изменениями на уровне хозяйственной операции.
Экономический словарь

Поведение Неосторожное — правонарушение, которое направлено против личности и может носить как умышленный, так и неумышленный характер.
Экономический словарь

Поведение Потребительское — характерная
совокупность действий потребителей, раскрывающая их
цели и задачи в потреблении, их
предпочтения, величину
спроса на определенные
товары........
Экономический словарь

Поведение Предприятия — - описание функционирования предприятия в окружающей среде, предполагающее осмысленный (целенаправленный) характер его действий
Экономический словарь

Поведение Себестоимости (затрат) — - математически выраженная зависимость величины затрат от изменения в уровне деловой активности (объема производства или продаж); используется в управленческом учете........
Экономический словарь

Поведение Сотрудников В Организации — ORGANIZATIONAL BEHAVIORДеятельность менеджеров, связанная с
планированием,
управлением, целевой политикой и
финансированием, находится под
влиянием и сама влияет........
Экономический словарь

Поведение Экономическое — образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности, жизни.
Экономический словарь

Поведение, Ориентированное На Контроль — - стремление служащих вкладывать больше усилий в те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях,........
Экономический словарь

Потребительское Поведение — совокупность признаков и показателей, характеризующих
действия потребителей, включая их потребительские
предпочтения,
спрос на
товары и
услуги,........
Экономический словарь

Правомерное Поведение — - поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм или не противоречит нормам права. Такое поведение общественно необходимо и общественно полезно........
Экономический словарь

Прибылеориентированное Поведение — - стремление к получению прибыли на основе наиболее выгодного использования экономических ресурсов или их сочетания в ситуации конкуренции.
Экономический словарь

Рентоориентированное Поведение — - это любой
вид деятельности для получения
дохода из легального монопольного положения. Как правило, это
узурпация прав на
перераспределение государственных ресурсов.
Экономический словарь