Биографии Характеристики Анализ

История экономических учений как наука. История экономических учений - краткое изложение

Введение

2. Становление экономики как науки в учении меркантилизма, физиократизма, английской классической политэкономии

3. Развитие экономической теории в XX веке

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История человечества - это история экономики. Поэтому, изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.

Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Экономические воззрения возникли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий - таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций. При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий кладезь экономической мудрости. Процесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий, как прошлого, так и настоящего.

Использование принципа историзма в экономических исследованиях открывает широкие возможности для сравнительного анализа экономической мысли и хозяйственного развития различных стран и народов на разных ступенях их развития. Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Поэтому, чтобы понять экономическую науку нужно знать не только законы и принципы экономики в период своего времени, но и то откуда, из какого времени и при каких обстоятельствах зарождались основные вехи всех закономерностей это науки. Вероятно, прежде чем обращаться к конкретному изучению экономики, нужно получить хотя бы общее представление о магистральном развитии экономической мысли.

Актуальностью темы курсовой работы является то, что философы и ученые-экономисты жили в разные периоды времени и в разных странах, что послужило последствиями отличий их взглядов и решений тех или иных проблем.

Как уже известно, развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так же актуальностью являются проблемы, которые стояли в течение тысячелетий перед экономической мыслью. Так, самой архаической и в то же время самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, проблема товарно-денежных отношений. История развития экономической науки - это и история развития отношений обмена, общественного разделения труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связанны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью, - производство прибавочного продукта. Когда человек в одиночку не мог себя прокормить, у него не было не семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами. Вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли их. Даже женщины были общими, детей тоже растили вместе. Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, развились средства труда на столько, что один человек мог произвести больше, чем потреблял он сам, у него появились жена, дети, дом - собственность. А самое главное - появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение. По существу, смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производственных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих проблем национального хозяйства, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

Целью же курсовой работы является рассмотрение всех периодов жизни становления и развития экономической теории как науки, в частности: зарождение в древнем обществе, средних веках; становление в учениях меркантилистов, физиократов, классиков политической экономии; и развитие ее в современном обществе. Для того чтобы понять конкретно, в чем новизна каждой экономической мысли нужно проследить и сделать выводы, изучив взгляды всех ученых-экономистов, что и будет показано в курсовой работе.

1. Зарождение экономических знаний в древнем обществе

На сегодняшний момент исследованы лишь те вопросы экономического мышления древности, которые были отражены в письменных источниках. Поэтому начало изложения истории экономической мысли совпадает с возникновением первых цивилизаций - Древней Азии, Древней Греции, Древнего Рима.

К особенностям восточного рабства, которое зародилось в IV тысячелетии до н.э., относятся: существование наряду с частной собственностью рабовладельцев сельской общины; закабаление широких масс населения государством, в руках которого ирригационная система; распространение долгового рабства.

Одним из наиболее крупных древних восточных рабовладельческих государств было Вавилонское. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) охраняет экономическую основу рабовладельческого строя - частную собственность. Покушение на нее карается смертной казнью. Рабы приравниваются к имуществу рабовладельцев .

Наряду с признанием права частной собственности кодекс законов осуществлял правовую защиту личности непосредственных производителей. Так, запрещалось продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалось ростовщичество; тремя годами определялось долговое рабство независимо от суммы долга. Кодекс Хаммурапи представляет собой одну из первых попыток управления страной с помощью системы правовых норм.

Основные течения экономической мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI - III вв. до н.э. Основоположником конфуцианства являлся Кун-Цзы. В целях стабилизации общественного строя Китая он предложил программу морального совершенствования человека, которая включала в себя: уважение к старшим и вышестоящим, проявление сыновей почтительности, дружбу с братьями, регламентацию патриархальных отношений. Государство он рассматривал как большую семью, а правителя - как "отца народа".

Конфуций различал коллективную собственность и частное владение и отдавал предпочтение последней. Сословное деление общества, по его мнению, установлено Богом и природой. Но поскольку источником богатства является труд, постольку он призывал народ больше работать, но меньше потреблять.

Представителями конфуцианства были также Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы. Мэн-Цзы считал, что небо предписано простым людям кормить господствующее сословие. Исходя из этого он выдвинул своеобразный аграрный проект, по которому общинные земли делились на девять равных долей. Девятый участок (общественное поле) крестьяне должны были обрабатывать совместно, а урожай отдавать в распоряжение чиновников государства.

У конфуцианских идеологов были оппоненты - легисты, выступающие за управление страной посредством законов, а не ритуалов. Они являлись инициаторами реформ, направленных на подрыв патриархально-общинных отношений.

Важнейшим памятником Древней Индии является "Артхашастра", составление которой приписывается Каутилье. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия; стоимость вещей определяет количеством дней работы, а вознаграждение результатами труда; прибыль включает в цену товара в качестве прочих издержек.

В классической форме рабство, известное под названием античного, существовало в Древней Греции и Древнем Риме с I тысячелетия до н.э. и достигло расцвета в V в. до н.э. В отличие от восточного, становление античного рабства происходило на более высоком уровне развития. Вот почему этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений.

Зачатки экономической мысли Древней Греции обнаруживаются в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", в которых нашла отражение концепция натурального хозяйства.

В VII - VI вв. до н.э. рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развиваются торговля и ростовщичество. Реформаторы этого периода - Солон и Писистрат. Важнейшим моментом реформ Солона было запрещение долгового рабства, оно становилось уделом только иностранцев.

В период расцвета рабства экономическая политика ориентировалась на развитие торговли денежного хозяйства. В условиях кризиса рабства она становится более реакционной, так как ориентируется на защиту натурального хозяйства и аристократических форм устройства государства. Ксенофонт, Платон и Аристотель становятся ее выразителями.

Ксенофонта (430-354 гг. до н. э) многие считают первым экономистом, ибо именно ему принадлежит термин "экономика". Он впервые вводит понятия разделения труда и специализации. Его идеалом являлось замкнутое автаркичное натуральное хозяйство. В трактате "Домострой" он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремеслами и торговлей; рабов считал говорящими орудиями, осознавал их низкую производительность и рекомендовал шире использовать материальные стимулы . Заслугой Ксенофонта является то, что он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей. В этой связи он вошел в историю экономической мысли как ученый, который одним из первых понял преимущества разделения труда, его связь с размерами рынка.

Исследует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционируют трактовки базовых категорий, совершенствуются методы экономический исследований.

При первом знакомстве с историей экономических учений создается впечатление, что постичь ее невозможно, так как количество идей, авторов, теорий и необычайно велико, но постепенно становится очевидным, что новых идей и революционных прорывов в не так много. Экономическая теория достаточно легко поддается систематизации.

История экономический учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Знакомство с различными направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных , народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Изучение истории экономических учений позволяет выделить два типа анализа: позитивный и нормативный. Позитивная экономическая теория — часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная теория занимается суждениями о том, хороши или плохи экономические условия или политика, эти суждения имеют рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир. Экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) в конце Х1Х в. в период возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части.

Авторы наиболее значительных экономических теорий являются лауреатами премии памяти А. Нобеля, которая с 1969 года вручается за достижения в области экономических наук . В курсе истории экономических учений изучаются наиболее яркие из них.

Потребовались сотни лет, чтобы сформировались сегодняшние направления экономической мысли : неоклассическое, марксистское, неокейнсианское, институциональное и неоинституциональное, неолиберальное. Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.

Предмет истории экономических учений

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их достижения, а также отношениями, которые складываются между людьми, в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль — понятие очень широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, которые касаются хозяйственных отношений, это и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий.

Многообразна также и сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и хозяйственное законодательство.

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Экономические учения моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с 16 века.

Предметом курса истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере. Эти идеи изучаются в теориях отдельных экономистов, теоретическими школами, течениями и направлениями.

Изучение данного курса является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии, как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции истории экономических учений формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью экономической культуры. В процессе её изучения следует обращаться к научным биографиям известных экономистов, которые представляет и научный, и практический интерес для читателей.

Направления и этапы развития экономической мысли

Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин — означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классоформационному принципу (теория “буржуазная”, “мелкобуржуазная”, “пролетарская” либо “капиталистическая” и “социалистическая”), в том числе надуманной идеи противопоставления экономической теории по географическому принципу (“отечественная теория” и “западная теория”). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности, обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.

Предлагаемая на данном сайте структура курса истории экономических учении состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики.

Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:

  • раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики;
  • раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
  • раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) .

Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношении. И, во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не потому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли государство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.

Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса.

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики . Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.

В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы “новые” отношения, получавшие впоследствии наименование то “рыночных”, то “капиталистических”, распространились на все аспекты общественных отношений государства.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики . Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного “laissez faire” — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала “командные высоты” в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего “зла” капиталистического настоящего.

Вместе с тем “классики” совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов “чистой” экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей, прежде всего благодаря сохранению “верности” идеалам “чистой” экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом “языке” маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики . Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т. е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных “рецептов” на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — “капитализма” и “социализма” и соответственно “капиталистической” и “социалистической теории”. Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о “рыночной экономике” или “рыночных экономических отношениях”.

Наконец, следует отметить, что посредством предложенной в настоящем учебно-методическом пособии неклассовой структуры курса истории экономических учений преследуется решение двуединой задачи, а именно — обосновать, что необходимы деидеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни “всеобщее согласие”, ни “согласие большинства”.

Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия » и производный от него «экономика ». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда , высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки .

Основная статья: Экономическая мысль Средневековья

Меркантилизм

Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить всё, так как деньгами того времени были благородные металлы.

Физиократия

Физи́ческая эконо́мия, физиокра́тия - экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом изучения которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчинённые требованиями законов физики.

Классическая экономическая теория

Институционализм

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Мейнстрим

Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получила название мейнстрим (англ.) русск. .

Наиболее сильное научное течение на данный момент [ ] в мире - это неоклассика. Последние 10 лет [ ] ознаменовались расцветом нового институционализма , но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы - новое кейнсианство .

Между школами существовала соревновательность, но многие школы, существовавшие в одно время, не конкурировали между собой, так как занимались изучением различных аспектов экономики.

Исследования экономических учений

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера , первыми публикациями, посвящёнными изучению истории экономических концепций, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» в 1767 и 1768 годах. Также серьёзный анализ ранних экономических воззрений был проведён родоначальником современной экономической теории Адамом Смитом в его трактате 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов ». Шотландский учёный в данной работе рассматривает основные концепции того времени - меркантилизм и физиократию .

В XVIII веке вместе с развитием экономической теории появляются и работы, посвящённые изучению уже сложившихся экономических доктрин. Так, в 1824−1825 годах появляются обзоры экономических воззрений последователя Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллоха . В 1829 году французский экономист Жан-Батист Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 году выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома Бланки . В 1845 году выходит ещё одна работа Дж. Р. Мак-Куллоха «Политэкономическая литература». Также анализ экономических воззрений можно обнаружить в книге 1848 года немецкого экономиста Бруно Гильдебранда «Политическая экономия настоящего и будущего» и публикациях его соотечественника Вильгельма Рошера . В 1850-1868 годах выходит несколько статей, посвящённых обзору экономических доктрин итальянского учёного Франческо Феррары . В 1858 году русский экономист И. В. Вернадский выпускает «Очерк истории политической экономии». В 1871 году немецкий философ Евгений Дюринг публикует «Критику истории национальной экономии и социализма», а в 1888 году вышла книга ирландского экономиста Дж. К. Ингрэма «История политической экономии ».

В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов. Так, в 1805 году английский экономист Томас Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Британской Ост-Индской компании , в 1818 году в Колумбийском университете Нью-Йорка появилась должность профессора моральной философии и политической экономии, в 1819 году французский учёный Жан-Батист Сэй занял кафедру промышленной экономии в Парижской Консерватории искусств и ремесел. Политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в 1825 году в Оксфорде , в 1828 году в Университетском колледже Лондона , а 1832 году в Дублинском университете .

Среди российских работ по истории экономических учений XIX и начала XX веков выделяются «Очерк истории политической экономии» 1883 года И. И. Иванюкова , «История политической экономии» 1892 года А. И. Чупрова , «История политической экономии» 1900 года Л. В. Федоровича и «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» 1909 года А. Н. Миклашевского . В рамках книги «Экономические очерки », российский учёный В. К. Дмитриев анализирует основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена , модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов . Ценный вклад в изучение истории экономических теорий древнего Китая внес В. М. Штейн , осуществивший перевод и исследование экономических глав древнекитайского памятника «Гуань-цзы» .

Свой вклад в данную область экономического знания внёс и великий английский экономист Альфред Маршалл , включивший в свой трактат 1891 года «Принципы экономической науки» приложение под названием «Развитие экономической науки». «История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг.» английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 году содержит интерпретацию идей Д. Рикардо,

История экономических учений

Введение

История экономических учений - лишь часть истории экономической мысли.

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времён, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведёнными продуктами и услугами.

Экономическая мысль - понятие чрезвычайно широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки, и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции учёных, и экономические программы политических партий… Сфера экономической мысли многообразна: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учёта доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство - всего не перечислить.

Во всей этой сложной совокупности можно с определённой условностью выделить экономические учения - теоретические концепции отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между её субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Экономические учения значительно моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с 16 века; её истоки неразрывно связаны со становлением капиталистического товарного хозяйства.

Данный курс содержит краткое описание важнейших теоретических положений и методологических установок различных научных школ, оставивших значительный след в истории экономических учений.

Раздел 1. Становление экономической мысли.

Тема 1.1. Предмет истории экономической науки

На первый взгляд определение предмета истории экономических учений не составляет особого труда: это хронологическое описание, включающее комментарии наиболее продуктивных попыток создания всё более точных и правильных экономических воззрений.

Однако такое понимание экономической науки требует уточнений. Прежде всего, на протяжении столетий менялось понятие предмета экономической теории. В 18 веке и первой половине 19 века предметом экономической науки было изучение «природы и причин богатства народов». В последней четверти 19 века экономическая наука стала рассматриваться как наука о человеческом поведении, преследующем определённые цели и использующем ограниченные ресурсы. В 20 веке экономические теории стали более совершенны. Появились статистические и аналитические методы, способные решать задачи, недоступные их предшественникам.

Немаловажным является понимание методов познания экономической науки, которые позволяют выделить суть в различных экономических теориях, взглянуть на них с разных сторон, попытаться понять, как проявилась бы та или иная теория в различных исторических эпохах. Необходимо знать, что основными методами являются:

1. Метод научной абстракции - выражает глубинные, причинно-следственные связи и закономерности экономического развития. Это движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

2. Диалектический - возникновение, зарождение, зрелость, отмирание экономических явлений, борьба противоположностей, разрешений противоречий и т. д.

3. Анализ и синтез - выделение в сути явлений наиболее характерных признаков, формулирование законов и закономерностей.

4. Метод индукции - вывод теории из фактов и наблюдений.

5. Метод дедукции - формулирование гипотез и подтверждение их фактами.

Также существуют системный, исторический, логический и другие методы.

Тема 1.2. Экономические учения древнего мира.

Первые крупные очаги цивилизации зародились на территории Древней Азии. Значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Наиболее значимыми из них являются:

Вавилонское царство - кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Свод законов царя Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев, получила отражение забота об охране частной собственности, развитии денежных отношений. Основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство.

Древний Китай - конфуцианство, учение, созданное Конфуцием (551-479 г. до н.э.). Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие и «простолюдинов», уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на укрепление формировавшегося рабовладельческого строя, укрепления авторитета государства и власти верховного правителя Китая.

Древняя Индия - трактат «Артхашастра», автор Каутилья (конец 4 - начало 3 века до н. э.). Трактат повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его. Главной отраслью экономики являлось земледелие, строительство оросительных систем, развивались ремёсла и торговля, проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономику. Если житель Индии становился рабом, то он мог иметь своих рабов.

Древняя Греция - наибольшую роль в формировании учений Древней

Греции сыграли Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) ученик древнегреческого философа Сократа. Его экономические взгляды изложены в работе «Домострой», которая содержала многочисленные советы рабовладельцам, уделом которых являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но не физический труд. Основной отраслью экономики он считал земледелие. Он первым заметил, что разделение труда способствует процветанию производства. Ремёсла и торговля не входили в разряд достойных видов деятельности.

Платон (427-347 г. до н. э.) впервые высказал мысль о неизбежности деления государства на две части: богатых и бедных. Рабами могли быть только иностранцы. Основной отраслью экономики он считал земледелие, но одобрял и ремёсла. Рабов Платон считал главной производительной силой.

Аристотель (384-322 г. до н. э.) известен как воспитатель Александра Македонского. Его взгляды на рабство совпадают с взглядами Ксенофонта и Платона. Заслугой Аристотеля является попытка проникнуть в суть экономических явлений. Богатство он разделил на натуральное и денежное. Натуральное он считал истинным, т.к. богатство имеет свои границы, а денежное богатство таких границ не имеет. Исходя из этого, он ввёл понятия «экономия» и «хресматика», объяснил необходимость обращения денег в сфере экономики.

Древний Рим завершил развитие экономической мысли Древнего мира, отразив очередную ступень эволюции рабовладения.

Катон Старший (234-149 г. до н. э.) рассматривал вопросы содержания рабов, методы их эксплуатации. Доказывал необходимость жёсткой эксплуатации рабов. Его идеалом было натуральное хозяйство, но не исключалась и торговля.

Варрон (116-27 г. до н. э.) отразил более развитые формы рабовладения, при которых рабовладельцы передали свои дела в руки управляющих. Его заботы связаны с укреплением натурального хозяйства.

Колумелла (1 век н. э.) отразил кризис рабовладения: низкую производительность рабского труда, во

Тема 1.3. Экономическая мысль эпохи феодализма .

Эпоха средневековья охватывает большой исторический период: в Западной Европе - с 5 века до буржуазных революций 17-18 веков; в России - с 9 века до реформы 1861 года.

Политика средневековья связана с защитой феодального порядка, в соответствии с которой добродетелью считалось натуральное хозяйство, а торговля и ростовщичество не поощрялись. Исключительными правами обладала церковь, поэтому экономическая мысль этого периода облекалась в религиозную оболочку. Своеобразие экономической мысли ярко отразилось в учениях католицизма. Церковь усилила свое могущество, и обладая огромными богатствами и земельной собственностью, оправдывала господство крепостничества и отстаивала его позиции с помощью церковных правил - канонов.

Огромную роль в формировании учений эпохи феодализма сыграл Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение «Сумма богословий». Его учения до сих пор широко используются Ватиканом. Он рассматривал такие вопросы, как социальное неравенство, справедливая цена, собственность, процент, прибыль и т.д.

Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе, поэтому крестьяне должны заниматься физическим трудом, а привилегированные сословия - духовной деятельностью.

В частной собственности он видел основу хозяйства и полагал, что человек имеет право на присвоение богатств. Следовательно, собственность, необходимая для удовлетворения потребностей является естественной и необходимой.

Справедливая цена складывается с одной стороны из правильной цены, т.е. затрат на производство, с другой - она должна гарантировать участникам обмена достойное их рангу существование.

Прибыль , получаемая купцами, может рассматриваться как плата за их труд.

Аквинский пытался найти компромисс относительно взимания процента , что было запрещено церковью. Он оправдывает процент тем, он является вознаграждением за то, что кредитор лишается возможного дохода от использования своих средств.

Экономическая мысль русского государства также существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей. Информацию о том времени можно получить из летописей, грамот князей, церковной литературы. Первым сводом законов служит «Русская правда »(11-13 век), отразившая практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени. Она фиксировала процесс феодализации государства, давала правовое определение натурального хозяйства, содержала нормы торговли и защиты интересов русских негоциантов, право взимать налоги, натуральные повинности и т.д.

Экономические интересы поместного дворянства в 16 веке были выражены Ермолаем Еразмом в труде «Правительница ». Это первый в России экономико-политический трактат, в котором изложена система мер по решению основных вопросов того времени. Большое внимание занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм предлагал уменьшить или освободить их от денежных уплат и переложить их на плечи городского населения. Он предложил реформу в области землевладения - раздачу земли крестьянам и служилым людям.

Первым русским экономистом называют И. Т. Посошкова . Его книга «О скудости и богатстве » - первый труд, полностью посвященный проблемам экономического развития России. Основная идея книги - устранение скудости и умножение богатства.

Основные причины экономической отсталости страны он видел в тяжелом положении крестьян и недоразвитости финансовой системы. Он осуждал подушную подать , т.к. она не учитывала различий в экономическом положении плательщиков.

Первостепенное значение он придавал торговле : защищал интересы купцов, предлагал установить твердые и единые цены на товар, контролировать ход торговли, вместо множества пошлин установить одну - в размере 10%. Запрещал вывозить сырье и строго отбирать вывозимые товары.

Посошков выступал за развитие сельского хозяйства, промышленности, фабрик, заводов, за бережное отношение к природе и ее богатствам.

Он не отождествлял богатство с деньгами, а считал, что «государство богато тогда, когда богат его народ ».

В творчестве Посошкова нашла отражение реформаторская деятельность Петра 1.

Тема 1.4. Меркантилизм.

Первой школой экономической науки был меркантилизм , получивший распространение во многих странах до конца 17 века. Он выражал интересы торгового капитала, а богатство отождествлялось с золотом и серебром. Источником богатства являлась внешняя торговля. Государство должно было способствовать притоку золота и серебра из-за границы. В своем развитии меркантилизм прошел две стадии: ранний и развитый.

Ранний меркантилизм - монетарная система, характеризуется концепцией денежного баланса. Её видный представитель Уильям Стаффорд (Англия). Согласно этой концепции задача накопления денежных богатств в стране решалась главным образом административными мерами, обеспечивавшими жёсткую регламентацию денежного обращения, внешней торговли. Монетаристы, рассматривая золото как сокровище, абсолютную форму богатства, искали пути притока его из-за границы и удержания внутри страны. Категорически запрещался вывоз денег за пределы данного государства, строго контролировалась деятельность иностранных купцов, ограничивался ввоз зарубежных товаров, устанавливались высокие пошлины и т.д.

Развитый меркантилизм - мануфактурная система, отличается способами накопления богатства. Вместо административных методов накопления на первый план выдвигаются экономические методы. Меркантилисты отказались от запрещения вывоза золота за пределы страны. Они намечают меры для стимулирования внешней торговли, которая должна была обеспечивать постоянный приток золота в страну. Основным правилом внешней торговли считалось превышение вывоза над ввозом. Чтобы обеспечить его реализацию, меркантилисты заботились о развитии мануфактурного производства, внутренней торговле, росте не только экспорта, но и импорта товаров, закупки сырья за границей, рационального использования денег. Поддерживался запрет на вывоз сырья, ограничивался ввоз ряда товаров, особенно предметов роскоши, устанавливались высокие ввозные пошлины и т.д. Меркантилисты требовали, чтобы королевская власть поощряла развитие национальной промышленности и торговли, производство товаров на экспорт, поддерживала высокие таможенные пошлины, строила и укрепляла флот, расширяла внешнюю экспансию.

Меркантилизм в отдельных странах имел свои особенности:

Англия: зрелый меркантилизм представлен Т. Меном. Т. Мен являлся крупным коммерсантом своего времени, одним из директоров Ост-Индской компании. Он считал вредной жесткую регламентацию денежного обращения, выступал за свободный вывоз монет. Его правило: «Продавать на большую сумму иностранным государствам, чем покупать у них». Мен считал, что запрет на вывоз денег за границу тормозит спрос на английские товары, а избыток денег в стране ведёт к росту цен.

Благодаря тому, что в своем капиталистическом развитии Англия обогнала другие страны мира, программа меркантилистов оказалась здесь наиболее эффективной. Ее осуществление способствовало созданию условий для превращения Англии в первую промышленную державу мира.

Франция: А. Монкретьен создал труд «Трактат политэкономии», в котором рекомендовал активное вмешательство государства в экономику. Наиболее полезным сословием он считал купцов, а торговля являлась главной целью ремесел. Он советовал укреплять мануфактуры, создавать ремесленные школы, повышать качество изделий. Доктрина меркантилизма настойчиво проводилась в жизнь во второй половине XVII вв. период господства кардинала Ришелье (1624-1642) и деятельности министра финансов Людовика XIV Кольбера (1661-1683). Предпринимались усилия по созданию мануфактурного производства, условий, способствовавших его росту (предоставление ссуд, различных льгот промышленникам и торговцам привлечение иностранных мастеров и т.д.) Франция строила флот, создавала колониальные компании, развертывала внешнеторговую деятельность. С помощью меркантилистской политики Кольбер пытался преодолеть социально-экономическое отставание страны, догнать Англию.

Испания: задержалась на стадии монетаризма, в соответствии с которым жестко преследовался вывоз золота и серебра за границу.

Германия: На эволюцию меркантилизма в Германии, кроме отмеченных выше факторов, накладывала отпечаток политическая раздробленность страны. Мероприятия раннего меркантилизма сочетались здесь с экономической политикой, типичной для феодальных княжеств. Они лишь усугубляли царивший в стране экономический хаос, порождённый раздробленностью.

Италия: А. Серра издал «Краткий трактат», в котором отразилась стадия зрелого меркантилизма. А. Серра подверг критике монетаризм. Он ратовал за развитие ремесленного производства, поощрение трудолюбия и изобретательности населения, развитие торговли, проведение благоприятной экономической политики правительства. Однако меркантилизм не дал результатов в силу отсталости социально-экономического развития страны.

Россия: меркантилизм был весьма специфичен. Преимущественно аграрный характер страны ставил проблемы, не укладывающиеся в концепции меркантилизма. И. Посошков и А. Ордын-Нащекин разработали ряд реформ, которые значительно продвинули Россию вперед.

Раздел 2. Классическая экономическая школа.

Тема 2.1. Основатели классической школы.

Классическая школа это новый этап в становлении экономической науки. В отличии от меркантилизма акцент делается на производство, как основу экономики. Торговля отодвигается на задний план. Участие в разработке классического направления приняли две страны - Англия и Франция. Англия в 17 веке, Франция в 18 веке. Основоположником данного направления в Англии стал У. Петти, во Франции - П. Буагильбер. Английская классическая школа считала важными и сельское хозяйство и промышленность, Французская - сельское хозяйство.

У. Петти поначалу разделял тезис меркантилистов о накоплении в стране золота и серебра. Он различал естественные и рыночные цены. Он считал что деньги выражают меру стоимости. Ценность товара, произведенного человеком за определенное время, равна ценности количества золота и серебра, которое другой человек за то же время может добыть, перевезти и начеканить из него монеты. Позже, он выступал за трудовую теорию стоимости.

Основоположником этого направления был П. Буагильбер. Он выступал с критикой меркантилизма, считая его виновником тяжелого экономического положения страны. Основной причиной такого состояния Буагильбер считал деньги. Единственная функция денег по его мнению - это функция обмена, а ценность товара создается трудом, независимо от того будет ли товар продан.

Тема 2.2. Физиократизм.

Школа физиократов сформировалась в середине 18 века и переводится как «власть природы». Лидером школы физиократов являлся Ф. Кенэ. В богатстве он видит вещественную сторону: обмен и промышленность не могут создавать богатство, т.к. торговля только перемещает продукт, а промышленность лишь преобразует вещество, ничего не добавляя. Вещество прирастает там, где работает природа. Чистый доход общества создается лишь в сельском хозяйстве. В соответствии с Кенэ разделил общество на 3 класса:

Собственники - дворянство, духовенство, король, чиновники;

Фермеры - капиталисты и наемные рабочие;

Бесплодные - торгово-промышленное население страны.

Модель взаимоотношений между этими классами он представил в виде экономической таблицы. Эта модель крайне упрощена: в ней отражено только простое воспроизводство, т.е. воспроизводство, повторяющееся от цикла к циклу в неизменном виде.

Завершил учения физиократов А. Р. Ж. Тюрго, который привел физиократическую систему наиболее зрелый вид. Он рассматривал причины возникновения наемного труда, промышленную и торговую прибыль, зарплату и т.д.

Тема 2.3. Английская классическая школа.

Лидером этой школы является А. Смит . Он автор книги «Исследования о природе и причинах богатства народов », которая состоит из 5 книг. Смит рассмотрел разделение труда и показал его влияние на рост производительности труда.

Деньги он считал товаром, который обменивается на любой другой товар. В обращении могут находиться только золотые и серебряные монеты.

Он первым дал определение стоимости , как сумме двух видов доходов: зарплаты, прибыли и ренты.

Капитал - это сумма средств производства. Он делится на постоянный и переменный.

Зарплата - это сумма денег, которую получает наемный рабочий за свой труд.

Прибыль - это результат неоплаченного труда рабочего, присваиваемый капиталистом.

Рента - результат неоплаченного труда рабочего, присваиваемый землевладельцем.

Труд может быть производительный и непроизводительный. Результат производительного труда - материальный продукт, поэтому он обменивается на капитал. Результат непроизводительного труда - услуги, поэтому он обменивается на доход.

Прибыль уменьшается, если увеличивается цена на один товар; и не изменяется, если увеличивается цена на все товары.

Д. Рикардо дополнил и исправил некоторые положения труда А. Смита в книге «Начала политэкономии и налогообложения », которая состоит из 32 глав.

Он критиковал А. Смита за неточное определение стоимости и считал, что стоимость первична и не может определяться доходами.

Он провел анализ денежного обращения и пришел к выводу, что в обращении могут находиться не только золотые и серебряные, но и бумажные деньги, если их количество будет ограничено. Увеличение бумажных денег в обращении может повлечь рост цен.

Зарплата - это цена труда и она связана с движением численности работающего населения. Она может быть естественной (равной стоимости необходимых потребительских товаров) и рыночной (равной сумме денег, полученных рабочими).

Капитал и прибыль он характеризует аналогично Смиту, однако считает, что прибыль уменьшается если увеличивается цена на один товар; и если увеличивается цена на все товары.

Тема 2.3. Утопический социализм.

Утопический социализм прошел 2 стадии развития: ранний (15 век) и поздний (18-19века). Утопия - «нигдея», т.е. место, которого нет.

Представителями раннего утопического социализма были Т. Мор и Т. Кампанелла. Т. Мор величайший гуманист Англии, правая рука короля, автор книги «Утопия». В ней он описывает несуществующий город, в котором существует всеобщее равенство и счастье. За эту книгу Т. мор был казнен. Т. Кампанелла автор книги «Город солнца», 27 лет провел в казематах. Идеи этой книги очень похожи мысли, изложенные Т. Мором. Но ни Мор, ни Кампанелла не знали путей по достижению такого будущего.

Представителями позднего утопического социализма являются: А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

А. Сен-Симон рассматривал последовательный историзм, т.е. считал, что каждый последующий строй должен быть лучше предыдущего. Феодальный строй лучше рабовладельческого, капиталистический лучше феодального. Но капиталистический строй себя не оправдал, поэтому ему на смену должен прийти индустриальный строй. На современном этапе у власти должны оказаться промышленники, а не буржуазия. Поэтому необходим новый строй - индустриализм. В новом обществе крупная индустрия будет управляться из единого центра и функционировать по единому плану. Сохраняется частная собственность при условии, что собственники будут подчиняться общему плану. Капиталисты должны добровольно передать свои средства народу.

Ш. Фурье осуждает капитализм за несоответствие интересов между богатым меньшинством и нищим большинством. Поэтому необходим новый строй, основой которого будут небольшие самоуправляющиеся общины численностью до 2000человек. Основной деятельностью общины станет земледелие, а промышленность послужит ему дополнением. Люди несколько раз в день будут менять виды работ. Вся собственность станет общественной. Люди будут постоянно меняться домами, мебелью и др. вещами. Требуемые для организации фаланги день дадут капиталисты, которые станут членами общины. Сами капиталисты станут членами общины и будут подчиняться общему плану.

Р. Оуэн считал, что ценность при капитализме определяется деньгами, а не трудом. Деньги не отражают трудовых затрат и рабочие не получают истинного вознаграждения. Поэтому деньги необходимо отменить и заменить их квитанциями, в которых будут указаны трудовые затраты рабочих, и по которым на «базаре справедливого обмена» можно будет приобрести любой, равноценный по трудовым затратам товар. Оуэн провел эксперимент на одном из заводов Шотландии и доказал, что возможно значительно улучшить жизнь рабочих. В основе нового строя будут лежать общий труд, общая собственность, равенство в правах и обязанностях.

Тема 2.4. Марксистская политэкономия

Это учение было создано К. Марксом при непосредственном участии его друга и соратника Ф. Энгельса.

Маркс исходил из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости. У вторых - идеи диалектики и материализма, у третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества.

Когда рухнул феодализм, и возникло “свободное” капиталистическое общество, стало ясно, что это новая система эксплуатации и угнетения трудящихся. Он критиковал капитализм, мечтал об уничтожении его, но не мог найти в обществе класс, способный свергнуть угнетателей. Гениальность Маркса в том и состоит, что он раньше других сумел увидеть в революциях “локомотивы истории”, сумел сформулировать учение о классовой борьбе. Люди всегда будут жертвами обмана или самообмана в политике, если они не научатся за теми или иными фразами, обещаниями и т.д. видеть интересы тех или иных классов.

Развитие производительных сил определяет смену производственных отношений и тем самым общественно-экономических формаций. Но, развивая до колоссальных размеров производительные силы, капитализм всё более запутывается в неразрешимых для него противоречиях. Эти непримиримые противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением дают знать о себе в периодических кризисах перепроизводства, когда капиталисты, не находя платёжеспособного спроса вынуждены останавливать производство, выгонять за ворота предприятий рабочих, разрушать производительные силы. Это значит также, что капитализм чреват революцией, призванной заменить капиталистическую собственность на средства производства социалистической собственностью.

Т.о. коммунистическое общество должно неизбежно сменить капитализм. Коммунистическое общество в своем развитии пройдет 2 стадии: социализм и коммунизм. На первой стадии исчезнет частная собственность, а распределение будет осуществляться по труду. На второй - товарно-денежные отношения отпадут, а распределение по труду сменится распределением по потребностям.

"Капитал"

Первый том называется «», он был издан в1867 году.

1. Товар - имеет свойства: удовлетворяет потребности, обменивается, естественные свойства (признаки, характеристики), общественные свойства (отношения между людьми).

2. Превращение денег в капитал :

Т-Д-Т’ продажа товара для приобретения другого товара, т.е. удовлетворение потребностей. Деньги в этом случае являются посредником.

Д-Т-Д’ всеобщая формула движения капитала, т.е. товар приобретается для того, чтобы продать его дороже. Деньги в этом случае являются целью производства.

3. Производство прибавочной стоимости - стоимость создается трудом. Труд носит двойственный характер: с одной стороны это конкретный труд, в результате которого производится конкретный товар, с другой, это абстрактный труд, т.е. затраты сил, энергии, и это делает продукты труда сравнимыми.

4. Постоянный и переменный капитал :

Постоянный капитал - это часть капитала, который в процессе производства не изменяет своей стоимости. Это сырье, материалы и т.д.

Переменный капитал - это часть капитала, который в процессе производства изменяет свою стоимость. Это труд.

5. Норма прибавочной стоимости - m. Нпр зависит от переменного капитала: Нпр = m / V. Труд делится на необходимый и прибавочный.

Необходимый труд (рабочее время) - часть дня, в течение которого происходит процесс воспроизводства, т.е. рабочий тратит на себя.

Прибавочный труд (рабочее время) - за пределами необходимого рабочего времени, т.е. часть дня, в течение которого рабочий вырабатывает прибавочную стоимость.

6. Длина рабочего дня:

Рабочий день не может опуститься ниже необходимого рабочего времени, и не может быть выше 24 часов. Границы рабочего дня устанавливаются между двумя этими пределами: взрослые - 15 часов (с 5.30 до 20.30), подростки - 12 часов, дети - 8 часов. В ночную смену работают только мужчины.

7. Относительная прибавочная стоимость - необходимый + прибавочный труд. Абсолютная достигается за счет удлинения рабочего дня. Если труд оплачивается соответственно стоимости труда, то прибавочная стоимость может быть получена либо за счет абсолютного удлинения рабочего дня, либо за счет увеличения производительности труда.

8. Превращение прибавочной стоимости в капитал :

Прибавочная стоимость только потому может быть превращена в капитал, что содержит в себе те же элементы - затраты труда. Прибавочная стоимость распадается на капитал и на доход, т.е. накапливается.

Второй том носит название «Процесс обращения капитала », он был издан в 1885году.

Капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. В этом томе рассматривается промышленный капитал.

1. Метаморфозы капитала и его кругооборот :

Д-Т…П-Т’-Д’ на деньги приобретается товар в виде рабочей силы м средств производства. Затем движение капитала прерывается и начинается процесс производства. В итоге получается товар нового вида и обменивается на деньги большей массы, а движение капитала возобновляется. Появляется прибавочная стоимость. Т.о. существует 3 формы капитала - денежная, товарная и производственная.

2. Основной и оборотный капитал :

Основной - постоянно участвует в процессе производства. Оборотный - в одном производственном цикле.

2. Издержки производства - производственные, издержки по хранению, транспортные издержки.

3. Оборот капитала :

Время оборота капитала - это время от момента его авансирования в производство, до момента его возвращения в той же форме. Основной и оборотный капитал включается только в производственную форму капитала. Чем больше оборотов делает капитал, тем выше прибавочная стоимость.

4. Воспроизводство и обращение общественного капитала :

Общественный капитал образуется в результате переплетения индивидуальных капиталов. Общественный капитал - W = C + V + m = K + p. Он складывается из производства средств производства и производства средств потребления.

Третий том называется «Процесс капиталистического производства в целом », был издан в 1894 году Ф. Энгельсом.

1. Капиталист получает прибыль от того, что он продал нечто, что он не оплатил. Прибыль это избыток над авансированным капиталом. Прибыль это превращенная стоимость прибавочной стоимости. Нпр = m / V, а прибыль P = m / C + V. Одна и та же прибавочная стоимость может создавать большую или меньшую прибыль (зависит от подхода капиталиста).

2. Влияние зарплаты на цены производства :

Вследствие увеличения зарплаты увеличиваются издержки производства, а прибыль уменьшается. Однако, если норма прибыли будет снижена, то масса прибыли может увеличиться за счет неоплаченного труда рабочих. Если увеличивается часть постоянного капитала относительно переменного, то норма прибавочной стоимости будет уменьшаться, либо увеличится количество неоплаченного труда.

3. Торговый капитал :

Принимает 2 формы - товарно-торговый и денежно-торговый, т.е. товар либо продается, либо покупается.

4. Ссудный капитал :

С развитием торговли расширяется базис кредита, возникают новые средства платежа - векселя. Они образуют торговые деньги. Кредитное дело - это получение процентов.

5. Земельный капитал - рента:

Дифференциальная рента 1 - сверхприбыль, полученная с лучших участков земли.

Дифференциальная рента 2 - сверхприбыль, полученная с лучших участков земли за счет вложения капитала.

Абсолютная рента - рента, получаемая всеми землевладельцами, т.к. худшие участки тоже приносят прибыль.

Четвертый том называется «Теория прибавочной стоимости », он был выпущен в 1905-1910 годах и является самостоятельной книгой.

В этом томе содержится критика предшествующих экономических учений - А. Смита, Д. Рикардо и др.

Генезис капиталистической земельной ренты: промышленность разрушает рабочую силу, а земледелие силу земли.

Триединая формула Маркса : капитал - прибыль, земля - рента, труд - зарплата.

Раздел 3. Неоклассическое направление.

Тема 3.1.Возникновение неоклассического направления.

Неоклассическое направление или маржинализм появилось в середине 19 века и связано с введением понятия «предельная полезность». Это позволило создать новый инструмент анализа экономической реальности, использующий математические методы. Вместо динамических задач классической школы появились статические задачи, допускающие математические формулировки и решения. В центре этой теории стоит поведение отдельного потребителя, максимизирующего свою полезность от потребления благ, и отдельного производителя, максимизирующего свою прибыль.

Основателем этого направления является Австрийская школа . Лидер этой школы К. Менгер разработал «Таблицу предельных полезностей благ ».

Ед. Блага

Исходный пункт анализа - отношение человека к благам, проявляющееся в сфере личного потребления. Предмет анализа - потребительские оценки и потребительский выбор. Ценность любого блага определяется его способностью удовлетворять потребности человека. Ценность зависит не от количества приносимой пользы, а от важности потребности, которую это благо удовлетворяет. По горизонтали указываются блага в порядке убывания их полезности. По вертикали - единицы потребления этих благ. На пересечении производится оценка каждой единицы каждого блага. Им введены понятия «цена спроса» и «цена предложения», проанализировано отношение человека к благам, ценность благ и т.д. О.

Бём-Баверк ввел дополнения в таблицу - не все блага могут удовлетворяться поэтапно, а также выделил объективную и субъективную ценность, сформулировал модель рыночной цены, разработал теорию капитала, как прямых и окольных методов определения потребностей, и т.д.

Американская школа - её лидер Д. Кларк . Он сформулировал 3 универсальных закона, действующих в хозяйственной сфере в любую историческую эпоху:

1. Закон предельной полезности - каждый класс покупателей тратит свои средства сначала на наиболее важные продукты, затем на менее важные. Т.е. предельная полезность это полезность того блага, которое данный класс может купить на последнюю денежную единицу.

2. Закон специфической производительности - в производстве всегда задействованы 4 фактора - труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. Владельцу соответствующего фактора принадлежит его вклад - труд приносит зарплату, земля - ренту, капитал - процент, предпринимательская деятельность - прибыль.

3. Закон убывающей производительности - увеличение любого фактора производства при неизменности остальных дает убывающий прирост продукции.

Лозаннская школа - её лидерами являются Л. Вальрас И В Парето . Л. Вальрас первым разработал замкнутую математическую модель общего экономического равновесия. В. Парето усовершенствовал эту модель и ввел понятие «предпочтение». Утверждение, что данное благо полезнее другого означает, что человек это благо предпочитает другому. Ему принадлежит оценка равновесия, получившая название «Оптимум Парето» - это положение в котором нельзя улучшить благосостояние хотя бы одного субъекта без ущерба для благосостояния другого.

Кембриджская школа - лидер - А. Маршалл . Он синтезировал идеи английской классической школы и концепцию маржиналистов. Рыночное равновесие он рассматривает как равенство цен предложения и спроса. Он ввел понятие эластичность спроса по цене - оно выражает меру, в какой объем спроса возрастает или сокращается при снижении или сокращении спроса. Динамика издержек производства зависит от изменения объемов производства. Большое внимание Маршалл уделил фактору времени - в краткосрочном периоде на цены решающее воздействие оказывает изменение спроса, в долгосрочном - изменение предложения. Вклад Маршалла в экономическую теорию настолько велик, что его называют «маршаллианской революцией».

Тема 3.2. Экономическая мысль России конца 19 начала 20 века.

М. И. Туган-Барановский придерживался социального направления, в основе которого лежит теория распределения. Распределение изображалось им в виде борьбы различных социальных групп за «дележ» общественного продукта. Важнейшая распределительная категория - зарплата. Величина ее регулируется с одной стороны - производительностью труду, с другой - силой рабочего класса. Накопление ссудного капитала сравнивалось им с накоплением пара в цилиндре. М. И. Туган-Барановский первым сформулировал закон инвестиционной теории циклов и предвосхитил идею Кейнса «сбережения-инвестиции». Фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования.

Н. Д. Кондратьев работал над проблемами народно-хозяйственного планирования, составлял первые планы, проводил конъюнктурные исследования, изучал объективные характеристики и тенденции рыночной экономики. Мировой науке он известен как автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Н. Д. Кондратьев изучал данные по странам Европы и США. Период наблюдений составил 140 лет. На это время пришлось 2,5 закончившихся больших цикла. Н. Д. Кондратьев единственный, кому удалось представить доказательства существования больших циклов и они были названы его именем «Большие волны Кондратьева».

А. В. Чаянов был лидером организационно-производственной школы. Главным предметом его исследования было крестьянское хозяйство. Он выдвинул план реконструкции аграрного сектора: передача земли в собственность трудового крестьянства; введение трудовой собственности на землю; передача государству помещичьих хозяйств; введение единого сельскохозяйственного налога. А. В. Чаянов выступил против уравнительного наделения крестьян землей. Его крупное достижение - теория дифференциальных оптимумов сельскохозяйственных предприятий. Оптимум достигается там, где при прочих равных условиях себестоимость получаемых продуктов будет наименьшей, т.е. зависти от природно-климатических условий. Чаянов предложил провести социализацию земли - уничтожение собственности на землю. Это означает переворот в отношении собственности на землю и возможное сосуществование с буржуазным строем. Устойчивость крестьянских хозяйств он видел в том, что крестьянин не гонится за прибылью и рентой, а стремится к экономической самостоятельности.

В. К. Дмитриев составил систему линейных уравнений, при помощи которых выразил одновременные производственные затраты и тем самым впервые в мировой литературе дал способ выражения полных затрат. Он пришел к выводу, что уровень общественно-необходимых затрат определяется при наихудших условиях. Он ввел понятие «технологических коэффициентов затрат продукции», которое легло в основу метода «затраты-выпуск» В. Леонтьева.

Е. Е. Слуцкий придерживался математико-экономического направления. Одной из важных его работ является «К теории сбалансированного бюджета потребителя», в которой он сделал ряд выводов об условиях стабильного потребительского бюджета. Слуцкий впервые поставил вопрос о необходимости особой науки - праксеологии, которая разработала бы принципы рационального поведения людей в различных условиях.

Л. В. Канторович , нобелевский лауреат по экономике, показал, что любые экономические проблемы распределения могут рассматриваться как задачи максимизации определенной величины при тех или иных ограничениях. Он создал методы линейного программирования, удобные для многих видов расчетов в экономике. Он показал существование двойственных оценок в задачах линейного программирования - нельзя одновременно минимизировать затраты и максимизировать результат.

Раздел 4. Современная экономическая теория.

Тема 4.1. Институционализм.

Институционализм зародился на рубеже 19 и 20 веков в США. Его основателем был Т. Веблен. В своей «Теории праздного класса» он выступил против представления о том, что каждый индивидуум стремится к наибольшей прибыли. Человек не счетная машина и кроме выгод есть ещё обычаи, традиции, нравы.

Период начала 20 века ознаменовался стремительным ростом корпораций. В связи с этим, Т. Веблен добавил к 3-м классам общества ещё одну группу - технических специалистов.

Т. Веблен считает, что эпоха рыночного хозяйства охватывает 2 стадии:

На первой, собственность и реальная власть находятся у предпринимателей;

На второй, происходит раскол между бизнесом и индустрией. Бизнес оказывается в руках праздного класса, который свой капитал предоставляет в кредит, а не вкладывает в производство.

По его мнению, современная экономика не функционирует на основе спроса и предложения. Крупные фирмы вовлекаются в спекулятивные операции, увеличивая за счет кредита свои покупательские возможности, а не расширяя производство. В итоге возникают пирамиды кредита, возникает спад деловой активности, банкротство многих фирм, вследствие требований немедленного погашения кредитов.

Д. Коммонс предложил теорию сделок, по которой сделка являлась триединством: конфликта, взаимосвязи интересов, разрешения конфликта.

У. Митчелл был исследователем экономических циклов.

Д. Гэлбрейт посвятил свое внимание индустриальной системе, корпорации, роли государства и т.д. Он первым обосновал тезис о замене власти рынка - решениями менеджеров. Он считает необходимым ограничить власть корпораций, военных концернов, аппаратов военного ведомства. Он разрабатывал реформы, направленные на усиление роли государства; переобучение лиц, оставшихся без работы; сокращение военных расходов и т.д.

Р.Коуз (50-е года 20 в.) рассматривал проблему «сплошного рынка», т.е. взаимодействия государственного регулирования и рыночной экономики. Он выступил против попыток отыскивать провалы рынка и поощрять государственное вмешательство в экономику.

Тема 4.2. Кейнсианство.

С середины 30-х годов развитие экономической теории шло под влиянием теории Д. Кейнса. В 1936 г. была опубликована книга Д. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнсианство приобрело мировую известность из-за обоснования необходимости государственного вмешательства в экономику. Его теория сложилась после мирового кризиса «Великая депрессия» и явилась «спасательным кругом» для экономики многих стран. В центре внимания 2 проблемы: спроса и безработицы.

Теория спроса: до Д. Кейнса считалось, что все произведенные товары будут проданы, однако Д. Кейнс считает, что человек может и не приобрести товары, а сберечь свои средства. Д. Кейнс выделяет 3 способа регулирования спроса:

Денежно-кредитную политику - стимулирование спроса через понижение нормы процента и воздействие на стремление к ликвидности,

Бюджетную политику - организация инвестиций. Недостаток частных инвестиций необходимо регулировать за счет государства,

Политику протекционизма - закрытие границ для иностранных конкурентов расширяет условия для отечественного производства.

Теория занятости и безработицы: с увеличением занятости растет национальный доход, а следовательно увеличивается и потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, т.к. увеличивается склонность к сбережениям. Т.о. снижается эффективный спрос, и это влияет на размеры производства. Снижение объемов производства влечет за собой увеличение безработицы. Кейнс выделил фрикционную, добровольную и вынужденную безработицу, вызванную снижением спроса.

Теория мультипликатора: инвестиции в любую отрасль влечет за собой рост занятости, доходов и потребления не только в данной отрасли, но и в сопряженных с нею отраслях. В свою очередь, изменения в этих отраслях порождают рост занятости, доходов и потребления в отраслях второго порядка. Возникает эффект мультипликатора. Величина мультипликатора зависит от того, какова доля потребления в доходе. Главной проблемой следует считать превращение сберегаемой части в инвестиции.

Тема 4.3. Современный этап развития экономических учений.

Монетаризм - появился в середине 80-х годов и стал полем битвы между последователями Д. Кейнса и монетаристами, лидером которых был М. Фридмен. Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство в экономику по кейнсианским рецептам в долгосрочном периоде вредно т.к. блокируется действие рыночных регуляторов. Регулирующая роль государства должна ограничиваться сферой денежного обращения. Условием экономической стабильности является постоянное, постепенное накачивание денежной массы в обращение.

Неолиберализм насчитывает 3-х вековую историю и находится в постоянном единоборстве с концепцией государственного вмешательства в экономику. К концу 19 века он сдал свои позиции, однако к 30-40 -м годам 20 века вновь набрал силу в лице Л. Фон Мизеса и Ф. фон Хайека. Л. фон Мизес основами цивилизации считал разделение труда, частную собственность и обмен. А регулируемая экономика превращается в поле произвола государственных чиновников. Ф. фон Хайек считает, что только рынок способен быстро реагировать на колебания спроса и предложения. А централизованное планирование всегда будет запаздывать. В некоторых исследованиях их направление называется неолиберализмом. Но большинство ученых неолиберализмом называют другую ветвь экономического либерализма, лидером которого был В. Ойкен, а одним из представителей - Л. Эрхард. Функция государства, по их мнению - это роль судьи, чтобы гарантировать соблюдение правил.

Теория предложения появилась на рубеже 70-80-х годов. Большая роль в разработке этой теории принадлежит «Американскому институту предпринимательства». Колебания темпов экономического роста, безработица и инфляция, по их мнению, были спровоцированы ростом государственных расходов. На практике эта теория себя не оправдала.

Теория рациональных ожиданий это продукт новейшей эволюции неоклассицизма. Эта школа сформировалась в США. Рациональные ожидания складываются на основе всей имеющейся информации о современном состоянии и перспективах развития хозяйства. Однако эта теория оказалась оторванной от реальных процессов.

Литература:

1. « История экономических учений». Учебн.пособие. МИНОБР Шмарловская Г.А., Тур А.Н., Лебедько Е.Е. и др. ООО «Новое знание» 2000.

2. «История мировой экономики». Конспект лекций. Бор М.З. Дело и сервис 2002.

3. «История экономических учений». Курс лекций. Левита Р.Я. Catallaxy при участии ЗАО «КноРус», 2003.

4. «Древняя бухгалтерия: какой она была». Малькова Т.Н. Финансы и статистика, 1995.

5. «История экономики и экономических учений». Учебно-методическое пособие МИНОБР. Сурин А.И. Финансы и статистика, 2001.

6. «История экономических учений» М., 2003г. Р.Я. Левита.

7. «История экономических учений» М.: Гуманитарный изд. центр, 1997г., Н.Е. Титова.

8. «История экономических учений» М.: Издательство «Центр»,1997г., В.Н. Костюк.

9. Е. Ф. Борисов «Хрестоматия по экономической теории» М., «Юрист» 1997г.

10. «История экономической мысли в России» под ред. А.Н. Марковой, М.: «Закон и право». Изд. объединение «ЮНИТИ», 1996г.