Биографии Характеристики Анализ

Метод научной абстракции предполагает. Методы экономического исследования

Предмет, метод и функции экономической теории

2.2 Метод научной абстракции

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изобилует противоречиями. Существует множество разных отраслей производства, между которыми на определенных принципах происходит распределение находящихся в ограниченном количестве ресурсов. Каждая отрасль состоит из десятков или тысяч крупных и мелких производителей, связанных друг с другом технологически, организационно или с помощью финансовых интересов. Каждый из входящих в отрасль производителей преследует свои собственные интересы, конкурируя с другими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в приобретении высококачественных товаров по низким ценам, а производители заинтересованы в противоположном. Меняются вкусы, предпочтения, пристрастия, диктует свои требования изменчивая мода. Деятельность правительства вносит изменения в уровень доходов населения и условия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условия могут повлиять на размеры производства в сельском хозяйстве, изменить сложившуюся структуру потребительских расходов, повлиять на спрос отдельных видов продукции. Неравномерный экономический рост меняет уровень занятости, что, в свою очередь, неизбежно влияет на колебания спроса, научно-технический прогресс меняет структуру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсы и конечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продолжать почти до бесконечности. При этом все названные и не названные элементы и обстоятельства хозяйственной деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга.

Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости экономическая наука, желающая понять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-следственные связи между ними, широко использует метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предлагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потребителей и т. д.

Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определятся как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.

Динамика основных макроэкономических показателей в России

Макроэкономический анализ предполагает использование множества экономических показателей, которые предоставляются статистикой и, в частности, системой национальных счетов (СНС)...

Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Он был первым...

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на уровень производительности труда

Изменение техники и технологии производства требует соответствующих перемен в организации труда. Кроме того, наука об организации труда обогащается новыми данными, возникает ценный опыт новых организационных решений...

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на уровень производительности труда

Научное построение организации труда опирается на определенные законы, принципы и правила, служащие главным инструментарием для тех специалистов, кто разрабатывает и совершенствует организацию труда на предприятиях. Под принципами (от лат...

Научно-технический прогресс

Государственные органы Республики Беларусь принимают решения по вопросам научно-технического развития на основе предварительной разработки прогнозов по важнейшим проблемам социально-экономической...

Организация производства и труда в ООО "Уралводоприбор"

Научная организация труда на промышленном предприятии предусматривает планомерную кооперацию и планомерное разделение труда...

Организация труда в социальных учреждениях

Организация труда на основе изучения трудовых процессов

Проект научной организации труда представляет собой комплекс мероприятий, разработанных на основе исследований. Мероприятия разрабатываются по следующей форме: направление и содержание мероприятий, затраты на внедрение...

Основные направления инновационной политики Республики Беларусь на современном этапе

Главная задача инновационной политики государства - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых государством...

Роль научного потенциала в развитии национальной экономки

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень и динамизм инновационной сферы является для большинства развитых стран основным фактором экономического роста...

Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Исследование данной проблемы представляется целесообразным начать с характеристики содержания понятия «инновационность экономики», поскольку в современной литературе оно раскрывается неоднозначно...

Характеристика научно-производственной деятельности РУП "Минская областная сельскохозяйственная опытная станция НАН Беларуси"

Работа коллектива опытной станции была направлена на решение актуальных вопросов развития сельскохозяйственного производства. Принятое направление исследований станции в основном соответствовало задачам...

Экономическая наука как система

Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин экономика происходит от слова ойкономия, которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта (430-355 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.)...

Экономическая теория и экономическая политика

Начало собственно экономической теории -- становление системы экономических категорий и законов науки от меркантилистов до Д. Рикардо...

Этапы развития химической отрасли за рубежом. Химическая отрасль Российской Федерации

Истоки химии Химия древности. Химия, наука о составе веществ и их превращениях, начинается с открытия человеком способности огня изменять природные материалы. По-видимому, люди умели выплавлять медь и бронзу, обжигать глиняные изделия...

В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т.е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т.е. формируется логическое понятие, или экономическая категория , например товар, цена, деньги, конкуренция и т.п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.  

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для.продажи.  

Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т.е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.  

Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде. Так, например, при изучении капитализма К.Маркс в качестве образца берет Англию как страну, в которой буржуазные производственные отношения достигли в тот период наивысшего развития.  

Метод научной абстракции позволил К. Марксу рассмотреть движение капитала в наиболее общем виде, вскрыть внутренние закономерности воспроизводства общественного капитала и показать его основные тенденции.  

Если предмет науки раскрывает, что познается, то метод - как познается. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции - сознательное отвлечение от всего случайного, что не соответствует природе изучаемого предмета. С помощью этого метода формируются экономические категории , т. е. особые понятия, отражающие содержание экономических явлений (например, товар, деньги, цена).  

Метод научной абстракции (абстракция - отвлечение).  

Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку , например, объем производства , заработная плата , издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т. е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.  

Анализ и синтез, индукция и дедукция предстают как формы метода научной абстракции, поскольку связаны с абстрагированием и обобщениями. Анализ в экономической теории - это мысленное расчленение предмета данной науки либо его отдельных звеньев на составные части и последующее их раздельное исследование. В рамках системного, междисциплинарного подхода к рассмотрению экономических отношений все более актуализируется так называемый  

Синтез представляет собой самостоятельный метод научного исследования, состоящий в познании данного явления как единого целого. Синтез в экономической теории - это соединение полученных в результате анализа , но еще разрозненных, нескоординированных знаний. На данном этапе исследования возникает необходимость абстрагирования, делаются обобщения и выводы, что и роднит синтетический метод познания с методом научной абстракции. Результаты синтеза, являясь итогом ранее проведенного анализа, сами оказывают на него активное обратное воздействие путем конкретизации и уточнения научных задач, вытекающих из целостной картины экономических отношений.  

Метод научной абстракции связан также с такими частными методами исследования экономических явлений , как аналогия, экономическое моделирование, предельный анализ , а также абстрактное допущение "при прочих равных условиях".  

Охарактеризуйте метод научной абстракции и приведите примеры научного абстрагирования при исследовании экономических отношений.  

Метод научной абстракции. Его суть - очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстракции являются  

Современный Р. характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса , а с другой - сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и адаптивностью. РЫНОК СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ -идеальная модель рыночных отношений , где все продавцы и все покупатели имеют равные права, обладают полной свободой и непринужденностью действий. Эта модель, являясь научной абстракцией , служит одним из методов изучения реального рынка.  

Метод - это способ исследования. Конкретными инструментами исследования (т. е. приемами исследования) предмета финансового менеджмента являются научная абстракция , анализ и синтез, качественный и количественный анализ , экономико-математическое моделирование финансовых процессов.  

Метод научных абстракций, или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий - так называемых АБСТРАКЦИЙ, или КАТЕГОРИЙ2 (таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д.). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию , ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем, для определения


Задание 1

Научные абстракции и экономические категории

Введение

Экономические явления нельзя взвесить на весах, положить под микроскоп, просветить рентгеновским лучом; их нельзя поместить в лабораторные условия, чтобы провести над ними эксперимент. Экономические процессы не протекают в "чистом" виде. Они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь "окрашенными" в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.
На первый взгляд может показаться, что абстракция отрывает экономическое знание от действительности. Однако это заблуждение: абстракция не уводит от действительности, а напротив, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и различных событий. В этом состоит практическое значение абстракции и полученных на основе абстрактного анализа понятий, отражающих содержание экономических явлений ("экономические категории").
В этой связи важно рассмотреть вопрос о научных абстракциях.
Рассматривая тему «Научные абстракции и экономические категории» необходимо прежде всего рассмотреть понятия «метод», перечислить методы экономических исследований и более подробно рассмотреть метод научных абстракций.

    Методы экономической теории
Методология - это наука о методах. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений.

Понятие метода
Метод, что в переводе с греческого означает "путь исследования, познания", а также "теория, учение", – это совокупность способов и приемов познания действительности, обусловленных особенностями объекта и предмета исследования. Точно так же, как каждому предмету труда в экономической практике наилучшим образом соответствуют определенные орудия труда, каждому предмету исследования в сфере экономической теории соответствуют свои средства познания, каковыми являются методы исследования.

Общенаучные методы исследования

К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенными из них являются метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, а в общественных науках – метод единства логического и исторического.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Важнейшим методом исследования действительности, свойственным любой науке, научному мышлению вообще, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.
Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления. Во втором значении конкретное существует в виде системы теоретических понятий и категорий. "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления".
Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования – процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами. Абстракции суть "сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей" . В качестве примеров абстракций можно назвать такие понятия как "человек" или "дом". В первом случае мышление отвлекается от таких особенностей человека, как раса, национальность, пол, возраст, во втором – от разнообразия видов домов. Такой же абстракцией является категория "экономика", так как в ней отсутствуют признаки, характеризующие множество экономических отношений, свойственных любой реальной экономике.
Основываясь на таком, научном, понимании конкретного и абстрактного можно утверждать, что объекты и явления реальной действительности всегда конкретны, а их обыденные или научные определения всегда абстрактны. Объясняется это тем, что органы чувственного восприятия человека способны охватить только отдельные стороны, свойства и отношения реальных объектов. Представить себе объект во всей его конкретности, со всеми его элементами, их внутренними и внешними связями человек может только посредством мышления, шаг за шагом продвигаясь от поверхностного восприятия к пониманию его глубинных, существенных связей. Вот почему этот процесс мышления называется восхождением от абстрактного к конкретному.
В целом процесс научного познания действительности осуществляется двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими путями: путем движения мысли от конкретных объектов познания, данных в их чувственном восприятии, к абстракциям (этот путь называют также движением от конкретного к абстрактному, от частного к общему или от фактов к обобщениям) и путем восхождения от абстрактного к конкретному, суть которого заключается в получении представления о реальной действительности посредством осмысления полученных абстракций.

Таким образом, с одной стороны, методы - это результат познания, обобщения открытых законов, а с другой - средство дальнейшего познания, основанный на уже существующих понятиях и законах. Экономическая теория широко использует методы других наук, а также разрабатывает свои специфические методы исследования. Обычно выделяют три группы методов:

    формальная логика (от лат. Forma - внешний вид);
    диалектическая логика (от гр. Dialektike - искусство вести беседу, полемику);
    математическая логика.
Важно выбрать и использовать именно тот метод, который бы дал возможность наиболее эффективно (от лат. Effeclus - исполнение, действие) исследовать определенное явление. Специфика (от лат. Specificus - особый) экономических исследований заключается в том, что в экономике невозможен лабораторный эксперимент. Любую экономическую идею можно проверить только на реальном производстве или людях, а нередко - и на всем обществе (например, одномоментного либерализация цен в Украине в начале 90-х годов XX века). Под методом познания обычно понимают способ достижения цели. Он является рабочим инструментом, средством познания предмета, который изучается.
В методологии общей экономической теории выделяют несколько подходов (субъективистский, рационалистический, диалектико-материалистический и др.), единственно правильным среди которых считается диалектико-материалистический подход. Диалектический материализм учит, что все находится в развитии, что все явления надо рассматривать не изолировано, а во взаимосвязи, что источник всякого развития надо искать не вовне, а внутри явлений, в тех противоречиях, которые составляют содержание явлений.
Диалектический подход исходит также из того, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству.
Материалистическая диалектика устанавливает, что процесс развития идет «по спирали», каждая новая ступень развития отличается от предшествующей ступени и в то же время повторяет те черты, которые были свойственны еще более ранней ступени развития.
Методологию нельзя отождествлять с методами - совокупностью конкретных способов и приемов, используемых при изучении конкретной действительности.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

Экономическая действительность в целом, вся система хозяйственной практики составляет объект изучения для экономической теории. Хозяйственная практика, отраженная в совокупности экономических категорий и законов, принимает форму предмета науки. Через систему научных категорий и законов осуществляется структурная организация теоретического знания. Каждая наука познает свой предмет посредством системы методов - средств и способов, применяемых в процессе исследования.
Экономическая теория опирается на общенаучные методы познания. Отталкиваясь от простейших методов (наблюдение, сравнение, обобщение, группировка и т. д.), экономико-теоретические исследования развиваются, используя методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, количественного и качественного подходов к экономическим явлениям, их исторического и логического осмысления. В экономической теории широкое применение находят методы моделирования, формализации, в том числе - математической формализации.
Особое значение для экономической науки имеет метод абстрагирования. Экономические процессы, как правило, очень сложны и многообразны, они развиваются под воздействием разнообразных причин. В ходе научного познания возникает задача выявления главных, сущностных элементов и сторон экономической действительности и отвлечения от второстепенных и малозначащих сторон. Эту задачу и решает операция абстрагирования, результатом которой становятся научные абстракции - понятия, категории, законы науки, отражающие сущность экономической действительности. Роль метода абстрагирования возрастает и вследствие того, что экономические интересы и противоречия не всегда обладают качеством непосредственной наблюдаемости; сущность интересов и противоречий часто скрыта за многими «слоями» внешних проявлений и деформаций .
Таким образом, абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи .
Получается, что изучая функционирование хозяйства и выдвигая требования к механизму, результатам этого функционирования, экономика как наука использует определенные методы исследования (метод - это путь, способ исследования какого-либо объекта). Как же экономика изучает свой предмет?
При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п. Приемлемым можно считать следующую классификацию:

    Научная абстракция
Научная абстракция является общенаучным методом познания.
Так, воспроизводство общественного капитала весьма сложная проблема. Для того чтобы выявить главные его закономерности, К. Маркс абстрагировался от тех явлений, которые, не оказывая существенного влияния на содержание процессов, осложняют их понимание.
Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание. Научная абстракция применяется как на уровне качественного теоретического анализа процессов, происходящих в сфере финансовых отношений, так и на уровне количественного исследования этих процессов, для выявления количественных взаимосвязей и зависимостей между финансовыми показателями.
Научные абстракции и методы не искажают, а отражают главное в реальных явлениях движения, позволяя более глубоко и с качественной, и с количественной стороны познать определяющие стороны этих процессов.
Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде.
Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах, производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи .
С другой стороны научная абстракция как метод углубленного познания действительности основывается на освобождении информационного материала от случайного, несущественно и выделения в нем устойчивого, типичного. Результатами применения метода научной абстракции, его продуктом является теоретические абстракции, научные понятия, категории, экономические законы .
Роль научной абстракции в исследовании финансов весьма велика, так как при анализе финансовых отношений нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук.
и т.д.................

Слово метод происходит от греческого слова «methodos», т.е. «путь к какой-то цели», означающий способы познания, совокупность приемов и инструментов для изучения природных и общественных явлений. Любая наука имеет свой метод, неразрывно связанный с ее предметом. Ведь метод способствует более глубокому и точному постижению предмета науки. Он самостоятельно рождается и развивается, совершенствуясь в процессе получения все новых знаний. В некоторой степени, можно сказать, что предмет сам строит метод и, напротив, метод, который используется при исследовании, все более четче определяет содержание и границы самого предмета.

Научное познание метода экономической теории относят к далеким временам античности, когда древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих трудах сформулировал главные принципы познания как экономической так и общественной жизни при помощи науки о формах и законах мышления - логики . Сформулированные Аристотелем такие приемы познания как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие используются и сегодня при анализе экономических процессов и явлений. Конечно же, по мере развития и большего усложнения предмета экономической теории параллельно совершенствовались и методы его познания, его приемы, способы проверки правильности получаемых знаний в ходе научного анализа. Следует отметить, что существует метод экономической науки в широком смысле, означающий совокупность приемов исследования и инструментов, а также метод как синоним приема научного анализа, формы показа полученных результатов (графический метод), способа обработки данных (например, математический метод). В данной статье слово метод необходимо понимать в его узком смысле.

В экономической теории выработано достаточно большое число приемов поиска новых знаний, которые отражают специфику ее предмета. Действительно, экономическая сфера человеческой деятельности не может анализироваться при помощи, например, химических реакций или физических опытов, как это принято в естественных науках. Экономическая теория является гуманитарной, общественной наукой, что отражается на сужении возможностей экспериментирования в процессе изучения экономической жизни общества.

Экономическая наука пользуется разными приемами познания сферы экономической деятельности, главные из которых - это анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия .

Анализ - метод познания, предполагающий разделение одного целого на отдельные составные части и изучение каждого по отдельности. В качестве примера можно привести исследование законов формирования спроса на рынке путем изучения определяющих его факторов - цен, доходов, предпочтений потребителей и пр.

Синтез - метод познания, который основан на соединении отдельных частей процессов в одно целое. Например, рыночный спрос и его динамика могут быть восприняты лишь при его изучении как единого целого в купе с его компонентами – цены, доходы потребителей и т.д. Анализ и синтез являются двумя взаимосвязанными сторонами процесса познания.

Индукция - это метод познания, который базируется на умозаключениях от частного к общему. Так, полезность для отдельного потребителя каждого последующего вида покупаемого им того же блага уменьшается. Поэтому можно сделать вывод о том, что все потребители этого товара будут готовы приобретать данный товар только в случае снижения его цены.

Дедукция - метод познания, который предполагает умозаключения от общего к частному. Пример, общее заключение: у всех военных отличная заметная осанка. Поэтому, увидев человека на улице с такой осанкой, несмотря на то, что он одет в гражданскую одежду, можно сделать вывод, что он имеет отношение к военным. Кстати, именно так знаменитый сыщик Шерлок Холмс угадал бывшую профессию военного врача доктора Ватсона.

Аналогия - метод познания, который предполагает перенос свойств с известного явления на неизвестные. Тут же могут применяться достижения в различных областях знаний. Например, часто проводится сравнение денежного обращения с системой кровообращения в человеческом организме, а рыночное равновесие условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

Вся экономическая деятельность людей многообразна и сложна, изобилуя противоречиями и неясностями. Существует много разных отраслей производства , между которыми на определенных принципах осуществляется распределение ресурсов, находящихся в ограниченном количестве. Каждая отрасль экономики состоит из десятков или даже сотен, тысяч мелких и крупных производителей, которые так или иначе связаны между собой организационно, технологически либо финансово. Каждый производитель, входящий в отрасль, преследует свои собственные интересы, конкурируя при этом с другими производителями. Все потребители заинтересованы в покупке только качественных товаров по низким ценам, а производители наоборот. Постоянно меняются вкусы, пристрастия, предпочтения, мода диктует свои тенденции. Правительство своей деятельностью меняет уровень доходов населения страны и условия ведения предпринимательской деятельности. Плохая погода может повлиять на объем производства в сельском хозяйстве, поменять при этом структуры потребительских расходов и оказать влияние на спрос отдельных видов продукции. Неравномерный экономический рост влияет на уровень занятости, что, в свою очередь, обязательно влияет на колебания спроса, новые технологии меняют структуру производства, оказывает влияние на занятость и спрос на ресурсы и конечные товары. Список компонентов хозяйственной жизни можно продолжать и дальше. Все эти обстоятельства и элементы экономической жизни, названные и неназванные выше, тесно взаимосвязаны и испытывают влияние друг друга.

Экономическая наука, желая понять всю сущность явлений экономической жизни и определить причинно-следственные связи между ними, использует метод научной абстракции для того, чтобы не запутаться во всем множестве упомянутых и неупомянутых фактов, не утонуть в их противоречивости и многообразии. Этот метод заключается в том, чтобы выделить главное в объекте исследования, но при этом абстрагироваться от необязательного, временного, случайного, непостоянного. Уровень абстрагирования зависит от задач, поставленных исследователями. Чем более общий характер носят изучаемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Несомненно, что абстракция всегда более беднее самой реальности, но все же без нее было бы трудно сформулировать определенные научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Данные категории выражают общую сущность некоторых сторон изучаемых объектов. Например, такая категория как «величина спроса», имеющая широкое применение и отражающая существующую зависимость между тем количеством товара, которое потребители готовы приобрести, и ценой единицы данного товара, предполагает абстрагирование от самых разных параметров, которые характеризуют поведение потребителей на рынке, - изменение доходов, вкусов, предпочтений, традиций, личных особенностей и т.п.

Также при помощи метода научной абстракции осуществляется построение экономических моделей , представляющих собой упрощенные представления о существующих связях между различными экономическими переменными . Все они (переменные) представляют собой различные денежные либо натуральные величины, которые имеют количественную оценку (заработная плата , объем производства, издержки , уровень инфляции, цены, валютный курс и т.д.). Определенные переменные, содержащиеся в модели, могут быть представлены в качестве заданных и называются параметрами . Эти параметры могут быть определены как внутренними (эндогенными ), так и внешними (экзогенными ) причинами. Например, количество издержек, необходимые на производство продукции какой-либо фирмы, может зависеть от размера установленного государством налога на прибыль, т.е. задается экзогенной, а также от применяемой в производстве технологии, выступающая как эндогенный фактор.

Все экономические модели разрабатываются для выявления каких-либо принципов, которые лежат в основе экономической деятельности и прогнозирования возможных последствий изменения определенных ее элементов. Получаемые в итоге научные заключения и выводы, которые формулируются на основе изучения моделей, называются гипотезами - пробными утверждениями об отсутствии либо наличии определенных причинно-следственных связей между теми или иными явлениями и процессами экономической деятельности. Например, существующая гипотеза эффективного рынка, которая утверждает, что установленные на фондовой бирже цены акций отражают и учитывают всю публично доступную информацию. Ложность и истинность представленной гипотезы проверяется с помощью сравнения ее с реальными фактами. Способ, при которой гипотеза проверяется на истинность, называется верификацией . Способ, при которой гипотеза проверяется на ложность, называется фальсификацией . Совокупность всех верифицированных гипотез составляет теорию - сумму объединенных одним общим принципом научных положений, которые служат объяснением некоторых фактов экономической жизни.

В процессе анализа явлений экономической деятельности может сложиться такое положение, когда довольно правильное объяснение фактам дают в итоге несколько разных по сложности теорий. В подобном случае предпочтение в основном отдается максимально простой теории по принципу «бритвы Оккама », названного в честь английского философа XIV века Уильяма Оккама, предложившего «сбривать» те подробности, которые усложняют теорию и не являются необходимыми для объяснения исследуемых фактов, а также связей между ними.

При разработке экономических моделей и формулирования теорий экономическая наука познает существующие экономические законы , - устойчивые причинно-следственные связи между различными явлениями экономической жизни. Например, закон спроса показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров (есть исключения) и количеством покупательского спроса на них. Экономическим законам присущ объективный характер, т.е. они действуют и существуют независимо от сознания, желания или воли отдельных людей, групп людей, а также государства. Данные законы могут быть исследованы экономической наукой, но никак не могут быть созданы ею. Обнаружение экономических законов одна из самых важных функций экономической науки и имеет большое практическое значение, потому что лишь благодаря анализу этих законов государство может строить эффективную экономическую политику.

В процессе построения экономических моделей, выявлении теорий, формулировании экономических законов экономика широко использует так называемый метод функционального анализа , который отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений. Под функцией понимается переменная величина, которая зависит от других переменных величин. Тем самым, функция является зависимой переменной от аргумента - независимой переменной. Примером может служить функция спроса, которая определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - уровня доходов потребителей, их ожиданий, вкусов, предпочтений, цен товаров-заменителей и т.д. Чаще всего в экономической теории функциональная зависимость определяется только между двумя переменными, остальные предполагаются неизменными. Это делается для упрощения самого процесса исследования, т.к. одновременный анализ сразу всех или большинства аргументов усложнил бы процесс анализа настолько, что стал бы практически невозможным. Например, суть вышесказанного можно рассмотреть на основе выявления на спрос уровня цены на определенный товар, где спрос - функция, а цена – аргумент. Остальные аргументы, кроме цены, считаются неизменными. В этом случае - спрос есть функция цены. Однако довольно часто функция и аргумент могут поменяться местами. И тогда, зависимой переменной может стать цена на товар – ведь при прочих равных условиях она зависит от количества спроса. В данном случае цена есть функция спроса.

Для более наглядного проявления функциональных зависимостей используются графические построения в рамках эконометрического моделирования процессов экономики. Эконометрика - наука об измерениях в экономике, результатами которой пользуется экономическая теория. Широкое применение графиков позволяет наглядно представить существующие функциональные связи, причем, как в статике, так и в динамике, которые определяются изменением разных показателей. Используемый экономистами, графический метод имеет интересную особенность - в нем независимая переменная (аргумент ) в основном откладывается на оси ординат, а зависимая (функция ) - на оси абсцисс, что обусловлено традициями, сложившимися в экономической науке.

В статье часто встречается выражение «при прочих равных условиях» (от лат. ceteris paribus ). Это один из важных принципов, довольно часто используемый в экономических исследованиях при выявлении функциональных связей, возникающих между экономическими явлениями. И вправду, для того, чтобы проследить воздействие цены товара на спрос, необходимо предположить, что остальные аргументы, которые так или иначе влияют на спрос, остаются неизменными. Иначе не удастся выявить одновременное влияние всех факторов на объем спроса и выделить в этой совокупности воздействие самой цены. На практике довольно трудно обеспечить «чистоту эксперимента», т.к. «прочие равные условия» постоянно меняются (мода, вкусы, предпочтения, ожидания). В итоге точность выводов, полученных в экономической науке, намного уступает таким естественным наукам как физика, химия и т.д., где можно обеспечить чистоту эксперимента и точность результатов лабораторным путем.

В процессе прослеживания причинно-следственных связей, возникающих между экономическими явлениями, часто можно наблюдать временной разрыв между причиной и следствием. Например, повышение цены определенного товара может почти моментально привести к снижению величины спроса, а ввод в обращение большой суммы денег , не обеспеченной товарной массой, вызовет инфляцию лишь через несколько месяцев. В обеих случаях причина предшествует следствию. Возникает вопрос: «Если какое-то событие наступает позже другого, значит ли это, что оно является его причиной?». Конечно же, нет. Так же, как и звонок будильника, вовсе не является причиной наступления утра, так и многие последовательные экономические явления могут не находиться в причинно-следственной связи. Например, если после подъема цен на пуховики выросли и объемы их продаж, то вывод о том, что причиной увеличения спроса явился рост цен, будет неправильным. Здесь причиной может быть совсем другое обстоятельство, например, мода, благодаря которой спрос на пуховики вырос. Именно, правильное выявление причинно-следственных связей в экономической жизни является довольно непростой задачей.

Очень много функциональных зависимостей в экономике исследуется посредством применения метода предельного анализа . В экономической науке, предельная величина - это дополнительная величина. Например, предельная полезность является дополнительной полезностью, которую получает потребитель в результате использования дополнительной единицы блага . Предельный доход - это дополнительный доход, который получает фирма в результате продажи дополнительной единицы своего товара. Предельные издержки - это дополнительные издержки фирмы, идущие на производство дополнительной единицы своей продукции и т.д. Один из важных принципов экономического анализа - сравнение предельных затрат и предельных выгод в процессе оценки состояния и дальнейших перспектив деятельности экономических агентов. Понятно, что эти самые агенты будут продолжать вести свою деятельность только тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем предельные затраты. Мотивация к продолжению экономической деятельности исчезает как только предельные затраты начинают превышать предельные выгоды.

Нужно отметить, что при помощи метода «предельные выгоды - предельные затраты», как считают сторонники «экономического империализма», можно анализировать не только экономическое поведение. Допустим, что у Вас есть большое желание бросить камень в чужой огород. Вы, как рационально мыслящий субъект, естественно сравните Ваши предельные выгоды, например, удовольствие от созерцания полета и приземления камня, и предельные затраты, скажем, необходимость в последующем объясняться с соседом либо подвергаться судебным разбирательствам. Здесь, Ваше мнение будет целиком зависеть от того, насколько правильно Вы сможете оценить соотношение этих двух предельных величин.

Тогда, когда решение одного субъекта оказывает влияние на решение другого, экономическая наука для изучения возникших взаимодействий между ними прибегает к теории игр , которая занимается общим анализом стратегического взаимодействия между экономическими агентами. Теория игр может применяться при объяснении возникающих взаимоотношений между фирмами на рынке, участников политических переговоров, игроков в азартные игры, а также особенностей поведения потребителей и производителей.

Что касается использования в исследованиях экономико-математического метода анализа , нужно отметить, что он довольно продуктивен, но лишь до тех пор, пока является удобной формой для восприятия экономического содержания. Иногда происходит отделение формы от содержания и применяемые экономико-математические модели начинают придерживаться собственной логики развития, что влечет за собой появление ошибочных выводов.

У экономической науки есть огромный потенциал прогнозирования. Политические решения, основанные на различных выводах позитивной и нормативной экономической теории, в некоторых случаях могут быть наиболее полезными и эффективными из всех имеющихся вариантов. Но, не следует постоянно слепо прибегать к данному методу, т.к. в любой момент могут возникнуть непредвиденные последствия, когда применяемые решения влекут за собой незапланированные, а иногда и прямо противоположные результаты. Одна из фраз бывшего председателя правительства РФ В.С. Черномырдина стала крылатой: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда... » Не стоит забывать об этом.