Биографии Характеристики Анализ

Как цветаева изображает звучание имени блока.  Готовимся к ЕГЭ. Лирика М.И.Цветаевой

«…все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи - те самые серебряные сердечные дребезги» (с) Марина Цветаева

Chacun est entraîné par sa passion (франц. Каждого влечёт своя страсть)

Марина Ивановна Цветаева (08.10.1892-31.08.1941)- известная русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов ХХ века. Родилась в Москве. Она была дочерью ученого Цветаева Ивана Владимировича (1847-1913) и пианистки Мейн Марии Александровны (1868-1906). Начальное образование получила дома, под руководством матери. Посещала занятия в гимназии Брюхоненко М.Т., а потом в Швейцарии, в Лозанне. После очередного переезда семьи посещала французский интернат. А продолжила обучение в Германии, в пансионе Фрайбурга. Ей легко давались языки, поэтому переводы приносили не плохой доход. Биография и стихи лишь после ее смерти стали вызывать интерес у широкой аудитории. Для ее творчества характерны романтический максимализм, отрицание повседневного бытия, мотивы одиночества, боль любви.

Кто лучше понимает в любви, чем французы? Это объясняет подзаголовок статьи. А кто лучше пишет о любви, чем Цветаева? Об этом и пойдёт речь.

Не знаю, можно ли любвеобильность назвать странностью Марины Ивановны. Но изучая ее биографию, тяжело не заметить череду влюбленностей, которые сменяются, как волны соленого океана в бурю, начиная с молодого возраста и переходя в так называемый «почтенный». Это можно назвать влюбчивостью с нотами страсти. Всё её внимание, все ее чувства обращены к подробностям своей душевной жизни. Эта жизнь так скользка и неуловима, что требует крепкой натянутости струн, и любой удар может оборвать их. О Цветаевой можно сказать так: влюбчивая натура с тонкой душевной организацией. Постановка данного диагноза засвидетельствована плодами той влюбчивой страсти в виде стихов и прозы.

Кому посвящено стихотворение «Имя твое – птица в руке»?

В любовной лирике Цветаевой ярко и сильно проявляется вся женская сущность. Богатство этой сущности выражается в контрасте счастливой и несчастной любви, мимолетной и пожизненной, взаимной и неразделенной, ревности, счастья, отчаяния, надежды, трагизма, успеха и фиаско – целая гамма амурных взаимоотношений. Эти экспрессивность, неординарность, ярое стремление к свободе сближают ее с ещё одним известным русским поэтом Александром Александровичем Блоком. Он достаточно сильно повлиял на ее творчество, а значит, затронул сердце. Она не была с ним лично знакома, хотя часто бывала на его литературных вечерах. Так и началась история создания стихотворения «Имя твое-птица в руке» .

Почему Цветаева посвятила стихотворение Блоку?Недосягаемость. Он был недосягаем для неё, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, которая так любит мечтать. Какое же в нем было обоняние, неудивительно, что в него были влюбленны многие женщины. Цветаева таила внутри свои чувства к нему, объясняя это тем, что о любви между ними не может быть и речи. И, мы знаем, почему: это бы убило и разрушило, подрезало крылья и очернило все светлые иллюзии и представления. В ее поэзии можно выделить целый ряд произведений, посвящённых его образу. Наиболее известное из них-стихотворение «Имя твое — птица в руке…»

Марина Цветаева: «Имя твое - птица в руке…»

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.

Темы, идея и средства выразительности в стихотворении «Имя твое – птица в руке»

Это стихотворение полностью отражает ее любовь и восхищение к поэту. Оно удивительно тем, что в нем ни разу не произнесено имя Блока, но мы все понимаем, что речь идёт о нём. Стих состоит из трёх строф. В первой Цветаева воссоздаёт образ слова «Блок», каждая строчка значима в зарисовке образа. В написании стиха используется безглагольные синтаксические конструкции, что позволяет достичь особой экспрессии в передаче своих чувств. Так же предложения фиксируют настоящее время, но им свойственен особый, вневременный характер. Они подчеркивают бессмертие Блока. Поэтесса обращается к синтаксическому параллелизму: построение синтаксических конструкций 1 и 3 строфы совпадают, что придает стихотворению композиционную завершенность и целостность.

Зрительный образ Блока помогают создать средства художественной выразительности : метафоры («птица в руке», «льдинка на языке») — они выражают эмоциональное отношение к поэту; эпитеты («нежная стужа недвижных век»); олицетворение («назовет курок»), что делает образ более живым и запоминающимся. Музыкальная палитра так же насыщена: здесь и звон бубенца, и щелканье курка, и топот копыт. Слово «блок» – «губка» для звуков: Он и «мячик, пойманный на лету», и «камень, кинутый в тихий пруд».

Давайте же разберём стихотворение и расшифруем послания, которые передала Цветаева. Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и с льдинкой на языке. Вот она, птица, живая, тёплая, но стоит раскрыть ладонь – быстро улетит и не вернётся. Это и есть мгновение: «Одно единственное движенье губ».

Что вызывает у нас слово льдинка? Что-то холодное, одинокое, хрупкое, чистое… эту строку пронизывает холодок тайны, осторожное прикосновение к глубинам души, но такое нежное, что самому сокровенному не страшно поддаться и растаять.

«Имя твоё — пять букв…». Здесь стоит внести некоторую ясность, фамилия Блока до революции писалась с «ъ» на конце, поэтому состояла из пяти букв. Так же сам поэт подписывал свои стихи: А.Блок (5 букв)

Во второй строфе мы видим мир поэтических образов Блока: «камень, кинутый в тихий пруд» (гармония и шёпот природы, усадьба Шахмотова), «щелканье ночных копыт» («Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь, летит рысак» или «Сегодня ты на тройке звонкой / Летишь, богач, гусар, поэт, / И каждый, проходя сторонкой, / Завистливо посмотрит вслед…»), «звонко щелкающий курок» (трагический «страшный мир» Блока).

В третьей строфе мы можем увидеть признание в любви, которое связывает звучание имени поэта с поэтическим миром его Снежной маски («ледяной глоток», «Поцелуй в снег»).

Символично и то, что последнее слово стихотворения — «глубок» — содержит все звуки имени поэта и рифмуется с ним, ведь не дотянутся до глубины его души и поэзии.

Так же Цветаева заявляет: «Имя твоё — поцелуй в глаза». Одной фразой она нажимает на курок и так сильно бьет по цели. Его образ ассоциировался у неё с чем-то глубоким, холодным и мистическим, не вписывающемся в обычный мир людской. Как океан! Именно поэтому его глаза не могли оставить ее равнодушной. В них хотелось утонуть, их хотелось целовать. Его душа оставалось для неё загадкой, но она была ей благодарна за глубокие и наполненные смыслом невероятные стихи.

«С именем твоим – сон глубок». Эта фраза представляется ещё и в ином виде, в образе влюблённой Цветаевой, которая засыпает каждую ночь с томиком Блока под подушкой. И в мечтах представляет себя в поезде «Москва – Санкт -Петербург», который спешит доставить ее к живому доказательству бессмертия души.

Интересно? Сделай репост!


СТИХИ К БЛОКУ

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
(М.А. Цветаева, 15 апреля 1916)

1. Укажите традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку».
2. Какой стилистический прием использует М.И. Цветаева в строке «В нежную стужу недвижных век»?
3. Как называется повтор слова или группы слов в начале смежных строк стихотворения:
Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке…?
4. Каким предстает внутренний облик поэта, которому адресовано стихотворение «Стихи к Блоку»?
5. Какие чувства преобладают в лирическом высказывании героини стихотворения М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку»?
6. Каким термином обозначаются образные определения, придающие лирическому высказыванию особую выразительность («ключевой, ледяной, голубой глоток»)?
7. Укажите прием, основанный на уподоблении одних явлений другим и образующий образно-ассоциативный ряд в стихотворении М.И. Цветаевой.
8. Кто из русских поэтов, подобно М.И. Цветаевой, обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу и что объединяет произведения подобного рода? ()


* * *

Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
(М.И. Цветаева, 1920 г.)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (плоти – в полёте; плиты – разбита и т. п.)?
2. Определите размер, которым написано стихотворение М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).
3. Какой художественный приём использован в следующих строках: «Кто создан из камня, кто создан из глины»; «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети»?
4. Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке («А я серебрюсь и сверкаю!»).
5. Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность («весёлая пена», «высокая пена», «бренная пена»)?
6. В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чём они созвучны стихотворению М.И. Цветаевой?
7. Каким предстаёт внутренний мир лирической героини стихотворения М.И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)


***

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно –

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться – мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично – на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья – он,
А я – до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всe – равны, мне всe – равно,
И, может быть, всего равнее –

Роднее бывшее – всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты – как рукой сняло:
Душа, родившаяся – где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей – поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина...
3 мая 1934 ( : стихотворение читает А.Б. Фрейндлих)

1. В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован прием, при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением. Назовите этот прием.
2. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»).
3. Как называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)?
4. В словосочетаниях «язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой прием используется в этих случаях?
5. Что символизирует в стихотворении Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины и у кого из русских поэтов Серебряного века звучит ностальгическая тема?

Стихотворение посвящено имени Блока, открывает цикл из шестнадцати стихов к А. Блоку (1916-1921). В трех строфах Цветаева описывает имя Блока (не называя его) фонетически и графически; сравнивает звуки имени со звуками природы; приводит эмоциональную ассоциацию со звуком поцелуя. Один слог, пять букв (в дореволюционном написании "Блокъ"), "одно-единственное движенье губ" - и целый мир, неуловимый и ускользающий: это "птица в руке", которая вот-вот упорхнет, "льдинка на языке", которая мгновенно тает, исчезая. Во второй строфе раскрывается мир поэтических образов Блока: "камень, кинутый в тихий пруд" (молчание природы, покой любимой усадьбы Шахматово), "щелканье ночных копыт" (блоковский образ летящего рысака над провалом в вечность; тройка, уносящая счастье поэта), "звонко щелкающий курок" (трагический "страшный мир" Блока). В третьей строфе Цветаева признается в любви поэту, намекая на образ его Снежной Маски ("ах, нельзя!", "поцелуй в снег", "ледяной глоток"). Ее вневременные (хотя и написанные в настоящем времени) предложения стихотворения. Синтаксический параллелизм первой и третьей строф добавляет целостности композиции стихотворения. Метафоры первой строфы ("птица в руке", "льдинка на языке", "мячик, пойманный на лету", эпитеты ("нежная стужа недвижных век", "ключевой, ледяной, голубой глоток"), олицетворение ("камень всхлипнет", "назовет курок") - все эти тропы оживляют образ Блока, делают его многомерным. Заканчивается стихотворение словом "глубок", содержащим все буквы имени Блока, рифмующимся с ним и отражающим, на взгляд Цветаевой, суть бессмертного Поэта.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ стихотворения «Имя твое - птица в руке…» М. И. Цветаевой уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1 Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ, Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту, Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое - ах, нельзя! - Имя твое - поцелуй в глаза, В
    В лирике Александра Блока органично соединились выразительные средства поэзии, живописи и музыки. Музыкальность блоковского стиха достигается своеобразной мелодичностью, приданию словам и фразам характера плавно льющегося потока. "Его стихи как бы просят музыки", - сказал Валерий Брюсов. И, действительно, многие стихотворения Блока положены на музыку. Это и семь романсов Дмитрия Шостаковича, и симфония "На поле Куликовом" Юрия Шапорина, и оратория "Песни ветровые" Владимира Рубина. Есть музыкальные произведения на стихи Александра Блока
    1. Что позволяет стихотворение А. Блока "Незнакомка" отнести к символической поэзии? Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна. 2. Какие
    Голубоглазый - Меня - сглазил Снеговой певец. М. Цветаева Описание событий в романах и других произведениях М. Цветаевой - яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала XX века. Но верно говорят: нет пророка в своем Отечестве. Родная страна, так нежно и верно любимая этим большим поэтом, не сумела или не захотела вовремя заметить мощный, самобытный, невиданный талант М. Цветаевой, и поэтому судьба Марины Ивановны была непростой, трагической: она не смогла принять Октябрьскую революцию и
    1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока "Двенадцать"? Поэма А. Блока "Двенадцать" сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета - черный вечер - белый снег, образов - старый и новый мир, ритмов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения. В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, городского романса, пословиц. 2. Объясните значение образов-символов в поэме А.

В русской литературе XX века творчество Марины Ивановны Цветаевой стоит особняком. Её произведения отличаются особой эмоциональной напряженностью и экспрессивностью. Неординарность, неуёмность, постоянное стремление к свободе и к правде сближают Цветаеву с ещё одним известным русским поэтом Александром Александровичем Блоком,который в своеобразной степени повлиял на творчество поэтессы.

Цветаева не была лично знакома с поэтом, но своё преклонение перед ним она пронесла через всю жизнь. В поэзии Марины Цветаевой можно выделить целый пласт произведений, посвященных Александру Блоки и его твочеству. Наиболее известное из них - стихотворение "Имя твоё - птица в руке..."

В нём Блок предстает перед нами не как поэт-символист или поэт-мистик,а как недосягаемый идеал,образец. Цветаева буквально боготворит поэта,внемлет ему,восхищается. Темой это произведения является тема поэта и поэзии. Отношение Марины Цветаевой к творчеству Александра Блока раскрывается в трепете пред одним только именем стихотворца. Практически, всё произведение это и есть имя,а вернее, фамилия, Блокъ (вот почему "имя твоё - пять букв). Цветаева проявила себя как не препревзойдённый художник слова. Созданные ей динамичные, мгновенные образы создают реальную звуковую картину, передают чувства вкуса и осязания.

Итак, Цветаева почти во всём слышит заветное "Блок" - оно занимает собой всё пространство. Следует заметить градацию образов - от почти неслышимого звука "мячика,пойманного на лету" до "громко имя твоё гремит" и звонокого щелчка курка возле самого уха. Такая последовательность говорит об усилении эмоций,которые в конце переходят в интонационный взрыв:

"..Имя твоё,-ах, нельзя!-

Имя твоё - поцелуй в глаза.."

Многочисленные тире,знак восклицания,междометие "ах" показывают отрывочность чувств и мыслей поэтессы. Блок для неё - что-то необъемлимое,непередавемое,возвышенное и потому запретное.

Последние 6 строк стихотворения раскрывают трагичекое настроение произведения.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим - сон глубок.

Цветаева вводит мотив смерти и одиночества. На мой взгляд,в этих строчках слышится страх, горечь утраты. Ведь для поэтессы Блок -что-то неуловимое,ей важно каждое мгновение,каждый звук его имени. Аллитерация(повторение звуков [л] ,[л"]) создает образ чего-то холодного,таинственного, кажется,будто мы заглянули в самые закрытые,сокровенные уголки души Цветаевой.

Произведение состоит из 3 строф,каждая из которых имеет особое значение. В первой создается метафоричный, ощутимый образ Блока ("птица в руке", "льдинка на языке). Во второй - фонетический образ. В третьей раскрывается непосредственное отношение к поэту. Смежная рифмовка делает стихотворение динамичным и в тоже время целым, законченным.

Интересен синтаксис данного произведения. Автор использует безглагольные синтаксические конструкции,чем усиливает эмоциональность стихотворения. Тире заставляет сделать паузу, что тоже несет в себе особую, смысловую нагрузку. Анафора "имя твоё" акцентирует внимание на ключевом образе произведения,делая его возвышенным,исключительным.

Данное,посвященное Блоку произведение звучит колоритно и образно. Метафоры ("птица в руке", "льдинка на языке") - они выражают эмоциональное отношение к поэту; эпитеты ("нежная стужа недвижных век"); олицетворение ("назовет курок"), что делает образ Блока более живым, запоминающимся.

Несомненно,это стихотворение - образец суггестивной лирики, Цветаева словно заражает нас чувством восхищения и преклонения перед Блоком и его творчеством.

"Имя твоё - птица в руке" -одно из самых известных произведений Марины Цветаевой. Особая эмоциональность,экспрессивность,глубина и искренность эмоций не могут не оставить в душе читателей те чувства,которые испытывала к писателю Блоку сама поэтесса.

«Имя твое — птица в руке…» (1916).

Стихотворение посвящено имени Блока, открывает цикл из шестнадцати стихов к А. Блоку (1916-1921). В трех строфах Цветаева описывает имя Блока (не называя его) фо­нетически и графически; сравнивает звуки имени со звуками природы; приводит эмоциональную ассоциацию со звуком поцелуя. Один слог, пять букв (в дореволюционном написа­нии «Блокъ»), «одно-единственное движенье губ» — и целый мир, неуловимый и ускользающий: это «птица в руке», ко­торая вот-вот упорхнет, «льдинка на языке», которая мгно­венно тает, исчезая. Во второй строфе раскрывается мир по­этических образов Блока: «камень, кинутый в тихий пруд» (молчание природы, покой любимой усадьбы Шахматово), «щелканье ночных копыт» (блоковский образ летящего ры­сака над провалом в вечность; тройка, уносящая счастье по­эта), «звонко щелкающий курок» (трагический «страшный мир» Блока). В третьей строфе Цветаева признается в любви поэту, намекая на образ его Снежной Маски («ах, нельзя!», «поцелуй в снег», «ледяной глоток»). Ее вневременные (хотя и написанные в настоящем времени) предложения стихотво­рения. Синтаксический параллелизм первой и третьей строф добавляет целостности композиции стихотворения. Мета­форы первой строфы («птица в руке», «льдинка на языке», «мячик, пойманный на лету», эпитеты («нежная стужа не­движных век», «ключевой, ледяной, голубой глоток»), оли­цетворение («камень всхлипнет», «назовет курок») — все эти тропы оживляют образ Блока, делают его многомерным. Заканчивается стихотворение словом «глубок», содержа­щим все буквы имени Блока, рифмующимся с ним и отра­жающим, на взгляд Цветаевой, суть бессмертного Поэта.

На этой странице искали:

  • имя твоё птица в руке анализ
  • цветаева имя твое птица в руке анализ
  • имя твоё птица в руке цветаева анализ
  • анализ имя твоё птица в руке
  • три твоих имени краткое содержание