Биографии Характеристики Анализ

Индивидуально типологический опросник как ответить лучше. Сфера применения структура методики представление результатов история создания и психометрические параметры

Индивидуально-типологический опросник состоит из 91 утверждения, с каждым из которых нужно согласиться либо нет. Все пункты теста достаточно просты и понятны. Отвечать следует искренне и внимательно, так как в опроснике предусмотрена оценка лживости. Тест позволяет определить особенности характера, а также наличие акцентуаций и признаков дезадаптации.

Только личность может действовать на развитие и определение личности.
К. Д. Ушинский

Индивидуально-типологический опросник был создан Л. Н. Собчик для оценки структуры личности, исходя из основных ее характеристик. Теоретическая база теста основана на исследованиях врожденных свойств психики, которые со временем преобразуются в определенные черты характера, а после – в индивидуальные особенности личности. Опросник направлен на выявление акцентуаций характера и проявления дезадаптации.

Л. Н. Собчик является российским психологом и занимается научной деятельностью до сих пор в возрасте 85 лет. Она известна своими достижениями в клинической диагностике психологических проблем.

Особенности опросника

Этот личностный опросник Собчик, которым психолог занималась длительное время, несколько отличается от других своих аналогов зарубежного происхождения. Основные отличия:

  • Относительно небольшое количество пунктов в тесте. С одной стороны, 91 утверждение – это много, но с другой, в сравнении с иностранными личностными опросниками, в которых могут отмечаться свыше двухсот пунктов, тест Собчик является небольшим.
  • Простота утверждений, формирующих опросник. Создатель теста утверждает, что ситуации, обрисованные в каждом из пунктов, не вызывают защитных реакций психики тестируемого, благодаря чему он может отвечать предельно честно, без лишней настороженности.
  • Доказательная база теста очень сомнительна. Несмотря на то, что опросник неоднократно положительно проявил себя в ходе психологических исследований, он до сих пор подвергается жесткой критике из-за недостаточной валидности.

Описание методики

Индивидуально-типологический опросник состоит из 91 пункта, каждый из которых представляет собой простое для понимания утверждение, с которым тестируемы может либо согласиться, либо нет. Каждый вопрос относится к определенной шкале, благодаря чему формируются результаты. Однако в тесте присутствуют вопросы, которые не имеют отношения ни к одному из обследуемых факторов. Они даны для улучшения достоверности опросника.

Оценка полученных результатов основывается на 8 шкалах, образованных противоположными по значению свойствами психики:

  • Экстраверт (направлен на окружающих);
  • Интроверт (направлен в себя);
  • Спонтанность (склонность к лидерству);
  • Сензитивность (ориентация на более сильного человека);
  • Агрессия (самоутверждение и самореализация);
  • Тревога (осторожность и ответственность);
  • Ригидность (эмоциональная устойчивость);
  • Лабильность (легкий и быстрый перепад эмоций).

Также имеются две дополнительные шкалы. Одна из них направлена на определение искренности тестируемого, а другая подразумевает вычисление акцентуации на сложности собственного характера.

Каждая шкала интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 2 балла – свидетельствует об эмоциональной тупости либо о лживости во время исследования;
  • 3 – 4 балла – нормальные показатели;
  • 5 – 7 баллов – выраженные признаки акцентуации;
  • 8 – 9 баллов – признаки дезадаптации.

Существует отдельная версия опросника для детей, прошедшая клинические испытания и широко применяющаяся в возрасте 10 – 14 лет.

Описание дополнительных факторов

Вторичные оценочные шкалы были сформированы сочетанием первичных. Они являются признаками таких нарушений, как акцентуация и дезадаптация, если характеризуются высокими показателями. При результатах в пределах 3 – 4 баллов говорят о разноплановом развитии нормальной, сбалансированной личности. К вторичным факторам относятся:

  • Конформность. Чрезмерная неуверенность в себе и ориентировка на окружающих.
  • Зависимость. Человек максимально занимает оборонительную, пассивную позицию. Фактор объединяет такие шкалы, как сензитивность и интроверсия.
  • Лидерство. Качество положительное в умеренных количествах. При акцентуации проявляется излишней самоуверенностью, неуважением к окружающим, в особо запущенных ситуациях перерастает в манию величия.
  • Коммуникативность. Проявляется демонстративностью и поиском личности для самоутверждения и признания.
  • Индивидуализм. В акцентуации проявляется в качестве завышения значимости собственного мнения и невозможности переубеждения.
  • Конфликтность. Проявляется при сочетании таких шкал, как эмоциональная устойчивость (ригидность) и агрессивность.
  • Некомформность. В случае акцентуаций проявляется асоциальным поведением. Суть фактора в отвержении норм поведения. Он лежит в основе радикализма.
  • Компромиссность. Шкала сочетает тревожность и лабильность эмоций, проявляясь желанием самоутвердиться и одновременным избеганием конфликтов.

Как бороться с теми или иными проблема личностного характера можно найти в соответствующих статьях блога Brainapps.

Эта методика, разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность является весьма информативной. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. Время выполнения теста — 30 минут.

Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Опросник

  1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
  2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
  3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
  4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
  5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
  6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
  7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
  8. Я часто тревожусь по пустякам.
  9. В моих неудачах виноваты определенные люди.
  10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
  11. Меня мало касается все, что случается с другими.
  12. Мне интересны яркие, артистичные личности.
  13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
  14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
  15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
  16. Я — человек абсолютно правдивый и искренний.
  17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
  18. Меня часто тянет к шумным компаниям.
  19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
  20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
  21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
  22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
  23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
  24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
  25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
  26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
  27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
  28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
  29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
  30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
  31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
  32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
  33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
  34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
  35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
  36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
  37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
  38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
  39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
  40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
  41. Никто не может навязать мне свое мнение.
  42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
  43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
  44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
  45. Я никогда не вру.
  46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  47. Я вечно ничем недоволен (недовольна).
  48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
  49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
  50. Мне нравится командовать другими.
  51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
  52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
  53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
  54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
  55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
  56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
  57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
  58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
  59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
  60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
  61. Меня любят все мои друзья.
  62. У меня трагичная судьба.
  63. У меня много близких друзей.
  64. Я-самый несчастный человек на свете.
  65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
  66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
  67. Я — человек спокойный, уравновешенный.
  68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
  69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
  70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
  71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
  72. Я люблю ходить в гости.
  73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
  74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
  75. Я никогда не испытываю желания выругаться.
  76. Я никого никогда не обманывал(а).
  77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
  78. Я — человек застенчивый.
  79. Мне ужасно не везет в жизни.
  80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
  81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
  82. Меня ничем не испугать.
  83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
  84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
  85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
  86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
  87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
  88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
  89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
  90. Я никогда не сержусь.
  91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.

Бланк ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
91

Ключ к ИТО

L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете) верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90
F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера) верно: 2,17,32,47,62,77,64,79
неверно: 91
I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность) верно: 12,27,29,42,44,72
неверно: 14,57,87
II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках) верно: 4,19,21,34,49,50
неверно: 6,65,80
III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов) верно: 7,22,36,37,51,53,68
неверно: 66,81
IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений) верно: 9,24,26,39,41,56
неверно: 71,83,86
V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость) верно: 3,5,33,35,48,78
неверно: 18,20,63
VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив) верно: 15,28,43,59,89
неверно: 11,13,30,74
VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость) верно: 8,23,38,52,54,69,84
неверно: 67,82
VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности) верно: 10,25,40,55,58
неверно: 70,73,85,88

Собчик Л.Н. – российский психолог, эксперт высшей категории в сфере психологии индивидуальности личности, автор собственной психологической диагностики, доктор психологических наук и более 140 работ, касающихся темы типологии личности и методики ее диагностики, множества статей, публикаций, более 20 методических пособий.

Научные достижения

В 1970 году защитила диссертационную работу на тему «Психология индивидуальности». В ней впервые в России был представлен опыт применения диагностики, с помощью опросов и тестов, расширен известный опросник MMPI. Поскольку методика была модифицирована, ей присвоили новое название – СМИЛ.

Собчик применила новый подход к определению целостной личности. На основе своей теории разработала методику многостороннего изучения личности, с применением психодиагностики. На базе этой системы создана индивидуально - личностная типология.

Авторские методики тестирования

Людмила Николаевна разработала несколько эксклюзивных систем психологической диагностики, адаптировала для российских условий несколько иностранных тестов. Все авторские методики Собчик, опубликованные в ее работах, получили свои электронные версии. Программы лицензированы, они пользуются успехом у специалистов по подбору персонала и управления кадрами, а также у практикующих психологов и социальных педагогов.

Версия для взрослых

Тест нацелен на диагностику самооценки личности, умения контролировать себя, проявление лидерских качеств или, напротив, пассивности. С конца 90-х годов широко применяется для тестирования личностных свойств людей, чьи профессии связаны со стрессами и опасными условиями, что подтверждает надежность и достоверность данного опросника. Гарантом того, что тестируемый был честен, проходя опрос, является шкала «лжи», которая не даст исказить результаты. Всего предлагается ответить на 91 простой вопрос, кликнув «да» или «нет».

Детская адаптированная версия опросника

Опросник включает в себя 61 вопрос, на которые так же нужно дать короткий утвердительный или отрицательный ответ. Предназначен для детей подросткового возраста 10-15 лет и поможет узнать, насколько ребенок самостоятелен, адаптирован к окружению, существуют ли у него какие-либо переживания.

Изображение в шапке -

Трудно преувеличить значение психологических исследований при изучении пограничных психических расстройств. При остро протекающих и тяжелых хронических психических заболеваниях также важно распознать эмоционально-волевые особенности больного, оценить степень выраженности его социально-психологической дезадаптации, определить качественные и количественные аспекты разрушенного интеллекта. Чем категоричнее психиатр в своем стремлении определить узкие диагностические рамки заболевания, тем дальше он от цели, если целью является успешное излечение отклоняющегося от нормы состояния.

Опыт показывает, что мишенью лечебного процесса при большинстве психических расстройств неорганического происхождения являются конкретные симптомы актуального состояния больного, а большинство патологических проявлений, в свою очередь, корнями уходят в базисные индивидуально-типологические свойства, то есть в преморбид. Мы приходим к этому "новому" выводу как к забытому (или почти забытому) "старому": еще Э. Кречмер писал о том, что целый ряд ярко выраженных конституциональных свойств представляет собой почву для развития того или иного психического заболевания.

Правильнее будет сказать, что при неблагоприятных условиях, которые приводят к дисбалансу психических процессов и проявляются как болезнь, конституциональные особенности ограничивают количество степеней выбора в формировании основного клинического симптома. И если Э.Кречмер предуготовил шизоидам судьбу шизофреника, имея при этом в виду классическую картину шизофренических расстройств с аутичностью, своеобразием интересов, отрывом от реальности, то вполне резонно считать что другие проявления при шизофрении (гебефренный, депрессивный, маниакальный, паранойяльный и другие синдромы) в своей основе опираются на другие эмоционально-динамические свойства - импульсивность, пессимистичность, интровертированность, ригидность, агрессивность.

В таком случае, изучение корневых, почвенных характеристик, врожденных индивидуально-типологических свойств, лежащих в основе клинического паттерна, имеет первостепенное значение, определяя направление выбора средств лечения и социальной реадаптации больного. А для решения этих задач психодиагностика является основным инструментом клинико-психологического исследования.

В рамках тех задач, которые перед нами ставит повседневная научно-исследовательская работа по изучению личностных особенностей у больных с психогенно обусловленными психическими расстройствами, относимыми к неврозам и невротическим развитиям. Эти нарушения в значительной степени носят обратимый характер, а контингент больных представляет собой в перспективе социально-активную часть населения. Дифференцированный подход в выборе мер психотерапевтического воздействия в этом случае целиком опирается на ядро личности, индивидуально-типологические особенности.

В настоящее время в качестве пограничных между нормой и патологи-ей расцениваются разные формы психологической дезадаптации, обус-ловленные сложными социальными и экономическими жизненными об-стоятельствами, а также связанные с военными действиями, взрывами и катастрофами так называемые посттравматические состояния.

Суицидальные тенденции, склонность к злоупотреблению алкоголем или наркотиками, криминальное поведение - все эти виды социально-психо-логической дезадаптации приобретают определенный эмоционально-поведенческий рисунок, тесно связанный с почвенными характеристиками личности.

В связи с этим в последние годы резко возрос интерес к психодиагностическим тестам. Однако неразборчивое применение неадаптированных тестов разных авторов, не связанных между собой общностью концептуального подхода, обладающих подчас низкой валидностью, приводит к хаосу в этой сфере и не способствует взаимопониманию психологов, особенно представителей разных школ.
В связи с возросшей востребованностью психодиагностики в разных сферах практической психологии, весьма актуальной является разработка методологии психодиагностического исследования, которая бы соответствовала современному уровню развития науки. Психолог априори должен представлять себе объект исследования как некую целостную модель, опираясь при этом на определенную концепцию личности.

Личность - это весьма емкое понятие, охватывающее в целом всю психологическую индивидуальность человека. Но в отечественной психологии до сих сильна традиция приравнивать к понятию личность усредненную социально-желательную модель. С позиций номотетического подхода, направленного на изучение общих закономерностей психической деятельности человека, Л.С.Выготский описывал личность как "вершину, которая имеет культурно-историческую основу" и не включает в себя глубинно-влеченческие и эмоционально-динамические характеристики.

А.Н. Леонтьев не включал в структуру личности ни характер, ни эмоционально-динамические особенности человека, ни конституцию, ни темперамент. Он был категорически против биологизаторских тенденций в психологии и расценивал личность как образование, сформировавшееся в результате усвоения человеком социально-исторического опыта и морально-этических традиций своего окружения. Б.С.Братусь утверждает, что личность не сводима и не выводима из индивидных свойств.

С первым нельзя не согласиться, а второе утверждение противоречит очевидной реальности. Разные люди по-разному реагируют на психотравмирующие обстоятельства, выбирают разные ценности и виды социальной активности даже при полностью тождественных микросоциальных условиях. Имеются также различия в клинических проявлениях психогенных расстройств, связанные с полом и возрастом больного. Поэтому на практике в работе психолога с конкретными людьми необходим идеографический, индивидуально-личностный подход.

Еще в 30-е годы С.Л.Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств, не сбрасывал со счетов значимость врожденных особенностей в формировании личности. Позже Б.Д.Ананьев рассматривал личность как понятие целостное, отмечая что взаимодействие биологического и социального начала в формировании личности проявляется не только в первые дни и годы существования человека, но продолжается всю его жизнь.

Эти идеи нашли свое развитие и в работах В.Н.Мясищева, который характеризует личность человека как систему социальных отношений, подчеркивая при этом необходимость учитывать биологические и конституционально-индивидные свойства. Роль биологического фактора в развитии личности подтверждают многочисленные работы известных психофизиологов - Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, Э.А.Голубевой, В.М.Русалова и др. Дж.Г.Оллпорт, опираясь на теорию открытых систем Берталланфи, сравнивал закономерности, присущие устойчивой структуре личности, с гомеостатическими процессами целостного человеческого организма. Работы Ю.А.Александровского и его учеников убеждают в том, что биологические меры воздействия при лечении невротических расстройств способствуют оптимизации социально-психологической адаптации.

Развитие научных идей в психологии с годами все больше сближает полярные точки зрения и становится очевидным, что "соотношение личного и социального в психологии - трудная дорога от непримиримости этих двух категорий к их неразрывности" (Д.А.Леонтьев, Вестник психологии МГУ, 1996,№ 4).

Проведенные автором данной статьи многолетние исследования (более 8000 человек) послужили базой для создания собственной концепции понятия личность, основанной на парадигме преемственности разных уровней психических функций. Это - теория ведущих тенденций, которая утверждает, что из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими.

Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых средовых условиях. В основе индивидуально-очерченного стиля человека лежит та ведущая тенденция, которая пронизывает все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие ("вершинные") уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.

Понятие "ведущая тенденция" - более емкое и динамичное, чем "черта", "свойство", "состояние": оно их всех объединяет и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания. "Ведущая тенденция" - это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства.

Правильно подобранная психологическая коррекция или психотерапия может, к примеру, способствовать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревожность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям.

Разработанная на базе теории ведущих тенденций типология личностных свойств не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов, но более строго упорядочивает их. Базисные типологические свойства, трансформирующиеся в процессе развития в психологические особенности, представлены схемой (рис. 1), на которой традиционные признаки интроверсии - экстраверсии в ортогональном соотношении дополнены другими противопоставляемыми свойствами: тревожностью - агрессивностью, ригидностью - лабильностью, сензитивностью - спонтанностью.

Типологическое свойство "тревожность", которое в рамках нормы выглядит как осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде, при заострении проявляется состоянием повышенной тревожности, мнительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым страхам и паническим реакциям, перерастая в структуре клинического состояния в тревогу.

"Стеничность (агрессивность)" в норме соответствует тенденции к самоутверждению и активной самореализации, но при усилении (акцентуации, патологическом заострении) эта черта проявляется обнаженным эгоцентризмом и склонностью к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или криминальных действий.

"Интроверсия" обозначает такую индивидуально-типологическую черту как обращенность индивида в мир собственных переживаний и фантазий, застенчивость, замкнутость, социальную пассивность. Патологическое заострение этой тенденции проявляется как аутизм. В противовес этому свойству "экстраверсия" - это общительность, обращенность в мир реально существующих ценностей, социальная активность; дезадаптивная форма этой черты - избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность.

"Спонтанность" - это раскованное самоутверждение, наступательность, предприимчивость и стремление к лидированию, но при заострении этой черты или патологическом ее развитии проявляется выраженная импульсивность и противоправное поведение.
В сочетании с экстравертированностью и агрессивностью, эта черта формирует "сильный" (гипертимный) тип поведения.

"Сензитивность", проявляющаяся чувствительностью, ориентацией на авторитет более сильной личности, конформностью, чертами зависимости, при дезадаптации перерастает в депрессивное состояние, а в сочетании с "интровертированностью" и "тревожностью", формирует атрибутику типологически "слабой" (гипотимной) конституциональной структуры.

Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности (подвижности) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - "ригидный" - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности.

Патологическое его проявление - эксполозивность (взрывные реакции) и паранойяльность. Другой - "лабильный" - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания), перерастающий в истерический паттерн поведения при дезадаптации.

Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих дериватные свойства, проявляющиеся в стиле межличностного поведения индивида. Это - "конформность", "компромиссность", лидерство" "коммуникативность", "социальная пассивность", "социальная активность, "индивидуализм", "неконформность" .

Среди женщин чаще встречаются сензитивный, тревожный и эмотивный типы реагирования, уходящие корнями в тормозимые и лабильные свойства. Среди мужчин чаще можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы реагирования, базирующиеся на импульсивных, возбудимых и тугоподвижных свойствах нервной системы. Кроме того, некоторые сочетания не соседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация "спонтанности" с "интроверсией" характерна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепадам настроения (колебания между "интровертированностью" и "экстравертированностью") свойственна циклотимным личностям.

Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности в сравнительном анализе с типологическими особенностями позволило обнаружить следующие закономерности: социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик и освоение новой информации им дается легче через разговорное общение. Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы.

Спонтанные, неконформные личности больше ориентированы на собственную интуицию. Для спонтанно-стеничных личностей характерна тяга преимущест-венно к двигательной активности. Социально пассивные интроверты в большинстве своем относятся к левополушарному когнитивному стилю. При этом лица, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную информацию). Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и цифр. Их стиль мышления - системный, синтетический, прагматичный, складывающий целое из отдельных составляющих деталей.

Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в зависимости от предиспозиции.

Личность - понятие многомерное, каждый ее нижележащий уровень более примитивен, но содержит в себе зачатки тех структур, которые на более высоком, более сложно организованном уровне предстают в виде индивидуально-личностных образований, а в дальнейшем развитии психики претворяются в социальные аспекты человеческого бытия. Если по вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - темперамент, характер, личность, состояние, - то по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, при этом его идеальное "Я" определяет то направление, в сторону которого намечены субъективные перспективы дальнейшего развития личности. Самосознание формируется через сравнительный анализ чувств, мнений и поступков индивида с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц. Проявляясь на более первичных, несформированных уровнях самосознания как типологические базисные черты, ведущие тенденции постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личностные свойства.

Личностный конструкт обладает определенным диапазоном колебания (изменчивости); при этом у каждого индивида имеются те границы, в пределах которых определенные характеристики могут менять свою интенсивность. Именно за счет колебаний возможна та амортизация, которая облегчает приспособление человека к меняющимся условиям окружающей его жизни.

Если представить себе систему "личность" схематически как некое дерево - "древо личности", то почва, на которой оно произрастает, это - генетическое наследство. Корни вбирают в себя генотипические свойства родителей, которые проявляются врожденными свойствами, особенностями темперамента. Ствол древа личности представляют формирующийся в процессе взаимодействия базовых особенностей с окружением характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как эмоции, интеллект, мотивация и коммуникативный стиль. Крона древа личности охватывает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Ее в значительной степени формирует окружение, среда, но и высшие уровни личности в значительной степени определяются избирательным тропизмом индивида к одним ценностям, сферам интересов и видам деятельности и отталкиванием от других.

В соответствии со сказанным выше, разработанная автором статьи методология психодиагностического исследования рассматривает личность с позиций целостного подхода как многомерную модель.

Вертикальный вектор исследования использует сравнительный анализ (снизу доверху) данных, полученных при последовательном изучении разных уровней самосознания:
1) бессознательного, то есть неосознаваемых переживаний;
2) объективной картины образа "Я";
3)субъективной самооценки актуального и идеального "Я".

Горизонтальный вектор - это параллельное изучение индивидуально-стилевых характеристик
1) мотивационной сферы;
2) эмоциональных особенностей,
3) межличностного поведения и
4) интеллектуальных способностей.

Третий вектор - лонгитюдный - изучает динамические свойства, диапазон изменчивости индивидуально-личностных свойств, обусловливающий адаптивные свойства личности в меняющейся среде.

Для реализации многомерного психодиагностического исследования, как показал опыт, наиболее эффективным является набор психодиагностических тестов, позволяющих охватить все векторы. Во главе угла модели психодиагностического исследования для определения базисных индивидуально-типологических свойств лежит специально разра-ботанный индивидуально-типологический опросник ИТО, лаконичный и удобный для использования в любых условиях. Он содержит всего 91 вопрос-утверждение, шкалы лжи и аггравации, и позволяет оценить выраженность каждого типологического свойства по следующей градации: норма, акцентуация, дезадаптация.

Многофакторный метод СМИЛ раскрывает объективную картину внутреннего "Я" индивида, тест межличностных отношений ДМО показывает, как соотносится субъективная самооценка и идеальным "Я", метод цветовых выборов МЦВ (адаптированный тест Люшера) обрисовывает особенности актуального состояния, а данные метода портретных выборов (тест Сонди) раскрывают глубинные механизмы психологического конфликта и корни патологических проявлений.

Исследование можно дополнить интеллектуальными тестами Айзенка-Гобова, культурно-свободным тестом Кеттелла и экспериментально-психологическими методиками. Компьютеризированные версии психодиагностических тестов значительно упрощают работу психолога.

Разработанная модель психодиагностического исследования позволяет провести грань между "нормальными реакциями на ненормальные условия" (Лейбниц) лиц психической нормы, невротическими реакциями и другими формами психических нарушений. При этом большое значение имеют выявленные рассогласования в вертикальном векторе (между показателями методик, апеллирующих к разным уровням самосознания) и результаты динамических аспектов лонгитюдного вектора, которые помогают определить как устойчивые, так и изменчивые характеристики личностного паттерна, а также диапазон изменчивости индивидуально-личностных свойств. Эти данные имеют важную прогностическую роль, так как позволяют судить об индивидуальной стрессоустойчивости не по отдельным пикам или шкалам, а по соотношениям различных показателей психодиагностических тестов.

Изучение репрезентативной группы больных с пограничными психическими расстройствами (неврозы, невротические реакции, невротические и патохарактерологические развития личности, психопатии) с использованием индивидуально-типологического опросника ИТО показало, что у больных неврозами с наличием в клинической картине заболевания ипохондрической симптоматики было выявлено преобладание тормозимых черт: тревожности, сензитивности, интровертированности (r = 0,84).

У больных, отличавшихся выраженной эмоциональной неустойчивостью, с истероидными проявлениями и склонностью к фиксированным страхам отмечалось значительное преобладание показателя лабильности на фоне повышенной тревожности. Преобладание в структуре клинической картины астенодепрессивных невротических расстройств оказалось достоверно связано с гипостеническим типом реагирования, признаками преобладания интровертированности, сензитивности. При навязчивых страхах у больных была выявлена достоверная связь (r = 0,88) с равновысокими показателями тревожности и эмоциональной лабильности при смешанном типе реагирования.

У больных с преобладанием в клинической картине истерических проявлений выявлена достоверная связь (r = 0,73) эмоциональной лабильности и ригидности. При патохарактерологическом развитии личности наряду с сензитивностью и тревожностью были отмечены признаки включения стенических черт (ригидность, спонтанность, агрессивность).
При алкоголизме следует обращать внимание на признаки эмоциональной незрелости (высокие баллы по экстраверсии и спонтанности) и заострение черт гипертимного круга - агрессивности, ригидности, иногда отмечается нарастание интроверсии, изредка - лабильности.

Изменения личности при шизофрении весьма разнообразны и зависят от формы, течения и длительности заболевания. Естественно, неврозоподобные проявления отражаются преобладанием показателей тревожных, сензитивных и интровертных индивидуально-типологических свойств. При психопатоподобной форме отмечается соответственное усиление гипертимных типологических характеристик.

Данный концептуальный подход и методология уже не первый год успешно используются в федеральном научно-методическом центре пограничной психиатрии. Проблема овладения ситуацией в рамках профессиональной деятельности, связанной с опасностью и необходимостью применения оружия (Даровская Н.Д., 1999), изучение разных типов личностной самоорганизации в ситуации социально-псхологического стресса, вызванного вынужденной миграцией (Павлова М.С. 1998), исследование клинических проявлений в сопоставлении с социально-психологическими признаками дезадаптации и особенностями трудовой деятельности (Шпекалов А.Ю. 1999) - все эти работы показали, как важно опираться на знание индивидуально-психологического паттерна личности при разработке профилактических и коррекционных мер, способствующих оптимальной адаптации личности в сложных и стрессовых условиях.

Проведены также исследования по изучению роли социально-психологической дезадаптации с заболеваемостью сифилисом (Усовецкий И.А, ЦКВИ, 1998), с особенностями вынашивания беременности (Лапочкина Н.А., Брехман Г.И 1996, 1997, Ивановский медицинский институт). Изучаются критерии профотбора и расстановки кадров (Федеративный центр занятости населения, ОАО ГАЗПРОМ.(1997, 1998), МВД, ФСБ, Прокуратура РФ и пр.)

Применение теоретически обоснованной психодиагностической модели изучения индивидуально-личностных свойств способствует упорядоченному подходу при разработке новых, оригинальных психодиагностических методик и модификации известных зарубежных тестов. Сформированные на этой основе методики обладают большей надежностью, так как данные всех используемых методик оказываются сопоставимыми и рассматриваются в едином феноменологическом ключе.

Своевременно проведенное психодиагностическое исследование служит фундаментом для разработки индивидуализированных мер психологической коррекции отклоняющихся от нормы форм поведения, при этом речь может идти о "трудных" подростках, о криминальных наклонностях, о предрасположенности к алкоголизму, наркомании, к суицидальным тенденциям. В клинике пограничных расстройств такой подход не только помогает специалистам решать различные проблемы в едином методологическом ключе, но и способствует сближению разных психологических школ и направлений, давая им возможность найти общие точки соприкосновения.

Список литературы:

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. - Москва, Ростов-на-Дону,: изд. "Феникс", 1997. - Т.I. М.: Педагогика, 1980.
Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров// Психология Отечества. - М., 1996.
Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
Ганнушкин П.Б. Клиника, статика и динамика психопатий.
- М., 1947.
Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования прикладных основ индивидуальных различий // Вопр. психологии. - М., 1983. - № 3.
Губачев, Ю.М.Стабровский. Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - Ленинград,: Медицина, 1981.
Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
Кабанов М.М. Психологические методы исследования личности в клинике. - М., 1978.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - М., 1983.
Кречмер Э. Конституциональные типы. - М, 1935.
Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев: Вища школа, 1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: М.: Медицина, 1983.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960.
Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.
Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические методики. Практическое руководство. - М., 1970.
Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. - М. - 1984. - Т. 3. - № 6.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1972.
Собчик Л.Н., Корчагин С.В., Цетлин М.Г., Яздовская С.В. О целостном подходе к изучению больного в социально-психологическом исследовании психотерапевтической группы // Материалы конференции "Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями". - Л.: Медицина, 1982.
Собчик Л.Н. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний // Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. . - Л.: ВНИИПН им. Бехтерева, 1985.
Собчик Л.Н. Психодиагностика и варианты корригирующего воздействия при состояниях, нарушающих процесс деятельности //Материалы межведомственной конференции "Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора". - Рига: АН СССР, 1985.
Собчик Л.Н., Малешина М.С. Значение личностного фактора и межличностных отношений в оптимизации процесса обучения иностранному языку // Проблемы планирования и управления подготовкой специалистов в высшей школе. - Рига: Изд-во РИТИ МВ и ССО, 1985.
Собчик Л.Н., Шостакович Б.В., Свириновский Я.Е, З.С. Гусакова, Н.К. Харитонова. Клинико-психологические особенности легких форм реактивных состояний // Журн. невропатол. и психиатр. - 1985. - № 4. - 579-584.
Собчик Л.Н. Применение автоматизированных устройств для психодиагностики состояний, нарушающих процесс деятельности, и индивидуализация методов коррекции этих состояний // Гагаринские чтения. - М., 1985.
Собчик Л.Н. Психологический анализ опыта использования ЭВМ в научно-практических целях // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. - М.: Наука, 1987. - С. 215-225.
Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Адаптированный тест Лири. - М.: Союзучприбор. 1990.
СобчикЛ.Н. Метод цветовых выборов. Практическое руководство. - М.: ИПП, 1997.
Собчик Л.Н. Метод портретных выборов - модифицированный тест Сонди. - М.: ИПП, 1998.
Собчик Л.Н. "Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностического исследования". - М.: ИПП.1999, -512 с.
Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. - М., 1961.
Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М.: МГУ, 1982.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1975.
Хекхаузен Х. Мотив достижения // Мотивация и деятельность. - Т. I. - М., 1986.

Р Е З Ю М Е

Собчик Людмила Николаевна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела пограничной психиатрии ГНЦССП им. В.П. Сербского. Автор более 100 публикаций, среди них 30 методических руководств и пособий, 5 монографий, в которых последовательно излагаются результаты многолетнего опыта использования психодиагностических методик. Л.Н.Собчик разработана концепция целостной личности, в основе которой лежат ведущие тенденции, пронизывающие "древо личности" сквозными характеристиками - от врожденных, корневых типологических свойств, определяющих не только индивидуальный стиль мотивационной, эмоциональной, когнитивной и поведенческой субструктур, но и основную направленность социальной активности человека., а также ограничивающие количество степеней выбора при формировании клинических проявлений большинства психических расстройств.

Транскрипт

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИТО-ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Л.Н.СОБЧИК) Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным Я (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п. СТРУКТУРА МЕТОДИКИ Опросник ИТО опирается на значительный опыт автора по разработке и интерпретации данных русской версии теста MMPI - СМИЛ. Опросник отличается небольшим количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (ложь и аггравация), которые позволяют судить о том, насколько мотивационные искажения могут повлиять на результаты тестирования. Время выполнения теста - 30 минут. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете) аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера) экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность) спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках) агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов) ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений) интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость) сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив) тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость) лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности) На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия интроверсия, спонтанность сензитивность и т.п. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы ложь и аггравация): 0-1 балл гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании; 3 4 балла (норма) гармоничная личность; 5 7 баллов (умеренная выраженность) акцентуированные черты; 8 9 баллов (избыточная выраженность) состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

2 Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам». Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. По шкалам аггравация и ложь можно судить о надежности полученных результатов: высокие показатели по шкале ложь выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете; высокие показатели по шкале аггравация выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера; если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Пример результата (скачать в формате MS Word, отчет для психолога). Результаты теста могут быть представлены в трёх формах: круговая диаграмма, указывающая значения по 8 основным факторам; текстовые интерпретации факторов; таблица данных, в которую включены сырые баллы, стены, процентили (процент от выбор ки стандартизации). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ Методика ИТО разработана Л.Н.Собчик, ведущим специалистом в области психологии индивидуальности. Методика успешно применяется с 1996 года и уже послужила основой для целого ряда научно-исследовательских и практических работ в сфере изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу на контингенте лиц, профессиональная деятельность которых проходит в особо сложных и опасных условиях (милиция, вневедомственная охрана, инкассаторы), а также в сфере межличностной коммуникации в рамках управленческих структур различных профессиональных групп. Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных в результате проведенных исследований по изучению личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при обследовании больных с пограничными (ситуативно обусловленными) расстройствами (более 450 наблюдений). Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам экстраверсия, тревожность, агрессивность, спонтанность и сензитивность (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам ригидность и лабильность (r = +0,68). Инструкция: Прочитав каждое утверждение, зачеркните «Да» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или «Нет» если не согласны.

3 Ответ ДА Ответ НЕТ Утверждение Да Нет 1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним Да Нет 2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер Да Нет 3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве чем в присутствии многих людей или в шумном месте Да Нет 4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи Да Нет 5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми Да Нет 6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках Да Нет 7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели Да Нет 8. Я часто тревожусь по пустякам Да Нет 9. В моих неудачах виноваты определенные люди Да Нет 10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь Да Нет 11. Меня мало касается все, что случается с другими Да Нет 12. Мне интересны яркие, артистичные личности Да Нет 13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих Да Нет 14. В шумной компании я чаще всего - в роли только наблюдателя Да Нет 15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей Да Нет 16. Я человек абсолютно правдивый и искренний Да Нет 17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми Да Нет 18. Меня часто тянет к шумным компаниям Да Нет 19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно Да Нет 20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых Да Нет 21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать Да Нет 22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнения, когда я уверен в своей правоте Да Нет 23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода Да Нет 24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок Да Нет 25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей Да Нет 26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов Да Нет 27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь Да Нет 28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей Да Нет 29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании Да Нет 30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей Да Нет 31. Я никогда не поступаю как эгоист Да Нет 32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение Да Нет 33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей

4 Да Нет 34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела Да Нет 35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей Да Нет 36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет Да Нет 37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным Да Нет 38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие Да Нет 39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте Да Нет 40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно Да Нет 41. Никто не может навязать мне свое мнение Да Нет 42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками Да Нет 43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих Да Нет 44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками Да Нет 45. Я никогда не вру Да Нет 46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня Да Нет 47. Я вечно ни чем не доволен Да Нет 48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях Да Нет 49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой Да Нет 50. Мне нравится командовать другими Да Нет 51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела Да Нет 52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких Да Нет 53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права Да Нет 54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи Да Нет 55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает Да Нет 56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью Да Нет 57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся Да Нет 58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление Да Нет 59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений Да Нет 60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения Да Нет 61. Меня любят все мои друзья Да Нет 62. У меня трагичная судьба Да Нет 63. У меня много близких друзей Да Нет 64. Я самый несчастный человек на свете Да Нет 65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах Да Нет 66. Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других

5 Да Нет 67. Я человек спокойный, уравновешенный Да Нет 68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться»гневной реакцией Да Нет 69. Я очень чувствителен к изменениям погоды Да Нет 70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях Да Нет 71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок Да Нет 72. Я люблю ходить в гости Да Нет 73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие Да Нет 74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей Да Нет 75. Я никогда не испытываю желания выругаться Да Нет 76. Я никого никогда не обманывал Да Нет 77. Мне никто не нужен и я не нужен никому Да Нет 78. Я человек застенчивый Да Нет 79. Мне ужасно не везет в жизни Да Нет 80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности Да Нет 81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел Да Нет 82. Меня ни чем не испугать Да Нет 83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем Да Нет 84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя Да Нет 85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды Да Нет 86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу Да Нет 87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома» Да Нет 88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей Да Нет 89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение Да Нет 90. Я никогда не сержусь Да Нет 91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво Ключ к обсчету результатов: Ложь: Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90 Аггравация: Да 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79 Экстраверсия: Да 12, 27, 29, 42, 44, 72 Нет 14, 57, 87

6 Спонтанность: Да 4, 19, 21, 34, 49, 50 Нет 6, 65, 80 Агрессивность: Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68 Нет 66, 81 Ригидность: Да 9, 24, 26, 39, 41, 56 Нет 71, 83, 86 Интроверсия: Да 3, 5, 33, 35, 48, 78 Нет 18, 20, 63 Сензитивность: Да 15, 28, 43, 59, 89 Нет 11, 13, 30, 74 Тревожность: Да 8, 23, 54, 69, 84 Нет 67, 82 Лабильность: Да 10, 25, 40, 55, 58 Нет 70, 73, 85, 88


Реферат ВКР Тема выпускной квалификационной работы: Психологические особенности формирования профессионального имиджа менеджеров в организации. Автор ВКР: Языкова Екатерина Сергеевна. Научный руководитель

Ключ mmpi 377 >>>

Ключ mmpi 377 >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 Я любил школу 174. Я более обидчив, чем большинство людей 363. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Счастливее всего я себя чувствую

Ключ mmpi 377 >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 Я любил школу 174. Я более обидчив, чем большинство людей 363. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Счастливее всего я себя чувствую

Психодиагностический комплекс "Люнисо" ООО "Институт Прикладной Психологии". 1993-2015 г.г. Все права защищены. Обследуемый Гончарова Людмила Николаевна Дата обследования: 27.10.2013; Возраст на момент

Личностный опросник Айзенка (EPI) Ключ Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Экстраверсия - интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (-): 5, 15,

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, как это свойство во многом обуславливает

ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Опросник «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина) Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля Назначение теста: методика

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) для психологов и специалистов кадровой службы Мастер-класс Людмилы Николаевны Собчик «Искусство психодиагностики. Психология индивидуальности.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ Боташева Зухра Алиевна магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Россия, г. Ставрополь Лукьянов Алексей

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

Опросник детской депрессии Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели

Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) Теоретические основания Описание методики Методика А. Мехрабиана предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА. АДАПТАЦИЯ Т. А. НЕМЧИНОВА. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке.

ДИАГНОСТИКА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ- ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Е.Ф.БАЖИН, Е.А.ГОЛЫНКИНА, А.М.ЭТКИНД) Назначение: Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

УДК 005.95-051:005.322-057.875 Т. Д. Стульник, доцент, кандидат педагогических наук Е. В. Абрамова, студентка 4-го курса, бакалавриат Д. А. Казанцева, студентка 4-го курса, бакалавриат Московский авиационный

ОПРОСНИК УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК) Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности экстернальности, т.е степени готовности человека брать на себя ответственность за то,

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Локтева А.В. Введение. Семейная депривация оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как на психологическом,

МЕТОДИКА ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ (АЛЕШИНА Ю.Е., ГОЗМАН Л.Я., ДУБОВСКАЯ Е.М.) Назначение теста Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция к тесту Выберите ответ, который

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Версия Эмоциональный интеллект Руководитель АБВГД 12-6-2013 ВВЕДЕНИЕ В отчете по Эмоциональному интеллекту рассматривается эмоциональный интеллект человека, т.е. способность чувствовать, понимать и эффективно

Фамилия Имя Отчество Результаты СПФИ (скрининг действующего персонала) Ф.И.О. тестируемого: Категория, должность: менеджер отдела закупок Дата тестирования: Срок работы в компании: Возраст: Профессиональный

ГБУ Мониторинг мотивации к обучению 2016/2017 учебного года Дата: 28-29 ноября МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (А.А.РЕАН И В.А.ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н.Ц.БАДМАЕВОЙ) Шкалы: учебные мотивы

Советы неудачника Наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям - это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь. Позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь,

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О.Ф.ПОТЕМКИНОЙ Назначение теста. Выявление степени выраженности социальнопсихологических установок.

Оценка надежности водителей психометрическими методами Кабанцева Анастасия Валериевна аспирант Украинской инженерно-педагогической академии (Украина, г.харьков) практический психолог, мл. научный сотрудник

ПСИХОЛОГИЯ УДК 316.61 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАТНОГО КУЛЬТУРНОГО ШОКА Г.А. Азбергенова, С.В. Дорохова Рассматриваются психологические факторы адаптации личности

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ (А.А.РУКАВИШНИКОВ) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающей различные подструктуры личности. ИНСТРУКЦИЯ:

ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин) 1 Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

СОКРАЩЕННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Mini-Mult, СМОЛ) СМОЛ является адаптированным и стандартизированным вариантом психологического анкетного теста Mini-Mult, который представляет

ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ВРАЧЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ Яковлева Н.В., Силина Ю.В., Телепнев Н.А., Парфенов Ю.А., Цой В.С. В последние годы значительно возрос интерес

Информативность психологических тестов и методов для оценки психоэмоционального состояния различных профессиональных групп Амиров Н.Х., Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Казанский государственный

Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

Исследование адаптационных стратегий имигрантов в Чешской Республике Předmluva k testové baterie v ruském jazyce Уважаемый респондент/респондентка, вашему вниманию представлены серию опросников, целью

Тест смол 377 вопросов пройти онлайн >>> Тест смол 377 вопросов пройти онлайн Тест смол 377 вопросов пройти онлайн Я люблю ходить в гости или в другие места, где бывает много шумных забав 100. Первая шкала

УДК 159.9 Психологические науки ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (В НОРМЕ И ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ) 1 С. М.

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности,

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ (А.МЕХРАБИАН) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде,

Приложение 4 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

Динамика «сырых» оценок выражена слабо, значимый рост наблюдается только по двум субтестам. Число внутритестовых корреляций невелико как в 10-м, так и в 11-м классах. В 10-м общеобразовательном классе

ВНУТРИЛИЧНОСТНОЕ САМООСОЗНАНИЕ способность осознавать и понимать свое настроение, эмоции, стимулы и их воздействие на окружающих. Вы набрали баллов: 6.8. Ваш уровень самоосознания - умеренный. Вы можете

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок В тесте А. Эллиса 50 вопросов, 6 шкал, из них 4 шкалы - основные и соответствуют 4 группам иррациональных установок мышления, выделенным

Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан) Диагностические возможности Шкала представляет собой опросник, выявляющий тревожность как хроническое генерализованное

Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает

Волович Елизавета.. Научный руководитель: Федоренко Марина Владимировна «Особенности личности одаренных студентов творческой специальности». Личность является предметом изучения многих психологических

Акцентуации личности как факторы, влияющие на нарушение социализации подростков Фейзуханова Р.Г., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета,

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Особенности подростков зависимых от компьютерных игр Причины формирования виртуальной игровой зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический

Методика «Q-сортировка» В. Стефансона. Методика «Q-сортировка» имеет целью диагностику основных тенденций поведения личности в реальной группе и ее представлений о себе как о социальном субъекте. Предполагается

Возрастные особенности 5-классников. Адаптация в средней школе. Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка. 1. Внутренние изменения. * Переход из начального в среднее

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

УДК 159.99 Ахматнабиев Р. Р. Студент 3 курса УИ(ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, Уфа Скрябин С. А. Студент 3 курса УИ(ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, Уфа ВЛИЯНИЕ ИНТРОВЕРСИИ И ЭКСТРАВЕРСИИ НА РАЗЛИЧНЫЕ

Подготовила: Гаврилова Валерия Сергеевна, педагог-психолог определение тревожности; признаки тревожности у детей; причины тревожности у детей; методики психологической диагностики тревожности; рекомендации

Николаев Владимир Григорьевич ТУР-7 для специалиста ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ 22.07.2014 23:07:35 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТЕСТИРОВАНИЯ 00:17:49 ДАТА РОЖДЕНИЯ 03.05.1971 ПОЛ РЕСПОНДЕНТА мужской Данные о протоколе тестирования,

«Готовность к школьному обучению» Очень важно, чтобы ребенок, был подготовлен к школе не только интеллектуально, но и физически, и психологически! Желание учиться Хорошее здоровье Развитая моторика, хороший

Аналитическая справка по результатам мониторинга социально-психологической адаптации обучающихся группы 14 «Мастер по обработке цифровой информации. Переход от школы к профессиональному учебному заведению