Биографии Характеристики Анализ

Институт права и национальной безопасности. Общий стаж работы

Все вещества по способности в растворе или в расплавленном состоянии проводить электрический ток можно подразделить на две группы: электролиты и неэлектролиты.

Электролитами называются вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. К электролитам относятся кислоты, основания и соли.

Неэлектролитами называются вещества, растворы или расплавы которых электрический ток не проводят. Например, многие органические вещества.

Способность электролитов (проводников II рода) проводить электрический ток принципиально отличается от электропроводности металлов (проводников I рода): электропроводность металлов обусловлена движением электронов, а электропроводность электролитов связана с движением ионов.

Было обнаружено, что в растворах кислот, оснований и солей экспериментально найденные значения p, tкрист., tкип., pосм, больше теоретически рассчитанных для того же раствора по его молярной концентрации в i раз (i - изотонический коэффициент). Причем число частиц в растворе NaCl увеличилось почти в 2 раза, а в растворе СаCl2 - в 3 раза.

Для объяснения особенностей поведения электролитов шведским ученым С.Аррениусом в 1887 г. была предложена теория, получившая название теории электролитической диссоциации . Сущность теории состоит в следующем:

  • 1. Электролиты при растворении в воде распадаются (диссоциируют) на заряженные частицы (ионы) - положительно заряженные катионы (Na+, K+, Ca2+, H+) и отрицательно заряженные анионы (Cl-, SO42-, CO32-, OH-). Свойства ионов совершенно иные, чем у образовавших их атомов. Распад нейтрального вещества на ионы в результате химического взаимодействия с растворителем называют электролитической диссоциацией.
  • 2. Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: катионы движутся к отрицательно заряженному электроду (катоду), анионы - к положительно заряженному электроду (аноду).
  • 3. Диссоциация - процесс обратимый и равновесный. Это означает, что параллельно с распадом молекул на ионы (диссоциация), идет процесс соединения ионов в молекулы (ассоциация): КА К+ + А-.
  • 4. В растворе ионы находятся в гидратированном состоянии.

Для количественной оценки электролитической диссоциации используется понятие степени электролитической диссоциации () - отношение числа молекул, распавшихся на ионы, к общему числу растворенных молекул. Степень диссоциации определяется опытным путем и выражается в долях или процентах. Степень электролитической диссоциации зависит от природы растворителя и растворяемого вещества, температуры и концентрации раствора:

  • 1. Чем более полярен растворитель, тем выше степень диссоциации в нем электролита.
  • 2. Диссоциации подвергаются вещества с ионной и ковалентной полярной связью.
  • 3. Повышение температуры, увеличивает диссоциацию слабых электролитов.
  • 4. При уменьшении концентрации электролита (при разбавлении) степень диссоциации увеличивается.

В зависимости от величины степени диссоциация условно электролиты (при концентрации их растворов 0,1 М) делят на:

По виду образующихся при диссоциации ионов все электролиты можно разделить на кислоты, основания, соли.

Кислоты - электролиты, диссоциирующие с образованием только катионов H+ и кислотного остатка (Cl- - хлорид, NO3- - нитрат, SO42- - сульфат, HCO3 гидрокарбонат, CO32 карбонат). Например: НСl Н++Сl-, H2SO4 2Н++SO42- .

Наличие в растворах кислот иона водорода, точнее, гидратированного иона Н3O+, обусловливает общие свойства кислот (кислый вкус, действие на индикаторы, взаимодействие со щелочами, взаимодействие с металлами с выделением водорода и пр.).

В многоосновных кислотах диссоциация происходит ступенчато, причем каждая ступень характеризуется своей величиной степени диссоциации. Так, ортофосфорная кислота диссоциирует по трем ступеням:

I ступень

H3РO4 Н+ + H2РO4-

II ступень

H2РO4- Н+ + HРO42-

III ступень

HРO42- Н+ + РO43-

Причем 3<2<1, т.е. распад электролита на ионы протекает, в основном, по первой ступени и в растворе ортофосфорной кислоты будут находиться преимущественно ионы Н+ и H2РO4-. Причины этого в том, что ионы водорода значительно сильнее притягиваются к трехзарядному иону РO43- и двухзарядному иону HРO42-, чем к однозарядному H2РO4-. Кроме того, на 2-ой и 3-ей ступенях имеет место смещение равновесия в сторону исходной формы по принципу Ле-Шателье за счет накапливающихся ионов водорода.

Основания - электролиты, диссоциирующие с образованием в качестве анионов только гидроксид-ионы (OH-). После отрыва OH- остаются катионы: Na+, Cа2+, NH4+. Например: NaOH Na+ + ОН-, Са(ОН)2 Са2+ + 2 OН-.

Общие свойства оснований (мыльность на ощупь, действие на индикатор, взаимодействие с кислотами и пр.) определяются наличием в растворах оснований гидроксо-группы ОН-.

Для многокислотных оснований характерна ступенчатая диссоциация:

I ступень

Ва(ОН)2 Ва(ОН)+ + OН-

II ступень

Ва(ОН)+ Ва2+ + OН-

Диссоциация амфотерных гидроксидов протекает как по типу основания, так и по типу кислоты. Так, диссоциация гидроксида цинка может протекать по следующим направлениям (при этом равновесие сдвигается в зависимости от среды по принципу Ле-Шателье):

Соли - это электролиты, диссоциирующие на катионы металла (или заменяющих его групп) и анионы кислотного остатка.

Средние соли диссоциируют полностью: CuSO4 Cu2+ + SO42-. В отличие от средних солей, кислые и основные соли диссоциируют ступенчато:

I ступень

NaНСО3 Na+ + НСО3-

Сu(ОН)Cl Сu(ОН)+ + Cl-

II ступень

НСО3- Н+ + СО32-

Сu(ОН)+ Сu2+ + OН-,

причем степень диссоциации солей по второй ступени очень мала.

Реакции обмена в растворах электролитов - это реакции между ионами. Необходимым условием протекания реакций обмена в растворах электролитов является образование слабодиссоциирующих соединений или соединений, выделяющихся из раствора в виде осадка или газа.

При написании уравнений реакций в ионно-молекулярном виде слабодиссоциирующие, газообразные и труднорастворимые соединения записывают в виде молекул , а растворимые сильные электролиты - в виде ионов. При написании ионных уравнений следует обязательно руководствоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде (Приложение А).

Рассмотрим методику написания ионных уравнений на примерах.

Пример 1. Напишите в ионно-молекулярной форме уравнение реакции:

ВаСl2 + K2SО4 = ВаSО4 + 2KСl

Решение: Соли являются сильными электролитами и практически полностью диссоциируют на ионы. Так как ВаSО4 - практически нерастворимое соединение (см. таблицу приложения А), основная часть сульфата бария будет находиться в недиссоциированном виде, поэтому это вещество запишем в виде молекул, а остальные соли, являющиеся растворимыми, в виде ионов:

Ва2+ + 2Сl- + 2K+ + SО42- = ВаSО4 + 2K+ + 2Сl-

Как видно из полученного полного ионно-молекулярного уравнения, ионы K+ и Сl- не взаимодействуют, поэтому, исключив их, получим краткое ионно-молекулярное уравнение:

Ва2+ + SО42- = ВаSО4 ,

Стрелка показывает, что образующееся вещество выпадает в осадок.

Ионными уравнениями могут быть изображены любые реакции, протекающие в растворах между электролитами. Причем суть любой химической реакции отображает именно краткое ионно-молекулярное уравнение. На основании ионно-молекулярного уравнения можно легко написать молекулярное.

Пример 2. Подберите молекулярное уравнение к следующему ионно-молекулярному уравнению: 2Н+ + S2- = Н2S.

Решение: Ионы водорода образуются при диссоциации любой сильной кислоты, например НСl. К ионам водорода в кратком ионном уравнении необходимо добавить два иона хлора. К сульфид-ионам следует добавить катионы (например, 2K+), образующие растворимый, хорошо диссоциирующий электролит. Затем такие же ионы нужно написать в правой части. Тогда полное ионно-молекулярное и молекулярное уравнения будут иметь вид:

  • 2Н+ + 2Сl- + 2K+ + S2- = Н2S + 2K+ + 2Сl-
  • 2 НСl + K2S = Н2S + 2 KСl-

Вы никогда не задумывались над тем, почему одни растворы проводят электричество, а другие — нет? Например, всем известно, что лучше не принимать ванну, одновременно укладывая волосы феном. Ведь вода - неплохой проводник электрического тока, и если работающий фен упадет в воду, то не избежать. На самом деле, вода — не такой уж и хороший проводник тока. Есть растворы, которые проводят электричество гораздо лучше. Такие вещества называют электролитами. К ним можно отнести кислоты, щелочи и растворимые в воде соли.

Электролиты — кто они?

Возникает вопрос: почему растворы одних веществ пропускают электричество, а других — нет? Все дело в заряженных частицах — катионах и анионах. При растворении в воде электролиты распадаются на ионы, которые при действии электрического тока движутся в заданном направлении. Положительно заряженные катионы движутся к отрицательному полюсу — катоду, а отрицательно заряженные анионы движутся к положительному полюсу — аноду. Процесс распада вещества на ионы при расплавлении или растворении в воде носит гордое название — электролитическая диссоциация.

Этот термин ввел в обращение шведский ученый С.Аррениус, когда изучал свойства растворов пропускать электричество. Для этого он замыкал через раствор какого-либо вещества и следил загорается лампочка при этом или нет. Если лампочка накаливания загорается — значит раствор проводит электричество, из чего следует вывод, что это вещество является электролитом. Если лампочка остается потухшей — то раствор не проводит электричество, следовательно это вещество — неэлектролит. К неэлетролитам относятся растворы сахара, спирта, глюкозы. А вот расторы поваренной соли, серной кислоты и прекрасно проводят электрический ток, следовательно в них протекает электролитическая диссоциация.

Как протекает диссоциация?

Впоследствии теорию электролитической диссоциации развили и дополнили русские ученые И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский, применив к ее обоснованию химическую теорию растворов Д.И. Менделеева.

Эти ученые выяснили, что электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей протекает в следствие гидратации электролита, то есть его взаимодействия с молекулами воды. Ионы, катионы и анионы, образующиеся в результате этого процесса будут гидратированными, то есть связанными с молекулами воды, которые их окружают плотным кольцом. Их свойства значительно отличаются от негидратированных ионов.

Итак, в растворе нитрата стронция Sr(NO3)2, а также в растворах гидроксида цезия CsOH, протекает электролитическая диссоциация. Примеры этого процесса можно выразить следующими :

Sr(NO3)2 = Sr2+ + 2NO3 -,

т.е. при диссоциации одной молекулы нитрата стронция образуется один катион стронция и 2 нитрат-аниона;

CsOH = Cs+ + OH-,

т.е. при диссоциации одной молекулы гидроксида цезия образуется один катион цезия и один гидроксид-анион.

Электролитическая диссоциация кислот происходит аналогично. Для йодоводородной кислоты этот процесс можно выразить следующим уравнением:

т.е. при диссоциации одной молекулы йодоводородной кислоты образуется один катион водорода и один анион йода.

Механизм диссоциации.

Электролитическая диссоциация веществ-электролитов протекает в несколько стадий. Для веществ с ионным типом связи, таких как NaCl, NaOH этот процесс включает в себя три последовательных процесса:

    вначале молекулы воды, имеющие 2 разноименных полюса (положительный и отрицательный) и представляющие собой диполь, ориентируются у ионов кристалла. Положительным полюсом они прикрепляются к отрицательному иону кристалла, и наоборот, отрицательным полюсом — к положительному у ионов кристалла;

    затем происходит гидратация ионов кристалла диполями воды,

    и только после этого гидратированные ионы как бы расходятся в разные стороны и начинают двигаться в растворе или расплаве хаотично до тех пор, пока на них не подействуют электрическим полем.

    Для веществ с таких как HCl и другие кислоты, процесс диссоциации аналогичен, за исключением того, что на начальном этапе происходит переход ковалентной связи в ионную за счет действия диполей воды. Таковы основные моменты теории диссоциации веществ.

Год окончания ТГУ имени Г.Р. Державина: 2006.

Факультет/Специальность: Институт права / юриспруденция

Город проживания: Тамбов

Должность: доцент кафедры гражданского права

Описание достижений: кандидат юридических наук

Карьера:

В 2006 году окончила с отличием Институт права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

С 2006 года по 2008 год осуществлялась практическая деятельность в юридической и бухгалтерской сфере. В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 12.00.01 –«Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве».

С 2008 года по 2010 год работала преподавателем Тамбовского филиала Московского университета МВД России.

С 2011 года работает в Институте права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (Институт права и национальной безопасности с 2015 года): с 2011 года – на кафедре конституционного, административного и финансового права Института права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, с 2012 года – на кафедре финансового и административного права, а с 2013 года – на кафедре гражданского права.

Об учебе в ТГУ:

Поступила на 1 курс Института права ТГУ имени Г.Р. Державина в 2001 году. Вопроса о месте получения высшего образования казалось, что и нет. Было очевидно – ТГУ им. Г.Р. Державина. Специальность выбирала по собственному предпочтению. Считала, что именно в юриспруденции имеется возможность максимально реализовать себя, поскольку профессия юриста характеризуется возможностями большего выбора места работы и выбора специфики работы. При выборе специальности основывалась я и на общераспространенном и устоявшемся мнении, что профессия юриста является самой востребованной и престижной.

Обучение в институте требовало много усилий, стараний. Но чем больше я познавала, тем больше интереса было в получении новых знаний, тем больше уверенности, что выбор профессии сделан правильно, тем больше мотивации к повышению своей квалификации. Особую благодарность следует выразить профессорско-преподавательскому составу. Благодаря их труду и стремлению передать нам свои знания и навыки всегда была уверенность, в том, что нам предоставляется качественное образование. Не было ни малейшего сомнения, что нет такой научной или практической проблемы, которая была бы способна устоять перед их знаниями и опытом.

В настоящее время и я работаю преподавателем. Работа эта и сложная и интересная одновременно. Удивительны ее масштабы: семинары, лекции, круглые столы, конференции различных уровней, общение с людьми, с представителями различных государственных, муниципальных и частных структур. Работа в университете даёт полное ощущение того, что находишься в постоянном движении.

Выбор профессии должен быть осознанным. И насколько его можно осознать в свои школьные годы, проверяется каждым индивидуально спустя некоторое время или спустя даже десятилетия. И потому так важно сделать выбор осознанно и для себя правильно. Работа юриста универсальна, интересна, увлекательна, она способна раскрыть личность, предоставляя при этом широкий выбор сфер реализации своих возможностей и карьерного роста.

Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того. что происходит в душе, есть единственное воспитание.

Л.Н.Толстой

Воспитание - это сложный многогранный процесс, характеризуя его А.С. Макаренко писал: "Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - педагоги."

О себе

Педагогический стаж - 27 лет, из них 18 лет работаю в школе-интернат для детей с ОВЗ. Закончила Карасукский педагогический колледж.

Много лет бескорыстно себя отдавала

Детским душам, сердцам, не скупясь,

Как могла, всех любовью своей согревала

И просила, им счастья у Бога, ночами молясь.

Не могла я им быть настоящею мамой,

Но родным человеком всегда им была,

Справедливой, заботливой и главное -

Помогала прожить детство вне очага.

Вытирала слезу с детских глаз незаиетно

Бинтовала коленки, вязала носки,

Колыбельную пела, шепталась секретно,

А душа разрывалась от жуткой тоски

Улыбалась открыто, а сердце рыдало

Прижимала к себе, умоляла простить,

Что здесь я, а не кровная мама

Рядом с маленькой дочкой стоит

Подросли. Разлетелись по миру, в надежде

Своё счастье построить и дом обрести...

Я с другими детьми. И снова, как прежде

С любовью пытаюсь детство пройти

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Макаренко "Педагогическая поэма", Сухомлинский "Сердце отдаю детям", Ушинский "О воспитании"

Мой взгляд на мир

"Ребёнок умеет любить того, кто его любит - и его можно воспитывать только любовью" Феликс Дзержинский

Думала: главное формировать,

Делать, ваять.лепить,

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несёт.

А оказалось - всего лишь любить

Только любить. Вот и всё.

С.В. Белова

Мои достижения

2015г Приняла участие в работе семинара "Индивидуальное сопровождение обучающихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе. Провела открытое занятие.

2015г Благодарственное письмо от директора школы за профессионализм,чуткое отношение. внимание и заботу к воспитанникам.

2016г Благодарность за участие в проекте "Радуга детства".

2017г. Диплом за активное участие в неделе воспитателей "Широкая масленица"

2017г. Получила сертификат участника III регионального конкурса педагогического мастерства "Педагогический профессионализм в практике современных образовательных систем"

2017г. Под моим руководством воспитанники приняли участие в районном творческом фестивале "Особые дети-особые таланты"

2017г. Приняла участие в семинарах цикла "Формирование компетенций у специалистов, вовлечённых в работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, замещающими семьями, семьями, испытывающими трудности по воспитанию и развитию детей

2018г. Диплом участника регионального фестиваля "Школа, творчество, успех"

2018г.Благодарность от директора за многолетнюю, плодотворную работу.

2018г. Приняла участие в работе объединённой межрегиональной научно-практической конференции "Образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: социализация в меняющемся мире"

2018г.Диплом победетя (1 место) в региональном конкурсном мероприятии, проходящем на Всероссийском образовательном портале «Просвещение» в номинации лучшая методическая разработка

2019г Диплом победителя (2 место) в региональном конкурсном меропрятии, роходящем на Всероссийском образовательном портале "Просвещение" в номинации лучшая авторская программа.

2019г.Под моим руководством воспитанники приняли участие в региональном конкурсном мероприятии, проходящем на Всероссийском образовательном портале «Просвещение». в номинации декоративно - прикладное искусство. Результат участия: победитель I место

2019г Под моим рукаводством воспитанники приняли участие во всероссийском творческом конкурсе "Горизонты педагогики"Номинация: "Декоративно-прикладное творчество" Результат участия: победитель (III место)

Моё портфолио

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие книги. Работа педагога сложна и многообразна. С подъёмом и вдохновением трудится тот, кто влюблён в свою профессию. Любовь педагога к избранной професии проявляется прежде всего в любви к детям, причём не к избранным, а к каждому, любому ребёнку - покладистому и трудному, подвижному и медлительному, застенчивому и бойкому, дерзкому и вежливому. Особенность этой любви - в педагогической направленности и зоркости, высокой требовательности и уважении к детям, разумной доброте и строгости к ним. " Чтобы стать настоящим воспитателем детей - говорил В.А. Сухомлинский, - надо отдать им своё сердце."

Добавить грамоту в портфолио

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.