Биографии Характеристики Анализ

История бурятии. Буряты

Один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таежные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.

С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы.

Одна из интересных страниц в истории связана с хунну, потеснившими "плиточников" в последних веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен. создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц.На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост-Нижне-иволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ельмовой пади.

После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили сяньби, курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов.

В такой сложной исторической ситуации происходило образование бурятского и эвенкийского этносов. Буряты относятся к центрально-азиатскому типу северо-азиатской расы большой монголоидной расы. Говорят на бурятском языке, суеверной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Выделяются западные и восточные группы диалектов. Распространены также монгольский и русский языки. Большая часть бурят (забайкальские) до 1930 года пользовалась старомонгольской письменностью, с 1931 - письменностью на основе латинской графики, а с 1939 - на основе русского алфавита. Большинство западных бурят считались православными, но сохраняли шаманство, верующие буряты в Забайкалье - приверженцы буддизма. При дацанах (буддийских монастырях) имелись духовные школы, мастерские по изготовлению икон и скульптур, книгопечатные мастерские. Бурятские ламы (буддийские монахи) славились своей ученностью, среди них были известные богословы, медики и астрологи. Своеобразной была и дацанская архитектура.

Ко времени присоединения Бурятии к России (сер. ХII в.) происходил процесс формирования бурятского зтноса из отдельных племенных групп, крупнейшими из которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Русские заселяли Забайкалье в три основные этапа. В 17 веке пришли казаки-землепроходцы, в 18-19 вв. сюда были высланы старообрядцы (семейские), в конце 19 - начале 20 века - крестьяне-переселенцы. Все три волны принесли свою самобытную культуру, наиболее яркой из них является старообрядческая.

После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская Автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Монголо-Бурятская Автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. Они объединились в Бурит-Монгольскую Автономнув Советскую Социалистичес- кую Республику в составе РСФСР. В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национа- льный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области. В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.

В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР. В Республике два государственных языка - бурятский, русский В феврале 1992 года законодательная власть Бурятии приняла решение о переименовании Бурятской ССР в Республику .

К западу от Байкала (Иркутская область) проживает 81 тыс. бурят, к востоку от него (Бурятия) - 249 тыс. бурят (данные переписи 1989 г).

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих в Прибайкалье. Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке. Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят (возникают новые этнические племена хори-монголов). До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами (булагаты, эхириты, хонгодоры, хоринские и т. д.) на территории проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось и появились условия для формирования бурятской народности. Многие исследователи сходятся в мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности - бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского корня "бул", что означает "лесной человек", "охотник", по другой версии от корня "бу" - ловец соболя. К этому времени относится и появление первых русских землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ - начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол.

В дочингисовские времена монголы не имели письменности, поэтому рукописей по истории не было. Есть только устные предания, записанные в XVIII и XIX веках учеными-историками

Это были Вандан Юмсунов, Тоголдор Тобоев, Шираб-Нимбу Хобитуев, Сайнцак Юмов, Цыдыпжап Сахаров, Цэжэб Цэрэнов и еще ряд исследователей истории бурят.

В 1992 году вышла книга доктора историче-ских наук Ширапа Чимитдоржиева «История бурят» на бурятском языке. В этой книге собраны памятники бурятской литературы XVIII - XIX веков, написанные вышеназванными ав-торами. Общность этих произведений за-ключается в том, что праотцом всех бурят является Барга-багатур, полководец, при-шедший из Тибета. Это произошло на рубе-же нашей эры. В то время на южном берегу Байкала жил народ бэдэ, территория которого была северной окраиной хуннской империи. Если учесть, что бэдэ были монголоязычным народом, то они себя называли бэдэ хунууд. Бэдэ - мы, хун - человек. Хунну - слово китайского происхождения, поэтому монголоязычные народы стали называть лю-дей «хун» от слова «хунну». И хунну постепенно превратилось в хун - человек или хунууд - люди.

Хунны

О хуннах впервые написал китайский ле-тописец, автор «Исторических записок» Сыма Цянь, живший во II веке до нашей эры. Китайский историк Бань Гу, умерший в 95 году до н.э., продолжил историю хуннов. Третью книгу напи-сал южнокитайский ученый чиновник Фань Хуа, живший в V веке. Эти три книги соста-вили основу представления о хуннах. Исто-рия хуннов исчисляется почти 5-ю тысячами лет. Сыма Цянь пишет, что в 2600 году до н.э. «желтый император» воевал против пле-мен жуны и ди (просто хунны). Со временем племена жуны и ди смешались с китайцами. Сейчас жуны и ди ушли на юг, где, сме-шиваясь с местным населением, образовали новые племена под названием хунну. Возникли новые языки, культуры, обычаи и страны.

Шаньюй Модэ, сын Шаньюя Туманя, соз-дал первую хуннскую империю, с сильным войском численностью 300 тысяч человек. Просуществовала империя 300 с лишним лет. Модэ объединил 24 рода хунну, и простира-лась империя от Кореи (Чаосянь) на западе до озера Балхаш, на севере от Байкала, на юге до реки Хуанхэ. После распада импе-рии Модэ появились другие суперэтносы, такие как кидане, тапгачи, тогоны, сяньби, жужане, карашары, хотаны и т.д. Западные хунну, шань-шани, карашары и т.д., говорили на тюркском языке. На монгольском языке говорили все остальные. Изначально протомонголами были дунху. Хунны их оттеснили к горе Ухуань. Они стали называться ухуани. Родственные племена дунху сяньби считаются предками монголов.

И родились у хана три сына…

Возвратимся к народности бэдэ хунууд. Они жили на территории Тункинского района в I веке до н.э. Это было идеальное место для проживания кочевников. В то время климат Сибири был очень мягким и теплым. Аль-пийские луга с сочными травами позволяли круглый год стадам пастись. Долина Тунки защищена цепью гор. С севера - неприступ-ные гольцы Саянских гор, с юга - горная гряда Хамар-Дабана. Примерно во II веке н.э. при-шел сюда Барга-багатур дайчин (полководец) со своим войском. И народ бэдэ хунууд из-брал его своим ханом. У него родились три сына. У младшего сына Хоридой мэргэна было три жены, у первой, Баргуджин гуа, ро-дилась дочь Алан гуа. Вторая жена, Шарал-дай, родила пятерых сыновей: Галзууд, Хуасай, Хубдууд, Гушад, Шарайд. Третья жена, На-гатай, родила шестерых сыновей: Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбин, Сагаан, Батанай. Ито-го одиннадцать сыновей, которые создали одиннадцать хоринских родов Хоридоя.

Средний сын Барга-багатура Баргудай имел двух сыновей. От них произошли роды эхиритов - убуша, олзон, шоно и т.д. Итого восемь родов и девять родов булагатов - алагуй, хурумша, ашагабад и т.д. Про третьего сына Барга-багатура сведений нет, скорее всего, он был бездетным.

Потомки Хоридоя и Баргудая стали называться барга или бар-гузон - народность баргу, в честь деда Барга-багатура. Со временем им стало тесно в Тункинской долине. Эхирит-булагаты ушли на западный берег Внутреннего моря (озе-ра Байкал) и распространились до Енисея. Это было очень тяжелое время. Были посто-янные стычки с местными племенами. В то время на западном берегу Байкала обитали тунгусы, хягасы, динлины (северные хунны), енисейские кыргызы и т.п. Но баргу выжил и народ баргу разделился на эхирит-булагатов и хори-туматов. Тумат от слова «тумэд» или «ту-ман» - больше десяти тысяч. Народ в целом назывался баргу.

Через некоторое время часть хори-туматов ушли на баргузинские земли. Обосновались у горы Бархан-Уула. Эта земля стала называть-ся Баргуджин-токум, т.е. баргу зоной тохом - земля народа баргу. Тохом в старину называли местность, на которой жили. Монголы букву «з», особенно внутренние монголы, выговаривают как «дж». Слово «баргузин» на монгольском «баргуджин». Джин - зон - народ, даже на японском языке нихон джин - нихон человек - японец.

Лев Николаевич Гумилев пишет, что в 411 году жужани покорили Саяны и баргу. Значит баргу в это время жили в Баргузине. На Саянах про-живала оставшаяся часть коренных баргу. Хори-туматы в дальнейшем мигрировали до самой Маньчжурии, в Монголию, в пред-горье Гималаев. Все это время великая степь бурлила вечными войнами. Одни племена или народности покоряли или уничтожали другие. Хуннские племены совершали набеги на Ки-тай. Китай же, наоборот, хотел подавить бес-покойных соседей...

«Брацкие люди»

До прихода русских, как выше говорилось, буряты назывались баргу. Русским они гово-рили, что они баргуды, или баргудцы на рус-ский манер. Русские от недопонимания нас стали называть «брацкие люди».

Сибирский приказ в 1635 году сообщал в Москву «... Петр Бекетов со служилыми людьми ходил в брацкую землю вверх Лены-реки на усть Ону реку к брацким и тунгус-ским людям». Атаман Иван Похабов в 1658 году писал: «Братцкие князьцы с улусными людь-ми... изменили и от братцких острогов прочь откочевали в Мунгалы».

В дальнейшем буря-ты стали называть себя барат - от слова «братцкий», что потом трансформировалось в бу-рят. Путь, который прошли от бэдэ до бар-гу, от баргу до бурят более двух тысяч лет. За это время исчезло или стерто с лица зем-ли несколько сот родов, племен и народов. Ученые монголоведы, изучающие старомон-гольскую письменность, говорят, что старо-монгольский и бурятский языки близкие по значению и диалекту. Хотя мы являемся неотъемлемой частью монгольского мира, сумели пронести через тысячелетия и со-хранить уникальную культуру и язык бурят. Буряты являются древним народом, произо-шедшим от народа бэдэ, которые, в свою оче-редь, были хуннами.

Монголы объединяют в себя многие племена и народности, но бурят-ский язык среди многообразия монгольских диалектов единственный и неповторимый всего лишь из-за буквы «h». В наше время сохраняются нехорошие, натянутые отно-шения между различными группами бурят. Буряты делятся на восточных и западных, сонголов и хонгодоров и т.д. Это, конечно, нездоровое явление. Мы не суперэтнос. Нас всего 500 тысяч людей на этой земле. Поэто-му каждый человек должен своим умом по-нять, что целостность народа в единстве, уважении и знании нашей культуры и языка. Среди нас немало известных людей: ученые, врачи, строители, животноводы, педагоги, люди искусства и т.д. Давайте жить дальше, преумножать наше людское и материальное богатство, сохранять и беречь природное бо-гатство и наше святое озеро Байкал.

Отрывок из книги

Бурятия в 1 тыс. нашей эры по археологическим источникам

Бурятия -- один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таёжные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.

В конце III в. до н.э. территорию Забайкалья заселяют гунны. Этноним «гунны» - русский вариант произношения подлинного названия народа хунну, или сюнну. Хунский период истории Забайкалья (с 209г. до н.э. по конец I в.) имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен. Их воинственный и кочевой союз сложился на северных рубежах Китая в V-III вв. до н.э. Вопрос об этнической принадлежности хунну до сих пор не ясен. Скорее всего, это были прототюрки, точнее, общие до той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена. Хунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствованный длинный составной лук, круглую юрту. В археологических находках хуннская керамика выделяется своим разнообразием по сравнению с предшествующими культурами. Для них было характерно широкое применение и высокая техника обработки металла. Они оставили нам великолепные памятники искусства, так называемый «звериный стиль». Современные буряты, эвенки, якуты, хакасы, расселявшиеся вокруг Байкала, являются потомками древних хунну.

Во II в. до н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад (именно они вошли в историю европейских стран под именем «гунны»). Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас. В 452г. под предводительством Аттилы гунны угрожали Риму, однако, получив выкуп, воинственные племена отступили. Со смертью предводителя гуннов распался и их союз, но образ Аттилы вошел в средневековые легенды.

Начиная с II в. до н.э. территория Забайкалья входила в состав государств сяньби, жужаней и древних тюрков. В 604г. Первый Тюркский каганат распался. Из его восточной части возникло Уйгурское ханство, просуществовавшее до 840г. В 906г. Забайкалье вошло в состав государства киданей, бывших в свое время данниками уйгуров. Возглавляемые Елюем Амбаганем кидании покорили монгольские степи до Алтая, разгромили тунгусское государство Бохай, воевали с Китаем. Государство киданей превратилось в империю Ляо, а Елюй провозгласил себя императором. На смену Ляо в начале XII в. Пришла империя чжурчженей Цзинь, усиление которой вынудило объединиться ее западного соседа - монголов. Центром объединения монголов становятся Ононские степи.

Национальное движение бурят начала XX вв

В начале ХХ в. в Забайкалье царское правительство упразднило систему национального самоуправления: Степные думы и инородные управы, должности тайшей и зайсанов были ликвидированы. Вместо них были образованы 15 волостей, созданы волостные правления. В бурятских улусах местная власть передавалась в руки крестьянских начальников из русских. Такой же процесс проходил в Иркутской губернии (1912).

Со строительством Транссибирской железной дороги происходил рост товарооборота, социально-экономическое и культурное развитие края. Развивалась угольная промышленность, усиливалась эксплуатация рабочих. В крае впервые развернулось массовое рабочее движение. С введением волостных учреждений, передачей власти на местах в руки русских крестьянских начальников началось национальное движение бурят. Русско-японская война ускорила рост социально-политических процессов, вылившихся в революцию 1905-1907 гг. В начале 1906г. революционное движение в Забайкалье было подавлено карательными экспедициями Ренненкампфа и Меллер-Закомельского. Руководители верхнеудинской социал-демократической группы и стачечного комитета А.А. Гольдсобель, И.Г. Шульц, М.Д. Медведников, А.А. Гордеев, Н.А. Милютинский были казнены. После поражения революции усилился полицейский надзор на предприятиях, в бурятских улусах. Началась повсеместная землеустроительная работа как основа переселенческой политики царизма. В 1912-1913 гг. произошел подъем забастовочного, аграрного и национального движения в Бурятии, весной 1914г. имели место вооруженные выступления бурят. Экономический подъем края продолжался, к 1913г., как и в целом по стране, были достигнуты наиболее высокие показатели. В годы первой мировой войны продолжается рост экономики, к 1916г. промышленность и сельское хозяйство достигло значительных успехов. Однако в народе росло недовольство ходом войны, политикой царского правительства, усилилось демократическое аграрное, рабочее и национальное движение. Важную роль в развитии революционных событий сыграли политические ссыльные М.В. Фрунзе, В.М. Серов, Н.С. Кабашов, Е.А. Петров, В.А. Чащин, А.М. Буйко. Росту национального движения способствовал царский указ «О реквизиции инородцев» (1916), по которому около 20 тыс. бурят были мобилизованы на тыловые работы в прифронтовой полосе (в Белоруссии и Архангельской губернии), на предприятиях Восточной Сибири.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции из подполья вышли запрещенные политические организации, образовывались партийные организации социал-революционеров, народных социалистов, трудовиков, кадетов. 6 марта 1917г. в Верхнеудинске был образован Исполнительный комитет Общественных организаций, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы Е.А. Петров. Представители демократической и эсеровской организаций образовали Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы В.М. Серов. Исполнительную власть буржуазного Временного правительства в Забайкальской области представлял Читинский голова Н.Н. Савич, в Верхнеудинском и Троицкосавском уездах - городские головы, в Селенгинском и Баргузинском уездах - городские старосты.

В Бурятии было установлено двоевластие. Верхнеудинский Исполнительный Комитет Общественных организаций и Совет рабочих и солдатских депутатов поддержали политику Временного правительства, но их власть распространялась только на русское население Западного Забайкалья. В марте 1917г. съезд 11 родов хоринских бурят, представлявший значительную часть забайкальских бурят, осудил аграрную политику царизма, высказался за коренной пересмотр земельного вопроса, ликвидацию института крестьянских начальников. На I общенациональном съезде бурят Забайкальской области и Иркутской губернии (г. Чита, 23-25 апреля 1917г.) высшим органом, ведающим культурно-национальной жизнью бурят, был признан съезд, а в период между съездами - Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В его организации и деятельности активную роль играли видные бурятские общественные деятели Б. Барадин, Н. Богданов, Э-Д. Ринчино.

К середине 1918г. во всех русских волостях Западного Забайкалья, за исключением трех, была установлена Советская власть, устанавливалась она и в казачьих станицах. Советские органы реквизировали ряд частных предприятий, проводилась работа по организации продовольственного дела. После победы Октябрьской революции большую остроту приобрел национальный вопрос. В начале 1918г. в Иркутске была образована первая большевистская группа, куда входили М.М. Сахъянова, Г.Г. Данчинов, Ф.М. Осодоева, С.Х. Николаев, В.И. Трубачеев, М.Н. Ербанов, И.В. Ченкиров. Бурятские большевики выдвигали требование образования единых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с представительством русского, бурятского и других народов. Бурнацком не признал социалистическую революцию, продолжая оставаться на позициях Временного правительства. III съезд Советов сельских и рабочих депутатов Забайкальской области принял решение утвердить существовавшие у бурят монголов административно-хозяйственные органы национального самоуправления.

Список использованных источников

  • 1. Балдаев С.П. Племена и роды бурят // Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ, 1970. - Ч. 1. -С. 7-30.
  • 2. Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев и др. - Улан-Удэ, 1995. - С. 193.
  • 3. Жимбиев Ц.А. Родословная хоринских бурят: Эссе. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 2001. - 84с.
  • 4. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию: (300 лет Указу Петра I). - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001. - 101с.
  • 5. Слово о земле Хоринской: К 75-летию Хорин. р-на. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 320с.: ил.
  • 6. Тобоев Т. Прошлая история хоринских и Агинских бурят // Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. - Улан-Удэ, 1993. - С.28.
  • 7. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Саган Хану - Белому царю: Очерки по истории и культуре хори-бурят // Улан-Удэ, 2001. - 162 с.
  • 8. Белых Г.Н. История села в истории района // Удинская новь. - 1998. - Нояб. 14.
  • 9. Гармаева Т.Ф. Деревни, от которых осталось только имя // Удинская новь. 1997. - 10 дек.
  • 10. Гармаева Т.Ф. Из прошлого нашего просвещения. - Удинская новь. - 1992. - 15 авг.
  • 11. Плешкова И. Открыт еще один археологический памятник // Удинская новь. - 1998. - 18 июля.
  • 12. Ташак Е. Древности земли Хоринской // Удинская новь. -1998. - 14 марта.

Вам нравится?

да | нет

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию . По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих на Байкале, в . Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке.

Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории и Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят, возникают новые этнические племена хори - монголы. До конца XVII века в Сибири в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами - , на территории Сибири проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от озера Байкал до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 году русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности.

Многие исследователи Сибири сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII веке. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII веку большинство коренных племен Байкала и Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности - бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского корня "бул", что означает "лесной человек", "охотник", по другой версии от корня "бу" - ловец соболя. К этому времени относится и появление первых русских землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ - начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах Сибири население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол.

История Республики Бурятия до н.э.

Территория Республики Бурятия, прилегающая с востока к озеру Байкал , с глубокой древности является составной частью Центрально-Азиатской историко-культурной области. Забайкалье в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий, происходивших на Евразийском континенте. Заселение этой территории людьми шло в эпоху среднего палеолита - 150 тысяч лет назад, из двух ареалов: один поток шел с юго-востока Азии, второй с юго-запада. К концу среднего палеолита здесь завершился процесс образования рас.

В эпоху неолита Байкала географический ландшафт, флора и фауна территории обрели современный вид. Каменный век сменился веком бронзы, а потом веком железа. Археологами здесь обнаружено большое количество находок, в том числе погребений, оставленных племенами, известных науке как культура плиточных могил. Известна в Забайкалье культура херексуров и оленных камней, а также скифо-сибирская культура. К этому же времени относится существование нефритового пути в Сибири, по которому изделия из нефрита везли с востока на запад.

Государство Хунну

Одним из переломных этапов в истории Евразии стал 3 век до нашей эры, когда на территории Центральной Азии с центром в Монголии была создано первое кочевое государство Хунну. С этого времени Центральная Азия на многие века превратилась в своеобразное горнило, в котором в войнах формировалась кочевая цивилизация, а волны нашествий кочевников распространялись далеко на запад и на восток. Войны с Китаем привели к ослаблению хунну и их вытеснению из Центральной Азии.

Великая степь

После ухода хунну в Европу, произошедшего в эпоху великого переселения народов, на этой территории на протяжении тысячелетия возникали и разрушались многочисленные племенные объединения и новые государственные образования кочевников. Самые крупные из них государство Сяньби, Жужанский каганат, Великий тюркский каганат, Уйгурское ханство, Киргизский каганат, стремились овладеть огромными пространствами Евразии и подчинить себе соседние племена. Тогда же возникло новое географическое и политическое понятие - Великая степь.

Монгольская империя

Это продолжалось до 1206 года, когда все основные монгольские племена были объединены Чингисханом. Была издана Книга запретов "Яса-наме", которая представляла собой своеобразный общегосударственный кодекс степного народа.

история бурятии

  • 1 Древнее время
  • 2 Первые государства и племенные образования на территории Бурятии
  • 3 составе Монгольской империи
  • 4 составе России
  • 5 Советский период
  • 6 составе Российской Федерации
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература

Древнее время

В массиве Хотык на левобережье реки Она, между сёлами Анинск и Алан, находится комплекс археологических памятников эпохи палеолита Хотык. Наиболее ранняя мустьерская индустрия Хотык (уровень 4) относится к докаргинскому времени (60-80 тыс. л. н.). массиве Баин на высоте 130-160 м от уровня воды реки Хилок находится палеолитическая стоянка Баин. 15 км к востоку от села Хоринск, на правом берегу реки Она находится палеолитическая стоянка Хотогой-Хабсагай I (Сапун-гора).

К мезолиту относятся древнейшие слои стоянок Халюта в местности Халютинский Аршан (Иволгинский район), Байкальское VIII (Лударь 1) в Северо-Байкальском районе.

К неолиту относятся стоянки: Байсар в левобережье реки Большой Амалат (Баунтовский район), Гунда между озёрами Гунда и Аршан, Турхул на озере Турхул (Еравнинский район), Дундухул (Кижингинский район), Усть-Гарга (Курумканский район), Гора Батор, Большая Кочка, Усть-Бамбуйка (Красный Яр), Усть-Тулдунь (Мйский район), Орлик на правом берегу реки Оки (Окинский район), Безымянка (Прибайкальский район), Арсентьево (Селенгинский район), Котельниковский, Талая (летники Горемыки 1), Байкальское VII (Северо-Байкальский район), Жемчуг в устье ручья Жемчуг (Тункинский район), Некрасовка в Улан-Удэ, Додо-Она, Хотогой-Хабсагай II (Хоринский район), Адамово на реке Баргузин (Баргузинский район), местонахождения Байкало - Кудара, Быково – Байкало - Кудара (Кабанский район), погребение Новая Шишковка в Улан-Удэ.

Протомонгольские племена проживавшие здесь создали так называемую культуру плиточных могил. К бронзовому веку относятся: могильники Анинский дацан, Анинский дацан-2, Онинский, Алтачейский, Баин, Алцак I, Алцак II, Ангир, Челсан, Хукто-Хан (1-7), Хайласын I, петроглифы Малтай-Шулуун (Ангир), Баин-Хара, Городовой Утёс, Пещера Иркутская, Мондогор-Хабсагай, Наран (Наран-Хабсагай), Хотогой-Хабсагай, писаница Алташейская, писаница Хайласын II.

К железному веку относятся: могильник Хукто-Хан (8), местонахождение Усть-Дунгуй, стоянка на Баранчеевском озере, стоянки Хорибяты, Саган-Шулун, городища Берла 1, Байкальское I-V.

Первые государства и племенные образования на территории Бурятии

На рубеже нашей эры южные районы современной Бурятии составляли северную часть государства Хунну - древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. После распада Хунну земли перешли под контроль Сяньби (93-234) и Жужаньского каганата (330-555).

В VII-VIII вв. юг современной Бурятии частично контролировался Восточно-Тюркским каганатом (603-744), сменившимся Уйгурским каганатом (745-847).

В X-XI вв. южная половина современной Бурятии входила в состав государства киданей (907-1125).

Меркиты (монг. мэргид) - населяли южную Бурятию до начала XIII века. Остатки народа влились в остальные монгольские племена, часть откочевавала на запад. Среди бурят существуют роды, ведущие своё происхождение от меркитов.

Баяты - монгольское племя, населявшее южные районы современной Бурятии. Часть баятов в XVII веке откочевала на запад и осела на западных отрогах Хангая у рек Дзабхан и Дэлгэр-Мурэн, а затем далее за Монгольским Алтаем в Джунгарии.

В IX-XIII веках хори-туматы (тумед) жили на территории современных Иркутской области и юго-запада Бурятии, в XIII веке мигрировали во Внутреннюю Монголию. Северную Бурятию населяли барга-монголы, которые позже также откочевали во Внутреннюю Монголию.

В составе Монгольской империи

1206 год - провозглашение Темуджина Чингис-Ханом и основание Великой Монгольской империи, которая при его сыновьях и внуках простиралась от Адриатики до Тихого океана, включая территорию этнической Бурятии вокруг Байкала.

XIV век - Монгольская империя распалась на отдельные государства. Cовременная этническая Бурятия до XVII века являлась частью Монгольского государства Северная Юань.

Скульптура батора на горе Бурин-Хан в Джидинском районе Чингисхан - основатель Монгольской империи

В начале XVII века из Монголии на север к бурятскому населению Забайкалья проник тибетский буддизм в традиции Гелугпа, в конце XVII - начале XVIII распространившийся на территории всего Забайкалья. Первоначально был распространён преимущественно среди этнических групп селенгинских и джидинских бурят, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии.

В составе России

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был основан по приказу царя Федора Алексеевича в 1681 году. Раскопки могильника хунну Оргойтон (с царским курганом) близ с. Зарубино Джидинского района, август 2009 г.

Осенью 1628 года отряд Петра Бекетова, двигаясь вверх по Ангаре, достиг земель нижнеудинских и балаганских бурят.

В 1639 году первые русские пришли в Забайкалье. Максим Перфильев, поднимаясь по реке Витим, дошёл до устья реки Ципы. 1647 году Иван Похабов по льду перешёл Байкал и дошёл до монгольской Урги. Год спустя началось прочное водворение в области - в 1648 году Иван Галкин основал Баргузинский острог.

В 1652 году был заложен Баунтовский острог, в 1653 году Иргенский острог, в 1658 году - Телембинский и Нерчинский остроги, в 1662 году - Кучидский, в 1665 году - Селенгинский острог, в 1666 году - Удинский. На Селенге позднее были построены Кабанский острог и Ильинская слобода.

В 1674 год Ерофеем Бурдуковским был основан Тункинский острог. Более 20 лет он прослужил первым приказчиком крепости, многое сделав для экономического, хозяйственного освоения Тункинской долины.

В 1679 году в устье реки Итанцы, правого притока Селенги, был построен Итанцинский острог.

В 1681 году основан Посольский Спасо-Преображенский монастырь.

В 1689 году был подписан Нерчинский договор между Российским государством и империей Цин. Была установлена граница по реке Аргунь между Россией и империей Цин.

Таким образом, к началу XVII века Российское государство, завоевавшее Западную Сибирь, подошло к западным и северным рубежам расселения монгольских племен, но на некоторое время остановилась и стала строить остроги и укрепления в Прибайкалье.

Одновременно с появлением в 1618 году на карте Восточной Азии новой мощной империи Цин активизировалась политика этого государства в отношении Монголии, которая оказалась в непосредственной близости с новыми владениями России и Китая.

Пользуясь междоусобными конфликтами между потомками монгольскими правитилями, Россия заключила договоры с Китаем в 1689 и 1727 гг., согласно которым Прибайкалье и Забайкалье вошли в состав России, а остальная часть Монголии стала провинцией империи Цин.

До XVII века по всей территории современных Монголии, Внутренней Монголии и Бурятии беспрепятственно кочевали монгольские племена. На момент присоединения территории Бурятии к России, в этом регионе в силу кочевого образа жизни оказались различные монгольские племена (эхирит-булагаты, хори, сартулы, сонголы, хонгодоры и др.), что определило наличие различных диалектов бурятского языка, отличие в национальной одежде, обычаях и т. п.

После проведения российско-китайской границы в 1729 году вышеуказанные бурят-монгольские племена, оказавшись отрезанными от основной массы монгольских племён, стали формироваться в будущий бурятский народ.

Старообрядческий дом в селе Десятниково, Тарбагатайский район

В 1703 году Бурятия по указу, подписанному Петром I, вошла в состав Русского царства.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них.

В XVIII веке в Бурятию переселились старообрядцы.

В 1820 году в Новоселенгинске начала свою деятельность Английская духовная миссия в Забайкалье.

Основная статья: Декабристы в Бурятии

В 1851 году Забайкалье, состоявшее из двух округов - Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную Забайкальскую область.

В 1884 году Забайкальская область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства.

В 1897 году в Чите вышла первая газета «Жизнь на восточной окраине» на русском и бурятском языках.

По данным переписи 1897 года население Забайкальской области составляло 672 072 человека.

В 1900 году было открыто регулярное движение по Забайкальской железной дороге.

Национальная борьба на празднике. Открытка 1904 года.

В 1917 году была образована первая национальная автономия бурят - Государство Бурят-Монголия

В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией.

Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 года она была свергнута. Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова. августе 1918 районы Бурятии вдоль Транссибирской магистрали оккупировали японские войска, а в апреле 1919 года - экспедиционный корпус армии США.

В 1919-1920 годах на территории Бурятии действовали несколько национальных и «белых» правительств - Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.

2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная - в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле - октябре 1920 года являлся столицей ДВР.

В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр округа - Чита).

9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр округа - Иркутск). Органом управления является военно-революционный комитет, БурРевком. Первым руководителем БурРевкома (и, соответственно, советской Бурят-Монголии) являлся иркутский большевик, бурят М.Н. Ербанов.

После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и присоединения ДВР к РСФСР, в ноябре 1922 года) обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в г. Верхнеудинске, вошедшая в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Эта дата считается днём образования Республики Бурятия.

30 июля 1930 года был образован Восточно-Сибирский край (краевой центр - Иркутск), в состав которого вошла Бурят-Монгольская АССР.

Период индустриализации в Бурятии знаменовался строительством крупных промышленным предприятий, значительным увеличением валового продукта, прочным вхождением в систему межхозяйственных связей СССР. Так, в годы первой и второй пятилеток были введены в эксплуатацию предприятия союзного значения: Улан-Удэнский паровозо-вагоноремонтный завод с теплоэлектроцентралью (1932-1937), механизированный стекольный завод (1930-1935), мельничный комбинат (1933-1935), Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат (1934-1936). это же время были построены крупные предприятия местной промышленности: Улан-Удэнская городская электростанция, Улан-Удэнский судоремонтный завод, Верхне-Березовский кирпичный завод, известковый завод, валяльно-войлочная фабрика, два механизированных хлебозавода. За годы второй пятилетки было введено в строй 85 новых фабрик и заводов. К 1937 году в республике насчитывалось 140 крупных промышленных предприятий, доля промышленного производства в валовой продукции составила 71,1 %.

Здание мэрии Улан-Удэ

С образованием у бурят собственной республики в 1923 г. официальным языком был объявлен т. н. «бурят-монгольский» язык. Буряты официально использовали свой вертикальный монгольский шрифт, который в силу того, что на письме использовался письменный монгольский классический язык, игнорировал диалектные различия бурят. Но в 1933 г. этот шрифт был запрещён. Несмотря на этот запрет язык, все ещё продолжал официально носить название «бурят-монгольский язык».

В 1931-1938 гг. бурят-монгольский язык был переведён на латинский шрифт. Латиница впервые наглядно показала диалектные различия бурят, но при этом бурятский язык, написанный на латинице, все ещё продолжал сохранять свою монгольскую основу языка: лексику, грамматические правила, стилистику и т. п. Ситуация начала меняться в 1939 г., с введением кириллицы, когда за основу нового литературного языка была взята лишь разговорная форма языка, на котором в последующий период печатались все издания. Кириллица в силу своей графической особенности ещё более выявила диалектные различия бурят. Многие литературные письменные формы бурят-монгольского языка были формально признаны устаревшими и были исключены из употребления как в новом бурятском литературном языке, так и в монгольском языке при его переводе на кириллицу.

В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.

5 декабря 1936 года Восточно-Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирскую область (центр - Иркутск) и Бурят-Монгольскую АССР (столица - Улан-Удэ).

26 сентября 1937 году при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР выделены Усть-Ордынский и Агинский Бурятские национальные округа.

Во время Великой Отечественной войны из Бурятии на фронт были призваны 120 тысяч человек, из них погибло 34,2 тысячи, и 6,5 тысяч вернулись инвалидами. 36 человек получили звание Героя Советского Союза, 11 человек стали полными кавалерами Ордена Славы, 37 тысяч человек награждены орденами и медалями.

7 июля 1958 года - Бурят-Монгольская АССР указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР.

8 октября 1990 года Верховным Советом Бурятской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики. Согласно этому документу, Бурятия отказалась от статуса автономии и провозгласила государственный суверенитет Бурятской ССР на своей территории. Отныне носителем суверенитета и единственным источником власти в республике был провозглашён народ Бурятии. Было закреплено положение о том, что Бурятская ССР самостоятельна в решении любых вопросов государственной жизни, в том числе в проведении своей национальной, экономической, экологической, социальной, культурной, научной и кадровой политики. На территории республики провозглашалось верховенство Конституции и законов Бурятской ССР. Законы РСФСР и СССР объявлялись имеющими высшую юридическую силу на территории республики в том случае, если они приняты в соответствии с полномочиями, добровольно делегированными в ведение федеральных органов власти. Было указано, что Бурятская ССР имеет своё гражданство, а государственными языками в республике являются русский и бурятский. 24 апреля 2002 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия № 1004-II «О признании утратившей силу Декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия»

В апреле 1990 года Леонид Потапов избран первым секретарём Бурятского областного комитета КПСС (выборы проводились на альтернативной основе). Он был избран членом ЦК КПСС (1990). 1990-1993 - он был народным депутатом РФ. октябре 1991 г. на сессии Верховного Совета Бурятской ССР был избран председателем Верховного Совета республики. декабре 1993 г. он был избран членом Совета Федерации по Бурятскому двухмандатному избирательному округу № 3, набрав 39,06 % голосов. Он являлся членом Комитета по аграрной политике.

В составе Российской Федерации

В результате выборов 1994 года Леонид Потапов стал первым Президентом и одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия.

На президентских выборах 21 июня 1998 года, Леонид Потапов был избиран на второй президентский срок (63,3 % голосов избирателей, участвовавших в выборах).

23 июня 2002 года Леонид Потапов был избран Президентом Республики Бурятия на третий срок, одержав победу уже в первом туре выборов и набрав более 67 % голосов избирателей, значительно опередив своего основного соперника - депутата Государственной Думы Бато Семёнова.

4 июня 2007 года Президент России Владимир Путин внёс кандидатуру Вячеслава Наговицына на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия для наделения его полномочиями Президента Республики Бурятия. 15 июня Народный Хурал утвердил Вячеслава Наговицына в должности Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия.

В июле 2011 Бурятия отметила 350-летие вхождения в состав России.

5 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев внёс в Народный Хурал республики Бурятия кандидатуру Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями главы Республики Бурятия.

11 мая 2012 года Президент России Владимир Путин принял досрочную отставку президента Республики Бурятия, указ вступил в силу 12 мая 2012 года.

12 мая 2012 года Народный Хурал Республики Бурятия утвердил Вячеслава Наговицына на посту Главы Республики Бурятия. тот же день в Оперном театре состоялась инаугурация Вячеслава Наговицына.

См. также

  • История Монголии
  • История Сибири

Примечания

  1. Палеолит удинского бассейна в историко-культурном контексте каменного века Северной и Центральной Азии
  2. Н.Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии, 1975
  3. История Монголии, Том I, 2003
  4. Археология Бурятии // Хоринский район
  5. 1 2 3 4 История Монголии, Том 1, 2003
  6. Д. В. Базарова, 60 лет Победы в Великой Отечественной войне. Бурятия в годы войны//Бурятия-2005: Календарь знаменательных и памятных дат / Нац. б-ка Республики Бурятия; Сост. И. И. Петухова, О. Ж. Рыгзенова, В. В. Хилханова; Ред. М. П. Осокина. - Улан-Удэ, 2005
  7. Павел Осинский. Этнополитическая ситуация в Бурятии в контексте реформы российской федеративной государственности
  8. Президент России Владимир Путин предложил кандидатуру Вячеслава Наговицына на пост Президента Бурятии
  9. Дмитрий Медведев внёс кандидатуру Вячеслава Наговицына на пост Главы Республики Бурятия
  10. Президент принял отставку Главы Республики Бурятия
  11. Народный Хурал утвердил Вячеслава Наговицына на пост главы Бурятии

Литература

  • Жуков В. М., Климат Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1960;
  • Буянтуев Б. Р., Раднаев Г. Ш., Советская Бурят-Монголия, Улан-Удэ, 1957;
  • Писатели Советской Бурятии. Биобиблиографический справочник, Улан-Удэ, 1959;
  • История бурятской советской литературы, Улан-Удэ, 1967;
  • Литература о Бурятской АССР. Рекомендательный указатель, Улан-Удэ, 1968.


Области

Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская

Города федерального значения

Москва Санкт-Петербург Севастополь

Автономная область

Еврейская

Автономные округа

Ненецкий1 Ханты-Мансийский - Югра2 Чукотский Ямало-Ненецкий2

1 Расположен на территории Архангельской области 2 Расположен на территории Тюменской области

история бурятии

История Бурятии Информацию О