Биографии Характеристики Анализ

Как подчеркивается орфограмма кас кос. Буквы о и а в корнях -кос- — -кас-, -гор- — -гap

Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс -а-? А если после корня нет суффикса -а-?

1. -Кос- или -кас-? Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте орфограмму .

Весло к..снулось воды. Крючок к..сается дна. Наши лодки соприкоснулись. Ветка прикоснулась к лицу. Осторожно прикасайтесь к ране. Причинить боль к..санием.

В каком значении использовано слово коснуться при образовании от него выделенного слова?

С 2-3 словосочетаниями составьте предложения и подчеркните в них главные члены.

2. Выпишите слова с корнем –кас- - -кос- сначала со значением «дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь», затем со значением «затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме и т. д.», потом со значением «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь».

К..хаюсь стены рукой. К..снитесь пола пальцами рук. Вожатый к..снулся вопроса о дисциплине. Автор брош..ры к..сается темы о воспитании сила воли. Это тебя не к..сается. Постановление сельсовета к..снётся всех ж..телей деревн.. . К..сание мяча о сетку. Прик..сновение языка к зубам. К..снитесь вопроса о причинах создавшегося пол..жения. Ветки этих р..стений прик..саются друг к другу.

Выпишите остальные слова с пропущенными буквами.

В каких словосочетаниях и предложениях слова с корнем -кос- - -нас- имеют прямое и в каких - переносное значение?

Определите по таблице, какая из двух чередующихся гласных в корне -гор- - -гар- находится под ударением и какая - в безударном положении.

3. Запишите с корнем -гор- - -гар- и с приставками с-, вы-, до-, на-, за-, про-, при-, пере-, под-, об-, у-, раз-, глаголы несовершенного и совершенного виданеопределённой форме). Обозначьте вид. глагола буквами н и с.

Какие из записанных вами глаголов сочетаются с существительными пирог, котлета? Составьте предложения с этими словами.

4. Напишите по рисунку рассказ о «догадливом» рыбаке. Какова основная мысль вашего рассказа? Озаглавьте его. Закончите рассказ так: Никита сиял от удовольствия. Прекрасная память об улове! Вот что значит быть догадливым человеком!

Есть ли в рассказе слова с орфограммами, изученными в этом параграфе? Подчеркните эти слова.

5. Выпишите сначала слова с корнями -кос- - -кас-, -гор- - -гар-, -лож- - -лаг-, затем остальные слова, в которых пропущены буквы. Обозначьте орфограммы на месте пропущенных букв.

Разг..релся между Любой и Верой спор. Мигом их окружили почти все ребята из класса. Ведь спорят-то о вежливост.. , а это к..сает ся всех!
Пр..шла Люба к одной подруг.. смотреть к..нофильм по т..левизору. Подруг.. картина (не) понравилась, и она ушла спать . Остались у т..левизора отец подруг.. и Люба. Как тут поступить? Уйти домой или остат(?)ся?

Люба досмотрела фильм (до)конца. «Нет, ты должна была уйти, как только подруга решила л..жит(?)ся спать», - утв..рждала потом Вера. .

Можно ли заменить выделенное слово синонимами из рамки?

Постройте схему предложения с прямой речью.

6. Прочитайте. Нет ли ошибок в распределении слов по орфограммам? При списывании внесите необходимые исправления.

№ 12: сл..гаемое, пол..гаться, предпол..жить, р..сток .

№ 13: подр..сли, р..сти, ср..статься, возр.ст, прир..сли, к..снуться. .

№ 24: соб..рание, сд..рать, выр..стать, предл..гать, ст..реть.

№ 26: к..снуться, прил..жение, neper..реть, соприк..саться, прик..сновение, прил..жить, к..саться, к..снуться.

№ 27: прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..реть, приг..рать, прир..сти.

Какое из двух следующих выражений разговорное и какое - книжное? Он понесёт наказание за это. - Ему нагорит за это.

7. Запишите к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Учтите, что не ко всем основам могут присоединяться эти приставки. Обозначьте в записанных словах орфограммы на месте пропусков.

Составьте сложные предложения с любыми 2-3 записанными словами.

8. Подберите по 4 слова с чередующимися гласными о - а в корнях –рос- - -раст-, -лож- - -лаг-, -кос- - -кас, -гор- - -гар- и с чередующимися гласными е - и.

6 класс
Билет №1
1. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
Билет №2
1. Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические при-
знаки, роль в предложении. Начальная форма.
2. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Билет №3
1. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в пред-
ложении.
2. Правописание безударных гласных корня: проверяемых, непроверяемых, чередующихся.
Билет №4
1. Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении.
2. О и Ё после шипящих в корне, в суффиксах и окончаниях.
Билет №5
1 . Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательный разбор.
2. Правописание приставок на з (с).
Билет №6
1 . Местоимение как часть речи.
2. -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.
Билет № 7
Причастие, его грамматические признаки, роль в предложении.
2. Не с разными частями речи.
Билет №8
1.Степени сравнения имен прилагательных.
2. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные числительные
Билет №9
1.Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные
числительные.
2.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
Билет №10
2.Корни с чередованием и-е, их правописание.
Билет №11
1.Второстепенные члены предложения.
2.Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.Билет №12
1.Предложения с однородными членами и пунктуация при них.
2.Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Билет №13
1.Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс.
Однокоренные слова и формы одного слова. Порядок морфемного разбора.
2.Предложения с обращениями.
Билет №14
1.Предложения с прямой речью. Диалог.
2.Отрицательные и неопределённые местоимения. Правописание отрицательных и неопределенных
местоимений.
Билет №15
1.Деепричастие, его наречные и глагольные признаки, его грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
2.Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Билет №16
1. Прямая речь. Пунктуационное оформление прямой речи.
2. Морфемика: окончание, основа, приставка, суффикс, корень. Однокоренные слова и формы одного
слова. Порядок морфемного разбора.
Билет №17
1.Образование сложных существительных. Правописание сложных существительных. Определение
рода сложных существительных.
2. Буквы Ы - И в корне после приставок.
Билет №18
1.Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные
предложения.
2. Правописание корней -кос-//-кас-; -лож-//-лаг-; -рос-//-раст- (-ращ).
Билет №19
1.Главные члены предложения и способы их выражения.
2.Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалек-
тизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Билет №20
1. Второстепенные члены предложения.
2.Правописание сложных имен существительных и прилагательных.
Билет №21
1.Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и
притяжательные.
2.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
Билет №22
1.Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прила-
гательных с основой на шипящий
2.Правописание гласных Ы-И после Ц в различных морфемах.Билет №23
1.Омонимы. Синонимы. Антонимы.
2. НЕ с причастиями.
Билет №24
1.Лексика. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова.
2.Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Билет №25
1.Сложное предложение: сложносочинённое, сложноподчинённое.
2.Наклонения глагола.
Билет №26
1.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
2.Правописание гласных после шипящих в разных морфемах различных частей речи.
Билет №27
1.Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
2.Полные и краткие формы страдательных причастий; их синтаксическая роль.
Билет №28
1.Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.
2. Собирательные числительные. Склонение собирательных числительных. Дробные числительные и
их склонение.
Билет №29
1.Имя существительное.
Род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа.
Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
2. Словообразование существительных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов
существительных.
Билет №30
1. Основные способы образования имен прилагательных.
2. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с
местоимениями

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

Тема урока:

«

6 класс

Выполнила: Анпилогова Любовь Александровна


  • вспомнить все изученные чередования гласных в корне;
  • изучить правило написания гласных О и А в корях Кас/Кос;
  • отработать данное правило на примере упражнений;
  • продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков;
  • совершенствовать правописание корневых гласных.

Словарный диктант

Трол…ейбус, д…быча, с…лфетка, б…хрома, к…рниз, кв…ртира, г…н…рал, к…мандир, чист…плотный, сост…зание, пор…жение, подр…жать, пр…зирать.



Ра…спилить

Ра...сортировать

Ра...ровненная

… бежать

Ра…битое

Ра…следованное

Ра...сыпанное

Ра…писные

Бе...шумно

преступление

с корабля

площадка


Ра…спилить

Ра...сортировать

Ра...ровненная

… бежать

Ра…битое

Ра…следованное

Ра...сыпанное

Ра…писные

Бе...шумно

преступление

с корабля

площадка



Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- - -лож- и -раст- --рос-?

- В чем заключается загадочность этих корней?

- Какие еще корни с чередованием вам известны?

Найдите в предложении речевую ошибку. Германия располагала на скорую и легкую победу.

Выпишите слово распол..гала . Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.

Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.



предложить помощь

прилагать старания

касаться перил

коснуться руки


касаться перил коснуться руки

предложить помощь прилагать старания


« Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас»


  • Знать…
  • Уметь…

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.

А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.


В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?

В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О, если этого суффикса нет.

Прикасаться - пpuкосновение.



  • Коснулось воды - …
  • Касается дна - …

Слова: прик_снулась к лицу, к_саюсь стены, к_сается вопроса, к_снётся всех, к_сание мяча, лёгкое прик_сновение, к_сить траву, слегка к_снуться.


  • Коснулось воды, прикоснулась к лицу, коснётся всех, лёгкое прикосновение, косить траву, слегка коснуться.
  • Касается дна, касаюсь стены, касается вопроса, касание мяча.

Предл_гаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш.


Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предл_гаем к_сается ка_саются прик_сновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.


Ядовитые растения обладают множеством полезных свойств. Предлагаем их далеко не полный перечень: картофель, ландыш. Что касается картофеля, то его ценные качества известны многим: вкусный продукт с большим количеством витаминов и минералов. Целебные свойства ландыша касаются заболеваний сердца. Но обращаться с ядовитой флорой надо очень аккуратно: даже прикосновение к некоторым из них может иметь самый неблагоприятный исход.


Леса на дальних косогорах, как желто-красный лисий мех.

Заметались, почти касаясь воды, ласточки.

День за днем, год за годом росла черешня. Сначала она выпросталась из травы, потом коснулась веткою окна, потом выглянула из-под обвисшей кровли.

Косо летели листья. Лошадь косится на меня одним глазом.

Она, одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит.


Солнце уже к..снулось края степи.

Я сидел в тенистом углу сада, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба.

Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик..саясь мордочкой до кушанья.

Тёма точно почувствовал на себе прик..сновение грязи и содрогнулся за свою Жучку.

Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной серебристой влаги родника.

Аппарат мчался по к..сательной против вращения Земли.


Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг- _ -лож­ и -раст- - -ращ- - -рос-?

Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующuмися гласными в корне нельзя.

  • Расскажите о правописании корня -КОС- -КАС -.

КА СА – КОС пишется А, если после корня стоит суффикс А.

  • КАСАТЬСЯ (есть суффикс А).

КОСНУТЬСЯ (нет суффикса А).


  • Записать 6 словосочетаний на данное правило.
  • Составить 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.
  • Составить текст, содержащий слова на данную орфограмму.