Биографии Характеристики Анализ

Как успешно сдать ОГЭ по обществознанию (5 ловушек). Личный опыт: как сдать ОГЭ по русскому языку

Еще один обязательный предмет, ОГЭ по которому пишут все – русский язык.

Дмитрий Омельченко:

Я начал готовиться во второй половине года, как раз тогда, когда мы начали закреплять материал. Скажу честно, я очень волновался и переживал. Нас постоянно пугали, говорили, что за нами будут стоять и смотреть, как мы пишем. Это все было очень тяжело.

На пробном экзамене тесты показались мне очень сложными. Уже тогда ходили проверяющие и следили, чтобы мы не списывали. Было страшно, и я напрягался только из-за давления этих людей.

У нас у всех есть что-то вне учебы, у меня, например, прямо перед ОГЭ были соревнования. И было сложно от того, что все готовились с учителем, а мне приходилось отдельно и самостоятельно.

Будьте готовы к тому, что, открывая книгу, вы можете не понять темы, но при этом в любом случае ее нужно изучить.

Зубрить перед экзаменом – не вариант. Предмет нужно понимать (что вы пишите, как рассуждаете). Вы можете надеяться на экзамене только на себя, не более того. За две недели до экзамена я успокоился, был готов, что-то подучил, и никаких вопросов у меня не было.

Благодаря тому, что я работал и учил все в свое время, на самом экзамене задания решались без каких-либо трудностей. Кроме того, дается четыре часа на выполнение – это много.

После экзамена я ощущал некоторую свободу.

Анастасия Косульникова:

Началось все с восьмого класса. Учителя постоянно напоминали нам о предстоящем испытании, о сдаче ОГЭ. Ни один урок не проходил без упоминаний об экзаменах. Нас постоянно пугали, говорили как это сложно, что без хорошей подготовки нам ничего не сдать. Но никто особо не обращал на это внимания. Все учились, как и раньше, ни о чем не задумываясь. Год пролетел быстро, и наступило 1 сентября. Мы перешли в 9 класс, и тут начались наши мучения. Программа была сложная, и мы очень сильно уставали.

Постоянно решали пробники. Единственный предмет, который я боялась не сдать – русский язык. Для меня не было проблемой выполнить тест. А вот сочинение и изложение я писала неуверенно. Сочинения постоянно списывала с интернета, мне казалось, что, когда я это делаю, в голове что-то остается, и это даже поможет мне сдать экзамен, изложения я писала с телефоном.

Так продолжалось долго. Я не успела оглянуться, как до экзамена остался всего лишь месяц. Русский язык был третьим по счету. Когда я зашла в аудиторию и получила КИМ, поняла, что зря боялась. Тест был легкий, темы для сочинения тоже. Единственная проблема была для меня – долго не могла понять, о чем идет речь в тексте. Но, прочитав его раз пять, я разобралась, что к чему.

Изложение я написала быстро – сразу на чистовик, потому что текст был не сложный, и читал его диктор разборчиво. Проверив работу несколько раз, я сдала и вышла из класса. После экзамена я дождалась остальных, и мы начали сверяться, и тут я испугалась. Большинство ответов не сходилось с ответами других ребят. Я думала, что завалила экзамен, мне оставалось надеяться только на сочинение и изложение. Результатов очень долго не было, и все семь-десять дней я ходила сильно расстроенная. Когда нам позвонили и сказали, что пришли результаты, я тут же поюежала в школу и была приятно удивлена – по баллам я была почти первая, сдала на пятерку.

Самое главное – не бояться. Это лишь одно из испытаний в жизни. Готовиться надо начинать не за неделю, а с самого начала года. Помимо школы я готовилась самостоятельно с помощью пабликов ВКонтакте.

Екатерина Кузнецова:

Если честно, я вообще не готовилась к ОГЭ по русскому языку, потому что часто болела в девятом классе. Но при этом я совершенно не волновалась, знала, что все сдам на «отлично».

Если весь год готовиться, осваивать материал и вникать в то, что делаешь, то можно рассчитывать на твердую четверку. Главное – подготовка к сочинению и изложению. Следует рассматривать все запятые и сложные слова.

На экзамене ужасно отвлекает запах шоколада и духота в аудитории. И еще, не рассчитывайте на шпаргалки. Старайтесь все написать самостоятельно.

ОГЭ – это такой экзамен, который обязаны сдавать все школьники девятых классов. Конечно, 2018 год не станет исключением, более того, на долю учеников выпадет куда более тяжелая участь, чем в прошлых годах.

Можно сказать, что ОГЭ (или ГИА, кто как привык) является, по своей сути, «пробником» предстоящего ЕГЭ, который учащиеся одиннадцатых классов сдают перед самым выпуском. И от ОГЭ, и от зависит, с какими отметками тот или иной ребенок окончит среднюю школу, то есть то, какие оценки будут красоваться в его аттестате.

Ежегодно Основной государственный экзамен (как мы все понимаем, это и есть ОГЭ) подвергается новациям и прочим изменениям. Каждого ученика, который должен будет сдавать эту значимую во всех смыслах аттестацию через год, интересует вопрос: что сдают на ОГЭ в 2018 году ?

Мы с радостью поделимся с вами информацией, которая уже нашла официальное подтверждение. Но стоит понимать, что Министерство образования и науки РФ все еще может внести некоторые правки в отлаженный механизм сдачи ОГЭ и в уже принятые изменения.

Изменения в ОГЭ: обязательные экзамены

По задумке Минобразования, начиная с учебного года 2016-2017 гг., обязательными к сдаче на ОГЭ предметами станут четыре экзамена, а не два обязательных и два дополнительных, как это было ранее. Как показала практика, ученики девятых классов редко пользовались возможностью сдать на свое усмотрение еще два дополнительных экзамена.

С 2017 года картина кардинальным образом изменится – к двум обязательным экзаменам (традиционно и неизменно, такими экзаменами являются русский язык и математика) добавятся еще два обязательных экзамена. Причем девятиклассники смогут сами выбрать, какие экзамены им сдавать из перечня школьных предметов, предусмотренного ОГЭ.

С учетом того, что к 2020 году, по плану Министерства образования, число обязательных к сдаче на ОГЭ предметов возрастет до шести, можно предположить, что в 2018 году, по отношению к 2017 году, существенных изменений не будет. Иными словами, в следующем году ученикам девятых классов все также нужно будет сдавать четыре обязательных предмета: два известных и два на выбор. Выбор дополнительных, но обязательных к сдаче предметов обуславливается личными предпочтениями учеников, их способностями.

Но каковы истинные причины увеличения количества обязательных предметов для сдачи ГИА-9?

  1. По мнению подавляющего большинства депутатов, столь малое число обязательных экзаменов крайне негативно влияет на общий уровень знаний учеников.
  2. Процент девятиклассников, которые сдают дополнительные экзамены помимо обязательных, и без того низкий, в последнее время опустился еще ниже.
  3. Сдача на ОГЭ широкого круга школьных предметов, безусловно, поможет ученику намного лучше написать ЕГЭ в одиннадцатом классе.

Итак, школьники должны будут сдавать на ОГЭ – 2018, помимо дополнительных экзаменов, четыре предмета, из которых, традиционно, нужно будет написать русский язык и математику, а также еще два предмета на выбор. Скорее всего, выбирать нужно будет из того же списка, который насчитывает обычные и уже привычные дополнительные предметы на ОГЭ. Об этом поговорим чуть ниже.

Дополнительные предметы ОГЭ

Дополнительные экзамены сановитые люди из Министерства, которым важно, чтобы дети нашей страны росли образованными, придумали не для того, чтобы усложнить и без того тяжелую долю учеников. Напротив, дополнительные экзамены нужны для поступления в профильные, специальные или технические учебные заведения, если того требуют правила приема.

Кроме того, ребенок может захотеть перейти в другой класс – углубленный, лицейский или, быть может, с индивидуальным подходом. В этом случае также может возникнуть необходимость в сдаче дополнительных экзаменов. Наконец, дополнительные предметы при сдаче ОГЭ могут послужить неплохой тренировкой перед главным экзаменом всех выпускников средних школ – ЕГЭ.

Судя по всему, число дополнительных экзаменов в 2018 году не изменится – их будет, по-прежнему, два. Перечень возможных к дополнительной сдаче экзаменов ГИА для девятых классов выглядит таким образом:

  • история;
  • обществознание;
  • литература;
  • география;
  • биология;
  • физика;
  • химия;
  • информатика и ИКТ;
  • английский язык;
  • немецкий язык;
  • французский язык;
  • испанский язык.

Кроме того, школьники, изучающие любой из языков народов Российской Федерации, который является их родным языком, могут выбрать соответствующий язык и литературу дополнительными экзаменами.

Особенности проведения экзамена

Для девятых классов состоят не только лишь в перечне предметов, но и в правилах сдачи экзаменов. Можно выделить наиболее значимое изменение – это введение устной части в экзамены по некоторым предметам.

К примеру, русский язык теперь придется сдавать в два этапа.

  • Первый этап – письменное задание, насчитывающее несколько открытых вопросов. Исполняется данный этап экзамена по русскому языку учеником за компьютером. На каждый вопрос следует изложить верный ответ.
  • Второй этап – устная часть. Школьнику придется вести беседу с одним из членов экзаменационной комиссии. Аттестация, при этом, будет проводиться другим человеком – независимым экспертом. Этот этап экзамена направлен на проверку у школьников уровня грамотности русской устной речи.

Что касается дополнительных экзаменов, то практически все они будут проводиться в письменной форме. Исключение составляет лишь иностранный язык. Здесь все аналогично с русским языком.

Довольно часто ученикам довольно сложно справиться с собственным волнением во время сдачи ОГЭ, особенно, если приходится сдавать устную часть экзамена. Желательно подходить к таким испытаниям максимально собрано и спокойно.

Итоговый экзамен является важной частью учебного процесса и позволяет проверить подготовленность ученика к дальнейшему обучению. После 9 класса школьники сдают ОГЭ, состоящий из 5 экзаменов – 2 обязательных и 3 по выбору. Чтобы добиться наилучшего результата, стоит внимательно отнестись к выбору предметов.

Получение практически любого образования сопровождается проверкой полученных знаний или экзаменом. Особенно это важно для школьников: правильный выбор наук и большое количество набранных баллов могут гарантировать поступление в выбранный ВУЗ. Наиболее важным считается ЕГЭ для 11 классов и ОГЭ для 9 классов.

О чем речь

Для школьников самым важным является 11 класс и выпускной экзамен (ЕГЭ). К нему готовятся за несколько месяцев и тщательно выбирают предметы: они должны совпадать с требованиями . Вторым по важности является ОГЭ – Основной государственный экзамен. Его сдают выпускники 9 класса, после чего они либо остаются в школе, либо могут перевестись в колледж или техникум.

Внимание! Аббревиатура «ГИА» (Государственная итоговая аттестация) иногда считается синонимом ОГЭ, но на самом деле ГИА объединяет ОГЭ и ЕГЭ.

ОГЭ является обязательным для всех школьников экзаменом. Начиная с 2014 года, он состоит из 4 экзаменов (с 2017 года – из 5), из них 2 науки (русский язык и математика) обязательны для всех, остальные – на выбор. Министерство образования планирует постепенно увеличивать количество экзаменов на выбор (по одному каждые 2 года), чтобы повысить уровень образования школьников.

Каждый экзамен ОГЭ должен быть сдан не хуже, чем на «тройку», в противном случае дается некоторое время на пересдачу. Если учащийся не исправит оценку или не явится на экзамен, то вместо аттестата он получит справку о прохождении обучения. Пересдать ОГЭ возможно только на следующий год.

Как выбрать

Поскольку практически все учащиеся продолжают учиться после окончания 9 классов, ОГЭ не считают важным или решающим испытанием. Его результаты влияют только на поступление в колледж или техникум, в остальном же школьнику достаточно не получить двойку.

Внимание! Колледжи и техникумы могут выдвинуть свои требования по ОГЭ, обычно это относится к сдаваемым предметам по ОГЭ.

Помимо обязательных предметов на ОГЭ выпускники выбирают дополнительные по своему желанию. Руководствуются при этом разными мотивами:

  1. Простота: поскольку основной задачей у большинства школьников является перейти в 10 класс, они не желают тратить время и силы, выбирая самые легкие науки;
  2. Необходимость для ЕГЭ: таким способом учащиеся начинают подготовку к итоговой аттестации заранее. Это помогает лучше усвоить программу и подготовиться к выпуску;
  3. Степень подготовленности: чем лучше учащийся успевает в программе, тем проще будет сдать экзамен.Это поможет набрать большое количество баллов. Такой вариант предпочтителен для уходящих из школы;
  4. Необходимые для поступления в колледж варианты.

В каждой ситуации выбор мотива будет отличаться. Обычно учащиеся стараются выбрать предметы на ОГЭ, которые после будут сдавать на ЕГЭ. Если же они еще не определились с ВУЗом, стоит остановиться на самых простых: это поможет набрать большое количество баллов, не перенапрягаясь.

Ряд особенностей

В 2018 году школьники смогут сдавать на выбор:

  1. Биологию;
  2. Географию;
  3. Физику;
  4. Химию;
  5. Информатику;
  6. Историю;
  7. Обществознание;
  8. Литературу;
  9. Иностранный язык (английский, французский, немецкий или испанский).

Каждый из вариантов имеет достоинства и недостатки. Перед тем, как сделать окончательный выбор, стоит ознакомиться с каждым предметом отдельно. Ниже перечислены некоторые «подводные камни»:


Внимание! Первым делом необходимо выбрать хотя бы направление (гуманитарное, естественно-научное или техническое) – так будет проще выбрать предметы на ОГЭ.

Что выбрать

В первую очередь важно определиться с целью: если школьник собирается переходить в колледж, ему стоит выбрать предметы, которые требуются для поступления. Если же задачей стоит только перейти в 10 класс, можно остановиться на более простом.

Во вторую, потребуется осознать свои возможности: сдавать обществознание только потому, что большинство выбрало его, если сам школьник слабо разбирается в дисциплине, не стоит.

В-третьих, стоит постараться хотя бы примерно представить, какие экзамены потребуются в ВУЗе и ориентироваться на них.

Однако выбирать все же предстоит самому школьнику. Например, он может выбрать историю для ОГЭ, чтобы проверить, хватит ли у него сил на ЕГЭ по данной науке.

ОГЭ – это обязательный основной государственный экзамен, который должны сдавать школьники после 9 класса. ОГЭ также называют ЕГЭ для 9 классов: схожая структура экзамена позволяет экзаменуемым лучше понять, что их ждет в самом конце.

Признайтесь честно: вы способны практически без подготовки прочитать полстраницы незнакомого текста в хорошем темпе, не запинаясь и вдобавок избегая подвохов с расстановкой ударений и проговариванием числительных? А тут же пересказать этот текст, уместно вплетая в него полученную цитату, а затем порассуждать на одну из предложенных тем сначала соло, а затем отвечая на вопросы экзаменатора?

Между тем именно это впервые проделали 16 апреля на устной части ОГЭ по русскому языку девятиклассники столичной школы №1529 им. Грибоедова, а вместе с ними и корреспондент «МК».

Задания, когда о них до начала собеседования рассказывают экзаменаторы, выглядят несложными и безобидными. Первая пара задач - прочитать небольшой текст, а затем пересказать его, привязав к пересказу предложенную цитату. Вторая пара - рассуждение по выбранной тобой теме (или описание выбранной картинки), а затем ответы на вопросы по ним. Казалось бы, чего проще?

Текст мне достался про Чулпан Хаматову. Из него я узнала, что любимая многими актриса в юности и не думала об этом поприще, а потому и вуз себе выбрала экономический, лишь впоследствии «заболев» театром. Позже она всерьез занялась спасением тяжелобольных детей, создав специальный фонд. И никогда не страдала «звездной болезнью».

Прочиталось мне все это легко: сказалась многолетняя практика чтения детских книжек сыну. Но переходя к пересказу, чуть не сделала ошибки, решив отвечать «с налету», без подготовки. Делюсь опытом: гораздо лучше вначале выписать основные опорные пункты пересказа в специально для этого выдающийся листок - так уж точно ничего не забудешь. Ну а вставить в нужное место цитату оказалось совсем просто: там актриса говорит, как она счастлива, когда вылеченные дети выписываются домой совсем здоровыми.

Покончив с первой группой заданий, бодро перехожу ко второй. И сразу становлюсь в тупик - задание предлагает «сказочный» выбор: налево поедешь - голову сложишь, направо - коня потеряешь и т.п. Кстати, про коня - в самую точку, потому что требуется либо рассказать о верховой езде, либо о личном опыте помощи незнакомым людям, либо порассуждать о том, кто такой современный образованный человек.

Первое отпадает категорически, ибо о верховой езде знаю лишь то, что она существует. В волонтерских движениях соцпомощи не участвую - значит, остается современный образованный человек. Тема эта, ох, глубока и непроста. Но делать нечего: выбираю ее, говорю то, что успело прийти в голову (на подготовку по процедуре отводится всего две минуты), а потом отвечаю на вопросы.

Условный «зачет» по очкам мне в итоге ставят, и даже с большим запасом. Но, честно говоря, ответ реальной девятиклассницы Ани, при котором присутствовали журналисты, мне понравился гораздо больше. Хотя текст ей попался не в пример сложнее моего - про инженера Шухова и его технические детища во главе с одноименной телебашней.

Любопытно, что готовиться к устной части ОГЭ (а в перспективе, возможно, и ЕГЭ для одиннадцатиклассников) по русскому языку придется не только школьникам, но и их учителям. Новый вид испытания устроен таким образом, что оценивает ответы учитель-словесник. И это понятно.

Но непосредственным собеседником школьника, который дает задания, зачитывает вопросы и всякими иными способами вступает с ним в диалог, может быть любой школьный предметник: химик, физик, физкультурник. И раз уж они «заговорили на этом экзамене, - подчеркнула «МК» глава федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько, - то готовиться к собеседованию, включая отработку правильных ударений или правильного произнесения числительных, надо теперь и им».

А кстати, господа физкультурники, как вы прочитаете вслух фразу: «Спортсмен пришел на встречу с 300 болельщиками»?

Нагнетание страха вокруг ГИА по русскому языку – «не сдадим», «непреодолимый стресс», «слишком много исключений из правил» – это лишняя трата времени. Экзамен в 9 классе по русскому языку – это рубежная проверка базы знаний учащегося. Бояться не нужно, лучше готовиться. Для того, чтобы не случился нервный срыв, не наступило обострение хронического заболевания или ребенка не сразил элементарный обморок, нужно понимать, что такое ГИА и как ее (государственную итоговую аттестацию) укротить.

У организаторов экзамена нет цели «завалить» ребенка

Никто из «злостных теть-наблюдателей» не хочет, чтобы ваше чадо пополнило ряды двоечников. Наоборот, они всеми силами (духовными и моральными) будут поддерживать волнующегося экзаменуемого: где-то не услышал шепота, вовремя отвернутся.

Русский язык до боли родной

Большинству детей, которые сдают ГИА, русский язык знаком с детства. Ни один предмет из школьного цикла не «прирос» к вашему ребенку так, как «великий и могучий».

Русский язык в меру техничен

Наш язык схож с геометрией: не знаешь – не применишь. Принцип простой: читаешь правило и заучиваешь его. Не знаешь правил, ни одно «природное знание и чутье» тебя не спасет. Поэтому лучше выучить (их немного) и начать бесстрашно применять на практике.

Ваш ребенок готовился к экзамену в течение целого года

С 1 сентября и до 1 июня (ориентировочно) ребенок ежедневно сталкивается с русским языком, в том числе на остальных уроках. Ученик должен почувствовать, что русский язык «преследует» его на каждом шагу.

Если не понял, нужно смело задавать вопрос

Ученику необходимо заполнить пробелы максимально до наступления экзамена. Ведь кто предупрежден - тот вооружен. Учитель в школе создан для того, чтобы учить, а не уходить от ответа.

Часть А – выбираем из предложенного

Здесь - отмечаем правильный вариант из четырех предложенных. Главный принцип – сначала уберем то, чего точно не может быть (как правило, это 2 ответа), а дальше думаем.

Часть В – пишем ответ самостоятельно

Здесь – расставляем знаки препинания. Главный принцип – читаем задания до конца. Много ошибок возникает из-за невнимательности при прочтении. Если ученика просят выполнить несколько действий (найти сначала сложносочиненное, а потом бессоюзное предложение), а он выполняет только одно (потому что не заметил второго пункта), потеря баллов невелика, но ощутима.

Часть С – это шаблон

В этом учебном году часть С – это изложение и сочинение на лингвистическую тему (убрана свободная тема).

Сжатое изложение пишется по схеме: слушаю – пишу за диктором (текст читают 2 раза) – немного сокращаю текст (пересказываю близко к тексту) – записываю начисто.

Что касается сочинения, здесь тоже не все сложно. Страшного слова «лингвистический» бояться не нужно: это все, что связано с разделами русского языка (синтаксис, фонетика, морфология и т.д.). Любое сочинение на лингвистическую тему – это шаблон. Ребенку дана цитата «про русский язык»: либо он «велик и могуч», либо он «не может существовать без запятых», либо «как важно много читать и его обогащать». Самое главное, что должен сделать ребенок, - найти лингвистический компонент в самой цитате, тот самый языковой термин.

Такой компонент найти достаточно просто – автор цитаты называет его четко. Как только ребенок его нашел – жизнь стала легче процентов на 50. Дальше он действует четко по инструкции: написал значение термина, привел два примера из текста части А, согласился с автором цитаты.

Заполнение бланков

Сконцентрированного внимания требуют бланки итоговых ответов. Но даже если ребенок допустил ошибку в заполнении, в бланке есть поля для исправления ошибочных ответов. Их немного, но это существенно снижает риск потери баллов.

Времени достаточно

На экзамен отводится 3 часа 55 минут. Обычный школьник справляется за 2 часа для черновика. Затем ему нужно все переписать и проверить.

Есть помощник – орфографический словарь

Перед экзаменом нужно потренироваться работать с орфографическим словарем: за короткое время найти нужно слово, проверить его, найти следующее. Главный принцип – хорошо знать алфавитное сочетание букв. На экзамене каждому учащемуся будет дано время на проверку всей работы.

Широкий разброс итогового балла

Итоговая оценка за экзамен высчитывается из суммы набранных баллов. Чтобы получить «отлично», необходимо набрать от 37 до 42 баллов за всю работу; для «хорошо» достаточно 29-36 баллов. Потеря нескольких баллов не смертельна.

ГИА – это не олимпиада на выявление лучшего из лучших

Заковыристых заданий в ГИА нет и быть не может. Цель ГИА по русскому языку – проверить знания, которые можно применить в обычной жизни (грамотное написание слов и расстановку запятых). И в таких терминах, как «обособленное приложение» или «синтаксически не членимое словосочетание» ничего космического нет. Любой учитель, владеющий материалом, с легкостью объяснит их значение на пальцах.

Ваш ребенок знает, в чем толк

Никогда не сокрушайте перед юным гением: «О, Боже! Как же можно все это запомнить! Если бы сейчас меня посадили сдавать экзамен по русскому, я бы заплакал от горя!» Ваш ребенок умен, он разбирается в том, что ему преподносят в школе. Доверяйте ему чуть больше.

Я интересовалась у ребят, какой экзамен из всех линейки сдаваемых они считают самым простым, ответ был единогласен – русский язык. Если ваш девятиклассник трудился (это важно), то русский язык в формате ГИА он расколет, как орех. Ведь это лишь форма проверки знаний, суть остается все той же – пишем по-русски.