Биографии Характеристики Анализ

Капиталистическая общественно экономическая формация. Типы общественно-экономических формаций

Общественно-экономическая формация - важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определённую ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность общественных явлений, в основе которой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и которой свойственны собственные, присущие только ей типы политической, юридической и других организаций и учреждений, свои идеологические отношения (надстройка). Смена способов производства определяет смену общественно-экономической формации.

Сущность общественно-экономической формации

Категория общественно-экономической формации занимает центральное место в историческом материализме. Она характеризуется, во-первых, историзмом и, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории основоположниками исторического материализма дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам.

Каждая общественно-экономическая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды. В послесловии ко 2-му изданию «Капитала» К. Маркс приводил высказывание русского рецензента книги, по мнению которого её истинная цена заключается в «…выяснении тех частных законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие, смерть данного социального организма и заменение его другим, высшим».

В отличие от таких категорий, как производительные силы, право и др., отражающих различные стороны жизни общества, общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый способ производства. Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис общественно-экономической формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка и определённые формы общественного сознания. В структуру общественно-экономической формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определённые формы быта, семьи, образа жизни . С переворотом в экономических условиях производства, с изменением экономической основы общества (начинающимся с изменения производительных сил общества, которые приходят на известной ступени своего развития в противоречие с существующими производственными отношениями) происходит переворот и во всей надстройке .

Исследование общественно-экономических формаций даёт возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени общественного развития. А это позволило, по словам В. И. Ленина, перейти от описания общественных явлений к строго научному анализу их, исследующему то, что свойственно, например, всем капиталистическим странам, и выделяющему то, что отличает одну капиталистическую страну от другой. Специфические законы развития каждой общественно-экономической формации являются в то же время общими для всех стран, в которых она существует или утверждается. Нет, например, особых законов для каждой отдельной капиталистической страны (США, Великобритании, Франции и др.). Однако имеются различия в формах проявления этих законов, вытекающие из конкретно-исторических условий, национальных особенностей.

Капитализм

Капитали"зм, общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма. Основные признаки К.: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости. По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и др. общественные институты, К. превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии К. проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. К. присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие К. между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

Возникновение К. было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. В процессе возникновения К. на одном полюсе общества образовался класс капиталистов, сосредоточивших в своих руках денежный капитал и средства производства, а на другом - масса людей, лишённых средств производства и потому вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам. Развитому К. предшествовал период т. н. первоначального накопления капитала, суть которого состояла в ограблении крестьян, мелких ремесленников и захвате колоний. Превращение рабочей силы в товар и средств производства в капитал означало переход от простого товарного производства к капиталистическому. Первоначальное накопление капитала было одновременно процессом быстрого расширения внутреннего рынка. Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наёмных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления. Средства производства, которые концентрировались в руках меньшинства, превращались в капитал. Создавался внутренний рынок средств производства, необходимых для возобновления и расширения производства. Великие географические открытия (середина 15 - середина 17 вв.) и захват колоний (15-18 вв.) обеспечили нарождавшейся европейской буржуазии новые источники накопления капитала (вывоз из захваченных стран драгоценных металлов, ограбление народов, доходы от торговли с др. странами, работорговля) и привели к росту международных экономических связей. Развитие товарного производства и обмена, сопровождавшееся дифференциацией товаропроизводителей, служило основой дальнейшего развития К. Раздробленное товарное производство уже не могло удовлетворять растущий спрос на товары.

Исходным пунктом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация, т. е. совместный труд многих людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Источником дешёвой рабочей силы для первых капиталистических предпринимателей было массовое разорение ремесленников и крестьян в результате имущественной дифференциации, а также «огораживаний» земли, принятия законов о бедных, разорительных налогов и др. мер внеэкономического принуждения. Постепенное укрепление экономических и политических позиций буржуазии подготовило условия для буржуазных революций в ряде стран Западной Европы (в Нидерландах в конце 16 в., в Великобритании в середине 17 в., во Франции в конце 18 в., в ряде др. европейских стран - в середине 19 в.). Буржуазные революции, осуществив переворот в политической надстройке, ускорили процесс смены феодальных производственных отношений капиталистическими, расчистили почву для созревшего в недрах феодализма капиталистического строя, для замены феодальной собственности капиталистической. Крупный шаг в развитии производительных сил буржуазного общества был сделан с появлением мануфактуры (середина 16 в.). Однако к середине 18 в. дальнейшее развитие К. в передовых буржуазных странах Западной Европы натолкнулось на узость её технической базы. Созрела необходимость перехода к крупному фабричному производству с использованием машин. Переход от мануфактуры к фабричной системе был осуществлен в ходе промышленного переворота, который начался в Великобритании во 2-й половине 18 в. и завершился к середине 19 в. Изобретение парового двигателя привело к появлению целого ряда машин. Рост потребности в машинах и механизмах привёл к изменению технической базы машиностроения и переходу к производству машин машинами. Возникновение фабричной системы означало утверждение К. как господствующего способа производства, создание соответствующей ему материально-технической базы. Переход к машинной стадии производства способствовал развитию производительных сил, возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей. Он сопровождался дальнейшим усилением эксплуатации наёмных рабочих: более широким использованием женского и детского труда, удлинением рабочего дня, интенсификацией труда, превращением рабочего в придаток машины, ростом безработицы, углублением противоположности между умственным и физическим трудом и противоположности между городом и деревней. Основные закономерности развития К. характерны для всех стран. Однако в различных странах имелись свои особенности его генезиса, которые определялись конкретными историческими условиями каждой из этих стран.

Классический путь развития К. - первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство, капиталистическая фабрика - характерен для небольшого числа западно-европейских стран, главным образом для Великобритании и Нидерландов. В Великобритании раньше, чем в др. странах, завершился промышленный переворот, возникла фабричная система промышленности, в полной мере проявились преимущества и противоречия нового, капиталистического способа производства. Чрезвычайно быстрый (по сравнению с др. европейскими странами) рост промышленной продукции сопровождался пролетаризацией значительной части населения, углублением социальных конфликтов, регулярно повторяющимися (с 1825) циклическими кризисами перепроизводства. Великобритания стала классической страной буржуазного парламентаризма и одновременно родиной современного рабочего движения (см. Международное рабочее движение ). К середине 19 в. она добилась мировой промышленной, торговой и финансовой гегемонии и была страной, где К. достиг наивысшего развития. Не случайно, что теоретический анализ капиталистического способа производства, данный К. Марксом, основывался главным образом на английском материале. В. И. Ленин отмечал, что важнейшими отличительными чертами английского К. 2-й половины 19 в. были «громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 405).

Формирование капиталистических отношений во Франции - крупнейшей западно-европейской державе эпохи абсолютизма - происходило медленнее, чем в Великобритании и Нидерландах. Это объяснялось главным образом устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. Обезземеливание крестьян происходило не путём «огораживаний», а через налоговую систему. Большую роль в формировании класса буржуазии играли система откупа налогов и государственных долгов, а позднее протекционистская политика правительства в отношении зарождавшегося мануфактурного производства. Буржуазная революция произошла во Франции почти на полтора века позднее, чем в Великобритании, а процесс первоначального накопления растянулся на три столетия. Великая французская революция, радикально устранив феодальную абсолютистскую систему, мешавшую росту К., одновременно привела к возникновению устойчивой системы мелкого крестьянского землевладения, наложившей отпечаток на всё дальнейшее развитие капиталистические производственные отношений в стране. Широкое внедрение машин началось во Франции лишь в 30-е гг. 19 в. В 50-60-е гг. она превратилась в промышленно развитое государство. Главной особенностью французского К. был его ростовщический характер. Рост ссудного капитала, основанный на эксплуатации колоний и выгодных кредитных операциях за рубежом, превратил Францию в страну-рантье.

В др. странах генезис капиталистических отношений был ускорен воздействием уже имевшихся очагов развитого К. Так, США и Германия вступили на путь капиталистического развития позже Великобритании, но уже к концу 19 в. вошли в число передовых капиталистических стран. В США не существовало феодализма, как всеобъемлющей экономической системы. Крупную роль в развитии американского К. сыграло вытеснение коренного населения в резервации и освоение фермерами освободившихся земель на западе страны. Этот процесс определил так называемый американский путь развития К. в сельском хозяйстве, основой которого был рост капиталистического фермерства. Бурное развитие американского К. после Гражданской войны 1861-65 привело к тому, что уже к 1894 США по объёму промышленной продукции заняли первое место в мире.

В Германии ликвидация системы крепостной зависимости была осуществлена «сверху». Выкуп феодальных повинностей, с одной стороны, привёл к массовой пролетаризации населения, а с другой - дал помещикам в руки капитал, необходимый для превращения юнкерских поместий в крупные капиталистические хозяйства с применением наёмного труда. Тем самым были созданы предпосылки для так называемого прусского пути развития К. в сельском хозяйстве. Объединение германских государств в единый таможенный союз, буржуазная Революция 1848-49 ускорили развитие промышленного капитала. Исключительная роль в промышленном подъёме в середине 19 в. в Германии сыграли железные дороги, которые способствовали экономическому и политическому объединению страны и бурному росту тяжёлой индустрии. Политическое объединение Германии и военная контрибуция, полученная ею после франко-прусской войны 1870-71, стали мощным стимулом дальнейшего развития К. В 70-е гг. 19 в. происходил процесс быстрого создания новых отраслей и переоснащения старых на основе новейших достижений науки и техники. Воспользовавшись техническими достижениями Великобритании и др. стран, Германия смогла уже к 1870 догнать по уровню экономического развития Францию, а к концу 19 в. приблизиться к Великобритании. На Востоке К. получил наибольшее развитие в Японии, где, как и в западно-европейских странах, он возник на основе разложения феодализма. В течение трёх десятилетий после буржуазной революции 1867-68 Япония превратилась в одну из индустриальных капиталистических держав.

К началу 20 в. в результате эволюции К. на мировой арене образовалась группа развитых капиталистических государств, достигших высокой степени экономического и военного могущества. Между ними развернулась ожесточённая борьба за колонии в Африке и Азии, в результате которой практически все незанятые территории на земном шаре оказались поделенными. Возникла мировая система К. В странах Азии, Африки и Латинской Америки, вовлечённых в систему мирового капиталистического хозяйства в качестве рынков сбыта, источников сырья и продовольствия, также стали возникать капиталистические производственные отношения. Развитие К. в колониальных и зависимых странах сопровождалось жестокой эксплуатацией, угнетением и насилием со стороны империалистических государств.

Домонополистический К. Всесторонний анализ К. и конкретных форм его экономической структуры на домонополистической стадии дан К. Марксом и Ф. Энгельсом в ряде произведений и, прежде всего, в «Капитале» , где раскрыт экономический закон движения К. Учение о прибавочной стоимости - краеугольный камень марксистской политической экономии - раскрыло тайну капиталистической эксплуатации. Присвоение прибавочной стоимости капиталистами происходит вследствие того, что средства производства и средства существования находятся в собственности немногочисленного класса капиталистов. Рабочий, чтобы жить, вынужден продавать свою рабочую силу. Своим трудом он создаёт большую стоимость, чем стоит его рабочая сила. Прибавочная стоимость присваивается капиталистами, служит источником их обогащения и дальнейшего роста капитала. Воспроизводство капитала есть одновременно воспроизводство капиталистических производственных отношений, основанных на эксплуатации чужого труда.

Погоня за прибылью, являющейся модифицированной формой прибавочной стоимости, определяет всё движение капиталистического способа производства, в том числе и расширение производства, развитие техники, усиление эксплуатации рабочих. На стадии домонополистического К. конкуренция некооперированных раздробленных товаропроизводителей сменяется капиталистической конкуренцией, которая приводит к образованию средней нормы прибыли, т. е. равной прибыли на равный капитал. Стоимость произведённых товаров принимает модифицированную форму цены производства, включающую издержки производства и среднюю прибыль. Процесс усреднения прибыли осуществляется в ходе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, через механизм рыночных цен и перелив капиталов из одной отрасли в другую, через обострение конкурентной борьбы между капиталистами.

Совершенствуя технику на отдельных предприятиях, используя достижения науки, развивая средства транспорта и связи, улучшая организацию производства и товарообмена, капиталисты стихийно развивают общественные производительные силы. Концентрация и централизация капитала способствуют появлению крупных предприятий, где сосредоточены тысячи рабочих, приводят к растущему обобществлению производства. Однако огромные, всё возрастающие богатства присваиваются отдельными капиталистами, что ведёт к углублению основного противоречия К. Чем глубже процесс капиталистического обобществления, тем шире разрыв между непосредственными производителями и средствами производства, находящимися в частнокапиталистической собственности. Противоречие между общественным характером производства и капиталистическим присвоением принимает форму антагонизма между пролетариатом и буржуазией. Оно проявляется также в противоречии между производством и потреблением. Противоречия капиталистического способа производства наиболее остро проявляются в периодически повторяющихся экономических кризисах. Будучи объективной формой насильственного преодоления противоречий капитализма, экономические кризисы не разрешают их, а ведут к дальнейшему углублению и обострению, что свидетельствует о неизбежности гибели К. Т. о., сам К. создаёт объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

Антагонистические противоречия и историческая обречённость К. находят отражение в сфере надстройки буржуазного общества. Буржуазное государство, в какой бы форме оно ни существовало, всегда остаётся орудием классового господства буржуазии, органом подавления трудящихся масс. Буржуазная демократия носит ограниченный и формальный характер. Кроме двух основных классов буржуазного общества (буржуазии и пролетариата), при К. сохраняются классы, унаследованные от феодализма: крестьянство и помещики-землевладельцы. С развитием промышленности, науки и техники, культуры в капиталистическом обществе растет социальный слой интеллигенции - лиц умственного труда. Главная тенденция развития классовой структуры капиталистического общества - поляризация общества на два основных класса в результате размывания крестьянства и промежуточных слоев. Главным классовым противоречием К. является противоречие между рабочими и буржуазией, выражающееся в острой классовой борьбе между ними. В ходе этой борьбы вырабатывается революционная идеология, создаются политические партии рабочего класса, подготавливаются субъективные предпосылки социалистической революции.

Монополистический К. В конце 19 - начале 20 вв. К. вступил в высшую и последнюю стадию своего развития - империализм, монополистический К. Свободная конкуренция на определённом этапе привела к такой высокой ступени концентрации и централизации капитала, которая закономерно повлекла за собой возникновение монополий. Они и определяют суть империализма. Отрицая свободную конкуренцию в отдельных отраслях, монополии не устраняют конкуренцию как таковую, «... а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов» (Ленин В. И., там же, с. 386). Научная теория монополистического К. разработана В. И. Лениным в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» . Он определил империализм как «... капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (там же, с. 387). На монополистической стадии К. эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен. Происходят определённые сдвиги в классовой структуре общества. Господство финансового капитала персонифицируется в финансовой олигархии - крупной монополистической буржуазии, которая подчиняет своему контролю подавляющую часть национального богатства капиталистических стран. Значительно усиливается в условиях государственно-монополистического К. верхушка крупной буржуазии, которая оказывает определяющее влияние на экономическую политику буржуазного государства. Уменьшается экономический и политический вес немонополистический средней и мелкой буржуазии. Существенные изменения происходят в составе и численности рабочего класса. Во всех развитых капиталистических странах при росте всего самодеятельного населения за 70 лет 20 в. на 91% число работающих по найму увеличилось почти в 3 раза, а их доля в общей численности занятых возросла за тот же период с 53,3 до 79,5%. В условиях современного технического прогресса, с расширением сферы обслуживания и ростом бюрократического государственного аппарата возросли численность и удельный вес служащих, сближающихся по своему социальному положению с промышленным пролетариатом. Под руководством рабочего класса наиболее революционные силы капиталистического общества, все трудящиеся классы и социальные слои ведут борьбу против гнёта монополий.

В процессе своего развития монополистического К. перерастает в государственно-монополистический капитализм, характеризующийся сращиванием финансовой олигархии с бюрократической верхушкой, усилением роли государства во всех областях общественной жизни, ростом государственного сектора в экономике и активизацией политики, направленной на смягчение социально-экономических противоречий К. Империализм, в особенности на государственно-монополистической стадии, означает глубокий кризис буржуазной демократии, усиление реакционных тенденций и роли насилия во внутренней и внешней политике. Он неотделим от роста милитаризма и военных расходов, гонки вооружений и тенденций к развязыванию агрессивных войн.

Империализм крайне обостряет основное противоречие К. и все базирующиеся на нём противоречия буржуазного строя, которые могут быть разрешены только социалистической революцией. В. И. Ленин дал глубокий анализ закона неравномерности экономического и политического развития К. в эпоху империализма и пришёл к выводу о возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой капиталистической стране (см. Неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма закон ).

1-я мировая война 1914-18 и победа Великой Октябрьской социалистической революции 1917, ликвидировавшая К. в России, положили начало общему кризису капитализма, который оказывает определяющее влияние, с одной стороны, на внутренние противоречия империализма, с другой - на ход мирового революционного процесса. Общий кризис К. характеризуется прежде всего образованием двух противоположных социально-экономических систем (капиталистической и социалистической, см. Мировая система социализма ) и борьбой между ними, в ходе которой неуклонно укрепляются силы социализма и ослабляются позиции К.; произошёл распад колониальной системы империализма; обостряются внутренние противоречия отдельных империалистических государств и мирового капиталистического хозяйства, усиливается кризис буржуазной политики и идеологии, нарастает борьба между трудом и капиталом, трудящимися и эксплуатируемыми классами и монополистической буржуазией.

Общий кризис К. ускоряет развитие государственно-монополистического К. и дальнейший рост обобществления производства. Такие новые явления, как государственное регулирование экономики, программирование, капиталистическая интеграция, переход от старой системы колониального господства к неоколониализму, означают известную модификацию основных признаков империализма, без изменения их сущности. К. свободной конкуренции, империализм и государственно-монополистический К. представляют собой различные стадии одной общественно-экономической формации. В ходе исторического развития меняется структура производства и механизм присвоения прибавочной стоимости, но основные признаки К. - товарное производство, частная собственность на средства производства и эксплуатация наёмного труда капиталом - остаются неизменными.

Особенность современного К. состоит в том, что он вынужден приспосабливаться к новой обстановке в мире. В современных условиях экономического соревнования и борьбы двух противоположных систем господствующие круги стран капитала боятся перерастания классовой борьбы в массовое революционное движение, поэтому буржуазия стремится применять более замаскированные формы эксплуатации и угнетения трудящихся, в ряде случаев с готовностью идёт на проведение частичных реформ, чтобы удерживать массы под своим идейным влиянием и политическим контролем. Монополии используют достижения научно-технического прогресса для укрепления своих позиций, усиления эксплуатации трудящихся масс. Но приспособление к новым условиям и процессам, вызванным общими закономерностями развития производительных сил, научно-технической революцией, не означает стабилизации К. как системы. Общий кризис К. углубляется. Даже наиболее развитые капиталистические страны испытывают серьёзные экономические потрясения, сопровождающиеся ростом инфляции и безработицы, кризисом валютно-финансовой системы. В начале 70-х гг. 20 в. в странах развитого К. насчитывалось около 8 млн. безработных. Все попытки современного К. приспособиться к новым условиям не устраняют противоречий между империалистическими государствами. Развёртывается экономическая и политическая борьба между основными центрами империалистического соперничества: США - Западной Европой - Японией. Подробнее характеристику империализма см. в ст. Империализм.

Историческое место К. Как закономерная стадия в историческом развитии общества К. сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. К. создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда. К. Маркс и Ф. Энгельс писали ещё в середине 19 в.: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, - какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 429). С тех пор развитие производительных сил, несмотря на неравномерность и периодические кризисы, продолжалось ещё более ускоренным темпом. К. 20 века смог поставить себе на службу многие достижения современного научно-технической революции: атомную энергию, электронику, автоматику, реактивную технику, химический синтез и т.д. Но общественный прогресс в условиях К. осуществляется ценой резкого обострения социальных противоречий, растраты производительных сил, страданий народных масс всего земного шара. Эпоха первоначального накопления и капиталистического «освоения» окраин мира сопровождалась уничтожением целых племён и народностей. Колониализм, служивший источником обогащения империалистической буржуазии и т. н. рабочей аристократии в метрополиях, привёл к длительному застою производительных сил в странах Азии, Африки и Латинской Америки, способствовал сохранению в них докапиталистических производственных отношений. К. использовал прогресс науки и техники для создания разрушительных средств массового уничтожения. Он несёт ответственность за огромные людские и материальные потери в участившихся разрушительных войнах. Только в двух мировых войнах, развязанных империализмом, погибло свыше 60 млн. чел. и 110 млн. были ранены или стали инвалидами. На стадии империализма экономические кризисы приобрели ещё более острый характер. В условиях общего кризиса К. происходит неуклонное сужение сферы его господства, в силу быстрого развития мировой социалистической системы хозяйства, доля которой в мировом производстве неуклонно растет, а доля капиталистической системы мирового хозяйства уменьшается.

К. не может справиться с созданными им же производительными силами, которые переросли капиталистические производственные отношения, ставшие оковами их дальнейшего беспрепятственного роста. В недрах буржуазного общества в процессе развития капиталистического производства созданы объективные материальные предпосылки для перехода к социализму. При К. растет, сплачивается и организуется рабочий класс, который в союзе с крестьянством, во главе всех трудящихся составляет могучую общественную силу, способную свергнуть отживший капиталистический строй и заменить его социализмом.

В борьбе против империализма, являющегося олицетворением К. в современных условиях, объединились три революционных потока - мировой социализм, антимонополистические силы в развитых капиталистических странах во главе с рабочим классом и мировое национально-освободительное движение. «Империализм бессилен вернуть утраченную им историческую инициативу, повернуть вспять развитие современного мира. Магистральный путь развития человечества определяют мировая социалистическая система, международный рабочий класс, все революционные силы» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969, с. 289).

Буржуазные идеологи с помощью апологетических теорий пытаются утверждать, что современный К. представляет собой строй, лишённый классовых антагонизмов, что в высокоразвитых капиталистических странах якобы вообще отсутствуют факторы, порождающие социальную революцию (см. «Государства всеобщего благоденствия теория» , Конвергенции теория, «Народного» капитализма теория. Однако действительность разбивает такие теории, всё более обнажая непримиримые противоречия К.

В. Г. Шемятенков.

Капитализм в России. Развитие К. в России совершалось в основном по тем же социально-экономическим законам, что и в др. странах, но имело и свои особенности. История К. в России делится на два основных периода: генезис капиталистических отношений (2-я четверть 17 в. - 1861); утверждение и господство капиталистического способа производства (1861-1917). Период генезиса К. состоит из двух этапов: возникновение и формирование капиталистического уклада (2-я четверть 17 - 60-е гг. 18 вв.), развитие капиталистического уклада (70-е гг. 18 в. - 1861). Период господства К. также делится на две стадии: прогрессивного, восходящего развития (1861 - концу 19 в.) и стадию империализма (началу 20 в. - 1917). (Вопрос о генезисе капиталистических отношений сложный и спорный в истории русского К. Одни историки придерживаются изложенной выше периодизации, другие начинают генезис К. с более раннего времени, с 16 в., третьи, наоборот, относят начало его к более позднему периоду, к 60-м гг. 18 в.). Важной особенностью развития К. в России является замедленный генезис капиталистических отношений, растянувшийся в условиях господства феодальных отношений в экономике более чем на два столетия.

Со 2-й четверти 17 в. в промышленности получает всё большее развитие простая капиталистическая кооперация. Одновременно устойчивой и всё более растущей формой производства становится мануфактура. В отличие от западно-европейских стран, которые знали в основном капиталистическую мануфактуру, рус. мануфактуры по своей социальной природе делились на три типа: капиталистические, на которых использовался наёмный труд, крепостные, основанные на принудительном труде, и смешанные, на которых применялись оба вида труда. В конце 17 в. в стране насчитывалось более 40 металлургических, текстильных и др. мануфактур всех типов. Значительное развитие капиталистические отношения получили на речном транспорте. В 1-й половине 18 в. развивается простая капиталистическая кооперация, растет количество мануфактур. В конце 60-х гг. 18 в. было 663 мануфактуры, в том числе 481 в обрабатывающей и 182 в горнозаводской промышленности. Характер социальных отношений в промышленном производстве в этот период претерпевает важные и противоречивые изменения. В первые два десятилетия 18 в. в обрабатывающей промышленности складывались главным образом предприятия капиталистического типа. Однако узость рынка рабочей силы и быстрый рост промышленности вызывали нехватку свободных рабочих рук. Поэтому правительство начало широко практиковать приписку к заводам государственных крестьян. Указ 1721 разрешил купечеству покупку крепостных крестьян для работы на предприятиях. Особо широкое применение этот указ получил в 30-40-е гг. 18 в. В это же время издаются законы, по которым вольнонаёмные рабочие прикреплялись к тем предприятиям, где они работали, увеличивается приписка государственных крестьян. Ограничивается промышленная деятельность крестьян и посадских людей. В результате ведущее положение в горнодобывающей промышленности, преобладавшее вплоть до 1861, заняла крепостная мануфактура. Возрастает в 30-40-х гг. 18 в. использование несвободного труда и в обрабатывающей промышленности. Однако в этой отрасли феодально-крепостнический строй лишь на короткое время затормозил развитие капиталистических отношений. С начала 50-х гг. применение вольнонаёмного труда в обрабатывающей промышленности снова стало быстро расти, особенно на вновь строящихся предприятиях. С 1760 прекращается приписка крестьян к мануфактурам. В 1762 отменяется указ 1721. Постепенно снимаются ограничения для промышленной деятельности крестьян и посадских людей. Поэтому уже в 1767 из 43 600 рабочих, занятых, по официальной статистике, в обрабатывающей промышленности, 17900 (41%) было вольнонаёмных и 25,7 тыс. принудительных (59%). Продолжало увеличиваться использование вольнонаёмного труда на речном транспорте. В 60-х гг. 18 в. на судах работало 120 тыс. вольнонаёмных рабочих. В целом в промышленности количество вольнонаёмных рабочих, включая занятых в мелкой промышленности и на водном транспорте, составляло в 60-е гг. около 220 тыс. чел. Со 2-й половины 17 в. зарождались капиталистические отношения в сельском хозяйстве - начался процесс расслоения крестьянства в России. Среди сельского населения выделяется немногочисленная группа богатых крестьян, организующая товарное производство с.-х. продуктов и использующая при этом наёмную рабочую силу обедневших крестьян. Показателем расслоения являлось также появление крестьян-отходников, уходивших на заработки на промышленном предприятия и речной транспорт. Капиталистическое расслоение крестьянства в этот период наиболее заметно в районах Поморья и Урала. Значительный удельный вес наёмного труда в промышленности, новые тенденции в экономической политике правительства в 50-60-е гг. 18 в., усиление расслоения крестьянства, изменения в сфере идеологии, выразившиеся в осознании передовыми кругами общества необходимости смягчения и даже отмены крепостного права, - всё это позволяет утверждать, что в России в 60-е гг. 18 в. капиталистические элементы сложились уже в систему общественных отношений, что в недрах феодально-крепостнического строя образовался капиталистический уклад.

Господствовавшие крепостнические порядки тормозили процесс становления новых капиталистических отношений, но не могли его остановить. К концу 18 в. насчитывалось до 2294 мануфактур, в том числе 2094 в обрабатывающей и 200 в горнозаводской промышленности. В 70-90-е гг. мелкотоварное производство интенсивно перерастает в капиталистическую мануфактуру. Увеличивается число промысловых сёл, особенно в центральных губерниях страны. Разбогатевший крестьянин становится заметной фигурой среди капиталистических предпринимателей. В обрабатывающей промышленности в 1799, по официальным данным, было занято 81 747 рабочих, в том числе 33 567 вольнонаёмных (41,1%) и 48180 принудительных (58,9%). А общая численность вольнонаёмных рабочих в промышленном производстве страны по сравнению с 60-ми гг. выросла почти в 2 раза и составляла в конце 18 в. 420 тыс. чел. Отход крестьян на промышленные и земледельческие заработки в некоторых промышленных губерниях охватывал до 20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. капиталистические отношения развивались ещё более интенсивно. Важной чертой в развитии крупной обрабатывающей промышленности было дальнейшее увеличение численности и удельного веса вольнонаёмных рабочих: в 1799 - 33,6 тыс. (41,1%), в 1825 - 114,6 тыс. (54,4%), в 1860 - 462 тыс. (81,8%). Ведущей капиталистической отраслью промышленности стала хлопчатобумажная: в ней 92,1% рабочих были вольнонаёмными. Капиталистические отношения утверждались в полотняном, шёлковом и суконном производстве. Здесь численность вольнонаёмных рабочих составляла около 65%. Принудительный труд оставался господствующим в свеклосахарной, а также в горнозаводской промышленности. На золотых приисках в Сибири, получивших развитие именно в этот период, применялся уже вольнонаёмный труд.

С середины 30-х гг. 19 в. в России начался промышленный переворот. Мануфактуру, основанную на ручном труде, сменяет фабрика. Продолжалось развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. По приблизительным подсчётам, накануне реформы 1861 в промышленности и сельском хозяйстве было занято около 4 млн. вольнонаёмных рабочих. С развитием капиталистических отношений шёл процесс формирования основных классов капиталистического общества - пролетариата (см. Рабочий класс в России) и буржуазии (см. ст. Буржуазия, раздел Буржуазия в России); складывался всероссийский рынок. Одновременно шло постепенное разложение феодально-крепостнического строя, который с 30-х гг. 19 в. вступил в полосу глубокого кризиса.

Победа К. как формации произошла в России в результате проведения крестьянской реформы 1861 , а не революционным путём. Это привело к сохранению пережитков крепостничества в области экономики и политики (помещичье землевладение, самодержавие и др.) и обусловило ряд особенностей в дальнейшем развитии К.

После отмены крепостного права ускорилось развитие промышленности. Предприятия, работавшие на принудительном труде, переходят на вольнонаёмный труд или закрываются. Появляются новые, чисто капиталистические отрасли крупной промышленности: в Донбассе - добыча каменного угля и выплавка металла, в Баку - добыча нефти, в Петербурге - машиностроение. Огромного размаха достигло строительство железных дорог. Создаётся капиталистическая кредитная система (см. Банки в дореволюционной России). В 80-90-х гг. 19 в. увеличился приток иностранного капитала в Россию. В российской капиталистической экономике возникают кризисные явления (1867,1873). Резкий подъём в промышленности начался в 90-х гг. 19 в. и продолжался до конца столетия: добыча угля выросла более чем в 3 раза, добыча нефти и выплавка чугуна увеличились почти в 3 раза, протяжённость железных дорог почти удвоилась и т.п. промышленность России в эти годы развивалась более быстрыми темпами, чем в Германии и США. Ускорился процесс формирования пролетариата. В конце 19 в. в стране насчитывалось около 10 млн. рабочих, в том числе около 3,5 млн. с.-х. рабочих. Вместе с семьями численность пролетариата составляла не менее 22 млн. чел., т. е. 18% всего населения страны.

Развитие сельского хозяйства с 1861 до конца 19 в. характеризовалось прежде всего ростом товарного производства, внутреннего и внешнего рынка. В социальном отношении самым важным явлением в деревне был процесс разложения крестьянства на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. В конце 19 в. сельская буржуазия в ряде районов составляла около 20% всех крестьянских дворов, но экономически она господствовала в деревне. Ей принадлежало от 34 до 50% крестьянских земель, в том числе половина или более арендованной, от 38 до 62% рабочего скота, от 70 до 80% усовершенствованных орудий производства. Сельская беднота составляла около 50% крестьянских дворов, но ей принадлежало только от 18 до 32% земли, от 10 до 30% рабочего скота, от 1 до 3,6% усовершенствованных орудий производства. Около 30% дворов составляло среднее крестьянство, положение которого было очень неустойчиво, шёл процесс его разложения. Помещики, лишившись по реформе 1861 дарового труда крестьян, вынуждены были перестраивать своё хозяйство применительно к капиталистическим условиям. В конце 19 в. капиталистическая система ведения сельского хозяйства преобладала в 19 губерниях Европейской России. Экономика этих губерний была более тесно связана с внутренним и внешним рынком и отличалась более развитыми капиталистическими отношениями (Прибалтика, Западная и Центральная Белоруссия, Правобережная и Степная Украина, Бессарабия, Дон и Нижнее Поволжье). В 17 губерниях Центральночернозёмного района, Нечернозёмной полосы и Среднего Поволжья, где сохранились огромные помещичьи латифундии и которые были удалены от рынков сбыта, преобладала отработочная система. В 7 губерниях Левобережной Украины, Восточной Белоруссии и соседних русских областей была распространена смешанная система ведения помещичьего хозяйства.

Наиболее характерной особенностью истории К. в пореформенный период было противоречие между ставшими господствующими буржуазными производственными отношениями, которые способствовали развитию производительных сил, и остатками крепостничества в виде дворянского землевладения и самодержавия, тормозившими этот процесс. В стране сочетался самый передовой промышленный и финансовый К. с самым отсталым сельское хозяйством. Второй характерной чертой было развитие К. не только вглубь (т. е. дальнейший рост капиталистического земледелия и капиталистической промышленности на определённой территории), но и вширь (т. е. распространение капиталистических отношений на новые территории и районы - Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь и др.). Развитие К. вширь шло различными путями, неодинаковой была и степень его проникновения в экономику национальных окраин. Но по мере роста К. экономические и все др. связи национальных окраин как с центром страны, так и между собой всё более ширились и укреплялись, они становились органической частью капиталистического хозяйства России. Быстрое развитие К. вширь замедляло развитие К. вглубь на старых территориях, вследствие чего острота свойственных К. и порождаемых им противоречий ослаблялась и тормозилось их разрешение. В целом развитие К. было неравномерным: капиталистическая промышленность была сосредоточена главным образом в центре Европейской России, на Юге и в Прибалтике. Третьей важной особенностью рус. К. была чрезвычайно высокая степень концентрации производства в главных отраслях промышленности, что предопределило сравнительно короткий срок его прогрессивного развития и быстрое перерастание в монополистический К.

На рубеже 19 и 20 вв. К. в России вступает в монополистическую стадию, стадию империализма. В ходе его развития создались необходимые предпосылки для социалистической революции. Концентрация и централизация производства и капиталов достигли той степени, когда их обобществление и переход в руки народа стали насущной общественной необходимостью. Империализм крайне обострил противоречия, свойственные К. Выросла и сила. способная разрешить эти противоречия, - российский пролетариат, который под руководством большевистской партии, объединив вокруг себя все трудящиеся и угнетённые массы России, сверг в октябре 1917 К. и открыл новую, социалистическую эру в истории человечества.

И. А. Булыгин.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. „ Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Маркс К., К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Капитал, т. 1-3, там же, т. 23-25, ч. 1 и 2; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26, ч. 1-3; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; его же, Анти-Дюринг, там же, т, 20; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, там же, т. 1; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Капитализм в сельском хозяйстве (О книге Каутского и о статье г. Булгакова), там же, т. 4; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва. 5-17 нюня, М., 1969; Программа КПСС, М., 1971; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971, с. 3-31; Новые явления в накоплении капитала в империалистических странах, М., 1967; Экономическая теория Маркса - Ленина и современный капитализм, М., 1967; «Капитал» К. Маркса и проблемы современного капитализма, под ред. Н. А. Цаголова и В. А. Кирова, М., 1968; Иноземцев Н. Н., Проблемы экономики и политики современного империализма, М., 1969; его же, Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1-2, М., 1970; Плеханов Г. В., Наши разногласия, в его кн.: Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Хромов П. А., Экономическое развитие России в XIX-XX вв. 1800-1917, М., 1950; Яцунский В. К., Основные этапы генезиса капитализма в России, «История СССР», 1958, № 5; Струмилин С. Г., История черной металлургии в СССР, в его кн.: Избр. произв.. М., 1967; Рубинштейн Н. Л., Некоторые вопросы формирования рынка рабочей силы в России XVIII в., «Вопросы истории», 1952, № 2; Устюгов Н. В., Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII веке, М., 1957; Переход от феодализма к капитализму в России. Материалы Всесоюзной дискуссии, М., 1969; Булыгин И. А. [и др.], Начальный этап генезиса капитализма в России. «Вопросы истории», 1966, № 10; Павленко Н. И., Спорные вопросы генезиса капитализма в России, «Вопросы истории», 1966, № 11; 3аозерская Е. И., У истоков крупного производства в русской промышленности XVI-XVII вв., М., 1970; Дружинин Н. М., Особенности генезиса капитализма в России в сравнении со странами Западной Европы и США, «Новая и новейшая история», 1972. № 4.

доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИЗМ

от лат. commи-nis - общий) - 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе - как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII - нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).

Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм - это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, - писал К. Маркс, - после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.

После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации - социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.

К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества - по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.

Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений - не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.

Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.

Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну - все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.

Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.

Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее - К. Каутский (1854–1938).

В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.

Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха - наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике - абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).

С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.

Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.

Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.

Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.

На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.

Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ - одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.

Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.

В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) - «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».

Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.

Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.

В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Практически в любой беседе о коммунизме каждый уважающий себя антисоветчик обязан заявить тезис, что, мол, коммунизм – это утопия. Более изысканный антисоветчик любит подавать этот тезис под «кисло-сладким» соусом, говоря: идея-то хороша, никто не спорит, но она несбыточна; строили коммунизм, ничего не построили, да ещё и страну развалили. А потом, исходя из этого тезиса, появляются другие не менее бредовые сказки наших «борцов за демократию» и прочих защитников «барыжьей» власти, играющих на патриотических чувствах: «Сталин был тиран, потому что строил коммунистическую утопию!» - кричат первые. «Сталин не был коммунист, он был государственник!» - кричат вторые.

Чтобы не продолжать полет фантазии спекулянтов и просто людей не до конца разбирающихся в данных понятиях, хотелось бы ответить на вопрос: является ли утопией коммунизм в принципе?


Первобытный коммунизм

Но я не хочу заострять внимание на этом тезисе, а перехожу к более актуальному и важному в контексте сегодняшнего дня.


Социализм есть коммунизм

Только абсолютные маргиналы будут спорить о том, что в СССР был социализм, поэтому хотелось бы разобраться, что такое социализм и с чем его едят? Для этого я хочу предоставить слово Владимиру Ильичу Ленину:

То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм…

В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма». (В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 442.)

Давайте разберёмся с данной цитатой. Возможно, товарищ Ленин допустил ошибку? Не могло же быть в СССР никакого коммунизма, а был только социализм, верно?

И вообще, какие общественно-экономические формации мы знаем из марксистской теории:

Первобытнообщинная

Рабовладельческая

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая

Как мы видим, социализм не является какой-либо отдельной общественно-экономической формацией - значит, он должен быть частью какой-то из этих пяти. Первые две уже давно пройденный исторический этап, а вот последние три стоит рассмотреть поближе.

Буржуазная революция в России случилась в феврале 1917 года, а значит состоялся переход к капитализму, то есть от феодальной собственности на средства производства к частной. Буржуазия, которая до этого довольствовалась исключительно собственным капиталом, дотянулась до власти. Так как капитализм только что восторжествовал, в нем еще оставались пережитки старого строя. Но основная собственность уже - частная и, казалось бы, вот оно счастье, можно «жрать ананасы и жевать рябчиков». Но нет, пришли большевики и все испортили… Решили строить какой-то там социализм, отбирать собственность у «креативных» предпринимателей, или попросту говоря барыг.

Социализм пришел после капитализма, и он никак не связан с феодализмом. Соответственно, социализм должен принадлежать либо капитализму, либо коммунизму (как следующей стадии развития общества). Давайте разберем понятие капитализма. Большая советская энциклопедия дает такое определение:

Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму».

Хорошо, значит социализм следует после капитализма и им не является. А это подразумевает что социализм принадлежит следующей по списку формации – коммунизму:

Коммунизм - 1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства;

2) в более узком значении - высшая по сравнению с социализмом ступень (фаза) развития этой формации».

Соответственно, тезис Ленина о том, что социализм - это коммунизм, в значении общественно-экономической формации, является верным, если конечно не забывать, что это только ранняя стадия формации. И тут же мы видим второе более узкое значение коммунизма: коммунизм - высшая стадия коммунистической формации, которое сегодня часто путают с самой формацией.

То, что социализм является коммунизмом, подтверждает также конституция СССР от 1936 года:

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком».

Ну и наконец хочется дать само определения социализма из БСЭ:

Социализм - первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации, отличающаяся от её второй (высшей) фазы степенью экономической зрелости нового общества и уровнем развития коммунистической сознательности масс».

С социализмом вроде бы разобрались, но что же это нам дает в вопросе об утопичности коммунизма? Ведь социализм лишь первая фаза. Можем ли мы найти подобные примеры в других формациях и так ли они утопичны?


Утопичность капитализма

Все мы слышали эту великую фразу и одноименную работу: «Империализм как высшая стадия капитализма». Империализм, или монополистический капитализм, является высшей стадией развития капиталистической формации, точно так же, как и полный коммунизм является высшей стадией при следующей формации. Но также мы знаем о существовании низшей стадии капитализма - домонополистического капитализма. В ранней стадии капитализм уже имеет частную собственность на средства производства и, хотя он всё ещё несет в себе пережитки старого строя, он уже является капитализмом.

Представьте себе, что вы живете в буржуазной Франции начала 19 века, Великая Французская революция случилась более двух десятков лет назад. Феодализм кончился, наступил капитализм. Вы зажиточный крестьянин, владеющих землей и живущий за счет труда наемных рабочих. Вдруг, ни с того ни с сего, Наполеон отрекается и к власти приходят Бурбоны, но в этот раз они проводят контрреволюцию. Отбирают землю у крестьян и возвращают феодальную собственность. Потом выходят десятки тысяч газет, кричащих о невозможности и утопичности капитализма. Вы удивляетесь данному стечению обстоятельств: ведь вы уже однажды жили при капитализме, ведь собственность однажды была частная, а не феодальная. Да и в других странах, таких как Англия и Голландия, есть капитализм. Но это ни на секунду не умаляет антикапиталистической пропаганды. Все феодальные страны в унисон твердят одно и то же: феодализм свойствен человеку! Люди рождены неравными!

А теперь давайте вернемся в наше время и подумаем об абсурдности утопичности капитализма. Даже в его ранней стадии понятно, что это только начало и далеко не конец новой формации. В таком случае почему мы должны думать иначе о коммунизме? Ведь коммунизм в ранней стадии (социализм) уже был построен на Земле и до сих пор есть страны с общественной собственностью на средства производства. Контрреволюция в нашей стране сменила формацию, но не отменила того факта что формация уже однажды существовала.

Коммунизм - это не утопия, это реальность, которую можно воплотить уже сегодня.

Финал этой формации есть светлое будущее, но первая её стадия - это наше возможное настоящее.

взято здесь bd.su/политпросвещение/лживость-утопичности-коммунизма

Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии.

Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму.

Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли.

Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому.

Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Виды общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

2. Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

3.Рабовладение . Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4. Феодализм . В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

5. Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

6. Коммунизм . Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая».

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства».

Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.