Биографии Характеристики Анализ

Конспект обобщающего занятия в подготовительной группе «Гласные-прекрасные. Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» (подготовительная группа) Конспект гласные и согласные звуки подготовительная группа

Открытое занятие по грамоте в подготовительной группе

Цель: познакомить с образом буквы Вв.
Задачи: уточнить произношение звуков (в) (вь); познакомить с позицией звука в слове; учить слышать и различать звуки по мягкости и твердости; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения и «записывать» его графически; проводить звуковой анализ; развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать инициативность, самостоятельность, активность.
Материалы и оборудование: синий, зеленый, красный флажки; синий, зеленый, красный квадраты; изученные буквы; синие, зеленые, красные крышки; слоговая таблица; индивидуальные карточки с картинками (лев, сова, волк), карточка с изображением буквы «Вв», простой и цветные карандаши; тетради; буквы-цифры.

Ход занятия:

Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте их поприветствуем.
Я люблю свой детский сад
В нем полным – полно ребят.
Может сто их, может двести.
Хорошо, когда мы вместе!
Повторение пройденного материала.
Воспитатель: Ребята, что такое буква? Что такое звук? Какие бывают звуки? Чем отличаются гласные от согласных? Какие бывают гласные? Какие бывают согласные?
Каким цветом обозначают гласные, согласные? (фронтальный опрос).
Воспитатель: Ребята, ветер разбросал все буквы. Нам надо расположить буквы по звукам. Стол с красным флажком собирает буквы, обозначающие гласные. Стол с зеленым флажком собирает буквы, обозначающие всегда мягкие согласные и всегда твердые согласные. Стол с синим флажком собирает буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные. (дети работают у доски).
Воспитатель: Все с заданием справились. Молодцы!
Дидактическая игра «Поймай звук»
Слова: ветер, велосипед, ваза, вилы, волк, волна, лев, воробей, веник, весна, вилка, вёсла, вулкан, волосы, ворона, варенье. (дети выкладывают звуковую лесенку парами).
Новый материал.
Воспитатель: Что общего вовсех словах? Давайте их произнесем. Как мы произносим эти звуки? Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка? Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, верхняя губа приподнята. Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
Поет ли наш голос, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [в"])
Характеристика звуков. Звуки [в-в"] - согласные, бывают твердые и мягкие, звонкие.
(дети загибают пальцы). У кого в именах фамилиях есть звуки [в-в"]?

Знакомство с буквой Вв. Из каких элементов состоит буква? На что похожа буква? Что мы пишем с большой буквы?
Прописывание в воздухе. Прописывание на ладошке.
Какая тема занятия? Чему будем учиться?
Чтение по слоговой таблице.
Пальчиковая гимнастика
Скоро в школу я пойду.
Там друзей себе найду.
Научусь читать, писать, быстро правильно считать.
Вот таким ученым буду,
Но свой садик не забуду.
Работа в тетради.
Воспитатель: Пропишите большую и маленькую букву В. Подчеркните те буквы, которые вы написали красиво.
Работа по индивидуальным карточкам (количество слогов, позиция звука в слове, звуковой анализ)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (волк)
Всю ночь летает-
мышей добывает.
А станет светло-
спать летит в дупло. (сова)
Сильный, грозный и красивый,
Он трясет могучей гривой.
А рычит как! Нет не зря
У зверей он за царя! (лев)
Физминутка.
Мы веселые милашки (руки на поясе, раскачиваемся)
Чудо- куклы, неваляшки (продолжаем раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем прыжки с хлопками)
Составление предложений из предложенных слов. Зарисовка схемы предложения.
На столе лежат полоски. На каждой полоске написано слово. Дети работают в группах. Дети выкладывают слова в нужной последовательности, чтобы получилось предложение.
Предложения:
1. Наступила весна.
2. На улице играют дети.
3. Саша и Егор поливают деревья.
4. По небу плывут облака.
5. Ярко светит солнце.
6.Наташа и Света собирают листья.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения.
(дети рисуют схемы на доске).
Игра «Дошифровщик».
Воспитатель: Ветер перепутал все буквы, если соберём их правильно, то получим слово.
(дети работают парами).
Итог занятия.
Воспитатель : Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали? Какое задание вызвало затруднение? У нас на доске осталось зашифрованное слово. Давайте прочтем его. Молодцы!

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.

Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программные содержания:

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова.

Уметь внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их.

Словарная работа : гласные, согласные, слог.

Материальная: фишки на каждого ребёнка, схему слов на каждого ребёнка, картинки (мышь, дом, маки, мышки, машина, красный и синий дом).

Индивидуальная работа: Вова, Галя, Дима – чётко прогаварить каждый звук в слове.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу на ковре.

У меня в руках мяч и я предлагаю вам поиграть в игру «цепочка слов».

Тому, кто получит мяч называет слово на последний звук.

Вы сейчас называли слова на звук, который в слове был последний, но потом он оказался первым.

Кто узнал, какие это были звуки?

(гласные и согласные).

Хорошо, какие вы у меня внимательные.

В весёлом сказочном городе жили малыши, среди них был самый умный малыш по имени Знайка.

(Воспитательница выставляет на мольберт 2 домика и Знайку).

Подойдите и встаньте так, чтобы всем было видно нашего героя.

Решил Знайка отправиться в путешествие и взять с собой друзей.

Кто такие друзья?

Для того чтобы путешествовать, нужно много знать?

Знайка приготовил нам вопросы. Если ответите, он возьмёт вас с собой.

Мы с вами общаемся, разговариваем. Из чего состоит наша речь? (из предложений).

Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов).

Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков)

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласны звуки вы знаете? (а, о, у, э, и, е, ё)

Догадайтесь, в каком замке они живут? (в красном)

Каким цветом их обозначают? (их обозначают красным цветом)

Почему их называют гласными звуками? (потому, что они тянутся, поются)

Да, это певучие и звонкие звуки. Вспомним слова о гласных звуках:

Гласные тянутся

Песенкой звонкой:

И – и – и – и,

Могут заплакать

И застонать:

О – о – о - у- у- у

Могут качать в

Колыбели Алёнку

А –а – а – а

Могут как эхо в

Лесу закричать:

Ау! -ау! -ау!

Могут летать

Высоко в синеву:

У – а - и - у.

Дети имитируют слова мимикой, жестами, интонацией.

На все Знайкины вопросы ответили, и он берёт вас с собой.

А вы знаете куда?

Мы познакомились со Знайкой и стали его друзьями. А вот у Знайкеных соседей, которые живут в красном домике нет друзей и Знайка решил им помочь, найти товарищей. Поможем ему?

Встаньте друг за другом, не отставайте, отправляемся в дорогу:

Путь не близкий,

Дальний путь.

Но нельзя с пути свернуть,

Слева речка (посмотрите)

Справа бор (посмотрите)

Осторожно по тропинке

Мы идём.

(Дети за воспитателем проходят цепочкой по группе)

Посмотрите налево, направо, а что там виднеется впереди. Подойдём поближе (Дети подходят к мольберту на котором висит картина синего замка, выстраиваются полукругом)

Что вы видите? (замок)

А как по-другому можно сказать? (дворец, дом, домик)

Потихоньку заглянем кто же там живёт?(Воспитатель на мольберт выставляет картинки: дом, машина, молоток)

Произнесите слова. Что общего между ними? (звук «м»)

- «М» какой это звук?(согласный, твёрдый, звонкий)

Вышел звук «М» из ворот.(Выставляется синяя фишка) и стал знакомиться с нашими друзьями.

Сначала он поздоровался со звуком «А» и получился слог «МА»

Потом со звуком «О» и получился слог «МО»

Затем познакомился с гласным звуком «И» и получился слог... «МИ»

Поговорил со звуком «У» и получился слог «МУ»

Последним подошёл звук «Э» и получился слог «МЭ»(Всё это время к синей фишке подставляются красные фишки)

Нашему новому знакомому очень понравились наши друзья, и он пригласил нас к себе в гости. (На мольберте меняется картинка и появляется «окно»)

Посмотрите, какие красивые цветы растут на окне.(Выставляется часть картинки «Маки»)

Что это? Звук «М» говорит что это «МА».

Правильно ли он назвал цветы? (Выставляется вторая половина картины)

Скажите, вторую часть слова «КИ»

Произнесите слово по частям («МА-КИ»)

Кто ещё живёт в доме?(Выставляется картинки: мышь, мишка, машинка)

Как узнать сколько слов в каждом из этих слов?

Сколько гласных звуков в слове мышь?

Сколько слогов? Назовите.

Сколько гласных звуков в слове мишка?

Сколько слогов? Назовите первый слог? Назовите второй слог?

Сколько гласных звуков в слове машина?

А слогов?

Назовите 1 слог, 2слог, 3слог.

Есть ли связь между гласными звуками и слогами?

Какая? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов)

Что помогает определить количество слогов в слове? (Согласные звуки)

Запомните правило:

Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

Как ещё можно определить количество слогов в слове?

Тыльную сторону ладони положите на подбородок, и произнесите слово «дом». Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносится звук «О»?

Давайте поиграем:

Быстро разделимся на две команды. Одна встанет от меня с правой стороны, другая с левой.

Я называю слова, если в слове один слог, первая команда хлопает, если два слога вторая команда топает. За правильный ответ команде даётся фишка.

Какие вы сегодня ловкие и внимательные.

Я с вами поиграла, а теперь вы поиграйте друг с другом в «звуковые загадки»

Найдите себе пару и подойдите к столам, садитесь друг против друга и на схеме фишками, выложите задуманное слово. Ваш друг должен угадать это слово.

Руслан, какое слово составил Тимур?

Тимур, он правильно нашёл слово?

Сколько слогов в слове?

А ты Тимур догадался, какое слово зашифровал Руслан?

Карина, сколько слогов в твоём слове?

Альбина, докажи, что Карина правильно определила количество слогов в слове?

Подойдите ко мне.

Заигрались мы с вами в синем замке.

Давайте убедимся, помогли мы гласным найти себе друзей?

Какие друзья появились у наших гласных звуков?

Что получилось в результате их дружбы? (слоги).

Гласные могут образовывать слоги, а вы можете образовывать слова?

Давайте поиграем:

Я назову первый слог, а вы продолжите, чтобы образовалось слово, из двух слогов, а затем из трёх слогов.

Что запомнилось в нашем путешествии?

Что вы почувствовали в конце путешествия?

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

Детский сад « Рябинушка»

Конспект открытого занятия

По подготовке к обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте

(для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

Тема: Звуки гласные – согласные.

Цель: Познакомить детей с понятиями

гласных – согласных звуков и их графическим изображением.

Задачи:

Образовательные:

    Учить различать на слух звуки гласные-

согласные,

    Познакомить дошкольников со схематическим изображением звуков на письме, с новым правилом определения количества звуков в словах: сколько в слове гласных, столько и слогов;

    Учить работать с моделями слов, определять начало, середину и конец слова, выделять звук из слова.

Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: занятие – игра.

Оборудование: схемы модели звуков, слов; плакат с иллюстрациями для игры «Четвертый лишний», плакат с буквами, карточки для индивидуальной работы; для детей: цветные карандаши.

План занятия:

I . Орг. момент.

II . Актуализация знаний

IV . Объяснение нового материала.

V . Закрепление.

VI . Подведение итогов.

Ход занятия.

I . Орг. момент. ( Приветствие, проверка явки воспитанников, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).

Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II . Актуализация знаний.

Дети вы любите путешествовать? (ответы) Куда бы вы хотели совершить путешествие?

Мы сегодня отправимся на планету звуков и букв.

Как вы думаете, кто живет на этой планете? (буквы и звуки)

Но там живут не только звуки и буквы, там живут слова, игры, в которые вы любите играть, сказки.

Но прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, с какими знаниями мы собрались в дорогу.

Игра-викторина.

Детям задаётся вопрос, за правильный ответ ребята получают фишку. А это значит, что они готовы к путешествию.

Сколько всего букв в русском алфавите? (33 буквы)

Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносят и слышат, а буквы видят и пишут)

Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько раз откроешь рот, столько и слогов; сколько раз прохлопаешь, столько и слогов).

Во время нашего занятия-путешествия мы познакомимся с тем, какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, как их можно обозначать.

III . Изучение нового материала.

Мы с вами знаем, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?

Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.

Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо .

Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний. Как вы думаете, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче..., ещё громче... Что происходит со ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук...

Получилось?! Почему не вышло? Хотите, объясню?

Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте... А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы

м и. (Термин хором проговаривается.). Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; от слова голос ( глас ) и произошло название звуков – гласные .

Гласным звукам учёные придумали своё обозначение: внутрь значка звука договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.

Теперь послушаем последний звук в слове аист: аист-т-т-т. Ещё раз произнесите его и постарайтесь заметить: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга... Проверим. Попробуйте произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался... Получилось?

Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали с о г л а с н ы м и. (Термин хором повторяется.) Такие звуки одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной сказать, например:

[кртшк]... А теперь: картошка.

Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот потому они и согласные. Их будем обозначать так:

Какими являются два других звука слова? (После наблюдения за тем, возникает преграда или нет, делается вывод).

Ребята, обратите внимание. Что в этом слове две гласные и два слога. Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Физминутка.

Жил-был маленький гном.

С большим колпаком.

Он был путешественник – гном.

На лягушке он скакал.

Прыг-скок. Ква-ква.

И на стрекозе летал-

У-ух, высоко.

По реке плыл в чайной чашке.

Буль-буль, Буль-буль.

Ехал он на черепашке.

Топ-топ, топ-топ.

И протопав все тропинки,

Гном качался в паутинке.

Кач-кач, кач-кач.

Утро придет - гном опять в поход пойдет.

IV . Закрепление.

Итак, ребята, давайте повторим, чем отличаются гласные звуки от согласных?

Посмотрите на модель слова.

Что вы можете сказать об этом слове? (в нем один слог, т.к. одна гласная, два согласных звука).

Придумайте слова, которые подойдут к этой схеме, кто больше? (кот, дом, рак, сон…).

Напомню, что мы на планете звуков и букв, а помимо звуков и букв тут живут разные игры. В них мы сейчас и поиграем.

1. Упражнение на распознавание звуков гласных – согласных.

Игра «Кто внимательней».

Я называю слово - вы определяете первый звук: гласный или согласный. Находите соответствующую схему и показываете. Выигрывает тот, кто не допустит ошибки.

Слова: арбуз, улитка, самолет, забор, эхо, стул, машина, жук, очки, юла, дом.

2. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.

А сейчас буквы предлагают нам поиграть в новую игру. Я покажу вам плакат с буквами, а вы постарайтесь запомнить все, что на нем увидите. Как только я уберу его, вы расскажите, какие буквы запомнили. Выигрывает тот, кто назовет больше всех букв.

(см. приложение № 2)

Какая буква лишняя? Почему? (буква Ш, так как она согласная, а остальные гласные)

Совершенно верно. Вот с ней мы и поиграем.

Игра «Зажигаем огоньки».

На схеме модели слова определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; в зависимости от расположения звука в слове зажигаем огонек в соответствующем окошечке.

Слова: шуба, кошка, душ, шалаш, шапка, мартышка, каша, Шура, шарф.

3. Задание для развития слуховой памяти, звукового анализа.

Задали жители планеты звуков и букв нам такую задачку: догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Помните: надо обращать на первый звук каждого слова в называемом ряду. Объясните свой ответ. (см. приложение №1)

4. Загадка-сюрприз.

Разгадайте, что нарисовано на картинке: нужно закрасить все фигуры с гласными буквами. Если все сделаете правильно, то получиться картинка. (см. приложение № 3)

Что у вас получилось? (телефон).

V . Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?

Приложение №1.

Приложение №

Приложение №3.

Марине Бабаджанян
Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки»

План-конспект к занятию «Гласные звуки » в

подготовительной группе по формированию речи

(Развитие звуковой культуры речи )

Задачи : Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков ; учить выделять гласный звук в начале , середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ; показать смыслоразличительную роль гласных ; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Цель :

1. Учить детей проводить звуко - буквенный анализ слов, писать печатными буквами, придумывать слова на заданный звук . Упражнять детей в чтении, выкладывании слов из букв. Учить внимательно слушать педагога и правильно выполнять его указания.

2. Закрепить знания детей о гласных .

3. Развивать фантазию, внимание, память, умение логически мыслить. Развивать моторику руки, фонематический слух.

4. Обогащать и активизировать словарь детей.

5. Воспитывать интерес к основам русской грамоты, желание учиться в школе.

Предварительная работа :

1. Знакомство с гласными ;

2. Заучивание стихотворения В. Берестова «Про гласные » ;

3. Совместное чтение с детьми Азбуки;

4. Игры с буквами.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Прошу к партам пройти тем детям, имена которых начинаются на гласные звуки , а потом те дети,имена которых начинаются на согласные буквы .

Дети называют свои имена и по очереди садятся за парты.

Беседа по пройденному материалу.

Воспитатель : Давайте мы с вами вспомним!

– Что можно составить из звуков ?

Дети : Из звуков можно составлять слоги, слова.

Воспитатель : Что можно составить из слогов?

Дети : Из слогов можно составлять слова.

Воспитатель : Что можно составить из слов?

Дети : Из слов можно составлять предложения.

Воспитатель : А из предложений?

Дети : Из предложений можно составлять текст.

Воспитатель : Звуки бывают разные- гласные и согласные .

Этот звук всегда поется ,

Этот звук , как песня, льется.

Звук , свободно ты лети,

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками .

Воспитатель : Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Дети : О, У, Ы, А, И. Это гласные звуки !

Определение начального и конечного гласного звука .

Воспитатель : Назовите гласный :

а) с которого начинается слово

аист (А, ухо (У, ослик (О, астра (А, иней (И, эхо (Э) .

б) которым заканчивается слово…

игла (А, шары (Ы, сова (А, кино (О, огни (И) .

Выделение гласного звука из середины слова .

Воспитатель : Называйте гласный звук , который находится в середине слова :

Сын (Ы, мак (А, ком (О, дуб (У, мэр (Э) .

Воспитатель : А сейчас поднимите карточки с буквами, которые соответствует названным звукам .

Воспитатель : Что вы называли?

Дети :Называли звуки .

Воспитатель : Что показывали?

Дети : Показывали буквы.

Воспитатель : Перед вами слова, из которых убежали гласные . Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

– Какие слова получились?

– Что они обозначают?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

Дети : Изменится значение слова.

Деление слов на слоги

Воспитатель : Ребята, с помощью гласных , мы можем определить, сколько слогов в слове. (Закрепить понятие о слогообразующей роли гласных ) .

Воспитатель : Я назову слова, которые нужно разделть на слоги. Кубики (3, лапа (2, духи (2) , нога(2, машина (3) , улица (3, дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3) .

Дети делят на слоги предложенные слова.

Воспитатель : Сколько гласных звуков в этих словах ?

Дети называют количество гласных в слове .

Дети :

Это знает каждый из учеников –

Сколько в слове гласных , столько и слогов.

Воспитатель : Итак, мы с вами узнали, что слова делятся на части -слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков .

В слове важен гласный звук –

Это знают все вокруг.

Он с согласными играет ,

В слоги их объединяет.

Слова делим мы на слоги

По дорожкам дружно ходим!

Работа на индивидуальных листах.

Воспитатель : Ребята перед вами слова, в которых нужно найти гласные .

Упражнение "Где стоит нужный звук ?"

"А" - Автобус, рукА

"О" - мОст, ОкнО

"И" - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

"Э" - Эхо, поЭт

"У" - Утка, рУка

"Ы" - мЫло. столЫ

Воспитатель :Следующее задание для "внимательных глазок". Зачеркните на карточек гласные звуки , а гласные подчеркните красным карандашом.

Работа у доски. (Задание на внимание)

Воспитатель : Ребята, нужно найти каждой букве пару и соединить их линией.

Воспитатель : Давайте повторим! Какие звуки называются гласными ?

Дети :гласные поются , нет преграды при их произношении.

Воспитатель : Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

Дети : Если в слове поменять букву,изменится значение слова.

Воспитатель : Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?

Дети : Сколько в слове гласных , столько и слогов.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема: Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.

Цели занятия.

  • Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы;
  • Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;
  • Упражнять в подборе определений к заданным словам;
  • Активизировать словарь;
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове;
  • Развитие познавательной сферы;
  • Закрепление навыков ориентировки в пространстве.
  • Материалы и оборудование:

  • Изображения синего и зелёного грузовиков;
  • Картонный поезд;
  • Разноцветные плоскостные корзинки – карманы;
  • Демонстрационная таблица, «Какой? Какая? Какое?»;
  • «Буквенный конструктор»;
  • Набор предметных картинок;
  • Два разноцветных замка;
  • Папка «Разноцветные корзинки»;
  • Магнитная доска, 2 фланелеграфа;
  • Магнитофон, магнитофонная запись: «Голубой вагон».
  • Дети и воспитатель входят в зал.

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну звуков. А какие бывают звуки?

    Дети: Гласные и согласные.

    Воспитатель: В этой стране звуки живут в двух замках.

    Воспитатель подводит детей к доске с замками

    Воспитатель : Ребята, какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на красный замок

    Дети: Гласные звуки.

    Воспитатель:

    Дети: Потому что мы обозначаем их красным квадратом.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке открыта?

    Дети: Потому что гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград.

    Воспитатель: Ребята, а какие звуки живут в этом замке?

    Показывает на сине-зеленый замок

    Дети: Согласные звуки

    Воспитатель: А почему они живут в этом замке?

    Дети: Потому что мы обозначаем их, синим и зеленым квадратами.

    Воспитатель: А почему дверь в этом замке закрыта?

    Дети: Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.

    Воспитатель: А какие преграды встречает согласный звук, выходя из замка?

    Дети: Губы (П), язык (Н), зубы (С).

    Воспитатель: Ребята, какие согласные мы обозначаем, синим квадратом?

    Дети: Твердые согласные.

    Воспитатель: Какие согласные мы обозначаем, зелёным квадратом?

    Дети: Мягкие согласные.

    Воспитатель: А какой гласный звук смягчает согласные звуки?

    Дети: Гласный звук «И».

    Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики». В синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных, а в зелёном грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с мягких согласных.

    Дети рассаживают пассажиров.

    Воспитатель : А ещё в этой сказочной стране живёт добрая волшебница.

    Входит волшебница под музыку (с папкой в руке), обходит весь зал и встаёт в центре зала.

    Воспитатель: Здравствуйте, добрая волшебница.

    Волшебница: Здравствуйте дети, здравствуйте гости.

    Дети: Здравствуйте.

    Волшебница: Добро пожаловать в сказочную страну звуков.

    Есть у меня игра для вас:

    Я начну игру сейчас.

    Я начну, а вы кончайте,

    Хором дружно отвечайте!

    Игра «Доскажи словечко»

  • Всех на свете он добрей,
  • Лечит он больных зверей,

    И однажды бегемота

    Вытащил он из болота.

    Он известен, знаменит,

    Это доктор…(Айболит).

  • Он плывёт по простыне,
  • Как кораблик по волне.

    Он хозяйкам добрый друг,

    Электрический…(Утюг).

  • Золотой и молодой,
  • За неделю стал седой.

    А денёчка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший…(Одуванчик).

  • Буду мастером таким,
  • Как наш дядя Евдоким:

    Делать стулья и столы,

    Красить двери и полы.

    А пока сестре Танюшке

    Сам я сделаю…(Игрушки).

  • На лучинке, в бумажке,
  • В шоколадной рубашке,

    В руки просится само.

    Что же это? ... (Эскимо).

  • В лесу под щебет и под свист
  • Стучит лесной телеграфист:

    «Здорово, дрозд-приятель!»-

    и ставит подпись:…(Дятел).

  • В реках Африки живёт
  • Злой зелёный пароход!

    Кто б навстречу ни поплыл,

    Всех проглотит…(Крокодил).

  • Ходит длинный, пасть с клыками,
  • Ноги кажутся столбами,

    Как гора, огромен он,

    Ты узнал, кто это? ... (Слон).

    Волшебница: Ой, ребята, какие вы молодцы. Как у вас хорошо получилось. Ребята, а я очень люблю играть со звуками, и принесла вам свою игру – вот она.

    Показывает папку на ней написано «Разноцветные корзиночки».

    Воспитатель: Добрая волшебница, ты, наверное, хочешь, чтобы мы тоже поиграли в твою игру. Ребята вам интересно, что это за игра.

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте поиграем. А ты волшебница сядь, посиди и посмотри на нас.

    Игра «Разноцветные корзинки».

    Воспитатель: Ребята в красную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых звук «К» находится в начале слова, в желтую – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в середине слова. А в зелёную – те картинки, в названиях которых звук «К» находится в конце слова.

    Воспитатель : Молодцы ребята. Звуки образуют слоги, а слоги слова. Слова обозначают предметы (стол, стул), признаки (желтый, большой), действия (прыгать, бегать). А чем слова отличается от слогов?

    Дети: Слова – большие и понятные, а слоги – маленькие и непонятные.

    Воспитатель: Ребята, а слова, как и мы с вами, любят путешествовать. А путешествуют они по своей стране на волшебном поезде.

    Воспитатель подводит детей к стене с поездом.

    Воспитатель: Посмотрите на вагоны поезда, что вы на них видите?

    Дети: Номера, цифры.

    Воспитатель: Эти номера обозначают, то, что в первом вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 1 слог. Во втором вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 2 слога; в третьем вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 3 слога.

    Дети рассаживают животных в вагоны.

    Воспитатель: Вагоны у нас все заняты. Все отправились в путешествие. А что же мы стоим? Занимайте места в вагонах мы поедем путешествовать.

    Дети рассаживаются.

    Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что вы едете в поезде.

    Включает аудиозапись.

    За окном мелькают леса, поля, города,… Но вот поезд остановился у реки. Все выходим из поезда. Ой, какое яркое солнце! Так трудно смотреть. (Закрывает глаза). Давайте попробуем поморгать.

    Дети моргают то одни, то другим глазом.

    Воспитатель: Ребята, как же нам перейти нашу реку.

    Дети: Нужно её переплыть.

    Физкультминутка.

    К речке быстро мы спускались,

    Наклонялись, умывались.

    Раз, два, три, четыре –

    Вот как славно освежились!

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс,

    Одной, другой – это кроль.

    Все мы один поплыли.

    Мы похожи на дельфина.

    Дети выполняют соответствующие движения.

    Воспитатель: Ну, вот мы и перебрались через нашу речку. Посмотрите, стоит дерево, а около него сидят зверушки и не знают, что им делать. Давайте поможем им.

    Дети: Давайте.

    Воспитатель вызывает пятерых детей и раздаёт картинки со зверушками.

    Воспитатель: Птицу, название которой начинается со звука «С» посадить на дерево. Посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука «Д». Посадить под дерево справа птицу, название которой начинается со звука «У». Посадить под дерево слева животное, название которого начинается со звука «К». Закрепить над деревом насекомое, название которого начинается со звука «О».

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель: Молодцы ребята.

    Вбегает ребёнок в платье волшебницы и плачет.

    Воспитатель: Ой, ребята посмотрите еще одна волшебница, но только маленькая.

    Маленькая волшебница: Я не волшебница, я только учусь.

    Воспитатель: Что с тобой случилось?

    Маленькая волшебница: Злой гном превратил звуки в буквы, и у каждой из них отнял один или несколько элементов.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем буквам, найти недостающие элементы. Но сначала вы мне скажите, чем отличаются буквы от звуков?

    Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем.

    Дети восстанавливают буквы.

    Маленькая волшебница: Благодарю вас. Не знаю, что бы я без вас делала. А за то, что вы мне помогли, я дарю вам вот эту игру.

    Даёт воспитателю и уходит.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?». Вывешивает на доску демонстрационную таблицу.

    Воспитатель : Я буду называть, предметы, нарисованные на картинке, а вы скажите каким этот предмет, может быть. Например, сыр, какой? Что вы ответите?

    Дети: Сыр желтый, солёный, вкусный…

    Воспитатель: Молодцы, правильно.

    Игра продолжается.

    Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте попрощаемся со сказочной страной звуков и с доброй волшебницей. И прочитаем стихи, которые мы для неё подготовили.

    1-й ребёнок:

    Гласные тянутся к песенке звонкой.

    Могут заплакать и закричать.

    В тёмном лесу звать и аукать,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    2-й ребёнок:

    А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,

    Даже фыркать и скрипеть,

    Но не хочется им петь.

    3-й ребёнок:

    Буквы-значки, как бойцы на парад,

    В строгом порядке построены в ряд.

    Каждый в условном месте стоит,

    И называется всё Алфавит.

    4-й ребёнок:

    Прапрадедовской порой, встали буквы в чёткий строй

    Строй как строй, да не простой он зовётся Азбукой.

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, прочитай ещё страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    Волшебница: Порадовали вы меня ребята. И я хочу подарить вам подарки.

    Достает большие цветные буквы на тесёмке и одевает каждому ребёнку на шею. И уходит.

    Воспитатель: Вот и закончилось путешествие в сказочную страну звуков. На память у вас останутся цветные буквы, подаренные доброй волшебницей. Вы можете их «оживить» превратив в веселых человечков, зверей, растения. Знаете как?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Нужно дорисовать глаза, косички, хвостики… Фломастеры и карандаши я разложила на столах в группе.


    Гришкина Вера Александровна