Биографии Характеристики Анализ

Козлова засека музейно вокзальный комплекс. Железнодорожная станция козлова засека, тульская область

«Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.

Козловка, или Козлова Засека - это ближайшая к Ясной поляне железнодорожная станция, а ныне вокзал-музей.
>

Откуда пошло такой название? По имени воеводы Данилы Козлова, который со своим гарнизоном отбивал здесь набеги врагов.

Позже, во время строительства железной дороги Москва-Курск, на месте засеки появилась железнодорожная станция. Здесь делали остановку как поезда дальнего следования, идущие на юг, так и пригородные, «дачные» электрички.

Здесь бывали Репин, Шишкин, Страхов, и другие талантливые и известных гости Ясной поляны. Мало какая железнодорожная станция могла похвастаться таким количеством известных людей, ее посетивших. Сюда часто приходил Лев Николаевич Толстой с сыном. Здесь он звонил по телефону, получал свою почту. Все свои поездки семья Толстых совершала через эту маленькую железнодорожную станцию.

Отсюда они отправлялись в Москву или на юг. Именно отсюда он отправился в 1910 году и заболел в дороге.
На станции Астапово писатель умер, и уже траурный поезд доставил его тело обратно на вокзал Козловой Засеки.
В 1928 году, в годовщину столетнего юбилея, станции дали название «»Ясная поляна» в честь имения знаменитого писателя.
В 1974 году Козлова Засека признается памятником культуры и включается в ряд объектов культуры, подлежащих охране.
В 2001 году, по инициативе министра путей сообщения, Козлова Засека вернула себе историческое название. В тот же год начинается масштабная реконструкция и реставрация здания и окружения вокзала. Открывается выставка «Железная дорога Льва Толстого», которую может посетить любой желающий.

>

На второй день путешествия мы отправились в Ясную Поляну. Когда до усадьбы оставалось всего несколько километров (по навигатору), мы уткнулись в "кирпич" - дорога из-за глобального ремонта была полностью перекрыта. Пришлось объезжать через Тулу. Минус навигатора в том, что довольно долго он подозревает водителя в неправильных действиях и упорно предлагает развернуться в каждом приемлемом для этого месте. Но кое-как выправился наш друг, поехали дальше. Тут выясняется, что мы неверно поставили точку на карте. И приведя нас к гигантскому заводу, навигатор объявил, что мы уже в Ясной Поляне. Небольшой взрыв эмоций, потеря ориентации в пространстве и предложенный мной выход из положения - едем на точку Козлова Засека, благо ж/д видели недалеко, а значит и станция где-то рядом. Изначально планировали заехать туда после усадьбы, но вышло всё наоборот.
Эх, а я до сих пор жалею, что не сняла завод. Ну просто монстр! Я такие только в фильмах про индустриализацию видела.
Тем временем наш поезд автомобиль прибывает на станцию Козлова Засека.



Ближайшая к усадьбе Ясная Поляна железнодорожная станция находится на территории Козловой засеки, входившей в комплекс оборонительных сооружений на южной границе Русского государства в XVI-XVII вв. Название засеки имеет несколько версий происхождения, основная из которых указывает на служившего здесь воеводу Данилу Козлова.
В 1860-е годы началось строительство Московско-Курской железной дороги, на Тульском участке которой в 1864 г. была открыта станция Козлова Засека (первоначально именовавшаяся полустанком). На ней располагалось небольшое здание вокзала, в котором помещались начальник станции и его помощник, касса, почтовое отделение, пассажирский зал. Отопление на вокзале было печным. В 1902 г. на Козловой Засеке были построены багажное отделение, деревянный перрон, островная платформа, туалет, погреб и путейский дом.









Толстой называл станцию просто Козловка. «Пишу со станции Козловка. Шумят. Народу пропасть». Лев Николаевич, который любил путешествия и много времени проводил в пути, не сразу принял вторжение цивилизации. Но все же не мог не оценить быстроту и удобство железной дороги, и вскоре для поездок по «чугунке» со всем своим многочисленным семейством он бронировал целый вагон. К писателю, со своей стороны, очень хорошо относились железнодорожники, в частности, выделили ему целое купе, когда он был болен.
На станции останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время - и дачные поезда. Сюда приезжали Репин, Короленко, Шишкин, Страхов и другие гости Ясной Поляны, чтобы далее проследовать в усадьбу писателя. Часто Толстые встречали на станции своих гостей, на Козловке же они получали почту. «Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.



В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция Козлова Засека». Об этом говорит следующая его дневниковая запись: «...я передумал насчет адреса твоих писем и прошу тебя писать вперед на Козловку».
В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».


Мы побродили по небольшой выставке самостоятельно, но можно купить билеты и с экскурсионным обслуживанием.










Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой никогда не любил железных дорог. В зрелые годы, пережив «светскую» молодость, он был человеком консервативным и в некоторых моментах противился многим нововведениям. Однако, его мнение об активном строительстве железных дорог в Российской Империи было стабильно негативным – он считал, что этот элемент прогресса несет человечеству одни лишь беды.

Совсем скоро – 20 мая, «Усадебный экспресс» совершит свою вторую поездку за пределы Московской области. Мы познакомимся с тульским имением Льва Николаевича Толстого – всемирно известной усадьбой «Ясная Поляна» и постараемся прочувствовать на себе все особенности камерного, яркого и удивительно вдохновляющего родового гнезда великого писателя.

Однако, наше познание достопримечательностей Тульской области, связанных с именем Толстого, не ограничится Ясной Поляной. Пассажиры «Усадебного экспресса» посетят старинную станцию «Козлова Засека», которая на протяжении многих лет играла важную роль в жизни писателя, а впоследствии – стала одной из отправных точек в его пути в вечность.

Я приглашаю вас в путешествие «Усадебного экспресса», которое состоится уже в эти выходные, 20 мая. А в преддверии поездки – представляю вашему вниманию небольшой материал об истории станции «Козлова Засека» и ее роли в судьбе Льва Николаевича Толстого.

Свои доводы про нелюбовь к железной дороге Толстой подтверждал весомыми аргументами: во-первых, при строительстве железнодорожных магистралей всегда использовался «дешевый» путь рабочих и крестьян, многие из которых погибали в ходе осуществления своей работы, во-вторых, Толстой не признавал разделение пассажирских вагонов на различные «классы» комфортности, считая это некрасивым способом самоутверждения богатых людей, и, конечно же, он находил нечто мистическое и даже – зловещее в облике и атмосфере локомотивов, рельс, составов и прочих важнейших составляющих железнодорожной инфраструктуры.

Спустя годы, мы вполне можем заметить, что нелюбовь Льва Николаевича к железной дороги была судьбоносным предчувствием. А главной станцией его жизни стала железнодорожная платформа «Козлова Засека», расположенная в 4,5 километрах от его яснополянского имения. Она начала действовать в 1868 году. Строительство станции стало необходимым логистическим решением после открытия Московско-Курской железной дороги. Запуск железнодорожной станции практически рядом со своим имением Лев Толстой отметил традиционной – скептической, реакцией. Однако, будто бы сама судьба распорядилась таким образом, что «Козлова Засека» сыграла огромную роль в его жизни.
Тем временем, новая станция успешно открылась и стала одним из самых оживленных мест окрестности. Свое необычное название «Козлова Засека» получила в честь засечных лесов, образующих целую оборонительную черту, укрывающую Тульские земли от вражеских набегов. А первую часть своего составного названия станция получила благодаря здешнему воеводе Данилы Козлова.


5.

Архитектурный комплекс станции «Козлова Засека» в XIX веке состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика и других сопутствующих построек. «Козлова Засека» не отличалась богатством декора и причудливыми архитектурными решениями. Однако, у этой станции была одна необычная стилистическая особенность, которую необходимо отметить. Ступени главного здания, ведущие в зал ожидания, были отделаны рельсами, изготовленными на Демидовском заводе в 1881 году. Такой элемент декора был очень символичным: он не только указывал на принадлежность данной постройки, но и увековечил в истории станции имя знаменитой тульской династии промышленников.

В те годы небольшие станции были центрами общественной жизни для жителей и гостей окрестностей. Здесь встречали путешественников и провожали их, отправляли телеграммы и осуществляли телефонные звонки. Со временем активным пользователем станции стал и Лев Николаевич Толстой. На «Козловой Засеке» Толстые получали почту, встречали своих друзей, приехавших погостить в Ясную Поляну, пользовались местным телефоном. «Козлова Засека» регулярно становилась конечным и промежуточным пунктом знаменитых конных и пеших прогулок жителей Ясной Поляны.

10.

Известна «Козлова Засека» и с другой, печальной стороны. Лев Толстой предчувствовал, что железнодорожные станции, возможно, сыграют роковую роль в его судьбе. Мистическому пророчеству было суждено сбыться. 20 ноября 1910 года в результате обострившейся болезни великий писатель скончался в доме начальника станции «Астапово».

9 ноября 1910 года траурный состав с телом Льва Толстого прибыл на станцию «Козлова Засека». Гроб с телом писателя встретили тысячи людей, среди которых были его родственники, друзья, почитатели его таланта и небезразличные жители окрестностей. Этот момент навсегда вошел в российскую историю.

После революции станция продолжала действовать – в 1928 году, к столетней годовщине со дня рождения писателя «Козлова Засека» была переименована в «Ясную Поляну». Постепенно значение этой станции становилось менее значительным, а сами старинные постройки начали разрушаться.

В 2001 году «Козловой Засеке» вернули ее историческое название. А вскоре на территории старинной станции начались масштабные реставрационные работы. Историкам и специалистам-строителям в соответствии с архивными фотографиями и документами удалось вернуть первоначальный внешний вид старинной станции. В наши дни «Козлова Засека» выполняет свою транспортно-логистическую роль, а в помещении станции расположен замечательный музей, посещение которого является обязательной частью наиболее полных и проработанных экскурсионных программ по толстовским местам Тульской области.

Станция «Козлова Засека» (Тульская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Козлова Засека» - это не только полноценный железнодорожный узел, принимающий пригородные, пассажирские и грузовые поезда, но с недавних пор и музей. Конечно, сюда вряд ли стоит ехать специально (знакомство с экспозицией и прилегающей территорией займет не более получаса), но в рамках тура в Ясную Поляну увидеть небольшой вокзал таким, каким его видел Лев Толстой, стоит обязательно. Тем более, «Козлова Засека» сыграла важную роль в жизни великого писателя. Здесь он получал почту, отсюда звонил друзьям по телефону, сюда же со станции «Астапово» прибыл поезд с телом Льва Николаевича в ноябре 1910 г.

Что посмотреть

В 2001 г. на территории старинной станции начались масштабные работы, в результате которых историки и строители вернули вокзалу соответствующий архивным фотографиям и документам начала 20 века внешний вид. Сегодня «Козлова Засека», как и 150 лет назад, выполняет свою транспортную роль. А посещение музея с недавних пор - обязательная часть экскурсионных программ по толстовским местам.

Топоним Козлова Засека известен еще с 14 века. В ту пору засеки (деревья, поваленные рядами вершинами в сторону противника) защищали тульские селения от вражеских набегов. А Козловой засека названа в честь боярина Ивана Козлова. В 1868 г. такое же имя получила новая ж/д станция. Она носила его до 1928 г., пока в честь 100-летия со дня рождения Толстого не стала «Ясной Поляной».

На главном вокзальном здании - надпись на дореволюционный лад с буквой «ять» посередине. Другие станционные здания: погреб, буфет, багаж также подписаны на старый манер с «ер» на конце. С обратной стороны вокзала находится колодец (правда, ненастоящий). На перроне установлены изящные фонари и часы с римскими цифрами.

Рядом со входом в главное здание станции - бюст Толстого, на постаменте которого высечена его цитата: «Все мы пассажиры в этой жизни».

Интерьер вокзала выдержан в классическом стиле: аккуратные деревянные лавочки, ажурное зеркало, эркеры касс. «Козлова Засека» хоть и стоит на главной ветке Московской железной дороги, поезда принимает редко. Также в вокзальном здании устроена небольшая выставка «Железная дорога Льва Толстого». На ней представлены старые саквояжи, трость, фотографии и еще несколько вещей начала 20 века. Работают небольшой сувенирный и книжный киоски.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Ясная Поляна («Козлова Засека»). Веб-сайт .

От Московского вокзала Тулы до «Козловой Засеки» можно доехать на маршрутном такси №№ 30 и 35.

Время работы: среда-воскресенье: 9:00-16:30, понедельник-вторник - выходные. Вход: 30 RUB, экскурсия - 100 RUB, прокат исторических костюмов для фото: 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.