Биографии Характеристики Анализ

Краткое содержание завтра была война школьные знания. О чем эта повесть

Борис Васильев (1924 – 2013) – писатель, которого Википедия относит к числу классиков русской литературы позднего советского и современного периода. Основной тематикой его произведений стала Великая Отечественная война. Одно из них – повесть «Завтра была война», краткое содержание которой рождает у тех, кто еще не знаком с книгой, желание прочитать оригинал.

Книга была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в конце 80-х годов прошлого столетия, в период перестройки. Сюжет произведения основан на воспоминаниях автора о днях своей ранней юности. Главные герои повести – подростки, которые в 1940 году учились с ним в одном классе, 9-ом «Б». Это было непростое время, соединившее в себе великие экономические достижения и крупные политические репрессии. Люди, прошедшие через горнило революции 1917 года и гражданской войны, были тогда не просто живы, но и еще не стары. Они оказывали большое влияние на формирование мировоззрения молодого поколения, и все события, происходящие в этот период в стране, находили отражение в жизни школьников.

Ядром класса была дружная компания, в которую, помимо автора, входили:

  1. Искра Полякова – комсорг и активистка, староста класса, дочь товарища Поляковой – женщины-комиссара, всегда ходившей в кожанке и высоких сапогах, фанатично преданной идеям революции.
  2. Вика Люберецкая – дочь главного инженера авиазавода, умница и красавица, выросшая без матери и рано ощутившая себя взрослой.
  3. Зиночка Коваленко – веселая девушка из рабочей семьи, слегка легкомысленная и отличающаяся желанием всегда и всем помогать.
  4. Сашка Стамескин – бывший хулиган и двоечник, первый кандидат на исключение из школы, перевоспитанный Искрой, заметившей его интерес к авиамоделированию, благодаря которому он увлекся точными науками и стал успевающим учеником.
  5. Валька Александров по кличке Эдисон – школьный изобретатель, обуреваемый техническими идеями, которые невозможно воплотить в жизнь.
  6. Артем Шефнер – работящий парень, спортсмен и твердый хорошист. Стать отличником ему помешала любовь к Зиночке, которая еще в пятом классе взяла на себя вину за разбитый им микроскоп. С тех пор стоило парню наткнуться на ее взгляд, как у него цепенел язык и он не мог сосредоточиться, отвечая у доски.
  7. Пашка Остапчук – увлеченный спортом молодой человек.
  8. Жорка Ландыс – лучший друг Артема, влюбленный в Люберецкую Вику.

Среди взрослых персонажей заметное место занимают: мать Искры, имени которой автор так и не смог вспомнить, отец Зиночки – Андрей Иванович Коваленко, отец Вики Люберецкой – Леонид Сергеевич, директор школы Николай Григорьевич Ромахин, завуч Валентина Андроновна, которую школьники называли Валендрой.

Важно! Несмотря на то, что речь в повести идет о мирном времени, ее содержание рождает в душе читателя чувство тревоги и напряженности – ведь «завтра была война».

План повести включает в себя пролог, девять глав и эпилог. В прологе Борис Васильев вспоминает своих одноклассников, глядя на старую фотографию. На момент написания книги из них остались в живых всего 19 человек. При изложении содержания по главам можно получить краткий конспект книги.

Глава 1

Оставшись одна дома, Зиночка стоит перед зеркалом полураздетая и огорченно разглядывает свою фигуру – ей кажется, что она недостаточно хорошо сложена. Услышав звонок в дверь, она торопливо одевается и идет открывать.

К ней пришла Искра Полякова с сообщением о том, что Сашка Стамескин уходит из школы. Стамескин был личным достижением Искры – ей удалось превратить хулигана и двоечника в успевающего ученика, когда, решив заняться перевоспитанием, она пришла к нему домой и обнаружила там множество моделей самолетов.

С подачи Искры Сашку приняли в авиамодельный кружок, и он, распрощавшись с дурной компанией, стал усердно заниматься. А теперь он бросает школу, так как образование в двух последних классах сделали платным, и у Сашкиной матери, которая воспитывала его одна, нет денег, чтобы заплатить за обучение сына. В поисках выхода из создавшегося положения, Искра и Зина решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой, отец которой работает главным инженером на авиационном заводе. Вскоре Саша устраивается на работу и записывается в вечернюю школу.

Глава 2

Артем Шефнер все лето после восьмого класса работал, копая канавы под прокладку водопровода, а на заработанные деньги решил устроить дружескую вечеринку для одноклассников в честь своего шестнадцатилетия. Он пригласил на нее школьную компанию в полном составе. Ребята ели испеченные мамой Артема пироги, пили лимонад и наливку, танцевали под патефонные пластинки. Затем стали читать стихи, и Люберецкая Вика достала из своей модной сумочки, привезенной отцом из Парижа, потрепанный томик Сергея Есенина, которого в довоенное время в СССР власти считали упадническим поэтом. Его стихи очень понравились Искре, и Люберецкая дает ей почитать книгу.

Глава 3

Школа, в которой учились ребята, была новостройкой. Валентина Андроновна, исполняющая на первых порах обязанности директора, ввела строгие правила: на каждом этаже располагалось по две параллели.

На первом учились первоклассники и второклассники, второй этаж был отдан учащимся третьих и четвертых классов, и чем старше становились ребята, тем выше они поднимались по лестнице.

На каждом этаже стояли дежурные, чтобы помешать этим «слоям» смешаться: младшим классам запрещалось подниматься вверх, а старшим – спускаться вниз.

Но с приходом нового директора смешение произошло, дежурных с этажей убрали, а в девичьих туалетах были развешаны зеркала. Изменилась и школьная атмосфера – в ней стало легче дышать. Валендра, раздосадованная тем, что ей не удалось сохранить за собой пост директора, а пришлось удовлетвориться должностью завуча, затаила зло и написала письмо «куда следует».

После вечеринки у Артема завуч выпытала у Зины подробности о чтении стихов Есенина и вызвала к себе комсорга Полякову, чтобы та подтвердила информацию, но Искра говорить об этом отказалась. Найдя и отругав Зину за болтливость, Искра вместе с ней отправилась предупредить одноклассницу о грядущей опасности. Изысканная обстановка дома Люберецких приятно поразила девочек, а в разговоре с Леонидом Сергеевичем выяснилось, что в гражданскую он служил в одной дивизии с товарищем Поляковой. Люберецкий был очень рад, что у дочери есть такие подруги.

Глава 4

Эту главу автор посвятил личной жизни своих героев. Зиночка, выбирая, в кого бы влюбиться, пишет письма сразу нескольким кандидатам на роль возлюбленного. Одно из таких писем попадает в руки Валендры. Она относит его к директору, но тот лишь посмеялся над юношеской наивностью и сжег сей документ.

У Искры начинается роман с Сашкой Стамескиным. После прогулки с ним, завершившейся поцелуем, она начинает ощущать себя женщиной и хочет сблизиться с Люберецкой. Искра приходит домой к Вике, чтобы вернуть томик Есенина. Отец Вики начинает с девочками разговор о справедливости, виновности и невиновности. Вернувшись домой, Искра под впечатлением от разговора с Люберецким пишет статью для стенгазеты, но мать не одобряет ее и приказывает сжечь.

Глава 5

1 сентября десятиклассник Юра пригласил Зиночку в кино на вечерний сеанс, затем они продолжили свидание, выбрав укромную скамейку возле дома Люберецких. Ребята стали свидетелями ареста Леонида Сергеевича, которого вывели из подъезда и посадили в «черный ворон», а следом со слезами выбежала Вика.

Зиночка бежит к Поляковым и сообщает об аресте Люберецкого. Мать Искры не верит, что он мог оказаться врагом народа, и пишет письмо в ЦК ВКП(б) в его защиту.

Глава 6

Искра и Зина решают никому в школе не рассказывать об аресте Леонида Сергеевича Люберецкого, но, придя в класс, обнаруживают, что всем все известно. Юра разболтал эту новость повсюду. Артем, Жорка и Пашка решают проучить болтуна.

Они организуют «карательную операцию» в школьной котельной, при этом в драке участвует один Артем, у которого есть и личные мотивы. Затем друзья идут к Вике и помогают ей привести в порядок разгромленную после обыска квартиру.

По городу ходят слухи, что Люберецкий продал гитлеровцам чертежи нового самолета. Вызванной в кабинет директора старосте Валендра предлагает провести собрание и исключить Вику из комсомола как дочь врача народа. Директор угрюмо смотрит в стол, не пытаясь вмешаться в разговор. Письма завуча сыграли свою роль, и Ромахину объявили выговор. Искра отказывается и падает в обморок.

Придя в себя, Искра узнает от директора, что собрание состоится в любом случае, и он не в силах этому помешать. Кроме Вики, исключить придется и Шефнера – за драку по политическим мотивам. Зиночка заявляет, что политика ни при чем и причиной драки была ревность Артема к Юре. Обрадованный, что можно спасти хоть одного из учеников, директор Ромахин велит ей написать объяснительную.

Глава 7

Компания школьников едет в дачный поселок Сосновку, где у Люберецких была дача, которая уже была опечатана. Ребята жгут костер, веселятся и поют песни. Вика с Жорой уединяются у реки, где происходит их первый поцелуй. Несмотря на приподнятое настроение, все помнят о завтрашнем собрании, на котором Вика должна сделать выбор: быть исключенной из комсомола или прилюдно отречься от своего отца Леонида Сергеевича Люберецкого.

Несмотря на то, что утром Вика не появилась в школе, собрание под руководством представителя райкома было открыто. Директор на нем не присутствовал. Валендра сообщила, что Ромахин вот-вот будет уволен. Посланная за Викой Зиночка возвращается со страшной вестью: Люберецкая умерла и сейчас находится в морге.

Глава 8

Вика совершила самоубийство, наглотавшись снотворного и предпочтя смерть предательству родного отца – об этом говорится в ее предсмертной записке. Искра понимает, что поездка в Сосновку была ее прощанием с друзьями.

В день похорон Люберецкой директор отменил занятия, и друзья пешком понесли гроб на кладбище, так как машину нанять не получилось. На похоронах Вики был весь класс, кроме Сашки Стамескина. Вику несли все мальчики по очереди, и только Жора Ландыс отказался сменяться. На кладбище Искра читает стихи Есенина.

Дома Искра находит извещение на бандероль, а вскоре возвращается мать. Узнав о том, что дочь читала на кладбище стихи «упаднического» поэта, она хочет наказать Искру поркой, но та грозит уйти из дома. Мать отступается.

Глава 9

В бандероли, отправленной Люберецкой Викой, были две книги: сборник Есенина и томик Александра Грина. Также там лежало письмо, в котором Вика прощалась с одноклассницей, признаваясь, что всегда хотела стать ее подругой, но не решалась первой предложить дружбу.

Ромахина уволили, он попрощался со школой. Место директора заняла Валендра, но после всего случившегося она не смогла пробить стену глухого отчуждения между собой и учениками. Искра в тот день в школу не пришла. Между ней и Стамескиным состоялось объяснение.

Искра увидела, что Сашка трусит, стараясь держаться подальше от всех, кто так или иначе связан с дочерью врага народа Люберецкого, в том числе и от своих одноклассников. Разочаровавшись в своей первой любви, Искра горько плакала.

Вскоре Валентине Андроновне снова пришлось уступить пост директора Ромахину, которого вернули благодаря хлопотам Зиночкиного отца, оказавшегося героем . Когда директор не пришел на демонстрацию 7 ноября, школьники отправились к нему домой и узнали, что Николая Григорьевича исключили из партии. Пытаясь поднять директору настроение, ребята пели революционные песни и пили чай.

Директора Ромахина восстановили в партии, а вскоре отпустили Люберецкого. Одноклассники Вики пришли к Люберецкому домой в полном составе за исключением Стамескина. Они рассказали ему о Вике, и Зиночка сказала, что этот год високосный, потому и тяжелый, а следующий будет легче. Следующим стал 1941-й.

Полезное видео: отрывок «Завтра была война»

Эпилог

Автор вспоминает, что на встрече выпускников, состоявшейся через 40 лет, от их компании присутствовали только он сам, Валька-изобретатель, Зина и Пашка Остапчук. Шефнер и Ландыс погибли на фронте, и Зина назвала в их честь своих сыновей. Искра Полякова и ее мать стали участницами подполья под руководством Ромахина и были казнены фашистами. Стамескин, не пришедший на встречу, занимал пост директора завода, а Эдисон стал часовщиком.

Вконтакте

В руках автора фото. В центре учитель с девочками, мальчики – по краям. Главный герой думает, что лица мальчиков сейчас неразличимы потому, что ребят уже нет в живых. Искра Полякова организовала класс для снимка, с целью «вспоминать в старости, какими все были». Из 45 ребят до преклонного возраста дожили лишь 19. И этим 19терым совсем не весело встречаться теперь на редких встречах выпускников, воспоминания их несут боль, ведь совсем недолго оставалось ребятам быть учениками. Под дверь школы все ближе подступала война.

У ребят была веселая компания:

Искра и автор, милая Лена Бокова, гостеприимная Зина Коваленко, спортсмен Паша Остапчук, и изобретатель Валя Александров. Друзья собирались у Зины, общались, влюблялись и соперничали за внимание девочек. Иногда к ним присоединялись отличник Володя Храмов и разбитной Сашка Стамескин, протеже Поляковой.

Рассказчик воссоздает в своей памяти момент, когда в 9 классе ученики рассказывали, кем бы хотели быть. Не зная ужасов войны, все мальчики видели себя моряками, офицерами, летчиками.

Как-то мальчики парились в бане, и к ним присоединился отец Зиночки. На его спине ребята увидели ужасные шрамы от штыков

И ножей. Это было последствия прошедшей гражданской войны. Ее же прошла и мать Искры. Но ее шрамы были не на теле, а на заледенелой душе женщины.

Глава первая

Подросшая Зина любуется в зеркале своим женственным телом. Приходит Искра. Она расстроена тем, что ее подопечный Саша, не сможет учиться, его матери нечем платить за учебу. Искра сделала все, чтобы забрать Сашу с плохой компании, увлечь его конструированием самолетов и дать в жизни цель. Теперь ее старания кажутся напрасными. Но девочки с помощью Вики Люберецкой (дочери директора этого завода) помогли ему устроиться в вечернюю школу авиационного завода.

Как-то Искра услышала ночью рыдания матери. За то, что девочка «подглядывала», она побила ее ремнем. Об отца ей известно лишь то, что он был комиссаром

Вторая глава

У Артема проблемы с речью. Начались они в 5 классе. В разговоре с другом Жоркой Ландысом Артем начинает понимать, что речь у него отбирают чувства к Зине. Артем разбил микроскоп, а Зина спасла его от наказания, сказав, что виновата в этом – она.

Парень на лето устроился копать канавы. Заработанное принес маме, и она посоветовала купить костюм. Но Артем решил, что деньги он потратит на свои именины. Дома у Артема собрались ребята.

Вика продекламировала несколько стихотворений поэта, о котором не принято было говорить – Сергея Есенина. Его творчество было открытием для ребят, а Искре Вика на время дала свою книгу.

Глава третья

В городе недавно построили школу. Обязанности руководителя временно дали Валентине Андроновне. Ученики прозвали ее «Валендра». Через шесть месяцев прибыл Николай Григорьевич Ромахин. Он стает новым директором школы. Ушедшей в отставку Валендре трудно смириться с новым положением дел, она ищет любые пути для борьбы. Зиночка проговорилась ей, о чтении Есенина. Девочки решают пойти к Люберецким и предупредить о случившемся. Леонид Люберецкий, как оказалось, воевал вместе с матерью Искры.

Четвертая глава

Каждый год Зина начинала новой влюбленностью. В 10 классе появились двое ребят. Юра нравился всем девочкам школы. Запутавшись в своих чувствах, Зина пишет три одинаковых письма с разными адресатами. Двое из них получили их, а один экземпляр случайно нашла Валендра. Она отнесла «свидетельство преступления» Ромахину, но тот его сжег.

Глава пятая

Юра зовет Зину в кино. После киносеанса, пара искала место для уединения. Им оказалась скамейка в кустах возле дома Люберецких. В это время к дому подъехало черное авто, трое мужчин забрали отца Люберецкой. Зина рассказывает все это Искре. Мать Искры пишет письмо в ЦК, где, будучи уверенной в его невиновности, защищает Люберецкого.

Глава шестая

На следующий день родители пришли к директору школы. Он был уверен в невиновности Леонида Люберецкого. За то, Юра рассказал всем о том, что видел, ребята решили отомстить ему. Вызвав его в котельную, Артем начал драку.

Директор из-за доносов Валентины Андроновны получает выговор. Артема она обвиняет в политических делах, но Зина говорит, что она причина этой драки. Валендра заставляет Искру провести собрание и исключить Люберецкую с лав комсомола. Полякова отказывается и падает в обморок. Саша сообщает ей, что Люберецкий враг народа, и продал немцам разработку самолета.

Глава седьмая

Дети узнают, что Ромахин скоро будет уволен. Также скоро должно пройти собрание, где Вику ждет исключение. Она зовет ребят с собой на дачу. Наутро, на собрания Вика не приходит. За ней посылают Зину, она возвращается и говорит, что нашла девочку мертвой.

Глава восьмая

Дело о гибели Люберецкой было закрыто через сутки. Из записки девочки было ясно, что она умерла от отравления снотворным. Мама Артема организовала похороны. Гроб Вики ребята несли через весь город. Искра на кладбище начинает читать стихи Есенина.

Глава девятая

Дома, мать Искры собирается выпороть ее за эти стихи, но Искра впервые восстает, говорит что уйдет. Полякова пугается, что может потерять дочь. Директора увольняют. Дома Искру ждет посылка от Вики. Там прощальная записка и книги.

Искра, прогуливаясь с Сашей, видит, что он боится быть с ней, и возможно даже стесняется ее, так как она дружила с «дочерью врага народа». Она плачет всю дорогу домой. Торжество Валендры закончилось быстро. Ромахин вернулся в свой кабинет. В этом помогла мать Зины.

Люберецкий оправдан. Чтобы рассказать ему о дочери, ребята всем классом идут к нему. Они разговаривают, и кто-то говорит, что все дело в високосном году, в следующем все будет лучше. Но ребята ошибаются, потому что дальше их ждет 1941 год.

Эпилог

Проходит 40 лет и автор приезжает в родные места. Из компании дружных рябят выжить в горькие военные годы смогли только Валька, Зина и Паша. Артем героически погиб. Искра и ее мать были связистками. Обеих повесили немцы. Саша стал директором авиазавода, а Эдиссон – часовщиком.

Annotation

«Я, Васильев Борис Львович, родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске...» - это начальные строки автобиографии.

«Борис Васильев, как миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-нибудь, стал солдатом...» - это из критических предисловий/послесловий, комментирующих прозу популярного в России и за рубежом автора. И то и другое - правда. Правда - это, пожалуй, и есть главное в том, чему служит Б.Васильев в литературе.

Борис Васильев

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

Борис Васильев

Завтра была война…

Пролог

От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время.

На фотографии мы были 7 "Б". После экзаменов Искра Полякова потащила нас в фотоателье на проспекте Революции: она вообще любила проворачивать всяческие мероприятия.

Мы сфотографируемся после седьмого, а потом после десятого, - ораторствовала она. - Представляете, как будет интересно рассматривать фотографии, когда мы станем старенькими бабушками и дедушками!

Мы набились в тесный «предбанник»; перед нами спешили увековечиться три молодые пары, старушка с внучатами и отделение чубатых донцов. Они сидели в ряд, одинаково картинно опираясь о шашки, и в упор разглядывали наших девочек бесстыжими казачьими глазами. Искре это не понравилось; она тут же договорилась, что нас позовут, когда подойдет очередь, и увела весь класс в соседний сквер. И там, чтобы мы не разбежались, не подрались или, не дай бог, не потоптали газонов, объявила себя Пифией. Лена завязала ей глаза, и Искра начала вещать. Она была щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья.

Ты подаришь людям новое лекарство.

Твой третий сын будет гениальным поэтом.

Ты построишь самый красивый в мире Дворец пионеров.

Да, это были прекрасные предсказания. Жаль только, что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось, дедушками стали всего двое, да и бабушек оказалось куда меньше, чем девочек на фотографии 7 "Б". Когда мы однажды пришли на традиционный сбор школы, весь наш класс уместился в одном ряду. Из сорока пяти человек, закончивших когда-то 7 "Б", до седых волос дожило девятнадцать. Выяснив это, мы больше не появлялись на традиционных сборах, где так шумно гремела музыка и так весело встречались те, кто был младше нас. Они громко говорили, пели, смеялись, а нам хотелось молчать. А если и говорить, то…

Ну как твой осколок? Все еще лезет?

Лезет, проклятый. Частями.

Значит, одна двоих вырастила?

Бабы, как выяснилось, существа двужильные.

Сердце, братцы, что-то того.

Толстеешь, вот и того.

Ты бы протез смазал, что ли. Скрипит, спасу нет.

А ведь мы - самое малочисленное поколение земли.

Это заметно. Особенно нам, матерям-одиночкам.

Поколение, не знавшее юности, не узнает и старости. Любопытная деталь?

Главное, оптимистичная.

Может, помолчим? Тошно вас слушать…

С соседних рядов доносилось радостное: «А помнишь? Помнишь?», а мы не могли вспоминать вслух. Мы вспоминали про себя, и поэтому так часто над нашим рядом повисало согласное молчание.

Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, курили в котельной и устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе. Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. Ведь никто же не хотел умирать, правда?

А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила смерть. Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.

Как молоды мы были.

Наша компания тогда была небольшой: три девочки и трое ребят - я, Пашка Остапчук да Валька Александров. Собирались мы всегда у Зиночки Коваленко, потому что у Зиночки была отдельная комната, родители с утра пропадали на работе, и мы чувствовали себя вольготно. Зиночка очень любила Искру Полякову, дружила с Леночкой Боковой; мы с Пашкой усиленно занимались спортом, считались «надеждой школы», а увалень Александров был признанным изобретателем. Пашка числился влюбленным в Леночку, я безнадежно вздыхал по Зине Коваленко, а Валька увлекался только собственными идеями, равно как Искра собственной деятельностью. Мы ходили в кино, читали вслух те книги, которые Искра объявляла достойными, делали вместе уроки и - болтали. О книгах и фильмах, о друзьях и недругах, о дрейфе «Седова», об интербригадах, о Финляндии, о войне в Западной Европе и просто так, ни о чем.

Иногда в нашей компании появлялись еще двое. Одного мы встречали приветливо, а второго откровенно не любили.

В каждом классе есть свой тихий отличник, над которым все потешаются, но которого чтут как достопримечательность и решительно защищают от нападок посторонних. У нас того тихаря звали Вовиком Храмовым: чуть ли не в первом классе он объявил, что зовут его не Владимиром и даже не Вовой, а именно Вовиком, да так Вовиком и остался. Приятелей у него не было, друзей тем более, и он любил «прислониться» к нам. Придет, сядет в уголке и сидит весь вечер, не раскрывая рта, - одни уши торчат выше головы. Он стригся под машинку и поэтому обладал особо выразительными ушами. Вовик прочитал уйму книг и умел решать самые заковыристые задачи; мы уважали его за эти качества и за то, что его присутствие никому не мешало.

А вот Сашку Стамескина, которого иногда притаскивала Искра, мм не жаловали. Он был из отпетой компании, ругался как ломовой. Но Искре вздумалось его перевоспитывать, и Сашка стал появляться не только в подворотнях. А мы с Пашкой такчасто дрались с ним и с его приятелями, что забыть этого уже не могли: У меня, например, сам собой начинал ныть выбитый лично им зуб, когда я обнаруживал Сашку на горизонте. Тут уж не до приятельских улыбок, но Искра сказала, что будет так, и мы терпели.

Зиночкины родители поощряли наши сборища. Семья у них была с девичьим уклоном. Зиночка родилась последней, сестры ее уже вышли замуж и покинули отчий кров. В семье главной была мама: выяснив численный перевес, папа быстро сдал позиции. Мы редко видели его, поскольку возвращался он обычно к ночи, но если случалось прийти раньше, то непременно заглядывал в Зиночкнну комнату и всегда приятно удивлялся:

А, молодежь? Здравствуйте, здравствуйте. Ну, что новенького?

Насчет новенького специалистом была Искра. Она обладала изумительной способностью поддерживать разговор.

Как вы рассматриваете заключение Договора о ненападении с фашистской Германией?

Зинин папа никак это не рассматривал. Он неуверенно пожимал плечами я виновато улыбался. Мы с Пашкой считали, что он навеки запуган прекрасной половиной человечества. Правда, Искра чаще всего задавала вопросы, ответы на которые знала назубок.

Я рассматриваю это как большую победу советской дипломатии. Мы связали руки самому агрессивному государству мира.

Правильно, - говорил Зинин папа. - Это ты верно рассудила. А вот у нас сегодня случай был: заготовки подали не той марки стали…

Жизнь цеха была ему близка и понятна, и он говорил о ней совсем не так, как о политике. Он размахивал руками, смеялся и сердился, вставал и бегал по комнате, наступая нам на ноги. Но мы не любили слушать его цеховые новости: нас куда больше интересовали спорт, авиация и кино. А Зинин папа всю жизнь точил какие-то железные болванки; мы слушали с жестоким юношеским равнодушием. Папа рано или поздно улавливал его и смущался.

Ну, это мелочь, конечно. Надо шире смотреть, я понимаю.

Какой-то он у меня безответный, - сокрушалась Зина.-Никак не могу его перевоспитать, прямо беда.

Искра умела объяснять, а Зиночка - слушать. Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему ее не все и не всегда посвящали в свои секреты, но любили бывать в их семье с девичьим уклоном.

Наверное, поэтому здесь было по-особому уютно, по-особому приветливо и по-особому тихо. Папа и мама разговаривали негромко, поскольку кричать было не на кого. Здесь вечно что-то стирали и крахмалили, чистили и вытряхивали, жарили и парили и непременно пекли пироги. Они были из дешевой темной муки; я до сих пор помню их вкус и до сих пор убежден, что никогда не ел ничего вкуснее этих пирогов с картошкой. Мы пили чай с дешевыми карамельками, лопали пироги и болтали. А Валька шлялся по квартире и смотрел, чего бы изобрести.

А если я к водопроводному крану примусную горелку присобачу?

Чтобы чай был с керосином?

Нет, чтобы подогревать. Чиркнешь спичкой, труба прогреется, и вода станет горячей.

Ну, собачь,-соглашалась Зина.

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940 году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Жажда личного подвига

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии, чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова «комиссар».

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Борьба за человеческое достоинство и справедливость

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют «дочерью врага народа», в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т.к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на «дуэли» с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

Искра - убежденная комсомолка , её идеалы нерушимы, а идеи прозрачны и, как ей кажется, правильны. Собравшись на дне рождения одного из одноклассников, Искра слушает стихи Есенина , которые читает её подруга Вика, дочь известного в городе директора авиазавода Леонида Люберецкого. Искре нравится поэзия Есенина, но она считает его чуждым советской культуре «кабацким певцом ». Вика даёт однокласснице книгу и объясняет Искре, что Есенин - не «упаднический» поэт, а чувства - неотъемлемая часть жизни. Проходит несколько дней. Искра знакомится с отцом Вики, начинает глубже понимать некоторые вещи, задаёт вопросы матери и самой себе, пытаясь разобраться в понятиях справедливости, долга и счастья.

Искра принимает ухаживания бывшего одноклассника Сашки Стамескина, которого Люберецкий устраивает к себе на завод.
Всё меняется внезапно. В один из вечеров ребята узнают, что директор завода Люберецкий арестован по подозрению во вредительской деятельности против СССР.

Искра решает поддержать подругу, несмотря на предупреждение матери о грядущих репрессиях. Завуч школы Валентина Андроновна вызывает Люберецкую в кабинет и сообщает, что завтра на школьной линейке та должна будет публично отречься от своего отца и назвать его «врагом народа». Вика отказывается. После этого завуч приглашает в кабинет Полякову и просит её созвать собрание и с позором изгнать Люберецкую из комсомола. Искра сообщает завучу, что никогда не сделает этого и от волнения падает в обморок. Директор школы уносит девочку в медкабинет и хвалит за проявление человечности.

Узнав о подвиге подруги и преданности друзей, Вика Люберецкая приглашает ребят на пикник. За городом она признаётся в любви своему однокласснику Жоре Ландысу, они впервые целуются. Утром Вика не является на заявленное комсомольское собрание. Когда завуч посылает за ней одноклассницу Зину, та возвращается в полуобморочном состоянии и сообщает классу, что «Вика в морге». Искру вызывают к следователю и информируют, что Люберецкая покончила с собой , оставив две предсмертные записки, в том числе одну, адресованную персонально Поляковой. Викины одноклассники узнают, что хоронить девочку некому, и решают заняться погребением самостоятельно.

Мать Искры просит не читать речей и не устраивать панихиду , называя самоубийство Люберецкой поступком «хлюпика». Однако девушка идёт наперекор воле матери и, впечатлившись речью директора школы на кладбище, читает над могилой подруги стихи Есенина. За похоронами дочери Люберецкого следит на расстоянии Сашка Стамескин. Он беспокоится о будущей карьере и не решается посетить похороны дочери врага народа открыто. О прочитанных Искрой стихах узнаёт её мать и учиняет скандал, пытаясь применить силу. Однако Искра сообщает, что если та ещё раз поднимет на неё руку, то она уйдёт навсегда, несмотря на любовь. Похороны Вики не проходят бесследно и для директора школы. Его увольняют.

Проходит ещё один месяц. Шок от смерти Вики Люберецкой понемногу утихает. После праздничной демонстрации в честь 7 Ноября 9 «Б» навещает бывшего директора. В его квартире ребята узнают, что его, героя Гражданской войны, исключают из партии.

Время выпускных экзаменов. Школьники пишут сочинение, и в это время становится известно, что Леонид Люберецкий оправдан и отпущен домой. Класс срывается с места и спешит к нему домой. Ребята находят Люберецкого в квартире, всё ещё помнящей обыск НКВД . «Какой тяжёлый год», - говорит отец Вики. В порыве чувств одноклассница Искры Зина бросается ему на шею и говорит, что год печальный лишь потому, что он високосный , а следующий, 1941 год , будет очень счастливым. В следующем кадре появляются марширующие по улицам солдаты Красной армии в сопровождении песни «Священная война ». Звучит эпилог, раскрывающий судьбу главных героев, учеников 9-го «Б» - кто-то погиб во время войны, Жора Ландыс посмертно получил звание Героя Советского Союза, а Искра Полякова, будучи во время оккупации связной в антифашистском подполье, которое возглавлял бывший директор школы, была в конечном итоге схвачена немцами и повешена вместе с матерью.