Биографии Характеристики Анализ

Круговорот воды в природе объяснение для детей. Игра-приветствие «Наши умные головки»

Лейсан Ермолаева

Цели :

1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе .

2. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды .

3. Умение работать парами.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа :

1. Беседа о глобусе.

2. Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное) .

3. Опыт «Таяние льда» .

Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

4. Опыт «Испарение воды » .

Наберем в тарелку немного воды , отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды . Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

5. Опыт «Превращение пара в воду» .

Взять термос с кипятком. Открыть его , чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды , показать их детям.

Материалы и оборудование : Глобус, настольная лампа, яблоко, картинки (изображающие разные агрегатные состояния воды , презентация «Круговорот воды в природе » (слайды) . Для проведения опыта с водой : термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос. Раздаточный материал на каждого ребёнка : одноразовые стаканчики с водой и без воды , марля, цветные карандаши, раскраски.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель : Что это такое?

Дети : Это глобус.

Воспитатель : А что такое глобус?

Дети : Это модель Земли.

Воспитатель : А какой формы наша планета – Земля?

Дети : Круглая .

Воспитатель : Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети : Голубого.

Воспитатель : А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети : Это вода (моря, реки, океаны) .

Воспитатель : Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока : разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель : На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети : Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель : Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус) . Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.

Воспитатель : А в каких состояниях встречается вода в природе ?

Дети : В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды .

Физкультминутка :

Воспитатель : А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой , как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.


Воспитатель : А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды .

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды .

Воспитатель : Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе .

Показываются слайды «Круговорот воды в природе » .


Воспитатель : Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель : А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт : В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель : Во что превратилось наше облако?

Дети : Дождь.

Воспитатель : Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?

Дети : Круговорот воды в природе .


Воспитатель (вновь показывает глобус) : Мы уже говорили о том, что на Земле много воды – вон , сколько голубой и белой краски на глобусе! Но воды , которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную?

Дети : Пресную.

Воспитатель : Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на глобусе) . Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера мы тоже не можем. Как вы думаете, почему?

Дети : Она грязная.

Воспитатель : Верно. Но ведь из крана мы берём чистую воду. Прежде чем попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях воду очищают от грязи. Давайте и мы попробуем отфильтровать воду.

Опыт : Дети встают парами, берут грязную воду, наливают в один стаканчик воду, второй стаканчик покрывают марлей и переливают воду. Убирают марлю, смотрят - вода стала чистая.


Воспитатель : Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала. Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку, отдыхать?

Дети : Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды . Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Давайте воду беречь.

В заключение попросить детей ещё раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду. Подчеркнуть какая она разная. Раздать детям раскраски «Круговорот воды в природе » . В процессе разукрашивания прочитать стихотворение :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить .

В природе — это непрерывный процесс постоянного перемещения воды на Земле. Состоит он из испарения воды, конденсации, атмосферных осадков и переноса воды в реках и других водоёмах, а потом снова испарение. И так весь цикл начинается сначала.

Без круговорота воды в природе не было бы и снега, реки бы со временем пересохли, а все живое на Земле страдало бы от обезвоживания. И совершенно очевидно, что ваш однажды может спросить о любом процессе, связаным с водой. Чтобы такой вопрос не застал вас в расплох, сыграйте на опережение и сами расскажите ребенку про круговорот воды в природе и проведите дома с пакетом, который доступно покажет, как все это работает.

Такой наглядный станет также отличным помошником школьнику для закрепления его знаний или просто интересным и полезным развлечением для детей, которые любят с опытами. Но прежде чем переходить к эксперименту, расскажите ребенку про каждую из стадий круговорота воды в природе, тогда понимать происходящее в пакете будет еще проще.

Круговорот воды в природе: картинка-подсказка для детей

— невероятный природный ресурс, который покрывает 70% поверхности Земли и необходим для жизни всего живого. Это единственное вещество, которое присутствует в трех физических состояниях — газ (водяной пар), жидкость (вода) и твердое тело (снег, лед). Большинство других веществ имеют только одно естественное состояние.

Во время полного цикла круговорота в природе, состояние воды постоянно меняется, поглощая или выделяя при этом тепловую энергию. Так, вода в круговороте проходит четыре стадии:

Испарение — процесс, когдавода на поверхности при нагревании превращается в пар и уходит в воздух. Происходит всюду, где есть вода: на поверхности океана, рек или озер, когда потеем мы или животные и когда на растениях проступает роса. Теплая вода испаряется быстрее и проверить это можно, закипятив воду на плите. Но даже когда мы не видим пар, испарение все равно происходит, но гораздо медленнее.

Конденсация. Когда водные пары в воздухе поднимаются и достигают верхних слоев атмосферы, холодная температура заставляет их выделять тепло и снова превращаться в жидкость. Эти мелкие капельки воды висят на частицах пыли в воздухе, образуя облака.

Осадки. Капли воды в облаках тоже сталкиваются и конденсируются вместе, и тогда они становятся больше и тяжелее. Если скорость падения капель воды превышает скорость восходящего и они не успевают испарится, тогда они выпадают осадками в виде дождя, мокрого снега, снега или града.

Перенос воды. В виде осадков вода снова попадает на поверхность Земли. Какая-то часть воды стекает вниз и попадает в море, озера или реки. Другая — впитывается в землю и становится грунтовыми водами, которые питают растения или проходят через почву, достигая океана. Еще часть воды достается и поглощается животными. Отсюда круговорот воды начинается снова.


Круговорот воды в природе: п ростой эксперимент в пакете

Пошаговая инструкция, как провести с детьми эксперимент, который наглядно покажет все этапы круговорота воды в природе. Этот ребенок может провести как в школе, так и в домашних условиях.

Чтобы провести эксперимент "Круговорот воды в природе", понадобится:

  • пакет на застежке;
  • цветные маркеры;
  • вода;
  • синий (по желанию);
  • скотч.

Пошаговая инструкция, как провести эксперимент "Круговорот воды в природе"

  1. Подогрейте воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения.
  2. Добавьте в воду синий краситель, чтобы у вас получилась «вода из океана».
  3. Залейте в пакет и застегните его.
  4. Подвесьте пакет вертикально на окне или двери, приклеив его скотчем. Главное — хорошо зафиксировать.
  5. Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат.
  6. Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море.
  7. Если вода все еще теплая или если пакет висит на солнечной стороне, цикличность круговорота воды в нем будет продолжаться.

Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.

Экологическая сказка о круговороте воды в природе "Приключения капельки".

1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки, круговорот воды в природе.

2. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
3. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Сказка "Приключения капельки".

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.

В качестве подкрепления полученных знаний можно провести эксперимент.

Круговорот воды в природе

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание"



АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Расширение кругозора детей Практическое применение знаний, умений, навыков ребенка во взаимодействии с окружающим миром Ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые: откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? И т.д.












Этапы реализации исследовательского проекта Организационный этап Определение проблемы, темы исследованияпедагог Выбор группы участниковпедагог Знакомство с новыми формами работыпедагог, родители Разработка планапедагог Привлечение специалистовмуз. руков. Сбор материаловпедагог Составление проектапедагог


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Собрание по реализации проекта Формирование проблемы, цель исследования Вхождение в проблему Игровая ситуацияВживание в игровую ситуацию Занятия с включением проблемных ситуаций Принятие проблемы Создание лабораторий Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Создание папки передвижки «как научить ребенка быть исследователем». -осознание поставленной цели; - овладение различными способами решения поставленных задач; - способность предвосхитить результат, основываясь на своем опыте. -Поиск различных средств достижения цели. Создание эмблемы. Подбор музыкальных произведений. Выставка «Кому нужна вода?» Девизы о воде. Домашнее задание. Составление рекомендаций. Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Помогает в решении задачи -Объединение детей в рабочие группы. -Формирование специфических знаний, умений, навыков. -Обогащение и расширение представлений об окружающем мире (Круговорот воды в природе). Планирует деятельность Организует деятельность Физкультминутки Чтение рассказов, сказок Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Использование элементов театрализации-Объединение детей. -Формирование знаний, умений. -Обогащение и расширение представлений об окружающем мире. Экскурсии Сочинение сказок Ведение «дневничков ученых» Пословицы о воде Наблюдения Коллективные работы Подвижные игры Внедренческий этап












Приложение 1 1.Рассматривание узоров на стекле (рассказать детям, что такое явление бывает только в морозное время. 2.Проведение подвижных игр «Снег и ветер». 3.Наблюдение за небом (хмурое, серое, ясное). 4.Загадывание загадок. 5.Наблюдение за первым снегом. 6.Чтение стихотворения Сурикова «Снег». 7.Аппликация «Падает снег». 8.Разучивание с детьми танца «Снежинки». 9.Игра «Узнай звуки природы». Январь 1.Рисование «Снегопад». 2.Наблюдение «Какой снег и сколько его на участке». 3.Загадывание загадок про зиму и снег. 4.Рисование «Снежинки».


Февраль 1.Наблюдение за сосульками. Вода (декабрь) 1.Целевая прогулка к водоёму. Январь 1.Наблюдение 1: «Делаем цветные льдинки». 2.Наблюдение 2: «Какие цветные льдинки». 3.Наблюдение 3: «Как лед превращается в воду». 4.Наблюдение 4: «Теплая и холодная вода». 5.Наблюдение 5: « Как снег превращается в воду». 6.Занятие «Кому нужна вода?» 7.Задание детям на выходные дни: - выяснить дома, кому и зачем нужна вода; -понаблюдать, как мама использует воду в хозяйстве; -время от времени посматривать на кран – не течет ли вода зря; -во время купания поиграть с водой, придумать разные игры 8. Выяснение у детей, что их мама делает с водой. Где дома надо много воды: для мытья посуды, приготовления пищи, стирки белья, уборки.


Весна Март 1.Целевая прогулка на аллею: обратить внимание на изменившийся вид (появились проталины, небо стало ярко – голубое, солнце пригревает). 2.Рассматривание иллюстраций о весне. 3.Ознакомление детей с поговорками. 4.Наблюдение за потеплением, предложить потрогать нагревшуюся на солнце одежду. 5.Рассматривание термометра, наблюдение за тем, как изменяется утренняя и дневная температура. 6.Чтение детям рассказа Л. Толстого «Весна пришла». 7.Чтение стихотворения «Весенняя песенка». 8.Рисование «Весеннее солнышко».


Приложение ВОДА 1.Наблюдение за дождем из окна. 2.Загадывание детям загадки про дождь. 3.Чтение стихотворения П.Синявского «Про дождь». 4.Наблюдение на участке за лужами. Обойти их и убедиться, какие они большие. Лужи долго не высыхают. Дать детям задание проследить, где раньше высохнут лужи – в тени или на солнце. Спросить, почему так происходит. 5. Целевая прогулка на реку Сылва. Посмотреть какие изменения произошли. 6.Проведение опыта с водой (прозрачная, без вкуса) 7.Проведение инсценировки «Кто как от дождя спасается»


Предварительная работа 1.Театрализованные игровые занятия с детьми: «Снежинки», «Сосульки», «Снеговичок», «Снежинки и сосульки», «Забавные истории», «Добрая вода». 2. Аппликация- мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали». 3. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» (зимнее окошко). 4. Аппликация «Избушка ледяная и лубяная». 5. Рассматривание альбома «Кругом вода». 6. Аппликация с элементами рисования «Сосулька на крыше». 7. Аппликация обрывная (по замыслу) «Живые облака». 8. Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик». 9. Лепка объемная «Наш аквариум». 10. Рисование дидактическое «Радуга-дуга, не давай дождя» 11. Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях». 12. Рисование: «Идет дождь», «Снеговик», «Светит солнышко», «Деревья в снегу». 13.Аппликация « Лодки плывут по реке». 14. Лепка «Рыбка»


Занятие Беседа о снеге (с включением логических задач) Сообщение детям сведений о свойствах снега: снег состоит из снежинок; снежинки от тепла тают; из мокрого снега можно лепить; сухой снег рассыпчатый, из него лепить нельзя. Цель занятия: Помочь детям установить причинные зависимости: от тепла снег тает; если воду вынести на мороз, то она замерзает. Методы и приемы: снег в теплой комнате, вода на морозе. Показать картинки и изобразить в движениях снежинки. Занятие Беседа о зиме Рассматривание картин.



Детям показать круговорот воды в природе можно в форме игры. На земном шаре вода непрерывно и постоянно циркулирует, и её общее количество не меняется. Дети знают об испарении воды, её конденсации в облаках и выпадении на землю в виде осадков. Но есть ещё более тонкие особенности перемещения воды в этом круге. Игра показывает детям круговорот воды в природе с учётом всех ньюансов вечного движения воды и даёт им возможность стать участниками этого движения.

Целью игры «Круговорот воды» является расширение понятия круговорота, как непрерывного и всеобъемлющего, важного для всего живого процесса на планете Земля.

Для игры необходимо приготовить материалы:

  • для каждого участника – индивидуальную схему круговорота и карандаш;
  • для всех – 10 конвертов с указанием пунктов путешествия капельки воды и вложенными внутри путевыми записками.

Как дети изучают круговорот воды в природе в процессе игры?

В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды. В процессе проведения игры дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками воды и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём.

Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и очень эмоциональное путешествие.

Подготовка к игре для изучения детьми круговорота воды

Прежде чем начать игру необходимо в игровом помещении разместить конверты, на которых написаны пункты путешествия, в каждый из которых вложено несколько путевых записок. Тексты путевых записок и индивидуальная схема круговорота находятся .

Надписи на конвертах соответствуют надписям на схеме, которую получает и заполняет в процессе игры каждый участник индивидуально: «ОКЕАН», «ОЗЕРО», «ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ», «ЖИВОТНЫЕ», «ОБЛАКА», «ЛЕДНИКИ», «БОЛОТО», «РЕКА», «ВОДОХРАНИЛИЩЕ».

Несколько советов по оформлению конвертов и мотивации детей:

  • каждый конверт и помещённые в нём записки в нем сделайте разного цвета;
  • каждому игроку выдайте вырезанную из бумаги форму капли, на которой написан начальный пункт путешествия;

Описание игры для детей про круговорот воды в природе

Участники игры получают задание – отправиться в путешествие и совершить круговорот: начав путешествие в определённом пункте вернуться в него:

  1. на индивидуальной схеме игрок находит пункт, название которого написано на капельке, которую он получил, например болото, и отмечает его каким-то значком;
  2. в помещении игрок ищет конверт с такой же надписью – «болото» и достаёт из него одну записку. Например: «Вы испарились с поверхности болота и попали в облака - идите к облакам».
  3. После прочтения записки, участник возвращает ее в конверт обратно и идёт к конверту, указанному в записке (в данном случае это облака).
  4. На своей индивидуальной схеме он рисует стрелочку от болота (или другого пункта) к облакам (или любому следующему).

Таким же способом находится второй конверт и все последующие. Выигрывает тот участник, кто первым вернется в пункт, из которого началось его путешествие, т.е совершит круговорот.

Внимание!

Объясните детям – не ставится задача побывать во всех пунктах указанных на схеме, а только в тех, в которые участники будут направляться записками.

Тот, кто закончил игру раньше других и начинает скучать, может совершить второе путешествие. Он самостоятельно выбирает для себя начальный пункт и карандашом другого цвета отмечает свой путь.

Игра разработана в Центре экологического лидерства (США), руководитель Дж. ХЬЮИ. Адаптация и перевод выполнили сотрудники РИЦЭО г. Владивостока.

Посмотрите перекладной мультфильм о круговороте воды: