Биографии Характеристики Анализ

Кто такой антон дельвиг. Антон Антонович Дельвиг: биография и произведения

) - русский поэт, издатель.

Биография

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве , в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов . Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка . Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.06.1773-08.07.1828), - офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать, Любовь Матвеевна (26.09.1777-1859), была дочерью статского советника Матвея Андреевича Красильникова , директора московского Ассигнационного банка, и внучкой русского ученого-астронома А. Д. Красильникова .

Творчество

Стихотворения свои Дельвиг публиковал в журналах «Русский музеум» (), «Новости литературы», «Благонамеренный », «Соревнователь просвещения» и различных альманахах в 1820-х годах.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел . Умер от тифа («гнилой горячки») в 32 года. Похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры .

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

  • Всероссийская премия имени Антона Дельвига, с 2012 г. - премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, больше известная как «Золотой Дельвиг » (учреждена редакцией «Литературной газеты»).

Напишите отзыв о статье "Дельвиг, Антон Антонович"

Примечания

Литература

  • См. статью о Дельвиге В. Гаевского в «Современнике» г. и , г. и .
  • Полное собрание сочинений - в «Библиотеке Севера» за июль г., под ред. В. В. Майкова.
  • Вацуро В. Э.
  • Коровин В. Л. // Энциклопедия Кругосвет
  • А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер. Избранное / составитель Виктор Владимирович Кунин . - Москва: «Правда», 1987. - 640 с. - 500 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дельвиг, Антон Антонович

– Совсем не та, – говорил он.
– Что ж, подурнела?
– Напротив, но важность какая то. Княгиня! – сказал он ей шопотом.
– Да, да, да, – радостно говорила Наташа.
Наташа рассказала ему свой роман с князем Андреем, его приезд в Отрадное и показала его последнее письмо.
– Что ж ты рад? – спрашивала Наташа. – Я так теперь спокойна, счастлива.
– Очень рад, – отвечал Николай. – Он отличный человек. Что ж ты очень влюблена?
– Как тебе сказать, – отвечала Наташа, – я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей, и мне так спокойно, хорошо теперь. Совсем не так, как прежде…
Николай выразил Наташе свое неудовольствие о том, что свадьба была отложена на год; но Наташа с ожесточением напустилась на брата, доказывая ему, что это не могло быть иначе, что дурно бы было вступить в семью против воли отца, что она сама этого хотела.
– Ты совсем, совсем не понимаешь, – говорила она. Николай замолчал и согласился с нею.
Брат часто удивлялся глядя на нее. Совсем не было похоже, чтобы она была влюбленная невеста в разлуке с своим женихом. Она была ровна, спокойна, весела совершенно по прежнему. Николая это удивляло и даже заставляло недоверчиво смотреть на сватовство Болконского. Он не верил в то, что ее судьба уже решена, тем более, что он не видал с нею князя Андрея. Ему всё казалось, что что нибудь не то, в этом предполагаемом браке.
«Зачем отсрочка? Зачем не обручились?» думал он. Разговорившись раз с матерью о сестре, он, к удивлению своему и отчасти к удовольствию, нашел, что мать точно так же в глубине души иногда недоверчиво смотрела на этот брак.
– Вот пишет, – говорила она, показывая сыну письмо князя Андрея с тем затаенным чувством недоброжелательства, которое всегда есть у матери против будущего супружеского счастия дочери, – пишет, что не приедет раньше декабря. Какое же это дело может задержать его? Верно болезнь! Здоровье слабое очень. Ты не говори Наташе. Ты не смотри, что она весела: это уж последнее девичье время доживает, а я знаю, что с ней делается всякий раз, как письма его получаем. А впрочем Бог даст, всё и хорошо будет, – заключала она всякий раз: – он отличный человек.

Первое время своего приезда Николай был серьезен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вмешаться в эти глупые дела хозяйства, для которых мать вызвала его. Чтобы скорее свалить с плеч эту обузу, на третий день своего приезда он сердито, не отвечая на вопрос, куда он идет, пошел с нахмуренными бровями во флигель к Митеньке и потребовал у него счеты всего. Что такое были эти счеты всего, Николай знал еще менее, чем пришедший в страх и недоумение Митенька. Разговор и учет Митеньки продолжался недолго. Староста, выборный и земский, дожидавшиеся в передней флигеля, со страхом и удовольствием слышали сначала, как загудел и затрещал как будто всё возвышавшийся голос молодого графа, слышали ругательные и страшные слова, сыпавшиеся одно за другим.
– Разбойник! Неблагодарная тварь!… изрублю собаку… не с папенькой… обворовал… – и т. д.
Потом эти люди с неменьшим удовольствием и страхом видели, как молодой граф, весь красный, с налитой кровью в глазах, за шиворот вытащил Митеньку, ногой и коленкой с большой ловкостью в удобное время между своих слов толкнул его под зад и закричал: «Вон! чтобы духу твоего, мерзавец, здесь не было!»
Митенька стремглав слетел с шести ступеней и убежал в клумбу. (Клумба эта была известная местность спасения преступников в Отрадном. Сам Митенька, приезжая пьяный из города, прятался в эту клумбу, и многие жители Отрадного, прятавшиеся от Митеньки, знали спасительную силу этой клумбы.)
Жена Митеньки и свояченицы с испуганными лицами высунулись в сени из дверей комнаты, где кипел чистый самовар и возвышалась приказчицкая высокая постель под стеганным одеялом, сшитым из коротких кусочков.
Молодой граф, задыхаясь, не обращая на них внимания, решительными шагами прошел мимо них и пошел в дом.
Графиня узнавшая тотчас через девушек о том, что произошло во флигеле, с одной стороны успокоилась в том отношении, что теперь состояние их должно поправиться, с другой стороны она беспокоилась о том, как перенесет это ее сын. Она подходила несколько раз на цыпочках к его двери, слушая, как он курил трубку за трубкой.
На другой день старый граф отозвал в сторону сына и с робкой улыбкой сказал ему:
– А знаешь ли, ты, моя душа, напрасно погорячился! Мне Митенька рассказал все.
«Я знал, подумал Николай, что никогда ничего не пойму здесь, в этом дурацком мире».
– Ты рассердился, что он не вписал эти 700 рублей. Ведь они у него написаны транспортом, а другую страницу ты не посмотрел.
– Папенька, он мерзавец и вор, я знаю. И что сделал, то сделал. А ежели вы не хотите, я ничего не буду говорить ему.
– Нет, моя душа (граф был смущен тоже. Он чувствовал, что он был дурным распорядителем имения своей жены и виноват был перед своими детьми но не знал, как поправить это) – Нет, я прошу тебя заняться делами, я стар, я…
– Нет, папенька, вы простите меня, ежели я сделал вам неприятное; я меньше вашего умею.
«Чорт с ними, с этими мужиками и деньгами, и транспортами по странице, думал он. Еще от угла на шесть кушей я понимал когда то, но по странице транспорт – ничего не понимаю», сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела. Только однажды графиня позвала к себе сына, сообщила ему о том, что у нее есть вексель Анны Михайловны на две тысячи и спросила у Николая, как он думает поступить с ним.
– А вот как, – отвечал Николай. – Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны. Так вот как! – и он разорвал вексель, и этим поступком слезами радости заставил рыдать старую графиню. После этого молодой Ростов, уже не вступаясь более ни в какие дела, с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты, которая в больших размерах была заведена у старого графа.

Уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю, уже зелень уклочилась и ярко зелено отделялась от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко красными островами посреди ярко зеленых озимей. Русак уже до половины затерся (перелинял), лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были больше собаки. Было лучшее охотничье время. Собаки горячего, молодого охотника Ростова уже не только вошли в охотничье тело, но и подбились так, что в общем совете охотников решено было три дня дать отдохнуть собакам и 16 сентября итти в отъезд, начиная с дубравы, где был нетронутый волчий выводок.
В таком положении были дела 14 го сентября.
Весь этот день охота была дома; было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать и оттеплело. 15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движенье, которое было в воздухе, было тихое движенье сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито мокро чернела, и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо: пахло вянущим лесом и собаками. Чернопегая, широкозадая сука Милка с большими черными на выкате глазами, увидав хозяина, встала, потянулась назад и легла по русачьи, потом неожиданно вскочила и лизнула его прямо в нос и усы. Другая борзая собака, увидав хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и подняв правило (хвост), стала тереться о ноги Николая.
– О гой! – послышался в это время тот неподражаемый охотничий подклик, который соединяет в себе и самый глубокий бас, и самый тонкий тенор; и из за угла вышел доезжачий и ловчий Данило, по украински в скобку обстриженный, седой, морщинистый охотник с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников. Он снял свою черкесскую шапку перед барином, и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот всё презирающий и превыше всего стоящий Данило всё таки был его человек и охотник.

10 - 30 годы 19-го века характеризуются большим подъемом дворянской культуры. Это обусловлено и реформами Александра I, и духом свободы, пришедшим в Россию после победы над Наполеоном, и поистине уникальным количеством одаренных литераторов, появившихся в это время. И Дельвиг, биография которого, к сожалению, коротка, - один их них.

Детство

Антон Антонович Дельвиг (1798 - 1831) принадлежал к старинному, но обедневшему роду баронов, давным-давно обрусевших выходцев из Прибалтики. Он родился в Москве. Семья была бедной. Она существовала на жалованье отца, служившего в Кремле. Свое образование Антон Антонович начал в частном пансионе. Там один из преподавателей заинтересовал его историей, литературой, но точные науки ребенок не полюбил.

Царскосельский лицей

В 13 лет Антона Дельвига отдали на обучение в только что отрывшийся лицей в Царском Селе. Он оказался в одном классе с А. Пушкиным и В. Кюхельбекером, с которыми подружился на всю жизнь.

С такой небогатой, но одаренной дворянской молодежью на шесть лет встретился Дельвиг. Биография его будет наполнена общением с этими неординарными людьми. Внешне Дельвиг был полноватый, розовощекий, неповоротливый и довольно неуклюжий. Учился он не просто посредственно, а, скорее, даже плохо. Его считали лентяем. Над ним незлобно подсмеивались и писали эпиграммы. Но куда только исчезала медлительность, когда дело касалось словесности или чтения? Он с удовольствием готовил уроки по интересующему его предмету. Даже не зная немецкого языка, он цитировал наизусть Шиллера и Гете. Он рано начал писать стихи, подражая Горацию («К Диону», «К Лилете»). А 1814 году, когда русские войска вошли в столицу Франции, он написал стихотворение «На взятие Парижа». Оно было опубликовано под псевдонимом «Русский» в «Вестнике Европы».

Его поэтический дар был оценен так высоко, что директор лицея попросил написать стихотворение, которое ознаменует первый выпуск лицея. И Дельвиг написал «Шесть лет». Это произведение положили на музыку, и оно стало гимном лицея на долгие годы.

Служба

После окончания лицея, где бы Дельвиг ни служил, он проявлял себя как человек нерадивый и не любящий работу. Часто меняя ведомства, равнодушно относился к делам Дельвиг. Биография говорит, что рутинная работа его тяготила.

Настоящие увлечения

Не хобби, а почти работой, но выполняемой все же с неизменной ленцой, стали стихосложение и Когда поэт, а Дельвиг был поэтом, женился на Софье Михайловне Салтыковой, то их дом стал литературно-музыкальным салоном.

В нем встречались Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнев, Языков. В этом была и немалая заслуга его супруги, которая любила русскую словесность, много читала, а полюбившиеся стихотворения заучивала наизусть. Еще в годы учебы Софья Михайловна много слышала о Дельвиге, Баратынском, Рылееве, Бестужеве. Она с увлечением читала их произведения.

Кроме того, она много читала на немецком и французском языках и прекрасно играла на фортепьяно.

В 1825 году Дельвиг организовал издание альманаха «Северные цветы». Он умело распознавал зарождающийся талант и привлекал к печати новых авторов как из Петербурга, так и из Москвы. Но главным своим делом Дельвиг считал издание «Литературной газеты». Она выходила при участии Пушкина и Вяземского. Активным критиком проявил себя на ее страницах Дельвиг. Биография рассказывает о борьбе с «коммерческой» литературой, удачливым, продаваемым автором которой был бесталанный Булгарин. Он издавал почти запрещенного Пушкина и неугодного властям Кюхельбекера. Так в литературной и организаторской области развивался Дельвиг. Биография показывает, что этот человек не сгибался угодливо перед цензурой. Политическая и общественная деятельность были ему неинтересны. Он знал, и даже близко, будущих декабристов Ф. Глинку, А. Бестужева, К. Рылеева, но не разделял из взглядов. Не был революционером Антон Дельвиг. Биография его в этом плане сложилась удачно, в отличие от жизненного пути увлекшегося этими идеями

Поэзия Дельвига

На поэзию Дельвига наложила отпечаток его тихая, далекая от общественно-политических течений, жизнь. Захудалое дворянство было выброшено от участия в управлении государством. Представителем этого сословия был Антон Дельвиг. Биография его отражена в том, что он был представителем «чистой» поэзии, свободной от потрясений политических бурь. Он написал примерно сто семьдесят стихотворений с виртуозным мастерством. Дельвиг искал новые формы стиха, у него у первого в России появились сонеты. Он писал в размерах русского народного стиха. И все это многообразие форм использовалось только для очень узкой тематики произведений. Он мечтал о тихой усадебной жизни, об отсутствии мирских забот, о дружеских забавах.

Две темы проходят через всю его поэзию. Одна идиллическая, с эллинскими мотивами, а другая - подражание народным песням. В зрелые годы он даже «скрещивал» два этих жанра («Отставной солдат»). На его стихи писали музыку Даргомыжский, Варламов, Глинка. А «Соловья» Алябьева, посвященного Пушкину, знают практически все. Произведения Дельвига и в наши дни известны, но как безымянные («Не осенний мелкий дождичек», «Ах, ты ночь ли, ноченька»).

Отношения с Пушкиным

Дружба с А. Пушкиным была самой задушевной с лицейских лет. Жизнь Дельвига показывает, что он всегда восхищался произведениями друга, а Пушкин, в свою очередь, очень ценил Дельвига как литератора и его разработки новых поэтических форм использовал в творчестве болдинской осенью. После длительных разлук они встречались очень нежно, обнимая и целуя друг друга. Таков был Дельвиг - друг Пушкина. Биография каждого из поэтов говорит о родстве их душевного строя.

Последние годы

Любимое детище Дельвига - «Литературную газету», - закрыли, благодаря доносам Булгарина шефу жандармов Бенкендорфу, в 1830 году. Поэт затосковал. А потом он разболелся и умер от тифа. Ему было всего тридцать два года. Смерть Дельвига потрясла Пушкина. В письмах к Плетневу Александр Сергеевич прямо говорит, что Дельвиг «был лучшим из нас».

В наши дни учредили ежегодную литературную премию им. Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». Целью премии является поддержка литераторов, которые развивают в своем творчестве лучшие отечественные традиции.

Анто́н Анто́нович Де́львиг (6 (17) августа 1798, Москва - 14 (26) января 1831, Санкт-Петербург) - барон, русский поэт, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина.
Биография
Отец его служил в русской службе и был женат на русской. В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» - за подписью Русский).
Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 г., и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 г. был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке. Затем до смерти своей служил в Министерстве внутренних дел.
Адреса в Санкт-Петербурге
10.1825 - 09.1826 года - дом Эбелинг - Миллионная улица, 26;
11.1829 - 14.01.1831 года - дом Тычинкина, - Загородный проспект, 1.
Творчество
Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х гг.
В 1825 г. Дельвиг женился на С. М. Салтыковой, и у него начались литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков. В это же время он начал издательскую деятельность: в 1825-1832 гг. вместе с О. М. Сомовым он выпустил 8 книжек альманаха «Северные цветы», в 1829-1830 г. - 2 книжки альманаха «Подснежник», а с 1830 г. предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.
«Ленивый баловень» и в школе, и в служебной деятельности, Дельвиг столь же беспечно относился и к своей музе. Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта.
Тем не менее, он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была С. Д. Пономарёва, которой он посвятил несколько стихотворений. Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой - он увлекался русской народной поэзией и подражал народной лирической песне, иногда не без успеха. И тут, и там, однако, у него звучат немецкое сентиментальное добродушие и немецкая же меланхолическая задумчивость, присоединяющая его к школе романтиков. Стихи Дельвига гладкие и старательные, но не смелые и не яркие.
Был самым близким к А. С. Пушкину человеком; тот высоко ценил своего друга и как поэта.

Поэт. Друг А. С. Пушкина. Издавал альманах "Северные цветы" (1825 — 31) и "Литературную газету" (1830 — 31). Лирические стихи в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен ("Соловей", "Не осенний мелкий дождичек").

Биография

Родился 6 августа (17 н.с.) в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохранилась на всю жизнь.

Особое внимание уделял русской литературе и поэзии, начал писать стихи и вскоре стал одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.

После окончания лицея в 1817 Дельвиг служил в разных ведомствах. В 1818 был избран в "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", много писал.

В 1820 Дельвиг — помощник библиотекаря в Императорской публичной библиотеке, служил под началом И. Крылова, но основное время отдавал литературному творчеству, посещая литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сблизился с А. Бестужевым и К. Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды.

Основным жанром поэзии Дельвига стали идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользовались широкой популярностью ("Соловей", музыка А. Алябьева, "Не осенний мелкий дождичек", музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.

В 1825 — 1831 издавал альманах "Северные цветы" и "Литературную газету" (1830 — 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского крута и защиты их позиций в литературной борьбе того времени.

Доносы Ф. Булгарина сыграли свою роль: шеф жандармов Бенкендорф остановил издание "Литературной газеты", а затем "состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией" (1830). Поэт впал в тяжелую депрессию и вскоре после этого скончался (14 января, в Петербурге).

Биография

Дельвиг Антон Антонович

Поэт, видный литературный деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке - помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.). Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение - патриотическая ода «На взятие Парижа» - помещено в «Вестнике Европы» в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха «Северные цветы» ставит Д. в центр литературной деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, «друга и советника» старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных литературных салонов эпохи. В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского «Литературную газету» - боевой орган «литературной аристократии», деятелей «чистого искусства» - поэтов-дворян, противопоставляющих себя «лавочникам» от литературы, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта. Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция которого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная «тихая жизнь», свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток. В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из которых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем «чистой поэзии», чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором «чистых» поэтических форм («Дельвиг - поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах», - писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение «Жаворонок»), с успехом применяет самые разнообразные «древние метры», пишет «вольным размером» русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдин-ской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о «тихом», усадебном уюте в своем скромном «наследственном селенье»; «беспечная» жизнь в «домике простом», «замкнутом на ключ» «для знати жеманной»; «покой в безвестности»; «забвенье мирских забот» и легкие эпикурейские забавы в «веселом кружке вакхических друзей»; «умеренное желанье» - «проспать весь век» с тем, чтобы от милых и ленивых «просонок» жизни «беззаботно» перейти к «сновиденьям» не пугающей смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими «милыми тенями», льющими в бокалы «тень Аи» - таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, - по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. «новейшее, уныние», свойственное в той или иной степени всем постам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об «увянувшей юности», «исчезнувшем мае», «конченном пире», «пролетевших временах», «златых днях екатеринина века», грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, «венчанной минутными розами», или на груди у «Лидии младой». Характерно-излюбленный образ поэзии Д. - «улыбающийся» старец среди «милых юношей и дев», в сочувственном кругу молодежи, юных друзей, новых поколений. Жанровая эволюция Д. вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние которой с самого начала умеряется в Д. одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной «Пиндаровой» оды, воспевающей «героев и судей», - Д. переходит к малым «домашним жанрам» горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание - рассказ в эпоху «железного века» о «золотом веке», о мирном «аркадском» быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом легкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришелся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. «Идиллии Д. для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы», - писало них Пушкин. Наоборот, современная Д. разночинская критика особенно ценила его подражания «русским народным песням», - параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Д. особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в «русской идиллии» Д. «Отставной солдат») и который является последней стадией в процессе «снижения» дворянских классических жанров XVIII в. Песни Д. являются конечно только стилизациями под «народные» песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперед от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого, Дмитриева и др. Некоторые из песен Д. оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих литературных корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью («Ах, ты, ночь ли, ноченька», «Не осенний мелкий дождичек», и др.). Интерес к поэзии Д., высоко оцененной современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Д. в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды. Библиография: I. При жизни Д. вышел единственный сборник его стихотворений (СПб., 1829. Сочинения, с приложением биографического очерка, составленного Вал. Майковым, ежемесячное приложение к журналу «Север», СПб., 1893; Неизданные стихотворения, под ред. М. Л. Гофмана, П., 1922; Барон Дельвиг, Материалы биографические и литературные, собранные Ю. Верховским, П., 1922; Письма барона А. А. Дельвига к невесте, Сборник Пушкинского дома на 1923, П., 1922. II. Гаевский В., Дельвиг, «Современник», 1853, кн. II и V; 1854, кн. I и IX; Гастфрейнд Н., Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов, т. II, СПб., 1912; Дельвиг А. И. , Мои воспоминания, т. I, М., 1912; Шервинский С., Барон Дельвиг и русская народная песня, «Русский архив», 1915; Киселев Н. П. , Размеры Дельвига, «Труды и дни», М., 1916, VIII; Поэты пушкинской поры, под ред. Ю. Н. Верховного (см. вступит. статью), М., 1919; Гофман М., Страница из жизни Дельвига, сборник «Феникс», М., 1922, кн. I; Розанов И. Н. , Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925 (глава II, Дельвиг); Успенский В с., О Дельвиге, сб. «Русская поэзия XIX в.», Л., 1929. III. Венгеров С. А. , Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910; Владиславлев И. В. , Русские писатели, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928

Барон Антон Антонович Де́львиг появился на свет 17 августа 1798 г. Образование мальчик получал в Царскосельском лицее. Его близким другом и товарищем по учёбе был А. С.Пушкин. Долгое время не мог найти место работы, пробовал себя в должности служащего департамента горных и соляных дел и помощника библиотекаря и многих других сферах, но безуспешно. Первое произведение Дельвига увидело мир в «Вестнике Европы» (1814 г.). Это была написанная ещё в лицее патриотическая ода «На взятие Парижа».

С 1825 года альманах «Северные цветы» под руководством Дельвига становится очень популярным благодаря его утонченному вкусу и необычайному дару распознавать талантливых писателей.

В 1830 г. при тесном сотрудничестве с Пушкиным Антон Антонович работает над периодическим изданием «Литературная газета». В одном из выпусков, Дельвиг очень критично отозвался о творчестве Ф. Булгарина, в частности о его романе «Иван Выжигин», назвав автора "недумающим и малообразованным". Романист не потерпел такой оценки и донес на критика, вследствие чего Дельвиг был отстранён от издания газеты. По наблюдениям современников издателя, это неприятное событие наложило отпечаток на состояние здоровья Антона Антоновича.

В отличие от Пушкина и Баратынского, судьба Дельвига протекала более ровно, но его происхождение и воспитание всё же отражалось на творчестве автора. Его творчество напрочь лишено всяческой рутины и бытовых моментов. Поэт один из первых кто вводит в русскую поэзию форму сонета и первым употребляет гипердактилические рифмы. Но при учете всего этого, его произведения (чуть более 170 стихов) отличаются "узким виденьем идеальной жизни, тихой усадьбы, умиротворения".р>

Поэзия Дельвига становится практически незаметной почти до 20-х годов XX века. Интерес к творчеству возрождается после попытки выдвинуть поэта в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.

14 января 1831 года Антон Антонович скончался, после обвинения от начальника III отделения графа А.Х. Бенкендорфа в неподчинении властям, от приступа нервной лихорадки