Биографии Характеристики Анализ

Ляличи. Церковь Екатерины

В XVII веке Ляличи, как и весь Мглинский край, были захваченный поляками. После изгнания поляков в 1654 году они переданы Мглинской ратуше, но уже скоро захвачены сотником Бороздной - представителем гетманской власти на месте. В 1732 гетманом Полуботко Ляличи были отданы "пану Валькевичу". Затем в село явился с "жалованной грамотой" новый владелец - поручик Детервиль. После него село вновь принадлежит Мглинской ратуше. В 1775 году Екатериной Второй Ляличи были "пожалованы" полковнику Петру Васильевичу Завадовскому "в мирное торжество в Москве" по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского договора.

Завадовский - уроженец села Красновичи Суражского уезда. Принимал участие в русско-турецкой войне, отличился в сражениях при Ларге и Кагуле, затем состоял секретным правителем канцелярии графа П.А. Румянцева-Задунайского и вместе с графом С.Р. Воронцовым редактировал текст Кучук-Кайнарджийского договора. Фельдмаршал Румянцев рекомендовал его вниманию императрицы, приблизившей Завадовского к себе, хотя и не надолго. Завадовский занимал видные посты в царской администрации: был сенатором, членом Государственного совета и управляющим Дворянским и Государственным банком. Павлом 1 возведен в графское достоинство и... отправлен в свое имение Ляличи с дозволением выезжать оттуда не далее 10 верст. При Александре 1 Завадовский был председателем комиссии составления законов, первым министром народного просвещения и председателем департамента законов Государственного совета. Случай ("фавор", как тогда говорили), выдвинувший Завадовского на видное место, сделал его обладателем колоссального богатства. "Подарок" Екатерины Второй ему Ляличей состоял из 2500 душ крестьян и 40 тысяч десятин земли. В дальнейшем он увеличивал свое богатство, не разбираясь в способах: дешево скупал и даже отнимал земли у своих небогатых соседей. Видимо, это было "нормой поведения" царских высокопоставленных лиц, и большинство современников благосклонно отзывается о Завадовском, а А.В. Суворов причислял его к числу придворных старых "любезников", от которых предостерегал свою дочь. Только Г.Р. Державин весьма нелестно отзывался о Завадовском, сообщая о его злоупотреблениях по должности директора Государственного заемного банка. Все время собираясь удалиться от двора на житье в родные места, Завадовский устроил в Ляличах обширную усадьбу.

План дворцовой усадьбы Ляличи. Обмер В. Городкова 1969-1971 годы. 1 - сохранившиеся постройки; 2 – не сохранившиеся постройки; 3 - современная застройка; 4 - Дом-дворец 1795 год; 5 - храм Екатерины 1797 год; 6 - служебный корпус (ныне школа); 7 - корпус на месте оранжерей 1915 год; 8 - каменная ограда парка; 9 - парк;10 - фруктовый сад; 11 - земляная плотина; 12 - летний дворец; 13 - "храм Благодарности"; 14 - место пруда с водопадами; 15 - видовая площадка; 16 - темная аллея; 17 - оранжерея; 18 - служебные корпуса; 19 - современный пруд.

Усадьба располагается на окраине современного села Ляличи. Основной подъезд к ней с дороги Сураж - Мглин, проходящей вдоль северо-западной границы парка усадьбы. Ансамбль усадьбы раскинулся на наиболее возвышенной части местности по обоим склонам берегов ручья Излучье, притока Ипути, протекающей в 3 км от усадьбы. В конце XVIII столетия усадьба получила свое законченное воплощение. Здесь был воздвигнут великолепный дворец, целый ряд вспомогательных и хозяйственных зданий, разбит колоссальный парк, построена замечательная своей архитектурой церковь Екатерины. Усадьба и деревня получили название "Екатериныдар" (здесь в торжественные дни звучал на концертах гимн "славься сим, Екатерина, славься, нежная к нам мать!"...). Это был кульминационный пункт развития усадьбы. Строительство усадьбы связано с именем знаменитого архитектора Джакомо Кваренги - выдающегося представителя русского классицизма. А. Ханенко в "Рассказах о старине" ("Русский архив" ,1868 год) рассказывает, что Завадовский, представляя Екатерине Второй для утверждения составленный Кваренги проект здания Государственного банка, так восхищался им, что Екатерине вздумалось выстроить Завадовскому такой дом на месте его родины. По распоряжению императрицы Кваренги выполнил проект дворца для ее фаворита графа Завадовского в Ляличах. Тот же Ханенко сообщает, что план дворца, проектированный "знаменитым Кваренги", был "исправлен" карандашом самой Екатериной и что этот план с ее поправками многие видели у прежних владельцев "Ляличской усадьбы". Однако в издании рисунков и чертежей Кваренги, осуществленном сыном архитектора Джулио Кваренги, ни планов, ни фасадов Ляличского дворца не находится, как, впрочем, не находится и ряда других бесспорных работ выдающегося зодчего. Своей композицией, приемом расположения основных масс и многими деталями Ляличский дворец напоминает одно из лучших произведений Кваренги - здание Государственного, ранее Ассигнационного банка в Ленинграде (построен в 1783-1790 годах, бюст Дж. Кваренги установлен перед фасадом банка). Оба этих здания являются произведениями 1780-х годов и по времени совпадают с периодом наивысшего расцвета творчества Кваренги. О проекте Ляличского дворца Кваренги упоминает в своем автобиографическом письме 1785 года. Когда было начато строительство дворца, неизвестно. В письме Завадовского к графу Воронцову от 12 апреля 1793 года отмечено, что Завадовский на дом и сад "положил великие тысячи". Постройка дворца, конюшен и других зданий комплекса была закончена в 1795 году. Двумя годами позже освящен красивый и величественный храм Екатерины. Одновременно устраивался и парк.
В основе планировочного решения усадьбы лежала выработанная к концу XVIII столетия развитием русской культуры схема, типичная для многих русских крупных усадебных комплексов. центральным ядром композиции комплекса был дворец, широко раскинувшийся боковыми криволинейными в плане крыльями в вершине громадного "почетного двора" - курдонера. С боковых сторон двора располагались корпуса оранжерей, а передней стороной являлась каменная ограда с монументальными воротами въездов. К этому въезду подводила прямая, не длинная центральная липовая аллея. Она ответвлялась под прямым углом от основной широкой и длинной (в несколько километров) аллеи-дороги. По обе стороны центральной аллеи располагалась большая группа служебных зданий и хозяйственных строений: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи. Вместе с липовой аллеей эта группа зданий замыкала парадный двор с юго-запада. От основной широкой аллеи, проложенной параллельно парадному фасаду дворца, начинается парк, который с двух сторон охватывает курдонер с его постройками, дворец и опускается к ручью с искусственными прудами. Аллея, минуя пределы фасада усадьбы, заканчивается площадью, на которой господствует выразительный объем церкви Екатерины. За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка. Характер размещения архитектурных элементов ансамбля - парадный, симметричный, создающий торжественную композицию застройки с точно рассчитанной последовательностью восприятия и с акцентами на архитектуре зданий и сооружений. Все объемно-пространственное построение ансамбля неразрывно связано с природным ландшафтом, имеющим открытый, с небольшими редкими рощами всхолмленный рельеф, широту полей, уходящих вдаль, серебряную ленту ручья с зеркалами прудов и в лугах блистающую Ипуть. И над всем этим возвышаются дворец и храм - творения искусства, венчающие красивую природную картину. Массив зелени парка, открытые поверхности прудов, полян и садового партера перед дворцом, строгая и торжественная архитектура сооружений некогда создавали целостную и впечатляющую панораму, грандиозно раскинувшуюся по высоким холмам и видную за несколько километров.
После смерти в 1812 году создателя усадьбы П.В. 3авадовского начался длительный период постепенного низведения ее, распродажи целиком и по частям, хищений, разрушений и почти полного уничтожения.
Первым на этот путь встал сын-наследник В. 3авадовский, продавший усадьбу генерал-аншефу В.В. Энгельгардту, владевшему ею до 1835 года. После этого усадьбу унаследовал его сын А.А. Энгельгардт, который продал имение в 1847 году барону Черкасову.
Но прежде чем продать усадьбу целиком, Энгельгардты распродали и вывезли в другие свои поместья много ценного из коллекций и оборудования Ляличей.
Бронзовая статуя кагульского героя Румянцева была продана черниговскому губернатору, который подарил ее городу Глухову. В этом городе была некогда сосредоточена административная деятельность русского полководца, и там скульптуру использовали в качестве памятника ему. Проект памятника был составлен видным архитектором Н.А. Львовым. Памятник стоял в городе до 1942 года, когда фашисты распилили его на части и пытались увезти в Германию. Но на станции Слоут партизаны отбили эшелон с награбленным имуществом. Местным жителям удалось спрятать и сохранить голову статуи, а в 1943 году передать в глуховский музей. С 1953 года она находится в Сумском краеведческом музее.
Мраморная статуя Екатерины, украшавшая парадную гостиную Ляпичского дворца, находится в музее скульптуры Академии художеств в Ленинграде. От Черкасова Ляличи попадают к гвардии ротмистру Н.А. Атрыганьеву, а тот в 1875 году продает их петербургскому миллионеру-антиквару Линевичу. Последний, по торгашески, быстро расправился с ценностями усадьбы - вывез почти все, что только имело какую-либо художественную или антикварную ценность: гобелены, мебель, картины, статуи, книги и прочее. После нашествия антиквара в доме остались лишь мозаичные полы, лепные потолки, шкафы красного дерева да кое-какая малоценная громоздкая мебель.
Линевич распродавал вывезенные из Ляличей художественные произведения в различные руки: парижскому банкиру Ротшильду было продано бюро Марии-Антуанетты с бронзовыми украшениями Гутьера и с медальонами севрского фарфора, выполненными Буше. Теперь это бюро находится в собрании Луврского музея во Франции. Кровать Марии-Антуанетты была продана Кенсингтонскому музею в Англию; гобелены - в парижский дворец Трокадеро; часть ляличских сокровищ попала во дворцы Павловска и царского Села, остальная разошлась по музеям Европы и Америки.
Безвестный поэт-путешественник, в начале 1860-х годов посетивший Ляличи, описал усадьбу и состояние, в каком он ее застал, включив и местные легенды:

Вот здесь великая царица
Приют любимцу создала,
Сюда искусство созвала
И все, чем блещет лишь столица,
В немую глушь перенесла.
План начертал Кваренги смелый,
Возник дворец, воздвигнут храм.
Красивых зданий город целый
Везде виднеет здесь и там.
Великолепные чертоги!
Ротонда, зал роскошных ряд...
Со стен на путника глядят,
С ковров красавицы и боги.
И, полный вод, лугов и теней,
Обширный парк облег кругом,
Киоски и беседки в нем,
И бегают стада оленей,
В зверинце темном и густом.
Под куполом, на возвышенье,
Руки художника творенье,
Стоял Румянцева колосс.
Но все ток времени унес:
Еврей Румянцева увез.
Широкий двор травой порос,
И воцарилось запустенье
В дворце и парке. Только там
Порою бродит по ночам
Жена под черным покрывалом,
В одежде черной... кто она?
Идет по опустевшим залам...
Ее походка чуть слышна,
Да платья шум, да в мгле зеркал
Порою лик ее мелькал.
Еще видение другое:
По парку ездит в час ночной
Карета. Стук ее глухой
Далеко слышен. Что такое –
Карета та? Кто в ней сидит?
Молва в народе говорит,
Что будто в ней сама царица
С своим любимцем парке мчится...

("Русский архив",1883 год, книга 2)

После Линевича владельцы усадьбы мельчают - купец Самыков распродает остатки ее имущества. Как пишет журнал "Русский архив" (1887 год), ляличская библиотека, состоявшая из 3750 томов, была куплена в 1878 году у него стародубским книготорговцем Нероновым. А затем и вся усадьба продана гомельским купцам Голодцам. Эти дельцы распродали и растащили остатки того, что не успели истребить их предшественники. В это время не брезговали ничем. Некий ловкий "поклонник красоты" перетащил к себе в деревню Чешуйки два скульптурных панно, выломанных из стен дворца, и прилепил их к своей хате, "украсив" ее доступным ему способом. Уже к началу XX века дворец являл собой дикое зрелище: выломаны оконные переплеты, содраны полы, и среди всего этого разрушения нелепо и обреченно выглядят роскошнейшие росписи стен и потолков, лепнина...
Такое положение усадьбы встревожило архитектурно-художественные и историко-культурные круги русской интеллигенции. По поручению "Общества защиты старины" в 1911-1913 годах архитектор-художник А.Я.Белобородов произвел обмеры и фотографирование Ляличского дворца и храма Екатерины. Часть из этих материалов ныне хранится в музее архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Чертежи Белобородова в 1913 году были изданы в книге Ф.Ф. Горностаева "Строительство графов Разумовских в Черниговщине" с подробным описанием зданий.
В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус - учебный; северный - административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. 6 мая 1915 года в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета русской армии на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 года была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.
А в 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели, также горевшие, впоследствии были восстановлены. В усадьбе разместилась еврейская коммуна, позднее преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла. Свою "деятельность" артельщики начали с заготовки древесины в парке, вырубив туевую аллею. В 30-х годах дворец вообще наполовину разобрали, и кирпич пустили на строительство картонной фабрики в Сураже. Общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся кладоискательством (бытовала легенда о "несметных сокровищах", где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности...
Последний удар Ляличам нанесла Великая Отечественная война.
К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей (переделанный в конюшню) и церковь Екатерины. Огромный парк (1349 на 1180 метров) во многих местах вырублен и сильно запущен.
Левое крыло дворца в 1968-1971 годах было приспособлено для размещения школьных помещений. Силами учащихся, без какого-либо проекта восстановления, в боковом корпусе были размещены школьный спортивный зал, в полуподвале под ним небольшая котельная и мастерская. В криволинейном крыле - несколько классов и под ними учебные мастерские. Просуществовала школа не долго. Был владельцем дворца и садоводческий совхоз "Мичуринский". Его службы занимали правый боковой корпус "особо почетных гостей" и построенный в 1915 году южный учебный корпус на боковой стороне парадного двора. И этих нет. Зато видна деятельность вандалов, продолжающих методично добывать кирпич из руин.
История усадьбы Завадовского продолжается. Какой она будет – зависит от нас. Возникает вопрос: есть ли смысл в наши дни думать о сохранении Ляличского ансамбля, о его использовании? Может быть, предоставить его собственной судьбе, которая неуклонно на протяжении полутораста лет только и делает, что наносит ему удар за ударом? После блестящего возникновения в конце XVIII века все остальное время - это только непрерывная цепь всевозможных утрат для него. Прежде чем ответить на этот вопрос, надо подумать о значении ансамбля в развитии русской архитектуры и паркостроения, подумать о его роли и месте в современной застройке села Ляличи.
Ляличский ансамбль был выдающимся произведением искусства эпохи русского классицизма конца XVIII века. С его созданием тип русской дворцовой усадьбы получил наиболее полное и законченное выражение. Построенный в период расцвета реалистического архитектурного стиля, он является широко известным памятником той эпохи. Проект ансамбля был выполнен в зените творческой деятельности замечательного представителя русской архитектуры Джакомо Кваренги и является одной из лучших его работ.
Совершенство и размах ансамблевого замысла и его осуществления, безупречная чистота стиля архитектуры, оригинальность композиции, счастливая найденность пропорциональных соотношений элементов ансамбля и гармония общего решения, редкая художественность при строгом характере архитектуры, лаконичность и выразительность языка форм, высокое качество технического исполнения построек и выдающееся мастерство паркостроителей, проявленное в использовании, в сущности, обычной местности для исключительно красивого парка, - вот в чем ценность и образец для нас сегодня Ляличского архитектурно-паркового ансамбля.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (20.09.1744-1817) - человек удивительной судьбы и выдающихся дарований. Целая большая жизнь поиска, практики и стремления к совершенству. Во всём мире он известен как выдающийся зодчий, мастер классической архитектуры и последователь великого А. Палладио (1508-1580). Знаменитый своими постройками в Петербурге и Москве, Кваренги так же оставил значимый след и в родной Италии и в Российской провинции. Удивительно, но время не щадит даже такие великие имена.

В 2017 году исполняется 200 лет со дня смерти гениального зодчего. Государственный Эрмитаж посвятит этой дате выставки «Архитектура Кваренги в фотографиях» http://hermitagemuseum.org и «Джакомо Кваренги (1744 – 1817). Архитектор и рисовальщик» http://hermitagemuseum.org . и … всё.

В Италии, судя по информации сайта http://www.vallimagna.com/giacomo-quarenghi/ , программа шире, даже планируется создать премию имени Кваренги.
Историю памяти и забвения имени Кваренги проследил В.Пиляровский в своей книге «Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник» (Стройиздат, 1981г.). Предлагаю некоторые факты из этого исследования:

Первым биографом Кваренги был его сын Джулио, который наследовал большой архив отца. Часть графического наследия отца он опубликовал в гравированных альбомах в 1821 и 1844 гг.

Примерно в это же время брат архитектора Франческо Мария Кваренги сделал попытку собрать все документы зодчего воедино. Рукописное собрание состояло из 109 томов и получило название «Документы дома Кваренги». Большая часть этих документов впоследствии пропала бесследно. На данный момент в библиотеке города Бергамо хранятся два рукописных тома из фамильной коллекции, а так же пять альбомов малого формата с рисунками зодчего и большое количество оригинальных чертежей, частично переплетённых в альбомы.

Следующей публикацией после альбомов составленных Джулио Кваренги стала биография зодчего, написанная Рафаэле Парето в 1862 году.

В 1868 г. В журнале «Бергамо» появилась большая биографическая статья о зодчем, для написания которой её автор Пазио Локателли использовал хранившиеся в городской библиотеке документы.

В 1914 г. В Бергамо появилась развёрнутая «Биография архитектора Джакомо Кваренги», написанная А. Мацци. Он опирался на предыдущие публикации, на сохранившиеся в библиотеке Бергамо фрагменты архива, и конечно, на известное письмо Джакомо Кваренги к Луиджи Маркези, написанное 1 марта 1785 г.

Затем в Италии на долгое время забывают Кваренги.

В 1935-1947 гг. в журналах города Бергамо появляются статьи, посвященные зодчему.

В 1957, в год 140-летия со дня смерти Кваренги, выходит основательный труд Луиджи Анжелини о рисунках и чертежах Кваренги, находящихся в Бергамо, а так же его публикации в римском архитектурном журнале. Благодаря Анженини информация о графическом наследии Кваренги, хранящемся в библиотеке Бергамо и в частных собраниях бергамских коллекционеров стала известна широкой публике, вызвала большой резонанс и явилась импульсом для ряда грандиозных мемориальных мероприятий в Ленинграде и в Бергамо в 1967 году.

В 1967 году было осуществлено перезахоронение останков Кваренги в некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде. Тогда же, был установлен бюст зодчего перед зданием Ассигнационного банка, одной из выдающихся работ Кваренги.

Юбилейный 1967 и последующие несколько лет характеризуются большим всплеском выставок, публикаций и мероприятий в России и в Италии, посвященных памяти великого зодчего.

В России первые публикации о Джакомо Кваренги появились только в 1872 г. П.Н. Петров, опубликовал краткие сведения о зодчем. Статья появилась в связи с кампанией, начатой архитектором Э.И. Жибером, по сбору средств для возобновления обветшавшего намогильного памятника Кваренги на иноверческом Волковском кладбище в Петербурге. Вспыхнувший было интерес к архитектору Кваренги на второй Родине зодчего вскоре погас.

Только в начале ХХ века, когда по инициативе И.Э. Грабаря началась подготовка издания Истории русского искусства, в третьем томе её появился обстоятельный очерк самого Грабаря о деятельности Кваренги в России. Биографические сведения о Кваренги и его итальянском периоде жизни автор позаимствовал из гравированных альбомов, изданных в Италии сыном зодчего Джулио Кваренги в 1821 и 1844 гг.

Творческая биография Кваренги была напечатана в 1911 г. в великолепном каталоге Исторической выставки архитектуры, в котором И.А. Фомин среди справок о других архитекторах привёл подробные сведения о деятельности Кваренги.

Юбилейный 1967 год дал поклонникам искусства массу информации о разносторонней деятельности гениального итальянца. Среди авторов монографий того периода о творчестве Кваренги самыми известными, пожалуй, были работы Г.Г. Гримма, В.Н. Талепоровского, В.А. Богословского; позже, в 1981 году вышло авторитетное, подробное издание В. Пиляровского.

В 2012 году Банк Росси выпустил памятную серебряную монету «Творения Джакомо Кваренги» номиналом 25 рублей (тираж 1500 шт.) http://meshok-monet.net

На сегодняшний день имя Кваренги в России менее известно, чем его выдающиеся работы, число которых, к слову, за минувшие 200 лет значительно сократилось. Причины известные: революция, войны, нигилизм, а в последнее время – элементарное равнодушие. А ведь каждая из работ Кваренги – это частица его дара, души, огромной любви к России и образец высокого искусства, уже почти иссякшего в наши дни.

Давайте вместе сохраним одну из них.

Огромное спасибо Елене Абелевой за статью "Архитектурно-усадебный ансамбль графа П.В. Завадовского в с. Ляличи" и Галине Пикиной, автору книги "Ляличи" - они организаторы петиции https://www.change.org/p/остановите-окончательное-разрушение-великой-усадьбы-пока-еще-не-поздно в поддержку усадьбы, которая собрала уже 32 тыс. голосов из 35 тыс.

Усадьба Завадовского в Ляличах (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Недалеко от Новозыбкова, в деревне Ляличи Суражского района находятся величественные руины усадьбы Екатеринодар, построенной в 18 столетии графом Петром Васильевичем Завадовским. Этот памятник архитектуры, увы, разделил судьбу многих подобных сооружений - имение любимца Екатерины II постоянно переходило из рук в руки, медленно разрушаясь, и представляло собой жалкое зрелище еще в начале 20 века. Но радует, что усадьба постепенно восстанавливается, а расположенный тут же храм Св. Екатерины уже и вовсе почти отреставрирован.

Что посмотреть

Усадебный комплекс, расположенный на северной окраине Лялич вдоль долины ручья Излучье, включает в себя окруженные заброшенным парком дворец, ворота, конюшню и храм. Величественное, трехэтажное здание особняка, возведенное в 1780-95 гг., дополняется галереями, соединяющими его с флигелями. План был традиционным для усадеб подобного типа: с гардеробом, вестибюлем, рабочим кабинетом и хозяйственными помещениями - на первом этаже. На втором размещались столовая, гостиные и бальные залы.

Третий этаж - жилые комнаты. По одной из легенд, их во дворце Петра Завадовского было аж 365, по одной на каждый день года. Ежедневно одну из них тщательно убирали - хозяин постоянно ждал, что его повелительница Екатерина II заедет в гости.

Построенная в 1790-х гг. кирпичная конюшня изначально использовалась в качестве оранжереи. Здание более-менее сохранилось, утратив только портики на дворовом фасаде. Центральные ворота представляют собой мощные каменные пилоны. Сегодня от аутентичного декора остались только арочные ниши и впадины над ними.

Среди всех строений усадебного комплекса Завадовского лучше всего сохранилась церковь Св. Екатерины. Кирпичный храм возведен в конце 18 века в стиле классицизма. Необычный внешний вид зданию придают колокольни, находящиеся на одной линии с главным фасадом и связанные с храмом колоннадой - церковь чем-то напоминает Казанский собор в Петербурге . В настоящее время храм реставрируется, внутри него - голые стены. Но службы уже проводятся, правда, только по большим праздникам.

Дворцово-парковый комплекс находится в сильно разрушенном состоянии, так что во время его посещения необходимо соблюдать меры предосторожности. Также из-за обилия подземных ходов иногда происходят обвалы.

Практическая информация

Адрес: Брянская обл., Суражский р-н, с. Ляличи. Координаты GPS: 53.009450, 32.541575.

Из Брянска в Ляличи нет прямых автобусов - только с пересадкой в Сураже.

Добавить отзыв

Следить

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Брянске . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, пансионатов или гостиниц Брянской области .
  • Что посмотреть: отправляясь в путешествуя по Брянской земле, стоит уделить внимание радушной столице этого края - городу

Село Ляличи в Суражском районе Брянской области известно огромной усадьбой екатерининского фаворита графа Петра Васильевича Завадовского. Он отстроил ее в 1780-1790-х годах и назвал Екатеринодаром, в благодарность той, которая возвысила его из низов и осыпала щедрыми дарами - чинами, графским титулом и тысячами крепостных душ. Завадовский пробыл в фаворе недолго, но до конца дней остался у вершин власти, занимая уже при Александре пост министра народного просвещения. Проектирование усадебного ансамбля граф заказал самому Джакомо Кваренги. Архитектор в 1785 году упоминал о сделанном им проекте для деревни графа Завадовского. Рассуждая о своей усадьбе, Завадовский писал своему другу Воронцову про "дом, сад, церковь и гроб", намереваясь упокоиться в склепе под величественным храмом. Храм был освящен в честь Св. Екатерины, что тоже говорит о многом. О причастности Кваренги к его проектированию документальных подтверждений не имеется, но архитектура здания однозначно говорит в пользу этого зодчего. Кваренги создал в Ляличах замечательный ансамбль классицизма, как всегда в своем творчестве - строгий и торжественно-величавый. Дворец с крыльями флигелей и куполом над колонным портиком принадлежал к лучшим образцам палладианства в России. А церковь же и вовсе не имеет аналогов со своими башнями на торцах римских колоннад. Размеры храма более подходят для городской площади, чем для сельского пейзажа. Завадовский и сам писал, что "создал церковь каменную, больше чем деревенскую". И дворец и храм получили изысканную внутреннюю отделку по рисункам Кваренги. В большом живописном парке были павильоны и второй "малой" дворец, спроектированный Н.А.Львовым. Ляличам повезло лишь в одном смысле - усадьба была хорошо описана и отснята в начале 20 века. Вышли содержательные очерки Горностаева и Макаренко, богато проиллюстрированные. Общественность уже тогда била тревогу - усадьба разрушалась, гибли на глазах ценнейшие интерьеры Кваренги. А потом были революция, советская власть и война. Мы побывали в Ляличах летом 2004. Можете сравнить - было и стало.




В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи.

У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

За дворцом и по обеим сторонам его, по склонам, спускающимся с западной и восточной сторон к ручью Излучье, располагается громадный парк. Первоначально его территория достигала 150 гектаров.

Планировочное строение парка представляет собой сочетание регулярной части с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составлял и парадный двор, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера и, частично, фруктовый сад, несколько входящий с юга на территорию парка.

Вся остальная территория своим устройством уподоблялась живой природе. Территория парка была заключена в каменные стены многоверстной ограды. Вход и въезд в парк были через парадный двор дворца.

Среднюю часть парка занимали искусственные пруды, образованные в долине Излучья. Они разделяли территорию парка на две части - восточную и западную. Вокруг прудов строилась вся композиция паркового пространства.

Уместно отметить и такую черту, свидетельствующую о стремлении устроителей усадьбы как можно ближе соединить природу и жилище: это живописные изображения видов парка и большой аллеи внутри здания, на стенах главной лестницы. Изображенные в летнее время, они помогали зимним гостям дворца представить и оценить красоту парка в иные времена года. Таким образом, парк "присутствовал" в доме. Так достигалось единство природы и сооружений, парка и архитектуры.

С двух сторон открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и купами иных деревьев. С юга к ней примыкал большой фруктовый сад, а ниже его гляделась в воды березовая роща. Восточная часть парка, находящаяся за прудами на противоположном дворцу склоне, утопала в сохранившихся вековых рощах.

В изумруде рощ красовались два каменных цветка - "Летний дворец" и "Храм Благодарности" - они одухотворяли искусством архитектуры эту природную часть парка.

Кроме дворца и этих двух построек на территории парка, оживляя и украшая его на видовых местах, размещалось около полусотни скульптур. Мостики, беседки, пристани и прочие столь любимые в то время "затеи" наполняли парк. Здесь было все, что почитала необходимым иметь в парке эпоха крепостников. Даже зверинец, обитатели которого населяли парк.

В пойме Излучья, в пределах парка, были два больших и один малый пруды. К территории парка непосредственно примыкал четвертый пруд и - несколько выше по течению - пятый. Все водоемы имели свободные "натуральные" очертания

Озеленение парка основывалось на искусном использовании деревьев и кустарников местных пород: березы, дуба, клена, сосны, липы, ольхи черной. Встречаются ясень, ильм, белая акация, черемуха, тополь, сосна кедровая сибирская, луносемянник даурский, виноград амурский и дикий американский и другие виды. Довольно разнообразен ассортимент кустарников: бересклет, калина, терновник, шиповник (выродившиеся культурные розы), свидина, сирень. Иногда удивляют встречи с растениями, не свойственными местной флоре, сохранившимися от былых времен: барбарис, рябинник, жимолость, спирея дубровколистная и спирея прекрасная. В юго-восточной части парка раньше существовала целая аллея из туи. На парадном дворе дворца и в других местах росли отдельные экземпляры тополя пирамидального. По краям главной аллеи сохранились несколько почти трехсотлетних лип.