Биографии Характеристики Анализ

Мария гамильтон.

Огромная толпа ровно 297 лет назад - 25 марта 1719 года - собралась на Троицкой площади города на Неве, чтобы своими глазами увидеть, как палач обезглавливает одну из самых красивых женщин императорского двора Марию Гамильтон.

сайт рассказывает, за что Петр I расправился с девушкой, которая, по сути, хотела только одного - быть рядом с ним.

Равнодушие императора

Ещё во времена Ивана Грозного в России появился шотландский дворянин Томас Гамильтон, который построил блестящую карьеру и основал новую ветвь аристократического рода.

Спустя много лет у одного из его потомков, окончательно обрусевшего Уильяма, родилась дочь, судьба которой сложилась трагически.

Мария Гамильтон появилась при дворе в возрасте 16 лет. Она обладала необыкновенной красотой -редкие портреты могут дать представление о её внешних данных. Сияющую великолепием юности Гамильтон заметила супруга Петра I императрица Екатерина, а вскоре взяла девушку в число своих фрейлин.

Император Петр I быстро охладел к своей любовнице Марии Гамильтон. Фото: Поль Деларош. Портрет Петра I

Природа одарила Марию хитрым, проницательным умом и бойким характером, а безудержное честолюбие в конечном итоге превратило её в жестокую женщину, способную на самые низкие поступки. Роль простой фрейлины Гамильтон не удовлетворяла, поэтому она решила сделать своего рода карьеру - покорить самого царя. При ее внешних данных это было несложно, вскоре она фигурировала в числе многочисленных любовниц Петра I.

Впрочем, император не пылал к юной девушке страстным чувством. Царь относился к ней так же, как и к прочим своим любовницам, ничего кроме чисто физического влечения к Гамильтон не испытывая. Со временем Петр I просто охладел к смазливой девице, и она была вынуждена забыть дорогу к дверям царских покоев.

Тело в одеяле

Однако, такая отставка, конечно, пришлась Гамильтон не по душе - она решила найти способ вернуть свое положение, чего бы ей этого не стоило. Для достижения этой цели она затеяла роман с личным денщиком основателя Петербурга Иваном Орловым, исполнявшим в ту пору две роли: слуги и секретаря. От него продолжательница шотландского рода при российском царском дворе получала всю необходимую информацию о жизни самодержца. Когда Петр I c императрицей Екатериной отправились в заграничный вояж, Орлов и Гамильтон, входившие в их свиту, поехали за своими августейшими покровителями.

К слову, и царский денщик увлекся красавицей ненадолго. Очень быстро он ушёл в разгульную жизнь, завёл любовниц, а свою прежнюю пассию нередко спьяну бил и унижал. Но Гамильтон терпела - ей нужно было удержать Орлова рядом с собой. Когда привычные чары перестали работать, она нашла еще один способ - стала одаривать своего мужчину дорогими подарками. Ради них Гамильтон пошла на небывалый риск: воровала драгоценности у … императрицы Екатерины. Порой она продавала ювелирные изделия, а деньги носила Орлову, которому средства помогали расплатиться с многочисленными долгами. Впрочем, денщик продолжал бить свою подругу, не обращая внимания на подарки.

Усилия Марии, направленные, прежде всего, на привлечение внимания Петра I, изредка всё же вознаграждались. Он время от времени бывал в её опочивальне, но эти ночные визиты были не такими уж частыми, чтобы говорить о вновь проснувшемся со стороны царя пристальном интересе.

…Однажды, в окрестностях царского дворца обнаружили завёрнутый в одеяло труп младенца. Тогда устроили розыск, но никого так и не уличили. Возможно, этот эпизод был бы забыт, но жизнь распорядилась иначе.

У Петра I в кармане был донос на кого-то из его недругов. Царь сразу читать его не стал, а убрал и забыл, куда дел бумагу. Тогда он заподозрил Орлова в том, что это он забрал документ, желая кого-то выгородить. Император, разгневанный на своего денщика, срочно вызвал к себе слугу. Орлов, увидев пылающего яростью Петра I, решил, что тот узнал о его связи с Гамильтон. Денщик упал на колени и повинился, что он ничего не знал об убийстве тайно рождённого младенца, которое совершила Мария.

Пётр I не ожидал такого признания от слуги. В комнате Гамильтон был срочно проведен обыск. У фрейлины нашли украденные у императрицы Екатерины драгоценности. Марию в кандалах бросили в только что отсроенную Петропавловскую крепость. Орлов отправился в соседнюю камеру, но в дальнейшем был оправдан.

Гамильтон же подробно рассказывала, что воровала у императрицы бриллианты, чтобы оплатить карточные долги своего любовника. Под ударами кнута она вспомнила и о том, что дважды вытравливала микстурами в своём чреве плод, а того младенца, что появился на свет, удавила собственными руками в корыте с водой.

Царский поцелуй

Следствие по делу детоубийцы шло четыре месяца. За это время Гамильтон ни разу не оговорила царского денщика Ивана Орлова. Она повторяла, что он ничего о «душегубстве» не знал, хотя именно слуга рассказал Петру I об убийстве ребенка.

Решением императора в 1719 году Мария Гамильтон была приговорена к смерти. Юную фрейлину отвезли на Троицкую площадь, где за казнью наблюдала толпа людей. Любовница Петра I поднялась на эшафот в белом платье, убранном чёрными лентами. Рядом с ней в последние секунды её жизни находился сам император. Ему было важно, чтобы палач в точности исполнил его волю. Очевидцы утверждали, что когда голова опальной фрейлины покатилась к ногам самодержца, он поднял её, поцеловал в губы, а затем, перекрестившись, молча ушёл.

До сегодняшнего дня остаётся открытым вопрос о том, почему Пётр I требовал казни любовницы, ведь императрица Екатерины простила воровку и просила мужа её простить. Царь остался непреклонен. Возможно, это связано с изданным четырьмя годами ранее указом, узаконивающим права всех незаконнорожденных детей.

Согласно документу, никто не мог унизить человека на том основании, что он появился на свет без церковного благословения. Благодаря этому акту в России было открыто в то время большое количество приютов, и всем матерям строго наказано, что если появился на свет плод греховной любви, не губить его, а подбросить к дверям приюта − и жизнь младенцу спасёшь, и душу свою от вечных мук избавишь. Убийство же Гамильтон новорождённого прямо нарушало волю царя.

Императрица Екатерина готова была простить воровке содеянное, но царь оказался непреклонен. Фото: Public Domain

Однако ещё одной причиной могло стать то обстоятельство, что младенец, у которого Мария отняла жизнь, мог быть ребёнком самого государя.

Уже в конце XVIII столетия княгиня Екатерина Дашкова, когда начала проверять счета Российской Академии наук, заметила необыкновенно большой расход спирта в Кунсткамере. Смотритель, вызванный к начальству, рассказал, что спирт ушел на научные цели - для смены раствора в больших стеклянных сосудах с двумя человеческими головами - мужской и женской, которые хранились в подвалe около полувека. Дашкову эта история заинтересовала. Свершившись с документами, она выяснила, что заспиртованные головы принадлежали Виллиму Монсу, приговорённому к смерти за связь с императрицей, и той самой Марии Гамильтон. По одной из версий, головы осмотрела Екатерина II и приказала захоронить их в том же подвале.

Воровство и оскорбительные речи о царице.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Царь и дума 01

Субтитры

Биография

Мария Гамильтон происходила из ветви шотландского рода Гамильтонов , основатель которой Томас Гамильтон приехал в Россию при Иване Грозном (вероятно, она была дочерью Виллема (Уильяма), двоюродного брата Евдокии Григорьевны (Мэри) Гамильтон (Хомутовой), жены Артамона Матвеева) . Её родственница, родная внучка Артамона - Мария Матвеева , тоже была любовницей царя.

Когда он стал охладевать к ней, она соблазнила царского денщика Ивана Михайловича Орлова. В январе 1716 года в свите царя они отправились в заграничное путешествие. Орлов, в которого девушка серьёзно влюбилась, также остыл к ней. Любовники постоянно ссорились, Орлов бил её, вдобавок, изменял с Авдотьей Чернышёвой , ещё одной метрессой императора Петра. Стремясь его вернуть, Мария одаривала его ценными подарками, в том числе и тем, что могла украсть у императрицы. Затем Мария забеременела (по показаниям горничной, две предыдущие беременности ей удалось прервать, первую в 1715 году , лекарствами, которые она брала у придворных лекарей, говоря что ей нужны средства «от запору») .

Она скрывала свой живот, и родив младенца, около 15 ноября 1717 года тайно утопила его, о чём знала лишь горничная Катерина Екимовна Терповская :

Сперва пришла Мария в свою палату, где она жила и притворила себя больною, и сперва легла на кровать, а потом вскоре велела мне запереть двери и стала к родинам мучиться; и вскоре встав с кровати, села на судно и, сидя, младенца опустила в судно. А я тогда стояла близ неё и услышала, что в судно стукнуло и младенец вскричал… Потом, став и оборотясь к судну, Мария младенца в том же судне руками своими, засунув тому младенцу палец в рот, стала давить, и приподняла младенца, и придавила .

Потом Гамильтон позвала мужа своей горничной, конюха Василия Семёнова, и отдала ему труп выбросить.

Разоблачение

Разоблачение случилось в 1717 году. Популярная версия, озвученная писателями, гласит: из кабинета государя пропали важные бумаги - Орлов написал донос на заговорщиков, отдал царю, тот положил бумагу в карман, а та провалилась. Петр подумал, что Орлов испугался и забрал донос, и принялся его допрашивать. Орлов испугался Петра и повалился ему в ноги, сознавшись в любви к Гамильтон, наболтав, помимо всего прочего, что он с ней вместе три года и за это время она родила мертвых младенцев (что вызвало подозрение Петра, так как в окрестностях дворца, по некоторым указаниям, при чистке дворцового нужника в выгребной яме , или у фонтана, нашли труп младенца, завернутый в дворцовую салфетку). После этого началось расследование.

Марию и Орлова перевезли из Москвы в Петербург и заключили в Петропавловскую крепость (они были в числе первых заключенных свежеотстроенной тюрьмы) и при допросе били кнутом . В апреле была вызвана на допрос горничная, от которой следствие и узнало об убитом младенце (возможно, тело и не было найдено, несмотря на запоминающийся образ найденного в грязи трупика). Затем допросы остановились до июня. Мария призналась и в воровстве, и в убийстве, но против Орлова показаний не дала, даже под пыткой утверждая, что он ничего не знал.

Приговор

Пять месяцев спустя, 27 ноября 1718 года , Пётр подписал приговор:

Великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич всея великия и малыя, и белыя России самодержец, будучи в канцелярии Тайных Розыскных дел, слушав вышеописанные дела и выписки, указав по именному своему великого государя указу: девку Марью Гамонтову, что она с Иваном Орловым жила блудно и была от него брюхата трижды и двух ребенков лекарствами из себя вытравила, а третьего удавила и отбросила, за такое душегубство, также она же у царицы государыни Екатерины Алексеевны крала алмазные вещи и золотые (червонцы), в чем она с двух розысков повинилась, казнить смертию.

А Ивана Орлова свободить, понеже он о том, что девка Мария Гамонтова была от него брюхата и вышеписанное душегубство детям своим чинила, и как алмазные вещи и золотые крала не ведал - о чем она, девка, с розыску показала имянно.

Служанка фрейлины, как сообщница, приговаривалась к наказанию кнутом и ссылке на год (в другом месте указано - на 10 лет) на прядильный двор. За фрейлину заступались обе царицы - Екатерина I Алексеевна и вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна , но безрезультатно - царь не смягчался и ставил в пример другого своего денщика, Василия Поспелова, без раздумий женившегося на забеременевшей фрейлине: «Он не хочет быть ни Саулом , ни Ахавом , нарушая Божеский закон из-за порыва доброты». По некоторым указаниям, непреклонность Петра была связана с тем, что младенцы Гамильтон с таким же успехом могли быть зачаты и им . Дополнительным отягчающим обстоятельством была политика Петра в отношении незаконнорожденных младенцев: в 1715 и позднее он издал особые законы против их дискриминации и основал ряд приютов для таких детей, чтобы поддерживать нацию (на Руси подобное ранее не практиковалось) - таким образом, Гамильтон, убив младенца, а не подбросив, пошла против воли государя.

14 марта следующего года Мария была обезглавлена на Троицкой площади (приговор был достаточно гуманным, так как по Уложению 1649 года детоубийцу положено было живой «закапывать в землю по титьки, с руками вместе и отоптывать ногами» ) [ ] [ ] . Мария пошла на плаху, как рассказывал Шерер , «в белом платье, украшенном черными лентами». По некоторым указаниям, впервые был применен меч вместо топора, что позволило Петру соблюсти данное ей обещание, что палач к ней не прикоснется. После казни царь поднял отрубленную голову и поцеловал её. Затем, объяснив присутствующим анатомическое строение этой части человеческого тела, поцеловал её ещё раз, бросил на землю и уехал. Шерер пишет об этом так: «Когда топор сделал своё дело, царь возвратился, поднял упавшую в грязь окровавленную голову и спокойно начал читать лекцию по анатомии, называя присутствовавшим все затронутые топором органы и настаивая на рассечении позвоночника. Окончив, он прикоснулся губами к побледневшим устам, которые некогда покрывал совсем иными поцелуями, бросил голову Марии, перекрестился и удалился».

Орлов, признанный невиновным, был освобождён ещё 27 ноября предыдущего года. Затем его пожаловали в поручики гвардии.

Голова

В конце XVIII века княгиня Екатерина Дашкова , проверяя счета Российской Академии наук, наткнулась на необыкновенно большой расход спирта, и прониклась соответствующими подозрениями. Но вызванный к начальству смотритель Яков Брюханов оказался сухоньким старичком, рассказавшим, что спирт употреблялся не сотрудниками Академии, а на научные цели - для смены раствора в больших стеклянных сосудах с двумя отрубленными человеческими головами, мужской и женской, около полувека хранившихся в подвале. О своих экспонатах он мог рассказать что «от одного из своих предшественников слышал, будто при государе Петре I жила необыкновенная красавица, которую как царь увидел, так тотчас и повелел обезглавить. Голову поместили в спирт в кунсткамере, дабы все и во все времена могли видеть, какие красавицы родятся на Руси», а мужчина был неким кавалером, пытавшимся спасти царевича Алексея. Дашкова заинтересовалась историей, подняла документы и выяснила, что заспиртованные головы принадлежат Марии Гамильтон и Виллиму Монсу (брату Анны Монс, казнённому Петром за то, что тот был в фаворе у Екатерины I). Головы осмотрела и императрица Екатерина II, подруга Дашковой , «после чего приказала их закопать в том же подвале» . Историк Семевский приводит эту легенду, но высказывает сомнение в ней


С момента создания Кунсткамеру сопровождали загадочные истории и необычные события. Первый в России музей - Кунсткамера - был учрежден по приказу Петра I, если верить ряду источников, 31 января 1714 года.

Сегодня в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН собрано множество экспонатов, представляющих историю культур Старого и Нового света. Здесь есть Коран, «волшебный» дракон, чайник, закипающий от солнца и множество других редких предметов.

Мистический образ «кабинету редкостей» придает экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная в свое время Петром I у профессора Фредерика Рюйша. О заспиртованных младенцах, демонстрирующих человеческие аномалии, знает в стране каждый школьник. Но не только экспонаты создают ореол таинственности вокруг музея.

История о дереве-монстре

Центром города на берегах Невы, согласно замыслу архитекторов, должен был стать Васильевский остров. На его стрелке хотели поместить культурный центр, в который бы вошли Академия наук, библиотека, Кунсткамера и прочие институты.

Согласно версии, которой придерживаются и в Музее антропологии и этнографии, именно на Васильевском острове Петр I увидел необычную сосну. Дерево было редким и представляло аномалию, которых впоследствии будет немало выставлено в Кунсткамере. Ветка сосны умудрилась вырасти из ствола и вернуться в него назад. Получалось, что отросток образовал петлю, напоминающую ручку от кружки.

Удивительно, но эта ветка, вместе с куском ствола сосны, не исчезла. Её по-прежнему бережно хранят в Кунсткамере. Посмотреть на редкость, повлиявшую на решение царя, можно и по сей день.

Деньги за «родившихся уродов»

В конце XVII века во время визита в Амстердам Петр I встретился с известным бальзамировщиком Фредериком Рюйшем. У него царь впоследствии выкупил большую коллекцию примеров заспиртованных анатомических отклонений: Петр понимал, что вскрытие человека может дать большой простор для медицины в плане дальнейшего изучения болезней.

Когда коллекция «кунштов» (редкостей - прим.) выставлялась в Кикиных палатах в Петербурге, император сделал всё, чтобы устранить предрассудки в обществе относительно детей, рождавшихся с патологиями. Царь даже предложил денежное вознаграждение тем, кто сможет принести «родившихся уродов». Таким образом, он пополнял коллекцию анатомических отклонений.

Двухголовая лиса


Голова великана

Петр I путешествует по миру и привозит в Петербург из Коле француза-гиганта Николя Буржуа. Его рост был 226,7 см. Царь назначил его на должность гайдука.

Буржуа ушел из жизни в 1724 году - причиной стал апоплексический удар. Царь решает, что Кунсткамере послужит скелет и сердце великана.

Впоследствии, когда в 1747 году здание музея на Васильевском острове охватывает пожар, у скелета Буржуа исчезла голова. Экспонату нашли новую «голову», а в народе появилась легенда, что скелет француза якобы ходит по пустым залам и ищет свой череп.

Карлик с клешнями

При Кунсткамере существовал также интересный живой экспонат. Его звали Федор Игнатьев. Он был мал - рост всего 126 сантиметров. На ногах и правой руке у него было только по два пальца, схожих с клешнями. На левой руке было две таких «клешни». В истории остались записи, что Петр I сам здоровался за руку с Федором. Игнатьев прожил при Кунсткамере 16 лет.

Голова Марии Гамильтон

Камер-фрейлина Екатерины I и любовница Петра I Мария Гамильтон была детоубийцей и воровкой. При дворе она имела отношения не только с царем, но и с денщиком императора Иваном Орловым. От последнего она была трижды беременна, и два раза ей удавалось избавиться от плода при помощи лекарств, третьего родившегося малыша она убила, а тело отдала своему привратнику.

Кроме того, когда открылась страшная тайна, выяснилось, что Гамильтон воровала у Екатерины ценности. В ходе обыска они были найдены у нее в покоях.

Петр I не потерпел детоубийства и приказал отрубить голову Марии Гамильтон. Приговор привели в исполнение 14 марта 1719 года на Троицкой площади в Петербурге.

Уже в конце XVIII столетия княгиня Екатерина Дашкова, когда начала проверять счета Российской Академии наук, заметила необыкновенно большой расход спирта. Смотритель, вызванный к начальству, рассказал, что спирт ушел на научные цели - для смены раствора в больших стеклянных сосудах с двумя человеческими головами - мужской и женской, которые хранились в подвалe около полувека.

Дашкову эта история заинтересовала. Свершившись с документами, она выяснила, что заспиртованные головы принадлежат Виллиму Монсу и той самой Марии Гамильтон.

По одной из версии, головы осмотрела Екатерина II и приказала захоронить их в том же подвале.

Согласно другим сведения, голова Монса до сих пор находится в Кунсткамере. А вот голова Марии могла пропасть при довольно странных обстоятельствах. Якобы спирт из колбы был выпит, а голова исчезла. Тогда к морякам стоящего напротив здания на Университетской набережной корабля обратились с просьбой найти экспонат хранители музея. Матросы пообещали, но пропали на долгое время. Почти через год они появились в Кунсткамере и предложили вместо одной головы Гамильтон три, но подстреленных ими басмачей.

Также существует версия, что эта голова принадлежала не английской леди, а 15-летнему мальчику.

Не доживший создатель

Отдельное здание для петровской коллекции достроили только в 1734 году. Строительство постоянно прерывалось и шло с осложнениями.

Императору, который вошел в историю как один из самых деятельных правителей, не терпелось выставить экспонаты на всеобщее обозрение. Вдохновленный увиденными за границей во время «великого посольства» кабинетами редкостей, в 1714 году, когда достроили Летний сад, Петр размещает в его Зеленом кабинете свои коллекции, перевезенные из Аптекарской канцелярии в Москве. Четыре года многочисленные экспонаты ютились в тесном помещении.

Смерть человека стала причиной переезда редкостей в 1718 году. Тогда был казнен за причастность к делу церасевича Алексея опальный вельможа Александр Кикин, а его дом - конфискован. В Кикиных палатах и разместилась коллекция царя, а также библиотека. В этом же году, спустя четыре года после учреждения, началось строительство здания на Васильевском острове. Кунсткамера же пробыла в Кикиных палатах до 1728 года.

Петру I, скончавшемуся после тяжелой болезни в 1725 году, увидеть экспонаты в историческом здании так и не удалось.

Уничтожающее пламя

Разрушительное происшествие, будто расплата за ореол мистики, случилось 5 декабря 1747 года. В ту пору в Кунсткамере уже работал Михаил Ломоносов. Он также стал свидетелем страшного пожара.

Огонь разгорелся в башне у западного крыла галереи. Полностью выгорела деревянная башня, в которой была обсерватория с инструментами. Там был и знаменитый Готторпский глобус. В итоге от него осталась только дверца и металлический остов.

Огонь, произошедший из-за неисправности оборудования отопления, уничтожил и шкафы с этнографическими коллекциями. Но больший ущерб произошел от того, что служащие Кунсткамеры, опасаясь, что огонь перекинется на всё здание, начали выбрасывать на снег документы, книги и вещи. Ночью существенную часть экспонатов похитили.

Сохранившиеся редкости перевезли в дома Демидова и Строганова, которые были недалеко от Кунсткамеры. Экспонаты вернулись в отремонтированное здание лишь в конце 1766 года. Однако башня Кунсткамеры в ее историческом виде была восстановлена лишь через 200 лет.

Среди романтических героинь прошедших веков одной из наиболее известных стала возлюбленная английского адмирала Нельсона - Эмма Гамильтон. Своей немеркнущей славе она обязана перу воплотившей её образ в романе «Исповедь фаворитки». Но мало кто знает, что в России при дворе Перта I блистала в своё время её однофамилица - Мария Гамильтон, короткая, но яркая жизнь которой породила много загадок и легенд.

Русская дочь туманного Альбиона

Из исторических документов известно, что во времена Ивана Грозного приехал в Россию некий шотландский дворянин Томас Гамильтон. В холодной и заснеженной стране его ждал тёплый приём, и вскоре уроженец Британских островов получил при царском дворе хорошую должность и стал основателем новой ветви своего аристократического рода.

В следующем веке у одного из его потомков, окончательно обрусевшего, но с гордостью носившего английское имя Уильям родилась дочь, которой судьба уготовила познать любовь величайшего из российских самодержцев и закончить свою короткую жизнь под Отчество ей дали, переиначив иностранное имя отца на русский лад. Получилась − Мария Даниловна Гамильтон.

Юная фрейлина Екатерины

Дата её рождения не установлена, и даже о первом появлении при дворе имеются весьма противоречивые сведения. По одним источникам, это произошло в 1709 году, а по другим - шестью годами позже. Но доподлинно известно, что было ей тогда около шестнадцати лет и обладала она необыкновенной красотой. Портрет Марии Гамильтон, приведённый в начале статьи, даёт представление о её чертах. Юная девица была замечена женой Петра I, императрицей Екатериной I, и вскоре оказалась в числе её фрейлин.

Кроме внешних данных, природа наделила Марию бойким характером, чувственностью, а также хитрым и проницательным умом. В целом же это была классическая героиня романтического и авантюрного восемнадцатого века, столь ярко воспетого в мировой литературе. Не удовлетворившись ролью фрейлины, он решила, что называется, сыграть по-крупному и завоевать сердце самого императора.

Молодость и красота - неотразимое оружие, и очень скоро её имя стало фигурировать в «постельном реестре» любвеобильного самодержца. Такой перечень фавориток реально существовал − порядок при дворе поддерживался европейский, всё подлежало строгому учёту. Вот только сознавала ли Мария Гамильтон, какую опасную игру она затеяла? Доводилось ли слышать этой российской англичанке народную мудрость, гласящую: «Близ царей - близ смерти»?

Истории любви этих людей не суждено было продолжиться долго. Чувства, питаемые к ней венценосным любовником, ничем не отличались от всех предшествующих и последующих его увлечений. Собственно, едва ли уместно вообще говорить о чём-либо, кроме чисто физического влечения к молодой и смазливой девице, удачно подыгрывавшей ему в очередной интрижке. И результат её был вполне предсказуем - пылкая и бурная страсть вскоре уступила место пресыщенности и охлаждению. Через некоторое время для фрейлины затворилось сердце императора, а вместе с ним и двери его покоев.

Вынужденный роман с царским денщиком

Если бы Мария Гамильтон смирилась с ролью отставленной фаворитки, то она, возможно, и сумела бы благополучно прожить свою жизнь при дворе. Но тогда бы она лишилась в наших глазах своего романтического ореола. Мария была настоящее дитя своей эпохи, и она решилась идти до последнего.

Её дальнейшие действия подчинены одному - быть как можно ближе к ускользнувшему из её объятий Петру и иметь исчерпывающие сведения обо всём, что касается его личной жизни. С этой целью она затевает роман с ближайшим к императору человеком - его личным денщиком Иваном Орловым, выполнявшим обязанности не только слуги, но и секретаря. Большинство современников характеризуют его как человека грубого и неотёсанного, но в то же время крайне недалёкого и простодушного. От него-то Мария и получала все необходимые ей сведения.

Заграничный вояж

В 1716 году Пётр I с женой отправились за границу. Разумеется, Иван Орлов и Мария Гамильтон последовали за ними, так как оба входили в свиту августейших особ. В Европе положение молодой интриганки усложнилось из-за того, что царский денщик с головой ушёл в разгульную и весёлую жизнь, которую вели все приближённые государя во главе с ним самим. У Ивана появились новые увлечения, а свою прежнюю пассию он не только обделял любовью, но с пьяных глаз нередко и поколачивал.

Как бы ни было это унизительно, но Мария должна была удержать возле себя этого распутника и хама, иначе - прощай все её планы. Оставался единственный вариант действий − коль остыло сердце мужчины к её женским прелестям, то его можно подогреть деньгами и подарками. Способ проверенный, но вот беда − где взять деньги в таком количестве?

Кража драгоценностей и ночные визиты царя

И тут русская леди Гамильтон − Мария Даниловна - сделала свой первый шаг к будущему эшафоту. Она не нашла ничего лучше, как воровать у государыни императрицы драгоценности. И, продав их, покупать Ивану подарки, а также оплачивать его многочисленные долги. Каков же результат? Нахал благосклонно позволял себя одаривать, но, напившись в очередной раз, продолжал лупить свою подругу смертным боем.

Однако упорство Марии не осталось без награды. Однажды придворными - большими охотниками до пикантных новостей, - было отмечено, что ночью государь удостоил своим посещением её опочивальню. Как долго продолжались эти ночные визиты, неизвестно, но только по истечении нескольких месяцев все обратили внимание, что молодая фрейлина стала отдавать предпочтение широким и просторным нарядам, скрывающим фигуру. Впрочем, этому не придали значения.

Труп младенца, найденный во дворце

Вихрем праздничных увеселений пронеслись дни путешествия, и снова вся блестящая свита во главе с венценосными супругами вдыхала свежий балтийский воздух Северной столицы. Жизнь и здесь - сплошные удовольствия. Но вот однажды случилась неприятность - в одном из укромных уголков дворца нашли завёрнутый в одеяло младенческий трупик. Налицо было явное душегубство, и не сносить бы виновнице головы, но как ни учиняли розыск по этому делу, никого уличить не смогли.

Неожиданное признание Ивана

Так бы и канул в Лету этот безымянный грех, но судьбе было угодно распорядиться иначе. Однажды кто-то вручил государю письменный донос на кого-то из его недругов. Петру в тот момент случилось недосуг читать, и он убрал его, а когда хватился, никак не мог вспомнить, куда положил. Как человек по натуре своей подозрительный, Пётр решил, что это Иван забрал вчерашнюю бумагу, желая тем самым кого-то выгородить, а придя к такой мысли, прогневался.

Срочно вызвали Ивана. Увидев царя в гневе, и не поняв причины, он решил, что всему виной его связь с фрейлиной. Зная, что Мария Гамильтон и Петр 1 находились в близких отношениях, он решил, что навлёк на себя ревность самодержца. Упав на колени, Орлов слёзно повинился, а кроме прочего, стал божиться, что об убийстве тайно рождённого младенца, которое совершила Мария, он ничего не знал.

Разоблачение красавицы-фрейлины

Для Петра такой поворот был полной неожиданностью. Срочно произвели обыск в комнате злосчастной фрейлины и,к общему изумлению, обнаружили украденные у государыни Екатерины драгоценности. Несчастную женщину заковали в кандалы и поместили в каземат только что отстроенной Петропавловской крепости.

Там в руках искусного палача она подробно рассказала о том, как воровала у своей благодетельницы-императрицы бриллианты, чтобы оплатить карточные долги Ивана. Когда же мастер заплечных дел особенно поусердствовал, вспомнила, что дважды вытравливала во чреве своём плод преступной любви, а того младенца, что появился на свет, удавила собственными руками.

Следствие длилось четыре месяца, и всё это время она повторяла, что виновна во всём сама, а Иван хоть и пьяница, и буян, но ни о воровстве, ни о душегубстве ничего не знал. Как ни старался палач, своих показаний она не изменила. Трудно теперь понять, что стало причиной такого упорства. Кажется, одно её слово, и горькими слезами отлились бы Орлову все нанесённые ей обиды. Но разве поймёшь сердце женщины - может, нашлось в нём место и этому дрянному человеку.

Казнь

В 1719 году решением государя Мария Даниловна Гамильтон была приговорена к смерти. Казнь состоялась на Троицкой площади при большом стечении народа. Осуждённая поднялась на эшафот в белом платье, убранном чёрными лентами. Все невольно отметили её необыкновенную красоту, не померкшую даже после долгих месяцев заточения. Мария Гамильтон, казнь которой являлась законным исполнением приговора, тем не менее вызывала всеобщее сочувствие.

Рядом с ней в этот последний миг её жизни находился Пётр. Он лично проследил, чтобы палач в точности исполнил его повеление. Мария Гамильтон перед казнью тихо молилась. Очевидцы писали, что, когда голова женщины упала к ногам царя, он поднял её, поцеловал в губы и, перекрестившись, ушёл.

Загадка, не получившая ответа

Казалось бы, дело можно сдать в архив. Казнена воровка и детоубийца - справедливость восторжествовала. Но остаются вопросы, на которые едва ли будут даны ответы. Непонятно упорство, с которым Пётр требовал её казни. Известно, что его жена - государыня Екатерина I, женщина великодушная и мягкая сердцем, простив Марии кражу бриллиантов, со слезами молила мужа пощадить несчастную. Однако царь, всегда выполнявший её просьбы, на этот раз был непреклонен. С тем же обращалась к нему и вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна - вдова его родного брата Ивана. Ей также был дан категорический отказ.

Причин ненависти к своей бывшей любовнице у Петра могло быть две. Прежде всего надо вспомнить изданный им в 1715 году указ, узаконивающий права всех незаконнорожденных детей. Согласно этому документу, никто не мог унизить человека на том основании, что он появился на свет без церковного благословения.

Благодаря этому гуманному акту в России было открыто в то время большое количество приютов, и всем матерям строго наказано, что если появился на свет плод греховной любви, не губить его, а подбросить к дверям приюта − и жизнь младенцу спасёшь, и душу свою от вечных мук избавишь. Таким образом, убийство новорожденного, совершённое Марией, было прямым вызовом воле государя.

Но есть и ещё одна причина, о которой придворные боялись говорить вслух. Убиенный Марией ребёнок был найден во дворце ровно через девять месяцев после того, как нескромные взоры проследили за ночными визитами царя в спальню фрейлины Гамильтон. Если это совпадение и, вызванные им подозрения имеют под собой основания, значит, Мария убила своими руками его собственного сына, и это объясняет ярость отца.

Основатель которой Томас Гамильтон приехал в Россию при Иване Грозном (вероятно, она была дочерью Виллема (Уильяма), двоюродного брата Евдокии Григорьевны (Мэри) Гамильтон (Хомутовой), жены Артамона Матвеева) . Её родственница, родная внучка Артамона - Мария Матвеева , тоже была любовницей царя.

Когда он стал охладевать к ней, она соблазнила царского денщика Ивана Михайловича Орлова. В январе 1716 года в свите царя они отправились в заграничное путешествие. Орлов, в которого девушка серьёзно влюбилась, также остыл к ней. Любовники постоянно ссорились, Орлов бил её, вдобавок, изменял с Авдотьей Чернышёвой , ещё одной метрессой императора Петра. Стремясь его вернуть, Мария одаривала его ценными подарками, в том числе и тем, что могла украсть у императрицы. Затем Мария забеременела (по показаниям горничной, две предыдущие беременности ей удалось прервать, первую в 1715 году , лекарствами, которые она брала у придворных лекарей, говоря что ей нужны средства «от запору») .

Она скрывала свой живот, и родив младенца, около 15 ноября 1717 года тайно утопила его, о чём знала лишь горничная Катерина Екимовна Терповская :

Сперва пришла Мария в свою палату, где она жила и притворила себя больною, и сперва легла на кровать, а потом вскоре велела мне запереть двери и стала к родинам мучиться; и вскоре встав с кровати, села на судно и, сидя, младенца опустила в судно. А я тогда стояла близ неё и услышала, что в судно стукнуло и младенец вскричал… Потом, став и оборотясь к судну, Мария младенца в том же судне руками своими, засунув тому младенцу палец в рот, стала давить, и приподняла младенца, и придавила .

Потом Гамильтон позвала мужа своей горничной, конюха Василия Семёнова, и отдала ему труп выбросить.

Разоблачение

Разоблачение случилось в 1717 году. Популярная версия, озвученная писателями, гласит: из кабинета государя пропали важные бумаги - Орлов написал донос на заговорщиков, отдал царю, тот положил бумагу в карман, а та провалилась. Петр подумал, что Орлов испугался и забрал донос, и принялся его допрашивать. Орлов испугался Петра и повалился ему в ноги, сознавшись в любви к Гамильтон, наболтав, помимо всего прочего, что он с ней вместе три года и за это время она родила мертвых младенцев (что вызвало подозрение Петра, так как в окрестностях дворца, по некоторым указаниям, при чистке дворцового нужника в выгребной яме , или у фонтана, нашли труп младенца, завернутый в дворцовую салфетку). После этого началось расследование.

Марию и Орлова перевезли из Москвы в Петербург и заключили в Петропавловскую крепость (они были в числе первых заключенных свежеотстроенной тюрьмы) и при допросе били кнутом . В апреле была вызвана на допрос горничная, от которой следствие и узнало об убитом младенце (возможно, тело и не было найдено, несмотря на запоминающийся образ найденного в грязи трупика). Затем допросы остановились до июня. Мария призналась и в воровстве, и в убийстве, но против Орлова показаний не дала, даже под пыткой утверждая, что он ничего не знал.

Приговор

Пять месяцев спустя, 27 ноября 1718 года , Пётр подписал приговор:

Великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич всея великия и малыя, и белыя России самодержец, будучи в канцелярии Тайных Розыскных дел, слушав вышеописанные дела и выписки, указав по именному своему великого государя указу: девку Марью Гамонтову, что она с Иваном Орловым жила блудно и была от него брюхата трижды и двух ребенков лекарствами из себя вытравила, а третьего удавила и отбросила, за такое душегубство, также она же у царицы государыни Екатерины Алексеевны крала алмазные вещи и золотые (червонцы), в чем она с двух розысков повинилась, казнить смертию.

А Ивана Орлова свободить, понеже он о том, что девка Мария Гамонтова была от него брюхата и вышеписанное душегубство детям своим чинила, и как алмазные вещи и золотые крала не ведал - о чем она, девка, с розыску показала имянно.

Служанка фрейлины, как сообщница, приговаривалась к наказанию кнутом и ссылке на год (в другом месте указано - на 10 лет) на прядильный двор. За фрейлину заступались обе царицы - Екатерина I Алексеевна и вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна , но безрезультатно - царь не смягчался и ставил в пример другого своего денщика, Василия Поспелова, без раздумий женившегося на забеременевшей фрейлине: «Он не хочет быть ни Саулом , ни Ахавом , нарушая Божеский закон из-за порыва доброты». По некоторым указаниям, непреклонность Петра была связана с тем, что младенцы Гамильтон с таким же успехом могли быть зачаты и им . Дополнительным отягчающим обстоятельством была политика Петра в отношении незаконнорожденных младенцев: в 1715 и позднее он издал особые законы против их дискриминации и основал ряд приютов для таких детей, чтобы поддерживать нацию (на Руси подобное ранее не практиковалось) - таким образом, Гамильтон, убив младенца, а не подбросив, пошла против воли государя.

Историк М. И. Семевский предполагал, что за голову девушки ошибочно была принята голова мальчика лет 15. В статье 1860 года «Фрейлина Гамильтон» он писал: «Что же касается головы мальчика, так долго состоявшая в подозрении, что она принадлежала девице, мы её видели[…]».

В искусстве

Баллада

Напишите отзыв о статье "Гамильтон, Мария Даниловна"

Примечания

  1. А. Ельницкий. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Карл Задлер . Опыт исторического оправдания Петра I против обвинений некоторых современных писателей. СПб, 1861 (Дело фрейлины Гамильтон, с. 1-22).
  • М. И. Семевский, «Камер-фрейлина Мария Даниловна Гамильтон» // «Слово и дело (1700-1725). Очерки и рассказы из русской истории XVIII в.» (Санкт-Петербург, 1884), с. 185-268; тот же очерк // .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гамильтон, Мария Даниловна

«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, следовательно он один и может дать ход ей», думал князь Андрей, дожидаясь в числе многих важных и неважных лиц в приемной графа Аракчеева.
Князь Андрей во время своей, большей частью адъютантской, службы много видел приемных важных лиц и различные характеры этих приемных были для него очень ясны. У графа Аракчеева был совершенно особенный характер приемной. На неважных лицах, ожидающих очереди аудиенции в приемной графа Аракчеева, написано было чувство пристыженности и покорности; на более чиновных лицах выражалось одно общее чувство неловкости, скрытое под личиной развязности и насмешки над собою, над своим положением и над ожидаемым лицом. Иные задумчиво ходили взад и вперед, иные шепчась смеялись, и князь Андрей слышал sobriquet [насмешливое прозвище] Силы Андреича и слова: «дядя задаст», относившиеся к графу Аракчееву. Один генерал (важное лицо) видимо оскорбленный тем, что должен был так долго ждать, сидел перекладывая ноги и презрительно сам с собой улыбаясь.
Но как только растворялась дверь, на всех лицах выражалось мгновенно только одно – страх. Князь Андрей попросил дежурного другой раз доложить о себе, но на него посмотрели с насмешкой и сказали, что его черед придет в свое время. После нескольких лиц, введенных и выведенных адъютантом из кабинета министра, в страшную дверь был впущен офицер, поразивший князя Андрея своим униженным и испуганным видом. Аудиенция офицера продолжалась долго. Вдруг послышались из за двери раскаты неприятного голоса, и бледный офицер, с трясущимися губами, вышел оттуда, и схватив себя за голову, прошел через приемную.
Вслед за тем князь Андрей был подведен к двери, и дежурный шопотом сказал: «направо, к окну».
Князь Андрей вошел в небогатый опрятный кабинет и у стола увидал cорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре зелеными тупыми глазами и висячим красным носом. Аракчеев поворотил к нему голову, не глядя на него.
– Вы чего просите? – спросил Аракчеев.
– Я ничего не… прошу, ваше сиятельство, – тихо проговорил князь Андрей. Глаза Аракчеева обратились на него.
– Садитесь, – сказал Аракчеев, – князь Болконский?
– Я ничего не прошу, а государь император изволил переслать к вашему сиятельству поданную мною записку…
– Изволите видеть, мой любезнейший, записку я вашу читал, – перебил Аракчеев, только первые слова сказав ласково, опять не глядя ему в лицо и впадая всё более и более в ворчливо презрительный тон. – Новые законы военные предлагаете? Законов много, исполнять некому старых. Нынче все законы пишут, писать легче, чем делать.
– Я приехал по воле государя императора узнать у вашего сиятельства, какой ход вы полагаете дать поданной записке? – сказал учтиво князь Андрей.
– На записку вашу мной положена резолюция и переслана в комитет. Я не одобряю, – сказал Аракчеев, вставая и доставая с письменного стола бумагу. – Вот! – он подал князю Андрею.
На бумаге поперег ее, карандашом, без заглавных букв, без орфографии, без знаков препинания, было написано: «неосновательно составлено понеже как подражание списано с французского военного устава и от воинского артикула без нужды отступающего».
– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.
– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья.
Князь Андрей улыбнулся.
– Я и не желаю.
– Без жалованья членом, – повторил Аракчеев. – Имею честь. Эй, зови! Кто еще? – крикнул он, кланяясь князю Андрею.

Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C"est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.