Биографии Характеристики Анализ

Мавзолей августа в риме, италия. Монументальный мавзолей Августа: от величия до развалин

Мавзолей Августа – необычное сооружение, расположенное в столице Италии. Это огромная усыпальница, которая еще в 28 г. до н.э. была возведена для императора Августа. Как и многие великие мировые властители, этот император не хотел просто так уходить из жизни. Он решил после себя оставить заметный след в истории, увековечив память о себе в архитектурном сооружении. Именно с такой целью и было положено начало строительства задолго до смерти Августа. Хотя само здание стало монументальным, оно не избежало печальной участи подобных захоронений. Множество раз гробница подвергалась ограблениям, разорениям. На время место вообще было забыто, но не так давно вновь открылось для мира. В сохранившемся виде мавзолей Августа в Риместал непригоден для посещений, но грядущая реконструкция кардинально изменит ситуацию.

Пыль веков: интересное путешествие в прошлое

Приказом императора Августа в далеком 28 году до н.э. было возведено монументальное сооружение. Оно стало усыпальницей не только для Августа, но и для всей его семьи. Здесь же покоятся останки и ближайшей свиты властитель Римской империи. После смерти тела кремировали и хранили в погребальных урнах, которые были изготовлены из благородного металла – золота. Находились урны в небольших нишах, однако до наших дней не сохранились. Как только на земли Рима пришли вестготы, гробница сразу была разграблена, пепел – развеян по ветру, а урны – похищены. Мавзолей завоеватели не тронули, а чуть позже он сыграл немалую роль в истории Рима. Именно здесь намного позже после возведения была организована оборонительная крепость. Она просуществовала вплоть до 12 века, вплоть до изгнания правящей семьи – Колонны.

В последующие столетия сооружение не раз меняло свое предназначение . На его территории и около усыпальницы устраивались некогда жестокие бои с быками. Здесь искали славы римские актеры, используя мавзолей Августа в качестве места для выступлений. Было время, когда на территории погребения возвышался дворец с садом, а позже она становилась прибежищем бездомных и сомнительных личностей. И только в тридцатых годах ушедшего столетия, при правлении Муссолини, о месте вновь вспомнили, а позже здесь начались реставрационные работы, которые пришлось отложить уже до начала нового тысячелетия.

Будни современности

У археологов и реставраторов был амбициозный план по восстановлению памятника истории к 2014 году – как раз к памятной дате (со дня смерти Августа). Однако отсутствие финансирования не позволило мечтам осуществиться. Хотя на данный момент мавзолей остается закрытым для посещений из-за плохого состояния внутренних помещений, все же римлянам в 2016 году на один день была открыта усыпальница. Жители и гости города посетили место, отдав дань именитому предку.

На реставрационные работы, по подсчетам, потребуется порядка 14 млн. евро. На данный момент уже собрано 2 млн. евро, еще 12 млн. евро придется выделить городу. Сумма необходима для реставрации пешеходной зоны.

Особенности и красота архитектуры

О былой славе и красоте места говорят сегодня лишь руины места – цилиндрические стены, которые расходятся концентрическими кругами. Диаметр большого круга составляет 87 метров. Само строение украшают высаженные здесь кипарисы.

Реконструировать здание архитекторы предлагают по одному из рисунков, которые сохранились до наших дней с 16 века.

Цилиндрическое основание имело отменную отделки из травертина. В центре круглого здания стояла статуя самого Августа, которая достигала 40 метро в высоту. Некогда здесь были и обелиски, которые считались символом победы императора. Его же биография была также заархивирована и сохранена в бронзе – на плитах. К усыпальницам, где хранились урны, вел длинный коридор.

Чей прах хранило место?

Свое последнее пристанище в этом месте нашел прах не только императора Августа. Здесь же хранился прах его жены Ливии, племянника Марцелла и любимой сестры Октавии. Останки представителей императорского рода также были здесь. Прах императоров Клавдия, Нерва, Тиберия и прочих известных деятелей Римской империи.

Туристам на заметку

Путешественникам, желающим посмотреть мавзолей Августа в Риме, полезно будет знать, что:

  • музей закрыт для посещений (внутренние помещения);
  • усыпальницу можно осмотреть только внешне;
  • доехать сюда можно на метро (линия А) до станции Spagna;
  • рядом расположены интересные для туристов достопримечательности: Базилика Сант Амброджио э Карло аль Корсо, Алтарь Мира, Палаццо Боргезе, Палаццо Арагона Гонзага, Церковь Джезу э Мария и пр.

Вам также может понравиться:

Мавзолей Августа

Венцом монументальной пропаганды эпохи Августа стала его гробница. Недаром именно ей географ Страбон уделяет почти столько же места, сколько всем остальным римским достопримечательностям вместе взятым. Август приступил к ее строительству вскоре после окончательной победы над Антонием - тогда же, когда из Октавиана он стал Августом. Гробница носила многозначительное название «Мавзолей». В этом названии читался намек на неограниченную власть восточных правителей и на величие Александра Македонского, которого Август, вслед Юлию Цезарю, безмерно почитал.

Август поместил свой мавзолей на высоком месте у реки и придал ему форму, которая напоминала одновременно и о роскоши восточных гробниц, и о суровой простоте древних курганов - таких, какие до сих пор стоят в долине вокруг Трои. За непосредственный образец были взяты этрусские усыпальницы. Бетонное ядро постройки представляло собой лабиринт сообщающихся камер и коридоров; в центральной части, скорее всего, должна была размещаться урна с прахом самого Августа. Бетон был облицован светлым камнем - травертином или мрамором. Верхние ярусы мавзолея не сохранились, поэтому сложно сказать, как именно они выглядели. Основных версий две: они поднимались ступенчато, как в некоторых восточных мавзолеях, или же представляли собой насыпной холм с колоннадой сверху, напоминая скорее о древнем кургане. Мавзолей был окружен густой порослью вечнозеленых деревьев и увенчан огромной бронзовой статуей Августа. К северу от него Август поместил обширную садово-парковую зону, в которую открыл доступ всему народу.

Август пережил многих своих соратников и родственников, поэтому его мавзолей начал функционировать как усыпальница задолго до его смерти. Первым там был похоронен племянник Августа Марцелл, о котором мы рассказывали в прошлой главе. За ним последовали ближайший друг и давний соратник Августа Агриппа, сестра Октавия, пасынок Друз, внуки Гай и Луций. Наконец, в 14 году н. э., пришел черед самого принцепса.

Мавзолей Августа. Гравюра Э. Дюперака, XVI век.

Август скончался в доме своих биологических родителей («на той же кровати, / где родились и умерли деды») в кампанском городе Ноле, неподалеку от Неаполя. Он немного не дожил до своего 76-летия - возраст почтенный, но не беспрецедентный даже для античности. Однако особенность политической карьеры Августа заключалась не в том, что она поздно закончилась, а в том, что она необычно рано началась. По республиканским правилам мужчина мог претендовать на консульское звание только после 45 лет, а Октавиан уже в девятнадцать вершил судьбы государства так, как не снилось никакому консулу. В той или иной форме власть этого человека над Римом продолжалась 56 лет, и к концу его правления в государстве уже почти не осталось людей, ясно помнивших доавгустовские времена.

Слово «мавзолей» происходит от имени малоазийского сатрапа Мавзола, который правил в IV веке до н. э. и возвел для себя и своей семьи монументальную гробницу в городе Галикарнасе. Ныне это турецкий курорт Бодрум, и хотя от памятника остались лишь непримечательные развалины, место, где он стоял, известно. Некоторые скульптуры, украшавшие мавзолей, в XIX веке были вывезены в Англию и сейчас находятся в Британском музее. Галикарнасский мавзолей был славен как одно из семи чудес древнего мира. Другой знаменитый мавзолей находился в дельте Нила. После смерти Александра Македонского в Вавилоне один из полководцев царя, Птолемей, украл саркофаг с телом и перевез его в Египет, где и выстро ил роскошную гробницу. Отдать дань уважения покорителю мира приходили и Юлий Цезарь, и Август.

Август демонстративно отказался от посещения могил египетских правителей из рода Птолемеев: «Я пришел посмотреть на царя, а не на мертвецов».

Прикоснувшись к телу полководца, он случайно отломил ему кончик носа. С началом христианской эры, примерно в V веке, гробница Александра больше не упоминается в литературе, и какова судьба хранившихся там мумий, книг и сокровищ - неизвестно.

Историки рассказывают, что скончался он мирно: попросил зеркало, поправил отвисшую челюсть; спросил, хорошо ли сыграл комедию жизни; на ту же тему процитировал греческий стишок: «Коль хорошо сыграли мы, похлопайте / И проводите добрым нас напутствием». Последний вздох он испустил, обратившись с нежными словами к своей супруге Ливии.

Последний путь императора от Нолы до Рима продолжался несколько дней. Тело несли по ночам, чтобы избежать палящего солнца; днем помещали в базилике или главном храме ближайшего города. В храмы нельзя было вносить мертвецов, и сделанное для Августа исключение о многом говорит. Сенаторы наперебой состязались в том, чтобы обставить похороны как можно торжественнее и увековечить память правителя. Одни предлагали внести тело в город через Триумфальные ворота - честь, которую оказывали только победоносным полководцам. Другие хотели взять из здания Сената статую богини Победы, чтобы она возглавила траурный кортеж. Девочки и мальчики из лучших семейств должны были петь похоронные песни. Предлагалось даже в день похорон запретить всем надевать золотые украшения и заменить их железными. Месяц август, уже давно названный в честь Августа, предлагали переименовать обратно в секстилий, а августом назвать сентябрь - потому что в сентябре Август родился, а в августе умер.

Мавзолей Августа. Реконструкция Петера Шенка, конец XVII века.

Чувство меры в конце концов возобладало, и похороны прошли с подобающей, но не чрезмерной торжественностью. Родственники покойного произнесли траурные речи, после чего тело сожгли на погребальном костре неподалеку от Мавзолея.

В своем завещании Август запретил хоронить в Мавзолее его дочь Юлию и внучку Юлию Младшую (обе в свое время так или иначе нанесли немалый ущерб репутации правящего дома, обеих Август ссылал на далекие острова). Там был похоронен его внучатый племянник Германик (еще один яркий представитель династии Юлиев-Клавдиев, которому не суждено было стать императором) вдова императора Ливия, Тиберий и еще несколько человек. Последним в Мавзолее Августа был похоронен император Нерва.

Деяния божественного Августа

Перед входом в Мавзолей стояли два необычных египетских обелиска - они не были украшены иероглифами. Оба сохранились: один стоит на площади перед церковью Санта-Мария-Маджоре, другой - на холме Квиринале, перед президентским дворцом. Но еще интереснее были две бронзовые колонны, установленные у входа. На них была записана краткая автобиография Августа, в которой принцепс рассказывал о своем жизненном пути, перечислял заслуги, отчитывался о добрых делах, совершенных ради римского народа, и хвастался почестями, которые за это получил. Разумеется, бронзовые колонны не дошли до наших дней. Но Август был обожествлен сразу после смерти, и в его честь по всей империи стали возводиться храмы императорского культа. Автобиография властителя хорошо вписывалась в декор. Один такой храм был построен в малоазийской провинции Галатии, в городе Анкира. На его стенах высекли точную копию Августовой автобиографии, причем не только по-латыни, но и в греческом переводе. После того как Малая Азия стала турецкой, европейцы надолго потеряли из виду сокровища греко-римской цивилизации, которыми так богата эта земля. Только в XVI веке фламандский дипломат и ученый Огир ван Бусбек, участник посольства Священной Римской империи к султану Сулейману Великолепному, обнаружил храм, опознал в надписи автобиографию Августа, о которой писали античные авторы, и сделал первую копию. И ему, и исследователям более позднего времени пришлось столкнуться с серьезными трудностями - вокруг храма давно выросла турецкая деревня, и надписи были частично скрыты стенами домов. Лишь в конце XIX века были сделаны полные слепки всех надписей анкиранского храма (в Малой Азии обнаружили еще несколько храмов в честь Августа, украшенных этой же надписью, но в Анкире она сохранилась намного лучше, чем в других местах). В 1883 году великий немецкий историк Теодор Моммзен - до сих пор единственный человек, получивший Нобелевскую премию по литературе за документальный труд, - опубликовал тщательное критическое издание этого документа, который он назвал «царицей латинских надписей». Краткая автобиография Августа со времен Моммзена называется либо «Деяния божественного Августа» (Res Gestae DIVi Augusti) , либо «Анкиранский памятник» (Monumentum Ancyranum) . Это источник не столько исторический, сколько пропагандистский: так, Август тщательно избегает упоминаний о своем участии в гражданских войнах, а противников - Секста Помпея, Марка Антония, убийц Юлия Цезаря - нигде даже не называет по имени. Кроме того, он ловко жонглирует словами, пытаясь представить выстроенную им политическую систему не монархией с республиканским фасадом, а республикой, над которой реет авторитет верховного правителя. Храм с надписями можно увидеть на прежнем месте. Город Анкира теперь называется Анкара, и это столица Турции. А в Риме «Деяния божественного Августа» были высечены на травертиновой стене, которую Морпурго построил вокруг Алтаря мира. При замене павильона Морпурго на проект Мейера стена с надписью осталась на прежнем месте.

Эсквилинский обелиск.

Квиринальский обелиск.

По средневековой легенде, Август велел всем гостям, приезжавшим в Рим издалека, привозить с собой горсть родной земли и оставлять ее на мавзолее, чтобы память о нем жила во всей империи. И действительно, Мавзолей Августа на протяжении веков продолжал жить вместе с городом, причем - что особенно важно и крайне необычно для Рима - связь памятника с именем Августа никогда не прерывалась.

В XII веке влиятельное семейство Колонна превратило мавзолей в часть своих оборонительных сооружений (судьба, которой не избежали многие древнеримские памятники). В 1354 году на вершине мавзолея сожгли тело Кола ди Риенцо. В XVI веке памятник купил кардинал Франческо Содерини. Он превратил его в музей под открытым небом и разбил внутри сад, где поставил множество античных статуй. В XVIII веке в здании устроили арену для боя быков. В 1909 году мавзолей переоборудовали в концертный зал под названием «Августео».

Слово «фашизм» - итальянское. В итальянском языке, в свою очередь, оно произошло от латинского fasces . Фасции - это связка прутьев, из которых высовывается топорик. Такой набор носили ликторы - охранники-телохранители, приставленные к высшим должностным лицам римского государства. Чем выше был статус чиновника, тем больше у него было ликторов.

Начало «фашистской эры» в латыни муссолиниевской эпохи описывалось словами a fascibus restitutis - «от восстановления фасциев».

22 октября 1934 года Муссолини, стоя на крыше одного из домов на Виа Содерини с топориком в руках, лично подал сигнал к расчистке поздневозрожденческого квартала вокруг мавзолея. К двухтысячелетнему юбилею Августа работа была завершена. Фасад нового дома на Пьяцца Аугусто Императоре украсился латинской надписью следующего содержания:

«После того как мавзолей императора был извлечен из вековых теней, а расчлененные обломки Алтаря мира собраны воедино, дуче Муссолини постановил расчистить это место, где в воздухе витают маны Августа, от тесных старых улиц и украсить его прекрасными проспектами, домами и зданиями под стать человеческим нравам в году 1940-м, на 18-й год фашистской эры».

Освободившись от концертного зала и прочих позднейших наслоений, Мавзолей Августа, к сожалению, пока не превратился в интересную достопримечательность: посетить его нельзя, он обнесен уродливым забором, и даже толком разглядеть его нелегко.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Мавзолей Мавзолей (Maussoleion, Mausoleum) – надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Хр. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине, его сестрою и супругою, Артемизией, в Галикарнассе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

МАВЗОЛЕЙ ИМАМА ХУСЕЙНА После смерти пророка Мухаммеда, скончавшегося в 632 году, сразу же разгорелся спор о его преемнике. Первое несогласие среди мусульман произошло по поводу принципа наследования власти, но в конце концов ученики Мухаммеда объединились вокруг

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

МАВЗОЛЕЙ ПЕТРА НЕГОША Историческая судьба народа Черногории, часто уходившего в горы, чтобы сохранить свою свободу, с давних пор была тесно связана с Россией. Черногорский владыка Данила побывал в загадочной для иностранцев России, где встречался Петром I. Долгим и

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

МАВЗОЛЕЙ В.И. ЛЕНИНА Когда В.И. Ленин скончался (21 января 1924 года), была создана Специальная комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, и члену этой комиссии - В.Д. Бонч-Бруевичу была поручена организация похорон. Сам В.И. Ленин никаких записей или устных распоряжений

Из книги Египет. Путеводитель автора Амброс Ева

МАВЗОЛЕЙ МАО ЦЗЭ-ДУНА Всего три месяца не дожил до своего 83-летия Мао Цзэ-дун, скончавшийся в ночь на 9 сентября 1976 года. Прощались с «великим кормчим» в большом зале Дома народных собраний: из руководителей Поднебесной тогда только Дэн Сяо-пин и Вань Ли не почтили память

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

5. Мавзолей в Галикарнасе В отличие от Эфеса этот город существует и сейчас, но называется он теперь Бодрум. Это небольшой турецкий порт, отрезанный от материка лесистыми горами и безводными равнинами. Сам город раскинулся на склонах холмов, поросших редкими

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

**Мавзолей Ага-хана На западном берегу виден **мавзолей Ага-хана (Aga Khan) (6), который высится над водами Нила и над белой виллой Бегум, жены Ага-хана, с поэтическим названием «Свет Свободы» (Nur as-Salam). Дорога ведёт вверх к могиле бывшего главы вероучения исмаилитов, которого 4

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Мавзолей Хумаюна С точки зрения истории создания мавзолей падишаха Хумаюна в Дели стал предшественником, или старшим «братом», знаменитого Тадж-Махала. Вдохновительницей строительства мавзолея выступила любимая жена Хумаюна Хамида-Бегам.История смерти падишаха

Из книги автора

Мавзолей В. И. Ленина (1930 г.) Здание Мавзолея сделалось известным всему миру. Включившись в старый ансамбль Красной площади, он стал главным зданием в этом ансамбле. Теперь уже трудно представить себе Красную площадь в ее прежнем виде без Мавзолея, настолько его облик

Из книги автора

Мавзолей Ленина Мавзолей… Это слово вошло в наш словарь из IV века до нашей эры, из забытой ныне страны Карии, где правил тогда царь Мавсол. Монументальная гробница, спрятавшая его прах, была причислена к семи чудесам света. Но Мавсолу и не снилось, какое чудо сотворят

Из книги автора

Мавзолей Ленина «Тот, кто предлагает забальзамировать тело нашего вождя, великого Владимира Ильича Ленина, поступает в корне неправильно. Это ведь антимарксистская эсеровщина, дурно влияющая на крестьян, которые скажут: „Они разгромили наших богов, посылали работников

Из книги автора

Мавзолей Адриана Римское правобережье небогато античными памятниками, но зато самый значительный из них - Мавзолей Адриана, он же Замок Святого Ангела - занимает первые строки в любом списке римских достопримечательностей. Поскольку в Мавзолее Августа стало не

Из книги автора

Мавзолей в Галикарнасе Царь Мавсол был правителем Карии, входившей в Персидскую империю, с 377 по 353 год до н. э. Столицей области был Галикарнас (сейчас это город Бодрум в современной Турции). Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.

Строительство мавзолея началось в 28 году до нашей эры после триумфального возвращения императора в Рим из Александрии, где он завершил период длительных гражданских войн (Марк Антоний и Клеопатра покончили с собой). Принято считать, что Август принял решение возвести монументальную родовую усыпальницу, посетив гробницу Александра Македонского.

В архитектурном плане Мавзолей Августа повторяет форму этрусских могильников - тумулусов. Его основой является дошедшее до наших дней цилиндрическое строение из травертина диаметром 87 метров, над которым возвышался не сохранившийся насыпной земляной конус с вечнозелёными деревьями, а на его вершине была установлена статуя императора Августа. Общая высота мавзолея составляла 44 метра. Вокруг сооружения на уровне основания находилась терраса с колоннами. Центральный вход предваряли два обелиска, предположительно символизирующие победу над Марком Антонием и Клеопатрой, а также бронзовые плиты с подробным жизнеописанием императора. В настоящее время один из обелисков находится на Piazza del Quirinale, а второй - на Piazza Esquilino.

Первым захоронением в мавзолее стал Марк Клавдий Марцелл (в 23 году до нашей эры). Затем - Марк Випсаний Агриппа, Друз Старший и Октавия (сестра Августа). Следующими были похоронены сам император и его супруга Ливия Друзилла. После них - Германик, Агриппина Старшая, Юлия Ливилла, Тиберий, Калигула, Клавдий, Британник, Поппея Сабина и несколько других представителей династии Юлиев-Клавдиев. Последним захоронением стал император Нерва в 98 году нашей эры. В начале II века в Риме был построен Мавзолей Адриана , который стал новой усыпальницей римских императоров и членов их семей.

В 410 году Рим был захвачен вестготами под предводительством Алариха, что привело к разграблению мавзолея и уничтожению всех урн с пеплом. При этом сооружение не было разрушено, хотя для него и наступили времена полного забвения, как и для всего города после падения Римской империи. В Средние века влиятельная семья Колонна использовала мавзолей в качестве крепости, однако в 1167 году их представители были изгнаны из Рима, а крепость - заброшена. В XVIII веке руины мавзолея периодически использовались захудалыми театральными труппами и бродячими артистами в качестве бесплатной концертной площадки.

В 1926 году на Марсовом поле стали проводить археологические раскопки, при которых большая часть мавзолея была освобождена от многовековых наслоений грунта. В период 1936-1938 годов, в связи со сносом окружающего старого жилого района древнеримская достопримечательность частично была восстановлена.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Мавзолей Августа в Риме – древнеримский памятник в северной части Марсового поля между Фламиниевой дорогой и Тибром. Памятник сооружен императором Октавианом Августом в виде родовой усыпальницы семьи Юлиев-Клавдиев.

История мавзолея Августа

Строительство мавзолея было начато в 20-х годах до Рождества Христова. Согласно легенде, император Октавиан, увидев мавзолей Александра Македонского, решил соорудить собственный именной пантеон.

Мавзолей Августа выполнен в форме этрусского кургана-тумулуса, который состоит из:

  • круглого основания, конструкции из полированного известкового туфа диаметром 86 м;
  • несохранившейся до наших дней земляной насыпи с насаждениями из деревьев;
  • символической статуи императора Августа, расположенной на вершине сооружения.

Высота конструкции составляла более 40 м. Усыпальницу окружала площадка с колоннадой. Центральный вход был украшен двумя монументами, знаменующими победу над Клеопатрой и Марком Антонием. Сегодня один из них установлен на Piazza del Quirinale, а другой – на Piazza Esquilino.

Рядом с монументами располагались плиты из бронзы с подробным описанием деяний Октавиана Августа. От входа длинная галерея вела внутрь к круглой погребальной камере с тремя квадратными нишами, в которых находились урны.

Первым в мавзолее был похоронен военачальник Марк Марцелл. Здесь находились останки сестры императора Октавии, самого Августа и его жены Ливии. В мавзолее были захоронены императоры, полководцы и государственные деятели из рода Октавиана. Последнем здесь установили урну с прахом Нервы Цезаря Августа в 98 году.

После захвата Рима вестготами в начале 5 века, Мавзолей Августа был разграблен, урны с пеплом уничтожены. Он вместе с Римом переживал темные века забвения и упадка. О сооружении в 12 веке, во время междоусобиц, вспомнила семья Колонна и использовала его в качестве оборонительного сооружения.

До начала 19 века остатки мавзолея эксплуатировались как бесплатные театральные подмостки для бродячих актеров. Только в начале 20 века, в период реконструкции Марсового поля и раскопок в его окрестностях, мавзолей Августа был расчищен от грунтовых наносов. С 1936 года была начата его реконструкция.

Реставрационные работы

К 2000-летию со дня смерти императора Августа (14 год нашей эры) ученые и реставраторы планировали восстановить мавзолей Августа в Италии. Из-за задержек в финансировании, работы были приостановлены.

В 2016 году в качестве эксперимента реставраторы решили на один день открыть доступ к достопримечательности для посетителей. Результат был поразителен – около пяти тысяч римлян и гостей столицы пришли, несмотря на дождливую погоду, увидеть легендарный памятник Римской эпохи, проявляя почтение к императору Августу.

Сегодня вокруг мавзолея проложена пешеходная зона, вдоль которой высажена кипарисная аллея. На сегодняшний день собрано на реставрацию мавзолея Августа около 2 млн. евро. Городская власть обязалась выделить еще 12 млн. для организации пешеходной обзорной зоны вокруг мавзолея.

Как доехать

Мавзолей Августа в Риме находится на площади императора Августа. Вход в помещение закрыт. Сооружение можно осмотреть только снаружи. Доехать до площади проще всего на метро до станции Spagna ветки А, откуда за несколько минут можно дойти до мавзолея пешком.

МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (mau­so­leum Augus­ti) (рис. 54, 55) - пер­вое авгу­стов­ское зда­ние на Мар­со­вом поле, дати­ро­ван­ное у Све­то­ния 28 г. до н. э., но, види­мо, не закон­чен­ное к 23 г. до н. э., в север­ной части поля меж­ду Фла­ми­ни­е­вой доро­гой и Тиб­ром, воз­мож­но, фор­маль­но не вхо­див­шее к гра­ни­цы поля, а при­мы­кав­шее к нему. С само­го нача­ла Август пла­ни­ро­вал сде­лать окру­жаю­щую терри­то­рию обще­ст­вен­ным пар­ком с зеле­ны­ми насаж­де­ни­я­ми и пре­крас­ны­ми алле­я­ми для народ­ных гуля­ний (Sue­to­nius, Aug . 100. 4; Stra­bo 5. 3. 8 ). В отно­ше­нии внеш­не­го вида мав­зо­лея источ­ни­ки схо­дят­ся в том, что по суще­ству это был холм или туму­лус с осно­ва­ни­ем из бело­го кам­ня, покры­тый веч­но­зе­ле­ны­ми дере­вья­ми до самой вер­ши­ны, где сто­я­ла брон­зо­вая ста­туя Авгу­ста. Дере­вья обыч­но рекон­стру­и­ру­ют как кипа­ри­сы, но со вре­ме­нем они вырос­ли бы до очень боль­ших раз­ме­ров, ста­ли бы угро­жать струк­ту­ре памят­ни­ка и скры­ли бы вен­чаю­щую ста­тую, поэто­му луч­ше счи­тать, что это было нечто вро­де низ­ко­го мож­же­вель­ни­ка. Стра­бон отдель­но отме­ча­ет, что дере­вья в близ­ле­жа­щем ustri­num (место кре­ма­ции) были топо­ля­ми.

Памят­ник был изве­стен все­гда и с тече­ни­ем вре­ме­ни исполь­зо­вал­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: как кре­пость семьи Колон­на, как амфи­те­атр и аре­на для боя быков, как сад и, нако­нец, как кон­церт­ный зал. В ходе стро­и­тель­ства и пере­строй­ки этих соору­же­ний и раз­граб­ле­ния антич­ных руин ради полу­че­ния стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла мав­зо­лей был пре­вра­щен в голый кар­кас. Во вре­мя соору­же­ния кон­церт­но­го зала в 1907 г. были пред­при­ня­ты рас­коп­ки, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать сущ­ность ком­плек­са. Они были воз­об­нов­ле­ны в 1926 г. и про­дол­жа­лись до 1930 г. В 1934 г. нача­лась работа по сно­су окру­жаю­щих зда­ний и изо­ля­ции мав­зо­лея; в 1936 г. после­до­вал демон­таж кон­церт­но­го зала и финаль­ные рас­коп­ки и рестав­ра­ция руин, закон­чив­ши­е­ся в 1938 г.


Рис. 54. Мав­зо­лей Авгу­ста. План.


В сущ­но­сти, мав­зо­лей Авгу­ста состо­ит из с.248 ряда кон­цен­три­че­ских бетон­ных колец, обли­цо­ван­ных рети­ку­ла­том, за исклю­че­ни­ем тех мест, где была допол­ни­тель­ная обли­цов­ка тра­вер­ти­но­вы­ми бло­ка­ми или мра­мор­ным покры­ти­ем. Вход обра­щен к югу; свод­ча­тый тун­нель про­ре­за­ет внеш­ние коль­ца и ведет в коль­це­вой коридор; над вхо­дом нахо­ди­лась свод­ча­тая ком­на­та неяс­но­го пред­на­зна­че­ния, воз­мож­но, про­сто для того, чтобы облег­чить дав­ле­ние на ниж­нюю арку. За очень мас­сив­ной внеш­ней коль­це­вой сте­ной нахо­дил­ся ряд полу­круг­лых ком­нат, разде­лен­ных ради­аль­ны­ми сте­на­ми на чет­вер­ти кру­га, досту­па в кото­рые не было. Внут­ри это­го коль­ца нахо­ди­лось еще одно, постро­ен­ное по тому же образ­цу: длин­ные свод­ча­тые ком­на­ты без вхо­да, при­бли­зи­тель­но тра­пе­це­идаль­ной фор­мы. Внут­рен­няя сте­на это­го коль­ца, кото­рая явля­ет­ся внеш­ней сте­ной коль­це­во­го коридо­ра, осо­бен­но высо­ка, име­ет тол­щи­ну 5,70 м и, как счи­та­лось, воз­вы­ша­лась для под­держ­ки верх­ней наруж­ной колон­на­ды; одна­ко это про­ти­во­ре­чи­ло бы опи­са­нию Стра­бо­на и этрус­ским тра­ди­ци­ям архи­тек­ту­ры туму­лу­сов. Пред­став­ля­ет­ся более пра­виль­ным при­нять опи­са­ние Стра­бо­на бук­валь­но и счи­тать, что над цилин­дри­че­ским осно­ва­ни­ем зеле­ный склон оста­вал­ся целост­ным, а слож­ные внут­рен­ние соору­же­ния слу­жи­ли лишь для под­держ­ки зем­ля­но­го покро­ва.

При вхо­де в коль­це­вой коридор посе­ти­те­ля оста­нав­ли­ва­ла сте­на, и он дол­жен был откло­нить­ся вле­во или впра­во к одной из двух сим­мет­рич­ных две­рей в этой стене, рас­по­ло­жен­ных не на оси. Воз­мож­но, пред­по­ла­га­лось дать кор­те­жу воз­мож­ность сде­лать риту­аль­ный обход погре­баль­ной ком­на­ты, преж­де чем поме­стить туда прах умер­ше­го. Затем из вто­ро­го коль­це­во­го коридо­ра мож­но было попасть в круг­лую ком­на­ту для погре­бе­ний с огром­ным бетон­ным стол­бом в цен­тре, в кото­ром нахо­ди­лась квад­рат­ная каме­ра, веро­ят­но, пред­на­зна­чен­ная для пра­ха само­го Авгу­ста. Внеш­няя ком­на­та для погре­бе­ний име­ла три боль­ших ниши для дру­гих урн с пра­хом: одна напро­тив вхо­да и две на попе­ре­ч­ной оси.

От над­зем­ной части оста­лось мало, но, учи­ты­вая слож­ную систе­му отсе­ков и колец, состав­ля­ю­щих ниж­ний уро­вень, пред­по­ла­га­ет­ся, что такая же пла­ни­ров­ка повто­ря­лась и навер­ху, после­до­ва­тель­но сужа­ясь на четы­рех уров­нях. Рас­счи­та­но, что общий диа­метр состав­лял 87- 89 м, высота без ста­туи - 44 м.



Рис. 55. Мав­зо­лей Авгу­ста. Рекон­струк­ция внеш­не­го вида Дж. Гат­ти.


Мав­зо­лей сто­ял отдель­но на пря­мо­уголь­ном участ­ке, отме­чен­ном кип­па­ми и вымо­щен­ном. Перед две­ря­ми сто­я­ла пара обе­лис­ков из крас­но­го гра­ни­та, впер­вые упо­мя­ну­тых Амми­а­ном Мар­цел­ли­ном (17. 4. 16) и отсут­ст­ву­ю­щих в рас­ска­зе Пли­ния об обе­лис­ках в Риме (HN 36. 69- 74); таким обра­зом, они счи­та­ют­ся более позд­ним допол­не­ни­ем, воз­мож­но, сде­лан­ным Доми­ци­а­ном или Адри­а­ном. Они не име­ют над­пи­сей, поэто­му, как пред­по­ла­га­ет­ся, отно­сят­ся к рим­ско­му пери­о­ду. Сего­дня они уста­нов­ле­ны за Сан­та-Мария-Мад­жо­ре и на Пьяц­ца-дель-Кви­ри­на­ле (Мон­те­ка­вал­ло). Место­по­ло­же­ние и фор­ма двух брон­зо­вых таб­лиц или pi­lae , на кото­рых, соглас­но ука­за­нию Авгу­ста, были начер­та­ны его « Дея­ния» (Res Ges­tae ; Sue­to­nius, Aug . 101. 4; Augus­tus, RG praef .), так­же неяс­но, хотя с ними мож­но сопо­ста­вить мра­мор­ные таб­ли­цы перед гроб­ни­цей Плав­ти­ев воз­ле Тиво­ли - гроб­ни­цей, кото­рая, веро­ят­но, была созна­тель­ным под­ра­жа­ни­ем Мав­зо­лею Авгу­ста (см. Cre­ma 253, рис. 276).

Пер­вым в мав­зо­лее суж­де­но было упо­ко­ить­ся Мар­цел­лу, пле­мян­ни­ку и зятю Авгу­ста, в 23 г. до н. э. (Cass. Dio 53. 30. 3). В 1927 г. был най­ден мра­мор­ный над­гроб­ный камень с его име­нем и име­нем его мате­ри Окта­вии. За ним после­до­ва­ло боль­шин­ство чле­нов семьи Юли­ев-Клав­ди­ев, умер­ших еще в мило­сти. Фла­вии име­ли соб­ст­вен­ную семей­ную гроб­ни­цу, но прах Нер­вы в каче­стве осо­бой поче­сти поме­сти­ли сюда (Aur. Vict., Epit . 12. 12). Мне­ние, что в кон­це кон­цов, более, чем через сто­ле­тие, мав­зо­лей был вновь открыт, чтобы на корот­кое вре­мя при­нять тело Юлии Дом­ны, жены Сеп­ти­мия Севе­ра, пред­став­ля­ет­ся с.249 оши­боч­ным. Веро­ят­но, она была погре­бе­на в кенота­фе Гая и Луция Цеза­рей (см. Sep. C. et L. Cae­sa­rum).

Пол­ное отсут­ст­вие деко­ра­тив­ных эле­мен­тов здесь объ­яс­ня­лось раз­граб­ле­ни­ем памят­ни­ка в Сред­ние века, но более веро­ят­но, что это было сде­ла­но созна­тель­но, из эсте­ти­че­ских сооб­ра­же­ний. Фор­ма туму­лу­са име­ла дав­нюю тра­ди­цию как в Этру­рии, так и на Восто­ке, и про­из­во­ди­ла на людей впе­чат­ле­ние в основ­ном за счет раз­ме­ра хол­ма. Это была фор­ма гроб­ни­цы, уже исполь­зо­вав­ша­я­ся на Мар­со­вом поле для гроб­ниц Сул­лы и Юлии (где был похо­ро­нен сам Юлий Цезарь). Мар­со­во поле было избра­но местом для мав­зо­лея не толь­ко пото­му, что здесь было похо­ро­не­но так мно­го вели­ких людей, но и пото­му, что оно было ров­ным, а Август решил постро­ить мав­зо­лей в самой даль­ней его части, где раз­мер будет виден луч­ше все­го, и тща­тель­но окру­жить его пар­ком и алле­я­ми.


BullCom 54 (1926): 191- 234 (A. M. Co­li­ni и G. O. Gig­lio­li); PBSR 10 (1927): 23- 35 (R. A. Cor­dingly и I. A. Rich­mond); Ca­pi­to­lium 6 (1930): 532- 567 (G. O. Gig­lio­li); L’ur­be 3. 8 (1938): 1- 17 (G. Gat­ti); CAR 2-D, 88, с. 90- 98; His­to­ria 16 (1967): 189- 206 (K. Kraft); Nash 2. 38- 43; Röm­Mitt 86 (1979): 319- 324 (M. Eis­ner).

© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992, pp. 247-249.
© 2010 г. Пере­вод с англ. .