Биографии Характеристики Анализ

Мересьев повести о настоящем человеке краткое содержание. Мой читательский дневник

Краткий пересказ "Повесть о настоящем человеке" в сокращении подготовил Олег Ников.

Самолет Алексея Мересьева был сбит над лесом. Оставшись без боеприпасов, он попытался вырваться из-под конвоя немцев. Подбитый самолет развалился на части и упал на деревья. Придя в сознание, летчик подумал, что рядом немцы, но это оказался медведь. Попытку нападения хищника Алексей отразил выстрелом. Медведь был убит, а летчик потерял сознание.

Очнувшись, Алексей почувствовал боль в ногах. Карты при нем не оказалось, но маршрут он помнил наизусть. От боли Алексей вновь потерял сознание. Очнувшись, он сдернул с ног унты и обмотал раздробленные ступни обрывками шарфа. Так стало легче. Передвигался боец очень медленно. Измученный и уставший Алексей вышел к поляне, на которой увидел трупы немцев. Он понял, что рядом партизаны и стал кричать. Никто не отзывался. Сорвав голос, но, не теряя надежды, летчик прислушивался и услышал звуки канонады. Из последних сил он двинулся по направлению звуков. Ползком он добрался до деревни. Людей там не было. Несмотря на усталость, Алексей полз вперед. Он потерял счет времени. Каждое движение ему давалось очень тяжело.

Летчик дополз до лесной вырубки, где услышал за деревьями шепот. Говорили на русском языке. Это обрадовало Алексея, но боль отрезвила его. Он не знал, кто прячется за деревьями, и достал пистолет. Это были мальчишки. Убедившись, что сбитый летчик «свой», один из них отправился за подмогой, а второй остался возле бойца. Пришел дед Михайло и вместе с ребятами перевез летчика в деревню. В землянку приходили местные жители и приносили продукты для Алексея. Через некоторое время дед ушел.

Сквозь сон Алексей услышал звук мотора самолета, а затем голос Андрея Дектяренко. Командир эскадрильи не сразу узнал бойца и очень обрадовался, что Алексей жив. Мересьев попал в госпиталь.

Шеф госпиталя во время обхода увидел Мересьева, лежавшего на кровати на лестничной площадке. Узнав, что это летчик, долго выбиравшийся из вражеского тыла, он распорядился перевести Мересьева в палату и честно признался, что у Алексея гангрена. Алексей был мрачен. Ему грозила ампутация, но врачи не торопились. Они пытались сохранить летчику ноги. В палате появился новый больной - полковой комиссар Сергей Воробьев. Он оказался жизнелюбивым человеком, несмотря на боль, от которой уже не спасали и сильные дозы лекарств.

Врач объявил Алексею о неизбежности ампутации. После операции Алексей замкнулся. Комиссар показывает Мересьеву статью о летчике Карповиче, который изобрел протез, чтобы остаться в армии. Это вдохновило Алексея, и он стал восстанавливать силы. Комиссар умер. Для Алексея он был образцом настоящего человека.

Первые шаги с протезами давались трудно, но Алексей заставлял себя тренироваться ходить. Мересьева направили долечиваться в санаторий. Он увеличил нагрузки. Алексей упросил сестру Зиночку научить его танцевать. Это было очень сложно. Превозмогая боль, Алексей кружился в танце.

После госпиталя он попросил направить его в тренировочную школу. Фронту нужны были летчики. Не сразу попал Алексей в полетную школу. После первой тренировки его инструктора поразило известие, что ученик летает, не имея ног. После двух месяцев тренировок Мересьеву предложили остаться в школе инструктором. Начальник штаба дал Алексею восторженные рекомендации, и летчик отправился в школу переподготовки.

Алексей Мересьев и Александр Петров поступили в распоряжение командира полка. В бою Алексей сбил два немецких самолета, а сам чудом остался жив. У него закончилось топливо, но, не желая бросать машину, он «дотянул» до аэродрома. Высокий уровень профессионализма Алексея восхитил сослуживцев и даже командира соседнего полка.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Снова порывисто шумнул ветер в тяжелой хвое сосновых вершин. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Само небо уплотнилось и сузилось. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след. Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла, веселое цвиканье стрелявших меж ветвей желтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот тягучий, тревожный и грустный, мягкими волнами перекатывающийся шум.

Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Лишь клочковатая шкура нервно передвигалась на спине. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остер, что слышал зверь, как короед точит древесину сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин.

Слух успокаивал, но обоняние предупреждало об опасности. К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. Черные печальные глаза зверя увидели на ослепительной чешуе наста темные фигуры. Не шевелясь, он весь напружился, готовый сделать прыжок в чащу. Но люди не двигались. Они лежали в снегу густо, местами друг на друге. Их было очень много, но ни один из них не двигался и не нарушал девственной тишины. Возле возвышались вросшие в сугробы какие-то чудовища. Они-то и источали острые и тревожащие запахи.

Испуганно кося глазом, стоял на опушке лось, не понимая, что же случилось со всем этим стадом тихих, неподвижных и совсем не опасных с виду людей.

Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.

Однако звук был тоже не страшный: будто несколько майских жуков, басовито гудя, кружили в листве зацветающей березы. И к гуденью их примешивался порой частый, короткий треск, похожий на вечерний скрип дергача на болоте.

А вот и сами эти жуки. Сверкая крыльями, танцуют они в голубом морозном воздухе. Снова и снова скрипнул в вышине дергач. Один из жуков, не складывая крыльев, метнулся вниз. Остальные опять затанцевали в небесной лазури. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст, кося глазом на небо. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой пышный хвост, понесся прямо к поляне. Он рос так быстро, что лось едва успел сделать прыжок в кусты – что-то громадное, более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен и брякнулось о землю так, что весь лес загудел, застонал. Эхо понеслось над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.

Увязло в гуще зеленой хвои эхо. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. И в ней отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на поляну.

Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже сюда, в заповедную глушь, куда раньше, и то не часто, заходили только лесники да охотники. Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги, нарушив его зимнюю спячку, и вот теперь, голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя.

Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. Понюхал его свежие, вкусно пахнущие следы, тяжело и жадно задышал, двигая впалыми боками, прислушался. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, производимый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. Шерсть поднялась на загривке зверя. Он вытянул морду. И снова этот жалобный звук чуть слышно донесся с опушки.

Медленно, осторожно ступая мягкими лапами, под которыми с хрустом проваливался сухой и крепкий наст, зверь направился к неподвижной, вбитой в снег человеческой фигуре…

Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром…

А получилось все это так. Звено истребителей под командой лейтенанта Мересьева вылетело сопровождать «илы», отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома. Смелая вылазка прошла удачно. Штурмовики, эти «летающие танки», как звали их в пехоте, скользя чуть ли не по верхушкам сосен, подкрались прямо к лётному полю, на котором рядами стояли большие транспортные «юнкерсы». Неожиданно вынырнув из-за зубцов сизой лесной гряды, они понеслись над тяжелыми тушами «ломовиков», поливая их из пушек и пулеметов свинцом и сталью, забрасывая хвостатыми снарядами. Маресьев, охранявший со своей четверкой воздух над местом атаки, хорошо видел сверху, как заметались по аэродрому темные фигурки людей, как стали грузно расползаться по накатанному снегу транспортники, как штурмовики делали новые и новые заходы и как пришедшие в себя экипажи «юнкерсов» начали под огнем выруливать на старт и поднимать машины в воздух.

Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное, пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкере». Алексей погнался за ним. Атаковал – и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкере» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому.

Настоящая фамилия Бориса Николаевича Полевого (1908 – 1981) – Кампов. Псевдоним представляет собой дословный перевод с латинского (campus – поле). Он был профессиональным журналистом и писателем. В активе у этого автора несколько ярких образцов беллетристики, но всемирно известным Полевого сделала всего одна книга. Далее разберем самое точное и краткое содержание Повесть о настоящем человеке, которое нельзя найти на Брифли или других подобных сайтах.

С героем своей книги писатель встретился во время войны, будучи военным корреспондентом газеты «Правда». Приехав в один из летных полков с целью написать очерк, Борис Николаевич попросил познакомить его с лучшим летчиком.

Журналисту представили Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который только что вернулся из полета, сбив два «Мессершмитта». Алексей пригласил корреспондента переночевать в своей землянке.

Вечером Полевой увидел, как молодой истребитель, ложась спать, отстегнул и бросил на пол протезы. У него не было ног. И этот человек совершал ежедневные боевые вылеты, сбивая вражеские самолеты, за что был удостоен высшей воинской награды СССР – Золотой Звезды! Писатель был потрясен, не верил собственным глазам, а Маресьев начал рассказывать ему свою историю. Все, о чём поведал необыкновенный летчик, Полевой записывал в две ученические тетради, которые стали основой повести, прославившей обоих.

Обратите внимание! Написать книгу удалось лишь после войны – в 1946 году, повесть сразу же стала необыкновенно популярной.

Произведение издавалось не только в Советском Союзе, но и за рубежом – история летчика Алексея Маресьева, поднявшегося в небо после ампутации обеих ступней, была переведена на 22 языка. Повесть стала настоящим гимном упорству и силе воли, позволяющим человеку достичь, казалось бы, невозможного.


Подвиг Алексея Маресьева вдохновил многих людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на борьбу с непреодолимыми обстоятельствами и победу над ними.

Сделав летчика героем своего произведения, Полевой сохранил документальную основу, изменив лишь одну букву в фамилии – Алексей Маресьев стал Алексеем Мересьевым .

Краткое изложение

Повесть состоит из четырех частей, представляющих собой поэтапное описание героического подвига. Анализ содержания позволяет обозначить основную тему каждой части следующим образом:

  1. Воздушные «клещи», падение в лес и выход к людям.
  2. Госпиталь.
  3. Возвращение в строй.
  4. Фронт.

Центральным персонажем, вокруг которого происходит завязка и развитие сюжета, является Маресьев (Мересьев). Все остальные действующие лица играют роли второго плана. Излагая по главам краткое содержание Повесть о настоящем человеке, можно получить краткий пересказ книги, умещающийся на трех страницах.

Часть первая

Зимой 1942 года в разгар воздушного боя Мересьев, расстреляв все боеприпасы, был зажат с четырех сторон немецкими самолетами. Враги вели Алексея к своему аэродрому, чтобы заставить совершить посадку и взять в плен.

Летчику удалось вывернуться из «клещей», но вдогонку пошла пулеметная очередь – машина была подбита и свалилась в густую лесную чащу. Пилота выбросило из кабины на ветви старой ели, откуда он упал в глубокий сугроб – это и помогло Алексею остаться в живых.

Очнувшись и сняв унты, Алексей обнаружил, что у него раздроблены обе ступни. Летчик понял, что упал за линией фронта, и решил во что бы то ни стало выходить к своим. Вырезав ножом две крепкие палки, Мересьев пошел по снегу, опираясь на них.

Идти было невероятно тяжело – каждый шаг отзывался острой болью в раздробленных ногах. Останавливаясь на ночлег, летчик разводил костер и пил чай из растопленного снега и мерзлых листьев брусники. Алексей попал в метель, потом едва не наткнулся на немецкую автоколонну, он слышал звуки боя вдалеке, понимая, что линия фронта приближается.

Когда парень не смог подняться, он стал ползти на четвереньках, потом выбрасывал вперед палку, втыкая ее в землю, и подтягивался, а затем просто перекатывался с боку на бок.

В полузабытьи Алексей выполз на вырубку, где его увидели дети из близлежащей деревни. Сначала они приняли летчика за немца, но Мересьеву удалось убедить ребят, что он – советский летчик. Мальчишки сказали, что деревню недавно освободили наши войска.

Затем ребята привели своего деда, который на санках отвез Алексея в свою землянку, где раненый лежал несколько дней. Летчика покормили, помыли, переодели, но ему становилось все хуже – ноги распухли, потемнели и болели нестерпимо.

Понимая, что летчику нужен врач, дед привел помощь – за Алексеем приехал командир его эскадрильи, которая расположилась в нескольких километрах от деревни. Мересьева отвезли на аэродром и переправили самолетом в один из лучших московских госпиталей.

Часть вторая

В госпитале Мересьеву сразу же предложили ампутацию. Поначалу Алексей не соглашался, но, осознав неизбежность операции, смирился. Оставшись без ног и понимая, что теперь не сможет летать, молодой человек совсем пал духом – он с юности мечтал о небе, стал летчиком, а теперь со всем этим придется распрощаться навсегда.

Алексею не хотелось никого видеть, ни с кем говорить, не хотелось жить. В голове крутилось одно и то же: «Рожденный ползать летать не может…» Своей девушке Ольге он решил ничего не рассказывать, написал, чтобы не ждала его и выходила замуж.

Из состояния отчаяния Мересьева вывел сосед по палате – полковой комиссар Семен Воробьев. Этот тяжелораненый человек терпеливо переносил страдания, никогда не жаловался и был необыкновенным оптимистом, заражая этим настроением всех остальных.

В него была влюблена палатная сестра Клавдия Михайловна. Стараясь вдохнуть в Алексея веру в себя, Комиссар, как называли его в госпитале, показал ему вырезанную из журнала статью о русском летчике времен Первой мировой войны Валериане Аркадьевиче Карпóвиче. Лишившись одной ступни, он изобрел протез собственной конструкции и продолжал летать.

В ответ на возражения Мересьева, что у Карпóвича не было только одной ступни, а самолеты того времени были просты, как этажерки, и управлять ими было куда легче, чем боевым истребителем, Комиссар отвечал: «Но ведь ты же советский человек!» Вскоре Воробьев умер, а Алексей наконец поверил в себя и решил тренироваться, чтобы научиться ходить, а затем и летать. Летчик хотел вернуться на фронт, и сразу же приступил к напряженным занятиям.

Оперировавший Алексея профессор привел старого мастера, который взялся изготовить для него легкие протезы.

Важно! Тренировки давались очень тяжело, протезы буквально вгрызались в кожу и кость, причиняя сильную боль, но летчик не отступал.

И вскоре он уже ходил, а потом и бегал – вначале по коридорам госпиталя, затем по дорожкам на его территории.

Часть третья

После госпиталя молодого человека отправили на долечивание в подмосковный санаторий военно-воздушных сил, где он продолжал упорно тренироваться.

Научившись уверенно держаться на протезах, Алексей стал просить молодую медсестру Зиночку научить его танцевать. Зиночка с энтузиазмом взялась за дело, и через некоторое время Мересьев уже вальсировал с девушкой на санаторских танцевальных вечерах.

Его поначалу неуклюжие движения с каждым днем становились все уверенней. Мужественный парень привык скрывать свою боль за ослепительной улыбкой, и постепенно она отступала под напором его несгибаемой воли.

Алексей получил разгневанное письмо от Ольги. Она писала, что будет ждать его, несмотря ни на что. Если бы не война, девушка никогда бы не простила за то, что Мересьев мог подумать, будто она способна о нем забыть. Переписка возобновилась, но летчик никак не мог решиться рассказать девушке о том, что с ним случилось. Он дал себе слово, что сделает это, когда вернется на фронт и собьет первый вражеский самолет.

В санаторий прибыла медицинская комиссия для отбора летчиков на фронт. Ее председатель, узнав, что среди кандидатов есть человек на протезах, вначале категорически отказался давать Мересьеву рекомендацию.

Тогда Алексей пригласил его вечером прийти на танцы, где доктор с изумлением наблюдал, как пациент кружится в вальсе с молоденькой медсестрой. После этого врач согласился подписать необходимые документы.

Из санатория парня направили в школу переподготовки, где курсанты осваивали новые самолеты ЛА-5. Протезы Алексей пристегивал к ножным педалям специальными ремнями, изготовленными сапожником по его заказу.

Узнав о том, что один из курсантов без ног, начальник школы распорядился выделить феноменальному человеку время для дополнительных занятий. По окончании школы Мересьев был аттестован как опытный и ответственный летчик, которому можно доверить управление истребителем.

Часть четвертая

Прибыв в полк, летчик получил распределение в эскадрилью капитана Чеслова и в первом же бою сбил одномоторный немецкий самолет.

Но Алексей считал, что большой чести в этом нет – модель была устаревшей, а вернувшемуся в строй пилоту хотелось проверить себя в бою с сильным противником. И желание сбылось: в одном из сражений Алексей подбил сразу три «фокке-вульфа» – современных самолета, управляемых гитлеровскими асами.

Вдобавок Мересьеву удалось спасти от гибели своего напарника-ведомого и дотянуть до аэродрома, израсходовав горючее практически до последней капли. Вечером молодой человек написал подробное письмо своей невесте. После этого боя Мересьева назначили командиром эскадрильи, и все летчики полка очень гордились тем, что у них служит такой геройский комэск.

Полезное видео

Подведем итоги

Так заканчивается «Повесть о настоящем человеке», которая и в наши дни пользуется такой же популярностью, как и 70 лет назад. Читать книгу, рассказывающую об удивительной судьбе Алексея Мересьева, с интересом будут и тогда, когда от описываемых в ней событий людей будут отделять не только годы, но и столетия.

«Повесть о настоящем человеке» – художественное произведение на документальной основе. Ее автор, Борис Полевой, позаимствовал ее непосредственно у прототипа своей , советского летчика-истребителя Алексея Маресьева.

Впрочем, назвать Маресьева прототипом будет не совсем правильно, поскольку главный герой книги – реальный человек. Более того, он жив на момент повести. В книге Полевой только изменил одну букву в его фамилии.

История замысла повести

А началось все с прибытия молодого военного корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого в авиаполк, базировавшийся на Брянском фронте. Как водится в подобных случаях, он попросил командира полка познакомить его с кем-нибудь из героев. И знакомится с только что вернувшимся из боевого вылета Алексеем Маресьевым (в книге Мересьевым). Только что в жестоком бою Алексей уничтожил два самолета противника. Одним , то, что нужно военному журналисту главной газеты страны.

Герой для журналиста на войне - все равно, что кинозвезда в мирное время.

Уже вечером после обстоятельной беседы о нелегких боевых буднях Маресьев предложил военкору в избе, где сам был временно расквартирован.

Дальше начались бесконечные вопросы пораженного до предела Полевого. Летчик отвечал довольно сухо, но обстоятельно, его надолго врезался в писательскую память. Но до конца войны он так и не отважился его на бумаге. И лишь в 1946 году родилась «Повесть о настоящем человеке».

Сюжет повести не замысловат: на войне и не происходило. Цепь происходящих событий .

Зимой 1942 года советский летчик был сбит в Новгородской области. Приземлился на парашюте на оккупированной территории. С поврежденными ногами, без пищи, он 18 дней пытается по снежным сугробам пробраться к своим. Наконец, когда силы уже были на исходе, раненого летчика подбирают партизаны, переправляют на самолете за линию фронта. Диагноз, который ему в госпитале поставили военные медики, был неутешителен. Начиналась гангрена обеих ног. Для спасения жизни требовалась срочная ампутация.

Оставшись без ног, Алексей поначалу впадает в отчаяние. Но потом постепенно обретает уверенность в себе. Превозмогая нестерпимую боль, он учится ходить заново. Медсестра Олеся даже учит его танцевать. Он верит в то, что сможет заново летать.

И он достигает своей цели. Алексей возвращается в родной истребительный полк и уже в первом бою сбивает два вражеских самолета.

Книга о мужественном летчике сразу после своего первого выхода в свет стала очень популярной. Причем не только на родине. Она была переведена на белее чем 2 десятка иностранных языков и издавалась за рубежом большими тиражами.

На основе ее сюжета был снят кинофильм и была написана опера Сергея Прокофьева.

Кстати, последняя и, по мнению критиков, далеко не лучшая из всех опер великого композитора.

Сам же главный герой книги Алексей Маресьев прожил долгую жизнь. Много работал в ветеранских организациях. Избирался депутатом ВС СССР. Ушел из жизни в 2001 году.

Источники:

Опера сочетает в себе сразу и музыку, и театральное представление. Такой симбиоз двух направлений делает оперу не только удивительным жанром, но и притягивает к себе все больше поклонников. Если опера так популярна по сей день, то интересно будет узнать, кто и когда придумал это направление.

Оперный жанр - ошибка итальянцев

Опера появилась в эпоху Возрождения в Италии. Существует много предположений по вопросу, кто заложил основу развития оперного жанра. Одна из теорий говорит о том, что , тогда она называлась «музыкальной драмой», появилась по ошибке.

В XV веке итальянцы проявляли большой интерес к культуре древнего Рима и Греции, как, собственно, и весь мир. Но особенно многих итальянских культуроведов интересовала античная драма. Изучая оригиналы трагедий, они заметили, что над словами в тексте греки ставили специальные знаки. В результате итальянцы предположили, что эти знаки вроде современных нот, и , играющие роли в трагедиях, произносили слова на распев.

Как выяснили позже историки, это не совсем соответствовало правде, т.к. никаких намеков на то, чтобы греки распевали свои речи в постановках, нет. Знаки же ставились, чтобы актер понимал, на каких словах акцент.

Но на тот момент это уже не имело значения, т.к. было решено, что теперь чтобы подражать античной культуре, необходимо писать музыку, которая могла бы выражать все чувства и давала возможность актерам пропевать слова.

Музыкальная драма

Жанр оперы динамично развивался с XVI века. Если проанализировать сегодняшнюю и оперы, поставленные пару веков назад, можно увидеть огромную разницу между этими произведениями. В связи с этим, очень трудно определить, какой из спектаклей XVI века стал первой оперой. По сохранившимся документам ученые нашли указание на то, что первый под музыкальное сопровождение был поставлен по древнегреческому мифу о боге Аполлоне, и он «Дафна».

Однако до наших дней первое музыкально-драматическое произведение так и не сохранилось, зато сохранилась вторая опера, которая называется «Эвридика». Композитором обеих опер был итальянец по имени Якопо Пери.

Две эти трагедии хоть и являются родоначальницами оперного жанра, но назвать их операми в том смысле, который мы привыкли видеть за термином, нельзя. Да и самого названия «опера» тогда не существовало. Сами итальянцы слово «опера» употребляли как « », а поставленные трагедии называли «музыкальной драмой». В действительности же это были обычные постановки с музыкальными между актами.

Первая опера

Первой же оперой, которая подходит под , стала трагедия «Орфей» композитора Клаудио Монтеверди. В 1615 году вышло его последнее издание партитуры, которая насчитывала до 40 инструментов. Эти инструменты не просто исполняли музыку между актами, а передавали характеры персонажей и сцен.

В XVII веке опера была забыта, как только Монтеверди умер. Вспомнили же о ней только через 200 лет. Несмотря на то, что опера «Орфей» имеет свои особенности, что отличает ее от более поздних произведений того же жанра, спектакли ставили в соответствии с задумкой автора, сохраняя все поправки и рекомендации.

Очень краткое содержание «Повести о настоящем человеке» рассмотрим в сегодняшней статье. О чем это произведение? Идет Великая Отечественная война. В 1942 году во время воздушного боя Мересьева - советского пилота-истребителя - сбивают. Он падает в гущу глухого леса. Летчик потерял сразу обе ноги, но сдаваться не собирается. Через год он уже снова в строю. Условно произведение можно разделить на несколько частей. Ниже приведем краткое содержание «Повести о настоящем человеке» по главам (частям).

Часть 1. Падение

Что включить в краткое содержание книги «Повесть о настоящем человеке»? Начать, пожалуй, стоит с крушения ИЛа.

Летчик истребитель Алексей Мересьев пилотировал самолеты ИЛ, которые полетели штурмовать немецкий аэродром. Немецкие летчики атаковали его с двух сторон. Алексей попытался ускользнуть, ведь иначе он мог попасть в плен. Но враг успел сделать выстрел, и самолет начал падение. Наш летчик был выбит из кабины и опустился на ель с крепкими, широкими ветками, что значительно смягчило падение.

Позже, очнувшись на снегу, Мересьев обнаружил возле себя голодного медведя-шатуна. Достав из кармана комбинезона пистолет, он убил животное, чтобы спасти себе жизнь. При попытке подняться его пронзила острая боль в обеих ступнях. Как следствие контузии, кружилась голова. Обозрев окрестности, Алексей заметил дорогу, шедшую в лесную чащу.

Испытания

Мересьев находился посреди леса, где-то в 35 километрах от мест, где шли бои. Сняв унты, он обнаружил, что его ступни раздроблены, но принял решение идти во что бы то ни стало. По дороге он нашел немецкий нож, банку тушенки, а в кармане обнаружил зажигалку. Это позволяло ему разводить костер. Первую ночь провел в молодом сосняке.

Далее Алексей составил план: совершать за день 20 тысяч шагов, есть единожды в сутки, в обед. Двигался летчик, выбрасывая впереди себя длинную еловую ветку, имеющую на конце раздвоение, а затем подтягивался всем телом. В один из дней ему пришлось прятаться в лесу, так как мимо проезжала вражеская колонна из броневиков.

Мересьев ел кору, мох, кипятил листья брусники в банки из-под тушенки. Через неделю он приблизился к линии фронта - была слышна канонада.

Испытания продолжались, топливо в зажигалке закончилось, ощущалась слабость и страшная боль в ногах, пришлось ползти на четвереньках. Алексей нашел немного клюквы, поймал ежа, которого съел сырым. Однако спустя некоторое время не получалось уже и ползти. Летчик стал перекатываться с одного бока на другой. Внезапно наступило забытье.

Едва живого Мересьева подобрали местные жители, они поселились в близлежащих землянках, так как немцы сожгли их деревню. Дед Михайла, который приютил раненого летчика, через некоторое время организовал ему баню, после которой здоровье резко ухудшилось. Дед разыскал командира эскадрильи, где служил Мересьев. На санитарном самолете Алексея отправили в госпиталь в Москву.

Часть 2. Ампутация

Продолжим рассматривать краткое содержание «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. В следующей части рассказывается о том, как герой повести потерял обе ноги.

В госпитале знаменитый профессор пробовал один метод за другим, чтобы вылечить Алексея, но ничего не помогало, пальцы стали черными и бесчувственными, ступни поразила гангрена. Чтобы спасти жизнь летчику, врачам пришлось провести ампутацию до середины икр.

Мересьев вел переписку с матерью и Ольгой, своей невестой. Но он не рассказал им о том, что лишился ног. Алексей стал угрюмым, замкнутым. Он думал, что если Ольга и выйдет за него замуж, то лишь из чувства жалости. А он не хотел такой жертвы и перестал отвечать на ее послания.

Вера

Как продолжить краткое содержание «Повести о настоящем человеке»? Нельзя не упомянуть о том, что главный герой после ампутации ног потерял веру в себя. Однако обрести ее Алексею помогу друг по несчастью.

Мересьев потерял смысл жизни. С детства он мечтал об авиации, организовал аэроклуб, с аэродрома в тайге впервые поднялся в небо на учебном самолете. Затем учился в военном летном училище, сам преподавал в нем. С началом войны Алексей ушел воевать. А что он будет делать теперь?

Но однажды товарищ по палате показал Мересьеву газетную статью о летчике Первой мировой Валериане Карпове, который смог управлять самолетом с одной ступней. Сначала Алексей засомневался, сможет ли он преодолеть трудности и вернуться в строй, ведь у него отсутствовали обе ступни, да и конструкция самолетов намного усложнилась. Но товарищ поддержал его фразой: «Ведь ты же человек советский!»

Мересьев поверил в успех, он сам разработал комплекс упражнений и, несмотря на нестерпимую боль, выполнял его ежедневно, каждый день продлевая время на одну минуту.

Протезы

В следующей части говорит о том, как главный герой начинает осваивать протезы. Этот момент также стоит включить в краткое содержание «Повести о настоящем человеке».

Алексей так и не смог решиться написать Ольге правду. С ней он был знаком со школьных лет, а влюбился в нее гораздо позже. Но сделать признание ей не успел, так как началась война. Девушка первая объяснилась ему в любви письменно. Но Алексей решил, что, став калекой, он недостоин ее. После того как он стал заниматься, решил, что напишет все как есть после того, как возвратится в эскадрилью.

Летом Мересьеву выдали протезы, которые он начал осваивать с огромным упорством. Он бесконечно выхаживал по коридору больницы сначала с помощью костылей, а затем с толстой тростью, которую получил в подарок от профессора. Ему пришла мысль, что Ольге нужно написать тогда, когда он собьет первый самолет. Но на этом «Повесть о настоящем человеке» не заканчивается. Ее краткое содержание расскажет о том, как главный герой пытается побороть свою судьбу.

Часть 3. Танцор

Летом 1942-го Маресьева направили на долечивание в подмосковный военный санаторий. Там он уговорил медсестру Зину, которая хорошо танцевала, научить и его этому искусству. Теперь он не только каждый день выполнял упражнения, но и брал уроки танцев.

Окружающие с трудом верили, что этот симпатичный, жизнерадостный и энергичный парень не имеет ног. А узнав, были поражены, что он собирается вернуться в авиацию. По прошествии некоторого времени он уже лихо отплясывал не вечеринках, широко улыбаясь и скрывая сильную боль. Постепенно он стал привыкать к протезам.

Мытарства

Продолжим рассматривать краткоесодержание «Повести о настоящем человеке», которая рассказывает о небывалой силе воли обычного летчика. В этой части можно узнать о том, как Мересьев добивался направления в летную школу.

В ответ на письмо Мересьева Ольга сообщает ему, что глубоко оскорблена его недоверием, и прощает его лишь потому, что идет война. Уже месяц она вместе со многими людьми находится под Сталинградом, роя противотанковые рвы. Она любит его и примет любым. С этого момента Алексей пишет ей письма ежедневно.

В санатории слово «Сталинград» было у всех на устах, все отдыхающие стали добиваться отправления их на фронт. Вскоре в лечебное учреждение прибыла комиссия по комплектованию кадров ВВС.

Военврач, увидев, как отплясывает безногий летчик, согласился помочь ему, дав положительное медицинское заключение для летной службы. С этим документом Мересьев поехал в Москву, но там возникли сложности: его рапорт был отклонен, и он оказался без денежного и вещевого довольствия.

Несколько месяцев Алексею пришлось ходить по кабинетам, где ему очень сочувствовали, но реальной помощи оказать не могли. Условия приема в летные войска были строгими. Но в конце концов Маресьеву повезло. Председателем общей комиссии был тот самый врач - Мировольский, который давал ему заключение в санатории. Благодаря ему Алексею удалось попасть к высшему командованию, и он был направлен в летную школу.

Освоение ЛА-5

Для боев под Сталинградом нужно было большое число летчиков, поэтому школа работала с огромной нагрузкой, и начальник штаба не проверил документы Маресьева. Он был не в курсе, что у того отсутствуют ноги, и, принимая его, приказал избавиться от трости, хождение с которой истолковал как щегольство.

Свои протезы Алексей пристегивал к педалям с помощью специально изготовленных лямок. По прошествии 5 месяцев он с успехом сдал экзамены. Заметив трость Мересьева, начальник рассердился и хотел сломать ее, однако вовремя был остановлен инструктором, который знал, что у курсанта отрезаны ноги. Алексей получил блестящие рекомендации.

Алексей был направлен в школу переподготовки, где и пробыл до начала весны. Он учился летать на ЛА-5, которые на тот момент были самыми современными моделями истребителей. Вначале у Мересьева не было ощущения той близости с летательным аппаратом, что раньше давало ему возможность чувствовать радость от полета.

Он думал, что его мечте не суждено сбыться, но его поддержал полковник Капустин, бывший замполитом летной школы. В результате Мересьеву удалось овладеть управлением ЛА-5 на самом высоком уровне, он был единственным на весь мир летчиком-истребителем, летавшим без ног.

Часть 4. Герой

Чем заканчивается «Повесть о настоящем человеке»? Подробно рассмотрим краткое содержание ее последней части, где говорится о подвигах главного героя. В августе 1943-го Мересьев принял участие в Курском сражении на новом ЛА-5. Первый раз после ампутации ног Алексей воевал с реальным врагом. Он сражался с немецкими летчиками, управлявшими пикировщиками Ю-87, совершая несколько вылетов в день.

В письме Ольга сообщала ему, что, командуя взводом саперов, была награждена орденом Красной Звезды. И хотя теперь Алексей был в строю и бил врагов, он пока не хотел открывать девушке правду, так как считал, что устаревший Ю-87 - это не настоящий противник.

Достойными же, по его мнению, стали немецкие асы с самолетами «Фоке-вульф-190». После того, как им было сбито три таких самолета, его назначили командиром эскадрильи. При этом Алексей спас своего ведомого, и на исходе топлива еле добрался до аэродрома. В полку все гордились этим уникальным пилотом, и он, наконец, открылся Ольге.