Биографии Характеристики Анализ

На ком закончилась династия рюриковичей. Династия Рюриковичей: с загадки началась, тайной закончилась

В октябре 1582 года у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей. Согласно принятой историографии, Дмитрий прожил восемь лет, но его имя еще 22 года нависало проклятием над Российским государством.

У русских людей часто возникает ощущение, что Родина находится под каким-то заклятием. «Все у нас не так – не как у нормальных людей». На рубеже XVI-XVII веков на Руси были уверены, что знают корень всех бед – всему виной было проклятие невинно убиенного царевича Дмитрия.

Набат в Угличе

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке. В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту.

В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай.

Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое! Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе - без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком.

Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа.

Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

Конец династии Рюриковичей

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации. По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич – «на княжение». То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год. Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях.

Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным. Однако все понимали, что это только повод. Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти. В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление.

Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

Великий Голод

Смерть последнего государя из династии Рюриковичей открыло дорогу к царству Борису Годунову, который фактически был правителем страны еще при живем Федоре Иоанновиче. К тому времени за Годуновым в народе закрепилась репутация «убивца царевича», однако это не сильно его смущало. Путем хитрых манипуляций он все-таки был избран царем, и почти сразу же начал с реформ.

За два недолгих года он провел преобразований в стране больше, чем предыдущие цари за весь XVI век. И когда Годунов уже, казалось, снискал народную любовь, грянула катастрофа – из небывалых климатических катаклизмов на Русь пришел Великий голод, который длился целых три года. Историк Карамзин писал, что люди «подобно скоту щипали траву и питались ею; у мертвых находили во рту сено. Мясо лошадиное казалось лакомством: ели собак, кошек, стерво, всякую нечистоту. Люди сделались хуже зверей: оставляли семейства и жен, чтобы не делиться с ними куском последним.

Не только грабили, убивали за ломоть хлеба, но и пожирали друг друга… Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы своих младенцев!..» Только в одной Москве умерло от голода более 120 000 человек; по всей стране орудовали многочисленные шайки разбойников. От родившейся было народной любви к избранному царю не осталось и следа – в народе снова говорили о проклятии царевича Дмитрия и о «проклятом Бориске».

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей – осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе в далеком 1591 году. «Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце.

Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия». Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой – отравился. Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова – Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Конец народного доверия

До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим». Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей. И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий. Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание. Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия.

Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя. Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей.

Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение. Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп “вора”, зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.

Конец Шуйских

Новым царем стал Василий Шуйский – человек, который в 1598 году ввел следствие по факту гибели царевича Дмитрия в Угличе. Человек, который сделал вывод, что смерть Дмитрия Иоанновича, была несчастным случаем, покончив с Лжедмитрием и получив царскую власть, вдруг признался, что у следствия в Угличе были доказательства насильственной смерти царевича и прямой причастности к убийству Бориса Годунова. Говоря это, Шуйский убивал двух зайцев: дискредитировал – пусть даже уже мертвого – своего личного врага Годунова, а заодно доказывал, что Лжедмитрий, которого убили во время заговора, был самозванцем. Последнее Василий Шуйский даже решил подкрепить с помощью канонизации царевича Дмитрия.

В Углич была отправлена специальная комиссия о главе с митрополитом Ростовским Филаретом, которая вскрыла могилу царевича и якобы обнаружила в гробу нетленное тело ребенка, которое источало благоухание. Мощи были торжественно привезены в Архангельский собор Кремля: по Москве распространили слух о том, что останки мальчика чудотворные, и народ пошел к святому Дмитрию за исцелением. Однако культ долго не продержался: было несколько случаев смерти от прикосновения к мощам.

По столице поползли слухи о подставных мощах и о проклятии Дмитрия. Раку с останками пришлось с глаз долой убрать в реликварий. А уже совсем скоро на Руси появилось еще несколько Дмитриев Иоанновичей, а династия Шуйских, суздальской ветви Рюриковичей, которые на протяжении двух столетий были главными соперниками ветви Даниловичей за московский престол, прервалась на первом же царе. Василий закончил свою жизнь в польском плену: в той стране, в сторону которой по его приказу когда-то выстрелили прахом Лжедмитрия I.

Последнее проклятие

Смута на Руси закончилась только в 1613 году – с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию».

В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I. После воцарения Шуйского именно Филарет привез “чудотворные мощи” царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого – для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем. А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал “нареченным патриархом” в тушинском лагере Лжедмитрия II.

Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства. Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось. Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии. Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича.

Помимо физиологических отклонений у наследников рода Рюриковичей отмечались заболевания умственные. Историки отмечают, что уже в пятом колене московских царевичей наблюдались странности поведения, а также неизвестные по тем временам болезни головы, которые в наш век могли быть диагностированы как психические отклонения.

Иван IV с детства отличался вспыльчивым характером, мнительностью и жестокостью, превосходящей деяния Калигулы и Нерона. Психиатр П. И. Ковалевский в конце 19 века опубликовал труд, в котором утверждал, что у грозного царя наблюдались симптомы паранойи, мании преследования и врожденного слабоумия. К концу своего правления он находился на грани безумия, проявляя странную привязанность к юродивым и отпугивая приближенных необъяснимой яростью. В приступе гнева он совершил расправу над собственным сыном, после чего впал в тяжелую депрессию.

Положение усугублял «заморский недуг» - сифилис, поразивший царя, который после смерти супруги царицы Анастасии впал в беспутье и вкусил «гнусные восторги сластолюбия». Летописцы утверждают, что Грозный хвалился тем, что растлил тысячу дев и лишил тысячу своих детей жизни. Немецкий пастор Одерборн писал, что отец со старшим сыном менялись как любовницами, так и любовниками.

Неадекватное поведение было замечено и у его брата царевича - Юрия. За сыном Ивана IV Федором Иоанновичем и вовсе закрепилась репутация неполноценного человека. Иностранные поданные в донесениях на родину сообщали, что русские называют своего правителя словом durak. Последний сын грозного царя Дмитрий Угличский с младенчества страдал «падучей» болезнью, ныне известной как эпилепсия, и отставал в умственном развитии. События эпохи Ивана Грозного подтолкнули княжеские семьи на отказ от родственных союзов.

В конце жизни у Ивана IV оставалось трое сыновей. Старший, Иван Иванович, в отличие от больного отца был полон сил и энергии. Он показал себя храбрым на поле боя и смышленым государственным деятелем. Интриганы при дворе нашептывали царю, что наследник любим народом, что все ненавистники царя надеются на его приход к власти. Это еще более раздражало царя. Между отцом и сыном часто вспыхивали ссоры. Иван IV вмешивался в личную жизнь сына, оскорблял его жену и однажды побил ее. Наследник вступился за честь жены и пытался схватить отца за руки. Тогда тот нанес сыну смертельный удар тяжелым, окованным железом посохом. Через некоторое время Иван Иванович скончался. Тем самым царь сам подсек на корню династию Рюриковичей. У следующего его сына -- болезненного и богомольного Федора (1557--1598) не было детей. А еще один сын -- малолетний Дмитрий (1582--1591) был рожден от седьмой по счету жены царя боярыни Марии Нагой и имел мало прав на трон. На основе вышесказанного мы делаем вывод, что царь сам создал в государстве кризис власти и предпосылки для будущих схваток за престол. Царь пережил убитого сына ненамного. В начале 1584 г. его здоровье ухудшилось, тело стало пухнуть. По Москве ходили слухи, что фавориты Ивана IV Вельский и Годунов изводят царя отравой. Иван Грозный предложил находившемуся при нем Борису Годунову сыграть в шахматы. Царь и Годунов сели за столик. Рядом никого не было. Годунов остался с больным царем один на один. Вдруг раздался крик. Когда дворцовые слуги вбежали в палату, царь бездыханный лежал на полу. После смерти Ивана IV царский престол перешел к его 27-летнему сыну Федору. Это был тихий и богобоязненный человек. Он ненавидел жестокость и насилие, предпочитал проводить время в молитвах, за книгами, в беседах с учеными монахами, но бедой было то, что многие дела он передоверял боярам, любимцам отца, в первую очередь Вельскому и Годунову. А ведь это были люди, которые выдвинулись при Грозном на опричных казнях, душегубстве, мрачных дворцовых интригах. Сразу же после смерти монарха за спиной тихого Федора началась жестокая борьба за власть между фаворитами, различными боярскими группами. Все большее преимущество в этой борьбе получал напористый, энергичный, умный и беспощадный Борис Годунов. Он пользовался тем, что его сестра была женой царя и стремительно оттеснял своих соперников. Довольно скоро Годунов добился устранения от дел Вельского. Опасность для всемогущего боярина представлял и маленький царевич Дмитрий. Ведь кому-то могла прийти мысль, что слабого и нездорового Федора можно заменить маленьким Дмитрием. А это означало бы, что влиянию Годунова мог прийти конец. Наконец, после смерти болезненного Федора Дмитрий официально мог взойти на престол. Дмитрия вместе с матерью услали из Москвы в Углич, который по старой традиции дали ему в удел. Годунов продолжал оттеснять от трона других родовитых бояр. Отправлены в ссылку братья Шуйские, а герой обороны Пскова Иван Шуйский в ссылке был умерщвлен. Потом наступила очередь бояр Романовых, родственников первой русской царицы Анастасии Романовой. Поставил Годунов своего человека и на высший церковный пост. В 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Первым русским патриархом стал ставленник Годунова Иов. На правление царя Федора Ивановича приходится дальнейшее закрепощение русского крестьянства, ухудшение положения холопов. Теперь режим «заповедных лет», запрета переходов крестьян, который действовал в некоторых уездах, распространился на всю страну. В 1597 г. правительство Федора -- Годунова ввело «урочные лета». В случае если раньше бежавшего на новые земли крестьянина искали бессрочно и могли в любое время вернуть владельцу, то теперь срок сыска устанавливался в пять лет. В случае если крестьянина не обнаруживали за это время, он оставался жить на новом месте. А вот положение холопов стало намного хуже. Теперь они не могли освободиться от хозяина, если пошли в холопство за долг и готовы были отдать его. Они навечно становились холопами. В случае если раньше человек добровольно шел в холопы к хозяину и при первом удобном случае мог освободиться, то теперь после шести месяцев службы он оставался холопом также навеки. Молва связывала все эти законы с именем Бориса Годунова, которого все более ненавидели в народе. К тому же ему приписывали еще один страшный грех -- убийство малолетнего царевича Дмитрия, который погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 г. Его нашли с перерезанным горлом в собственном дворе в Угличе. Ни??о не видел, что приключилось с царевичем. Когда люди сбежались на крик няньки, он был уже мертв. Толпа горожан расправилась с людьми, ответственными за охрану Дмитрия, но Годунов жестоко подавил восстание. Он прислал в Углич специальную комиссию, которая, разобрав все обстоятельства гибели царевича, пришла к выводу, что Дмитрий зарезался сам, играя в «ножички». Царь Федор Иванович скончался 7 января 1598 г. Династия Рюриковичей прекратила свое существование в России. Царица Ирина довольно скоро постриглась в монахини. Русский трон оказался свободным

Род Рюриковичей сыграл огромную роль в развитии и становлении Российского государства. За время их правления на Руси возросло влияние великокняжеской власти. В течение почти семи с половиной веков династия Рюриковичей не только создала, но сберегла и укрепила Русь. Были завершены все те начинания основы, которых были заложены в начальный период правления Рюриковичей. Их наследие было преумножено. Результатом этого стало существование сильного независимого государства, способное выстоять в самых трудных условиях. Русь превратилась в Россию, а великий князь московский стал Государем Всея Руси. Самодержавие стало как бы необходимой принадлежностью России, её единственным государственным уставом вплоть до двадцатого века.

Рюриковичи – потомки Рюрика, ставшего первым известным летописным князем древней Руси. Со временем род Рюриковичей раздробился на несколько ветвей.

Зарождение династии

В “Повести временных лет”, написанной монахом Нестором, рассказывается история призвания Рюрика и его братьев на Русь. Сыновья Новгородского князя Гостомысла погибли в войнах, и одну из дочерей выдал замуж за варяга-росса, которая родила трех сыновей – Синеуса, Рюрика и Трувора. Их и призвал Гостомысл княжить на Руси. Именно с них в 862 году началась династия Рюриковичей, которая княжила на Руси до 1598 года.

Первые князья

В 879 году призванный князь Рюрик умер, оставив маленького сына Игоря. В то время когда он подрастал, княжеством правил Олег – родственник князя по линии его жены. Он покорил все Киевское княжество, а также построил дипломатические отношения с Византией. После смерти Олега в 912 году Игорь стал княжить, пока не погиб в 945 году, оставив двух наследников – Глеба и Святослава. Однако старший (Святославу) был трехлетним ребенком, и потому его мать княгиня Ольга взяла правление в свои руки.

Став правителем, Святослав больше увлекался военными походами и в одном из них он был убит в 972 году. Святослав оставил трех сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк убил Олега ради единовластия, Владимир же сначала сбежал в Европу, однако позже вернулся, убил Ярополка и стал правителем. Именно он крестил киевлян в 988 году, построил множество соборов. Он княжил до 1015 года и оставил после себя 11 сыновей. После Владимира княжить стал Ярополк, который убил своих братьев, а вслед за ним Ярослав Мудрый.


Ярославичи

Ярослав Мудрый княжил в общей сложности с 1015 по 1054 годы (с учетом перерывов). Когда он умер, нарушилось единство княжества. Его сыновья разделили Киевскую Русь на части: Святослав получил Чернигов, Изяслав – Киев и Новгород, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Последний, а впоследствии его сын Владимир Мономах существенно расширяют доставшиеся земли. После смерти Владимира Мономаха окончательно устанавливается распад единства княжества, в каждой части которого правит отдельная династия.


Русь удельная

Феодальная раздробленность растет за счет лествичного права престолонаследия, в соответствии с которым, власть передавалась по старшинству братьям князя, младшим же доставались в городах, менее значимых по значению. После смерти главного князя все переезжали по старшинству из города в город. Такой порядок вел к междоусобным войнам. Наиболее сильные князья разворачивали войну за Киев. Власть Владимира Мономаха и его потомков оказалась наиболее влиятельной. Владимир Мономах оставляет свои владения трем сыновьям: Мстиславу, Ярополку и Юрию Долгорукому. Последний считается основателем Москвы.


Борьба Москвы с Тверью

Одним из известных потомков Юрия Долгорукого был Александр Невский, при котором возникает самостоятельное Московское княжество. Стремясь возвысить свое влияние потомки Невского начинают борьбу с Тверью. В правление потомка Александра Невского Московское княжество становится одним из главных центров объединения Руси, но Тверское княжество остается вне его влияния.


Создание Российского государства

После смерти Дмитрия Донского власть переходит к его сыну Василию I, который сумел сохранить величие княжества. После его смерти начинается династическая борьба за власть. Однако при правлении потомка Дмитрия Донского Ивана III завершается ордынское иго и Московское княжество играет в этом решающую роль. При Иване III завершается процесс формирования единого Русского государства. В 1478 году он присваивает себе титул “государь всея Руси”.


Последние Рюриковичи

Последними представителями династии Рюриковичей у власти был Иван Грозный и его сын Федор Иванович. Последний не был правителем по натуре, и потому после смерти Ивана Грозного государством по сути управляет Боярская дума. В 1591 году умирает Дмитрий, еще один сын Ивана Грозного. Дмитрий был последним претендентом на русский престол, так как у Федора Ивановича не было детей. В 1598 году умирает и Федор Иванович, с которым прерывается династия первых русских правителей, находившихся у власти 736 лет.


В статье упомянуты только основные и наиболее видные представители династии, но на самом деле потомков Рюрика было гораздо больше. Рюриковичи внесли бесценный вклад в развитие Российского государства.

Рюриковичи — потомки легендарного Рюрика, варяжского князя, полулегендарного основателя первой русской великокняжеской династии. Всего же русский престол занимали представители всего двух династий. Вторая — Романовы. Рюриковичи правили с 862 года нашей эры до 1610-го. Романовы с 1613 по 1917. Рюриковичей насчитывается 48 князей и царей. Романовых — девятнадцать.

Первый князь Руси

  • IX век — восточные историки сообщали о крупном союзе славянских племен — Славии (с центром в Новгороде), Куявы (Киев), Артании
  • 839 — во французских «Сен-Бертенских анналах» упоминаются представители народа «Рос», бывших в византийском посольстве к королю Каролингской династии Людовику Благочестивому
  • 859 — Северные славянские племена Чудь, Словены,Мери, Веси и Кривичи отказались платить дань варягам. Усобица.
  • 860 (или 867) — Призвание варягов для наведения порядка. Рюрик обосновался в городке Ладога

    «Въсташа Словене, рекше новогородци и Меря и Кривичи на варяги и изгнаша их за море и не даша им дани. Начаша сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и кровопролитна безпрестани. И по сем събравъшеся реша к себе: «Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг»». И бысть о сем молва велия – овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги»

    В конце 1990-х гг. находки археолога Евгения Рябинина в Старой Ладоге доказывают: Ладога не только существовала за 100 с лишним лет до Рюрика, но и имела высочайший для той поры уровень развития производства. В 2 км от Ладоги Рябинин откопал Любшанскую крепость, которую возвели и вовсе в VI–VII веках, около 700 года перестроив на каменном основании. Близ Ладоги найден и самый древний в Восточной Европе токарный станок («Аргументы Недели», № 34(576) от 31.08.2017)

  • 862 (или 870) — Рюрик начал княжение в Новгороде.
    Русская историческая наука до сих пор не пришла к единому мнению, кем был Рюрик, существовал ли вообще, призывали ли его славяне на княжение и для чего. Вот что пишет по этому поводу академик Б. А. Рыбаков:

    «Было ли призвание князей или, точнее, князя Рюрика? Ответы могут быть только предположительными. Норманнские набеги на северные земли в конце IX и в X веке не подлежат сомнению. Самолюбивый новгородский патриот мог изобразить реальные набеги как добровольное призвание варягов северными жителями для установления порядка. Такое освещение варяжских походов за данью было менее обидно для самолюбия новгородцев, чем признание своей беспомощности. Приглашенный князь должен был «рядить по праву», оградить подданных какой-либо грамотой.
    Могло быть и иначе: желая защитить себя от ничем не регламентированных варяжских поборов, население северных земель могло пригласить одного из конунгов на правах князя, с тем чтобы он охранял его от других варяжских отрядов. Рюрик, в котором некоторые исследователи видят Рюрика Ютландского, был бы подходящей фигурой для этой цели, так как происходил из самого отдаленного угла Западной Балтики и был чужаком для варягов из Южной Швеции, расположенных ближе к чуди и восточным славянам. Наукой недостаточно разработан вопрос о связи летописных варягов с западными, балтийскими славянами.
    Археологически связи балтийских славян с Новгородом прослеживаются вплоть до XI века. Письменные источники XI века говорят о торговле Западной Балтики с Новгородом. Можно допустить, что если призвание иноземного князя имело место в действительности как один из эпизодов противоваряжской борьбы, то таким князем мог быть Рюрик Ютландский, первоначальное место княжения которого находилось по соседству с балтийскими славянами. Высказанные соображения недостаточно обоснованны, чтобы на них строить какую-либо гипотезу»

  • 864 — Захват варягами Аскольдом и Диром княжеской власти в Киеве
  • 864 (874) — Поход Аскольда и Дира в Константинополь
  • 872 — «Убиен бысть от болгар Осколдов сын». «Того же лета оскорбишася новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом и многа зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его»
  • 873 — Рюрик роздал города Полоцк, Ростов, Белоозеро он отдал во владение своим приближенным
  • 879 — Рюрик умер

Династия Рюриковичей

  • Олег 879-912
  • Игорь 912-945
  • Ольга 945-957
  • Святослав 957-972
  • Ярополк 972-980
  • Владимир Святой 980-1015
  • Святополк 1015-1019
  • Ярослав I Мудрый 1019-1054
  • Изяслав Ярославич 1054-1078
  • Всеволод Ярославич 1078-1093
  • Святополк Изяславич 1093-1113
  • Владимир Мономах 1113-1125
  • Мстислав Владимирович 1125-1132
  • Ярополк Владимирович 1132-1139
  • Всеволод Ольгович 1139-1146
  • Изяслав Мстиславич 1146-1154
  • Юрий Долгорукий 1154-1157
  • Андрей Боголюбский 1157-1174
  • Мстислав Изяславич 1167-1169
  • Михаил Юрьевич 1174-1176
  • Всеволод Юрьевич (Большое гнездо) 1176-1212
  • Константин Всеволодович 1216-1219
  • Юрий Всеволодович 1219-1238
  • Ярослав Всеволодович 1238-1246
  • Александр Ярославич Невский 1252-1263
  • Ярослав Ярославич 1263-1272
  • Василий I Ярославич 1272-1276
  • Дмитрий Александрович Переяславский 1276-1294
  • Андрей Александрович Городецкий 1294-1304
  • Михаил Ярославич 1304-1319
  • Юрий данилович 1319-1326
  • Александр Михайлович 1326-1328
  • Иоанн I Данилович Калита 1328-1340
  • Симеон Иоаннович Гордый 1340-1353
  • Иоанн II Кроткий 1353-1359
  • Дмитрий Константинович 1359-1363
  • Дмитрий Иоаннович Донской 1363-1389
  • Василий I Дмитриевич 1389-1425
  • Василий II Васильевич Тёмный 1425-1462
  • Иоанн III Васильевич 1462-1505
  • Василий III Иоаннович 1505-1533
  • Елена Глинская 1533-1538
  • Иоанн IV Грозный 1533-1584
  • Федор Иоаннович 1584-1598
  • Борис Годунов 1598-1605
  • Василий Шуйский 1606-1610