Биографии Характеристики Анализ

Творчество в жизни человека играет огромную роль. Творческий подход к жизни

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Свиркова Е.Б., Пустынникова Ю.М.
Офис-файл, №55, 2003

Часто одним из требований к кандидатам при приеме на работу является креативность или творческие способности. А многие сотрудники, в свою очередь, выбирая место работы, желают творческой самореализации. Но, как обязательное условие, творчество оправдано для таких профессий, как дизайнеры, писатели, рекламисты, скульпторы, архитекторы, инженеры-конструкторы и других, то есть у творческих работников и представителей профессий, в задачи которых входит разработка новых продуктов, инновационных технических решений. В остальных же профессиях с творчеством, несомненно, можно достичь более высоких результатов, но можно обойтись и без него. Так что же такого магического в творчестве, почему его все хотят. Определимся сначала с понятием творчества.

Что такое творчество

Психология говорит о том, что творчество не является привилегией только избранных, это обязательная часть мыслительного процесса. Л.С. Выготский пишет, что творчество - это комбинирование, переработка и создание из элементов пережитого опыта новых положений и нового поведения. "В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" .

Г. Уоллесом описаны четыре последовательных этапа творческого процесса :

  1. Подготовка.
  2. Фрустрация
  3. Инкубация.
  4. Просветление.
  5. Проверка.

На этапе « подготовки » человек обдумывает все возможности решения задачи, обращаясь к своему старому опыту, отметает по каким-то причинам многие из решений как неподходящие. После усиленной работы над задачей наступает переломный момент – ничего не придумывается, наступает «ступор», называемый психологами стадией фрустрации , после чего человек уходит в инкубацию – это может быть сон, отдых, просто какое-то время он не думает над задачей. Одна из гипотез, объясняющих значение инкубации в творческом процессе, говорит о том, что в этот период человек на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Следующий этап - просветление (или инсайт) - обычно возникает внезапно, когда человек даже и не думает специально над задачей и, казалось бы, решение приходит само собой. Наиболее яркие примеры просветления дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др. А затем человек проверяет и реализует решение.

Итак, любая деятельность открыта для творчества. Безусловно, существуют стандартные способы выполнения работы, но творчество помогает раздвигать установленные рамки, с меньшими усилиями достигать тот же результат или изменять результат, в принципе, делать процесс работы более интересным. В целом, процесс творчества можно сравнить с поиском выхода из безвыходного положения: творческое решение появляется тогда, когда стандартные имеющиеся решения не удовлетворяют, либо же они просто отсутствуют. Хороший пример для последней ситуации – принятие решения руководителем в условиях неопределенности, недостатка времени или информации.

Менеджмент и творчество

Можно выделить два аспекта творчества в управлении. Первый – творчество в управленческой деятельности (творчество руководителя), а второй – развитие руководителем творчества подчиненных.

Творчество руководителя зависит от «внешних» условий– тех задач, которые он решает, и от внутренних условий – от его личностных качеств, от выбираемого стиля управления.

В процессе управления компанией руководитель решает задачи оперативного и стратегического управления, и мы рассмотрим, как проявляется творчество в обоих из этих направлений.

Казалось бы, какое может быть творчество в оперативном управлении, ведь уже наработана внушительная база управленческих инструментов, методов, технологий – ничего придумывать не надо, надо хорошо и умело использовать наработки предшественников. Действительно, наработки в области менеджмента являются бесспорным подспорьем в работе руководителя. Но в силу того, что руководителю каждодневно приходится сталкиваться с необходимостью решения новых задач, и зачастую искать выход из нестандартных или внештатных ситуаций и принимать решения в постоянно меняющихся условиях, то не всегда есть возможность воспользоваться чужими наработками. Ответа в книгах на некоторые вопросы, не найдешь, а порой просто и нет времени искать, поэтому руководитель, принимая решения, за исключением стандартных, осуществляет творчество постоянно.

В отношении стратегического управления творчество руководителя реализуется при разработке «программы дальнейшей жизни компании»: миссии и стратегии компании, определении ее целей на ближайший год, три, пять. Создание стратегии маркетинга, управления персоналом, стратегии развития производства, создания новых продуктов - все это "стратегическое творчество". Фактически, руководитель в эти моменты «творит судьбу» своего предприятия. Разработка программ инноваций и преобразований на предприятии также требует от руководителя творческого подхода.

Но наиболее ярко творческий момент в работе руководителя проявляется в предпринимательской деятельности. Здесь простор для творчества поистине безграничен. Определение предпринимательства, сформулированное Р. Хизричем, звучит так: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». Результатом предпринимательства может стать разработка новых технологий, выход на новые рынки и др. Так разработку стратегии развития компании,

Процесс поиска идей по развитию компании руководитель может осуществлять самостоятельно, а может привлечь к этой работе сотрудников компании. Ведь одна голова хорошо, а 100 еще лучше. К примеру, в компании падают продажи. Руководитель может сам думать над проблемой, а может и поручить сотрудникам отдела продаж понять, что не так и найти выход. Вовлечение сотрудников в решение облегчит последующее претворение в жизнь изменений, т.к. сотрудники не будут воспринимать решение как враждебное, а как свое собственное. Роль руководителя тогда - управлять творческим процессом в организации.

Стиль управления и творчество

Развитие творчества подчиненных - нелегкая задача. Несомненно, руководитель оказывает большое влияние на творчество организации, хотя бы тем, какой стиль управления он выбирает. Определяющее здесь само отношение руководителя к творчеству. Посмотрим же, как влияет стиль управления на возможности проявления творчества. Для этого воспользуемся наиболее популярной классификацией стилей управления, выделяющей следующие стили: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский).

Авторитарный стиль управления характеризуется тем, что подчиненным сверху спускаются цели, а также инструкции выполнения работы и описание конечного результата. Другими словами, шаг в сторону - расстрел. Авторитарный стиль может подавлять инициативу, но он незаменим в тех случаях, когда дело срочное, и нет времени на поиски новых решений. Здесь творчество зависит от указаний руководителя, необходимо согласовывать каждый шаг. Авторитарный стиль хоть и сдерживает творчество, но зато дает быстрые результаты. Сталкиваясь с серьезными ограничениями, люди вынуждены изобретать все более хитроумные способы решения стоящих перед ними задач. Не случайно замечено, что в тоталитарных государствах очень часто наблюдается расцвет культуры и творчества.

Демократический стиль предполагает делегирование части полномочий подчиненным и разделение ответственности – подчиненный может принимать решения в рамках своих полномочий. Персонал участвует в управлении, обмен информацией идет от руководителя к подчиненным и наоборот. На наш взгляд, этот стиль управления максимально способствует созданию творческой атмосферы в коллективе. Здесь присутствует и необходимая для творчества свобода, и необходимые рамки, задающие целенаправленность усилий всех сотрудников, позволяющие контролировать достижение результата.

При пассивном (попустительском) стиле управления каждый делает, что хочет и как хочет. Руководитель мало вмешивается в деятельность подчиненных, часто идет у них на поводу. Небывалый простор. Но как это влияет на творчество? В организации, где руководство осуществляется в попустительском ключе, творчество скорее выхолащивается: каждый «дудит в свою дуду», постепенно наступает хаос. Это самый рискованный стиль управления с точки зрения получения результата от творческого процесса

У разных руководителей в той или иной степени превалируют разные стили управления, это зависит и от личных предпочтений, ситуации в компании, даже стиль может отличаться в зависимости от отношения к разным работникам, с кем-то построже, с кем-то помягче.

Для бизнеса творчество важно не ради творчества, а ради результата, поэтому прежде чем желать творчества от своего персонала, следует определиться с задачами творчества. Ожидаемый результат творческого поведения подчиненных может быть следующим:

  1. Решение сотрудников заданной творческой задачи.
  2. Идеи сотрудников по развитию компании, совершенствованию существующего порядка.

Стимулирование творчества подчиненных

Для того чтобы свое творчество сотрудники осуществляли на благо компании, руководителю стоит приложить усилия. Основополагающие принципы стимулирования творчества подчиненных следующие:

  1. Поддержка творческой инициативы.
  2. Целенаправленная организация творческого процесса
  3. Обратная связь
  4. Вдохновляющий пример
  5. Включение творчества в систему морального и материального стимулирования

На формирование корпоративной культуры большое влияние оказывает руководитель и те ценности, которые он декларирует. То, что поощряется, на что руководитель обращает пристальное внимание, то также будет во внимании персонала. Сотрудники скорее вдохновятся на творчество, если будут знать, что этого ждет от них руководитель. А доброжелательная атмосфера снимет страх с сотрудников, что их предложения будут восприняты как «неправильные».

Во-вторых, мало только слагать оду творчеству, надо еще и организовывать этот процесс. При поручении сотрудникам творческого задания, например, отделу маркетинга разработку системы привлечения клиентов определенного сегмента, следует обозначить цель, описать возможный результат (задать направление), договориться о форме промежуточной отчетности. Хоть процесс творческий, но на самотек его пускать нельзя. Внедрение в жизнь нового предложения не обойдется без описания и регламентации. Это процесс менее привлекательный, чем само творчество, но без него творчество так и останется воздушными замками.

Сбор предложений сотрудников по какому-либо вопросу возможен разными способами. В небольшой компании для этих целей может быть установлен специальный день, в который руководитель будет рассматривать предложения сотрудников. В случае же крупной компании, лучше принимать предложения сотрудников в письменной форме, например, по электронной почте. А для разового сбора идей время подойдет опрос или организация конкурса.

Третий важный момент стимулирования творческого процесса – обратная связь на выдвинутые сотрудниками предложения в письменной или устной форме. Если сотрудник не поймет, почему его предложение не может быть претворено в жизнь, то он, скорее всего, обидится и не будет больше ничего предлагать. О том, какими принципами следует руководствоваться при предоставлении обратной связи, мы рассказывали в статье «Джинн из бутылки» в предыдущем номере.

Четвертое - для стимулирования творчества сотрудников важен пример, вдохновляющий на генерирование идей. Сильнее всего вдохновляет личный пример руководителя, механизм воздействия которого мы рассматривали ранее в статье про харизматическое лидерство.

Пятое – материальное или моральное стимулирование сотрудников, выдвинувших дельные предложения. Учет подобных заслуг в премировании, в должностной дифференциации и др. Так, в одной компании торгового профиля за предложения по развитию компании предусматриваются премии, размер которых зависит от степени проработанности предложений: предложения на уровне идеи или же еще имеется и план ее реализации.

Методы активизации творчества

Для активизации творческого мышления существует немало методов. Самые распространенные из них и наиболее адекватные для применения в бизнес-среде:

  • Мозговой штурм – широко известный метод группового генерирования творческих решений
  • Алгоритм разработки инновационных решений – техника, основанная на принципах мозгового штурма, более сложная, дающая возможность генерировать идеи как в групповом режиме, так и в индивидуальном.
  • Коучинг-менеджемент – стиль управления, близкий к демократическому, при котором руководитель для решения сотрудником порученной задачи, не подсказывает ответ, а использует развивающие вопросы (более подробно про коучинг мы также писали в пятом номере в статье, специально посвященной этому методу).
  • Метод обучения действием – сотруднику в решении выбранной задачи помогает группа, также задавая развивающие вопросы.
  • Техника решения изобретательских задач (ТРИЗ) – специальная технология, разработанная в нашей стране в середине 20-го века. Мы не будем останавливаться на ней подробно в этой статье, поскольку она довольно сложная и для овладения ей требуется длительное обучение.

Метод мозгового штурма многим хорошо известен. Группе задается какая-либо тема, например, надо выделить конкурентные преимущества компании. Дается некоторое время всем подумать в тишине, набросать свои мысли на бумаге. А затем каждый по очереди озвучивает одну из своих мыслей до тех пор, пока те не закончатся. Если названная идея оказалась еще у кого-либо в списке, то ее не называют повторно. Задача ведущего - составлять общий список идей и следить за тем, чтобы участники мозгового штурма не критиковали идеи друг друга. Принимаются все идеи без исключения, и дельные, и безумные. Смысл в том, что своими идеями сотрудники стимулируют общий творческий процесс, например, бредовое предложение одного сотрудника может навести другого на какую-то дельную мысль. Затем группе остается выбрать решение. Еще раз подчеркнем, что на этапе генерации идей очень важно соблюдать следующие правила:

  1. запрет критики
  2. запрет обоснований выдвигаемых идей
  3. поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические

В случае же, когда стоящая перед группой задача сложна, в основе разбираемой проблемной ситуации лежат многие факторы, Классический вариант мозгового штурма может и не дать желаемого результата – задача покажется непосильной для такой проработки. В этом случае можно применить алгоритм разработки инновационных решений, который мы приводим ниже:

Этап

Предварительное обсуждение

• Продумайте и обсудите все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения

• Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

Выбор источников информации

• Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Вы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдайте себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего

• Отберите самые предпочтительные источники информации.

Поиск решения

• Придумайте всевозможные идеи – «ключи» к проблеме. Эта часть процесса мышления требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

• Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

Проверка решения

• Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь вы опять нуждаетесь в творческом мышлении.

• Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

Принятие решения

• Представьте себе все возможные области применения. Даже если ваше окончательное решение подтверждено экспериментально, вы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.

10. Дайте окончательный ответ.

Как видите, каждый из этапов мозгового этого алгоритма включает стадию генерирования идей и стадию их критического осмысления и отбора. Это облегчает работу со сложными задачами.

Метод обучения действием не столь распространен в нашей стране, однако, его применение для стимулирования индивидуального творчества и выхода из «идейного кризиса» дает очень хорошие результаты. Суть метода заключается в следующем: сотрудник, испытывающий трудности при решении задачи, требующей творчества, генерации новых идей и подходов, обращается к своим коллегам за помощью. Когда они собираются вместе, сотрудник озвучивает задачу, и возникшие в процессе ее решения сложности. Коллеги задают ему уточняющие вопросы для прояснения ситуации, если это необходимо. Когда задача и проблема ясны, коллеги начинают задавать развивающие вопросы. Это вопросы, которые не подсказывают решение, но стимулируют поиск его путей. Например: «Что для тебя будет хорошим вариантом решения этой задачи? Кто или что может помочь тебе найти ее решение? В какой обстановке ты работаешь пытаясь найти ответ? В какой обстановке на твой взгляд это решение могло бы найтись быстрее? К каким источникам ты прибегал в поисках вдохновения? Как можно обойти стоящие перед тобой преграды?» и так далее. Категорически запрещается давать советы в форме вопросов, как-то «А не пробовал ли ты делать то-то и то-то?». Такие вопросы провоцируют на сопротивление и возражения, вместо того, чтобы сподвигать к творчеству. После того, как все вопросы заданы, сотрудник, выдвинувший проблему, говорит, какие вопросы показались ему наиболее полезными, и берет на себя перед группой обязательства по реализации появившихся идей.

Последний момент очень важен. Ведь ограничиваться одним стимулированием творческого процесса нельзя, иначе мы получим творчество ради творчества, процесс ради процесса. Задача руководителя – не только пробудить при необходимости творчество в своих подчиненных, но и «направить их энергию в мирное русло». Все, что порождено коллективом, должно документироваться и структурироваться, дабы не растерять драгоценные крупицы инноваций. Сотрудник, ушедший в «творческий полет» должен представить конкретные и ощутимые результаты. Контролировать, чтобы подчиненный не «улетел в стратосферу», должен начальник. И в этом ему помогают старые добрые функции менеджмента - контроль процесса и результатов исполнения и корректировка действий сотрудника или полученного результата.

1. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с

2. Сосло Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. http://superidea.ru

Сегодня мы предлагаем познакомиться вам с вдохновляющей женщиной, организатором ярмарки талантов «Северное сияние», мамой пятерых дружных деток, которая не мыслит своей жизни без творчества и в ежедневной суете находит силы и возможности воплощать грандиозные задумки в жизнь.

Анна Уппит

– Расскажи немного о себе и своей семье

Меня зовут Аня Уппит, мне 27 лет, я люблю учиться новому и делать необычные, особенные вещи, преображающие повседневную жизнь. Меня вдохновляет, когда появляется новая, яркая цель, мне нравится состояние энтузиазма, увлеченности, в котором ты можешь, даже сильно уставая, все равно получать отдачу от дела, которое ты делаешь. Мой первый и основной интерес – дети, занятия с ними, педагогика как таковая, второе – шрифтовой дизайн и каллиграфия. Еще как особое, отдельное увлечение можно выделить процесс организации и подготовки праздников – домашних и общинных.

Поскольку я люблю детей и все, что с ними связано, то у меня большая семья: у нас с Олегом пятеро детей. Олег – это мой муж, он работает в сфере IT, и помимо этого он еще занимается журналистикой: пишет статьи в мужские интернет-журналы и даже не так давно открыл свой собственный интернет-журнал, который называется «Интерес». Я вижу, что это дело его очень увлекает, а мне нравится, когда он увлечен:)

Очень важно, что у нас с Олегом одинаковые взгляды на воспитание и образование детей. Нам не приходится об этом спорить - еще во время моей первой беременности, девять лет назад, мы задумывались о естественных родах и домашнем образовании. И наши взгляды все более расширялись и углублялись по мере рождения младших детей и взросления старших. Сейчас их пятеро: Агнессе девять лет, Антону шесть с половиной, Дарье четыре с половиной, Игнату два и Марии, самой младшей, ровно пять месяцев:)

Последние двое родились дома, потому что, получив опыт взаимодействия с государственной системой родовспоможения и составив о нем свое мнение, во многом критическое, мы изучили вопрос естественного деторождения достаточно глубоко и пришли к выводу о необходимости именно такого пути. Теперь мы очень рады, что сделали такой выбор, это был бесценный опыт, роды прошли удачно, без осложнений, дети родились здоровыми и развиваются абсолютно нормально. Для всей нашей семьи – как для взрослых, так и для младших детей – это, конечно, были очень значимые события.

– Какое место в жизни твоей семьи занимает творчество и почему?

Занятие каллиграфией

Мне кажется, все люди привносят творчество в свою жизнь, потому что без него никак. Будет серо и тускло. Многие творчески подходят к обустройству дома, приготовлению еды, воспитанию детей. В нашей семье творчество играет очень большую роль.

Лично мне обычно сложно творчески подходить к выполнению домашней рутины. Поэтому мы в нашей семье пошли другим путем: мы стараемся не превратить нашу повседневную жизнь в творчество, а как можно больше разнообразного творчества привнести в нашу повседневную жизнь. Простой пример: во время детских праздников мы устраиваем выставки работ наших детей и детей наших гостей, устраиваем домашние представления, в которых номера готовим и мы и наши гости. Это всегда всех очень увлекает и радует.

Однако я хочу в первую очередь, чтобы не только праздничная, но и повседневная жизнь была бы интересна и детям, и мне самой. Поэтому мы специально уделяем время творчеству, искусству, созданию красивых вещей, чтобы они были частью жизни и по поводу, и просто так – под настроение.

Мое самое большое творческое увлечение – это каллиграфия. Все началось с 2008 года, когда мы с детьми поехали на первую международную выставку каллиграфии в Академии Художеств и я сама вдохновилась так, что мне захотелось как можно больше узнать об этом искусстве. Я узнала о курсах каллиграфии «От Аза до Ижицы», и с тех пор не перестаю взаимодействовать с ними. Можно сказать, что каллиграфия во многом изменила мою жизнь – я определилась с любимым делом, которым хотела бы заниматься и в котором буду совершенствоваться настолько, насколько это возможно.

Что касается детей, то они с раннего возраста занимаются вместе со мной разными видами рисования и рукоделия. Считаю, что маленьким детям нужно показывать как можно больше возможностей созидания (или творчества?). Они способны прикладывать много стараний к тому, чтобы создавать какие-то интересные вещи. И они по-настоящему счастливы, когда у них это получается.

Кроме рисования, в жизни детей большое место занимает музыка и танец. Но уже не со мной, потому что у меня нет соответствующих навыков. Хотя я и сама хочу заниматься музыкой и танцем и надеюсь, что смогу воплотить эти свои меты – со временем, когда у меня появится больше времени.

Моя старшая дочь Агнесса – человек движения, она ярко выраженный кинестетик, и даже дома, занимаясь уроками, бывает, висит вниз головой или сидит на шпагате. Зная это, мы ее отдали сначала в секцию по художественной гимнастике. Оттуда нам пришлось уйти из-за ухода нашего любимого тренера, и в качестве полноценной замены этих занятий и для дальнейшего развития таланта дочери мы выбрали классический балет, и, как оказалось, очень удачно. Теперь Агнесса ходит в балетную студию, которая весьма кстати расположена рядом с нашим домом.

Девочке очень нравится, у нее отличный контакт и с преподавателем, и со сверстницами, и, на мой взгляд, она делает успехи, хотя и не стала солисткой. Но это и не было целью – главное для меня было развить имеющиеся у ребенка дарования. Антон, следующий после Агнессы старший ребенок, сейчас учится играть на флейте, но больше всего он сейчас интересуется космосом.

Каждый год, с 4,5 лет, старшие дети принимают участие в театральных постановках, которые устраивает наша христианская община на Рождество и другие праздники – можно сказать, что они уже не новички и у них накопился довольно значительный для их возраста опыт в этой области.

Ну и, конечно, с детьми лучше всего заниматься тем, что тебе больше всего нравится самой. И поэтому с особым удовольствием я занимаюсь с ними каллиграфией. У нас даже сложилась домашняя группа, в которую входят сейчас четверо детей: двое моих старших и двое детей моих друзей. Раз в неделю мы изучаем историю письменности и разные исторические шрифты. Это отражается на детях: они учатся замечать тонкости и нюансы письменности, мелкие художественные детали, которые обычно остаются незамеченными даже взрослыми людьми. Эти занятия тренируют их внимание, развивают их старательность, сосредоточение, терпение, прилежание – очень полезные в учебе навыки, которые потом переносятся и на другие занятия.

Большое внимание на занятиях мы уделяем развитию эстетического вкуса детей: рассматриваем художественные произведения, природные формы, сравниваем их между собой… Меня очень радует, когда дети вдруг начинают замечать и находить красоту в окружающем мире. Это внушает надежду, что мои старания не пропадают зря.

– Как ты с этим справляешься? Откуда берется силы? Кто или что тебе помогает?

Детки

Чтобы справиться, приходится очень строго организовывать свою жизнь: у нас обычно расписана вся неделя по делам, которые надо сделать каждый день. Не по минутам, конечно (до таких высот организации я еще не поднялась), а в целом. Какие-то дела, например, детские занятия, привязаны ко времени, какие-то я могу выполнять свободно. Не могу сказать, что все успеваю – это совсем не так, что-то, конечно упускается, на что-то остается минимум времени. Чтобы справиться со всем, привлекаю детей, они с раннего возраста мне помогают: и с уборкой, и с готовкой, и с младшими – но только когда сами хотят с ними поиграть. Специально сидеть с младшими, как это принято в многодетных семьях, я их не прошу. По мне, пусть лучше по хозяйству мне помогают, а с малышами я справлюсь сама. Старшие с ними играют только по собственному желанию, которое, к счастью, бывает часто.

Силы берутся из вдохновения – когда ты делаешь то, что тебе нравится, то, что тебя увлекает в данный момент. В таких случаях силы берутся как будто из ниоткуда: прямо из воздуха. Я очень четко ощущаю эту энергию, которая вдруг начинает течь, когда ты делаешь то, что тебе нравится. И такие дела я всегда довожу до конца, чего бы мне это не стоило. Даже если не высыпаюсь, даже если падаю с ног.

Когда совсем выбиваюсь из сил – помогает горячая ванна, любимая музыка, вкусный кофе или чай. Иногда очень хочется остаться в одиночестве и никого не видеть – тогда выручает муж, он берет детей и уходит с ними один гулять на несколько часов, за что я ему очень благодарна. Я считаю очень важным уметь радовать себя и время от времени давать себе хоть небольшую, но передышку или находить новый творческий импульс, которые дает новую порцию сил.

– Расскажи о своих проектах и планах

Муж Ани с младшим сыном

Я планирую продолжать заниматься каллиграфией и шрифтами, пригласить на наши занятие новых учеников, сделать с ними рукописные книги на разные темы, организовать выставку… Хотела бы научиться играть на фортепиано, заниматься вокалом и танцами. Особенно хотела бы научиться танцевать танго.

Ну, а самый важный из моих текущих проектов – это, конечно, участие в организации Ярмарки талантов

Александр
Задание №7
Тренинг общения

1.Уделить время для творчества. Вот так вот просто.

Творчество, почти никогда не задавался этим вопросом. В последнее время меня интересовал авиамоделизм. Мне нравиться работа с чертежами и создавать, что-то новое. Вот я и прикупил материал для изготовления модели самолета на радио управлении. Товары для творчества есть, приступим!

Есть чертежи, и есть желание. Возможность собирать модель будет только дома, а сейчас я на вахте на работе. Вот фотографии пенопласта, который я купил (держит моя дочка Ника) и фотографии чертежей и модели которая получится.
(IMG:https://pp.vk.me/c629214/v629214714/157d4/s0JMKoC7G5g.jpg)

Nursultan
Задание №7
Тренинг общения
Возвращаюсь с города Актау, вот таким я его запомнил в этот раз, как не нарисовать берег Каспийского моря. Нет под рукой хорошего фотоаппарата, немного поиграл с фильтрами
(IMG:https://pp.vk.me/c623722/v623722159/4a8ae/zQN6KDsU9n4.jpg)

Денис
Отчёт по 7-му заданию!
Тренинг общения
Давненько я не занимался своим творчеством. Помню, я еще центр детского творчества посещал. Детского! Как давно это было!

Суть моего творчества в пении, очень сильно люблю петь, раньше включал свои любимые песни и пел днями напролет, но вот как-то последние полгода, забросил это дело, по причине критики со стороны, типа, у меня нет голоса, а не туда тяну. И я, дуралей, поверил этим завистникам (говорю, именно завистникам, потому что сейчас понимаю, что они мне завидовали, что я могу петь без голоса, а они нет). Так вот, ближе к делу, сегодня пел одну из своих любимых песен, которая очень сильно берет за душу. Эмоции как всегда непередаваемые!

Но выход есть! Попробовать самому! Сегодня стал еще счастливее после того, как вспомнил то, что приносит мне массу удовольствия! Да простят меня мои соседи! Всем Счастья!

Павел
Это просто абзац, никак по-другому не назовешь.

Задание 7. Тренинг общения

Задание сделать что-то творческим мне сразу показалось не самым быстрым делом. Вначале я подумал сделать пару эскизов вида из окна (ранее окончил художественную школу, да и музыкальную тоже). Эти жанры творчества мне хорошо знакомы не только в теории.

Но как-то не очень пошло. Мой друг Алексей, который в этом тренинге тоже участвует, решил написать рассказ. Ну, это уже было действительно забавно. Так как мы, в принципе, тут немного веселимся, и этот тренинг вроде как развлечение, то я решил, что это действительно круто - что-то написать. Это и своеобразно, и ново, и небанально, и откровенно некомфортно. Поэтому действительно в какой-то степени дерзко, что не может не привлекать.

И решил сочинить сказку!

Для дополнительного бала сам текст и является подтверждением, но фото какое-то я все же вставить решил.

Я все еще сомневаюсь, что такого рода занятия мне не аукнутся боком, так как все же эта страница может читаться не только моими близкими друзьями и участниками тренинга, но и другими пользователями. Но пока мне последствия предвидеть сложно. В конечном счете, это мое лично пространство, а не анкета работодателя или наемного сотрудника. В общем, жгем!

Читайте, кому не лень. А я пока будут прибывать в состоянии и «хочется и колется». Итак, сказка!

Сразу скажу, писал за один подход, не переписывал, ничего особо не исправлял, только перечитал одни раз. Предварительно сочинив небольшую идею, в виде сказки-притчи с черным юморком. В общем, ошибок будет много! Времени и так убил часа 3-4. Творчество художника красного словца.

История одного хомяка.

Жил был в одной светлой и зеленой долине хомяк по имени Хомяк. У него было много друзей, он был в меру упитанным и неплохо преуспевал в делах сельскохозяйственных. То есть, был зажиточным таким хомяком, выращивал бобы, горох и другие, полезные и пользующиеся популярностью в их краях продукты. Жил хомяк в удобной норке на краю опушки. Вечерами любил побегать за кузнечиками и бабочками, и часто устраивал встречи с другими хомяками у себя на поляне. Бобы и горох росли сами собой, поэтому он особо не напрягался днем, а ходил, набивал бока и думал о предстоящих мероприятиях с друзьями. В одни такой прекрасный солнечный день в его голову пришла идея отметить очередной успешный сбор урожая. Да, прочие хомяки любили его за это. За то, что он устраивал интересные вечеринки. В этот раз наш хомяке решил устроить очередную зернопати, на них обычно хомяки изрядно набивали себе щеки зерном и весело катались по земле. В этот раз хомяк решил превзойти все ожидания. И пригласил на встречу всех известных в его долине хомяков. Намечалась настоящая хомякотусовка.

Накануне вечерники погода сильно испортилась. Начал дуть ветер и в воздухе пахло приближающимся дождем. К тому же, стало холодать, что хомяки не особо любят. Наш хомяк Хомяк начал негодовать, бросаться на кузнечиков на поляне, а когда прискакал в нору, раскидал зерно по всему полу. Так был недоволен наш Хомяк. Начал ныть и причитать, что погода такая плохая.

Говорит про себя: «Что же это за нехорошее дело такое творится, что за муйня такая!» (цензура, сами думайте, что за муйня будет по тексту идти) «Вот же надо было так, Дождь совсем оборзел!» Дождь был дядька суровый, но сентиментальный. Отвечал он за все, что с ветром, дождем связано на то время. Должность у него такая была дождливая.

Хомяк был не глуп и хитер бобер, хоть и хомяк. После нескольких часов нытья пошел писать жалобу в «небесную канцелярию» - то место где всякие хомячки и бобры могли связать с силами природы. В общем, накатал наш хомяк нормальную «телегу» на Дождя, за что тот, в скором времени, поимел неприятный разговор с вышестоящим руководством и был наказан. Не будем вдаваться в дела хомяковые и бюрократическую систему небесного управления, но сможем лишь предположить, что хомяк изрядно приукрасил историю с жалобой на Дождя.

Пока началось разбирательство, Дождь временно перестал исполнять обязанности. Хомяк был доволен. Вечеринка должна была пройти хорошо. Так и случилось. Хомяки погуляли, изрядно приняли зерна, в среднем по пол кг на брата, отчего наш герой заснул еще до окончания вечеринки. Друзья-хомяки поблагодарили хозяина, хотя тот их уже не слышал, и разбежались. В общем, все прошло неплохо.

Утром Хомяк вышел на поляну пожевать травки, как всегда забил щеки зерном и прочей съестной штукой, потом отдыхал. Стало жарко, тут он понял, что к нему спускается солнце. Солнце, в своей озорной манере подкралось к хомяку и говорит: «Эй, добрый хомяк, скажи, будь милостив, ты накатал жалобу на Дождя?» Хомяк утвердительно откликнулся. Солнце продолжало:

Может, спустим это дело на тормоза, а то как-то нехорошо получается. Дождь недоволен и считает, что это все лишнее и даже больше похоже на клевету.
- Пусть отвечает за свои поступки – ответил хомяк, иронично ухмыльнувшись.

Да, наш хомяк был тот еще «душка». Злился на Дождь, что-то ему мог так помешать, хотя это и была его работа. Но что больше не понравилось хомяку, что с его мнением Дождь не считался. За это он и затаил злобу. Ведь предварительно Хомяк лично просил Дождь прекратить свои дела! В общем, разговор не пошел и солнце улетело.

На следующий день стало совсем жарко. Хомяк стало немного не по себе от томящего зноя. Ему уже самому хотелось, чтобы Дождь быстрее приступил к своему делу, а то и так было несносно жарко. Свою оголтелую выходку с заявлением он считал успешной, но в душе уже Дождя мучить желания не было. «Пусть бы его там быстрее отпустили, и он начал поливать землю, старый хлыщ», - думал Хомяк. Но идти, отзывать дело, ему было как-то неудобно. Он надеялся, что его снова попросят это сделать, и вот тогда он с барского плеча даст прощение Дождю.

В обед, Хомяк, как всегда, сидел и хомячил, прибывая в своих мыслях. И тут появилось солнце.
- Ну что, Хомяк, Дождю выписали неслабых звезлюлей, может, отзовешь свое дело? – сказало Солнце, мягко улыбнувшись.
Хомяк был рад. Все, что он хотел, сбывалось. Он утвердительно кивнул. Солнце ответило: «Да кому это дело нужно, ведь пустяк, отзови дело, и все будет нормально». Тут нужно внести ясность, Хомяк наш был героем иностранного происхождения, и его кивания имели совсем другой смысл.

Может, таки отзовешь? – спросило Солнце еще раз.
Хомяк кивнул еще раз, он понимал, что его не так поняли, но по привычке его ответ снова был принят не так.
- Да ты, я смотрю, Хомяк, совсем берега попутал! – уже недовольно ответило Солнце (ему было неприятно, что хомяк себя так плохо ведет, ведь они с Дожнем неплохие друзья, и многие годы работали вместе). Солнце развернулось и полетело к себе обратно, в негодующем настроении.

Хомяк хотело уже что-то сказать вслед, но напихал за щеки столько зерна, что не мог произнести и слова. А выплевывать было совсем не интересно. Он был тот еще жлоб.
«Ладно вам. Пойду, заберу заяву. – решил хомяк. – Разговаривать еще с вами во время обеда, нет, чтобы заранее предупредить?»

Через пару часов хомяк пошел забирать телегу. Сообщил, что, мол, хоть Дождь и редкостный гад, но хомяк его готов простить и отозвать заяву. «Пусть уже работает, старая скряга» - сказал наш хомячелло. Так и было решено.

На следующий утро хомяк вышел на крыльцо своей норы, в надежде потянуться и вдохнуть свежего утреннего воздуха, но учуял только запах сухой травы и нехватки кислорода. Создавалось впечатление, что дышать просто нечем. Днем стало совсем невмоготу. В то время когда наш герой ходил за порцией специй, на рыночной площади собрались зеваки и сплетники. Многие поговаривали о текущей засухе. От одного совсем плохо одетого и, откровенно говоря, дурно пахнущего хомяка, он услышал, что Дождь подался в бега, обидевшись по какому-то поводу на всех, скрылся за Высокие Горы.

Скажем к слову, что Высокие горы были таинственным местом для хомячиного отродья, и многие хомяки побаивались тех мест. В хомячих кругах ходило немало сплетен и дивных историй насчет них.

По пути домой он слышал, что кто-то поговаривает о том, что все это из-за того что какой-то засранец накатал заяву в «небесной канцелярии. Многие хаяли неизвестного, что пришлось делать и нашему Хомяку, чтобы не выглядеть подозрительно. В итоге нашему хомяку стало немного страшно, что его вычислят и потом никакого уважения в долине ему уже не сыскать. Да и урожаю его грозил полный и лаконичный корень одного полезного растения.

Наш хомяк решил идти искать Дождя. И чтобы не рассказывать долгих истории о его походе, так как и сам автор уже изрядно подофигел, что его короткая истории уже стала совсем не короткой, а идея была совсем простая. Решил упустить все мысли и прочие рассуждения нашего Хомячины. А тем более заниматься описанием всех прелестей и прочего окружающего его пространства.

В общем, Хомяк шел к «Высоким Горам». По дороге ему встретился боб. Да, самый настоящий разговаривающий боб. Такого наш хомяк еще не встречал. Звали боба, как не странно, Бобом, как одного старого зернозависимого и закадычного друга нашего Хомяка. Боб и Хомя быстро нашли общий язык. Боб был одиноким ковбойским бобом, ну вы таких, наверняка, знаете. Такие бобы постоянно улыбаются и много разговаривают. Таков был и наш новый знакомый. В общем, во всех смыслах того слова. Самый что не наесть настоящий разговаривающий боб – БОБ.

Они решили идти вместе к «Высоким Горам». Так как бобу приятно было болтать с хомяком, а узнав о причине надвигающейся засухи, он уверенно вызвался помочь своему новому другу Хомке в его деле.

Шли они весело и болтали, хоть уже было жарко невмоготу. Тут мимо мелькнула чья-то тень. Наши герои испугались, но собрав свои страхи в кулаки, они решали посмотреть, что это было. Оказалось, что это была большая сдобная булка. Да, и булка тоже разговаривала. Булка представилась и рассказала, что любит гулять по полям и собирать грибы. В общем, булка создала впечатление доброй и миролюбивой представительницей злаковой породы. Нашим героям нечего было бояться.

У Хомяка появились некоторые вопросы. Раньше ему не приходилось встречаться с говорящими бобами, сдобными и забавными булками. Он и не догадывался, что они могут говорить.

Но тут Боб внес ясность. «Ты, Хомяк, - сказал Боб – Хомяк из 10 поколения хомяков-джедаев, у вас есть много особенных талантов, в том числе и умение разговаривать с такими, как мы».

Ничего себе! - подумал Хомяк – так, значит, я супер-герой?
- Ты - избранный! Ты Избранный! я жду тебя уже много лет, чтобы помочь тебе в решающем деле – ответил Боб
- В каком еще деле?
- Ты должен спасти долину от засухи.
- Нифига себе ирония! - подумал Хомяк.
- Такова судьба. Я помогу тебе, Хомя, тем более, ты мне реально приятен.
Булка тоже хотела помочь, но Хомяк ее одернул:
- Нам не нужны в таком ответственном деле какие-то булки. Я хомяк-джедай 10 поколения с выдающимися способностями, а это мой друг Боб, Разговаривающий Боб, который специально ждал меня тут, чтобы помочь в великом деле. А ты просто булка. Иди, гуляй дальше по своим полям.

Булке пришлось покинуть забавную компанию.
- Да ты расист – сказал Боб.
- Я не расист, я просто не люблю злаковые и овсяное печенье. В особенности ненавижу картофель. А так я ко всем отношусь одинаково.
- Ладно, идем дальше. - предложил Боб.

Долго они еще шли, но автору совсем рассказ показался долгим, поэтому упустим их добрые беседы на тему расизма и прочего, главное впечатление о Хомяке уже сложилось. (Автор продолжает свое прикладное творчество в сфере фантастических историй).

В конном счете наши герои устали, до «Высоких гор» оставалось пару часов пути. Они оказались в каменистой пустыне. Хомяк был без сил, он попросил Боба сгонять к Дождю и передать свои извинения. Боб слетал, и вернулся.

Ну как прошло? – спросил Хомяк.
- Дождь ничего не понял, я же БОБ. Только ты меня понимаешь. Ты же хомяк-джедай 10 поколения. Придется идти тебе.

Все бы ничего, но они уже сильно устали, и Боб и Хомяк лишились сил пока один ходил, а другой без толка игрался на своем мобильном в зомби-хомяков.

Выход быт только один - съесть своего верного друга Боба, который предложил положить себя на алтарь во благо великой миссии. В первый в жизни хомяка стоял такой жестокий выбор. Отведать верного друга или вернуться назад в поле, и там, подкрепившись с новыми силами пойти в горы. Но Боб сообщил, что Дождь скоро из-за обиды совсем иссякнет, выплакав себя. Поэтому времени на это нет. Пришлось хомяку смириться с ужасной судьбой Боба. (Далее творчество для детей заканчивается – примечание автора).

Перед тем, как быть съеденным, Боб дал совет: «Пообещай больше не быть таким чудаком на букву м, если бы ты не обижался попусту, то ничего бы этого не произошло. Если бы ты умел прощать, ты бы сразу дал согласие Солнцу, если бы ты не был таким жлобом, ответил бы ему во второй раз, и если бы ты не был таким горделивым заразой, то булка была бы с нами (она была большая, и откусив от нее кусок, ничего бы не стало), а еще таким ленивым, у которого бы до игры в «зомби-бобов» еще хватило сил дойти. А теперь ты вынужден есть меня. Не будь больше таким!» - с печалью сказал друг Боб.

Хомяк плакал и раскаивался, доедая останки друга, он пообещал, что больше никогда не будет таким чудаком на букву м. Через боль и страдания он понял все. В конечном счете, он добрался к Дождю, и попросил у него прощения. В долине стало все как прежде хорошо.

Мораль сей сказки такова – не будь самолюбивым кренделем! Иначе будет хуже. А если уже стало хуже, лучше все равно не быть чудаком на букву м и решить проблему, пусть и сложным путем, но пока еще приемлемым, пока не пришлось лопать знакомых.

После разговора с Дождем Хомяк уснул. Проснулся он в своем доме в обнимку со стручком бобов. Заява на Дождь еще не была отправлена в «небесную канцелярию». Это был сон. Но Хомка теперь был совсем другим хомяком. Вместо насыщенной вечеринки в тот вечер шел дождь, Хомка посадил боб, и долго с ним разговаривал. Другие хомяки посчитали его странным, но это было терпимо. Главное - он все понял! - Не будь говном!

Теперь точно конец, кто читал - тот молодец!
Фуф. Не знаю, даже перечитывать не буду. То, что с первого раза вышло, пусть так и будет. Хотя перечитал таки и немного поправил. Не судите мои произведения творчества строго, я от души!

РЕФЕРАТ

Творчество в жизни человека


Введение

творчество личность самосовершенствование

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей - писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новые идеи.

Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе и вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество - это образ жизни.

Целью моего реферата является исследование роли творчества в жизни человека. Для достижения поставленной цели в реферате решены следующие задачи:

Охарактеризовано отношение к творчеству в различные эпохи;

Проанализированы возможные появления творчества в жизни человека;

Сделаны выводы о значении творчества и его существовании в жизни каждого человека.

В своем реферате я постаралась раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества и личности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо на философских психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. Я попробовала раскрыть творчество, именно как сущностную силу человека, как основу жизни.


1. Творчество. Отношение к творчеству в разные времена


Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.).

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, да и великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.

В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не вкладом в сокровищницу мировой культуры, а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т.д.). Поэтому существуют неприятные для интеллектуалов различия в доходах, с одной стороны, представителей исполнительского искусства (балета, музыкального исполнительства и т.д.), а также дельцов массовой культуры и, с другой стороны, творцов.

Обществом, однако, разделялись во все времена две сферы человеческой активности: otium и oficium (negotium), соответственно, активность на досуге и деятельность социально регламентированная. Причем социальная значимость этих сфер менялась со временем. В Древних Афинах biostheoretikos - жизнь теоретическая - считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем biospraktikos - жизнь практическая.

В Древнем Риме vitaactiva - жизнь деятельная (negotium) - считалась долгом и основным занятием каждого гражданина и главы семейства, между тем как vitacontemplativa - жизнь созерцательная - и вообще досуг мало ценились на фоне гражданского служения. Возможно, поэтому все гениальные идеи античности родились в Древней Греции, а римляне воплотили их в статьи Римского права, инженерные сооружения и блестящие по форме рукописи, популяризирующие труды великих греков (например - Лукреций).

В эпоху Возрождения, по крайней мере, в умах идеологов гуманизма, господствовал примат досуга над практической деятельностью, которая должна была служить лишь источником средств развития личности в свободное от выполнения социальных и практических задач время. Новое время поставило на первое место Дело (в частности, устами гетевского Фауста), а otium сузило до буржуазного хобби.

Интерес к творчеству, личности творца в XX в. связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.

Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - один из основных его признаков. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.

Творчество - это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и первыми историческими личностями. Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, Б. Гейтс, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список - список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.

Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того кто находится перед ними. Скорее всего, это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, т.к. поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации - это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.


2. Творческие способности как спутник человека с рождения. Творческие способности как результат самосовершенствования


Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Животное или растение приспосабливается к окружающей природе чисто биологически; то ли для этого у него развиваются необходимые органы, то ли развивается нужное поведение, то ли с помощью специальных физиологических процессов и т.д. Человек же, наряду с биологическими приспособлениями, получил от природы еще одно, чисто социальное приспособление. Заключается оно в том, что человек целенаправленно изменяет окружающую природу, приспосабливая ее к себе, давая возможность при этом реализовать потенциал развития природы. Этим он становится существенным и мощным фактором ее развития (более существенным и мощным, чем животные). Вот процесс такого преобразования обычно и называют творчеством.

Такое творчество - это потребность человека. Не будь оно присуще нам, мы, будучи слабыми биологическими существами, не смогли бы приспособиться к физически сильному окружающему нас миру и неминуемо б погибли. Силе окружающего мира люди вынуждены противопоставить свою силу, и эта сила создается в процессе их творческой деятельности.

Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и при успешном завершении творческого дела, независимо от того, дело это выполняется в процессе умственного или физического труда. Сила удовлетворения от творчества даже сильнее удовольствия, получаемого от добычи новых знаний, о котором говорилось ранее. В этом удовлетворении удовольствие торжества над окружающим нас миром и сотрудничества с ним, удовольствие борьбы с теми трудностями, которые ставит перед нами жизнь, радость первопроходца в пути, которое не смогли пройти до сих пор другие, удовольствие достижения новых вершин, новых свершений, радость от своего вклада в улучшение жизни других людей. Это волнующее чувство соревнования с такими же творцами и с самим собою (ранее ведь я такое не мог сделать), чувство гордости за результаты своего творческого труда, нужного людям. Все это благоприятно влияет на состояние каждого человека, общества в целом.

Но кроме благоприятного влияния часто наблюдаются и неблагоприятные воздействия. Неблагоприятное влияние творчества возникает в случае, когда оно направлено не на благо общества, а только на получение личного удовольствия от него. И происходит это тогда, когда удовлетворение от творчества приобретает вид удовольствия от господства над окружающим миром, который якобы удается изменять по своему желанию. К чему ведет такое творчество, скажем немного позже.

Из-за удовлетворения, удовольствия, которое получает человек, совершающий творческое деяние, труд, основанный на творчестве, из повинности ради выживания, выгоды и т.п. превращается в наслаждение. Это знает любой, кто хоть немного соприкасается с творчеством. Вот и авторы этих строк, творя эту брошюру, тоже получают большое удовлетворение, которое без всякого принуждения побуждает их заниматься этой творческой работой.

При этом направленность, качество творчества существенно зависят от характера заинтересованности общества и его способности обеспечить инициацию, процесс творчества, доведение результатов творчества до уровня готовности к их восприятию и использованию и, наконец, обеспечить само их использование.

Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения - продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.

Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.

Так предок человека мог считаться человеком только тогда, когда у него развилась способность творить, и он эту способность реализовал. Животным такая способность почти совершенно не присуща; у них, насколько нам известно, в отличие от способности добычи и использования знаний фактически нет даже зачатков творческой деятельности, чем человек и отличается от них. С момента возникновения творчества в человеческом обществе оно продолжает нас радовать и печалить на протяжении всей нашей истории. Причем, масштабы творческой деятельности возрастали в геометрической прогрессии на основе такого же роста знаний, умений и предшествующих творческих достижений.

Стремительный рост творчества, с одной стороны, в целом улучшает жизнь людей, а с другой стороны, становится опасным для него. Опасность заключается в следующем.

Творчески преобразуя по своему желанию окружающий мир, стремясь приспособить его к себе, человек волей-неволей вмешивается в ход естественных природных пpоцессов, протекающих самостоятельно, независимо от него и не нуждающихся во вмешательстве извне. Этим он заставляет окружающий мир изменяться, не считаясь с его готовностью к изменениям, чем совершает акт насилия над окружающей природой, масштабы которого с ростом могущества человека возросли уже до угрожающих размеров.

Вмешивается он в дела дpугих людей и целых народов, вмешивается в процессы, происходящие внутри организмов, клеток, молекул, в пpоцессы, пpотекающие в водоемах, в почве, в атмосфере, в космосе и т.д.

Опьяненный успехами чинимого им такого насилия, человек возомнил себя чуть ли не Богом, полагая, что он может подчинить себе все. Дело лишь во вpемени: одни пpоцессы могут стать подвластными его воле сегодня, а дpугие - завтpа. А так ли это на самом деле? Всемогущ ли человек в пpиpоде? Справедливо ли приписываемое Архимеду выражение: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» . Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.

На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда - в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества - пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).

Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети - со стоpоны своих pодителей, ученики - со стоpоны учителей, pаботники - со стоpоны своих начальников, солдаты - со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.

Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас - людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина - не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.

В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению - мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).

Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.

Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).

Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.

Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении - объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.

Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.

Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.

Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.


3. Творчество в каждом из нас


Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество - книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.

Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.

Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.

Классическая отговорка таких людей - нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.

Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.

Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.

И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека - надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.

Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.

И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества - это мужество». Мужество в творчестве - это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.

И несомненно то, что каждый человек - творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь - это творчество, а творчество - это жизнь.


Заключение


В заключении хочется сказать, что на Земле найдётся не так уж много людей, которые никогда не испытывают состояние полной апатии, когда нет ни сил, ни настроения делать что-либо. Тяжело выходить из этого состояния.

Но все неудачи, свалившиеся на голову, не будут вечными. Пройдёт месяц, другой - и всё покажется мелким и смешным, в крайнем случае немного грустным, но не трагичным. Надо творить свою будущую счастливую жизнь, мечтать о ней, рисовать яркими разноцветными красками. Нужна максимальная концентрация и позитивный настрой.

Если ругать себя за то, что сегодня не сделали то-то и то-то - завтра вы опять это не сделаете! Лучше простить себя от всего сердца и настроиться на будущий день - я обязательно сделаю всё, что надо, у меня хватит сил…

Что может помочь сохранять достаточно долгое время чувство здорового оптимизма? Что во все времена двигало человеком в его жизни? Творчество! Творчество в жизни человека играет огромную роль. Именно оно может спасти нас в беде, вывести из самых тупиковых жизненных ситуаций, поддержать, когда нет сил, указать путь, если мы теряемся в непростой жизни. Именно творчество придаёт смысл нашему существованию. Если человек способен относиться к жизни творчески - он будет жить!

Творчество - это действие, и действие самостоятельное. Очень часто творческих людей не понимают окружающие, но это не должно сказываться на действиях творца. Творческий человек должен творить для себя, а не в угоду общества. А самое главное, что творческий человек живет в каждом из нас.

Целью моего реферата являлось исследование роли творчества в жизни человека. В работе не один раз сказано, что роль творчества в жизни человека огромна. Творчество - основа жизни. Таким образом, цель реферата достигнута.

Список использованной литературы


1.Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов. 2-е изд. - СПб.:2009. Глава 35. Психология творчества.

2.Тутушкина М.К. «Практическая психология». 4-е изд. / Издательство «Дидактика Плюс», 2001. Глава 3. Творчество в развитии индивидуальности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

"Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют." А.П. Чехов.

Творчество в нашей жизни.

" В начале сотворил Бог небо и землю."- С этих слов начинается Библия и история нашего мира, мира в котором мы живем.

В жизни каждого человека творчество занимает особое место, поскольку его проявления многогранны.Оно сыграло немаловажную роль в развитии истории, и продолжает и по сей день вершить ее. Творчество уникально тем, что оно неповторимо, не копируемо, оно индивидуально. Это состояние-высший дар для каждого разумного жителя Земли. Именно с его помощью человек может проявить свои способности, выразить мысли и чувства, рассказать о своей индивидуальности.

Другое дело, что творчество проявляется по разному. Ярче всего мы замечаем его веяние в культуре и искусстве.Для деятелей культуры: писателей, поэтов, скульпторов, артистов, музыкантов творчество играет порой самую значительную роль в жизни, отодвигая все остальное на задний план. Творчество для таких людей становится ключевой целью существования. И они это осознают и гоорят об этом. Творчество- это ничто иное, как состояние души, ее раскрытие для окружающих, и в первую очередь для себя. Художник способен выразить свой внутренний мир красками, и чем сильнее в момент творения его эмоциональное состояние, тем больше он расскажет нам о себе, и тем острее его картина привлечет всеобщее внимание.

Но нельзя говорить, что творчество является всего лишь частью культуры и искусства. На самом деле оно гораздо значительнее. Творцами можно смело назвать и тех, кто изо дня в день трудится над созданием новых проектов и технологий: ученых, архитекторов, генетиков. С помощью науки человечество делает гигантские шаги вперед. Взять, к примеру, такую точную науку, как физика, где все представлено в теоремах и формулах. Но даже здесь, среди множества чисел и расчетов, имеет место творческий подход. Когда группа ученых начинает работать над новым техническим изобретением, одним из основных вопросов является то, что именно должно быть изобретено, с какой целью, для чего это нужно, и как это будет выглядеть. И здесь, в этом аспекте, творчество проявляется наиболее ярко.

Но, если человек не является ни поэтом, ни художником, ни ученым. К примеру, он простой рабочий, грузчик или дворник. В его жизни творчество присутствует ничуть не меньше. Возможно, лишь то, что его проявления не так ярки и меннее заметны для общества в целом. Ведь даже просто для того, чтобы подарить любимой девушке букет цветов необходимо приложить чуточку фантазии. Письмо, отправленное другу, открытка, сделанная своими руками, даже замок на песке, построенный пятилетним малышом, является творчеством.

Творчество, несомненно, должно доставлять человеку удовольствие, избавлять от стрессов. Ведь лучше высказать свои обиды, гнев, разочарование на бумаге, излить все это в прозе или стихах, чем вымещать свою боль на близких. Порой эмоциональное потрясение может способствовать проявлению какого - либо творческого дара. И тогда обычные слова, написанные кривым почерком могут со временем превратится в мировую классику, а выплеснутые в порыве гнева краски на холст - стать дорогостоящим шедевром.

Таким образом, творчество необходимо настолько, что человечеству не обойтись без него. Оно как воздух помогает нам дышать, существовать, выживать и наслаждаться жизнью. Оно приходит во многом благодаря вдохновению. И чтобы человеку научится им владеть стоит прислушаться к себе и всему окружающему миру.