Биографии Характеристики Анализ

Нате маяковский отношение к искусству. Анализ стихотворения Маяковского «Нате! Что может ждать того, кто противопоставляет себя обществу

“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе. Вам предлагается его краткий разбор.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его века.

Тема - борьба поэта и толпы, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырех строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр - стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер - акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры - “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: в разгаре Первая мировая война, люди страдают. живут в тяжелых условиях, но и есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок” .

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали ее в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать ее, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и не подвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам” . Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает свое презрение, а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стих состоит из четырех строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир” .

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей” , и женщина, у которой “белила густо” . Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь” . Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьет “бабочку поэтиного сердца” .

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был в начале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Стих был написан под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трех четверостиший и одного пятистишия. Имеет форму акцентного стиха (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну).

Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры , к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 46.

Казалось бы, стихотворение Маяковского «Нате» - это всего четыре строфы, девятнадцать строчек текста, но по ним можно сделать полноценный анализ художественного произведения. Давайте узнаем, как это сделать по всем правилам.

Оглядываясь назад

Сегодня, когда произведения Владимира Владимировича по праву считаются классическими и входят в школьную программу, мы имеем право анализировать его тексты не только как литературоведы, но и как психологи.

В 1913 году, когда было написано стихотворение «Нате», Маяковский отмечал лишь свой двадцатый день рождения. Его душа, как и у любого талантливого молодого человека, требует действий, переоценки ценностей обществом, стремится воздать всем по заслугам хотя бы в стихах. Поэт называет себя буйным, диким, что в действительности должно рассматриваться не столько в качестве агрессии физической, сколько словесной, направленной против несправедливости. Именно благодаря этим качествам поэт будет оценен новой властью - не идеальной, но новой, и потому воспетой Маяковским.

Пустота аристократии

Поэт убеждён: творчество воспринимается прослойкой псевдоаристократии как продукт питания. Они не хотят воспринимать глубинный смысл и имеют одно намерение - развлечь себя, слушая рифмованные фразы. Автор решает говорить прямо, без намёков, и делает так на протяжении всех лет работы, это видно и из анализа стихотворения Маяковского «Нате».

В будущем он назовёт себя «поэтом-пролетарием», будет воспевать развитие техники и движение общества к светлому будущему, борясь в то же время с теми, чьё сознание осталось в императорской России. Уже в раннем творчестве эта борьба принимает ярко выраженный характер.

Слова и слог

Стихи Маяковского - это выкрик, это слова, сказанные в рупор. Он говорит, будто забивает гвозди молотком: не просто так целые строфы его произведений составляют строки длиной в одно слово, сдвинутые табуляцией с целью восприятия читателем ритма и размера.

Упомяните в анализе стихотворения Маяковского «Нате» и выбор слов: «раковины вещей», «грубый гунн», «обрюзгший жир». Является ли такая лексика типичной для поэта? Как вы думаете, почему он выбрал именно эти слова, а не какие-либо другие?

Обратите внимание на фонетическую составляющую, рифмы. Маяковский часто прибегает к аллитерации - повторению одних наборов согласных в разных словах. Более того, манеру поэта рифмовать можно оформить в отдельный, им изобретенный способ. Вся строфа, по его мнению, должна выглядеть единой, и слова в ней должны быть все между собой связаны не только смыслом, но и фонетикой.

Литературные приёмы

Эпитеты и метафоры, преувеличения и преуменьшения, агрессивный сарказм, принимающий форму обвинения, свойственны творчеству автора в целом. Анализ стихотворения Маяковского «Нате» предоставляет примеры бескомпромиссного отношения к слушателю: «ваш обрюзгший жир…», «вы… взгромоздитесь, грязные…», «плюну в лицо вам…».

Цель такого обращения - не оскорбить, но дать задуматься, вырвать человека из уютного мирка потребления эстетики творчества и показать истинный смысл поэзии: поднять проблемы, чтобы затем их решить; сосредоточить внимание общественности на больных местах, наступить таким образом на старую незаживающую мозоль.

Защита поэта

На рубеже 19-го и 20-го столетий роль поэта приобрела развлекательный характер. Если во времена Пушкина, творчество которого любил и ценил Маяковский, стихотворец в общественном сознании занимал несколько привилегированное положение, то в преддверии революции стал инструментом развлечения кабацкой публики. Поэт решает уйти от попыток возродить престиж своей профессии «от третьего лица» и прямо заявляет слушающим его людям о несправедливости. Следует упомянуть об этом в своей работе по анализу стихотворения Маяковского «Нате».

Последствия

Также стоит изучить фрагмент биографии поэта. Как было воспринято обществом исследуемое стихотворение? Как отреагировали власти, и была ли вообще какая-либо реакция? Способствовало ли произведение продвижению творчества Маяковского в массы и почему?

Преподаватели любят, когда ученики и студенты выходят за рамки обязательной и рекомендуемой литературы, обращаясь к дополнительным источникам. Поэтому не лишним будет проявить интерес при выполнении анализа «Нате» Маяковского, и учитель отметит это, повысив оценку или закрыв глаза на мелкие недочеты. Намерение - это само по себе похвально, особенно если обычно на занятиях ученики не горят энтузиазмом.

Заключение

Каким бы радикальным ни был подход поэта-пролетария к убеждению народных масс и продвижению своей точки зрения на резонансные вопросы, факт остается фактом: его творчество оказало заметное влияние на формирование как образа новой власти, так и футуристического направления в литературе. Стихотворение «Нате» Маяковского - это один из первых звоночков к становлению важной фигуры в отечественной культуре, и почитать его произведения (хотя бы самые известные) должен каждый учащийся.

Лирика Владимира Маяковского, одного из самых самобытных и талантливых поэтов 20 века, четко делится на два периода. Его произведения, написанные до революции 1917 года, отличаются огромной энергетикой, мощью и силой лирического героя. Но, в то же время, стихотворения этого периода наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание героя Маяковского переустроить весь мир, всю Вселенную.
Стихотворение Маяковского «Нате!» (1913) – одно из самых ярких и характерных произведений раннего творчества поэта. Само название настраивает нас на эпатажный лад. Просторечное и грубое «Нате!», который герой бросает бездушной и пошлой публике, объясняет его отношение к ней. Герой, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на их понимание, а тем более достойную оценку творчества.
Стихотворение «Нате!» имеет элементы конкретного сюжета. Лирический герой в каком-то заведении, может быть, в ресторане, читает жующей публике свои стихи. Он говорит с этими людьми с самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир». Эпитет «бесценных» подчеркивает значимость этих слов для лирического героя.
Почему он называет себя «мотом и транжиром?» Мне кажется, с одной стороны, потому, что герой осознает всю тщетность своих усилий раскрыться перед вечно жующими «жирными» мужчинами и женщинами. А с другой – эти определения указывают на силу и мощную энергию героя, который, не жалея себя, будет и дальше пытаться что-то сделать, изменить своим творчеством мир.
Но что же публика? Ей все равно:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Яркое сравнение «смотрите устрицей из раковин вещей» помогает нам понять это.
В третьем четверостишии границы стихотворения начинают расширяться. Теперь герой оказывается один на один со всем враждебным ему миром, с толпой. Очень сильна и ярка метафора, которая характеризует эти отношения:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Калоши здесь являются очень точной деталью, характеризующей «сытую и пошлую публику». Для героя она «грязна», грязна прежде всего душой, потому что глуха ко всему прекрасному.
Далее картина разворачивается, усиливая свое воздействие. Эти люди в калошах превращаются в толпу, которая мощной стеной встает против лирического героя, не желая понимать и принимать его. Сравнение «ощетинит ножки стоглавая вошь» носит оценочный характер. В нем заключено отношение лирического героя в толпе, которая вызывает лишь омерзение.
Но лирический герой считает себя свободным от мнения этой толпы. С радостью и смехом он констатирует, что может в любой момент просто плюнуть в лицо всей этой публике. Что это значит? Мне кажется, Маяковский имеет в виду, что он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой может позволить себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.
Завершается стихотворение повторением строки из первой строфы стихотворения. В ней герой еще раз повторяет, что он «бесценных слов транжир и мот». Таким образом, композицию «Нате!» можно считать кольцевой. Несмотря на все одиночество лирического героя, стихотворение это позитивно. Оно подчеркивает силу, свободу, яркость поэта, который будет «делать свое дело», несмотря ни на что.
Это произведение затрагивает традиционную для русской поэзии тему поэта и толпы, взаимоотношения поэта с народом. Решается эта тема в основном также классически, несмотря на все новаторство художественных средств. Поэт не понят толпой, отвергнут и осмеян ею. Но, в то же время, поэт взаимодействует с этой толпой, он противостоит ей, насмехается и эпатирует.

На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия.

Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного. Именно потому его поэзию может полюбить не каждый человек. Но все равно в этой поэзии скрываются самые необычные чувства, которые по сути дела не каждому, и уж тем более не Маяковскому могут быть свойственны. Но тем не менее, одно из его стихотворений того времени, которое, если быть точнее, было написано в 1913 году, претерпело свои изменения.

Стихотворение под названием «Нате» было написано, как выше сказано было, в 1913 году Маяковским. Это произведение относится к раннему творчеству Маяковского, так как у этого поэта только-только начиналось в то время формироваться мировоззрение на жизнь и литературу. Недаром критики называют такой период творчества Маяковского достаточно бунтарским, потому что он по своей натуре – бунтарь, не говоря уже о его шагах в написании своей собственной поэзии, с необыкновенным стилем его работ. Маяковский, в отличие от многих других писателей в то время, писал весьма необычным способом. Ведь он не уделял слишком много времени форме и стилю произведения, он больше смотрел на то, чтобы смысл и сюжет стихотворения – был красочен и понятен. Именно потому, у него произведения бывают, где не всегда присутствует рифма в строках его произведений.

Самый любимый прием в произведениях Маяковского – это противопоставление разных моментов или же образов в произведении самом. Именно необычным названием стихотворения начинается это произведение – Нате! Это как бы вызов всему буржуазному обществу, так как зачастую именно они видят не смысл и скрытую нежную суть произведений, а только лишь оболочку и не только его поэзии, а – всей остальной также. Маяковский этим показывает свой бунтарский дух, который всегда витал и витает до сих пор в его произведениях, что всегда придавало им особенную красочность. Этот поэт имеет право носить наименование прекрасного поэта, писателя и просто человека, который всегда искренен, и не боится показать свою суть даже в своих произведениях.

Анализ стихотворения Нате! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса Мандельштама

    Стихотворение «Бессонница, Гомер, тугие паруса» было написано в 1915 году. Этот этап творческой жизни поэта серебряного века многие литературоведы называют периодом «Камня»

  • Анализ стихотворения Осень Некрасова
  • Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс

    Произведение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. «Бородино» - стихотворение, которое рассказывает о многом

  • Анализ стихотворения Помню я: старушка-няня Фета

    Каждого из нас в детстве воспитывали. И именно то человек, который это делал, скорее всего, и является для вас самым родным и близким. Неважно был ли это ваш родственник, или же просто нанятый человек для вашего воспитания

Одно из лучших ранних стихотворений Маяковского, которое он особенно любил, - "Нате!". Прочитанное автором 19 октября (в годовщину пушкинского Лицея!) 1913 г. на открытии московского литературного кабаре "Розовый фонарь", оно вызвало ярость публики и привело к вмешательству полиции. И это неудивительно: само название стихотворения носило вызывающий характер, ведь слово "нате" - просторечное, в повседневном употреблении имеет оттенок пренебрежения. Тема стихотворения традиционна: противостояние поэта и толпы. Однако этот конфликт разрешается автором-футуристом по-своему, глубоко оригинально. Если пушкинский Поэт из стихотворения "Поэт и толпа" предпочитал творческое уединение ("Подите прочь! какое дело / Поэту мирному до вас!"), то у Маяковского поэт, наоборот, бросает вызов толпе, издевается над ней, даже оскорбляет ее, подхватывая скорее традиции лермонтовских сочинений "Поэт" и "Как часто, пестрою толпою окружен..." Конечно, в готовности вступить в бой с толпой поэт не нов, но в другом он действительно новатор: мнимо культурной и приличной толпе его герой противопоставляет нарочитое, а по сути, столь же мнимое варварство и грубость. Обилие грубых или оскорбительных для адресата слов также создают в стихотворении атмосферу вызова. Для толпы поэзия - развлечение в промежутке между сдой и танцами ("Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь").

Грубость поэта - защитная реакция на потребительское отношение к его таланту и искусству в целом. В стихах толпа ищет лишь скандала, она готова залезть в душу к герою, сердце которого столь ранимо и беззащитно, что сравнивается с бабочкой. Он, "бесценных слов транжир и мот", бессмысленно растрачивает себя, "мечет бисер", его стихи подобны драгоценностям ("стихов шкатулки"), но они чужды толпе, видимо, искренне считающей себя покровительницей прекрасного.

Символично, что герой Маяковского именует себя "грубым гунном". На рубеже веков была характерна тенденция проводить параллели между современной цивилизацией, стоящей на пороге революционного кризиса, и Древнеримской империей, павшей под ударами кочевых племен. Так, поэт-символист В. Я. Брюсов в стихотворении "Грядущие гунны" (1904-1905) усматривает предназначение "новых варваров" в том, чтобы "Оживить одряхлевшее тело / Волной пылающей крови". Свою роль, как и роль иных "жрецов искусства", мэтр символизма видит в сохранении культурного наследия современной и предшествующих эпох: "А мы, мудрецы и поэты, / Хранители тайны и веры, / Унесем зажженные светы / В катакомбы, в пустыни, в пещеры". Однако Маяковский вступает в спор и с традицией в целом, и с Брюсовым, его постоянным противником, в частности. "Грубый гунн" в стихотворении Маяковского - это сам поэт, он несет новое искусство, не сменяющее, но заменяющее то, что создано другими. Даже форма его стиха вызывающе нарушает основные каноны стихотворчества, дает новое представление о том, каким может быть поэтическое произведение.

Стихотворение "Нате!" еще сохраняет традиционную форму деления на строфы - четверостишия с перекрестной рифмовкой (за исключением последней строфы, уже приобретающей форму "маяковской лесенки"). Однако стихотворный размер "Нате!" от этой традиции отступает. Первые две строчки написаны хореем, но в остальных строках силлабо-тонический размер начинает расшатываться, так что в третьей-четвертой строчках между двумя ударными слогами - иктами - может оказаться от 0 до 2 безударных, а во второй строфе число безударных слогов в такте достигает уже 4. Стихотворение от этого приобретает интонации, свойственные устной речи, лишается декламационной "напевности".

Той же цели служит и звучание стиха: он скрежещет и рычит ("Через час отсюда в чистый переулок / вытечет по человеку ваш обрюзгший жир"), представляя собой разительный контраст напевности символистских произведений. Провозглашенная теоретиками футуризма затрудненность формы, цель которой - сделать чувственно ощутимым художественную форму, обострить ее восприятие, находит свое выражение и в поэтическом синтаксисе. В стихотворении присутствует инверсия, нарушен привычный порядок слов: "а я вам открыл столько стихов шкатулок" (видимо, правильнее было бы сказать "а я столько открыл вам шкатулок стихов"). Используются эллипсы - пропуск знаменательных слов ("у вас в усах <застряла> капуста", "на вас <намазаны> белила густо"). Встречаются и плеоназмы, построенные на повторении уже выраженного смысла ("транжир и мот", "недокушанных, недоеденных щей"). Таким образом, стихотворение "Пате!" - стихотворение-вызов. Сама его форма рассчитана на разрушение привычных представлений о "прекрасном" и "должном", на "оскорбление вкусов" считающей себя культурной публики. Однако это не простое хулиганство, а средство утверждения нового - через отрицание старого, провоцирование скандала.