Биографии Характеристики Анализ

НЛП — методы воздействия на человека. НЛП: отрезвляющий курс для начинающих магов: Выявляем уязвимые места в коде НЛП Метод нлп когда эмоции

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о нейролингвистическом программировании.

Нейролингвистическое программирование (далее НЛП) - одно из новейших течений практической психологии, которое зародилось в конце 20 века. Оно направлено на внедрение положительно опыта успешных людей в области психологии в реальную жизнь. Эта, критикуемая научным сообществом, методология, позволяет обычным людям использовать практики более успешных людей. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое НЛП, как его использовать в реальной жизни и какого эффекта можно добиться.

Что такое НЛП

Сначала начнем с определения НЛП. У него есть два смысла.

В узком смысле НЛП - это копирование поведения успешных людей в области психологии и психотерапии. То есть, вы должны понять базовые приемы достижения успеха людей, и благодаря их опыту и примеру, добиться успеха.

В широком смысле НЛП - использование всех вербальных и невербальных приемов успешных людей в любой сфере. Если говорить простым языком, то это практически полное копирование манеры поведения, речи, целей, и в какой-то мере, даже мыслей более успешных людей.

Основа НЛП - теоретические знания в психологии, лингвистике, нейрологии, физиологии и коммуникации. Вся система строится на подробном анализе приемов успешных людей и выявлении того, что действительно работает.

Эти науки используются для наблюдения и анализа поведения, которое демонстрируют более успешные люди. Взаимодействие с людьми, язык тела, их стремления, мысли, принципы — все это должно быть проанализировано и успешно применено в реальной жизни.

НЛП более заинтересовано в том, что эффективно работает, а не что рационально и правильно с научной точки зрения. То есть, самое важное в этом наблюдении и анализе — понять, что приводит человека к определенному результату, например, то делает его успешным специалистом в той или иной области.

НЛП не является наукой в привычном понимании. Нет общедоказанных фактов и истин. Есть только предположения. При этом результаты использования этой техники меняются, в зависимости от человека, который её применяет. У одного может получиться скопировать поведение, манеры и цели успешного человека, у другого — нет.

Сферы применения НЛП

Применять НЛП можно в любой сфере жизни:

  • работа;
  • бизнес;
  • спорт;
  • отношения;
  • отдых;
  • ведение личного бренда;
  • взаимодействия с людьми.

Главное, найти реальные примеры успешных людей в данной сфере. У кого-то это хорошая карьера, кто-то похудел на 30 килограммов, кто-то создал пассивный капитал на 40 000 рублей чистого дохода в месяц и т. д.

Самое важное при применении техник НЛП — понять, что действительно работает. То, что не приносит желаемого результата, можно смело вычеркнуть.

Как применять техники НЛП в жизни

Практика НЛП в полной мере сложна для применения в реальной жизни. Нужна реальная практическая база по психологии, физиологии, лингвистике и т. д. Обычному человеку очень сложно будет воспроизвести те наблюдения и тот анализ, который проводится специалистами.

Именно поэтому мы поговорим об упрощенной версии техники «копирования поведения». Поговорим сначала о личном применении подобной техники для достижения своих целей.

Разберем на банальном примере:

Иван хочет пользоваться успехом у девушек. Он видит, как Олег постоянно завоевывает внимание противоположного пола.

  1. Спортивное телосложение.
  2. Белые зубы.
  3. Модная одежда.
  4. Свободное общение.

Из этого делаем определенные выводы:

  1. Купить абонемент в спортзал - 12 000 рублей на полгода.
  2. Стоматология + отбеливание - 8 000 рублей.
  3. Модная одежда - 10 000 рублей (минимальный вариант).
  4. Пара уроков у хорошего актера - 5 000 рублей.

35 000 рублей стоит достижение намеченной цели. Можно разбивать на несколько этапов.

Самое важное: не стоит досконально копировать все манеры и особенности другого человека. В первую очередь вы индивидуальность.

Теперь давайте поговорим о более интересных вещах — о применении минималистичной техники НЛП в работе и бизнесе.

В работе

В работе применение подобных техник происходит следующим образом:

  1. Вы выделяете специалиста, который по вашему мнению успешен.
  2. Анализируете его образ, действия и цели.
  3. Применяете их на себя.
  4. Внедряете.

Опять пример:

Иван хочет много зарабатывать на текстах. Есть Олег, который стал успешным редактором, и уже сам не пишет тексты — у него целая команда авторов.

Снова разбираем Олега:

  1. У Олега практический опыт работы с текстами в 2 года.
  2. Поток постоянных заказчиков с его блога.
  3. Качественное портфолио, в которое входят банки и крупные компании.
  4. Он умеет общаться с клиентами и продавать свои услуги.

Это самое важное, что пригодится нам в работе над собой. Что нужно сделать:

  • Набраться базовых знаний и практического опыта.
  • Создать собственное портфолио.
  • Сделать свой блог и наполнить его.
  • Научиться продавать свои услуги.

На все это уйдет порядка 4 — 6 месяцев. А если доходы Ивана не поднимутся на уровень Олега, то хотя бы вырастут в несколько раз.

Многие ошибочно применяют этот метод из-за одной простой причины: они не хотят видеть работу, которую выполнял этот человек ранее. Каждый, у кого сейчас получается зарабатывать огромные деньги, раньше потратил большое количество времени, чтобы научиться и стать успешным. В нашем примере это самый первый пункт - практический опыт.

Именно поэтому анализ успешного человека по вашей специальности нужно изучать именно с прошлого. Какой объем работы совершал, что делал, сколько работал, какие знания старался приобретать и т. д. Такой подход к применению техник НЛП даст результат намного лучше, чем привычное «Он может за пару кликов заработать тысячу рублей. Я тоже так хочу».

В предпринимательстве

В предпринимательстве также можно применять техники НЛП в облегченной форме. Ваша задача — найти успешного конкурента и просто препарировать его образ на все составляющие. Вводные данные:

Компания N занимается . У нее свой многостраничный сайт со средним дизайном и есть пара разработчиков, которые ничего не понимают в продажах, но умеют делать качественные сайты. Ценник средний. Портфолио огромное.

И есть фирма A. У нее очень качественно оформлен собственный сайт (заказали у дорогой компании), на телефоне сидят продажники. Она делает средние сайты по высокой цене. При этом у нее больше клиентов.

Итак, для того чтобы фирма N получила больше клиентов, надо:

  1. Сделать новый дизайн для сайта.
  2. Найти грамотных продажников и посадить их на %, выдав .
  3. Качественно оформить портфолио, чтобы собрать только лучшие работы.
  4. Повысить цену.

И есть некоторые вещи, которые касаются НЛП в предпринимательстве. Нужно понимать, что приведет к вам клиентов. К примеру, и сотрудничество с хорошими арбитражниками окупается. А вот реклама в городском паблике с ценником в 10 000 рублей — нет.

Внимательно анализируйте действия конкурентов и причины таких действий. Копируйте самые успешные решения и внедряйте их с более высоким результатом.

Как и в случае с работой нужно понимать разницу. Вы должны предоставлять товары и услуги на уровне ваших конкурентов или даже выше. Только в этом случае вы сможете эффективно применять подобную технику. В противном случае все сведется к «Делай качественно, и придут клиенты».

Более подробно о практическом применении минималистичной теории можно прочитать в статье Александра Чипижко «Техника Утка».

Создание личного бренда с помощью техник НЛП

Теперь несколько слов о создании личного бренда с помощью техник НЛП. Это уже немного другой уровень. Вам нужно не проанализировать и скопировать образ человека или компании, а показать всем образ человека, которого ваша будет ассоциировать с успехом ( , должностью, профессионализмом).

Такими методами очень любят пользоваться начинающие инфобизнесмены, у которых откровенно плохие продукты. Они не могут предоставить какой-либо практической ценности и исключительно «образом успешного человека».

Но стоит понимать, что применение подобной техники лишает вас маневра и индивидуальности. Вы соответствуете представлению вашей целевой аудитории об успешном человеке, но при этом, вы не оригинальны. Таких как вы десятки, если не сотни. И это самый главный недостаток такого подхода.

Теряя индивидуальность, вы теряете поток лояльных клиентов, которые могли бы принести вам гораздо больше.

Именно поэтому, не стоит применять подобные техники НЛП, если у вас есть интересные и качественные продукты. Не нужно «быть похожим на кого-то» и «соответствовать ожиданиям» целевой аудитории. Вначале это даст вам старт, но чем дальше, тем сложнее будет выбраться из подобного образа, и тем меньше лояльных клиентов будет приходить к вам из-за того, что вы не индивидуальность, а просто «еще один успешный человек из интернета».

Научное мнение об НЛП

Научное сообщество весьма скептически относится к НЛП. Это связано с тем, что технологии, которые используют практики, не подтверждены научно.

А потому можно выделить один недостаток — такие технологии могут работать, но только в некоторых случаях. То есть, полное копирование привычек определенного человека чаще всего не ведет к ожидаемому результату, и нередко можно наблюдать обратный эффект.

Таким образом, несмотря на то, что внешне НЛП очень походит на научное течение, и его можно принять за область практической психологии, это далеко не так.

Заключение

НЛП - довольно интересная теория. Она дает возможность людям, склонным к анализу, найти способы достижения поставленных целей через более успешных людей. Найти, изучить, проанализировать, применить — алгоритм, который может привести вас к успеху.

Но не стоит слепо полагаться на подобный метод. НЛП не гарантирует успешного результата, даже при полном соблюдении техник.

НЛП: нейро-лингвистическое программирование. Это способ (или даже язык) описания субъективного опыта человека, его мыслительных, поведенческих и коммуникативных решений.

Например - мы часто задаемся вопросами, связанными с общением. Почему никак мы не как не можем достигнуть взаимопонимания в общении с начальством / коллегами / родителями /детьми? Последователи НЛП советуют: развивайте свою наблюдательность и гибкость ума.

Для этого учитесь чувствовать и непроизвольно импонировать-копировать позы, жесты, мимику, дыхание и речевые обороты собеседника. Как бы подстраиваясь под манеру общения партнера. Результатом будет установление доверия между вами. Достигнув его, идите дальше. Собеседник ощутит, что вы заинтересованы в общении с ним и с уважением относитесь к нему - тем самым вы будет для него личностно значимым.

Если предположить , что Лучшее враг Хорошего, то в социальном аспекте
НЛП устраняет противоречия и конфликты у тех, кто не понимает и/или не
любит гениев, хотя вынужден идти на поводу их Величайших Открытий
навстречу Прогрессу

Вот давайте представим на несколько минут.... Кем бы я был, если бы не знал ничего о нейро-лингвистическом программировании . Моя жизнь состояла бы... была полна мелких и не нужных переживаний, малоприятных чувств. Я был бы полон страха за себя и за тех, кто рядом со мной. Мелочился, спорил по пустякам, подгребал бы под себя по-мещански, не понимал искусства, был подозрителен, циничен и возможно бы курил, пил и ругался, завидовал счастливчикам, и шел на пролом, обвиняя других или себя в неудачах.

Я бы не мог адекватно, т.е. в меру и уверенно, доверять людям (потому что бы ошибался в людях и не замечал когда мне врут, когда искренне заблуждаются, а когда "истерят", т.е. выдают желаемое за действительное (сейчас это очень популярно не только в СМИ). Т.е. в первую очередь, я бы меньше замечал действительность и больше бы заблуждался в себе и окружающих, в том числе и моих родителях. Хотя мне с ними и повезло.

Естественно, все это привело к тому, что я бы не приобрел особенное качество жизни. Нет, это не богатство и комфорт, а великолепное понимание того, что возможно всё . Например. Статью написать? Да . Весело ответить на вопросы? Пожалуйста . Построить перспективные отношения или выйти из безвыходного положения достойно и смело? Чудесно . И т.д. И т.п. Это был бы не просто оптимизм. А уверенный путь.

Я бы не мог быстро схватывать и развивать идеи, которые подкидывает мне жизнь. Идти точно к своим целям. Строить свои проекты . Я уже не говорю о том, что я бы мог ввязаться в плохие компании и потерять себя. Т.е. вместо достижений и раскрытия своего потенциала мне бы пришлось играть по чужим правилам и наступать на грабли без надежды исправить ситуацию. Возможно, я бы хорошо играл в шахматы и домино. Или танцевал. Согласен. На НЛП белый свет клином не сошелся. Я рад, что со школы увлекался психологией, фантастикой, единоборствами. Но мне не пришлось бы выбирать из большего. Но я бы меньше понимал то, как устроен мир человеческих отношений. И не мог бы себя уверенно развивать.

Конечно. Я отлично разбираюсь в НЛП . Еще бы. Уже 26 лет его практикую. И нет добра без худа. Я могу ввязаться в дела, которые другим не под силу. Или меня могут не понимать другие, просто не привыкшие к темпу моей жизни. Но тут надо уже говорить о общечеловеческих правах, нравственности и морали. И я рад, что на планете есть люди, которые много достигли и без НЛП. И я могу с ними поговорить. И вот почему. Потому что мы друг друга очень хорошо понимаем.

А про нлп обучение... Хотите абсолютно бесплатный урок нлп по творчеству из курса нлп практик? Вот. Сделано для Вас: http://нлп.space/stryd/
P.S. И последнее. Это моё мнение. Мне повезло учиться у самих основателей НЛП. Джона Гриндера, Джудит Делозиер, Энн Энтус, Роберта Дилтса, Ричарда Бендлера, Мерлин Аткинсон, Джефри Зайга, Питера Врицы, Яна Ардуя, Браина Вандерхорста. А не у той гопоты, которая и образования психологического не имеет. Но называет себя ТренерАми :-) Я не ошибся с выбором учителей. И Вам того же желаю, друзья.

Эх.. тут бы еще мой ролик разместить. Он мне очень нравится... Сделано с помощью НЛП. Фотографии и текст мои. А музыка по лицензии. Можете посмотреть это короткое видео. На рекламу не обращайте внимание. Попробуйте сделать такую же:-) Получится? Маленький результат от нлп.

НЛП содержит в себе множество замечательных техник и методов, для решения самых разных проблем, в этой же статье будут приведены несколько наиболее распространенных и очень эффективных техник, применяя которые вы сможете изменить свою жизнь к лучшему. Вы можете с пользой для себя применять эти техники, даже понятия не имея, что такое нейролингвистическое программирование.

НЛП техника №1: Изменение убеждений.

У каждого из нас есть множество ограничивающих убеждений, которые мешают нам достигать того, чего мы хотели бы достичь, быть тем, кем мы хотели бы быть, и получать то, чего мы хотели бы получать. Ограничивающие убеждения подобно ситу, через которое вы пропускаете свою реальность – то, во что вы верите, проходит через это сито, то, что вы считаете невозможным, застревает в нём, и не позволяет вам жить полноценной жизнью.

Убеждения формируются со временем, в повторяющихся ситуациях и обстоятельствах, так, замечая негативные аспекты нашей жизни раз за разом, вы развиваете убеждение, говорящее о том, что так и должно быть. Замечая позитивные обстоятельства своей жизни, вы также формируете убеждения, на этот раз позитивного характера, которые позволяют вам попадать в позитивные ситуации снова и снова. Однако вам следует помнить, что ситуации не могут быть плохими или хорошими, только вы делаете их такими, заостряя своё внимание на чём-то одном.

Чтобы изменить ограничивающие убеждения, вам необходимо переосмыслить ситуацию и собрать как можно больше положительных фактов об этой ситуации, а также прорабатывать каждый негативный факт на предмет достоверности. Другой способ заключается в регулярном и достаточно частом повторении позитивного утверждения, с полным сосредоточением на этом утверждении. Это чрезвычайно эффективное упражнение, поскольку оно позволяет повторяемому убеждению залечь в подсознании, но для этого должно пройти около 30 дней.

НЛП техника №2: Якорение.

Якорение – один из основных инструментов нейролингвистического программирования, и используется оно для множества целей. Суть якорения состоит в том, что вы связываете определённое действие, обстоятельство, ситуацию или место с каким-либо эмоциональным состоянием, с целью дальнейшего его воспроизведения. Интересно то, что вы можете вызывать нужное эмоциональное состояние не только у себя, но и у других людей. Методика достаточно проста, нужно лишь придерживаться следующих шагов:

  • 1. Определите состояние, которое вы желаете испытать.
  • 2. Вспомните ситуацию, в которой вы испытывали нужные чувства.
  • 3. Начав интенсивно испытывать эти чувства, почешите своё левое плечо. (В действительности это может быть любая часть вашего тела, и не обязательно почёсывание, можете просто погладить себя, или ущипнуть).
  • 4. Делайте так несколько раз, прикасаясь к точно тому же месту и точно таким же образом, когда испытываете нужные чувства.
  • 5. В любой ситуации, когда вам необходимо будет вызвать нужное состояние, просто прикоснитесь к той части тела, к которой производили привязку чувств или эмоций в той же манере, как делали это прежде.

Работа с другим человеком почти идентична, я бы сказал даже проще, чем с самим собой, поскольку пытаясь запрограммировать себя, вы будете знать, что делаете это. Для работы с другим человеком вам придётся либо ждать появления необходимого эмоционального состояния, либо вызвать его самому, рассказывая историю или анекдот. Но, сразу же после прикосновения, вам следует сказать что-либо несвязанное с прикосновением, дабы он не обратил своего внимания на ваши действия. В случае успешного программирования, через несколько минут вы можете вызвать те же чувства одним лишь прикосновением.

НЛП техника №3: Раппорт.

Иногда взаимоотношения с человеком ну никак не клеятся, тут уж ничего не поделаешь. Но что если вы заинтересованы в этих отношениях? Как построить взаимопонимание с другим человеком? В этом вам поможет мощная техника НЛП под названием Раппорт. Существует как минимум три способа создания раппорта: вы можете следить за способом дыхания человека, вы можете едва заметно – только лишь на бессознательном уровне, зеркалить язык тела человека, или использовать в своём разговоре с ним «подобные» используемым им слова.

Разберём подробнее третий метод. Итак, ваша цель заключается в оценке основного чувственного восприятия человека, в частности в наблюдении за тем, какие слова он использует в своей речи. Из трёх основных органов чувств его слова могут упираться на визуальное восприятие, звуковое, кинестетическое.


Визуальное восприятие:
  • «Я представляю, что ты имеешь в виду»
  • «Мне ясно виден результат»
  • «Большой»
  • «Тёмный»
  • «Живописный»
  • «Яркий»
  • «Блестящий»
  • И т.д.
Звуковое восприятие:
  • «Я услышал тебя»
  • «Как бы нам с грохотом не развалиться»
  • «Шумный»
  • «Громкий»
  • «Тихий»
  • «Шелестящий»
  • И т.д.
Кинестетическое восприятие:
  • «Я чувствую, что ты прав»
  • «У меня странное предчувствие»
  • «Мягкий»
  • «Тёплый»
  • «Холодный»
  • «Влажный»
  • «Нежный»
  • И т.д.

Суть метода состоит в том, что, стараясь использовать в своём разговоре слова с упором на чувственное восприятие, которое доминирует в речи собеседника, вы становитесь для него более понятным – говорите на одном языке. Кстати сказать, присутствующие в речи упоминания вкуса, запаха или образов незначительны, и часто растворяются в лексиконе без явного преимущества. Намного реже встречаются люди, в которых органично сочетаются разные виды чувственного восприятия. Вы сможете узнать об этом методе подробнее в другой статье раздела об НЛП.

НЛП техника №4: Диссоциация.

Метод диссоциации позволяет устранить негативную реакцию на тот или иной аспект вашей жизни, в результате вы перестанете реагировать на него как прежде, что защитит вас от возможного стресса или депрессии. Эта техника может с таким же успехом применяться и для лечения фобий, так, человек видит ситуацию в качестве стороннего наблюдателя, что позволяет ему произвести объективную оценку, и избавиться от преувеличений.

Для практики этой техники следуйте шагам:

  • 1. Определите, о какой эмоции вы хотели бы избавиться?
  • 2. Увидьте себя в проблемной ситуации, но присутствуйте там только в качестве зрителя.
  • 3. Проиграйте эту ситуацию в обратном направлении, быстро перемотайте вперёд, затем, снова воспроизведите с конца.
  • 4. Снова воспроизведя ситуацию с конца, добавьте в не смешную музыку (вы сможете, используйте своё воображение).
  • 5. Вашим следующим шагом должно быть проверочное воспроизведение ситуации в своём разуме от первого лица (так, будто вы на самом деле там). Если эмоции, которые вы желаете устранить не прошли, повторяйте упражнение.

Переходя в режим просмотра проблемной ситуации от второго лица, а также просматривая её с конца, вы как бы отстраняетесь от ситуации, лишаете её эмоциональной поддержки.

НЛП техника №5: Рефрейм содержания.

Столь же мощный, как и предыдущие техники, рефрейм содержания позволяет вам избавиться от чувства беспомощности, злобы или любого другого негативного отношения к ситуации прошлого, и приобрести позитивные чувства по отношению к ней. Ваша задача состоит в помещении ситуации в другую рамку или фрейм. Метод требует частичного анализа.

  • 1. Выберите негативную ситуацию или обстоятельство, отношение к которой вы хотите изменить.

  • 2. Старайтесь ответить на вопросы:
    • А. Какие хорошие стороны есть у этой ситуации?
    • Б. Что вы приобрели благодаря этой ситуации?
    • В. Могло ли стать всё намного хуже, чем было?
    • Г. Как будет выглядеть эта ситуации спустя пять или десять лет?


  • 3. Продолжайте перебирать в голове позитивные стороны ситуации, до тех пор, пока у неё не пропадёт негативный окрас.

Приведу простой пример: «Уволили с работы» это плохо, но: «Это повод найти что-то лучше», или: «Зато теперь я могу заняться тем, что мне нравится». Продолжая искать позитивные аспекты ситуации, вы очищаете свой разум от негативных эмоций, что позволяет вам находить правильные решения для будущего. С другой стороны, если вы продолжаете сосредотачиваться на негативных аспектах ситуации, это влечёт за собой возникновение новых проблем и неудач.

На нашем сайте вы найдёте описание массу других техник нейролингвистического программирования, которые помогут вам в достижении желаемых результатов в вашей жизни. Все они довольно интересны и столь же действенны, однако, прежде чем перейти к изучению других техник НЛП, постарайтесь с успехом применить эти.

Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узнать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы - найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап - это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас - лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап - нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Процесс самогипноза - процедура довольно сложная (особенно, для новичков) и требует настойчивой и терпеливой практики. Чтобы узнать больше подробностей о самогипнозе, вы можете посетить эту страницу .

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!

НЛП - одно из наиболее популярных в настоящее время на­правлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шама­ны, целители, а также некоторые властители и полководцы ис­пользовали «магическую» силу слова, способного в соответст­вующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).

Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся отечественных и зарубежных физио­логов, психологов и психотерапевтов. Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, свя­зано со всеми внешними и внутренними раздражениями, прихо­дящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заме­няет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими«закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условно­го рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, особенно условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и интенсивно используются в США.)

И все же о нейролингвистическом программировании в его со­временном виде можно говорить как о самостоятельном направ­лении психотерапии.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий ка­нал приема информации:модальность. То есть, хотя любой нор­мальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого -слуховое (а другие - дополняют их).

Причем внутри этой ведущей модальности специалисты НЛП видят дальнейшую градацию признаков, уточняющих индивиду­альные особенности приема и переработки информации.

Для уточнения доминирующего канала, направленности и осо­бенностей приема информации в НЛП большую роль играет ана­лиз типов сканирующего движения глаз .

Так, сканирующее движение глаз показывает, какой репрезен­тативной системой получения информации человек пользуется в определенные моменты.


Считается, что движение глаз вверх-налево сигнализирует о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (нагляд­ных) образов.

По классификации НЛП выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем:

1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эй­детический образ;

2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ;

3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внима­тельно на внешнем объекте) взгляд - представляемый зрительный образ;

4) глаза на среднем уровне направо - слуховое конструирование;

5) глаза на среднем уровне налево - слуховые образы;

6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя - внутренний диалог;

7) глаза вниз и налево - слушание телефонного типа;

8) глаза вниз и направо - кинестетические ощущения, чувства.

Уточнению преобладающей репрезентативной системы спо­собствуетконтент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно-специфических терминов. Например, употреб­ление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т.п. характерно для визуальной репре­зентативной системы . Для преобладания кинестетической (мышечно-двигательной) репрезентативной системы типичны та­кие слова: трогать, теплый, мягкий - жесткий, гладкий - шерша­вый, почувствовать, схватить, погладить, потрогать и т.д. При преобладающем слуховом восприятии преобладают слова: гром­кий - тихий, шумный, мелодичный, слышать, кричать и т.п.

Доминирование в употреблении соответствующего типа сен­сорно-специфических слов указывает на основную для данного индивидуума (первичную) репрезентативную систему , то есть сен­сорную систему восприятия, которая используется данным чело­веком чаще, чем другие.

Для того чтобы установить наиболее эффективный контакт с клиентом, психотерапевт должен выявить его доминирующую систему восприятия (модальность) и использовать преимущест­венно вербальное (словесное) или невербальное (язык мимики и жестов) общение. Причем при вербальном общении он должен опираться на термины, наиболее типичные для выявленной пер­вичной модальности, характерные для нее термины или действия.

Психотерапевт осуществляет подстройку к первичной репре­зентативной системе клиента и только после этого начинает вне­дрять в установившийся контакт стратегию необходимых измене­ний поведения и состояния клиента.

Одну из причин отсутствия между супругами взаимопонима­ния и сексуальной неудовлетворенности специалисты НЛП видят в том, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.

Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на плечо, руку, колено), пережива­ние клиентом соответствующего состояния. Специально вызывая или «подкарауливая» это состояние, психотерапевт каждый раз за­крепляет его якорем (т.е. мышечным или другим фиксированным ощущением). При таких повторах устанавливается условно-реф­лекторная связь между якорем и нужным состоянием, и в дальней­шем уже одно использование якоря будет вызывать это состояние.

Итак, первой задачей психотерапевтаНЛП является выявление ведущей у данного клиента репрезентативной системы восприятия и общения. Далее психотерапевт должен подстроиться к выявленной доминирующей системе, то есть заговорить с клиентом на его языке.

Затем надо уточнить, какие нежелательные состояния и их по­веденческие проявления нуждаются в терапевтической коррекции.

Обычно это делается поэтапно следующим образом.

Первый этап

Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.

Второй этап

Закрепление этого состояния якорем.

Третий этап

Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновре­менно с появлением нежелательного состояния. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти , вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелатель­ные чувства. Ощутив эти состояния, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.

Четвертый этап

Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию о том, чему его научило это путешествие в прошлое.

Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций начинается работа по рефреймингу (переформированию).

Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

Первая ступень

Задача первой ступени - убедиться, что вы точно локализо­вали нежелательное поведение или внешний симптом нежела­тельного состояния клиента или неконтролируемый им физиоло­гический симптом.

Вторая ступень

На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психоло­гической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.

Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникнове­ние в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной? » При­слушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроиз­вольные действия), возникающие в его внутреннем мире.

При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

Третья ступень

На третьей ступени необходимо отделить намерения от их по­веденческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

Предложите клиенту спросить свою психологическую часть , от­ветственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня? » Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.

Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведе­ния. Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психоло­гическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе всту­пать в сексуальные отношения », вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это

Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо ». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.

Четвертая ступень

Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.

Если не удается обнаружить творческую часть - психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспо­минания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво. Как только такую ситуацию удается возродить в па­мяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помо­гать связываться с творческой частью клиента.

Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удов­летворения потребности. Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи. В этих случаях (и только в этих случаях ) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.

Пятая ступень

На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувст­вовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, прини­мает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным пове­дением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые моде­ли поведения.)

Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью ) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спро­сить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реа­лизацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возмож­ности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я .

В этом нет ничего странного - ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструк­тивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.

Если все же ведающая часть так и не примет доводов творче­ской части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая со­гласится это делать.

Шестая ступень

На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигну­то, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше. Если же какая-то часть не удовлетворена этими перегово­рами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройден­ным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осущест­влению данного процесса от каких-то частных возражений, опреде­лить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.

Только когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления всех задействованных (двух и более) частей к их рабочему взаимодействию, процесс считается завершенным.

Приведенная поэтапная схема реализации НЛП наиболее ти­пичная, однако далеко не единственная.

В настоящее время в практике НЛП применяется большое ко­личество вариантов в зависимости от конкретно сформулирован­ных целей. Тем не менее можно сказать, что все они так или иначе укладываются в приведенную схему.

Психотерапевту при семейном консультировании особенно важно уметь выявить у супругов различие модальностей (репре­зентативных систем) и, приняв на себя роль переводчика, помочь им лучше понять друг друга, а в дальнейшем обрести способность лучше понимать язык другого и заблаговременно учитывать сиг­налы нарастающего конфликта, чтобы предотвращать его или, если уж он произошел, - легче преодолевать.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность НЛП?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные рабочие термины НЛП

3. Что такое ведающая (первичная) модальность?

4. Что такое якорь и как он используется?

5. Что такое рефрейминг и в чем его сущность?

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте шесть ступеней рефрейминга.