Биографии Характеристики Анализ

Объект и предмет курсовой работы. Примеры

Труднейшим моментом, возникающим при написании введения , считается правильное определение объекта и предмета курсовой работы . Зачастую студент вуза обращается за помощью к справочникам и словарям.

В толковом словаре В. Даля под предметом понимается всё то, что представляется чувствами, а в словаре русского языка С.И. Ожёгова - любая материальная вещь или явление.

В толковом словаре обществоведческих терминов Н.Е. Яценко объект - любое явление, существование которого не зависит от человеческого сознания, а в словаре С.И Ожёгова — предмет, на который направлена какая-либо человеческая деятельность.

В общем, понять «язык» словарей студенту представляется весьма трудным. Из-за этого и правильное определение объекта и предмета перерастает в ещё одну проблему курсовой работы . Мы постараемся как можно проще объяснить, что такое .

Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и берёт автор проекта для проведения исследования. В качестве предмета выступает та область знаний, которая заключена в границах объекта.

Объект - определённая часть научных знаний, подвергающаяся исследованию. Предмет - конкретный аспект проблемы , занимаясь рассмотрением которого авторами познаётся целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной студентом темой курсового проекта или полностью с ней совпадает. Как категории науки объект и предмет соотносятся как общее и частное.

Следует понимать, что определение объекта и предмета исследования зависит как от общей темы проекта, так и от замысла самого изыскателя.

В любом случае, первичным считается объект, так как представляет собой многогранное понятие, а вторичным - предмет, потому что в нём выделяется конкретное свойство, черта, признак, принадлежащий объекту.

Примеры выделения объекта и предмета исследования курсовой работы

Курсовая работа по информатике: «Основные принципы функционирования электронной почты».

Объект: электронная почта.

Предмет: основные принципы функционирования электронной почты.

Курсовая работа по педагогике: «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом на успеваемость учащегося в МБОУ СОШ».

Объект: учебно-образовательный процесс МБОУ СОШ.

Предмет: межличностные отношения между педагогом и учащимся в учебно-образовательном процессе МБОУ СОШ и их влияние на успеваемость.

Курсовая работа по экономике: «Эффективность производственной деятельности».

Объект: производственная деятельность.

Предмет : эффективность производственной деятельности.

Курсовая работа по экономике: «Экономическое обоснование инвестиционной деятельности».

Объект: инвестиционная деятельность.

Предмет: экономическое обоснование инвестиционной деятельности.

Аналитический отчёт представляет собой информацию о текущем состоянии дел, оценке сложившихся тенденций, перспектив развития. В аналитический отчет могут входить структурированные данные, таблицы, диаграммы, пояснительные записки, и т.д. Ведется

аналитическая отчетность не только для того, чтобы оценить текущую деятельность, но и оценить все возможные причины сложившейся ситуации, с целью прогнозирования всех возможных перспектив развития.

Полученная информация из аналитической отчетности может использоваться при создании схем управления сложившейся ситуацией.

Для составления аналитической отчетности могут применяться различные методы, характерные для проведения научных исследований. Зачастую используется метод исследования, при котором картина текущей ситуации делиться на составляющие. При составлении аналитической отчетности важную роль играют не только взаимосвязи между различными отдельными объектами, но и причинно-следственные связи, вызывающие исследуемые процессы.

Объектом исследования называют процесс, явление, которое порождает проблемную ситуацию, по которому проводиться исследование. Предметом исследования называют то, что помещено в рамках, в границах объекта. Получается так, что через изучение предмета исследования, познается объект, путем определения его наиболее значимых признаков. Аналитик сам определяет и объект и предмет исследования, равно как и цели и задачи исследования.

Многие считают объект и предмет исследования синонимами, бывают, конечно, такие ситуации, когда и объект и предмет исследования представляются практически равнозначными. Однако в самом начале исследования аналитик должен дать определение как предмету, так и объекту исследования, чтобы походу ведения аналитической работы постоянно держать их в поле своего внимания.

Для того, чтобы более доступно объяснить, чем же различаются предмет и объект исследования, можно рассмотреть несколько легких примеров. Так, например, если предметом нашего исследования будет поведение в экстремальных ситуациях, то объектом исследования станут люди, попавшие в них. Таким образом, изучая поведение людей, познается сам человек.

Или, например, предметом исследования станет эффективность использования средств на оплату труда, то объектом исследования станет сам фонд оплаты труда в частности и организация в целом. Задачи и цели исследований так же понятия различные. Так задачей в этой ситуации будет определение эффективности использования средств на оплату труда, то целью может стать, например, определение оптимальных объемов фонда оплаты труда.


Дополнительно / Как поступить в аспирантуру, докторантуру

Как определяется объект и предмет исследования?

Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.

В. Даль : «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ - все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения - основа, смысл его» .

С. И. Ожегов : «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко : «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность ». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» .

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи»; а предметом исследования - «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи».

Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются.

Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Объект и предмет исследования являются одними из основных категорий, отражающими методологию процесса научного познания.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения .

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения (там же). Предмет исследования рассматривается как сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы .

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет вычленяется из объекта как его часть, которая становится наиболее важной в процессе исследования.

Очень важно обратить внимание на соответствие темы, объекта, предмета и цели исследования. Именно предмет исследования определяет тему и цель курсовой и дипломной работы.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики явления и т.д. .

Примеры формулировок объекта и предмета психологического исследования:

Пример 1:

Объект исследования – личность старшеклассника

Предмет исследования – самоотношение как фактор копинг-стратегий личности в ситуации профессионального самоопределения

Пример 2:

Объект исследования – организация

Предмет исследования – корпоративная культура как фактор мотивации труда сотрудников организации.

Пример3:

Объект исследования – межличностные отношения в подростковой группе

Предмет исследования – самооценка и тревожность как факторы социометрического статуса подростка в группе.

Цель, задачи и гипотезы исследования

Цель психологического исследования – желаемый конечный результат, благодаря достижению которого разрешается научная проблема, имеющая теоретико-познавательный или прикладной характер.

Обычно в рамках курсовых и дипломных работ формулируются следующие виды целей :



Выявление взаимосвязи или взаимовляиния психических явлений.

Важно обратить внимание, что при постановке подобной цели недостаточно установления только факта наличия взаимосвязи. Необходимо конкретизировать данную цель в задачах: определение ее тесноты, направленности устойчивости; выявление целостной структуры взаимосвязей и места той связи, которая находится в центре внимания исследователя.

Пример 1: Выявить взаимосвязь мотивации труда сотрудников с типом корпоративной культуры организации.

Пример 2: Изучить влияние имиджа руководителя на групповую сплоченность и социально-психологический климат в организации.

Создание классификации, типологии

Разработка классификации предполагает, прежде всего, определение критериев (оснований) классификации, которые формулируются на основании анализа психологической литературы. Выделенные типы (группы) должны отражать существование значимых различий в проявлении изучаемого явления.

Пример 1: Определить типы представлений об успешном и удачливом человеке.

Пример 2: Построить типологию сотрудников в зависимости от уровня приверженности организации.

Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели могут быть: 1) обнаруженная исследователем или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент; 2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

Пример: Изучить социальные представления об успешном и удачливом человеке.

Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.

Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.

Изучение динамики явления

Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.

Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте

Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:

ü Описание нового феномена, эффекта.

ü Выделение общих закономерностей функционирования явления.

ü Адаптация психодиагностической методики.

ü Создание психодиагностической методики.

Задачи исследования

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи делят цель исследования на подцели (цели второго порядка). Последовательность задач отражает логику и характер эмпирического исследования курсовой (дипломной) работы.

Важно обратить внимание на то, что формулировки параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, являются идентичными формулировкам отдельных задач исследования. Количество параграфов эмпирической части, посвященных представлению результатов, как правило, соответствует количеству выдвинутых задач.

Обычно формулировки задач исследования начинаются с глаголов: «выявить», «определить», «изучить» и т.п.

Пример 1

1. Определить преобладающий вид трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучить доминирующий тип корпоративной культуры, а также соотношение имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры в организации.

3. Изучить влияние имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации на различные виды трудовой мотивации сотрудников (внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной).

Формулировка параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, соответствующих задачам исследования:

1. Исследование трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучение корпоративной культуры организации.

3. Изучение влияния корпоративной культуры на трудовую мотивацию сотрудников организации.

Пример 2

Формулировка задач исследования:

1. Изучить уровень тревожности супругов.

2. Исследовать степень удовлетворенности браком супругов.

3. Определить взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Формулировка параграфов эмпирической части

1. Изучение уровня тревожности супругов.

2. Исследование удовлетворенности браком супругов.

3. Изучение взаимосвязи уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Таким образом, названия параграфов эмпирической части в оглавлении курсовой или дипломной работы указывают на поставленные автором задачи и последовательность их решения (см. Приложение 2).

Гипотезы исследования

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией .

В курсовых и дипломных работах студентов, как правило, выдвигаются теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.

Теоретическая гипотеза – научное теоретическое предположение, отражающее определенные закономерности функционирования психических явлений. Это положение может касаться взаимосвязи, взаимовлияния, структуры явлений и т.п. Теоретическая гипотеза формулируется на основании глубокого анализа объекта и предмета исследования, с использованием имеющихся психологических знаний. В теоретической гипотезе отражен недостаточно теоретически доказанный психологический факт, закономерность, что является основанием для формулировки эмпирических гипотез.

Пример 1: Тип корпоративной культуры является фактором формирования трудовой мотивации сотрудников организации.

Пример 2: Представления о профессиональной успешности детерминируют реальную профессиональную успешность личности.

Эмпирическая гипотеза – это научное предположение, проверяемое опытным (эмпирическим) путем. С помощью комплекса эмпирических гипотез осуществляется пошаговая проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы. Формулируются эмпирические гипотезы на основании задач исследования: желательно, чтобы каждой задаче соответствовала как минимум одна (может быть и более) эмпирическая гипотеза.

Эмпирические гипотезы формулируются в вероятностном виде, должны быть краткими и лаконичными.

Пример формулировки эмпирических гипотез:

1. У сотрудников организации будет преобладать внешняя положительная трудовая мотивация.

2. Доминирующим типом корпоративной культуры организации будет иерархически–рыночный тип.

3. Будут выявлены значимые различия имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации.

4. Адхократический тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внутреннюю трудовую мотивацию сотрудников организации.

5. Рыночный тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внешнюю положительную трудовую мотивацию сотрудников организации.

6. Клановый и иерархический типы корпоративной культуры будут оказывать значимое влияние на внешнюю отрицательную трудовую мотивацию сотрудников организации.

С информацией о статистических гипотезах можно ознакомиться в параграфе, посвященном представлению результатов эмпирического исследования.

Введение

Предметом психолого-педагогического исследования является сложная система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой, все многообразие социальных связей развивающегося человека. При этом сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания. Все это определяет высокие требования к экономичности, целесообразности структуры научного поиска.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов. Определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата.

Важно наметить элементы подхода, а также выяснить, как эти элементы функционируют в исследованиях, раскрывая взаимодействие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, становление и развитие личности в разных образовательных системах.

Попытаемся выяснить характер и последовательность шагов.

Соотношение объекта и предмета исследования

Понятие объекта исследования .

В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования - это определенная совокупность свойств и отношений; которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.

Объект исследования в педагогике и психологии- это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. Вот почему не совсем корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования - это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный, личностно-мотивационный, организационный аспекты.

Например, при создании и экспериментальной проверке проекта социально-педагогического комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: 1) определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект), 2) уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), 3) способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами (например, влияние среды на развитие познавательных интересов или характера общения на самооценку и уровень притязаний воспитанников; зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства). Предмет психолого-педагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.