Биографии Характеристики Анализ

Обучающее изложение "река стала". Урок русского языка

Тексты для изложений.

Подвиг Володи Ермака.

Была Великая Отечественная война. Шёл бой. Наши бойцы бросились вперёд. Им навстречу из дзота ударил пулемёт. Пришлось залечь. Но один солдат и под огнём продолжал ползти вперёд. Он подобрался к дзоту сбоку и, вскочив на ноги, дёрнул дверь. Она не поддавалась. А пулемёт стрелял. Солдат бросился к амбразуре и упал на неё. Пулемёт замолчал. Бойцы снова поднялись в атаку. Этот подвиг совершил 19 июля 1943 года Володя Ермак.

Подготовься к беседе по рассказу.

    Когда происходили события, описанные в рассказе?

    Почему солдаты не могли двигаться вперёд?

    Что решил сделать Володя Ермак?

    Как он выполнил своё решение?

    Как можно назвать его поступок?

Замени данные выражения подходящими по смыслу.

Бросились вперёд-___________________________________

Пулемёт ударил-_____________________________________

Пришлось залечь-____________________________________

Подобрался к дзоту-__________________________________

Упал на амбразуру-___________________________________

Пулемёт захлебнулся-_________________________________

Поднялись в атаку-____________________________________

Словарь: пошли в наступление

перестал стрелять

пришлось укрыться (лечь на землю)

подполз незаметно

закрыл своим телом

начал стрелять

Знамя Победы.

Долгим и трудным был путь советских войск до Берлина. В кровопролитных сражениях сломили они силу фашистских полчищ. Героическими подвигами прославили советские воины свои боевые знамёна.

И вот советские дивизии пошли на штурм фашистской столицы. Жестокий бой разгорается в самом рейхстаге, здании фашистского правительства.

А в это время сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под огнём врага поднялись на купол здания и подняли на нём победное алое пламя.

Знамя Победы сейчас находится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Здесь встречаются фронтовые друзья. Они вспоминают бои и походы.

Дополни предложения, опираясь на текст.

Берлин –это___________________________________

Рейхстаг- это здание, где____________________________________________

Знамя победы – это то знамя, которое ________________________________

Фронтовые друзья- это ветераны, которые ____________________________

Солдат.

Горел дом. А в доме остался ребёнок. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

Я войду.

Ему сказали:

Сгоришь.

Солдат сказал:

Два раза не умирать, а один раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёнка.

Сколько спят дубовые почки?

Крестьяне спилили ствол разбитого грозой дуба, а через месяц над широким пнём красовалась пышная листва.

«Побеги вырастают из почек. Откуда же взялись почки на пне?»- недоумевал Никита. Учитель объяснил: «Эти почки появились давным-давно на маленьком дубочке, но долго спали. Ведь живительная влага струилась из земли к верхним почкам. Гроза сломала дуб, сок из земли хлынул к нижним почкам, разбудил их. И вот на пне зеленеет буйная листва».

Случай на реке.

Рядом с деревней Ивановка протекала река. В начале лета буксиры забивали всю речку брёвнами. Ребята придумали игру. Они перескакивали по брёвнам с одного на другое. Брёвна под ногами тонули. Нужно было быть очень быстрым и ловким. В этом был весь интерес.

Алёша любил ходить по брёвнам. Он был чемпионом, мог доходить до середины реки. Однажды он взял с собой сестрёнку Людмилу. Маленькая девочка сидела на песке. Она в руках держала ленточку. Ветер вырвал её из рук и отнёс на дальние брёвна.

Алёша хотел достать ленту. Он прыгал по брёвнам и добрался до ленты. Тут брёвна расступились и он стал тонуть. Людмилка бросилась с рёвом домой.

Мальчик держался за брёвна. Волнами поддавало соседние брёвна. Они били мальчика по рукам. Из деревни бежали люди. Первым примчался друг Мишка. Он прыгал по брёвнам, потом лёг на живот и вытащил Лёшу за ворот.

1.Радость мальчишек.

2.Лёд не выдержал.

3.Спасение.

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

Конспект урока по русскому языку.

2 класс

УМК «Гармония»

Тема: Изложение «Случай на реке».

Цель:

Образовательные:

Обучение связному последовательному изложению событий по серии

сюжетных картинок.

Упражнять в построении и оформлении на письме предложений.

Действовать по плану, осознанно выполняя инструкцию;

    Развивающие :

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Развивать творческие способности учащихся.

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении;

    Воспитательные :

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, стремление совершенствовать свою речь.

Соблюдать правила культуры общения.

Задачи:

понимать тему и главную мысль текста;

строить предложения для решения речевой задачи;

Обогащать словарный запас детей выразительными средствами

русского языка (эпитетами, синонимами),

Развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание,

Развивать долговременную память,

Стимулировать положительные эмоции детей,

Деятельность учащихся: анализируют текст, выявляют недостатки, оценивают текст с точки зрения сформулированных требований к тексту, осознают назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста, исправляют «чужие» тексты, наблюдают за развитием мысли в тексте, выявляют роль первого и последнего предложения в тексте, осуществляют взаимо и самоконтроль.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Работа на уроке.

1. Разминка

а). Интонационная разминка.

- Прочитайте с выражением, учитывая знаки препинания и интонацию

АБВ? ГДЕ! Ё, Ж,З,И… КЛМН. О! ПРСТ? У!

б). Подбери синонимы.

Морозный ледяной, холодный

Смелый храбрый, отважный

Спешить торопиться

Страх испуг, ужас

в). Составьте из слов предложения. Давайте побудем редакторами.

пошли в лес на лыжах каникулы мы с друзьями В зимние

    Постановка задачи. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по серии сюжетных картинок.

Что такое изложение ? ( Письменный пересказ текста называют изложением, потому что в нём излагают мысли автора ).

    Работа по серии картинок.

Какое время года изображено на картинке?

Кого вы видите на картинке?

Что делают девочки?

Чем занимаются мальчики?

Куда выбежал один из мальчиков?

Давайте дадим имя мальчику.

Что случилось на речке?

Кто помог ему?

Y . Подготовительная работа с текстом.

1. Первичное знакомство с текстом изложения «Случай на реке».

Случай на реке.

Стоял морозный солнечный денёк. На речке девочки катались на коньках. Мальчики лепили снеговика.

Коля выбежал на тонкий лёд. Лёд затрещал. Коля провалился в воду и закричал.

На крик прибежал дядя Егор. Он бросил мальчику доску. Коля ухватился за неё и вылез из воды.

2. Вопросы к тексту.

1. Какой стоял денёк?

2. Что делали мальчики?

3. Что делали девочки?

4. Куда выбежал Коля?

5. Что произошло с тонким льдом?

6. Что случилось с Колей?

7. Кто прибежал на крик?

8. Что он бросил мальчику?

9. Как Коля вылез из воды?

3. Орфографическая подготовка.

а). Проверь по словарю

М о розный, дев о чки, к о ньках

б). Выпиши из текста имена собственные

К оля, дядя Е гор

в). Выпиши из текста слова с сочетанием ЧК, ЧН

солне чн ый, ре чк а, дево чк и

г). Раскрой скобки

(На) речке – на речке

(на) коньках – на коньках

(в) воду – в воду

(при)бежал – прибежал

г). Прочитайте трудные слова по слогам. Обратите на них внимание, когда будете писать изложение.

с о лне чн ый, сн е г о в и ка, выб е жал, ухв а тился, за неё

YI . Физкультминутка.

4. Составление плана.

План

    Какой стоял денёк?

морозный, солнечный

    Где играли дети?

на речке

    Чем они были заняты?

катались на коньках, лепили снеговика

4. Что случилось с Колей?

выбежал на тонкий лёд, затрещал, провалился в воду и закричал

    Кто спас Колю?

прибежал, бросил доску, ухватился за неё

    Самостоятельная работа.

а). Запись текста в тетради.

Письменно перескажите текст. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами.

б). Проверка.

YI . Подведение итогов.

YII . Рефлексия.

Развитие речи

3 класс

Учимся писать изложение.

Афиногенова Ж.Е., учитель начальных классов


Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части.

Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается?

Лёд на реке.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд крепкий.


Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать?

Прочитайте текст правильно .

Лёд на реке.

Было чудесное утро. Мороз сковал реку.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий.

Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий.

Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести.

Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил.

Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.


Придумайте название к каждой картинке.

2. Проверка льда.

3. На середине реки.

1. Морозное утро.

6. Спасение детей.

4. Лёд не выдержал тяжести.

5. Дети очутились в воде.


Перескажите текст по картинкам и плану.

План.

  • Морозное утро.
  • Проверка льда.
  • На середине реки.
  • Лёд не выдержал тяжести.
  • Дети очутились в воде.
  • Спасение детей.

Слова - помощники.

  • Чудесное утро, сковал.
  • Радостный крик, бросали, крепкий.
  • Трое, бегать, середине, тонкий.
  • Упал, на него, другие.
  • Цеплялись, кромку льда, выбились из сил.
  • Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Литература:

http://animashky.ru/index/0-11?20-8 картинки

С. А. Сущевская «Тексты с дырками и хвостами».

«Карапуз», «Гелеос»

С. А.. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать изложения»

3 класс

Издательство Грамотей 2008

С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Русский язык. Комментарии к урокам.

3 класс

«Вентана –Граф» 2007